|
|
|
Наш Израиль
История
Общество
Нации
Политика
Киббуцы
Армия
За мир
Религия
Культура
География
Туризм
Экономика
|
|
|
|
Израильское общество. Нации
Евреи ашкеназы
Евреи сефарды
Эфиопские евреи
Арабы мусульмане
Арабы христиане
Бедуины
Друзы
Евреи сефарды
Сефардами в Израиле называют выходцев из стран востока : Марокко, Ирака, Ирана,
Ливии, Ливана, Йемена, Туниса, Алжира, бывших советских республик Средней Азии
и Кавказа.
Они прибыли в Израиль в 50-е годы, уже после образования государства.
Выходцы из каждой страны имели свои обычаи, культуру, в значительной степени
отличающуюся от культуры выходцев из Европы. Пожалуй, главной их особенностью
является уважение к семье, роду. Они хорошо сохранили еврейские традиции.
Большинство из них оставило дома и нажитое имущество.
Социалистическое правительство Израиля, верное идее "Плавильного котла",
допустило крупные ошибки в приеме этих волн алии. Их религиозность
подвергалась осмеянию. Детей отрывали от родителей и передавали в киббуцы
"Чтобы освободить их от мракобесия". Социалисты всегда знают лучше людей,
что им надо - и не только в Израиле. Была грубо подорвана основа основ
сефардов - патриархальное правление. Этим людям, не имеющим хорошего образования,
изначально была уготована участь второго сорта.
Они долгое время оставались необразованными, разбросанными по городам развития,
не имея своих представителей в органах власти. Последствия не заставили себя
долго ждать - мощные выступления "Черных пантер" заставили обратить на себя
внимание и заняться их проблемами.
Большой вклад в создание их фактического равноправия внесло пришедшее к
власти в 1977 году правительство Ликуда во главе с Менахемом Бегиным.
Были реализованы программы дошкольного воспитания, специальные школы,
программы поступления в вузы, программа строительства социального жилья.
Сегодня сефарды занимают важное место в политической и экономической
жизни страны: в кнессете, в правительстве, в профсоюзах, в армии, в экономике.
Многие культурные традиции выходцев из стран Востока стали сегодня составной
частью израильской действительности. Восточные мелодии звучат по всей стране.
На праздник марроканских евреев - мимуну, отмечаемую на второй день после
Песаха, собираются многие тысячи выходцев из других стран. Браки ашкеназов с
сефардами давно стали обычным явлением.
Но последствия недальновидной политики абсорбции 50-х годов ощущаются
до сих пор.
Я думаю, самой главной задачей сегодняшнего дня является выделение крупных
денежных средств на образованиев городах развития, привлечение туда хороших
учителей, обеспечение современными компьютерами каждого ребенка и хорошо
налаженная система обучения работы на них.
Взрослые, работающие в городах развития на малоквалифицированных работах
и поэтому подверженные высокому уровню безработицы, малообразованные и
получающие минимальную зарплату, вряд ли смогут подняться по социальной
лестнице. Но их детям надо дать шанс. Власти должны понять, что от этого
будет лучше не только им, но и всем израильтянам.
Следует отметить партию ШАС, превратившуюся сегодня из маленькой группы
сефардских учеников литовских ешив в мощную силу, обьединяющую не только
религиозных, но и светских сефардов. Их много критикуют за стремление
урвать у государства побольше денег. Но они действительно заботятся
о своих избирателях. У них хорошие детские сады, их школы материально
обеспечены, они действительно помогают бедным. Партия ШАС помогает
сефардам чувствовать себя равноправными людьми в стране.
|
|
|
|
|