Израиль - вчера, сегодня, завтра - главная страница
карта сайта  карта сайта   о проекте Мегаполис  кто мы   e-mail  почта  
Израиль - вчера, сегодня, завтра - Главная страница
 

   Главная Наш Израиль Экономика Работа





Наш Израиль

История
Общество
Религия
Культура
География
Туризм


Экономика
Работа
Банки
Рестораны






Экономика Израиля. Работа

  • Трудоустройство репатриантов
  • Советы программисту по устройству на работу
  • MainFrame: проблемы трудоустройства
  • О трудовом законодательстве

    MainFrame: проблемы трудоустройства



    (Статья для газеты iNTERface)
    В Израиле насчитывается порядка 120 вычислительных центров, имеющих MainFrame (MF) на базе одного или несколько компьютеров IBM. Начиная со старушки IBM-360, рожденной почти 30 лет назад, эти компьютеры продолжают существовать и развиваться, несмотря на многочисленные прогнозы, предрекающие им скорую гибель.
    Компьютеры этой серии используются для обработки очень больших обьемов информации.
    Ими пользуются банки, кредитные компании, телефонные компании, электрические компании, министерства, оборонные ведомства, полиция, авиакомпании, больничная касса , почтовые ведомства и другие организации.
    Что надо знать программисту, работающему на этих компьютерах?
    В первую очередь, везде необходимы алгоритмический язык COBOL (обычно, COBOL 2), Язык управления заданиями JCL и система управления базами данных DB2.
    Часто необходимо знание Assembler, CICS, IMS, Natural Adabas и других систем.
    Статистические данные количества "русских" программистов на MF не ведутся, но, по моим наблюдениям, "русские" составляют порядка 30 - 40% от общего количества программистов.
    Нынешняя алия начала проникать на этот рынок в 1988 - 1989 году.
    Рынок был почти мертв, устроиться было очень трудно, а тут еще лезут эти непонятные олимы . Я послал автобиографию во много мест, почти ниоткуда мне даже не ответили.
    Когда банк Hapoalim начал со мной переговоры, я был, естественно, согласен на любую зарплату, на все вопросы о сумме, на которую я претендую, отвечал всякую ерунду типа: "Я уверен, что Вы по достоинству оцените мой уровень и дадите мне соответствующую зарплату."
    Расчет мой был очень прост - назову слишком малую сумму - столько и дадут, назову слишком большую - не возьмут. Взяли и дали зарплату начинающего программиста. Я был доволен. Они тоже.
    Нас долго было трое в банке - первых программистов новой волны алии. Директор приходил ко мне ежедневно, справлялся о делах, спрашивал обо мне у моих руководителей. Я, по простоте душевной, думал, что он заботится обо мне. А его интересовало другое - стоит ли этих олимов брать на работу.
    Довольно быстро выяснилось, что стоит и даже очень. Почти бесплатная рабочая сила, очень квалифицированная, с многолетним опытом, пашут так, как никто из местных никогда не работал. А слабый иврит - не большая беда - очень быстро мы выходили на его необходимый уровень.
    В течение двух лет в банк взяли несколько десятков русских программистов, которые впоследствии составили основной костяк работников.
    Конечно, банк не собирался брать нас к себе в штат. Давать этим олимам квиют и социальные условия? С какой стати? Пусть работают за копейки. И была создана специально дочерняя фирма "Nativ 2" , существующая и поныне. Через нее нас оформляли на работу, она же платила нам меньше половины суммы, которую получали квиютчики, многие из которых работали значительно хуже нас. Гистадрут полностью поддерживал администрацию банка в этом вопросе.
    Я прошу обратить внимание - "Nativ 2" это не фирма "коах адам" или "бейт тухна", это именно фирма, созданная только для набора программистов в банк Hapoalim. И за 10 лет ни один из работников "Nativ 2" так и не был принят постоянным работником в банк.
    Мы были не одиноки - банк Leumi создал такую же фирму под названием ORS. И что очень неприятно - работники, имеющие постоянство, наши же товарищи по работе, со временем привыкли, что им положена гораздо большая зарплата, чем нам, и социальные условия у них должны быть выше, и они просто стали себя считать выше нас.
    В эти же годы получила широкое распространение другая форма трудоустройства программистов - "Бейт-тухна" . Крупные фирмы , такие, как Formula, Applicum, Logon и другие, начали, наряду с использованием программистов для собственных проектов, временно сдавать их в аренду другим предприятиям, нуждающихся в программистах данного профиля. В отличие от "Nativ 2" такая форма, в принципе, имеет ряд несомненных преимуществ для каждой из трех сторон. Система эта является очень гибкой, позволяющей использовать потенциал работника в полной мере. И зарплата программиста, работающего по такому договору, часто оказывалась гораздо выше, чем зарплата программистов в той фирме, где они работали.Эта система существует и сейчас, продолжая развиваться.
    Но с ростом потребности в программистах, когда их стало трудно найти - в 1996-1997 году - начала развиваться форма трудоустройства, которую я считаю очень уродливой. Создается фирма, которая также гордо именует себя "Бейт-тухна" , а фактически это посредники. Эта фирма не ведет своих разработок, в ней есть хозяин, он же начальник, он же кадровик. Еще в этой фирме есть секретарша и бухгалтер. Находят они программистов, посылают на собеседование в фирмы, где эти программисты нужны. Если они подходят - их оформляют на работу через этих посредников. И пока человек работает по такому договору, посредники просто имеют чистую прибыль. Работа не пыльная и посреднических контор развелось ныне великое множество. И в первую очередь, такие конторы создавались благодаря проблеме 2000 года.
    Эта проблема особенно остро встала на MF. Я хотел бы вкратце объяснить ее суть. В 70-е годы, когда входная информация вводилась с перфокарт и перфолент, казалось излишним перфорировать первые две цифры года - о двухтысячном годе никто не думал. И так понятно было, что это всегда 19.
    Кроме того, приходилось экономить память. Когда размер оперативной памяти был равен 64кб, приходилось экономить каждый бит.
    Естественно, структура записи на магнитной ленте строилась всегда по одной схеме - две цифры - год, две цифры - месяц и две цифры - день. На дате построена вся логика в программах. Сортировки, сравнения дат - в любой системе, особенно в экономической, чрезвычайно важны.
    В течение 30 лет во всем мире создавались системы со своими программами и базами данных, в которых не было первых двух цифр года. И эти программы работают до сих пор, они нужны и в дальнейшем. Часто утеряна документация программистов, не используются старые компиляторы (например, компиляция на COBOL 2 программы, написанной для COBOL, почти неизбежно вызовет массу ошибок).
    Эти программы давно никто не сопровождает.
    Проблему усугубило то обстоятельство, что серьезно задумываться в большинстве организаций начали в 1996 году, а до практических действий дело дошло только в 1997-1998 году.
    Речь идет о всех развитых странах мира. Особенно остро она встала в США. Все системы надо было переделывать и в Израиле. В России к этому вопросу отнеслись более философски. Как в анекдоте: на требование американцев немедленно исправить ошибку 2000 года российское правительство ответило, что до сих пор не может исправить ошибку 1917 года.
    Наиболее правильным решением проблемы 2000 года было бы заменить в структурах записи все форматы даты на 8 цифр, включающей четыре цифры года. Сделать эти изменения в программах и базах данных. Программы еще можно переделать. Но переделка структур баз данных вызывает у руководителей проектов дрожь в голосе. Это такие затраты и такие дебри, на которые никто не пошел. Во всяком случае, все известные мне фирмы.
    Необходимы решения, не меняющие структуры баз данных. Один из путей решения этой проблемы кроется в самом языке COBOL. Большинство дат задано в формате 9(6) COMP-3. Не вдаваясь в подробности, скажу, что в этом формате можно использовать седьмую цифру , в обычном состоянии равную нулю. Для двухтысячного года ее значение задаем равным единице.
    В своих программах я сделал это еще в 1995 году, так как я обрабатывал данные на 5 лет вперед.
    Но основным был признан принцип окон. Если две последние цифры года год менее 50, в логике программы припысываем слева 20, иначе приписываем 19. А что будем делать в 2050 году? Но это уже никого не волнует. Или программы будут другие, или мы помрем.
    В 1996-1997 году рынок MF буквально взорвался. Потребовалось очень много программистов для переделки программ. Часть фирм, как, например, банк Beinleumi, сами переделывали программы, другие (банк Hapoalim) пользовалась вспомогательными программами , некоторые (банк Leumi) пользовались услугами фирм : Formula, Logon, Tadiran и других . Некоторые фирмы, в частности, Cristall, послали программистов в США, где потребность в программистах на MF была колоссальной. Острый дефицит программистов привел к тому, что их зарплата резко выросла. Начался массовый переход программистов из фирмы в фирму. Банки не успели среагировать и , естественно, фирмы "Рога и копыта" типа "Nativ 2" сразу лишились большинства своих сотрудников.
    Вместо увеличения зарплат некоторые руководители банков пытались совместно зарплату сдерживать. Из этого, конечно, ничего не получилось. Один конкретный пример. Моя соседка, хороший программист с 20-летним стажем на MF, в том числе 7 лет в банке, знающая хорошо все основные языки и СУБД и получавшая зарплату 6.5 тысяч шекелей , накормленная обещаниями через год повысить зарплату, перешла через дорогу в ближайшую фирму и предложила свои услуги. После собеседования ее осторожно спросили "Вам 14 тысяч хватит?"
    И таких примеров было немало. Вообще, это был золотой год для программистов. Я собирался уходить и рассылал автобиографию в разные фирмы. По 2-3 в день. Где-то через 10-15 минут после каждого факса звонила секретарша той фирмы и ласковым голосом интересовалась, когда мне удобно прийти. Двери на собеседование мы открывали ногой. За год зарплата на рынке выросла процентов на 40 - 50.
    Возникло очень уродливое явление, резко ускорившее текучесть кадров. На зарплату , равную нашей, банк не мог найти людей. . И банк начал принимать людей на зарплату, значительно больше нашей. Эти программисты совершенно не знали наших систем и им надо было 5-6 лет, чтобы дойти до нашего уровня. А нам зарплату повышали очень медленно, гораздо медленнее, чем на рынке. Такая ситуация, по рассказам других, наблюдалась в этот период практически во всех фирмах.
    Но банки все-таки старались административными мерами держать людей. Например, в банке Hapoalim мы подписывали обязательство пол-года не работать в конкурирующей фирме. Такая подписка является вполне законной, и, как оказалось, она очень мешает. Ведь за годы работы в банке мы были специалистами именно в банковском бизнесе, и именно в других банках мы могли рассчитывать на наиболее высокие оклады. Выяснилось, что к нарушившему это обязательство могут быть приняты решительные меры, и для перехода в другой банк надо было найти банк, готовый принять через 7 месяцев.
    В банке Beinleumi обязательства принимались сроком на год.
    Во многие фирмы , например в Tadiran, принимали на работу людей только за то, что они когда-то слышали слово COBOL. Их слегка учили, и - в бой, корректировать программы. Tadiran очень интенсивно искал руководителей групп для такой работы, предлагая неплохие зарплаты. Правда, руководитель проекта мне честно признался: "Я могу тебе дать зарплату, которую ты просишь, но куда я тебя дену с такой зарплатой после окончания проекта? "
    Кадровая проблема заключалась в том, что уже давно никто не занимался подготовкой программистов для MF. Поэтому в этот период удалось устроиться на работу практически всем программистам из CHГ. Те, кто знаком с проблемой трудоустройства, знают, что очень трудно устроиться именно на первую работу в Израиле. Имея израильский опыт - пожалуйста, а без него - проблема. Так вот, в эти годы входная дверь в фирмы была широко открыта.
    Следует отметить, что средний возрастной состав программистов большинства фирм на MF приближается к 50 годам, и проблема подготовки резерва стоит достаточно остро. В каждой фирме ее решают по-разному. В банке Hapoalim, например, набирают группы из молодых служащих, уже работающих кассирами в отделениях, 3 месяца обучают , и - вперед. Хорошие специалисты из них , как правило, не получаются, да в банке это и не надо.
    Гораздо более перспективный подход в фирме Amdocs. Подать документы туда может любой, кто получил не более трех лет назад высшее образование по какой-нибудь специальности, связанной с точными науками. Эти кандидаты проходят достаточно серьезный экзамен и лучшие принимаются на работу и проходят интенсивные курсы.
    Фирма Amdocs , пожалуй, является самой крупной фирмой программирования в Израиле.
    Построив несколько высотных зданий в Израиле, ей этого , кажется мало, и строительство продолжается. Вот уже десять лет она впитывает в себя непрерывно сотни программистов, и процесс этот продолжается все возрастающими темпами. Много раз мне казалось, что она непременно должна лопнуть, но она набирает все новые и новые заказы за рубежом и единственная проблема, которая, по-моему сдерживает ее развитие - это недостаток квалифицированных постановщиков, знакомых с бизнесом разрабатываемых тем.
    Отмечу, что фирма имеет десятки филиалов в разных странах мира (особенно много в США) и ищет квалифицированных программистов, согласных поехать в эти филиалы на 3 года. В Amdocs принимают, как правило, программистов до 40 лет. Логика здесь простая -программировать должны молодые, и к 40 годам они должны вырасти в руководителей групп и проектов, знакомых с бизнесом. Начинать после 40 лет фирма считает неперспективным. Все это, конечно, очень логично, но острая потребность в программистах породила новую форму приема на работу: если в конкретном проекте нужны программисты, можно набирать и людей постарше через фирмы-посредники. В этом случае риска никакого - если человек не подходит, его сразу же могут уволить, если же он, наоборот, хорошо себя показал, вписался в систему - ему через год могут предложить перейти в Amdocs.
    Из фирм посредников я бы выделил в лучшую сторону Razel. О ней я слышал только хорошие отзывы, и всем, кто ищет работу, я советовал бы обратиться к ним. Если не помогут трудоустроиться - то хотя бы дельный совет дадут. Телефон фирмы: 03-6763230. Кадровыми вопросами занимается Эли.
    Каковы же перспективы устройства на MF в ближайшие годы?
    Здесь действуют две противоположные тенденции:
    Первая тенденция. Заканчивается исправление ошибки двухтысячного года. Возвращаются из США программисты. Высвобождается большое количество людей и на внутреннем рынке. Далеко не все они смогут быть трудоустроены в той же фирме по другим темам. Правда, большинство фирм не будут торопиться освобождаться от программистов до начала следующего года - тесты - это еще не все, неизвестно, как программы покажут себя в начале следующего года. Где-то я даже слышал, что банки будут закрыты в начале января.
    Но большинству тех, кого брали именно для корректировки программ "Двухтысячного года", придется искать другую работу. Рынок MF небольшой, и для его заполнения много программистов не надо.
    Вторая тенденция. Все фирмы в один голос заявляют, что много новых проектов ожидают двухтысячного года. Все боятся. Вот двухтысячный год переживем, тогда пожалуйста. Если предположить, что разработка новых больших систем начнется в лучшем случае, в середине 2000 года, то начало работ по программированию придется на начало 2002 года.
    Сегодня положение на рынке труда уже сложнее, чем два года назад. Тех, у кого есть большой опыт и хорошая автобиография, берут не везде. Подает такой человек, например , автобиографию в Sapiens, у него автобиография увешана системами, как пиджак Брежнева орденами. Ему и посылают отказ, даже не встречаясь с ним. А зачем? Местный продукт он не знает, его еще учить надо, а зарплату он явно большую хочет.
    Программист, не имеющий израильский опыт, имеет сегодня очень маленькие шансы найти работу - за любую зарплату.
    Наибольшие шансы имеет программист, имеющий стаж в Израиле 4 - 6 лет и не претендующий на высокую зарплату. 12 тысяч он получит практически в любом месте.
    Мое мнение: ситуация на рынке программистов MF в течение двух следующих лет будет ухудшаться. Через два года оно стабилизируется и наступит баланс между спросом и предложением. Превосходные шансы устроиться с хорошей зарплатой всегда будут иметь постановщики, знакомые с бизнесом в требуемой отрасли.






  •   ©1996-2007   Megapolis Org   E-mail:   info@megapolis.org