Израиль - вчера, сегодня, завтра - главная страница
карта сайта  карта сайта   о проекте Мегаполис  кто мы   e-mail  почта  
Израиль - вчера, сегодня, завтра - Главная страница
 

   Главная Алия Яков Кац Право на возвращение в страну евреев.


Мемуары ватика


Репатриировался в Израиль в 1989 году из Могилева. Живу в Ришон ле Ционе. Программист. Работаю в компании "Безек".
Десять лет назад любопытства ради зашел в Интернет. Теперь вот никак не выйду.

Яков Кац





Право на возвращение в страну евреев.



1. Для кого написана эта статья.
Вопросы, связанные с переездом в Израиль, продолжают поступать в Гайд-парк, на мой E-mail, и во все связанные с Израилем сайты. Я никого не уговариваю и не отговариваю. Те, кто хочет ехать в Израиль, должен иметь информацию о стране, в которой он хочет жить, ее плюсы и минусы, чтобы потом, как говорил Павка Корчагин, не было мучительно больно. Надеюсь, что эта статья поможет Вам в Вашем решении.

2. Всплеск эмоций.
Раввин Альпер из партии Яадут аТора назвал неевреев, приезжающих в Израиль, пятой колонной. Подлил свежего керосинчику. Сегодня в Израиле и без него идет много споров о Законе о возвращении. А теперь эта тема, ярко вспыхнув, стала одной из основных в израильских СМИ.
Давайте разберем по-порядку историю вопроса, без понимания которой невозможно понять происходящие сегодня события.

3. Кого считать евреем.
Согласно Галахе (то есть еврейской религии) евреем считается человек, родившийся от матери - еврейки.
Евреем также признается человек, прошедший гиюр.
(Здесь есть одна не очень маленькая тонкость. Существуют три основные направления иудаизма: ортодоксальное, консервативное и реформистское и есть серьезные нюансы в принятии гиюра).
В Израиле евреем считается еврей по Галахе.
Здесь возникает очень иного проблем. В СССР, например, национальность определялась по отцу. И приезжает в Израиль сын еврея, который считал себя евреем всю жизнь, и по документам он еврей, и жидовской мордой его обзывали много раз, и били за это, и нос у него орлиный, и кагтавит он, а в Израиле его называют Гоем (гой - это не еврей, кличка не обидная, просто люди делятся на евреев и гоев), и дети его не евреи, и вообще, сидел бы ты в своей России.
А в фашистской Германии - свои законы. Уничтожению подлежали те, в ком была четверть еврейской крови. Без разбора - от папы или мамы. В печке были все равны.

4. От разрушения второго храма до своего государства
Мечта о своем государстве жила среди евреев две тысячи лет. От времени разрушения римлянами Второго Храма мы скитались по этой Земле, оседая в разных странах, создавали там науку и искусство, банки и заводы, учили и лечили, а в ответ благодарные народы устраивали нам показательные суды, погромы, вели нас на костер, ко рвам, в крематорий.
У нас не было своей страны, нас никто не мог защитить. И в генетической памяти евреев навсегда остались и Святая Инквизиция, и дело Бейлиса, и печи Освенцима, и многое-многое другое, что случилось с нами за эти две тысячи лет. И сохранились мы только потому, что сохранили мы Книгу, не отреклись от нее, шли на костер со словами :"Шма, Исраель". И поднимали наши предки бокалы на Песах, и говорили: "Ба Шана ха баа ба Иерушалайм" (На следующий год - в Иерусалиме), и говорили они "Пусть отсохнет моя правая рука, если я забуду тебя, Иерусалим".
И это не красивые слова - так оно и было. И мечтали наши предки вернуться в завещанную Б-гом Землю, чтобы были мы хозяевами на своей земле, и чтобы никто никогда не смог нас убивать.
Создание своего Государтва - это и есть Сионизм.
Свое, еврейское государство было не блажью, а единственным способом выжить тем остаткам народа, которые уцелели в мясорубке Второй Мировой.
И без понимания этой главной причины создания своего Государства Вы не поймете израильтян, не поймете, что создали евреи не просто еще одно государство, а свое, и отдали они в боях за него тысячи жизней.

5. Еврейское демократическое государство.
Государство Израиль является демократическим потому, что высший законодательный орган страны - Кнессет избирается путем прямого, тайного, равного волеизъявления всех его граждан.
Государство Израиль является демократическим потому, что оно обеспечивает свободу деятельности всех религиозных концессий.
Государство Израиль является еврейским потому, что еврейская религия не отделена от государства. Религиозные праздники являются государственными. По субботам общественный транспорт не работает. Запрещена работа почти всех предприятий, увеселительных заведений и магазинов в субботу.
Государство Израиль является еврейским потому, что в нем принят "Закон о возвращении" евреев в Израиль.
У нас запрещена миссионерская деятельность среди евреев.

6. Почему евреев нельзя считать шовинистами.
Отвечая на вопрос, почему еврейское государство не принимает всех желающих людей других наций, отмечу, что Швеция тоже не принимает беженцев из СНГ, и Финляндия, и Норвегия, и все другие страны, но они считаются демократическими и никто к ним никаких претензий не предьявляет. Почему-то многие считают, что опять евреи должны спасать их от разрухи.
Мы не можем стать государством, принимающим всех желающих так как в этом случае опять внутри Израиля возникнут те же проблемы, которые были у нас в странах рассеяния. Хватит нам распрей между собой и с израильскими арабами. Не хватало нам в стране русского антисемизма.
Отмечу, что в мире нет страны, принимающей всех желающих. Германия, Греция и Израиль принимают по национальному признаку, Австралия, Новая Зеландия, США и Канада - по профессиональному и возрасту.

7. Как формулируется закон о возвращении.
Право на Возвращение в Израиль имеет еврей (еврейка) по Галахе, то есть родившийся (родившаяся) от матери - еврейки или прошедший (прошедшая) религиозный обряд перехода в еврейство, а также сын (дочь) и внук (внучка) еврея (еврейки). Вместе с ним (с ней) право на возвращение имеют его (ее) муж (жена) и его дети.
Право на возвращение (репатриацию) имеют религиозные и светские евреи. Еврей, перешедший в другую религию, право на репатриацию не имеет.
Лица, имеющие право на возвращение и приехавшие в Израиль на постоянное место жительства, получают израильское гражданство сразу по прибытии.

8. Алия в 1948 - 1989 годах.
До августа 1989 года Закон о возвращении не создавал никаких проблем.
Из стран Запада ехали евреи, желающие жить среди своего народа. Из стран Востока приехали религиозные евреи, которые практически не смешивались в странах рассеяния с местным арабским населением. Америка была открыта для всех евреев, выезжающих из СССР , их считали беженцами, со всеми вытекающими отсюда льготами, и в Израиль ехало очень мало людей: в марте 1989 года, например, в Израиль из СССР приехало всего 400 человек, в США поехало в этот же период не менее 4 тысяч.
Существовала хорошая альтернатива Израилю, и к нам ехали только те, кто хотел жить именно здесь, среди еврейского народа. Новые репатрианты стремились побыстрее выучить иврит и стать "как все". Алия 70 - х годов из СССР была алией идеалистов. Русские супруги евреев привыкали к новой стране, честно неся все тяготы абсорбции. Размер этой алии не позволял оказывать серьезное влияние на политическую жизнь страны.

10. Алия в 1990 - 1999 годах.
В августе 1989 года Америку "Закрыли". То есть люди в США попадали и после этой даты, но тут надо было уже бороться, что-то доказывать. Уже нельзя было попасть в Америку всем желающим.
И массы поехали в Израиль - это был самый простой путь выезда из СССР (СНГ) , а для многих - единственный способ вырваться оттуда. То есть люди ехали не "куда", а "откуда".
Среди евреев началась паника "все едут, мне оставаться тоже нельзя", и количество приезжающих в Израиль доходило до 20 - 30 тысяч в месяц.
Поехали в Израиль и люди, вспомнившие о еврействе дедушки или бабушки и понятия не имеющие о том, что такое быть евреем. И повезли они с собой свои семьи, в которых евреев в роду вообще не было. Но Закон соблюдается.
Союз Нерушимый развалился и миллионы людей стали стремиться оттуда уехать. В Израиль приехало и немало людей с поддельными паспортами.
Многие из этих семей за 8 - 10 лет вросли корнями в эту землю, стали израильскими патриотами, а их дети - уже неотличимы от сабр. Но люди приехали разные. И по разному они приживаются.
Часть репатриантов (и евреи, и неевреи), не удовлетворенные жизнью в Израиле, уехали за границу (в основном, в Канаду).

9. Кто такие советские евреи
Советская власть за 70 лет своего существования выветрила из евреев всю их религиозность - синагог почти не осталось, еврейских школ - тоже. И только наши древние бабушки и дедушки помнят то, что до революции называлось еврейской жизнью.
Мы в СССР имели какое-то смутное представление о еврейских праздниках - весной ели мацу, был какой-то праздник, когда угощали коврижками, на какой-то праздник давали деньги. На Песах бабушки и дедушки ели из специальной посуды.
Но подавляющее большинство русских евреев никогда в жизни не были в синагоге и имели весьма смутное представление о героической истории своего народа. Единственное, что мы знали хорошо из истории - это то, что наши еврейские предки распяли русского Исуса Христа.
Но что обьединяло советских евреев - это жизнь в условиях антисемитизма сверху и снизу.
На народном уровне нас обзывали жидами. Маленьких, нас дразнили, били. Потом нас оскорбляли в пионерском лагере, а мамаши этих юных антисемитов, удивлялись жалобам: "А что тут такого, так все говорят".
Взрослых, нас могли оскорбить в любом общественном месте - в автобусе, на базаре, просто на улице. Иногда мы давали отпор, и тогда нас начинали уважать. Всю жизнь буду помнить, как нашему соседу, прошедшему всю войну и оставшемуся без руки, было доложено на базаре, что он свою руку потерял в Ташкенте, что жиды не воевали. Авоська со стеклянными бутылками кефира со всей силы опустилась на голову антисемита. Единственная рука фронтовика не дрогнула. И судить его милиция не решилась, хотя антисемиту потом долго в больнице вправляли мозги.
Впрочем, в большинстве случаев мы просто глубже вжимали голову в плечи и уходили. Очень горько признать, но я что-то не припомню, чтобы другие русские серьезно за нас вступались.
Антисемитизм сверху заключался в том, что нас ограничили в приеме в вузы и на работу. У меня есть личный счет к Советской власти. Я не мог учиться там, где хотел - не приняли, фактически издеваясь на экзаменах. Я не мог работать там, где хотел - не было мест.
Я помню все. Думаю, свой счет к Советской власти имеют все советские евреи.
Некоторые евреи пытались стать русскими, сменить национальность в паспорте. Не стал бы я их судить. Я не стал бы создавать кодекс поведения жертвы. Не все обязаны быть героями.
Мне кажется, в очень сложном положении оказались "половинки" - те, у кого отец или мать были евреями. Не признаваемые русскими как равноправными, многие из них стремились всячески показать свой антисемизм, чтобы выслужиться. Не все. Далеко не все. Но я утверждаю, что очень многие. Я сам был неоднократно бит такими за свое еврейство.

10. Алия из СНГ глазами сабр.
(В этом пункте я высказываю не свою точку зрения, а говорю от имени тех сотен коренных израильтян, с которыми беседовал на эту тему - так что прошу меня не ругать).
В марте 1989 года нас встречали с цветами и улыбками. Когда мои дети первый день пошли в школу, их встречать высыпал весь класс.
Каждый из слоев израильского общества связывал с нашей алией свои надежды. Одни надеялись, что мы заменим на стройках ненадежных арабов, другие - что мы подметем весь мусор на улицах, третьи надеялись на дармовую раб. силу на предприятиях. Важное значение имеет демографический фактор и алия является хорошим противодействием высокой арабской рождаемости.
Немало израильтян хорошо понимало потенциал алии и знали, что едут "сливки" русского общества и мы способны в корне изменить к лучшему в стране экономику и вывести Израиль в число ведущих в современных технологиях (в чем сейчас убедились уже все). И в Армии Обороны Израиля наши дети служат хорошо.
За десять лет мы сделали для страны очень многое. Все израильтяне признают наше стремление к учебе, трудолюбие, способность и готовность работать по 14 часов в день. И благодаря алие мы живем в стране с другим уровнем экономики, чем в 10 лет назад.
Но наша страна имеет одну особенность. Она еврейская. И подавляющее большинство израильтян хотят, чтобы она таковой оставалась. Но приехали люди, уже оторванные от еврейства. То, что у нас свои театры, свои концерты, свои газеты, свои праздники, что мы не торопимся растворяться в израильском обществе, израильтянами было встречено с пониманием. В конце концов, марокканские евреи привезли с собой праздник Мемуна, германские любят Гете и т. д.
Но все прошлые волны алии привезли людей, религиозных или светских, которые сохраняли свою связь с еврейством. Не только религиозные, но и светские евреи не едят свинину. Создание сотен "русских" магазинов и их демонстративное расположение на центральных улицах повергло израильское общество в шок. Единственный логический вывод - приехали не евреи, а гои - явился очень логичным. В Израиле и раньше были некошерные магазины, их никто никогда не запрещал, но их было очень мало, и мало было у них покупателей, и поэтому это мало волновало израильское общество. Страна соблюдала кашрут. И даже многие члены ультралевой партии РАЦ соблюдали кашрут - хотя бы в силу воспитания.
Именно несоблюдение бывшими советскими евреями элементарных, принятых в израильском обществе норм еврейского поведения привели к многочисленным конфликтам.
Приезжает оле хадаш в Ашкелон, селится в малообразованном, но строго соблюдающем традиции марроканском районе, жарит по субботам свинину, устраивает по вечерам громкие пирушки, относится к марроканцам как к тупым аборигенам и прививает это своим детям - так какой же ответ можно ожидать от соседей? Они должны нас любить? Восхищаться нами? А Ашкелонская полиция - это и есть те самые марокканцы, и трудно ожидать примерения сторон только от усилий Солодкиной и Ландвер. Примирение может быть только путем компромисса между авторитетными, имеющими влияние лидерами местнвых русской и марроканской общин.
Я , наверное, живу в другом Израиле, но со всеми марокканцами, с которыми я встречался, у меня отличные отношения.
И пора понять , что подонки среди марокканцев есть, но есть они и в других общинах, в том числе и русской.
Я не призываю закрыть русские магазины. Но , думаю, нормальным компромиссом было бы убрать эти магазины подальше от марроканских глаз.
Еще один важный фактор израильской действительности. Многие коренные израильтяне растеряны от изменений, происходящих на рынке труда. Их страна уходит. Приходит другая, где нет места левантийской неторопливости. Приезжают люди , которые быстро, энергично, работая тяжело, выбиваются в люди, а они, коренные израильтяне, так и остаются в относительной бедности - они не привыкли к конкуренции - им кажется, что квартиры и машины у русских есть потому, что им государство дало. И больше всего таких люмпенов среди выходцев из арабских стран, в том числе и марроканцев.
Очень важный момент, не понимаемый многими новоприбывшими. Мы на Ближнем Востоке, а не в Москве или Жмеринке. И здесь свои правила поведения, отличные от того, что было в СССР. И первое правило - демонстрация уважения к собеседнику. Продемонстрируйте тому же марокканцу, что Вы его уважаете, что Вам нравятся его дети - и Вы приобретете друга на всю жизнь.

11. Проблемы смешанных семей
Многие евреи приехали с русскими женами. "Гойками", как их многие называют. И проблема русских жен стоит в Израиле очень остро. Выскажу свою точку зрения, рискуя быть сильно побитым.
Женщины, в отличие от мужчин, способны к хорошей адаптации в общине (народе) мужа. И русские жены ехали в Израиль вслед за своими мужьями в надежде обрести вторую родину, где ее детям будет хорошо. И то, что многие из русских жен очень недовольны именно моральной атмосферой, виноваты мы сами. Любое грубое слово ранит.
Так уж случилось, что , по еврейской религии, их дети считаются русскими , что может создать для них проблемы в будущем. И поэтому идут многие из них проходить сложную, отнимающую много времени (и, честно говоря, в значительной степени, фиктивную) процедуру прохождения гиюра, чтобы их дети стали евреями.
Я с большим уважением отношусь к русским женам и преклоняюсь перед их выбором еврейского государства. И давайте делать все, чтобы их никто не обижал.
Не все знают , зачем русские женщины проходят гиюр. После гиюра их дети считаются еврейскими. Проблема же у русских детей может возникнуть потом, когда они захотят пожениться на коренных израильтянах - многие еврейские мамы не захотят признать брак с русскими, и хупы (религиозного обряда брака) не будет, и регистрация брака вызовет значительные неудобства. Так многие предпочитают пройти гиюр, чтобы у детей в дальнейшем этих проблем не было.
Кроме того, израильское общество, признавая русских жен, считает важным, чтобы они прошли гиюр и стали еврейками.
Немного другая ситуация в семьях, где жена - еврейка, а муж - русский. Таких семей намного меньше - многие просто развелись при переезде в Израиль - русскому мужчине часто психологически невозможно уехать жить в Израиль.
Те же, кто приехал, как правило, тяжело работают, многие в свободное время любят побаловаться водочкой, ну, да, ничего страшного, хотя и не всегда приятно, когда они это делают на виду у всех и буянят. Потом , правда, протрезвеют - милейшие люди.
Дети в таких семьях растут в Израиле без комплексов, быстро становясь настоящими израильтянами по духу.

12. По фальшивым документам.
Я считаю, что чисто русским семьям нечего делать в Израиле. Мы от них уехали, и я не хочу видеть их, приехавшими вслед за нами. Понимаете, у нас столько проблем своих, внутренних, что семья, не имеющая никаких еврейских корней, вряд ли будет готова весь этот балаган стерпеть. И детей воспитают в таком же духе. И останутся они по духу чуждыми стране. И им плохо будет, и нам зачем это? И антисемитские надписи на стенах. И оскорбления.
Ну и что, что в России сейчас плохо? Израиль же не пересыльный лагерь для беженцев. Решайте свои проблемы в России сами. Или прорывайтесь в США, Канаду, Австралию. Если Вы на что-то еще способны, то прорветесь.
Никто не знает, сколько людей приехало в Израиль по поддельным документам. Иногда это вскрывается. По действующей ранее практике такая семья подлежала депортации. Став министром внутренних дел, наш большой демократ Щаранский придумал специальную комиссию для рассмотрения таких вопросов. Возможно, он прав и действительно существуют гуманитарные случаи - дети, например, переженились. Разлучать новые семьи нехорошо, но родителей , совершивших грубое уголовное преступление (а именно так я квалифицирую вьезд в страну по поддельным документам) я бы высылал на их историческую родину, предварительно взыскав с них, если возможно, незаконно полученную ими корзину абсорбции.

13. Израиль как транзитный пункт.
Есть семьи, и их немало, которые используют Израиль как транзитный пункт для переезда в Канаду. Мне это очень не нравится.
Сохнут их привозит в Израиль на деньги зарубежных евреев (в основном, американских) , в том числе, кстати, и не богатых. Просто они помогают Израилю, создавая себе на всякий случай убежище.
По приезде в Израиль новый репатриант получает немалую корзину абсорбции, созданную на деньги израильского нагоплательщика. В том числе мои. А я, между прочим, тяжело работаю, и делаю много дополнительных часов, и, следовательно, плачу большие налоги. И мне не безразлично , как эти деньги расходуются. Если они идут на помощь человеку, приехавшему жить в Израиль, то я согласен. Но почему я должен тратить свои деньги на нужды транзитных пассажиров? Хотят уехать - пожалуйста, но сначала пусть деньги отдадут.
Я бы ввел такой порядок. Приехавшая семья декларирует, хочет ли она получить корзину абсорбции. Если да, то корзина выдается как условная ссуда на 5 лет. И ссуда эта беспроцентная, привязанная к индексу цен. Каждый год пятая часть ссуды списывается. Захотел уехать раньше - верни остаток долга. Только не надо унижаться до того, что требовать залог за туристическую поездку в Париж. Если он уехал в демократическую страну, то можно возбудить иск. А удрал - так удрал. Выживем. Честный человек заплатит, а воришке будем считать, что мы заплатили за то, что он избавил нас от своего присутствия. Не победнеем. Но, еще раз подчеркиваю, никаких препонов банка Идуд в аэропорту ставить не надо.
Но если и введут , как это было раньше, залог за любой выезд, я возражать не буду.
Предвижу возражения и критику за мои взгляды в этом разделе. Сразу отвечаю на такую критику: деньги на корзину абсорбции идут из моего кармана и я имею право на свое мнение, как они будут расходоваться.

14. Менять ли Закон о возвращении?
Не знаю. Не уверен, что изменение закона о возвращении решит какие-то наши проблемы. В основном, предложения об изменении в законе о возвращении сводятся к запрету вьезда нееврея по Галахе, если его отец или дед был евреем.
Запретить можно, но что это даст? Такой человек, по советским законам, считается евреем и все прелести антисемитизма он на себе испытал. А внук еврейки по линии матери является евреем по Галахе и вьехать сможет в любом случае. Так он в России евреем себя не считал и чем он для Израиля предпочтительней? Он скорее, чем первый, назовет нас всех жидовскими мордами и уедет в Канаду.
В любом случае, никаких серьезных социальных исследований на тему приживаемости в Израиле таких людей я нигде не видел.
Думаю, в обозримом будущем никаких изменений в Законе о возвращении не будет. Попытки и подачи законопроектов - возможно. Но нынешний состав кнессета зарубит на корню любые попытки изменить его как в сторону зажима вьезда неевреев, так и в сторону интернациализации и открывания дверей пошире.
Немало претензий раздается в адрес Сохнута, что он привозит фактически гоев. Я думаю, что Сохнут выполняет трудную и ответственную, а иногда и опасную работу, действуя строго в рамках Закона о возвращении, возвращая людей к их еврейским корням. Единственно - посланцы Сохнута должны честно говорить не только о счастливом будущем репатриантов, но и о тех трудностях, которые их ожидают.

14. Так ехать или нет?.
Решайте сами. Только здесь нелегко. Язык на русский не похож. Нелегко его выучить. Жара. Красиво только на картинках. И обманщиков много. И квартирные посредники, и работодатели, и страховые агенты...
И марокканцы необразованные с полуголым задом и цепью на шее.
И с пейсами в черном много тут ходит. И не работают они. Тору они, видите ли всю жизнь учат. И мы их кормим.
И с арабами война очень вероятна.
Так Вам это надо?
Если Вы сами чувствуете, что вся информация, которой Вы обладаете об Израиле, убеждает Вас, что такая жизнь среди евреев для Вас , приезжайте. Если нет, то лучше не едьте. И Вам будет лучше, и нам. А в гости Вы всегда сможете приехать. И, как гостям, мы Вам будем рады.

15. Только не надо жаловаться.
Очень неприятно, когда уехавшие из Израиля в Канаду люди поливают Израиль грязью, нагромождая десять выдуманных проблем на одну реальную. Зачем это им надо? От этого какие-то пособия дают? Или они так свою совесть успокаивают?
Ну, уехали - так уехали. Успехов на новом месте. Может быть, Вы свой творческий потенциал там лучше реализуете. Может быть, Вам там климат больше подходит. Может быть, Вы хотите детей от армии и войны уберечь. Так все понятно - это Ваше право решать, где Вам жить. Но зачем же клеветать на страну людям, которые сами сами в Израиле не были и будут верить Вам на слово? Вам -то зачем клеветать на Израиль? Не пойму.
Среди тех, кто собирается приехать в Израиль или недавно приехавших, бытует мнение, что , если бы разрешили, все бы в США уехали.
Так это не так. Многие захотели уехать и уехали. А многие могут уехать без всякого труда - но не хотят. Им и здесь хорошо. В фирме "Амдокс" днем с огнем не могут сыскать квалифицированных программистов, желающих поехать работать в США, Канаду, Австралию и во многие другие страны.

16. Израиль как зеркало.
Недавно услышал такую поговорку: "Израиль - как зеркало, какую рожу скорчишь, такую и увидишь".
Если Вы решили приехать в Израиль - постарайтесь уважать живущих здесь людей - и они будут уважать Вас.

Яков Кац





  ©1996-2007   Megapolis Org   E-mail:   info@megapolis.org