Тора. Недельный комментарий.

Тора, история, заповеди, традиции, праздники

Модератор: Moderator16

Аватара пользователя
Борис Бердичевский
Ветеран интернета
Сообщения: 29353
Зарегистрирован(а): 17 ноя 2001, 02:00
Откуда: Израиль, Беэр-Шева, которой ~3700 лет
Контактная информация:

Тора. Недельный комментарий.

Сообщение Борис Бердичевский » 16 апр 2005, 21:18

Решил вот ввести у нас на Форуме новую традицию, которая однако довольно древняя у евреев.
Недельная глава Торы. Мне показалось, что именно глава прошедшей субботы была наиболее актуальна не только для нашего форума, но и вообще для всех.
Комментарий Нахума Пурера, "Еврейский камертон".

Книга "ВАИКРА".
Раздел "МЕЦОРА"


СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА
Продолжая тему ритуальной нечистоты, Тора рассказывает об очищении "прокаженного" ("мецора"). Этот процесс занимал неделю. "Мецора" должен был принести серию жертв и окунуться в микву, после чего коэн объявлял его чистым. Если "мецора" был беден, ему разрешалось отдать в жертву более дешевых животных.
Далее описывается "проказа" домов в Эрец-Исраэль. Как только на стенах появлялись первые "язвы", из дома выносили вещи, а когда диагноз "цараат" подтверждался, из кладки выламывали пораженные камни и со стен удаляли всю штукатурку внутри и снаружи. При повторном появлении таких "язв" дом полностью сносили.
Следующая тема - "нечистые" половые выделения у мужчин и женщин. Человек с "истечениями" должен был избегать контактов с другими людьми и предметами. Сообщается порядок восстановления ритуальной чистоты в подобных случаях.

ШКОЛА ЗЛОСЛОВИЯ
"Да будет это законом о прокаженном..." ("Азот тихье тора а-мецора" -14:2).
Мудрецы учат, что "негаим", язвы "проказы", описанные в разделах "Тазриа" и "Мецора, это наказание свыше, в первую очередь, за "злую речь". Само слово "мецора", прокаженный, состоит из "моци" и "ра", дословно, "изрыгающий зло" (из своих уст).
Под словом "ра" подразумевается, в первую очередь, "лашон а-ра", злословие, клевета, наговоры, хотя выражение "моци-ра" относится и к другим видам "плохой" речи, таким, как ложь и сквернословие.
"Лашон а-ра" считается таким тяжким грехом, что мудрецы сочли возможным значительно расширить сферу запрета, поставив вокруг нее предохранительные барьеры. Во многих ситуациях нам запрещено говорить не только плохое, но и хорошее о человеке, чтобы не спровоцировать негативное замечание типа: "Вот вы его хвалите, а зря. Недавно он...".
Нельзя также высказывать суждения, которые хотя и не являются осуждающими сами по себе, но могут быть истолкованы отрицательно. Допустим, вы сказали: "У Реувена всегда много гостей". Вы хотели его похвалить, но кое-кто решит, что Реувен любит шумные застолья с выпивкой.
Такая форма речи называется "авак лашон а-ра" - "пыль злословия", и к ней нельзя прибегать даже с самыми лучшими намерениями.
Меня зовут Барух Борис. Ани маамин бэ эмуна шлема...
Про «палестинцев»: «Они ревность Мою вызывали небогом... Я в них ревность вызову ненародом»
Мы -- здесь, они -- там! Мы здесь, в Израиле, они там, в арабских странах! | http://www.borisba.com

Аватара пользователя
Борис Бердичевский
Ветеран интернета
Сообщения: 29353
Зарегистрирован(а): 17 ноя 2001, 02:00
Откуда: Израиль, Беэр-Шева, которой ~3700 лет
Контактная информация:

Сообщение Борис Бердичевский » 16 апр 2005, 21:25

Продолжение.

МУДРЫЙ КОРОБЕЙНИК
На эту тему рассказывают притчу о коробейнике, который пришел в город, где жил рабби Янай, и предложил местным жителям необычный товар - эликсир жизни (дело было в Эрец-Исраэль более 17 веков назад). Рабби Янай захотел купить эликсир, но коробейник
отказал ему: "Этот состав не для людей такого калибра, как вы, ребе".
Рабби Янай настаивал и в конце концов коробейник уступил. Он открыл книгу Псалмов и прочел стих: "Кто человек, желающий жизни, любящий долголетие, чтобы видеть добро? Стереги язык свой от зла и уста свои - от лживых слов..." ("Теилим", 34:13-14).
Цитата потрясла мудреца. "Всю свою жизнь, - сказал рабби Янай, - я читал этот стих, и мне в голову не приходило, как широко его значение, пока не пришел этот торговец и не показал мне".
Но что такого нового сообщил ему коробейник? Рабби Янай считал награду за чистую речь человек получает только в Мире грядущем. Ему не приходило в голову, что, избегая греха "лашон а-ра", можно неплохо "заработать" и в этом бренном мире.
Предлагая "эликсир жизни" - умение владеть своей речью, оберегать ее от злословия, - коробейник имел в
виду, что такой "эликсир" реально улучшает здоровье и увеличивает продолжительность жизни. Ведь человек, способный следить за своим языком, избегает ссор с другими людьми и редко испытывает ненависть и гнев - те самые чувства, которые особенно пагубно влияют на сердце, часто приводят к тяжелым болезням и преждевременной смерти. Видимо, не случайно самый "конфликтный" двадцатый век привел к распространению сердечно-сосудистых заболеваний, инфарктов и инсультов. Короче, "лашон а-ра" портит жизнь и ведет к преждевременной смерти, а отсутствие этого греха, наоборот, повышает качество жизни и продлевает ее. Именно это узнал рабби Янай от странствующего торговца.
Кроме того, мудрец извлек из встречи с коробейником еще один важный урок: недостаточно самому избегать злоречия - надо учить этому других людей, нести "эликсир жизни" в массы.
Основатель хасидизма Бааль-Шем-Тов говорил: "Если тебе хочется сказать плохое о ком-то - скажи о себе самом; а если ты хочешь сказать хорошее - скажи о Б-ге".
Меня зовут Барух Борис. Ани маамин бэ эмуна шлема...
Про «палестинцев»: «Они ревность Мою вызывали небогом... Я в них ревность вызову ненародом»
Мы -- здесь, они -- там! Мы здесь, в Израиле, они там, в арабских странах! | http://www.borisba.com

Аватара пользователя
Борис Бердичевский
Ветеран интернета
Сообщения: 29353
Зарегистрирован(а): 17 ноя 2001, 02:00
Откуда: Израиль, Беэр-Шева, которой ~3700 лет
Контактная информация:

Сообщение Борис Бердичевский » 16 апр 2005, 21:30

Окончание.

ВОЛШЕБНАЯ СИЛА СЛОВА
Люди злословят в основном по двум причинам. Во-первых, они не придают значения словам, думая, что все сказанное быстро забывается; во-вторых, принято считать, что слова
безвредны, поскольку они неосязаемы, ими нельзя, например, ударить, как сказано в известной русской поговорке: "Хоть горшком назови, только в печку не ставь".
Первый аргумент опровергается мидрашем, в котором сказано, что сам Б-г приставляет к каждому человеку специального ангела, который записывает на "магнитофон" каждое произнесенное им слово, чтобы после его смерти предъявить ему счет.
А по поводу безвредности слов можно привести комментарий к сегодняшнему разделу. По слову козна решается судьба "прокаженного". Когда "мецора" идет к нему на проверку с явными признаками "проказы", он считается "чистым", пока коэн не произнесет вслух свой диагноз. И наоборот, уже избавившись от кожных поражений, "ме-цора" может вернуться в обычной жизни только после того, как коэн скажет свое веское слово: "Чист!"

ДОБРАЯ ВЕСТЬ
"Когда придете в страну Ханаан, которую Я даю вам во владение, и Я наведу язву проказы на дома в стране владения вашего..." (14:34).
Этот стих начинается как будто с обнадеживающих слов, но завершается угрозой новых кар.
Тем не менее РАШИ считает, что никакой угрозы по существу нет. Наоборот, евреи получили добрую весть. Коренные жители Ханаана знали, что евреи скоро завоюют их страну и поэтому решили заранее спрятать от них свои ценности - замуровать их в стенах домов. Но Б-г обещал пометить стены с тайниками особыми пятнами, напоминающими кожную проказу, чтобы помочь избранному народу завладеть не только недвижимой собственностью язычников, но и их драгоценностями.
Комментатор "Ор а-Хаим" рабби Ха-им бен-Атар (18 век, Ливорно - Иерусалим) объясняет добрую весть иначе. Пока евреи находились в пустыне и жили не в каменных домах, а в походных шатрах, Б-г наказывал их за злословие и другие схожие грехи язвами на одежде и на теле. Позже, когда они войдут в Эрец-Исраэль и обзаведутся домами, Он будет вначале наводить язвы на жилище грешника, а потом, если тот не исправится, на него самого. По словам мудрецов Талмуда, Вс-вышний в милости Своей не карает человека сразу. Он начинает с его дома и одежды, давая возможность одуматься и исправиться. Такой отсроченный порядок наказания и можно считать доброй вестью.
Теперь нам ясно, почему Тора знакомит нас вначале с "язвами" на теле и одежде (в разделе "Тазриа") и лишь в следующем разделе "Мецора" переходит к "цараат" на домах. Кожная "проказа" стала действовать немедленно, когда сыны Израиля еще находились в пустыне, а на стенах домов она возникла лишь через 38 лет, когда еврейские полки под предводительством Иегошуа бин-Нуна перешли Иордан и приступили к завоеванию Земли обетованной...
Меня зовут Барух Борис. Ани маамин бэ эмуна шлема...
Про «палестинцев»: «Они ревность Мою вызывали небогом... Я в них ревность вызову ненародом»
Мы -- здесь, они -- там! Мы здесь, в Израиле, они там, в арабских странах! | http://www.borisba.com

Аватара пользователя
mike2005
Участник со стажем
Сообщения: 310
Зарегистрирован(а): 15 янв 2005, 18:03

Сообщение mike2005 » 16 апр 2005, 23:13

Борис Бердичевский, Решил вот ввести у нас на Форуме новую традицию, которая однако довольно древняя у евреев.
Недельная глава Торы.
Когда я пару месяцев назад только пришел на этот форум, я тоже пытался обсуждать недельную главу.
Но как-то непошло...
Публика была увлечена мешихистскими боями.

Теперь же на форуме мораторий на мешихистские темы.
Как мне кажется мораторий положительно сказывается и на форме и на содержании дискуссий.
Я за продление моратория.
Последний раз редактировалось mike2005 17 апр 2005, 01:10, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
Борис Бердичевский
Ветеран интернета
Сообщения: 29353
Зарегистрирован(а): 17 ноя 2001, 02:00
Откуда: Израиль, Беэр-Шева, которой ~3700 лет
Контактная информация:

Сообщение Борис Бердичевский » 17 апр 2005, 00:43

Да. Жаль, что неверующие практически не обращают свои взоры и слух на такие комментарии.
А ведь происходящее на нашем Форуме является яркой иллюстрацией к данной недельной главе! Сколько конфликтов у нас разгорелось из-за слов, которые подпадают под определение "лашон а-ра"?
Меня зовут Барух Борис. Ани маамин бэ эмуна шлема...
Про «палестинцев»: «Они ревность Мою вызывали небогом... Я в них ревность вызову ненародом»
Мы -- здесь, они -- там! Мы здесь, в Израиле, они там, в арабских странах! | http://www.borisba.com


Shmulko
Участник со стажем
Сообщения: 665
Зарегистрирован(а): 20 июн 2004, 14:00
Откуда: Northern Europe

Сообщение Shmulko » 17 апр 2005, 01:22

Никто не знает, где можно Хафец Хаима скачать на иврите?

Лашон а-ра это большая проблема... Сколько не пытаюсь следить за речью, но все равно срывается.. :51:
What beats Global Warming? Nuclear Winter!

Аватара пользователя
Борис Бердичевский
Ветеран интернета
Сообщения: 29353
Зарегистрирован(а): 17 ноя 2001, 02:00
Откуда: Израиль, Беэр-Шева, которой ~3700 лет
Контактная информация:

Сообщение Борис Бердичевский » 17 апр 2005, 09:49

mike2005,
спасибо за отличную ссылку. Читал и поражался: сколько это раз на дню, в неделю, в месяц, год я лично совершаю грех "лашон а-ра"! :27:
Вкратце законы против лашон а-ра можно свести к одной сентенции: никогда, ни при каких обстоятельствах не говорить плохого о другом человеке. Даже если это правда. Даже с целью пошутить.
Если хотя бы это будет выполняться, уже процентов на 80 законы против лашон а-ра будут соблюдены. :ic1:
Меня зовут Барух Борис. Ани маамин бэ эмуна шлема...
Про «палестинцев»: «Они ревность Мою вызывали небогом... Я в них ревность вызову ненародом»
Мы -- здесь, они -- там! Мы здесь, в Израиле, они там, в арабских странах! | http://www.borisba.com

Аватара пользователя
Борис Бердичевский
Ветеран интернета
Сообщения: 29353
Зарегистрирован(а): 17 ноя 2001, 02:00
Откуда: Израиль, Беэр-Шева, которой ~3700 лет
Контактная информация:

Сообщение Борис Бердичевский » 17 апр 2005, 09:51

В свое время многие увлекались знаменитыми трудами Д. Карнеги. Оказывается, он никаких Америк не открыл: такую модель поведения предписывала Тора, которая на несколько тысячелетий старше Карнеги.
Меня зовут Барух Борис. Ани маамин бэ эмуна шлема...
Про «палестинцев»: «Они ревность Мою вызывали небогом... Я в них ревность вызову ненародом»
Мы -- здесь, они -- там! Мы здесь, в Израиле, они там, в арабских странах! | http://www.borisba.com

Аватара пользователя
mike2005
Участник со стажем
Сообщения: 310
Зарегистрирован(а): 15 янв 2005, 18:03

Сообщение mike2005 » 17 апр 2005, 19:46

Борис Бердичевский писал(а):В свое время многие увлекались знаменитыми трудами Д. Карнеги. Оказывается, он никаких Америк не открыл: такую модель поведения предписывала Тора, которая на несколько тысячелетий старше Карнеги.

Никак не могу согласиться.
Карнеги учит манипулировать людьми с целью достижения личных целей.
Методы Карнеги - это для торговцев гербалайфом.
Они давно осуждены и преданы анафеме современной психологией.
См книгу Эверетт Шостром "Анти-Карнеги, или человек-манипулятор".

С Карнеги проблема не в том что он дает плохие советы.
Они не плохие завсегда и априори.
Там цель плоха - дешевое манипулирование людьми - в этом проблема.
Поэтому строить все свое обшение с людьми (американцами или еше кем-то)на Карнеги чревато боком.
«Стремитесь избегать конфликтов… Контролируйте себя… Примите это легко», — постоянно советует Дэйл Карнеги. «Что ж, попробуйте. Но когда вы, измотав до предела свою нервную систему, придете ко мне лечиться, я дам вам прямо противоположные советы» Эверетт Шостром.


Тора здесь совершенно не при чем.

Аватара пользователя
Борис Бердичевский
Ветеран интернета
Сообщения: 29353
Зарегистрирован(а): 17 ноя 2001, 02:00
Откуда: Израиль, Беэр-Шева, которой ~3700 лет
Контактная информация:

Сообщение Борис Бердичевский » 17 апр 2005, 23:42

Я совсем не хотел поставить на одну доску все "учение" Карнеги и Тору. Упаси Б-г.
Я просто хотел сказать, что мысли -- ладить с людьми, ни с кем не ссорясь и никого не ругая -- не новы, это вытекает из законов "лашон а-ра" по Торе.
Да, я очень неудачно выразился выше, в предыдущем посте...
Меня зовут Барух Борис. Ани маамин бэ эмуна шлема...
Про «палестинцев»: «Они ревность Мою вызывали небогом... Я в них ревность вызову ненародом»
Мы -- здесь, они -- там! Мы здесь, в Израиле, они там, в арабских странах! | http://www.borisba.com

Аватара пользователя
Sameah
Участник со стажем
Сообщения: 1494
Зарегистрирован(а): 17 мар 2004, 14:32
Откуда: Украина

Сообщение Sameah » 18 апр 2005, 10:54

mike2005,
БС"Д
Спасибо за ссылку. :44: :appl: А по поводу начала вопросов по главе на форуме- считаю, это очень важным . Просто необходимо чаще начинать спрашивать, на каждую главу. Думаю, что со временем на ветке комментариев на не понятные автору места, пишуших будет будет больше, чем в теме о раве Элияшеве ШЛИТА. А кому нечего сказать отпадут сами собой. :ic1:

Аватара пользователя
Борис Бердичевский
Ветеран интернета
Сообщения: 29353
Зарегистрирован(а): 17 ноя 2001, 02:00
Откуда: Израиль, Беэр-Шева, которой ~3700 лет
Контактная информация:

Книга "ВАИКРА". Раздел "АХАРЭЙ МОТ"

Сообщение Борис Бердичевский » 22 апр 2005, 12:56

Книга "ВАИКРА".
Раздел "АХАРЭЙ МОТ"
ШАББАТ А-ГАДОЛЬ


Нахум ПУРЕР
Ближайшая суббота, непосредственно предшествующая празднику Песах (в этом году ома смыкается с первым праздничным днем - пасхальный Седер будет проводиться сразу после завершения шабата), называется "Шабат а-гадоль", Большая или Великая суббота. Она получила это название в память о том дне, когда евреи, готовясь к выходу из египетского рабства, привели в свои дома овцу, считавшуюся божеством у египтян, чтобы принести её в жертву Б-гу.
Египтяне были вне себя от ярости, но они не могли помешать "надругательству" рабов над своим идолом. Евреи не знали об их бессилии, они боялись мести египтян, но сумели преодолеть страх, потому что твердо уповали на защиту Всевышнего и верили Его пророку Моше. Тот первый "Шабат а-гадоль" открыл дорогу к Исходу и спасению. Евреи были вознаграждены Б-жественной защитой за свою веру.

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА
После смерти двух сыновей Аарона Б-г велит ему и другим коэнам быть осторожными в храмовой службе. Описаны действия первосвященника в Йом-Кипур. После тщательной подготовки, облачившись в специальные одежды, "коэн-гадоль" вступает в Святая Святых Храма. Он приносит жертвы, включая двух козлов, одного из которых берут по жребию для жертвенника, а второго, "козла отпущения", посылают с грехами всего народа в пустыню, "к Азазелю".
Тора требует от всех евреев: 10 тишрея (в Йом-Кипур) "смиряйте души свои и никакой работы не делайте". Далее повторяется строгий запрет на употребление крови в пищу. Кровь мертвых птиц и диких животных надо покрывать песком или опилками. Тора запрещает евреям подражать аморальным обычаям египтян и ханаанеев. Перечисляются запрещенные половые связи между родственниками. Резко осуждаются гомосексуализм, скотоложство и принесение в жертву детей.
Меня зовут Барух Борис. Ани маамин бэ эмуна шлема...
Про «палестинцев»: «Они ревность Мою вызывали небогом... Я в них ревность вызову ненародом»
Мы -- здесь, они -- там! Мы здесь, в Израиле, они там, в арабских странах! | http://www.borisba.com

Аватара пользователя
Борис Бердичевский
Ветеран интернета
Сообщения: 29353
Зарегистрирован(а): 17 ноя 2001, 02:00
Откуда: Израиль, Беэр-Шева, которой ~3700 лет
Контактная информация:

Книга "ВАИКРА". Раздел "АХАРЭЙ МОТ"

Сообщение Борис Бердичевский » 22 апр 2005, 13:03

Продолжение.

СОБЛЮДАЙ ДИСТАНЦИЮ
"И говорил Б-г, обращаясь к Моше, после смерти двух сыновей Аарона, когда они приблизились пред Б-гом и умерли (16:1).

Комментируя этот первый стих раздела, РАШИ приводит в пример врача, который предупредил больного, чтобы тот не ел холодную пищу и не спал в сырости. Тот не выполнил этих указаний и умер. Своему следующему пациенту, страдавшему такой же болезнью, врач сказал то же самое, но добавил: "Иначе ты умрешь, как тот человек".
Аналогия очевидна. В начале сегодняшнего раздела Б-г предупреждает Аарона и его двух оставшихся сыновей, чтобы они не входили в Святая Святых, когда им вздумается и не импровизировали во время храмовой службы, иначе они могут разделить печальную судьбу Надава и Авиhу, которые "воскурили пред Б-гом огонь чуждый" и тут же погибли.
Но почему именно здесь Тора использует предостережение в духе "первого пациента", а не, к примеру, в тех эпизодах, где она требует соблюдать шаббат? Ведь осквернение шаббата тоже карается смертью. Значит, можно предупредить потенциального нарушителя: "Храни субботу, а не то умрешь, как Цлафхад, который собирал хворост в шаббат" (см. раздел "Шлах" в книге "Бамид-бар").
Рав Йосеф-Хаим Зонненфельд, духовный лидер иерусалимских евреев в конце XIX - начале XX веков, писал, что всякий раз, когда Тора предостерегает нас от греха, за который полагается наказание, она упоминает это наказание вместе с грехом. Наказания бывают разные: иногда они исходят от религиозного суда ("бейт-дина"), иногда за них полагается казнь "с неба" - "карет", иногда виновному дают сорок ударов палкой. Обычно таких предупреждений хватает, чтобы напугать нестойкого человека, не дать ему нарушить закон.
Но в сегодняшнем разделе речь идет о грехе, за который не полагается определенная кара. Это даже нельзя назвать грехом. Ведь речь идет о необузданном стремлении к святости, стремлении как можно ближе подойти к ее Источнику. Подобный грех характерен для праведников высочайшего уровня, таких, какими были Надав и Авиhу, о которых мудрецы Талмуда говорили, что они превосходили по своему духовному величию даже таких титанов духа, как Моше и Аарон.
Тем не менее стремление к предельной близости к Источнику святости требует невероятно тщательной подготовки. Надав и Авиhу, по всей видимости, не проделали до конца эту работу и в результате сурово поплатились - расстались с жизнью.
Потому мы и учим, что к солнцу святости нельзя слишком приближаться - можно сгореть, и что стремление к такой близости - это тоже грех, за который полагается наказание, быстрое и неотразимое. Логически это трудно понять. Именно поэтому РАШИ приводит аллегорию с врачом. Мы должны понять, что необузданное желание максимально приблизиться к Б-гу представляет собой, как ни странно, такой же тяжкий грех для праведника, как для обычного человека - отдаление от Творца вселенной или даже Его полное отрицание.
Меня зовут Барух Борис. Ани маамин бэ эмуна шлема...
Про «палестинцев»: «Они ревность Мою вызывали небогом... Я в них ревность вызову ненародом»
Мы -- здесь, они -- там! Мы здесь, в Израиле, они там, в арабских странах! | http://www.borisba.com

Аватара пользователя
Борис Бердичевский
Ветеран интернета
Сообщения: 29353
Зарегистрирован(а): 17 ноя 2001, 02:00
Откуда: Израиль, Беэр-Шева, которой ~3700 лет
Контактная информация:

Книга "ВАИКРА". Раздел "АХАРЭЙ МОТ"

Сообщение Борис Бердичевский » 22 апр 2005, 13:08

Окончание

ИСТИНА ВНУТРИ
"И положит он (Аарон) смесь благовоний на огонь пред Б-гом..." (16:13).
На первом этапе храмовой службы в Йом-Кипур Первосвященник жег благовония в Святая Святых, куда был закрыт
доступ другим людям. "Цдуким" (саддукеи), реформисты библейской эпохи, отрицавшие авторитет Устной Торы, утверждали, что благовония надо вначале класть на огонь в кадильнице и лишь затем вносить за завесу.
Приведенный выше стих опровергает мнение саддукеев: воскурения следует класть на огонь не снаружи, а внутри Святая Святых - "пред Б-гом". Диспут на эту тему приведен в талмудическом трактате "Йома".
В каждом поколении среди евреев были свои "саддукеи", стремившиеся "обновить" иудаизм, сделать его более "привлекательным". Подражая нееврейскому окружению, они пытались вносить "новшества" и "усовершенствования" в святость Израиля, и в каждом поколении мудрецы Торы и ее хранители вели отчаянную борьбу против этих "усовершенствований".
Сказанное вовсе не значит, что Тора застряла в мрачном прошлом. Наоборот, Тора обращается к каждому новому поколению на понятном ему языке, предлагая решения во всех аспектах жизни. Она способна использовать даже самые тонкие научные изыски, чтобы выразить мнение Галахи по той или иной жгучей проблеме современности.
Следует лишь помнить, что это мнение выводится из внутреннего императива Торы, а не пересаживается искусственно извне, с чужой идейной почвы. Тора ведет диалог с современностью не на условиях компромисса или беспринципного плюрализма; она не стремится идти в ногу с идеологиями сегодняшнего дня и не следует диктату моды. Тора смотрит на мир с позиций своих вечных, неизменных принципов. Она хранит верность непреходящей и абсолютной Истине.

ВОЗВРАЩЕНИЕ НЕИЗБЕЖНО
"И не исторгнет страна вас, когда вы оскверните ее, как исторгла она народ, бывший до вас. Ибо всякий, кто сделает какую-нибудь из этих мерзостей, - души делающих это отторгнуты будут из среды народа их" (18:28,29).

Слова "когда вы оскверните ее" кажутся странными. Логичнее было бы сказать: "если вы не будете осквернять ее", - пишет Ктав-Софер (рабби Авраам-Шмуэль Биньямин Софер, XIX век, Венгрия).
На самом деле, продолжает Ктав-Софер, Тора хочет сказать следующее. Когда евреи будут недостойно вести себя на Святой земле, они будут наказаны не так, как народы, изгнанные до них. "Тех я просто вышвырнул из страны, - говорит Б-г, - но для вас этого наказания недостаточно: вы будете не просто изгнаны, а рассеяны и почти уничтожены". Ибо евреям, совершающим "мерзости" в Эрец-Исраэль, полагается "карет", отсечение души, как сказано в конце приведенного отрывка.
С мнением Ктав-Софера принципиально не согласен автор книги "Млехет-Махшевет". Он утверждает, что в стихе 18:28 Б-г хотел сказать прямо противоположное: "Когда вы оскверните землю, вы тоже будете наказаны изгнанием, но не так, как язычники. Их Я выгнал навсегда, а вы со временем вернетесь".
Меня зовут Барух Борис. Ани маамин бэ эмуна шлема...
Про «палестинцев»: «Они ревность Мою вызывали небогом... Я в них ревность вызову ненародом»
Мы -- здесь, они -- там! Мы здесь, в Израиле, они там, в арабских странах! | http://www.borisba.com

Аватара пользователя
Sameah
Участник со стажем
Сообщения: 1494
Зарегистрирован(а): 17 мар 2004, 14:32
Откуда: Украина

Сообщение Sameah » 22 апр 2005, 13:16

БС"Д
В продолжение темы:
В начале недельной главы написано, что даже самому Аарону можно входить в Кодеш Кодашим (Святая Святых) только в определенное время и после реализации определенных действий. Надав и Авиу вошли в Святая Святых в момент наивысшей радости, желая приблизиться к Творцу (см. на сайте обзор недельной главы Шмини, пятый годовой цикл обсуждения). И потому, дабы избежать подобных ошибок в будущем, Всевышний передает Аарону через Моше специальное указание: «…скажи Аарону, брату твоему, чтобы он не во всякое время входил во святилище за завесу перед крышкой, что на ковчеге, дабы он не умер, ибо в облаке являться буду Я над крышкой» (Ваикра, гл. 16, ст. 2).
Смысл сказанного здесь ясен. Бывает, что грань, отделяющая служение Всевышнему по наитию от служения по установленным Им правилам, не очень заметна. Однако именно она определяет судьбу человека: по одну сторону - жизнь, по другую - смерть.
Чтобы лучше понять эту концепцию и основной смысл того, что происходит в Йом Кипур в Храме, нам следует вспомнить, в чем состояла ошибка сыновей Аарона, какие действия привели их к гибели.
Все это подробно и разносторонне рассматривалось в обзоре одной из предыдущих недельных глав (см. на сайте обзор недельной главы Шмини, пятый годовой цикл обсуждения). Здесь же отметим лишь, что в день торжественного открытия Мишкана (Переносной Храм) они, охваченные чувством любви к Творцу, вошли в Святая Святых и, совершив, то, что не должны были делать по правилам, умерли на месте.
Отсюда следует вывод: значимость и расчетливость действий в Йом Кипур не имеет ничего общего со стихийными проявлениями экзальтированности. Человек в состоянии иступленного восторга способен навязать Творцу свою волю, не учитывая Его желания и стремления. Сам факт их гибели в таких обстоятельствах свидетельствует, что они перешагнули тонкую грань, о которой мы говорили выше, и как бы создали божество по собственному образцу. Вместо того, чтобы искать и проявлять образ Всевышнего в себе.
Это вовсе не означает, что еврейская традиция искреннего служения, которое может быть результатом восторга и даже экстаза. Все мы хотим служить Всевышнему в радости, но само служение должно строиться по указаниям Всевышнего. Они и даны нам в недельной главе Ахарей Мот.
В служении Всевышнему, - отмечают наши Учителя, - люди испытывают не только любовь к Нему, но и страх перед Ним. Только осуществив все необходимые в Йом Кипур процедуры, выполняя все указания Творца, еврейский народ может служить Ему из любви.
Во времена Храма, служение Йом Кипура включало, как правило, проявление сильной, бьющей через край радости. «Нет дней более счастливых для еврея, - писал рабан Шимон бен Гамлиэль (великий Учитель, глава Санѓедрина - Высшего Суда, 2-й век), - чем день 15 Ава и Йом Кипур» (Талмуд, трактат Таанит, лист 4). В эти дни улицы Иерусалима наполнялись людьми, которые поздравляли друг друга с великими праздниками. Коэн а-гадоль (главный коэн) еще многие часы после завершения службы не мог попасть домой. Большое празднование, известное как Симхат Бейт Ашоева, начиналось сразу после Йом Кипура и продолжалось неделю. В Талмуде об этом праздновании сказано: «Тот, кто никогда не видел Симхат Бейт Ашоева, никогда не знал в жизни истинной радости» (трактат Сукка, гл. 5).
В Танахе (вторая книга пророка Шмуэля, гл. 6, ст. 16) говорится о том, что царь Давид проявлял по отношению к Творцу восторженную любовь. Но он же испытывал и глубокий страх перед Всевышним, о чем свидетельствуют написанные им псалмы (Теилим).
Именно этого, страха перед Всевышним и не хватало Надаву и Авиу, испытывавшим экзальтированную любовь к Творцу. И детальное описание в Торе служения в Йом Кипур - реакция на их неверное поведение.
Мы читаем, что воскурением кеторет (благовония - определенный набор ароматных трав), которое хотели осуществить Надав и Авиу, должен был совершить Аарон. И тут мы понимаем, что одна ошибка в выполнении этой (а также и других) задачи может оказаться фатальной. Необходимость точности в соблюдении правил служения подчеркивается предписанием отказаться в Йом Кипур от еды и питья.
Центральная процедура служения в Йом Кипур - приношение двух козлов. Один из них становится объектом приношения, другого отсылают в пустыню («козел отпущения»; см. на сайте обзоры листов 66, 67 и 68 трактата Йома). Если связать ее с неправильным поведением сыновей Аарона вся история с двумя козлами приобретает новую окраску.
Возможно, это символизирует разные способы служения. Первый козел, объект реализации процедуры приношения, олицетворяет служение Всевышнему в Храме. Для второго нет места не только в Храме, но и вообще - даже среди живых. Его место - в безжизненной пустыне.
И, тем не менее, современному человеку такой «ритуал» может показаться странным. Зачем приводить козла, чтобы тут же отослать его?
Быть может, этот закон демонстрирует нам ту разницу, которая существует между служением, угодным Всевышнему (козел, попадающий на мизбеах, условно говоря - «жертвенник»), и служением, которое Он отвергает (козел, которого отсылают в пустыню)?
Более того, два козла, которых приводят в Йом Кипур в Храм, должны быть совершенно идентичны по внешнему виду, по размеру, по стоимости. И выбирать их нужно вместе. (см. на сайте обзор листа 62 трактата Йома).
Козлы, - подчеркивает Талмуд, - должны быть похожи, как близнецы. И тут возникает вопрос: почему это так важно? Ведь предназначены они для достижения разных целей.
Здесь мы (уже не в первый раз в Торе) сталкиваемся с идеей близнецов, которые противоположны друг другу. Это, прежде всего - Яаков и Эсав. Яаков был праведником, Эсав - воплощением порока. Спутать их, казалось бы, невозможно. Но было между ними и немалое сходство. Комментируя посвященный братьям фрагмент Торы (Берешит, гл. 25, ст. 27), Раши (раби Шломо бен Ицхак - величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) пишет, что до 13-ти лет они были очень похожи друг на друга - не различишь, что их невозможно было различить. Об этом упоминает и Мидраш (Мидраш Зута Шир Аширим, 1:15), где сказано, что они одевались одинаково, и даже манера говорить была одной и той же
Многие комментаторы отмечают некую странность в том, что по Воле Творца Яаков и Эсав стали близнецами. Разве не достаточно было бы быть им просто братьями? Наверняка, в этом их сходстве и почти одновременном появлении на свет таится какая-то глубокая мысль. Быть может, сам факт их сходства несет в себе информацию о том, что не так-то просто порой отличить зло от добра, правильно выбранный жизненный путь - от неправильного?
Если «объекты» внешне выглядят одинаково, - наставляют нас Учителя, - это означает, что мы способны понять разницу между ними, только если сумеем разглядеть их сущность.
Идея двух похожих, как две капли воды, но таких разных по внутреннему содержанию «объектов», выдвинутая при описании судеб Яакова и Эсава, сквозной нитью проходит и в том отрывке, где говорится о двух козлах. И в Торе это прямо подчеркнуто в известном эпизоде, когда Ривка убеждает Яакова одеться, как его брат Эсав. «Пойди же в стадо, говорит Ривка сыну, - и возьми двух козлят хороших...» (Берешит, гл. 27, ст. 9).
Устная Тора (Мидраш) расширяет эту концепцию, отмечая, что сама идея о двух козлах прямо связана с нашим праотцем Яаковом. Только почему в своем обращении к сыну Ривка называет их - «хорошими»?
Потому что оба козла служат во благо, - объясняют Учителя. - Яаков, благодаря им (их шкурам), получил от отца благословение первенца. Весь еврейский народ, благодаря приношению козлов в Йом Кипур получал прощение Всевышнего и очищался от всех ошибок и промахов, которые накапливались за год (мидраш Песикта Раббати, гл. 47).
Учителя проводят определенную параллель между двумя событиями: Яаков вошел к отцу (за благословением) и коэн а-гадоль в Йом Кипур входил в Кодеш Кодашим (Святая Святых), приближаясь к Небесному Отцу; Яаков готовился к этому, используя двух козлят, так и его потомки готовились к очищению, делая то же самое.
Мы, вероятно, хотя бы приблизительно, понимаем теперь символику двух козлов в Йом Кипур. Но в чем же состоит все-таки идея отсылки одного из них в пустыню, к Азазелю (об Азезеле - см. на сайте обзор листа 37 трактата Йома)?..
Написано в Танахе: «В день благой радуйся, а в день несчастья - узри: и то и другое сделал Всевышний...» (книга Коэлет, гл. 7, ст. 14).
Мы должны осознавать, - объясняют Учителя, - что и хорошее и плохое приходит от Всевышнего. Ведь это Он сотворил и Яакова и Эсава (Мидраш Песикта де-рав Каhана, гл. 28).
Из сказанного выше мы можем также понять, что добро нуждается в зле - чтобы отвергать его. Добро способно сиять во всем своем блеске, только контрастируя со злом.
Проблемы начинаются того момента, когда человек делает выбор в пользу зла и начинает идентифицировать себя с ним, вместо того, чтобы всячески отталкивать его. Выбрав путь зла, человек отвергает Всевышнего и разрушает Его образ в себе.
Эта идея находит свое воплощение в одной из процедур, которую совершают в Йом Кипур. Речь - о жребии. Чтобы определить, какой из двух козлов будет приношением Всевышнему, какой - отправится к Азазэлю, Аарон бросал жребий.
Само понятие «жребий» (на иврите - пур) как будто бы связано с признанием, что в мире бывают случайности. Однако такой подход к жизни, когда люди расценивают те или иные ситуации, как случайное стечение обстоятельств - уже зло, отрицание Воли Творца. Ибо Он управляет всем и всегда. Этот подход ассоциируется в нашей традиции с народом Амалека. Философия Амалека предполагает как раз, что жизнь - цепь случайностей. Вспомним, что потомок Амалека - Аман бросал жребий, что «вычислить», в какой день лучше всего напасть на евреев и уничтожить их (см. на сайте материалы, посвященные празднику Пурим). Евреи же обратились к Творцу, веря, что в Его власти спасти их от гибели. И Всевышний спас их. Еврейское мировоззрение строится на том, что историю вершит - Творец мира.
Другой исторический пример - когда Моше во время битвы с войском Амалека воздел руки к Небу и обратился к Творцу с молитвой. И еврейские воины одержали победу.
Эти исторические события - урок евреям на все времена: вера в Творца для евреев - единственное эффективное средство в борьбе с Амалеком.
Все это объясняет указание Всевышнего - уничтожить народ Амалека. Так, чтобы даже имя его было стерто с лица земли. Ибо сказано: «Помни, что сделал тебе Амалек на пути, когда выходили вы из Египта. Как он встретил тебя на пути и перебил позади тебя всех ослабевших, а ты был изнурен и утомлен...» (Дварим, гл. 25, ст. 17-18).
Если еврей совершил проступок, забыв о Всевышнем, и вел себя, как Эсав, он может получить Его прощение через представителя народа Израиля на земле - коэна гадоль. В Йом Кипур коэн гадоль входит в Кодеш Кодашим (Святая Святых) и осуществляет процедуру очищения. То, что он (главный коэн) бросает жребий, устанавливая предназначение козлов, заставляет евреев пересмотреть свое поведение и отказаться от философии «случайностей». Как только человек забывает, что в мире нет ничего случайного, что миром правит Творец (и только Он Один), он начинает совершать проступки и допускать ошибки. Поэтому в служении Йом Кипура важны все детали, ибо каждая из них напоминает об участии Всевышнего в наших судьбах.
День Йом Кипур наполнен трепетом, благоговением и страхом. В этот день человек отчетливо осознает, что Всевышний с нами каждое мгновение нашей жизни. Но затем этот страх порождает радость - от осознания, что Творец любит свой народ и прощает ему прегрешения.
Наша сегодняшняя глава содержит в себе одну из основных концепций еврейского мировоззрения, которая представлена заповедью «Люби ближнего своего, как самого себя». Эта заповедь охватывает многие аспекты людских взаимоотношений, в том числе - и обязанность мужчины жениться. Но какая связь между указанием «любить ближнего своего» и обязанностью жениться?
Наши Учителя, обсуждая эту обязанность мужчины, выдвигают вопрос: женитьба - позитивная заповедь или - подготовительный этап для выполнения других мицвот (заповедей)?
Обязанность жениться, - говорит Рамбам (великий Учитель, комментатор Мишны и составитель полного кодекса еврейских законов Мишнэ Тора; Испания - Египет, 12 век), - это заповедь.
Однако Рош (рабейну Ашер бен Йехиэль, конец 13-го - начало 14-го вв.) открывает в данном вопросе иную грань Истины. Указание женится - само по себе, не заповедь, - отмечает он. Заповедь - «плодитесь и размножайтесь» (то есть воспроизводите потомство). А женитьба дает возможность исполнить эту заповедь «кошерным» образом.
Можно ли силой (по суду) заставить человека жениться? - спрашивают далее Учителя.
Нельзя, - отвечает Рамбам (хотя по логике вещей, он, признавая, что женитьба - заповедь, как будто бы должен был выступать за применение силы). При этом он отмечает, что в некоторых случаях применение силы - неизбежно, но при разводе. Если у женщины есть основания расторгнуть брак, а мужчина отказывается дать ей гет (разводное письмо), еврейский суд вправе по приговору определить ему наказание, чтобы вынудить его развестись с женой.
Можно по суду вынуждать человека жениться, - говорит Рош. - Ибо так мы заставляем мужчину выполнить заповедь о воспроизведении потомства.
Эти вопросы детально обсуждаются в Талмуде (трактат Кидушин, лист 41).
Никто не обязан обручаться с женщиной, не увидев ее, - говорит рав Иегуда (великий Учитель Талмуда; 3-й век), придерживаясь точки зрения Рава (великий Учитель Талмуда первого поколения, 3-й век). - Ведь, познакомившись с этой женщиной, он может обнаружить ней черты, которые покажутся ему непривлекательными и даже неприятными. В то время как муж должен любить жену. Как сказано: «Люби ближнего своего, как самого себя».
Любовь и женитьба - понятия неотделимые. Если человек презирает свою жену, он должен развестись с ней. В Торе по тому поводу сказано: «Если некто возьмет себе жену и станет ее мужем, то, если она не найдет благоволения в глазах его, потому что обнаружил в ней что-либо (на его взгляд) постыдное, пусть напишет он ей разводное письмо и даст ей в руки и отпустит ее из дома своего» (Дварим, гл. 24, ст. 1).
Итак, мы видим, что наша традиция не признает брак, заключенный не по взаимному согласию и любви. Потому что любовь - интегральная часть настоящего супружества. Семья, где между мужем и женой нет любви, рано или поздно распадется. Такой брак (без любви) - прямое нарушение заповеди «люби ближнего своего, как самого себя»…
Сайт Evrey.com
Автор текста раввин Ари Канн

Аватара пользователя
Борис Бердичевский
Ветеран интернета
Сообщения: 29353
Зарегистрирован(а): 17 ноя 2001, 02:00
Откуда: Израиль, Беэр-Шева, которой ~3700 лет
Контактная информация:

Сообщение Борис Бердичевский » 22 апр 2005, 13:19

Итак, уже неоднократно обсуждавшийся у нас на Форуме запрет на гомо- и ското- находится именно в главе нынешней субботы.
И с мужчиной не ложись, как ложатся с женщиной: это мерзость. И ни с какой скотиною не допусти себе лежания, чтобы оскверниться скотиною; и женщина да не станет перед скотом для совокупления с ним: это гнусность. (18:22 - 18:23)
Меня зовут Барух Борис. Ани маамин бэ эмуна шлема...
Про «палестинцев»: «Они ревность Мою вызывали небогом... Я в них ревность вызову ненародом»
Мы -- здесь, они -- там! Мы здесь, в Израиле, они там, в арабских странах! | http://www.borisba.com

Аватара пользователя
mike2005
Участник со стажем
Сообщения: 310
Зарегистрирован(а): 15 янв 2005, 18:03

Сообщение mike2005 » 22 апр 2005, 17:44

Борис Бердичевский писал(а):Итак, уже неоднократно обсуждавшийся у нас на Форуме запрет на гомо- и ското- находится именно в главе нынешней субботы.
И с мужчиной не ложись, как ложатся с женщиной: это мерзость. И ни с какой скотиною не допусти себе лежания, чтобы оскверниться скотиною; и женщина да не станет перед скотом для совокупления с ним: это гнусность. (18:22 - 18:23)

Вопрос возник:
Откуда следует, что этот запрет относится к мужчинам?

Аватара пользователя
Борис Бердичевский
Ветеран интернета
Сообщения: 29353
Зарегистрирован(а): 17 ноя 2001, 02:00
Откуда: Израиль, Беэр-Шева, которой ~3700 лет
Контактная информация:

Сообщение Борис Бердичевский » 22 апр 2005, 18:00

Да простят меня дамы, но все обращения Вс-него в Торе в основном именно к мужчинам. Женщины выполняют эти же законы, если они касаются всей общины (например, соблюдение Шаббата).
Когда же речь идет специфических законах для женщин, так и говорится: "Если женщина сделает то-то и то-то..."
Кроме того, из всего раздела 18 явственно следует, что речь идет именно о мужчинах, например:

И к жене во время отлучения в нечистоте ее не приближайся, чтобы открыть наготу ее. (18:19)
Меня зовут Барух Борис. Ани маамин бэ эмуна шлема...
Про «палестинцев»: «Они ревность Мою вызывали небогом... Я в них ревность вызову ненародом»
Мы -- здесь, они -- там! Мы здесь, в Израиле, они там, в арабских странах! | http://www.borisba.com

Аватара пользователя
mike2005
Участник со стажем
Сообщения: 310
Зарегистрирован(а): 15 янв 2005, 18:03

Сообщение mike2005 » 22 апр 2005, 18:12

mike2005 писал(а):
Борис Бердичевский писал(а):Итак, уже неоднократно обсуждавшийся у нас на Форуме запрет на гомо- и ското- находится именно в главе нынешней субботы.
И с мужчиной не ложись, как ложатся с женщиной: это мерзость. И ни с какой скотиною не допусти себе лежания, чтобы оскверниться скотиною; и женщина да не станет перед скотом для совокупления с ним: это гнусность. (18:22 - 18:23)

Вопрос возник:
Откуда следует, что этот запрет относится к мужчинам?

Извиняюсь очень. Это я торможу. Спросил не перечитав и не подумав.
Там же в начале написано "Говори сынам Израэля..."


Вернуться в «Евреи и Тора»




  Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 8 гостей