Евреи ашкеназы
B течении нескольких веков религиозные жители Восточной Европы небольшими
группами прибывали на Святую Землю, чтобы дождаться здесь прихода Машиаха
или воскреснуть после его прихода. Они воплощали в жизнь свою
мечту "Ба шана абаа баИерушалайм" - "На следующий год в Иерусалиме".
Они селились в старом городе Иерусалима, у могилы праотцев в Хевроне и
в других местах, где были могилы их предков.
Переселенцы Первой алии, прибывшие в страну в 80-е годы прошлого века,
не были религиозными. Их привлекала идея свободного труда на своей земле.
Кроме того, гонения и антисемитизм способствовали этой эмиграции.
Люди прибывали, в основном, из России, из Восточной и Центральной Европы.
Вторая алия, в 20-х годах нынешнего века, была вызвана сразу несколькими
причинами:
- Идеи сионизма получили широкое развитие среди еврейской молодежи,
- Тяжелое экономическое положение вынуждало людей покидать свои дома
в поисках лучшей доли.
Тот процесс, процесс разделения семей, когда часть братьев и сестер уезжали,
а другая часть оставалась в России, в значительной мере превратился в обратный -
в воссоединение их детей.
У моей бабушки было 3 сестры, две из них в 1923 году уехали в Палестину, а
две остались в России. Самих бабушек уже нет, но их дети, родившиеся и выросшие
в разных странах, встретились здесь через 60 лет.
Одна из бабушек жила в Рамат а Шароне, им с мужем принадлежали большие
земельные участки в городе. Все земли они завещали городу. Сионистов и
сейчас много, но таких, наверное, уже нет. И только мемориальная доска в
высаженном на этой территории парке напоминает о них.
Зарождение фашизма в 30-е годы породило волну алии из Германии и Австрии.
Для этих профессоров не нашлось работы по специальности - и они мостили
дороги, строили дома. И если среди всего нашего восточного балагана
вы видите островки порядка и дисциплины - это их след.
После войны тысячи спасшихся от нацизма евреев, прорываясь через английские
кордоны, прибывали сюда, чтобы начать строить новую жизнь. Не все смогли
прорваться - многие попали в лагеря для перемещенных лиц. Почитайте книгу
"Эксодус" - она того стоит.
Советская власть наглухо закрыла выезд в Израиль. В 50-е годы можно было
выехать через Польшу, потом и эта возможность исчезла.
Дессидентское движение конца 60-х годов приоткрыло эту дверь. Люди очень
сильно рисковали и знали на что шли. Ссылки, тюрьмы, даже смертные
приговоры участникам "самолетного дела" (отмененные после мощных выступлений на Западе).
Нынешняя алия - алия 90-х годов была и есть самой большой в истории страны.
Приехало уже 800 тысяч , а народ все прибывает и прибывает. А в России
евреев еще осталось больше , чем было десять лет назад. "Когда страна
нуждается в евреях, у нас евреем становится любой".
В 1991 году один мой знакомый ужасался, что скоро народ будет жить на улице
и люди начнут голодать. Прошло 7 лет. Голодных нет и не будет.
Необходимо вспомнить и продолжающийся уже много лет небольшой ручеек алии
из англоязычных стран (в основном, из США, Англии, Южной Африки). Эти
люди принадлежат, в основном, к национально-религиозному лагерю.
Они приезжают сюда исходя из идеологических соображений - меняют
обеспеченную жизнь в крупных цивилизованных городах на караваны в поселениях,
жизнь, полную опасностей и лишений ради будущего страны.