Кишиневский русский театр: еврейская тематика

Книги, кино, театр, фото

Moderator: Manya

User avatar
Вл.Букарский
Ветеран мега-форума
Posts: 3724
Joined: 15 Dec 2001, 02:00
Location: Кирьят-Ям, Израиль
Contact:

Кишиневский русский театр: еврейская тематика

Postby Вл.Букарский » 06 Dec 2003, 12:21

Режиссер Бэно Аксенов: ЕВРЕЙСКАЯ ОБЩИНА МОЛДОВЫ - ПРОТИВ ЕВРЕЙСКОЙ ТЕМАТИКИ НА СЦЕНЕ ТЕАТРА

Бэно Максович Аксенов – известный в прошлом актер кишиневского русского театра имени Чехова – сегодня стал одним из самых популярных режиссеров этого театра. На его спектакли – особенно на инсценировку романа Эфраима Севелы «Остановите самолет – я слезу» практически невозможно достать билет. Уже который сезон этот спектакль идет при полных аншлагах.

Бэно Аксенов, заслуженный артист Республики Молдова, родился в 1946 году. Закончил актерский курс Кишиневского института искусств, мастерскую заслуженного деятеля искусств Молдавии Надежды Аронецкой, учился в режиссерской лаборатории под руководством народной артистки России, профессора Марии Кнебель. Закончил высшие режиссерские курсы в Москве под руководством народного артиста России, профессора Павла Хомского.


- Бэно Максович, сегодня, когда в некогда цветущей республике бывшего Советского Союза царит нищета и развал, люди озабочены добыванием хлеба и не в состоянии оплачивать коммунальные счета – старейший русский театр республики – драматический театр имени А.П.Чехова по прежнему, как когда-то 20 лет назад, собирает аншлаги. Как Вы объясните подобный феномен?

- На самом деле при аншлагах проходят только отдельные спектакли, в которых находит свой отклик время, в котором мы живем. Очень часто постановки «стреляют мимо», но иногда нам удается решить главную задачу театра – найти тему, интересную зрителю.

К сожалению, театр, кроме людей, которые постоянно приходят на спектакли, никому в стране, несмотря на декларации должностных лиц, не нужен. Помощи театру от государства ждать бессмысленно. В развитых странах мира развито меценатство, существуют различные комитеты, фонды, содружества. В Молдове всего этого нет.

Русская община республики, долг которой – помогать старейшему в республике русскому театру, который в будущем году отметит свое 70-летие – занята бесконечными внутренними разборками. Про еврейскую общину Молдовы (а значительная часть нашего репертуара связана с еврейскими драматургами, с еврейской тематикой) я не хочу даже говорить. Постановка спектакля по роману еврейского писателя Эфраима Севелы проходила не только без материальной, но и без элементарной человеческой поддержки. Более того – именно еврейские организации страны всячески противодействовали этой постановке!

- В чем причина?

- В извечном, неистребимом еврейском галутно-местечковом комплексе – «Не высовывайся». А я по такому принципу жить не хочу и не буду. Я – еврей. Я хочу гордо нести свое еврейское самосознание, великую культуру своего народа. И ни один Холокост, ни один погром не убьет во мне это желание. Пока я ставлю спектакли в этом театре – еврейская тема будет звучать.

…В конце концов нашелся один добрый человек – руководитель Сохнута (Еврейского агентства) Виктор Фишер. Он дал деньги на этот спектакль, а также на постановку пьесы Николая Эрдмана «Самоубийца» из своего личного кармана. Он материально помог артистам театра. И он пострадал за это – в конце концов его убрали из республики.

- Что, на Ваш взгляд, стало причиной интереса зрителей русского театра к еврейской теме романа Севелы, который уже восьмой сезон проходит при аншлагах? Ведь евреев в стране становится все меньше…

- Парадокс, но это соответствует времени. Все русские, украинцы - или, как говорят, «русскоязычные» - превратились в Молдове (как и в странах Прибалтики) в «евреев» - в гонимое национальное меньшинство, в нацию изгоев. Народ, который долгие годы притеснял евреев, сам занял их место. Для меня это очень важно. Учитесь на историческом опыте, не притесняйте никого – так же поступят и с вами. Такой же финал ждет и тех, кто сейчас дискриминирует русских на развалинах империи. «Пришельца не притесняйте, помните, что и вы сами были рабами в земле Египетской» - так написано в Моисеевом Пятикнижии.

- Автор романа Эфраим Севела высказывался в том духе, что, мол, евреи в странах рассеяния – удобрение, а собранные вместе превращаются в большую массу дерьма. В чем Вы разделяете позицию автора, а в чем - нет?

- Для меня Севела в первую очередь – очень большой художник, писатель, драматург. К сожалению, но позволяет себе непотребные высказывания в адрес Еврейского государства. Я это расцениваю как эпатаж – лишний раз заявить о себе. Эдуард Лимонов находит для себя самовыражение в политическом экстремизме. Другие евреи выпячивают свое христианство, демонстративно носят крестики, отрекаясь от традиций предков.

Возьмите того же Бродского – да какой же ты христианин?! У тебя же ветхозаветный склад ума – и даже стиха!

- В одной из сцен пьесы Севелы молодой израильтянин знакомится с юной арабкой, братья которой состоят в Народном фронте освобождения Палестины. Между героями возникает страсть, подобно героям бессмертной пьесы Шекспира. После бурной ночи восторженная дочь Палестины воскликнула: «Я даже готова признать право Израиля на существование!».

Не так давно Израиль был потрясен итогом подобной страсти. Арабская девушка соблазнила по Интернету еврейского юношу, который помчался к ней в Рамаллу – и… был убит особо зверским способом. А совсем недавно такая же «просвещенная» арабская женщина – красавица, преуспевающий адвокат – взорвалась в переполненном ресторане в субботу…

- Я не ставил задачу отразить тему еврейско-арабского конфликта. Я бы нашел или придумал сам массу других сюжетов. В данном же случае меня заинтересовал сюжет из «Ромео и Джульетты».

Мне трудно говорить о том, что бы я поставил и чем бы занялся, живи я в Израиле. Может быть, взял бы автомат и пошел мстить за убитых. Или опоясался бы поясом смертника. А может быть и нет.

- Один из героев пьесы – еврейский диссидент Бенцион Патлах, подписавший письмо в защиту права выезда для советских евреев - в конце пьесы неожиданно восклицает: «Мне надоело быть героем! Я не пойду умирать ни за какую идею, даже если позовут! Я хочу умереть своей смертью! Я хочу зарыться в землю на два метра!».

Подобная точка зрения – «психология уставших» - характерна для значительной части израильтян, прошедших все израильские войны. Люди в Израиле устали драться за свой идеал, им надоело умирать за свою страну. Насколько, на Ваш взгляд, моральна подобная жизненная позиция?

- Во-первых, Патлах – не еврейский диссидент. У меня в 70-80-е годы была масса знакомых евреев, слушавших «Голос Израиля» и готовых поставить подпись под любым письмом. Но активных сионистов – типа Щаранского или Менделевича – было всего 10%. Остальные были простыми людьми, не отказавшимися от своих корней.

Патлах – из их числа. Он не герой, конечно. Но обратите внимание – Патлах приготовился к тому, чтобы сесть в тюрьму. Возможно, что в тюрьме он бы стал более радикален.

Во-вторых, идея мира между любыми народами (включая евреев и арабов) – очень правильная и чистая. Но когда подонок, вооруженный автоматом или гранатами, приходит в твой дом, чтобы убить твою жену и детей, собаку или кошку – опустить перед ним руки столь же аморально. И никакой усталостью тут ничего оправдать нельзя. Это уже называется иначе.

Морально то, что написано в Библии, в Талмуде. А Талмуд гласит: «Пришедшего убить тебя – встань и убей первым».

Да я и сам постоянно сталкиваюсь с этим еврейским «не высовывайся». Это типичная еврейская позиция еще со времен погромов. И характерна она, кстати, для кишиневских евреев. Для выходцев из Варшавы или Вильно такая позиция характерна гораздо в меньшей степени, в частности, для моего отца, чьи родные и близкие погибли во время восстания в Варшавском гетто.

- А что, в Вашем понимании, еврейство – национальность, религия, судьба?

- Я – человек не религиозный, не получивший традиционного еврейского воспитания. Но к Торе я отношусь как к Великой Книге, из которой возникла вся мировая история, поэзия, литература, вся мудрость и культура человечества. В этом мое ощущение себя как человека.

Я – один из тех, кто 40 лет блуждал вместе с Моисеем по Синайской пустыне. И я всегда буду вместе со своим народам, что бы ему ни угрожало.

- Бэно Максович, Вы уже 40 лет на сцене кишиневского русского театра имени Чехова. Те дети, которые помнят Зайку-Зазнайку, Кота в сапогах, Бабу-Ягу в «Двух кленах» по Евгению Шварцу, Министра из «Сказки о злых лгунах» - уже приводят в театр своих детей. Какая из ролей Вам запомнилась более всего?

- Мне трудно говорить о любимых и нелюбимых ролях. Каждая роль – она как твой ребенок. Каждая сыгранная мною роль, даже самая маленькая, дорога мне. Хотя, без сомнения, Шварц – это уже другой уровень литературы и драматургии.

Намного важнее для меня – кто был рядом со мной, с кем из режиссеров или актеров мне было приятно не только работать на сцене, но и общаться за кулисами. Театр – это семья, где невозможно работать и играть без взаимной поддержки.

В первую очередь – это живущий ныне в Израиле режиссер Наум Бецис, это моя наставница Надежда Аронецкая. Я безмерно благодарен судьбе, давшей мне возможность работать на одной сцене с Юрием Соколовым, Владимиром Кругловым, Владимиром Гольцевым, Евгенией Ретневой, Виталием Левинзоном. Из своих современников не могу не вспомнить рано ушедшего из жизни Альберта Акчурина.

- Как складываются Ваши отношения с государством?

- Я уже говорил, что государственному чиновнику театр не нужен. В сытой Америке, в сытой Германии, в Москве и Питере – переполненные зрительные залы, невозможно достать билеты в театр. Театр нужен людям, а не государству.

- Ницше называл государство «самым холодным из всех чудовищ»…

- Совершенно верно. Здесь государству не нужен не только театр – ему не нужна ни филармония, ни консерватория, ни исторический музей, ни академия наук, ни национальная библиотека. Государственному чиновнику нужна возможность перераспределять, воровать и брать взятки.

Чиновники от культуры добились снятия с репертуара спектакля «Самоубийца» по пьесе Эрдмана, на который ушло столько сил, нервов, денег в конце концов. А сняли его по банальной причине – политической. У меня в финале герой обращается в зал с предложением попробовать застрелиться, в том числе к парламентариям и президенту. Спектакль был поставлен во времена националистической ксенофобии и тотального обнищания народа – и финал имел политический подтекст, чего я и не скрывал. Мне советовали: «Убери этот монолог». Я отвечал: «Не дождетесь – я поставил спектакль ради этого монолога». В итоге сняли с репертуара целый спектакль – подленько, пока я болел.

- Недавно театр имени Чехова был на фестивале в Москве. Как строгая московская театральная публика приняла Ваши постановки?

- Не хотелось бы хвастаться, но на редкость восторженно. Особенной похвалы критиков удостоилась «Сказка о царе Салтане», в которой я, нарушив традицию, решил показать старую, скоморошескую Русь, которой уже давно нет, но из которой возник великий театр.

- Вы поставили спектакль «Сердцу не прикажешь по пьесе великого Гете, также нарушив традицию. Ваш спектакль кончается словами: «Я от тебя торчу»…

- Это – спектакль по пьесе юного Гете. С одной стороны, я ввел в пьесу Мефистофеля – ведь в юном Гете уже должен был присутствовать «Фауст». С другой стороны – я хотел, чтобы пьеса была понятна сверстникам великого драматурга – и сознательно ввел в пьесу речевые обороты современной молодежи.

- Одному из соотечественников Гете – немецкому философу Освальду Шпенглеру – принадлежат слова: «Умирая, культура превращается в цивилизацию».

- Это великие и редкие по красоте слова. Но на мой взгляд, культура не умирает, а рассыпается на множество мелких изумрудиков, включая поэзию и живопись, музыку и театр...

Владимир БУКАРСКИЙ
Last edited by Вл.Букарский on 06 Dec 2003, 15:50, edited 1 time in total.

ПупсикЪ
Участник со стажем
Posts: 1791
Joined: 28 Jan 2002, 02:00

Postby ПупсикЪ » 06 Dec 2003, 12:41

Девичья фaмилия Aксенoвa пo пaпе - Фишмaн.

Любoпытнo кстaти - Букaрский нaшел рoдственную душу.
Oпять мы слышим песни прo бедный русский нaрoд, кoтoрoгo гaды мoлдaвaнaе беспричиннo гoнят.

A я вoт вспoмнил недaвнее выступление тoвaрищa Ивaнoвa из МИДa Рoссии, кoтoрый зaтеял публичную беседу o грядущем вывoде рoссийских вoйск из Приднестрoвья.
И вoт oн вякнул чтo-тo стрaннoе - мoл, oни не мoгут oттудa уйти, пoтoму чтo есть oчень мнoгo oружейных склaдoв, кoтoрые нaдo oхрaнять. A если не oхрaнять, тo oни пoпaдут в руки террoристaм.
Этo кaк пoнимaть - тирaспoльчaне зaнимaются бaндитизмoм и террoрoм? Прoтив кoгo, интереснo? A если нет, тo выхoдит oни нaстoлькo ненaдежны, чтo им дaже oружие oстaвить нельзя? И пoчему бы oружие oттудoвa не вывезти? Зaчем oнo тaм, если егo террoристы мoгут умыкнуть?

User avatar
Вл.Букарский
Ветеран мега-форума
Posts: 3724
Joined: 15 Dec 2001, 02:00
Location: Кирьят-Ям, Израиль
Contact:

Postby Вл.Букарский » 06 Dec 2003, 15:48

Б.М. говорил и об украинцах - т.е. русскоязычных. Сейчас исправлю.

Izik Y
Философ-реалист
Философ-реалист
Posts: 16287
Joined: 17 Nov 2001, 02:00
Location: Израиль, Йокнеам Илит

Postby Izik Y » 07 Dec 2003, 09:53

Вл.Букарский, спасибо за тему. Поведение еврейской общины, увы, меня не удивляет. Б-г им судья. А поведение русских(украинцев и т.д), оказавшихся неожиданно в шкуре евреев, мне очень понятно. Я прекрасно помню конец 80-х годов, многочисленные митинги на центральной площади(тогда еще памятник Ленина стоял там) и лозунги: "Еврeев-в Днестр, русских-за Днестр!". Вдруг общество разделилось на молдаван и остальных. Вот когда русские и украинцы стали завидовать евреям! Ведь у евреев было куда уехать. А русские и украинцы, даже родившиеся в Молдавии, вдруг почувствовали себя не в своей тарелке. Нам действительно было легче, мы(большинство из нас) всегда не чувствовали себя дома.
Только вчера моя жена говорила по телефону со своей подругой(наполовину-гречанка, наполовину-русская), живущей в Кишиневе. Всеобщая нищета и беспросветность-это с ее слов. Но если вернуться к теме, то я рад, что люди ходят в театр, и коль акавод этому режиссеру, ставящему спектакли по еврейской тематике.
:)
"Не учите меня жить, лучше помогите материально!"

User avatar
Вл.Букарский
Ветеран мега-форума
Posts: 3724
Joined: 15 Dec 2001, 02:00
Location: Кирьят-Ям, Израиль
Contact:

Postby Вл.Букарский » 19 Dec 2003, 01:20

Благодарю редакцию газеты "Время" за публикацию интервью в последнем выпуске.


Return to “Искусство”




  Who is online

Users browsing this forum: Google [Bot] and 1 guest