Если бы автор верил Моисею, то не обошел бы вниманием город Бейт-Эль — духовную столицу всего мира.
Дина! Бейт-Эль духовной столицей перестал быть, когда были упразднены древние культовые центры северных колен, в частности, в Бет-Эле. И с царем Соломоном это никак не связано.
Распад ассирийской державы позволил Иудее обрести независимость и распространить свою власть на ассирийские провинции, образованные на месте Израильского царства. Объединение Эрец-Исраэль под эгидой иудейского царя сопровождалось религиозным подъемом, принявшим форму всеобъемлющей религиозной реформы, начатой Иошияху на 12-м (628 г. до н. э.) и завершенной на 18-м (622 г. до н. э.) году царствования. В ходе реформы были ликвидированы не только все языческие формы богопочитания, но и разрушены алтари и жертвенники и упразднены древние культовые центры северных колен, в частности, в Бет-Эле. Следствием этого было превращение Иерусалима в духовный центр всего еврейского народа и единственное место законного богослужения.
Согласно библейскому повествованию, во время очищения Храма от элементов языческого культа была обнаружена «Книга завета». По мнению, принятому в современной библеистике, это не была «Книга завета», включенная в книгу Исход, а книга Второзаконие или ее часть, которая в этот период была окончательно отредактирована и приняла форму законодательного кодекса. Библия повествует, что, прочтя эту книгу, Иошияху созвал народное собрание, на котором народ обязался следовать Богу и соблюдать Его заповеди и был провозглашен завет между народом и Богом.
Последние годы царствования Иошияху были временем окончательного краха Ассирии: под натиском объединенных сил Вавилона и Мидии пали Ашшур (614 г. до н. э.), Ниневия (612 г. до н. э.) и наконец последний ассирийский оплот Харан (610 г. до н. э.). В 609 г. до н. э. фараон Нехо, желавший предотвратить чрезмерное усиление Вавилона, двинулся на помощь ассирийской армии, ведшей бои с вавилонскими силами у Харана. Иошияху выступил к Мегиддо, намереваясь помешать продвижению египетского войска. В самом начале сражения Иошияху был ранен и умер на пути в Иерусалим. На обратном пути после победы над вавилонянами Нехо сверг с престола сына Иошияху, Иехоахаза (609–608 гг. до н. э.), и возвел на трон его брата Иехоякима (608–597 гг. до н. э.).
Вавилонское владычество и разрушение Первого храма. Египетское владычество в Иудее продолжалось всего около трех лет: в 605 г. до н. э. Навуходоносор разбил египетскую армию у Каркемиша (северная Сирия) и, преследуя отступающие египетские силы, овладел Сирией и Иудеей. Египет, однако, не утратил надежды на восстановление своей гегемонии в Сирии и поддерживал в Иудее и в государствах Сирии антивавилонски настроенные круги. Возникновение в Иудее двух политических ориентаций — египетской и вавилонской — относится еще ко времени правления Хизкияху, однако именно теперь соотношение сил между ними становится определяющим фактором политики Иудеи. Группу приверженцев умеренной политической линии, готовых примириться с не слишком тягостным вавилонским владычеством, составляло, по преимуществу, высшее чиновничество, в то время как царедворцы и высшие военные круги надеялись с помощью Египта освободиться от власти Вавилона. Царь Иехояким, по-видимому, склонялся к египетской ориентации. Когда в 601 г. до н. э. вавилоняне потерпели поражение на египетской границе, Иехояким, не выслав в Вавилон полагающуюся дань, фактически бросил вызов Навуходоносору. В 598/7 г. до н. э. вавилонские силы под командованием Навуходоносора вторглись в страну. Воцарившийся тем временем в Иудее сын Иехоякима, Иехояхин, поняв, что поражение неизбежно, открыл перед Навуходоносором ворота Иерусалима. Однако вавилоняне не удовлетворились безоговорочной капитуляцией Иудеи и подвергли страну жестокому наказанию: 10 тыс. человек, составлявших социальную верхушку Иудеи, были уведены в Вавилонию. Среди пленников был царь с семьей, сановники, высшие жрецы, придворные и аристократия, отборные войсковые части и оружейные мастера. Среди них был и пророк Иехезкель. Это первое изгнание из Иудеи известно под названием изгнания Иехояхина.
Перед тем как покинуть страну, Навуходоносор посадил на иудейский престол дядю Иехояхина, Маттанию, принявшего имя Цидкияху (595–586 гг. до н. э.), хотя, по всей видимости, продолжал считать царем Иудеи Иехояхина, которому даже в плену воздавались царские почести.