Израиль - вчера, сегодня, завтра - главная страница
карта сайта  карта сайта   о проекте Мегаполис  кто мы   e-mail  почта  
Израиль - вчера, сегодня, завтра - Главная страница
 

   Главная Наш Израиль География Иерусалим





Наш Израиль

История
Общество
Религия
Культура

География
Побережье
Голаны
Галилея
Иерусалим
Иудея
Мертвое море
Негев

Туризм
Экономика







География Израиля. Иерусалим

  • Старый город
  • Старый город - продолжение
  • Новый город
  • Новый город - продолжение

    Старый город



    Любой путь в Иерусалим, какой бы вы ни избрали, приведет вас в этот город по следам паломников, совершавших это путешествие в течение тысячелетий.
    Возвышающаяся среди гор столица царя Давида - был, есть и всегда будет самым святым городом для евреев всего мира.
    В те годы, когда власть в городе принадлежала евреям, он всегда был столицей страны. Даже в эпоху изгнания город всегда оставался для евреев символом Родины, и повторяли они раз за разом в своих молитвах:
    Ба шана абаа ба Иерушалаим -
    На будущий год в Иерусалиме
    В этом году Иерусалиму исполняется 3.000 лет - три тысячи лет с тех пор, когда царь Давид захватил этот город и сделал его своей столицей.
    Его сын, царь Соломон, правивший в в 967-928 годах до нашей эры, построил Первый Храм.
    В результате археологических раскопокнайдены фрагменты основания стены этого храма и их можно видетьво время экскурсии по старому городу.
    В 586 г. до нашей эры вавилонский царь Навуходоносор захватил Иерусалим, разрушил храм и увел в рабство часть населения страны. Но через 23 года персы освободили евреев и позволили им вернуться.
    Через 20 лет был построен величественный Второй Храм. Он не сохранился, и мы можем видеть его только на макетах, составленных на основании воспоминанй современников.



    Описания величия Второго Храма можно найти в работах Иосифа Флавия. Точная модель Второго Храма, выполненная израильскими мастерами в масштабе 1:50, находится на территории отеля "Холилэнд" к юго-востоку от горы Герцля. Модель была построена в период между 1964 и 1970 годами и полностью воспроизводит Иерусалимский храм в со- ответствии с описаниями и документами, дошедшими до нашего времени. Даже материал был использован аналогичный оригиналу.

    После персов Иерусалим еще несколько раз переходил из рук в руки. В конце концов, город стал столицей независимого Хасмонейского царства, которое просуществовало до 63 г. до н. э.
    В дальнейшем город стал провинцией Римской империи, и ставленник римлян царь Ирод много сделал для развития города.
    Евреи не хотели мириться с жестокостью римлян и в стране вспыхнуло восстание. Эта война, получившая название Иудейской, подробно описана историком тех дней Иосифом Флавием, евреем, сотрудничавшим с римлянами. Если Вы собираетесь в Иерусалим, прочтите "Иудейскую войну" Фейтвангера.

    В Иерусалиме наших дней богатое историческое наследие Святого города переплетается с динамичным темпом столицы Израиля. Нигде контрасты Израиля не проявляются так ярко, как в Иерусалиме. Стены Старого города и торговые центры нового города. Римские арки, византийские рвы, стены, возведенные крестоносцами, и крепостные валы времен Оттоманской империи. Иерусалим являет собой огромную красочную мозаику. Иудейские, христианские и мусульманские святыни.
    Стена Плача, виа Долороса, Церковь гроба Господня, сверкающие купола на Храмовой горе и Святилище книги, где хранятся рукописи Мертвого моря, насчитывающие 2000 лет. Витражи Шагала в медицинском центре Хадаса. Скорбный мемориал катастрофы Яд-Ва-Шем. Образцы архитектурного искусства, такие как здания Кнессета и Верховного суда и даже мельница.
    В Иерусалиме каждый найдет что-то для себя. Можно провести целые дни, посещая музеи, которых здесь множество, - от музея Израиля до башни Давида, от музея библейских стран до музея ислама. Захватывающе интересны места археологических раскопок. Иерусалим круглый год предлагает разнообразную программу культурных мероприятий - музыкальных, драматических, танцевальных, художественных - на улицах, в концертных залах и исторических местах города. Побродите по Иерусалимскому лесу и горам, окружающим город. Пройдитесь вдоль древних крепостных стен и по живописным прогулочным тропам «Шеровер» и «Хаас».
    Иерусалим - мечта для тех, кто любит пешие прогулки. Разнообразные маршруты пешеходных экскурсий позволят вам побывать в любом уголке города.
    Иерусалим - это и музей под открытым небом, и динамичный современный город, в котором прошлое живет бок о бок с настоящим. Уникальный характер Иерусалима завораживает все чувства. Это и золотой ореол заходящего солнца, отражающийся в каждом здании, облаченные в черные одежды мужчины и мальчики с пейсами, спешащие в синагогу, и перезвон церковных колоколов, и голос муэдзина, созывающего прововерных на молитву, и толпы народу, спешащие по своим повседневным делам в этом самом волшебном городе мира. Только посетив этот город, можно понять, что захватывающая сегодняшняя действительность под стать своему историческому прошлому.
    Тем, кто приезжает в Иерусалим за духовной пищей, и тем, кто просто хочет развлечься в отпуске, легендарный многоликий город обещает исполнение любой мечты и надежд.
    Уже 3 тысячи лет само название города отождествляется с совершенством и духовностью, деятельностью и созерцанием. И сегодня, как и в библейские времена Иерусалим одновременно является целью бесчисленных паломников, резиденцией правительства и полным жизни городом, где можно заниматься всем - как светским, так и религиозным. Прогулка по некоторым неповторимым кварталам города позволяет проникнуться их уникальной атмосферой: это Ямин Моше, что за долиной напротив Старого города с его фешенебельными особняками и картинными галереями; Театр «Хан», размещающийся в здании оттоманского периода: немецкая и итальянская колонии... Меа Шаарим (Сто ворот), населенный религиозными евреями, перенесшими сюда атмосферу восточноевропейского местечка... Кнессет - израильский Парламент и величественное здание Верховного суда Израиля, перед которыми разбит розовый сад с тысячами цветущих кустов... бульвар Хаас, откуда открывается незабываемая панорама Старого города, обнесенного стенами. Возможностям и впечатлениям нет конца.

    Иерусалим откроет вам лик прошлого и богатство настоящего во всем их нногоообразии - от археологических "парков" до произведений знаменитых мастеров - от «стебайла» Калдера до гобеленов Марка Шагала в Кнессете и его знаменитых витражей из цветного стекла в медицинском центре Хадасса. Одинаково живы и доступны для нас реликвии и знания, сосредоточенные в больших и малых городских музеях, дающие представление буквально обо всем - от 3-х тысячелетней истории Иерусалима до современного искусства.
    Те, кто направляется в Иерусалим, "возносятся» физически и духовно, поднимаясь по заросшим хвойными лесами Иудейским холмам к Священному городу трех религий: христианства, иудаизма и ислама.
    Неважно, приближаетесь ли вы к городу со стороны раскинувшейся на западе прибрежной долины или от Иудейской пустыни на востоке - контраст все равно остается сильным и впечатляющим. Даже сам воздух становится острее и чище.
    Приближаясь к Иерусалиму с любой стороны, вы сразу почувствуете, что этот город не похож на все другие. Раскинувшись среди гор и долин, названия которых уходят в тьму веков, старинные и новые кварталы сосуществуют в добром соседстве. Согласно вековой традиции, каждое здание в городе отделано камнем, который добывают на окрестных холмах - известняком теплых золотистых тонов, или как его еще называют иерусалимским камнем, откуда и произошло имя города «Золотой Иерусалим».
    Бросающееся в глаза разнообразие одежды на городских улицах свидетельствует о плюрализме Иерусалима. Подростки в единой для всего мира униформе - футболке и джинсах проносятся мимо облаченных в традиционные одежды верующих всех исповеданий... соблюдающих традиции евреек и мусульманок в похожих головных уборах и закрытых платьях... "богемных" завсегдатаев... господ в традиционных черных лапсердаках и шляпах, являющихся отличительным признаком ортодоксальных иудеев.
    Подобные контрасты и разнообразие проявляются во всем - от рождественских хоров до рок-концертов, от восточных базаров до кондиционированных торговых центров - каньонов. Прогуляйтесь по историческим местам или приобщитесь к музейным сокровищам. Пообедайте чем угодно - фалафелем или жареным барашком, пиццей или деликатесами для гурманов.
    Иерусалим является прекрасным местом для проведения международных форумов, конгрессов, конференций, ярмарок и выставок. Десятки тысяч представителей со всего мира получают удовольствие от возможности сочетать бизнес и отдых в этом уникальном мировом центре культурной и духовной жизни.
    Современный Иерусалим предоставляет вам самые разнообразные возможности для отдыха - от пабов и танцевальных залов до ярмарок и фестивалей. Зарубежные гастролвры дают представления в театрах и на улицах во время ежегодного израильского фестиваля, проходящего с мая по июнь. В августе в переулках напротив стен стен Старого города, где расположены владения художников, щедро представлены произведения искусства и ремесел, а в синематеке в это время демонстрируются фильмы любых киножанров.

    Пение рожка и симфоническая музыка слышны из концертных залов от весны до осени, а джазом и кантри можно насладиться в уединенных местах отдыха и кафе. Ваши пристрастия в еде и покупках будут полностью удовлетворены в изысканных иерусалимских ресторанах, на рынке Махане Иегуда, на базарах Старого города или древнего Кардо, где раскопанная улица византийского периода и магазины на ней олицетворяют ожившую старину. Одинаково заманчивы магазины, кафе и рестораны на пешеходных аллеях в центре города, где вам подадут утренний кофе с пирожными или ужин с напитками вечером, а молодые мастера-ремесленники предложат свои изделия на улицах и в переулках, вымощенных булыжником.
    Осмотрите драгоценные свитки Мертвого моря в Хранилище Книги, станьте свидетелем Катастрофы в музее Яд Ва-Шем. Прогуляйтесь вдоль древних обителей священнослужителей или побродите по синагогам Старого города, хранящим подлинные сокровища. Посетите всемирно известный Музей Израиля, с его богатейшим археологическим залом и уникальными коллекциями - от иудейской символики до современных картин и скульптур. Каждая сокровищница - это еще один вклад в копилку Иерусалима, которая собиралась тысячелетиями. Все это вместе и делает Иерусалим центром притяжения для всего мира. И совсем не удивительно, что древний картограф, составляя карту мира, поместил Иерусалим в его центре. Согласно легенде, при сотворении земли Бог дал ей десять измерений красоты. Девять из них были отданы Иерусалиму, а последнее было рассеяно по всему миру. И каждый из вас может приобщиться к этой красоте.

    Старый город занимает территорию около трети той, которую занимал Второй храм во время Христа. Он обнесен городскими стенами толщиной в 2,5 метра, высотой в 12 метров и длиной 4000 метров.
    До наших дней сохранилась только часть западной стены Храма длиной 156 метров, называемая "Стеной плача". Она является национальной святыней еврейского народа. Каждый человек, посещающий это место, обычно вкладывает в стену записку с пожеланием. Это очень трогательная процедура. Кстати, записки вкладывают не только евреи, но и люди разных вероисповеданий. К "Стене плача" можно пройти через Яффские ворота, арабский базар и еврейский квартал Старого города. Интересно отметить, что во время Иорданской администрации в старом городе евреям не разрешалось посещение "Стены плача".пройти через Яффские ворота, арабский базар и еврейский квартал Старого города. БикЮ Во время Иорданской администрации в старом городе евреям не разрешалось посещение "Стены плача".
    Нынешние стены были возведены в середине XVI века султаном Сулейманом Великим. Сохранились все восемь ворот, ведущих в город.
    Посещение Иерусалима лучше начинать с обзорной площадки на Маслиничной горе. Это самая высокая из окружающих Иерусалим гор. Ее высота 793 м. На севере от нее гора Скопус (Гар а'Цофим — гора наблюдателей), на юго-востоке — гора Поругания (Гар Ашпала). Попасть на нее можно, если ехать вдоль стены по улице Сулеймана, затем свернуть направо по улице Ерихо и перед Церковью Всех Наций свернуть налево по узкой, очень крутой улочке и проехать еще 500 метров. Здесь открывается незабываемый ландшафт города. Можно сфотографироваться на фоне города, сидя на верблюде. Прямо перед обзорной площадкой старое еврейское кладбище. Склоны горы покрыты старыми и молодыми оливковыми деревьями. Они и дали горе имя, сохранившееся на протяжении 30 веков. С вершины этой горы передавались знаки и сигналы горящими факелами по вершинам гряды гор в Вавилон.

    (Я хочу обратить Ваше внимание - я специально выделил отдельный раздел для описания христианских святынь: см. Туризм -> Христос )

    Насладившись общим видом города, продолжим нашу экскурсию. Спустившись с горы, пройдем к Кедронской долине. Там есть много гробниц с названиями, связанными с историей. Например, "Столп Авессалома". По преданию, его воздвиг сын Давида для собственного увековечивания. Или гробница Иосафата, в которой в 1842 году нашли очень древний текст Танаха.
    В Кедронской долине находится источник Гихони. Он скрыт в пещере, разделенной на два грота. Это единственный водный источник Иерусалима. Доступ к нему был жизненно важным во время осад города. Этим воспользовался Давид, завоевывая город. Иудейский царь Хезкия в 8 веке до н.э. замаскировал источник и отвел его воды по подземному туннелю в город.
    Табличка, найденная в туннеле, описывает встречу землекопов, которые рыли его с двух сторон. Туннель имеет форму "S", длиной 533 м и высотой 1,8 м. К источнику ведут последовательно 15, а потом еще 17 ступеней. Силоамская купель почитается и христианами.
    Источник Гихон и Силоамская купель находятся на территории Города Давида. В настоящее время на холме библейской горы Офель находится деревня Сильван. Это древнейшая часть Иерусалима. Здесь пять тысяч лет назад родился Иерусалим. Во время раскопок были обнаружены различные уровни древнего города. Остатки стен толщиной в 2,5 метра найдены на восточном склоне холма. Удалось раскопать остатки сооружений, относящихся к эпохам ханаанцев и асмоников, эпохи иудейских царей (VIII — VII вв. до н.э.).
    Теперь наша цель — Старый город. В него можно попасть через семь действующих ворот. Дамасские или Шхемские ворота — самые красивые, богато украшены орнаментом. Они были построены в 1537 году во времена Сулеймана Великого. От них начиналась дорога на Дамаск и Шхем (Наблус). Раскопки вблизи ворот привели к открытию римской площади, в центре которой стояла колонна со статуей Императора Адриана. От колонны отсчитывали расстояния до других городов. Под Шхемскими воротами раскопаны ворота времен II века до нашей эры и возле них лестничная площадка. Сюда можно подняться по винтовой лестнице к самой высокой точке, полюбоваться панорамой и совершить прогулку по городской стене до Яффских ворот в одну сторону или до ворот Ирода в другую. В 1979 году вошел в строй пешеходный туннель, сокращающий путь от Шхемских ворот до Стены плача. Новые ворота были пробиты в 19 веке, а точнее в 1887 году и сократили путь между христианским кварталом и учреждениями церкви за пределами города. Они были заперты с 1948 года и до 1967 года. Недалеко от Новых ворот по улице Шивтэй Исраэль находится монастырь "Нотр-Дам де Франс", основанный в 1887 году. Он был пристанищем для пилигримов, совершающих паломничество на Святую Землю. Сегодня монастырь принадлежит Ватикану. Ворота Сиона соединяют Армянский квартал с горой Сион. Отсюда и название. Иногда их называют еще "Ворота Еврейского квартала". Через них в квартал ворвались бойцы Пальмаха (военные соединения, предшествующие Армии Обороны Израиля) во время войны за независимость в 1948 году.
    Навозные ворота, расположенные на юге вблизи Стены плача. получили свое название в давние времена. Через эти ворота вывозили мусор на городскую свалку, которая находилась в Кедровской долине. Они очень узкие и низкие. Их ширина с трудом позволяет пройти человеку с ослом. У этих ворот находится экскурсионное бюро, которое организует экскурсии по Старому городу.
    Золоченные ворота относятся к памятникам новой эры. Их называют еще и "Ворота Милосердия". Существует легенда, по которой во времена турецкого владычества мусульмане заложили ворота кирпичной кладкой, так как по еврейской традиции Мессия должен пройти через эти ворота м освободить город Давида от иноверных.
    Львиные ворота построены в 1538-1539 гг. Свое название они получили по барельефам с изображением льва — символа вождя мамлюков. Интересно, что и в гербе города изображен лев. Их называют также "Ворота святого Стефана". Согласно легенде, он был замучен поблизости от них. Через эти ворота израильские парашютисты вошли в Старый город по направлению Храмовой горы во время шестидневной войны.
    Ворота Ирода, находящиеся в северо-восточной части городской стены, называют так, потому что находящаяся недалеко от них церковь ошибочно принималась за дом Ирода Антипы (сына Ирода Великого), к которому был послан Христос. Иногда эти ворота называют "Цветочные", возможно, из-за укращающих их цветочных гирлянд. Арабы называют их "Ворота лунатиков" по названию соседнего кладбища. Напротив ворот Ирода находится музей Рокфеллера.
    Это крупный археологический музей и научно-исследовательский центр. Музей открыт в 1930 году. Ранее назывался Па- лестинским археологическим музеем. Он открыт с 10 до 16 часов ежедневно, кроме вторника. И наконец — Яффские ворота. Они пользуются наибольшей популярностью у туристов. Это связано с тем, что от них удобнее всего совершать прогулки по Старому городу. Вблизи ворот находится информационнотуристическое бюро. Они же и наиболее приближены к городскому транспорту. От Яффских ворот начиналась дорога, ведущая в Яффо — главный порт на Средиземном море того времени. И сегодня улица, ведущая к воротам, называется улицей Яффо.
    Ворота построены в 1537 году. В 1898 году их расширили для проезда кареты германского императора Вильгельма. Через Яффские ворота вошел в Старый город английский генерал Алленби после разгрома турецких войск в 1917 году.

    Цитадель Давида находится рядом с Яффскими воротами. Название "башня Давида" неверно и называется так в духе народных традиций. Первое укрепление было построено хасмонеями для защиты городских ворот. Ирод Великий построил на фундаменте укрепления цитадель, которая являлась мощным опорным пунктом и одновременно служила защитой царского дворца. Цитадель имела три башни имени Гиппикус, Фасаэль и Мариамна. Так звали друга, брата и жену Ирода. Крестоносцы не смогли овладеть цитаделью приступом и его гарнизон сдался только после падения города. Цитадель восстановили крестоносцы и обновили мамлюки в период Оттоманской империи. До наших дней сохранилась только нижняя часть башни Фасаэля. Над цитаделью возвышается мина- рет, относящийся к XII веку. Сегодня цитадель служит этно- графическим музеем. Один из экспонатов музея — замечательный макет Иерусалима работы Стефана Илльса (19 век).
    Два главных рынка начинаются от Яффских и Дамасских ворот. Они тянутся по двум историческим улицам Иерусалима — Декаминиус и Кардо Максимум — со времен Рима и Византии и отличаются разнообразием и пестротой. Стоит побродить, поглазеть, а может и купить приглянувшийся товар.
    Пройдем по кварталам Старого города.

    Еврейский квартал

    Территориально он примыкает к Армянскому кварталу, а на севере, в районе Стены плача, граничит с Мусульманским кварталом.
    Еврейский квартал расположен в том месте, где во времена Второго храма была территория Верхнего города, заселенного в те времена знатью.
    В течение веков еврейская община ютилась по восточному склону Сионской горы. К концу XIX века, с началом строительства новых кварталов за пределами стен Старого города, число жителей еврейского квартала начало быстро убывать. В тридцатых годах нашего столетия, когда возникает напряженность в отношениях с арабами, процесс исхода нарастает. К моменту образования государства Израиль численность сократилась до 1000 человек. Сегодня здесь живет свыше 6000 евреев.
    После воссоединения Иерусалима началось интенсивное восстановление квартала. Построено множество жилых домов, реконструируются знаменитые синагоги. Сейчас территория Еврейского квартала представляет собой настоящий лабиринт переплетающихся между собой средневекового типа улочек и переулков, застроенных домами своеобразной архитектуры. В ансамбль квартала органично вписываются здания синагог, йешив, кафе и магазинов.
    Знакомство с историко-археологическими местами квартала начнем с комплекса "Четырех синагог", находящегося на площади Тиферет Иерушалаим.
    Войдя в Старый город через Сионские ворота, видим автомобильную стоянку, устроенную на площади Тиферет Иерушалаим для жителей Еврейского квартала. По левую сторону площадь ограничена улицей Хабадников. Идем по ней до невысокого минарета мечети, вклинившейся между двумя жилыми домами. От мечети сворачиваем на площадь и идем вдоль автомобильной стоянки. Справа, вдоль крепостной стены, тянется территория археологических раскопок.
    Здесь можно увидеть остатки сооружений времен крестоносцев и византийского периода, а также руины башни времен мамелюков.
    С этой же площади, от угла городской стены, у бетонного остова современного амфитеатра, можно спуститься к раскопкам грандиозной византийской церкви "Нея", построенной во времена правления императора Юстиниана (VI век н.э.). В ходе работ откопана стена, толщиной семь метров, основанием которой служит естественная скала. В стене выдолблена выемка диаметром 5 м. Видимо, это был боковой придел церкви. Территория церкви продолжается под примыкающими к площади новостройками.
    В этом районе обнаружено 6 огромных подземных сводчатых помещений. В одном из них найдена надпись времен Юстиниана. Камень с этой надписью хранится в Музее Израиля.
    Дойдя до конца площади, поворачиваем влево. В этом месте от площади уходит вниз улица Батей Махасэ. Если продолжить по ней движение, то через две-три минуты мы окажемся у Стены плача.
    Проходим мимо сложенного из розоватого камня трехэтажного здания. Это "Метивта йешива". От этого здания по деревянному лестничному маршу спускаемся ко вновь отстроенному комплексу из четырех действующих синагог. Первоначально они были построены в XVI веке сефардскими евреями и были центром еврейской общины. По преданию, рабби Иоханан Бен-Заккай, величайший знаток талмудического учения своего времени, именно здесь в последний раз молился перед уходом из Святого города, осажденного римлянами. Здесь же на протяжении веков посвящался в сан главный раввин сефардов, носивший титул "Ришон Лецион" (Пер- вый в Сионе). В этом месте капитулировали последние еврейские защитники Старого города в мае 1948 года.
    Все синагоги комплекса находятся в одном здании и представляют собой скромных размеров молельни. Войдя-в здание, мы попадаем сразу в самую большую из синагог, которая носит имя рабби Бен-Заккая. Стена у амвона украшена росписью в голубых и золотых тонах по иерусалимским мотивам. Из этой синагоги три двери ведут в помещения других синагог. Слева синагога Илияу (св.Илии). По преданиям, в библейские времена, на этом месте также стояла синагога, в которой пророк Илияу собрал людей для службы Судного дня. В синагоге Илияу и сейчас демонстрируют кресло, на котором, как утверждают, восседал пророк. Интерьер синагоги украшает резная деревянная арка XVI века, доставленная из Италии. Направо вход в Истамбульскую синагогу, названную так потому, что до 1948 года в ней молились, в основном, выходцы из Турции. Синагогу украшает арка XVIII века из Анконы (Италия). Средняя дверь ведет в синагогу, которая так и называется "Эмцаи" (средняя). Это самая маленькая из четырех синагог.
    Побывав в этих синагогах, поднимаемся наверх и сразу же сворачиваем направо на улицу Мишмарот а'Шхуна. Эта улица приводит нас к самым знаменитым синагогам Иерусалима. Мы стоим у синагоги Рамбам, которая была основана в 1267 году и названа в честь знаменитого еврейского мыслителя рабби Моше Бен-Нахмана (Маймонид), выходца из Испании. (Рамбам — аббревиатура имени рабби).

    Наше внимание сразу же привлекает величественная арка над реконструируемым зданием — это синагога Хурва (дословно — руина). "Хурва", построенная в XIX веке, была большим, богато ук- рашенным сооружением и стояла на руинах синагоги, воздвигнутой в 1700 году и спустя 20 лет разрушенной. К ней можно подняться по ступенькам от синагоги Рамбам.
    Пересекаем площадь, лежащую справа от синагоги Рамбам. От площади прямо уходит улица Тиферет Исраэль. Примерно в 10 метрах от угла этой улицы, у входа в сувенирный магазин "Мансур", вверх, вдоль стены, ведет каменная лестница. Под- нявшись по ней, увидим фасад с арками. Это все, что осталось от четырехэтажной синагоги Тиферет Исраэль, которая более известна как синагога Нисана Бека. Синагога была возведена в середине XIX века. В этот период руководителем еврейской общины Иерусалима был Нисан Бек, который сделал много для успешного завершения строительства этой синагоги.
    Пройдя сквозь арку, которой оканчивается улица Тиферет Ис- раэль, окажемся у "Археологического сада". Здесь можно осмотреть впечатляющие руины церкви времен крестоносцев.
    Справа от стены, ограждающей сад. лестница в несколько маршей ведет вниз к Стене плача. По другую сторону от лестницы возвышается недостроенное монументальное здание йешивы "а отэль" и примыкающее к нему здание современной архитектуры, в котором находится йешива "Порат Йосеф".
    С площадки лестницы перед последним маршем открывается вид на раскопки у стены, ограждающей Храмовую гору. Прямо перед нами, на восточном склоне Масличной горы хорошо прос- матриваются застекленные арочные проемы фасада отеля "Ин- терконтиненталь". Справа от Масличной горы, на вершине горы Поругания (гар Ашпала), сквозь густую листву проглядывает здание францисканского монастыря.

    (Продолжение в следующем разделе).







  •   ©1996-2007   Megapolis Org   E-mail:   info@megapolis.org