++
Тема, конечно, необъятная ...
Только из последних тем в этом и др.разделах МФ и не только:
Яд ва-Шем. Память о наших близких.
Окончательное решение еврейского вопроса по Сталину ?
Великая Отечественная, 2-я мировая ...
Страны Балтии, Ваффен СС, Холокост ...
Кто еще против Израиля?
СС - Славянский Союз, Община ...
Массовый захват заложников в Москве
-------------
Сирия поставляет российское оружие Хизбалле
Россия поставила Ирану ракетно-зенитные комплексы ТОР-М1
YESS!!! (о применении Хизбаллой российского оружия )
2-ой израильский канал клевещет на российских военных
Блиннн!!! Российские военные шпионят за Израилем
Еврейское "несчастье"Нобелевского лауреата Жореса
Юлия Тимошенко в Израиле
Эстонцы снесут памятник Воину-освободителю
...
ПТУР, РПГ и БО у "Хизбалла" #2 (waronlinе)
Израиль и Россия (waronlinе)
...
===============
Добавлено: 22 Ноя 2002 02:35
ИУДЕИ ОТВЕТЯТ ЗА РАСПЯТОГО ХРИСТА
++
[url=http://www.gorskie.ru/mirimy/fakt15.htm]Об их злодеяниях узнают все российские школьники
18 ноября 2002 (www.apn.ru)[/url]
===============
[url=http://www.sedmoykanal.com/article.php3?id=1839]Откуда мы - евреи Восточной Европы?
Аарон Оксман 26 Мая 2003 [/url]
В связи с проходящем завтра (27 мая в 10:30 утра) в Еврейском Университете на Хар а-Цофим международном симпозиуме на тему о “хазарском мифе” происхождения российских евреев и российском антисемитизме (В Иерусалиме состоится научный симпозиум по истории происхождения российского еврейства и антисемитизма в России, 25 Мая 2003), мы начинаем публикацию материалов на эту тему.
--------------------------------------------------------------------------------
Россию представляет делегация российского института этнологии под руководством д-ра Виктора Шнирельмана. От Израиля в симпозиуме участвуют проф. Дов Ной, проф. Роберт Вистрих, комментатор 2-го канала израильского телевидения востоковед Эхуд Яари, др. Ицхак Брудный и др.
Симпозиум проводится на иврите, русском и английском языках. Вход свободный.
Место проведения симпозиума - Бейт Мейерздорф, аудитория 501.
Древние еврейские диаспоры образовались после разрушения Иудеи Вавилонской империей в 586г.до н.э. Кроме наиболее значительной диаспоры на реках нынешнего Ирака, образовалась небольшая диаспора в Египте - она развивалась одновременно с восстанавливающейся с 538г. до н.э. Иудеей. При династии Птолемеев (311 - 30 годы до н.э.) в эллинизированном Египте наиболее важной стала еврейская община в Александрии - важном центре торговли, ремёсел и культуры. Развитие торговых связей между Александрией и г. Римом привело к образованию еврейской общины в Риме, которая постепенно росла также за счёт выкупа евреев, угоняемых в Рим на рынки рабов в первом веке, особенно после подавления антиримского восстания в Иудее в 70-м году.
Римская община была исходной для евреев Европы. От неё во втором веке отпочковались общины в Равенне и Генуе. В начале третьего века образовались еврейские общины на юге Галлии и северо-востоке Испании, в четвёртом веке потомки Римской общины находились в ряде мест нынешних Испании, Франции и левобережья реки Рейн, входивших в Римскую империю.
После собора католических епископов в Никее в 325 г. появились эдикты, запрещавшие иудеям браки с христианами, владение рабами-христианами и обращение язычников в иудаизм. После собора епископов в 381г. были запрещены все религии, кроме католичества, и положение еврейских общин стало трудным. Вторжения германских племён, разрушивших Римскую империю, и образование в 5-м веке германских королевств на упомянутых землях (и в Италии) облегчили выживание еврейских общин.
В 5-6 веках предки евреев Восточной Европы находились, главным образом, в Галлии и частично на левобережье Рейна. В 6-м веке положение еврейских общин было терпимым, а в ряде мест и удовлетворительным. Оно стало ухудшаться, когда франкские короли (династии Меровингов) становились приверженцами католичества, а после 625 г. евреям Галлии (Франции) предстоял выбор между крещением и изгнанием. Немногие общины оставались на землях независимых от короля графов, часть крестилась, часть уходила на восток, входя в существовавшие общины на р. Рейн и образуя новые общины на Рейне и Эльбе. Во второй половине 7-го века наши предки находились, главным образом, на землях германских князей. Когда Франкским государством стал управлять Карл Великий (768 - 814 годы) и образовалась империя Карла Великого, существенно облегчились возможности развития еврейских общин в империи. И Карл Великий, и его преемники поощряли развитие торговли и ремёсел , проявляя веротерпимость и нередко пренебрегая антиеврейскими постановлениями церкви. Восстановились общины на землях Франции, в Нарбонне образовалась еврейская религиозная школа - “академия”. После раздела империи между внуками Карла Великого (843 г.) и позже, когда образовались Германская империя (962 г.) и королевство Франция, условия жизни еврейских общин оставались более или менее удовлетворительными (хотя отдельные общины испытывали кратковременные гонения) почти до конца 11-го века. В конце 11-го века образовались еврейские общины (выходцев из Нормандии) в Англии, завоёванной нормандским герцогом Вильгельмом. Купцы - евреи снабжали товарами и продуктами дворы королей, князей, графов. Ремесленники - евреи были ведущими в красильном, шёлковом, гранильном и других ремёслах. Немногие богатые евреи были ростовщиками. Всё еврейское население платило налоги и выполняло повинности правителям и феодалам разных рангов. Положение его полностью зависело от тех феодалов, на землях которых они проживали. Известны религиозные школы 10-11 веков (Гершома б.Иегуды из Майнца на Рейне и Раши из Труа - во Франции) и медицинская школа Абона во Франции.
Первые отряды крестоносцев, выступившие весной 1096г. (в основном, из бедных крестьян Франции) особых бед еврейским общинам не причинили. Но в мае 1096 г. появились отряды крестоносцев, собранные отдельными феодалами. Они занялись грабежом и насильственным крещением евреев, бесчинствовали, главным образом, в немецких княжествах, Лотарингии и Эльзасе. В Германской империи погибли в результате этих погромов около пяти тысяч евреев, несмотря на то, что многие общины отчаянно защищались, а в ряде мест и местные власти старались их защитить. Крестовый поход феодального рыцарства в августе 1096г. не вызвал значительных трагедий в еврейских общинах Европы. Но в Германской империи от деяний крестоносцев погибла значительная часть еврейских общин. Император Генрих осудил деяния крестоносцев (некоторых наказал) и разрешил насильно крещённым евреям вернуться в свою веру (несмотря на возражения папы римского). Восстановление ряда еврейских общин потребовало десятков лет. После первого крестового похода евреи не покидали земли Франции и Германской империи.
Во время второго крестового похода (1146 г.) не было значительных жертв ни в еврейских общинах Франции, ни в Германской империи. Император Конрад давал евреям убежище в своих родовых землях, а в нескольких местах евреи могли защищаться в снятых у феодалов замках. Третий крестовый поход (1189г.) привёл к погромам и убийствам в части еврейских общин Англии. Вернувшийся из похода король Ричард велел наказать зачинщиков погромов, но большая часть их сбежала. После второго крестового похода еврейские общины во Франции жили относительно спокойно, но в 1181 году король, желая завладеть имуществом евреев, издал указ об их изгнании. Указ был выполнен только на родовых землях короля. С 1198 г. еврейская община в Париже начала восстанавливаться.
В 1144 г. в Англии, а в 1147 г. в Германии впервые имели место клеветнические обвинения евреев в ритуальных убийствах. Такие обвинения неоднократно повторялись в 12-ом веке и привели к гибели десятков евреев. В 1196 г. были погромы в общинах Вены и Вормса. Отдельные еврейские семьи из Германской империи в 12 веке. по договорённости с польскими князьями поселялись на их землях. В 1173 г. указ князя Мечислава разрешил евреям заниматься экономической деятельностью в Северо-Западной Польше и запретил насилия над ними. Это стимулировало приход евреев в Польшу, но сведений об еврейских общинах в Польше 12-го века нет.
В 13 в. в Англии, Франции, Германской империи купеческие гильдии и ремесленные цехи (в которые евреев не принимали) стали вытеснять евреев из разных видов торговли и ремёсел. Не притесняли в 13 веке только ростовщиков-евреев, поскольку католическая церковь запрещала христианам заниматься ростовщичеством примерно сто лет. Евреи Англии в 1254 г. просили разрешения покинуть Англию, но король отказал. После ряда преследований и казней, в 1290 г. несколько тысяч не крестившихся евреев были изгнаны из Англии.
В ряде мест Франции, в 1230 - 1260-х годах на евреев нападали церковные фанатики (сжигали Талмуды, совершали убийства), их выселяли из Бретани (1239г.), Лиона, Ла-Рошели (1249г.), были погромы в еврейских общинах Парижа и Тура (1251 г.). В немногих местах светские власти защищали евреев от церковных фанатиков.
В Германской империи евреев преследовали в Галле (1205 г.), Магдебурге и Эрфурте (1213 г.) и других местах в первой четверти 13 века. Нападали на еврейские кварталы Франкфурта на Майне в 1241 г.(многие его защитники погибли) и Арнштадта (1264 г.) Евреев выселяли из Баварии (1276 г.), был погром в 1285 г. в Мюнхене с многими жертвами и убийствами в ряде общин (Вюрцбурге, Нюренберге и других местах). В отдельных областях империи (Саксонии, Силезии) отношение к еврейским общинам было нормальным (в Кёльне в 1232 - 1261 годах евреи могли носить оружие). Все евреи были “рабами короны”, они принадлежали императору или князьям.
Вытеснения из торговли и ремесел, изгнания и погромы заставляли евреев искать пристанища в других местах. В 13-ом веке князья сильно разорённой татаро-монголами в 1241 г. Польши, желая улучшить экономику и свои доходы, поощряли приход немецких колонистов и позволяли также евреям селиться на своих землях. Поэтому основной поток покидавших Германию евреев шёл в Польшу, где правовое положение евреев (по крайней мере, в “Великой Польше”) было определено в 1264 г. “привилегией” князя Болеслава Калишского, которая разрешала евреям заниматься рядом видов экономической деятельности, давала свободу передвижения, защищала личную безопасность и имущество, запрещала осквернять синагоги и кладбища и др. Светские власти часто защищали евреев от ограничений, предписанных католическим духовенством в 1267г. В Западной Польше стали образовываться еврейские общины.
В 1334г. король Польши Казимир Третий подтвердил “привилегию” от 1264г. на все земли королевства. При нём вышла “грамота” 1364г. и “статут” 1367 г. для евреев областей Кракова, Сандомира, Люблина и других мест Польши. Эти документы, поощряя приход евреев в Польшу, увеличивали доходы казны короля (с одной стороны) и давали евреям развивать торговлю, ремёсла и ссудное дело - с другой стороны. Приход евреев в Польшу в 14 веке усилился.
Положение евреев в Германской империи в первой половине 14 века ухудшалось. В ряде мест евреев изгоняли (в Баварии, в Магдебурге в 1314г, в Бриге в 1327г.). В 1336г. банды религиозных фанатиков (“армлендеров”) в десятках мест избивали и убивали евреев (пока их не разогнали войска императора). В годы чумы (1348-1349 гг.) были погромы во многих общинах, а затем изгнания из Берлина, Висмара, Мюнстера и других мест. В 1360-х годах в ряде мест Германии еврейские общины восстанавливались, но многие евреи уходили в Польшу.
Из Франции король изгонял евреев в 1306 г. (в ряде районов Франции указ короля не выполнялся). В 1320-х годах ряд общин разрушили отряды католических фанатиков (“пастушков”), принуждая евреев креститься, в годы чумы уничтожили еврейскую общину в Страсбурге, и в некоторых местах евреев изгоняли, но в отдельных, районах евреи жили спокойнее (в Эксе в 1341 г. община насчитывала свыше тысячи человек включая проживающих в Тарасконе и др. местах). Евреи уходили из Франции в Испанию, Венгрию, Польшу, в отдельные Германские княжества. Но из Венгрии в 1348 г. и в 1360 г. часть евреев также уходила в Польшу.
Польское королевство владело Галицией, Подольем и частью Волыни. В1356 г. организованная еврейская община уже была во Львове, а после унии между Польшей и Литвой (1385 г.) образовались еврейские общины в Бресте(1388 г.) и Гродно (1389 г.).Так начиналась история ашкеназийских общин на Украине и в Белоруссии.
Налоги от еврейских общин были очень важными для королевской казны. Изгнаний евреев из Польши не было, и еврейское население росло. К концу 15 века еврейские общины были в 54-х городах Польши, из них в Галиции 16 тысяч, на Подолье 3, на Волыни 3, а в конце 16 века в Речи Посполитой (объединённом польско-литовском государстве, владевшем всей Белоруссией и большей частью Украины) находились 150 -160 тыс. человек еврейского населения. Тогда это была самая многочисленная еврейская диаспора в мире (после изгнания евреев из Испании в 1492 г.) Сегодня большинство евреев на Земле - потомки этой диаспоры.
В 20-м веке отдельные авторы (австрийский дипломат и лингвист X. Кучера, австрийский историк М. Гумплович, еврейско-польский историк И. Шипер и проживавший в подмандатной Палестине А.Поллак) публиковали предположения, что восточно-европейские евреи - ашкеназы могли быть и хазарского происхождения, а не только потомками евреев Германии и других стран Западной Европы. В 1976г. в Лондоне была издана книга “Тринадцатое колено” (“ Тhе Тhirteens Tribe”) Артура Кестлера, пытавшегося доказать, что польские евреи - потомки хазар, а не выходцев из Западной Европы. Кестлер утверждает, что численность евреев в Германской империи после крестового похода в 1096 г. и чумы в 1348 г. была ничтожной и поэтому столь большое число евреев в Польше можно объяснить лишь приходом в Польшу иудеев-хазар. А язык идиш, согласно Кестлеру, иудеи-хазары переняли в Польше от четырёх миллионов немцев-колонистов, находившихся в Польше. Нетрудно показать, что утверждения Кестлера несостоятельны. Они являются результатом слабого знания истории евреев Германской империи в 13-14 веках и незнания демографии - как евреев в Польше и Литве, так и населения Германии, Польши и Литвы в 13 - 15 веках. Обратимся к известным данным о численности еврейского населения в Российской империи и Польско-Литовском государстве. Согласно данным переписи от 1897 г., в Российской империи проживали 5,189 млн. человек еврейского населения. Из них 3,558 млн. человек - в губерниях “черты оседлости” (Украина, Белоруссия, Литва, Бесарабия, Крым), 1,316 млн. человек - в 10-ти губерниях Королевства Польского и всего 315 тыс. человек - в остальных местах империи (Россия, Латвия, Кавказ, Средняя Азия и другие места империи). В середине 19 века численность евреев составляла 1,030 млн. чел. (1847 г.) - в “черте оседлости”, и 470 тыс. чел. (1856 г.) - в Королевстве Польском. Росту еврейского населения в “черте” (3,45 раза за 50 лет) соответствует среднегодовой рост около 2,6% в год. В первой половине 19 века еврейское население в Российской империи росло очень медленно - в среднем менее 0,5% за год (в “черте оседлости” было около 0,9 млн. евреев в конце 18 века и 1,03 млн в 1847г.) - это было результатом большой рекрутчины (почти утроенной для евреев) и выселений из ряда мест.
В польско-литовском государстве, согласно переписям 1765 -1766 годов, евреев находилось 621 тыс. человек (в Польше -190 тыс., на Украине - 270 тыс., в Белоруссии - около 110 тыс. и в Литве - около 50-ти тыс. чел.). Примерно 25% евреев Украины находились в Галиции, перешедшей под власть Австрии в 1772 г. Поэтому можно полагать, что на землях Украины, Белоруссии и Литвы, перешедших под власть России (к 1795 г., после третьего раздела Польши) в 1765 г. находилось примерно 360 тыс. евреев и среднегодовой рост еврейского населения между 1765 и 1800 г. составлял около 2,5% за год (к 1800г.в Российской империи было около 900 тыс. человек еврейского населения).
[url=http://www.sedmoykanal.com/article.php3?id=1856]Откуда мы - евреи Восточной Европы? (окончание)
Аарон Оксман 1 Июня 2003 [/url]
Сведения о числе евреев в польско-литовском государстве в конце 16 века приведены у ряда еврейских историков (от 150 до 160 тыс. чел.). В польской брошюре от 1539 г. указана численность купцов-евреев - 3200 чел., ремесленников - втрое больше (с учётом семей и немногих лиц иных занятий - это примерно 50-60 тыс. чел.). Между 1600 и 1765 гг. среднегодовой рост еврейского населения был небольшим (0,85% - 0,9% за год), ибо в годы катастрофы 1648-1658 гг. (Хмельниччины, нападения армий России и Швеции на Речь Посполиту) примерно 30% еврейского населения погибло от рук погромщиков.
Но между 1539 и 1600 гг. среднегодовой рост еврейского населения составлял не менее 1,5% за год (известны и польские данные от 1578 г. о наличии 31 тыс. евреев в Галиции, на Подолье и Волыни, при общем населении этих областей порядка 800 тыс. чел.). Если бы между 1300-м и 1530-ми годами (благоприятными для развития еврейских общин в Польше) естественный рост еврейского населения в среднем не превышал бы даже 1% за год, было бы достаточно наличия в Польше пяти тыс. чел. еврейского населения в 1300 г. для образования 54 общин, известных в конце 15 века (и это без учёта значительной эмиграции евреев из Германии и других мест в Польшу в 14 веке). Но приход евреев из Германии в Польшу в 14 в. усилился, он продолжался, в меньшей мере, и в первой половине 15 века (также из Чехии). Поэтому в конце 13 в. (через 36 лет после появления “привилегии” польского князя Болеслава от 1264 г.) численность евреев в Польше могла быть и менее пяти тыс. чел. - достаточно было и трёх тыс. еврейского населения в Польше.
Обратимся к еврейским общинам в Германской империи в 13-14 вв. Их тогда было немало в Германии и соседней Франции. Так, например, если к 1200 г. только в бассейне реки Рейн было не менее 27 мест проживания евреев, то между 1200 и 1300 гг. образовались 52 новых района их проживания, и ещё не менее 60 районов в 1300-1348 гг. (географическая карта и названия всех этих мест проживания евреев в Германии от 1200 до 1348 г. даны в книге, изданной Йельским университетом в США: Ruth Gay “Jews of Germany”, 1992 г.). Немало еврейских общин были известны в 13 в. также в других областях самой Германии и Германской империи. В конце 14 в. численность евреев только на германских землях составляла примерно 20 тыс. чел. (при численности всего населения империи 12 млн. чел., включая Утрехт, Бургундию, Швейцарию, Сев. Италию, Каринтию, Чехию, Моравию). Таким образом, в Германии 13-14 вв. было достаточно евреев, из которых несколько тысяч могли уйти от гонений в Польшу и создать основу польского еврейства без участия иудейских общин Киевской Руси вообще.
Второе утверждение Кестлера (что иудеи-хазары переняли язык идиш от четырёх миллионов находившихся в Польше немецких колонистов) - не более чем плод фантазии Кестлера. В конце 14 в. всё население польско-литовского государства (в которое входили также Украина и Белоруссия - после Кревской унии 1385 г.) не составляло 4 млн. чел. Да и численность немцев в Германской империи в конце 14 в. вряд ли достигала 6 млн. чел., если учесть, что всё население империи составляло примерно 12 млн. чел. (для наглядности отметим, что через три с лишним века, в 1720 г. и в 1740 г. население Российской империи по первым двум переписям населения составляло 14 млн. чел. и 16 млн. чел. соответственно, а население Германии даже через четыре века, в 1816 г., составляло 24 млн. чел.). Немецкие колонисты находились в нескольких городах Польши, они были национальным меньшинством, поселившимся в Польше одновременно с евреями.
Евреи, приходившие в Польшу с разными диалектами языка идиш, веками сохраняли и развивали свой язык. Это характерно не только для евреев в Польше, - горские евреи, евреи-крымчаки, евреи Средней Азии и др., также веками сохраняли языки, приобретённые в более древние времена. О местах исхода евреев в Польшу свидетельствуют фамилии многих еврейских родов в Польше.
В летописях древней Руси есть упоминания об иудейских общинах в Киеве и в районе Чернигова в 11-12 вв. (возможно, что они были и в других местах Руси). Этнический состав их очень мало известен. Кроме иудеев-хазар (потомков пленников из разрушенного в 10 в. Хазарского царства), в этих общинах могли находиться и потомки евреев из Крыма, Византии, Персии. Сведений о судьбе этих общин в 13 в. нет. В Ипатьевской летописи упоминаются иудеи в 1288 г., во Владимире-Волынском. Но сведений об этой общине от 14 в. нет, а позже была известна лишь ашкеназийская община выходцев из Польши. Сведений об организованных еврейских общинах в Польше от 12 в. нет, но вполне возможно, что уцелевшие остатки общин Киевской Руси бежали в Польшу, поселялись (по договоренности) на землях отдельных феодалов, а позже влились в общины, образованные евреями - выходцами из Германской империи. Естественно предположить, что выходцы из Киевской Руси пришли в Польшу со славянским языком, а переход их на язык идиш свидетельствует об их малочисленности по сравнению с евреями - выходцами из Германской империи.
Предки евреев Восточной Европы, пройдя немало миграций, перенеся немало нападений вражеских войск в древние времена и многие насилия в средние века, не могли остаться неизменным этносом (как и многие другие народы), но основной ствол восточно-европейского еврейства сохранялся, начиная от общины Рима и до наших дней.
Утверждая, что евреи-ашкеназы Восточной Европы являются потомками хазар, а не евреев древней Иудеи, Кестлер понимал (и отметил в приложении к своей книге), что враги государства Израиль, отрицая историческое право евреев Восточной Европы на Землю Израиля, могут сослаться на его книгу. Этот “политический недостаток” исторических фантазий Кестлера устранён другим сторонником теории хазарского происхождения польского еврейства - лингвистом Владимиром Шнейдером.
В книге “След десяти” (изданной в Беер-Шеве в 1998 г.), Шнейдер выдвигает идею о том, что хазары - это потомки десяти племён древнего государства Израиль, выселенных Ассирией в 722 г. до н.э. в Сев. Месопотамию. Он полагает, что потомки “пропавших десяти колен” Израиля стали язычниками, и именно от них произошли хазары, элита которых около 740 г. приняла иудейскую веру. Таким образом, потомки “десяти колен”, согласно идее Шнейдера, после 1500 лет язычества, вернулись к иудаизму. Шнейдер утверждает, что в 1113 г. иудеи были изгнаны из всех пределов Руси и бежали в Польшу (и еврейские, и русские источники полагают присутствие евреев в Киевской Руси в 12 в. и после 1113 г.). Согласно Шнейдеру, иудеи-хазары оказались в Польше задолго до прихода в Польшу немцев-колонистов (после разорения Польши татаро-монголами) и появления “привилегии” князя Болеслава Калишского для евреев. Если иудеи-хазары пришли бы в Польшу в первой четверти 12 века (со славянским языком Руси), то они перешли бы на близкий польский язык (ведь и немцам-колонистам 13-го века приходилось понимать государственный язык Польши). Но и Шнейдер повторяет миф Кестлера о четырёх миллионах немецких колонистов, от которых иудеи-хазары получили язык идиш в Польше.
От упомянутых выше двух “теорий” хазарского происхождения евреев-ашкеназов Восточной Европы отличается “теория” другого лингвиста (слависта), Пола Векслера, опубликованная им в США, в 1993г., в книге на английском языке: “Евреи-ашкеназы - славо-тюркский народ” (“Jews-Ashkenazim - a slavo-turkic people”, Slavica publication Inc. Columbus, Ohio). Векслер утверждает, что язык идиш образовался, главным образом, у иудеев, находившихся в пограничной германо-славянской области (восточная часть Германии), где обитали сорбы (небольшое славянское племя, потомки которого сегодня не составляют 100 тыс. чел.). Отмечая, что в языке идиш 75% слов - немецких, 15% - ивритских и 10% - славянских, Векслер утверждает, что язык идиш следует относить к языкам славянской группы. Согласно Векслеру, в область проживания сорбов иудеи пришли с Балканского полуострова, а там общины иудеев появились вследствие того, что малая еврейская диаспора (потомков жителей древней Иудеи) ещё в Малой Азии, а затем - на Балканах, привлекла к себе массу прозелитов (местных жителей Малой Азии, балканских греков и римлян, а позже - славян и азиатов, пришедших в Европу), и так образовались там иудейские общины (этнически, в основном, славо-тюркские). Затем, полагает Векслер, эти общины пришли в восточную часть Германии (пограничную германо-славянскую область) и там перешли на язык идиш. Позже, согласно Векслеру, эти общины стали основой польского еврейства (Векслер критикует Кестлера за то, что тот “поместил” тюрок на Кавказе, а не на Балканах).
Сведения о еврейской общине в Малой Азии стали известны ещё после 208 г. до н.э., когда император Государства Селевкидов, Антиох III поселил там евреев из Вавилонской диаспоры для несения военной службы. Но отношение Селевкидов к иудеям со времён Антиоха IV было плохим. В первом веке до н.э. на земле Малой Азии было много войн (часть евреев, по-видимому, уходила в Крым - в Боспорское царство). Римские власти на Балканах (а с 64г. до н.э. - и в Малой Азии) запрещали обращать язычников в иудейскую веру, а жестокие наказания за переход в иудаизм в Римской империи были введены ещё до прихода тюркских племён в Европу. В 381 г. в империи были запрещены все религии, кроме католичества. В Византии (после распада Римской империи), в 5-8 веках евреи неоднократно подвергались гонениям, а в 8 в. им предписывали переходить в православие. Поэтому идея Векслера о переходе многих греков, римлян, а затем массы славян и тюрок в иудаизм представляется лишь наукообразной фантазией.
О местах исхода евреев в Польшу довольно подробно указывают фамилии многих еврейских родов в Польше (а затем - в польско-литовском государстве). Большое число таких фамилий связано с названиями городов и земель Германии (например, фамилии Бамберг, Боннэр, Берлин, Берлинер, Винклер, Виттенберг, Галлер, Геллер, Гамбург, Гессен, Ланда, Ландау, Лау, Люксембург, Мангейм, Минц, Минцер, Ниренберг, Опенгейм, Офенберг, Розенгейм, Франкфурт, Шверин, Шпеер, Эренбург и др.), значительно меньше связаны с Австрией (Винер, Грац, Зальцберг, Линц, Линцер и др.), Англией (Энглендер, Иорк, имя Айзик...), Францией (Лион, Мец, Тур), Чехией (Прагер).Немногие фамилии еврейских родов в польско-литовском государстве имели испанское происхождение (Барбанель, Бланк, Рапопорт, Сантос, Тодрос, Хазан), итальянское (Валь, Ромер), французское (Грандэ). Но вряд ли мы найдём заметное число фамилий у евреев Восточной Европы, связанных с названиями старых городов балканских или сорбских.
В заключение обратимся к истории и наследию хазарского народа. Хазарский каганат образовался в первой половине 7 в., с первоначальной столицей юго-западнее Махачкалы (полагают, Баланджар). В 8 в. Хазария владела Сев. Кавказом, Нижней Волгой, Нижним Доном, частью степей Украины, частью Крыма. В то время она была единственным большим государственным образованием в Восточной Европе. Язык хазар пока неизвестен. Под властью хазарского царя (кагана), в той или иной мере, находились многие языческие племена (кавказские, угорские, аланские, мадьярские, славянские и другие.). Будучи язычниками, хазары не притесняли другие религии, брали с подвластных им племён некоторую дань, давая за это покровительство. В Хазарии оказались евреи Крыма, а затем и горские евреи, уходившие от насильственной исламизации, проводимой Арабским халифатом на занятых им в 715 г. землях Закавказья. В Хазарию приходили еврейские семьи из Ирана и Византии, спасаясь от гонений.
Главной внешней угрозой для Хазарии (и для Византии) в первой половине 8 в. были нападения армий Арабского халифата. Заняв Закавказье и г. Дербент около 715 г., арабы были вынуждены покинуть Азербайджан и Дербент через несколько лет. В 737 г. арабская армия дошла до реки Дон, но затем была вынуждена вернуться в халифат. Хазария не дала арабам войти в Восточную Европу (вскоре после того, когда в 732 г. правитель Государства Франков, Карл Мартелл остановил продвижение арабов из Испании - в Галлию).
Около 740-го года хазарский каган и окружавшая его элита решили принять иудаизм, по-видимому, от находившихся в каганате евреев. Хазария показывала этим независимость от исламского Арабского халифата и христианской Византии. Принятие иудаизма нарушило традиционный для Хазарии союз с Византией, а затем привело к враждебности. Сведения о Хазарии до середины 9 века весьма скудны. Около 838 г. был построен Саркел (Белая Вежа) - на левом береге Дона, а столицей Хазарии в середине 9 в. был Итиль - в устье Волги. В Итиле находилась резиденция кагана. Кроме иудейской общины, образовались колонии купцов из разных стран. Был также исламский район с мечетью. Торговые операции купцов и транзитная торговля между Западом и Востоком через Хазарию давали доход правителям Хазарии.
Во второй половине 9 в. власть Хазарии слабела. В северные районы Хазарии вторглись с Востока печенеги и стали вытеснять мадьяр из южно-русских степей. На водных путях Днепра и Волги стали появляться флотилии норманнских завоевателей (варягов). Около 965 г. на Хазарию напали орды огузов. За помощь от правителя Хорезма (против огузов) восточная часть Хазарии приняла ислам. Между 967 и 972 гг. ослабевший каганат был разорён нападением князя Русов. Северные и северо-западные земли Хазарии перешли под власть князей Руси, восточные - под власть Хорезма, а южные - под власть Ширван-шаха. Около 972 г. киевский князь увёл немногих иудеев из Хазарии в Киевскую Русь (возможно, что в Киеве тогда уже была иудейская община выходцев из еврейских общин Крыма и Византии).
В начале 11 в. от прежнего Хазарского каганата оставались два малых княжества: одно - на части Крыма, с центром в г. Керчь, другое - в Дагестане (в районе г. Самандар). Часть хазар оставалась и на Таманском полуострове. Основная часть хазар (среди них и иудеи) рассеялись и затем ассимилировались среди многочисленных племён, приняв либо ислам - на Востоке, либо христианство - на землях Руси. Общины евреев-крымчаков и горских евреев, у которых традиции иудаизма были с древних времён, сохранились в районах прежнего Хазарского каганата. Княжество в районе Самандара перестало существовать после татаро-монгольского нашествия в 1220-ых годах. Крымское хазарское княжество существовало до 1016 г. - оно было покорено совместным нападением Византии и Киевской Руси. Его хазарское население, по-видимому, приняло караимство от небольшой крымской общины караимов, и этим изменило сам этнос увеличившейся общины караимов Крыма. Общины евреев-караимов (не признававших Талмуд) в 9 и 10 вв. образовались в разных странах. Они были малыми по сравнению с общинами евреев, признававших Талмуд (сегодня во всем мире караимов менее 50 тыс. чел.). Только в Крыму (и в средние века, и до 1941 г.) караимов было значительно больше, чем евреев-крымчаков. Это можно объяснить только тем, что караимство приняли крымские хазары, - их потомками стало большинство караимов Крыма и Литвы (поселённых литовским князем в конце 14 в. в Тракае, возможно, и в других местах). У крымских караимов был укреплённый город Чуфут-Кале, остатки которого сохранились до наших дней. Евреи в диаспорах не могли владеть землёй для такого города, но в Крыму землёй владели хазары, и поэтому стала возможной постройка укреплённого города.
Потомками хазар в Дагестане считают себя кумыки.
Уцелевшие в 12-13 вв. иудеи прежних общин Киевской Руси могли найти пристанище на землях Польши и Литвы. Здесь они позже могли ассимилироваться, входя в общины более многочисленных евреев-ашкеназов в Польше (в 14-15 вв.) и на землях, подвластных Литве (в 15-16 вв.).
Аарон Оксман, автор монографий:
- “Пути евреев в Российскую империю”, Иерусалим, 1999;
- “История евреев в Российской империи и Советском Союзе”, 1996, 2000 г.