|
|
|
Наш Израиль
История
Общество
Религия
Заповеди
Традиции
Праздники
Культура
География
Туризм
Экономика
|
|
|
|
Еврейская религия. Праздники
Рош Хашана
Йом Кипур
Суккот
Симхат Тора
Ханука
Ту Бишват
Пурим
Песах
Лаг ба Омер
Шавуот
Тиша бе Ав
Йом Кипур
Судный день — один из самых важных израильских
праздников — день искупления и поста. Он отмечается
десятого числа месяца тишрей и является последним из
"десяти дней раскаяния", которые начинаются сразу после
Рош-ха-Шана (еврейского Нового года).
Раскаяние находится в фокусе религиозных обрядов
этих дней месяца тишрей. Смысл его — исправление всех
прегрешений, допущенных евреем, путем исповеди и раскаяния
в содеянном, путем выражения желания никогда
их больше не повторять и совершать только хорошее, например,
обещание помощи бедным, чтобы искупить грех.
В древности, когда Храм еще стоял в Иерусалиме, кающийся
приносил Богу жертву.
В Судный день просят прощения, искупления и очищения
не только за грехи, совершенные против Создателя, но
также за прегрешения, совершенные человеком по отношению
к ближнему. День этот завершается по еврейской
традиции тем, что каждый еврей как бы получает баланс
(положительный или отрицательный) своих деяний, а на
его основе — приговор милостивый или осуждающий. Это
— день, когда выясняется, принята или отклонена его
просьба о прощении Высшим судом на небесах.
В канун Судного дня, в предвечерние часы, принято есть
"разделяющую трапезу". После нее и до исхода Судного
дня — полный пост.
С начала Судного дня синагоги наполняются народом.
Главной молитвой ближе к вечеру является известная во
всем мире Кол-Нидрей. Но и в течение дня синагоги
полны; приходят даже те, кто по другим дням там нее
появляется.
В Судный день любая работа запрещена; закрыты учреждения
и предприятия, не работает транспорт.
В Судный день молятся четыре раза. Молитвы называются:
предрассветная (шахарит), добавочная (мусаф),
послеполуденная (минха) и закрывающая (неила). Все эти молитвы
произносятся и в "грозные дни" (сорок дней между началом
месяца элул — последнего месяца еврейского календаря —
и Судным днем. Это — дни просьб о милосердии
и прощении, дни раскаяния и молений. Есть верующие,
которые продолжают "грозные дни" до самого праздника
Суккот и заканчивают их в день "Хошана рабба" ).
Особое значение приобретает "закрывающая" молитва,
произносимая при заходе солнца. Она — последняя, и
после нее уже как бы закрыты врата милосердия, через
которые поднимаются к небу просьбы и молитвы народа
Израиля. Она включает в себя известную строку: "Открой
нам врата до их окончательного закрытия на исходе дня".
После нее звучат звуки шофара (рога, в который трубят), а
потом — завершающий все обряды призыв: "В следующем
году — в Иерусалиме". Теперь, после нашего краткого
введения, перейдем к более подробному объяснению различных
вопросов, связанных с праздником.
Он отмечался и в древности, когда в Иерусалиме еще
стоял Храм. Там в Йом Киппур первосвященник совершал
процедуру самоочищения, входил в Святая Святых,
готовил жертву для заклания и приносил ее для искупления
грехов всего народа Израилева. Некоторым подобием
обычая является сохранившийся до наших дней ритуал
"каппарот", приношение в жертву петуха. Его совершают
накануне Судного дня многие верующие.
Смысл обряда — в том, чтобы очистить себя и свой дом
от скверны, от грехов и преступлений и отвратить от себя
гнев Божий. Чаще всего очищением дома или человека,
требующего искупления, занимался священник. Все эти
действия имеют ритуально закрепленный характер. Считается,
что после соответствующего ритуала как дом, так
и человек становятся чище и ближе к Богу. Процедура
очищения встречается и у древних греков, и у римлян,
и у вавилонян. В отличие от других древних народов, у
которых обряд касался только места молитвы и священников,
еврейский первосвященник как бы очищал весь народ
Израиля. Это видно из того, что когда он входил в Святая
Святых, ему разрешалось произносить табуированное имя
Бога (и делалось это единственный раз в Судный день), а
весь народ участвовал в его молитве, являвшейся наиболее
волнующим моментом празднования Йом Киппур.
Другой признак очищения в Судный день — запрет
любой работы и требование соблюдать пост.
Разрушение Второго Храма (70 г. н.э.) и изгнание евреев
внесли существенные изменения в процедуру Судного
дня. Величественная служба первосвященника в
Храме, смотреть которую стекались десятки тысяч людей,
прекратилась. Судный день стал днем безусловного поста,
самым святым днем года. Нарушение поста навлекало
немедленный гнев и ответ Бога. Каждый еврей, где бы он ни
был в этот день, ощущал страх перед возможным суровым
приговором. И все же Судный день не превратился в день
траура.
Суть обрядовых действий перешла из Храма в синагогу,
а место жертвоприношения заняли молитвы.
|
|
|
|
|