главная |  алия |  наш израиль |  гайд парк |  неделя |  интернет клуб |  о проекте |  карта сервера 
M E G A P O L I S


Еженедельник "Неделя"

Архив всех выпусков


 Лист рассылки

Подпишитесь на лист рассылки Еженедельника "Неделя" и новостей сайта

Ваш e-mail:

 
подписаться
отказаться
14.11.1999г - 20.11.1999г. Выпуск № 15

В выпуске:
Записки израильтянина     Яков Кац
Другое мнение     Александр Зарудь
На нашем сайте

Записки израильтянина

Яков Кац

Отставка руководителя банка Израиля.

Руководитель Банка Израиля Яаков Френкель, прослужив 8 лет на этом посту, уходит 2 января в отставку. Назначенный еще Шамиром, он работал при 5 премьер-министрах и уходит совершенно неожиданно в середине своей второй каденции.
Деятель международного масштаба, пользующийся уважением экономистов всего мира, спасший несколько национальных экономик от развала, он навел порядок в израильских финансах. Инфляция составляет 2 - 3 процента в год (вместо 20 в начале его деятельности), цены и машканта практически не растут.
Френкель держал высокую процентную ставку, не давая доллару и инфляции поднять голову.
В то же время высокая процентная ставка сдерживала промышленные кредиты, и, как следствие, рост экономики и высокая безработица.
Нетаниягу полностью поддерживал Френкеля.
Существуют разные версии ухода Френкеля. Все они какие-то неубедительные. Мне кажется, основная причина его ухода заключается в том, что его политика не укладывается в экономическую программу Эхуда Барака и министра финансов Байги Шохата.
Жизнь на голодном пайке, экономя на всем, уменьшение государственного долга, характерные для предыдущего правительства Нетаниягу, по-видимому, постепенно пересматриваются. И не очень важно, кто будет новым руководителем Банка Израиля - во первых, Байга сможет не допустить назначения последователя Френкеля, во-вторых, не найти больше человека с таким авторитетом и именем, как Френкель, который смог бы проводить самостоятельную политику и плыть против течения.
Эхуд Барак очень много наобещал всем перед выборами. Он собирался за два года заключить мирные договора с соседями, а потом два года перед выборами заниматься экономикой, благо, она , по прогнозам, к тому времени будет на подъеме, и можно хоть в какой-то степени выполнить экономические обязательства, особо не напрягаясь.
Действительность оказалась более сложной. Государственный бюджет не имеет шансов быть принятым. ШАС требует спасти от банкротства свою основу - учебную систему МААЯН - иначе ей нечего делать в этой коалиции. Кроме МААЯН, у ШАС много других экономических требований. Ничего не боясь, ШАС голосует по экономическим вопросам вместе с оппозицией, шантажируя Барака. Чтобы удовлетворить их аппетиты, надо много денег.
Исраель баАлия тоже настроена решительно. Терять ей уже нечего. Падение правительства Щаранского не волнует. Он способен быть министром при любом правительстве.
Деньги нужны на больницы - там экономическое положение очень тяжелое.
Деньги нужны на борьбу с безработицей - она продолжает расти при нынешнем правительстве и ссылки на Нетаниягу уже нервируют даже левых комментаторов.
Деньги нужны на культуру - там все так урезано, что кинематограф, например, скоро вообще перестанет работать. А спорт, музеи и т.д. и т.п.
Деньги нужны традиционным едокам и поставщикам голосов левых - профсоюзам, киббуцам.
Деньги нужны на школы - многие классы требуют ремонта, остро не хватает учебных часов, про продленный день, кажется, забывают уже.
Сокращение расходов на оборону создало острые проблемы в военных заказах на предприятиях.
А журналисты требуют от Барака выполнять обязательства - терять с таким трудос завоеванную власть они не хотят.
В этой ситуации Яаков Френкель с его жесткой монетарной политикой начал сильно мешать. И неважно, кто был инициатором его отставки - он сам или Барак или Шохад - наверное, это было неизбежно при нынешнем правительстве.
Попробую построить экономический прогноз как результат ухода Френкеля.
1. Доллар вырастет до Нового года как результат опасения перед возможными последствиями Ошибки-2000, но не более 4.35. В следующем году он вырастет до 4.6.
2. Банковсий процент в ближайшие 3 месяца уменьшится, как минимумум, на 3 единицы.
3. Уменьшится процент на вклады в шекелях: пикдонот и в непривязанных облигациях.
4. Возрастет инфляция до 10% в 2000 году, дальше - больше.
5. Деловая активность увеличится, безработица начнет уменьшаться. Увеличится рост производства.
6. Значительно, на 10 - 15 % увеличится зарплата в государственном секторе и на Гистадрутовских предприятиях.
7. Дальнейшая приватизация госпредприятий резко замедлится.
8. Значительно увеличатся субсидии на здравоохранение, образование, оборону. Рост субсидий произойдет за счет печатания денег и , следовательно, уменьшения их покуптельной способности.
9. Увеличатся налоги - на бензин, сигареты и т.д. Налоги с доходов, надеюсь, не увеличатся.

Конечно, какие-то послабления в экономике надо начать делать. Но боюсь, что после строжайшей экономии Нетаниягу мы снова, как в 1995-1996 году, увидим широту души Байги Шохата.


Право на возвращение в страну евреев

Яков Кац
1. Для кого написана эта статья.
Вопросы, связанные с переездом в Израиль, продолжают поступать в Гайд-парк, на мой E-mail, и во все связанные с Израилем сайты. Я никого не уговариваю и не отговариваю. Те, кто хочет ехать в Израиль, должен иметь информацию о стране, в которой он хочет жить, ее плюсы и минусы, чтобы потом, как говорил Павка Корчагин, не было мучительно больно. Надеюсь, что эта статья поможет Вам в Вашем решении.

2. Всплеск эмоций.
Раввин Альпер из партии Яадут аТора назвал неевреев, приезжающих в Израиль, пятой колонной. Подлил свежего керосинчику. Сегодня в Израиле и без него идет много споров о Законе о возвращении. А теперь эта тема, ярко вспыхнув, стала одной из основных в израильских СМИ.
Давайте разберем по-порядку историю вопроса, без понимания которой невозможно понять происходящие сегодня события.

3. Кого считать евреем.
Согласно Галахе (то есть еврейской религии) евреем считается человек, родившийся от матери - еврейки.
Евреем также признается человек, прошедший гиюр.
(Здесь есть одна не очень маленькая тонкость. Существуют три основные направления иудаизма: ортодоксальное, консервативное и реформистское и есть серьезные нюансы в принятии гиюра).
В Израиле евреем считается еврей по Галахе.
Здесь возникает очень иного проблем. В СССР, например, национальность определялась по отцу. И приезжает в Израиль сын еврея, который считал себя евреем всю жизнь, и по документам он еврей, и жидовской мордой его обзывали много раз, и били за это, и нос у него орлиный, и кагтавит он, а в Израиле его называют Гоем (гой - это не еврей, кличка не обидная, просто люди делятся на евреев и гоев), и дети его не евреи, и вообще, сидел бы ты в своей России.
А в фашистской Германии - свои законы. Уничтожению подлежали те, в ком была четверть еврейской крови. Без разбора - от папы или мамы. В печке были все равны.

4. От разрушения второго храма до своего государства
Мечта о своем государстве жила среди евреев две тысячи лет. От времени разрушения римлянами Второго Храма мы скитались по этой Земле, оседая в разных странах, создавали там науку и искусство, банки и заводы, учили и лечили, а в ответ благодарные народы устраивали нам показательные суды, погромы, вели нас на костер, ко рвам, в крематорий.
У нас не было своей страны, нас никто не мог защитить. И в генетической памяти евреев навсегда остались и Святая Инквизиция, и дело Бейлиса, и печи Освенцима, и многое-многое другое, что случилось с нами за эти две тысячи лет. И сохранились мы только потому, что сохранили мы Книгу, не отреклись от нее, шли на костер со словами :"Шма, Исраель". И поднимали наши предки бокалы на Песах, и говорили: "Ба Шана ха баа ба Иерушалайм" (На следующий год - в Иерусалиме), и говорили они "Пусть отсохнет моя правая рука, если я забуду тебя, Иерусалим".
И это не красивые слова - так оно и было. И мечтали наши предки вернуться в завещанную Б-гом Землю, чтобы были мы хозяевами на своей земле, и чтобы никто никогда не смог нас убивать.
Создание своего Государтва - это и есть Сионизм.
Свое, еврейское государство было не блажью, а единственным способом выжить тем остаткам народа, которые уцелели в мясорубке Второй Мировой.
И без понимания этой главной причины создания своего Государства Вы не поймете израильтян, не поймете, что создали евреи не просто еще одно государство, а свое, и отдали они в боях за него тысячи жизней.

5. Еврейское демократическое государство.
Государство Израиль является демократическим потому, что высший законодательный орган страны - Кнессет избирается путем прямого, тайного, равного волеизъявления всех его граждан.
Государство Израиль является демократическим потому, что оно обеспечивает свободу деятельности всех религиозных концессий.
Государство Израиль является еврейским потому, что еврейская религия не отделена от государства. Религиозные праздники являются государственными. По субботам общественный транспорт не работает. Запрещена работа почти всех предприятий, увеселительных заведений и магазинов в субботу.
Государство Израиль является еврейским потому, что в нем принят "Закон о возвращении" евреев в Израиль.
У нас запрещена миссионерская деятельность среди евреев.

6. Почему евреев нельзя считать шовинистами.
Отвечая на вопрос, почему еврейское государство не принимает всех желающих людей других наций, отмечу, что Швеция тоже не принимает беженцев из СНГ, и Финляндия, и Норвегия, и все другие страны, но они считаются демократическими и никто к ним никаких претензий не предьявляет. Почему-то многие считают, что опять евреи должны спасать их от разрухи.
Мы не можем стать государством, принимающим всех желающих так как в этом случае опять внутри Израиля возникнут те же проблемы, которые были у нас в странах рассеяния. Хватит нам распрей между собой и с израильскими арабами. Не хватало нам в стране русского антисемизма.
Отмечу, что в мире нет страны, принимающей всех желающих. Германия, Греция и Израиль принимают по национальному признаку, Австралия, Новая Зеландия, США и Канада - по профессиональному и возрасту.

7. Как формулируется закон о возвращении.
Право на Возвращение в Израиль имеет еврей (еврейка) по Галахе, то есть родившийся (родившаяся) от матери - еврейки или прошедший (прошедшая) религиозный обряд перехода в еврейство, а также сын (дочь) и внук (внучка) еврея (еврейки). Вместе с ним (с ней) право на возвращение имеют его (ее) муж (жена) и его дети.
Право на возвращение (репатриацию) имеют религиозные и светские евреи. Еврей, перешедший в другую религию, право на репатриацию не имеет.
Лица, имеющие право на возвращение и приехавшие в Израиль на постоянное место жительства, получают израильское гражданство сразу по прибытии.

8. Алия в 1948 - 1989 годах.
До августа 1989 года Закон о возвращении не создавал никаких проблем.
Из стран Запада ехали евреи, желающие жить среди своего народа. Из стран Востока приехали религиозные евреи, которые практически не смешивались в странах рассеяния с местным арабским населением. Америка была открыта для всех евреев, выезжающих из СССР , их считали беженцами, со всеми вытекающими отсюда льготами, и в Израиль ехало очень мало людей: в марте 1989 года, например, в Израиль из СССР приехало всего 400 человек, в США поехало в этот же период не менее 4 тысяч.
Существовала хорошая альтернатива Израилю, и к нам ехали только те, кто хотел жить именно здесь, среди еврейского народа. Новые репатрианты стремились побыстрее выучить иврит и стать "как все". Алия 70 - х годов из СССР была алией идеалистов. Русские супруги евреев привыкали к новой стране, честно неся все тяготы абсорбции. Размер этой алии не позволял оказывать серьезное влияние на политическую жизнь страны.

10. Алия в 1990 - 1999 годах.
В августе 1989 года Америку "Закрыли". То есть люди в США попадали и после этой даты, но тут надо было уже бороться, что-то доказывать. Уже нельзя было попасть в Америку всем желающим.
И массы поехали в Израиль - это был самый простой путь выезда из СССР (СНГ) , а для многих - единственный способ вырваться оттуда. То есть люди ехали не "куда", а "откуда".
Среди евреев началась паника "все едут, мне оставаться тоже нельзя", и количество приезжающих в Израиль доходило до 20 - 30 тысяч в месяц.
Поехали в Израиль и люди, вспомнившие о еврействе дедушки или бабушки и понятия не имеющие о том, что такое быть евреем. И повезли они с собой свои семьи, в которых евреев в роду вообще не было. Но Закон соблюдается.
Союз Нерушимый развалился и миллионы людей стали стремиться оттуда уехать. В Израиль приехало и немало людей с поддельными паспортами.
Многие из этих семей за 8 - 10 лет вросли корнями в эту землю, стали израильскими патриотами, а их дети - уже неотличимы от сабр. Но люди приехали разные. И по разному они приживаются.
Часть репатриантов (и евреи, и неевреи), не удовлетворенные жизнью в Израиле, уехали за границу (в основном, в Канаду).

9. Кто такие советские евреи
Советская власть за 70 лет своего существования выветрила из евреев всю их религиозность - синагог почти не осталось, еврейских школ - тоже. И только наши древние бабушки и дедушки помнят то, что до революции называлось еврейской жизнью.
Мы в СССР имели какое-то смутное представление о еврейских праздниках - весной ели мацу, был какой-то праздник, когда угощали коврижками, на какой-то праздник давали деньги. На Песах бабушки и дедушки ели из специальной посуды.
Но подавляющее большинство русских евреев никогда в жизни не были в синагоге и имели весьма смутное представление о героической истории своего народа. Единственное, что мы знали хорошо из истории - это то, что наши еврейские предки распяли русского Исуса Христа.
Но что обьединяло советских евреев - это жизнь в условиях антисемитизма сверху и снизу.
На народном уровне нас обзывали жидами. Маленьких, нас дразнили, били. Потом нас оскорбляли в пионерском лагере, а мамаши этих юных антисемитов, удивлялись жалобам: "А что тут такого, так все говорят".
Взрослых, нас могли оскорбить в любом общественном месте - в автобусе, на базаре, просто на улице. Иногда мы давали отпор, и тогда нас начинали уважать. Всю жизнь буду помнить, как нашему соседу, прошедшему всю войну и оставшемуся без руки, было доложено на базаре, что он свою руку потерял в Ташкенте, что жиды не воевали. Авоська со стеклянными бутылками кефира со всей силы опустилась на голову антисемита. Единственная рука фронтовика не дрогнула. И судить его милиция не решилась, хотя антисемиту потом долго в больнице вправляли мозги.
Впрочем, в большинстве случаев мы просто глубже вжимали голову в плечи и уходили. Очень горько признать, но я что-то не припомню, чтобы другие русские серьезно за нас вступались.
Антисемитизм сверху заключался в том, что нас ограничили в приеме в вузы и на работу. У меня есть личный счет к Советской власти. Я не мог учиться там, где хотел - не приняли, фактически издеваясь на экзаменах. Я не мог работать там, где хотел - не было мест.
Я помню все. Думаю, свой счет к Советской власти имеют все советские евреи.
Некоторые евреи пытались стать русскими, сменить национальность в паспорте. Не стал бы я их судить. Я не стал бы создавать кодекс поведения жертвы. Не все обязаны быть героями.
Мне кажется, в очень сложном положении оказались "половинки" - те, у кого отец или мать были евреями. Не признаваемые русскими как равноправными, многие из них стремились всячески показать свой антисемизм, чтобы выслужиться. Не все. Далеко не все. Но я утверждаю, что очень многие. Я сам был неоднократно бит такими за свое еврейство.

10. Алия из СНГ глазами сабр.
(В этом пункте я высказываю не свою точку зрения, а говорю от имени тех сотен коренных израильтян, с которыми беседовал на эту тему - так что прошу меня не ругать).
В марте 1989 года нас встречали с цветами и улыбками. Когда мои дети первый день пошли в школу, их встречать высыпал весь класс.
Каждый из слоев израильского общества связывал с нашей алией свои надежды. Одни надеялись, что мы заменим на стройках ненадежных арабов, другие - что мы подметем весь мусор на улицах, третьи надеялись на дармовую раб. силу на предприятиях. Важное значение имеет демографический фактор и алия является хорошим противодействием высокой арабской рождаемости.
Немало израильтян хорошо понимало потенциал алии и знали, что едут "сливки" русского общества и мы способны в корне изменить к лучшему в стране экономику и вывести Израиль в число ведущих в современных технологиях (в чем сейчас убедились уже все). И в Армии Обороны Израиля наши дети служат хорошо.
За десять лет мы сделали для страны очень многое. Все израильтяне признают наше стремление к учебе, трудолюбие, способность и готовность работать по 14 часов в день. И благодаря алие мы живем в стране с другим уровнем экономики, чем в 10 лет назад.
Но наша страна имеет одну особенность. Она еврейская. И подавляющее большинство израильтян хотят, чтобы она таковой оставалась. Но приехали люди, уже оторванные от еврейства. То, что у нас свои театры, свои концерты, свои газеты, свои праздники, что мы не торопимся растворяться в израильском обществе, израильтянами было встречено с пониманием. В конце концов, марокканские евреи привезли с собой праздник Мемуна, германские любят Гете и т. д.
Но все прошлые волны алии привезли людей, религиозных или светских, которые сохраняли свою связь с еврейством. Не только религиозные, но и светские евреи не едят свинину. Создание сотен "русских" магазинов и их демонстративное расположение на центральных улицах повергло израильское общество в шок. Единственный логический вывод - приехали не евреи, а гои - явился очень логичным. В Израиле и раньше были некошерные магазины, их никто никогда не запрещал, но их было очень мало, и мало было у них покупателей, и поэтому это мало волновало израильское общество. Страна соблюдала кашрут. И даже многие члены ультралевой партии РАЦ соблюдали кашрут - хотя бы в силу воспитания.
Именно несоблюдение бывшими советскими евреями элементарных, принятых в израильском обществе норм еврейского поведения привели к многочисленным конфликтам.
Приезжает оле хадаш в Ашкелон, селится в малообразованном, но строго соблюдающем традиции марроканском районе, жарит по субботам свинину, устраивает по вечерам громкие пирушки, относится к марроканцам как к тупым аборигенам и прививает это своим детям - так какой же ответ можно ожидать от соседей? Они должны нас любить? Восхищаться нами? А Ашкелонская полиция - это и есть те самые марокканцы, и трудно ожидать примерения сторон только от усилий Солодкиной и Ландвер. Примирение может быть только путем компромисса между авторитетными, имеющими влияние лидерами местнвых русской и марроканской общин.
Я , наверное, живу в другом Израиле, но со всеми марокканцами, с которыми я встречался, у меня отличные отношения.
И пора понять , что подонки среди марокканцев есть, но есть они и в других общинах, в том числе и русской.
Я не призываю закрыть русские магазины. Но , думаю, нормальным компромиссом было бы убрать эти магазины подальше от марроканских глаз.
Еще один важный фактор израильской действительности. Многие коренные израильтяне растеряны от изменений, происходящих на рынке труда. Их страна уходит. Приходит другая, где нет места левантийской неторопливости. Приезжают люди , которые быстро, энергично, работая тяжело, выбиваются в люди, а они, коренные израильтяне, так и остаются в относительной бедности - они не привыкли к конкуренции - им кажется, что квартиры и машины у русских есть потому, что им государство дало. И больше всего таких люмпенов среди выходцев из арабских стран, в том числе и марроканцев.
Очень важный момент, не понимаемый многими новоприбывшими. Мы на Ближнем Востоке, а не в Москве или Жмеринке. И здесь свои правила поведения, отличные от того, что было в СССР. И первое правило - демонстрация уважения к собеседнику. Продемонстрируйте тому же марокканцу, что Вы его уважаете, что Вам нравятся его дети - и Вы приобретете друга на всю жизнь.

11. Проблемы смешанных семей
Многие евреи приехали с русскими женами. "Гойками", как их многие называют. И проблема русских жен стоит в Израиле очень остро. Выскажу свою точку зрения, рискуя быть сильно побитым.
Женщины, в отличие от мужчин, способны к хорошей адаптации в общине (народе) мужа. И русские жены ехали в Израиль вслед за своими мужьями в надежде обрести вторую родину, где ее детям будет хорошо. И то, что многие из русских жен очень недовольны именно моральной атмосферой, виноваты мы сами. Любое грубое слово ранит.
Так уж случилось, что , по еврейской религии, их дети считаются русскими , что может создать для них проблемы в будущем. И поэтому идут многие из них проходить сложную, отнимающую много времени (и, честно говоря, в значительной степени, фиктивную) процедуру прохождения гиюра, чтобы их дети стали евреями.
Я с большим уважением отношусь к русским женам и преклоняюсь перед их выбором еврейского государства. И давайте делать все, чтобы их никто не обижал.
Не все знают , зачем русские женщины проходят гиюр. После гиюра их дети считаются еврейскими. Проблема же у русских детей может возникнуть потом, когда они захотят пожениться на коренных израильтянах - многие еврейские мамы не захотят признать брак с русскими, и хупы (религиозного обряда брака) не будет, и регистрация брака вызовет значительные неудобства. Так многие предпочитают пройти гиюр, чтобы у детей в дальнейшем этих проблем не было.
Кроме того, израильское общество, признавая русских жен, считает важным, чтобы они прошли гиюр и стали еврейками.
Немного другая ситуация в семьях, где жена - еврейка, а муж - русский. Таких семей намного меньше - многие просто развелись при переезде в Израиль - русскому мужчине часто психологически невозможно уехать жить в Израиль.
Те же, кто приехал, как правило, тяжело работают, многие в свободное время любят побаловаться водочкой, ну, да, ничего страшного, хотя и не всегда приятно, когда они это делают на виду у всех и буянят. Потом , правда, протрезвеют - милейшие люди.
Дети в таких семьях растут в Израиле без комплексов, быстро становясь настоящими израильтянами по духу.

12. По фальшивым документам.
Я считаю, что чисто русским семьям нечего делать в Израиле. Мы от них уехали, и я не хочу видеть их, приехавшими вслед за нами. Понимаете, у нас столько проблем своих, внутренних, что семья, не имеющая никаких еврейских корней, вряд ли будет готова весь этот балаган стерпеть. И детей воспитают в таком же духе. И останутся они по духу чуждыми стране. И им плохо будет, и нам зачем это? И антисемитские надписи на стенах. И оскорбления.
Ну и что, что в России сейчас плохо? Израиль же не пересыльный лагерь для беженцев. Решайте свои проблемы в России сами. Или прорывайтесь в США, Канаду, Австралию. Если Вы на что-то еще способны, то прорветесь.
Никто не знает, сколько людей приехало в Израиль по поддельным документам. Иногда это вскрывается. По действующей ранее практике такая семья подлежала депортации. Став министром внутренних дел, наш большой демократ Щаранский придумал специальную комиссию для рассмотрения таких вопросов. Возможно, он прав и действительно существуют гуманитарные случаи - дети, например, переженились. Разлучать новые семьи нехорошо, но родителей , совершивших грубое уголовное преступление (а именно так я квалифицирую вьезд в страну по поддельным документам) я бы высылал на их историческую родину, предварительно взыскав с них, если возможно, незаконно полученную ими корзину абсорбции.

13. Израиль как транзитный пункт.
Есть семьи, и их немало, которые используют Израиль как транзитный пункт для переезда в Канаду. Мне это очень не нравится.
Сохнут их привозит в Израиль на деньги зарубежных евреев (в основном, американских) , в том числе, кстати, и не богатых. Просто они помогают Израилю, создавая себе на всякий случай убежище.
По приезде в Израиль новый репатриант получает немалую корзину абсорбции, созданную на деньги израильского нагоплательщика. В том числе мои. А я, между прочим, тяжело работаю, и делаю много дополнительных часов, и, следовательно, плачу большие налоги. И мне не безразлично , как эти деньги расходуются. Если они идут на помощь человеку, приехавшему жить в Израиль, то я согласен. Но почему я должен тратить свои деньги на нужды транзитных пассажиров? Хотят уехать - пожалуйста, но сначала пусть деньги отдадут.
Я бы ввел такой порядок. Приехавшая семья декларирует, хочет ли она получить корзину абсорбции. Если да, то корзина выдается как условная ссуда на 5 лет. И ссуда эта беспроцентная, привязанная к индексу цен. Каждый год пятая часть ссуды списывается. Захотел уехать раньше - верни остаток долга. Только не надо унижаться до того, что требовать залог за туристическую поездку в Париж. Если он уехал в демократическую страну, то можно возбудить иск. А удрал - так удрал. Выживем. Честный человек заплатит, а воришке будем считать, что мы заплатили за то, что он избавил нас от своего присутствия. Не победнеем. Но, еще раз подчеркиваю, никаких препонов банка Идуд в аэропорту ставить не надо.
Но если и введут , как это было раньше, залог за любой выезд, я возражать не буду.
Предвижу возражения и критику за мои взгляды в этом разделе. Сразу отвечаю на такую критику: деньги на корзину абсорбции идут из моего кармана и я имею право на свое мнение, как они будут расходоваться.

14. Менять ли Закон о возвращении?
Не знаю. Не уверен, что изменение закона о возвращении решит какие-то наши проблемы. В основном, предложения об изменении в законе о возвращении сводятся к запрету вьезда нееврея по Галахе, если его отец или дед был евреем.
Запретить можно, но что это даст? Такой человек, по советским законам, считается евреем и все прелести антисемитизма он на себе испытал. А внук еврейки по линии матери является евреем по Галахе и вьехать сможет в любом случае. Так он в России евреем себя не считал и чем он для Израиля предпочтительней? Он скорее, чем первый, назовет нас всех жидовскими мордами и уедет в Канаду.
В любом случае, никаких серьезных социальных исследований на тему приживаемости в Израиле таких людей я нигде не видел.
Думаю, в обозримом будущем никаких изменений в Законе о возвращении не будет. Попытки и подачи законопроектов - возможно. Но нынешний состав кнессета зарубит на корню любые попытки изменить его как в сторону зажима вьезда неевреев, так и в сторону интернациализации и открывания дверей пошире.
Немало претензий раздается в адрес Сохнута, что он привозит фактически гоев. Я думаю, что Сохнут выполняет трудную и ответственную, а иногда и опасную работу, действуя строго в рамках Закона о возвращении, возвращая людей к их еврейским корням. Единственно - посланцы Сохнута должны честно говорить не только о счастливом будущем репатриантов, но и о тех трудностях, которые их ожидают.

14. Так ехать или нет?.
Решайте сами. Только здесь нелегко. Язык на русский не похож. Нелегко его выучить. Жара. Красиво только на картинках. И обманщиков много. И квартирные посредники, и работодатели, и страховые агенты...
И марокканцы необразованные с полуголым задом и цепью на шее.
И с пейсами в черном много тут ходит. И не работают они. Тору они, видите ли всю жизнь учат. И мы их кормим.
И с арабами война очень вероятна.
Так Вам это надо?
Если Вы сами чувствуете, что вся информация, которой Вы обладаете об Израиле, убеждает Вас, что такая жизнь среди евреев для Вас , приезжайте. Если нет, то лучше не едьте. И Вам будет лучше, и нам. А в гости Вы всегда сможете приехать. И, как гостям, мы Вам будем рады.

15. Только не надо жаловаться.
Очень неприятно, когда уехавшие из Израиля в Канаду люди поливают Израиль грязью, нагромождая десять выдуманных проблем на одну реальную. Зачем это им надо? От этого какие-то пособия дают? Или они так свою совесть успокаивают?
Ну, уехали - так уехали. Успехов на новом месте. Может быть, Вы свой творческий потенциал там лучше реализуете. Может быть, Вам там климат больше подходит. Может быть, Вы хотите детей от армии и войны уберечь. Так все понятно - это Ваше право решать, где Вам жить. Но зачем же клеветать на страну людям, которые сами сами в Израиле не были и будут верить Вам на слово? Вам -то зачем клеветать на Израиль? Не пойму.
Среди тех, кто собирается приехать в Израиль или недавно приехавших, бытует мнение, что , если бы разрешили, все бы в США уехали.
Так это не так. Многие захотели уехать и уехали. А многие могут уехать без всякого труда - но не хотят. Им и здесь хорошо. В фирме "Амдокс" днем с огнем не могут сыскать квалифицированных программистов, желающих поехать работать в США, Канаду, Австралию и во многие другие страны.

16. Израиль как зеркало.
Недавно услышал такую поговорку: "Израиль - как зеркало, какую рожу скорчишь, такую и увидишь".
Если Вы решили приехать в Израиль - постарайтесь уважать живущих здесь людей - и они будут уважать Вас.


Другое мнение

Александр Зарудь

Ответ на критику.

Спасибо всем, кто откликнулся на мою статью "Правые и левые".
Полученные отклики в основном критикуют меня за попытку провести параллель между правым и левым лагерями. Слева такой отклик был всего один, справа - несколько. Надо быть честным - и та, и другая сторона неоднократно прибегала к насилию в качестве аргумента в идеологических спорах. Нельзя прятаться за определения типа "действия одиночки". Рабина убил один человек, но убийству предшествовала мощная кампания, в ходе которой Рабина и Переса называли "убийцами" и "предателями". Наивно думать, что все участники бурных митингов и демонстраций были провокаторами ШАБАКа. Точно такая же кампания велась и левыми в начале восьмидесятых.
На плакатах левых демонстраций было написано "Бегин - фашист", "Шарон - убийца". В борьбе правых и левых в Израиле нет ангелов, все несут равную ответственность за создание в стране атмосферы ненависти и нетерпимости.
Некоторые из приславших отклики напоминали о несправедивостях в отношении бойцов Лехи и Эцеля. Но историческая справка в моей статье не претендовала на выяснение справедливости, а лишь должна была помочь понять подоплеку вражды между двумя главными политическими лагерями Израиля. Мне кажется, нет смысла тратить время на детальное обсуждение событий, происшедших десятки лет назад. Некоторые обвинили Рабина в участии в расстреле Альталены. Не знаю, нигде не читал об этом. Я пытался искать что-нибудь об этом в разных источниках, но не нашел ничего. В любом случае, основная ответственность ложится на Бен Гуриона, а не Рабина, который был в те годы всего лишь молоденьким офицером. Сам по себе спор о том, кто был прав, а кто виноват, может быть интересен, но мало что проясняет в отношении проблем, стоящих перед страной в конце 1999г.
Да и невозможно отождествить исторический МАПАЙ пятидесятых с нынешней Аводой. Будем считать это ответом всем, предъявившим мне претензии на недостаточное освещение причиненных правым "исторических" несправедливостей.
В своей статье я критиковал Софью Рон из "Вестей" за сравнение Барака с Милошевичем. Мне было указано, что Софья Рон - одна из самых популярных в Израиле русскоязычных журналистов. Тем более ей следовало бы остерегаться неосторожных высказываний. Как бы ни относились к Милошевичу мои оппоненты, в глазах всего мира он все-таки военный преступник. Хочу напомнить, как незадолго до выборов в какой-то ивритской левой газете (увы, не помню названия) появилась карикатура, на которой был изображен Нетаньягу в компании Каддафи и Саддама Хуссейна.
Поверите или нет, но я лично слышал осуждение этого "шедевра" со стороны столь одиозного политика, как Йоси Сарид.
Дкмаю, и нам не следует сравнивать Барака с подобными личностями. Многие возмущались необъективностью израильской прессы. И я с ними согласен! Израильская пресса действительно левая. Если меня не поняли, я объясняю: статья не была направлена на защиту левого лагеря, а протестовала против упрощенной и однобокой картины Израиля, рисуемой в "русскоязычной" прессе и отчасти среди олим в целом. Нет сомнения, что израильская пресса отражает левую идеологию. Только вот не верю я ни в заговоры, ни в "социальные заказы" властей. Ну 1-й канал и радио, допустим, управляются левым истеблишментом. А 2-й канал, а газеты? Эти средсва информации находятся в частных руках, и тем не менее не уступают по "левизне" правительственной прессе. Объяснение этому простое - большинство журналистов левые, вот и все.
Да и не все так однозначно. Конечно, как правило левые политики удостаиваются более благосклонных интервью. Но и им часто достается от журналистов. Я не наивен, и не менее других возмущаюсь например травлей Нетаньягу, развязанной в прессе. Но будем честны - Бараку тоже достается. За авторитарность, за скрытность, за пренебрежение обещанием продвигать женщин на руководящие посты. Будь на его месте Нетаньягу, ему б попало сильнее. Но нельзя утверждать, что Барака журналисты буквально по головке гладят.
Не все может быть сведено к примитивному делению на правых и левых. Та же пресса к примеру гоняется за рейтингом, сенсациями и т.д., и в погоне за этим не остановится высосать кровь из любого политика или общественного деятеля, безотносительно его политических взглядов.
А что скажут мои оппоненты, если узнают, что Шели Ехимович в прошлом году взяла под защиту девочку, отказавшуюся встать во время митинга памяти Рабина? Директор школы за это ее от занятий отстранил, и подвергся уничтожающей критике со стороны не только Ехимович, но и активистов приглашенного ею представителя Амуты за гражданские права.
Еще были вопросы на тему полиции, ШАБАКа и судов. Я не хотел бы тратить время, поэтому ограничусь одним примером. Недавно юридический советник правительства к удовольствию ШАБАКа запретил к публикации протокол совещания на тему, следует ли привлекать к суду Авишая Равива.
Пресса долго смеялась над этим весьма странным решением, особенно после того как документ появился на ИНТЕРНЕТ. А потом был БАГАЦ, разрешивший протокол к публикации. Как-то плохо это увязывается с теорией заговора, объединяющего прессу, органы безопасности и юстицию. Совершенно очевидно, что каждый из этих институтов имеет свою функцию и свои интересы. И еще одно - давайте не будем рассуждать о конспирации ШАБАКа с целью убийства Рабина до окончания суда над Авишаем Равивом. Пока это просто спекуляции.
Не надо выдумывать себе мифов, рисующих однобокую картину политической жизни Израиля, а видеть ее во всем многообразии. Национальный лагерь должен не замыкаться на разоблачении коварных происков левых, а сосредоточиться на реально стоящих перед страной проблемах. А у нас что получается? В конце прошлой недели госпожа Арафат обвинила Израиль в отравлении водных источников и земель палестинцев. Правительство заявило вялый и неэффективный протест. И никому в нашем Гайд-парке не пришло в голову выступить с резкой критикой Барака за то, что он не прервал переговоры хотя бы до публичного извинения со стороны палестинской администрации.
Вместо этого у нас активно возмущались приговором Авигдору Эскину, судимого не за взгляды, а за реальные правонарушения. Вот такое странное смещение акцентов.

На нашем сайте


Мы получили два письма:
1. "Может быть, сделать что-то вроде словарика слэнга / специальной терминологии (армейской, бансковской, религиозной, профессиональной) ? Я бы попробовал сделать что-нибудь такое - хотя бы самое простое, для начала. Как Вы на это смотрите? Стоит?"
2. "Почему бы не сделать страничку иврита на Вашем сайте?
Я не имею в виду постоянные уроки. Но у многих, наверняка, возникают вопросы по грамматике или как лучше выразить ту или иную мысль. Можно подсказать , как пишут трудовую автобиографию или деловое письмо. Вот только не знаю, как быть с кодировками - ведь нельзя же открыть в одном окне и русские, и ивритские шрифты? Но это, наверняка, можно обойти.
Я бы мог заняться этим вопросом."
Каково мнение читателей? Мы откроем такие рубрики, если получим значительное количество писем, что это надо.

Мы коренным образом переработали раздел "Алия". Теперь он включен в верхнюю линейку и все, кто присылал нам рассказы и фотографии, получили доменное имя второго уровня.
Вы можете войти в этот раздел через ссылку: "Алия"
или напрямую, к авторам:
  • Дина Миркин - Фотоальбом
  • Яков Кац - мемуары ватика
  • Глеб Корсунский - еврейские фенечки
  • Игорь Ельник - Земля Обетованная
  • Кирилл Гетман - Израиль - попытка анализа
  • Игорь Вид - первые впечатления
  • Александр Зарудь - Израильские рассказы



    Мы в сайте иногда получаем полные боли письма с просьбами дать советы, как жить дальше. Эти письма выходят за рамки тех, которые обычно помещают в Гайд-Парке.
    Мы открыли рубрику SOS и , с разрешения авторов, будем публиковать там письма. Мы будем привлекать внимание читателей к разделу. А отвечать можно будет или на E-mail автора, если ответ частный, или в Гайд-парке, если ответ полезен и другим читателям.

    В Гайд-парке часто задавали вопрос - куда ехать в Израиле. И каждый начинал хвалить свой город. А через короткое время вопросы повторялись. И тогда мы решили сделать раздел Мой любимый город - пусть каждый напишет о своем городе.

    Мы просим присылать нам интересные и полезные статьи про абсорбцию в Израиле для именной рубрики в разделе "Алия"
    Еще одно предложение в Гайд-парке: открыть раздел специально для программистов и компьютерщиков раздел, в котором отражать:  1. Информацию о курсах, существующих в Израиле.
    2. Информацию о том что стоит учить в диаспоре, а что уже в Эрец Исраэль.
    3. Наиболее перспективные направления деятельности.
    4. Мнения различных людей - что-то типа дискусии, но специализированной......
    У кого есть предложения? Кто может дать вступительную информацию?

    Интересная идея : слелать биржу труда программистов. (Человеку, приежхавшему из России, даже программисту, трудно устроиться на первую работу). Идея здесь такая: в новом разделе с помощью специально сделанного CGI-скрипта все желающие помещают свою трудовую автобиографию на английском. А мы пишем письма в фирмы по найму рабочей силы и в наиболее известные и крупные компании, привлекая их внимание.
    Сразу не обещаем, но до конца столетия сделаем.
    Данный раздел "Неделя" будет дополняться в течение недели и в субботу вечером ее окончательный вариант будет выслан всем по подписке.
    Электронная версия "Недели" будет помещена в доступный архив.
  • b a c k

       
    Создание и поддержка сайта:    
    Яков Кац     Евгений Элькинд    
    ©1996-1999 Megapolis Org
    E-mail: info@megapolis.org