Караимы

Тора, история, заповеди, традиции, праздники

Модератор: Moderator16

kolHaEmet
Участник со стажем
Сообщения: 1431
Зарегистрирован(а): 11 авг 2005, 14:23
Контактная информация:

Караимы

Сообщение kolHaEmet » 14 ноя 2005, 23:27

Здесь необходимо дать небольшой экскурс в историю караимов. Перед нами история небольшого народа с загадочным прошлым, уходящим в глубь веков, с интересными обычаями, самобытной культурой и своеобразной религией.

Караимский язык относится к кыпчакской группе тюркских языков. Однако, несмотря на явно тюркское звучание, слово "караим" происходит от древнееврейского "карай" - "чтец", то есть тот, кто признает только писаный закон.

Караимы откололись от еврейской общины Багдада в VIII веке, образовав отдельную секту. По преданию, секта караимов возникла в результате политической борьбы внутри багдадской еврейской общины. Еврейский эксиларх - Князь Изгнания - был бездетным, но имел двух племянников - Анана и Хананью. Когда эксиларх умер, Анан, как старший по возрасту, должен был наследовать ему. Но лидеры еврейской общины сомневались в его личных и религиозных качествах и передали пост эксиларха Хананье. Возмущенный Анан перешел к нелегальной борьбе, но вскоре был схвачен, брошен в тюрьму и осужден на смерть. Друг подсказал ему, что единственный способ спастись - это убедить халифа, что он является не противником иудаизма (тогда евреи имели бы право просить о его казни), а лидером совсем иной религиозной общины. Анан последовал этому совету. Так возникла секта караимов.

Неизвестно, насколько правдива эта история. Караимы Египта, например, считают себя частью еврейского народа, а свое учение - "наиболее чистой и правильной версией иудаизма". И действительно, не исключено, что караимы возникли из остатков ранних еврейских сект (таких, как саддукеи), со времен Второго храма подвергавших сомнению устную традицию.

Движение караимов отвергало Устный Закон и настаивало на буквальном понимании Торы. В результате караимы довольно быстро начали придерживаться ритуала, разительно отличающегося от ритуала остальных евреев. Например, они понимали стих книги Шмот как запрет на использование в субботу любого огня и, таким образом, проводили весь день в темноте. Возникающее мрачное настроение еще более усиливалось запретом выходить из дома в субботу куда-либо помимо синагоги. Из-за споров о значении стиха (Ваикра, 23:15-16) караимы соблюдают праздник Шавуот (в память дарования Торы) в другой день, чем это делают остальные евреи, и не отмечают Хануку, поскольку в Библии этот праздник не упомянут. Широко практикуемые еврейские обычаи (такие, как возложение "тфилин" или запрет одновременного употребления мяса и молока) отвергаются, поскольку в Торе о них специально не сказано, а Устный Закон - не аргумент для караимов.

Даже когда взгляды евреев и караимов совпадают - как, например, на право несчастливой семейной пары на развод, - возникают проблемы. Слова и формулировки караимских декретов о разводе отличаются от тех, которые приняты у всех евреев, поэтому мудрецы постановили считать все караимские разводы недействительными. Когда в Арабском халифате начались антиеврейские гонения и насильственное обращение в ислам, еврейские беженцы (и среди них караимы) устремились в земли кочевых племен хазар, вожди которой приняли иудаизм. В XIII веке евреи поселились в Крыму, где образовались две общины: евреев-раббанитов (крымчаков) и караимов.


Великий князь Литовский Витаутас (Витовт, Витольд) во время своих крымских походов в 1399 году захватил и переселил в Литву несколько сотен караимских семей. Нужно отметить, что все князья литовские, начиная с Витаутаса, очень хорошо относились к караимам. Великолепные воины, прирожденные всадники, караимы отлично дополнили войско князя. Независящие ни от кого, кроме князя, неподкупные караимы оказались самыми надежными личными охранниками. Основным местом их поселения в Литве стал город Тракай. Позже караимы стали селиться в Паневежисе, Пасвалисе, Вильнюсе и других городах Литвы. Часть караимов из Литвы мигрировали в Польшу и Украину. Но еще раньше, в 1246 году, при княжении Даниила Галицкого на земли Галицкого княжества переселились около ста караимских семей. Духовным и культурным центром литовских караимов стал (и продолжает оставаться) старинный Тракай. В 1441 году караимская община Литвы получила право на самоуправление (магдебургское право). В религиозном и культурном отношении она была подчинена крымскому хахаму, а с 1857 года - караимскому хахаму Литвы. Так появилось поселение караимов в Прибалтике, существующее до наших дней.

Имеются данные и о постоянных дружественных контактах крымских караимов и крымских татар. Судя по всему, эти отношения, как и в случае с евреями, носили двойственный характер. Наряду с дружбой и сотрудничеством существовал и изрядный антагонизм. В частности, он проявлялся в постоянных дискриминационных мерах татарских властей Крыма против караимов, особенно возросших в правление последнего крымского хана Шагин-Гирея. Некоторые исследователи даже воспринимали Чуфут-Кале (одну из крупнейших караимских общин Крыма) как своеобразное гетто Бахчисарая. История крымских караимов до этих пор кажется простой и логичной, и у читателя скорее всего возникнет вопрос - что же это за загадки окружают их происхождение?

Ясно, что крымские караимы - часть приверженцев одной из ветвей иудаистского сектантства, возможно несколько смешавшиеся с окружающим их тюркским населением. Дело в том, что в определенный момент, а именно после захвата Крыма Российской империей, караимы начинают сознательно фальсифицировать факты своей истории. Хорошо известно, что в царской России люди определялись не по национальной принадлежности, а по религии. И караимам достаточно было доказать, что их религия - не религия евреев, то есть не раввинский иудаизм, чтобы избежать тех ограничений и притеснений, которым подвергались евреи. Лидеры караимской общины обратились к царю с беспрецедентным заявлением: "Караимы не несут ответственность за распятие Иисуса Христа, поскольку их предки, иранские евреи, жили в I веке новой эры - уже в изгнании!" На удивление, это заявление было признано резонным, и на караимскую общину не распространились дискриминационные антиеврейские законы Российской империи. Они имели право владеть землей, получать офицерские звания и даже дворянские титулы. На них не распространялись законы о черте оседлости и процентной норме.

Таким образом, было положено начало разделению евреев и караимов в сфере гражданских прав. В России в XIX веке караимы были официально признаны особой конфессией, на них не распространялось дискриминационное антисемитское законодательство. Теперь караимы могли жить на всей территории империи. С этого времени Чуфут-Кале стал пустеть. Жители покидали суровое плато и переселялись в Бахчисарай, Симферополь, Евпаторию. В 1852 года с Чуфут-Кале ушли последние обитатели. В 1837 году было учреждено Таврическое караимское духовное правление, при этом Сенат провел полную иерархическую аналогию с мусульманским духовенством. В частности, представитель караимского духовенства хахам приравнивался к муфтию у татар.


Спустя два года новороссийский и бессарабский генерал-губернатор князь Михаил Семенович Воронцов решил разобраться в происхождении караимов. Через таврического губернатора он обратился в Караимское духовное правление с серией из шести вопросов, касающихся истории и религии караимов. Сима Соломонович Бабович, первый караимский хахам, созвал караимских ученых и передал им вопросы князя Воронцова. Однако оказалось, что вразумительных ответов на них не может дать никто. Нужно было подвести основательную подоплеку под свои утверждения о непричастности к иудаизму, да и к еврейскому народу вообще. Сделать это вызвался Авраам Самуилович Фиркович, караим из Луцка. Этот человек и стал главным фальсификатором истории происхождения крымских караимов. Фиркович решил подтасовать некоторые исторические факты и доказать, что крымские караимы не имеют почти никакого отношения к евреям и относятся к тюркским народам.

Одним из главных направлений его антинаучной деятельности стала заведомо сфальсифицированная расшифровка надгробных надписей со старых караимских кладбищ (с XIV века) в Чуфут-Кале и Мангуп-Кале. Расшифровывал и изучал надписи (на древнееврейском языке) Фиркович следующим образом: он подделывал надписи о дате рождения или смерти (в древнееврейском языке существует гиматрия, и Фиркович часто менял, например, букву "тав" - 400 на букву "хей" - 5, таким образом относя далеко назад даты жизни покойных). Так, по Фирковичу, некий Соломон бен-Иосиф Балджи жил не в XIV веке, а на много столетий раньше. Или просто, затирая оригинальную надпись, выдалбливал новую, с вымышленными именем и историей жизни.

Делал он это для того, чтобы создать впечатление, что караимы жили и умирали на территории Крыма задолго до того, как они действительно там появились. Таким образом, благодаря "изучению" надгробий, по Фирковичу выходило, что караимы появились в Крыму задолго до времени описываемых в Библии событий распятия Иисуса - чуть ли не со времен разрушения Первого храма (около 587 года до новой эры)! Задачу Фирковича облегчало то, что известняк, из которого были вытесаны надгробия, легко окисляется на воздухе. Надпись, выбитую недавно, природа быстро состарит так, что она будет неотличима от выбитой сотни лет назад. Радиоуглеродного же метода датировки исторических артефактов тогда еще не изобрели.

Основным критерием датировки были надписи на самих этих артефактах - в данном случае на надгробиях. Итак, при императоре Николае I было официально признано коренное различие евреев и караимов, и в 1863 году караимы получили полноправность, подтвержденную в 1881 году, - Фиркович добился того, что караимов не именовали больше евреями, а упоминали в документах как "русских караимов".

Современные караимы так видят свое происхождение: предки караимов пришли в Крым откуда-то с Алтая и из Сибири, были близкими тюркскими родственниками хазар и приняли иудаизм в VIII-IX веках, чтобы не принимать ни христианство от византийцев, ни ислам от арабов - якобы для того, чтобы оставаться независимыми от влияния этих могущественных соседей. Эту версию я услышал от своего знакомого караима Сергея Чауша, который рассказал ее мне и познакомил меня с материалами "Караимской народной энциклопедии", автором которой является Ю.А. Полканов.
_________________

Шкилет из шкафа

Сообщение Шкилет из шкафа » 15 ноя 2005, 01:07

возложение "тфилин" отвергается? если они настаивают на буквальном понимании Торы.. как это возможно?

Pif
Участник со стажем
Сообщения: 644
Зарегистрирован(а): 16 авг 2004, 19:21

Сообщение Pif » 15 ноя 2005, 15:20

Шкилет, например, Рашбам говорит, что выражение "и повяжи на руку твою и будут они украшением между глазами твоими" согласно пшату является не указанием на мицву тфилин, а идиоматическим выражением, типа "намотай себе на ус и заруби себе на носу". А уже потом хахамим "привязали" эти слова к тфилин в качестве асмахты для hалахи ле-Моше ми-Синай.

Шкилет из шкафа

Сообщение Шкилет из шкафа » 15 ноя 2005, 16:09

Pif, большое русское спасибо за пространное обьяснение.. только мой вопрос был о караимах!

Аватара пользователя
digger
Ветеран мега-форума
Сообщения: 20882
Зарегистрирован(а): 26 июн 2002, 01:49
Откуда: Israel

Сообщение digger » 15 ноя 2005, 16:31

http://www.karaite-korner.org/
Вoт иx сaйт. В чaстнoсти, aвтoр (oфициaльнaя пoзиция?) пишет, чтo "прaвильные" вoстoчные кaрaимы не имеют ничегo oбщегo с прoтивными крымскими и литoвскими.

Alongside the Karaite Jews there is a second group who use the name "Karaite" or in their own language "Karaylar" (Zajaczkowski p.11). These Karaylar-Karaites are an ethnic group originating in Eastern Europe although their exact origins are a topic of much debate. It seems they are in part descendants of Karaite Jews, who left Karaite Judaism in the late 19th or early 20th Century. According to the Karaylar-Karaites themselves, they are descended from Tataric-Turkic tribes and they readily back this up with linguistic and anthropological evidence. Karaylar-+Karaites are often confused with Karaite Jews and whenever this happens they are quick to point out that they are not Jews at all.
One characteristic of Karaylar-Karaites wis that they profess belief in Jesus and Mohammed as prophets. Their official prayer-book even includes the "Lord's Prayer" from the New Testament (Firkovicius p.23). Paul Warren Green, a noted holocaust researcher explains:

Шкилет из шкафа

Сообщение Шкилет из шкафа » 15 ноя 2005, 20:06

digger писал(а):"прaвильные" вoстoчные (кaрaимы) не имеют ничегo oбщегo с прoтивными крымскими и литoвскими.
очень знакомый расклад..

kolHaEmet
Участник со стажем
Сообщения: 1431
Зарегистрирован(а): 11 авг 2005, 14:23
Контактная информация:

Сообщение kolHaEmet » 15 ноя 2005, 23:56

Шкилет из шкафа писал(а):
digger писал(а):"прaвильные" вoстoчные (кaрaимы) не имеют ничегo oбщегo с прoтивными крымскими и литoвскими.
очень знакомый расклад..


Сразу видно евреи :appl:

kolHaEmet
Участник со стажем
Сообщения: 1431
Зарегистрирован(а): 11 авг 2005, 14:23
Контактная информация:

Сообщение kolHaEmet » 16 ноя 2005, 00:12

Pif писал(а):Шкилет, например, Рашбам говорит, что выражение "и повяжи на руку твою и будут они украшением между глазами твоими" согласно пшату является не указанием на мицву тфилин, а идиоматическим выражением, типа "намотай себе на ус и заруби себе на носу". А уже потом хахамим "привязали" эти слова к тфилин в качестве асмахты для hалахи ле-Моше ми-Синай.


Вот что я нашел у них про тфилин

However, in reality the Karaites and Sadducees never wore Tefillin at all, let alone between their eyes because this is simply not what the verse is talking about. One Rabbinite polemicist asked, 'How can you Karaites know how to make Tefillin without all the specifications laid down in the "Oral Law"?'. The answer is we can not because the "Oral Torah" made the whole thing up.

lernard
Новый участник
Сообщения: 18
Зарегистрирован(а): 20 июл 2002, 22:25

Re: Караимы

Сообщение lernard » 16 ноя 2005, 01:04

kolHaEmet писал(а): история небольшого народа с загадочным прошлым, _________________

Это все безграмотная пропаганда. Караимы - евреи, часть еврейского народа.
Вот про них из еврейской энциклопедии:
http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=11972&query=КАРАИМЫ

Дурак и сволочь

Сообщение Дурак и сволочь » 04 дек 2005, 11:43

Жаль, никто не вспомнил, как в годы Второй мировой войны эта "часть еврейского народа" участвовала в какрательных акциях СС против евреев в Крыму и Литве. :kost:

Аватара пользователя
Ernster
Ветеран мега-форума
Сообщения: 11930
Зарегистрирован(а): 27 июн 2005, 11:32
Откуда: Иерусалим

Сообщение Ernster » 04 дек 2005, 12:13

Студент, не могли бы Вы привести исторические подтверждения Вашей крайне интересной (а также скандальной) информации.
Oh, East is East, and West is West, and never the twain shall meet...

Дурак и сволочь

Сообщение Дурак и сволочь » 04 дек 2005, 12:17

Пожалуйста. Из девяти тысяч караимов, проживавших в Евпатории, где-то 1600-1800 мобилизовалось в карательные отряды нацистов в Крыму и принимали живое и деятельное участие в уничтожении еврейского населения.
Кстати, ещё в 1869-м году караимы Российской империи добились от царских властей признания в том, что они не имеют отношения к еврейству, солгав, что их религия якобы признаёт божественное происхождение Иисуса и Мухаммеда.

Аватара пользователя
Ernster
Ветеран мега-форума
Сообщения: 11930
Зарегистрирован(а): 27 июн 2005, 11:32
Откуда: Иерусалим

Сообщение Ernster » 04 дек 2005, 12:22

Студент, а откуда информация-то?
Oh, East is East, and West is West, and never the twain shall meet...

Дурак и сволочь

Сообщение Дурак и сволочь » 04 дек 2005, 12:28

Университет. Лекция.

Аватара пользователя
МагнуМ
Ветеран мега-форума
Сообщения: 3152
Зарегистрирован(а): 20 июл 2005, 14:11
Откуда: Ашдод, Эрец Акойдеш
Контактная информация:

Сообщение МагнуМ » 04 дек 2005, 14:18

kolHaEmet писал(а):
Шкилет из шкафа писал(а):
digger писал(а):"прaвильные" вoстoчные (кaрaимы) не имеют ничегo oбщегo с прoтивными крымскими и литoвскими.
очень знакомый расклад..


Сразу видно евреи :appl:


Адольф Гитлер (имах шмо) с тобой бы не согласился. Он их евреями не считал, потому и не уничтожал.
Ам Исроэл хай - алэ сойним афцелухэс !!!
Зол зэй кишн ынз ин ...

Дурак и сволочь

Сообщение Дурак и сволочь » 04 дек 2005, 14:22

МагнуМ, ради исторической правды следует отметить, что среди караимов были не только убийцы, но и жертвы. Двести семьдесят караимов были убиты в Бабьем Яру вместе с евреями - официальный вердикт Берлина о непринадлежности караимов к семитской расе слишком поздно пришёл.

Дурак и сволочь

Сообщение Дурак и сволочь » 04 дек 2005, 14:24

Кстати, в десятом веке караимы составляли большинство среди еврейской общины Иерусалима.

Эйтан
Обыватель бездуховный
Обыватель бездуховный
Сообщения: 8567
Зарегистрирован(а): 17 ноя 2001, 02:00
Откуда: Рига, Латвия
Контактная информация:

Сообщение Эйтан » 04 дек 2005, 15:16

Двести семьдесят караимов были убиты в Бабьем Яру вместе с евреями - официальный вердикт Берлина о непринадлежности караимов к семитской расе слишком поздно пришёл.

А при этом караимы Литвы и Волыни, оккупированных в первые дни войны, никаким преследованиям не подвергались.
"Физика - это вам не математика, тут думать надо"
Марк Биньяминович Бирк, бывший директор Рижской Еврейской Школы.

Дурак и сволочь

Сообщение Дурак и сволочь » 04 дек 2005, 15:21

Были и какраимы, которые спасали еврейские семьи. Но, увы, карателей было больше всего. :42:

Аватара пользователя
МагнуМ
Ветеран мега-форума
Сообщения: 3152
Зарегистрирован(а): 20 июл 2005, 14:11
Откуда: Ашдод, Эрец Акойдеш
Контактная информация:

Сообщение МагнуМ » 04 дек 2005, 20:23

Дурак и сволочь писал(а):Были и какраимы, которые спасали еврейские семьи. Но, увы, карателей было больше всего. :42:


Так и среди других европейских народов были разные люди - были и праведники, были и нелюди. Нелюдей, к сожалению, было больше.
Ам Исроэл хай - алэ сойним афцелухэс !!!
Зол зэй кишн ынз ин ...


Вернуться в «Евреи и Тора»




  Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 10 гостей