Торат Моше

Тора, история, заповеди, традиции, праздники

Модератор: Moderator16

gbrodsky
Участник форума
Сообщения: 42
Зарегистрирован(а): 14 июн 2009, 22:08

Re: Торат Моше

Сообщение gbrodsky » 07 фев 2011, 11:19

harishon писал(а):наконец насилил введение. пытался поделится впечатлениями с местным шалиахом по поводу понимания агадот и мидрашей, его ответ был "лучше быть шойте, чем апикойресом". похоже что и это и есть мой выбор. пока склоняюсь к последнему.


Апикойрес - это человек, который думает, что Всевышнему дела до нас нет, Ему неинтересны наши дела и то, как мы себя ведем. Такое определение приводит Рамбам, и это действительно именно то, чему учил греческий философ Эпикур.

А что можно сказать о человеке, который думает, что Всевышнему неинтересны наши мысли? Что Ему якобы дела нет до того, как мы понимает Его Святую Тору, которую он нам дал?

Аватара пользователя
Зяма Крендель
Ветеран мега-форума
Сообщения: 5327
Зарегистрирован(а): 21 июл 2003, 13:07
Откуда: Чикаго

Re: Торат Моше

Сообщение Зяма Крендель » 08 фев 2011, 11:17

harishon писал(а):"лучше быть шойте, чем апикойресом". похоже что и это и есть мой выбор. пока склоняюсь к последнему.

Я вообще не понимаю, как в иудаизме можно быть "шойте". По-моему, если стоит такой выбор, значит, что-то не так с выбором. Например, с самими майсами - если они таковы, что с одной стороны, поверить в них может только шойте. ;)
"...читает недоступную его пониманию философскую литературу, делает бессистемные выписки..."
© Учебник психиатрии, симптомы шизофрении

harishon
Ветеран мега-форума
Сообщения: 7488
Зарегистрирован(а): 27 окт 2007, 01:28
Откуда: Land of Fruits and Nuts, New Venezuela

Re: Торат Моше

Сообщение harishon » 08 фев 2011, 19:32

Зяма Крендель писал(а):Я вообще не понимаю, как в иудаизме можно быть "шойте".

"кто верит в истории о Бааль Шем-Тове - шойте, а кто не верит- апикойрес"(с) хасидская мудрость.
״אז אידן מאכן ניט ביי זיך קיין ״קידוש״, (קדושים תהיו) דאן מאכן איבער זיי די גויים ,הבדלה״
ר׳ חיים וואלאזשינער ז״ל
"Когда евреи не делают себя "Киддуш"(святыми будьте), то гои переделывают их в "hавдалу""
Р. Хаим Воложинер

gbrodsky
Участник форума
Сообщения: 42
Зарегистрирован(а): 14 июн 2009, 22:08

Re: Торат Моше

Сообщение gbrodsky » 08 фев 2011, 21:28

"кто верит в истории о Бааль Шем-Тове - шойте, а кто не верит- апикойрес"(с) хасидская мудрость.

Вы неправильно цитируете. На самом деле там сказано: "кто верит во ВСЕ истории о Бааль Шем-Тове - шойте, а кто не верит НИ В ОДНУ- апикойрес"
Имеется в виду, что и то, и другое плохо.

harishon
Ветеран мега-форума
Сообщения: 7488
Зарегистрирован(а): 27 окт 2007, 01:28
Откуда: Land of Fruits and Nuts, New Venezuela

Re: Торат Моше

Сообщение harishon » 08 фев 2011, 21:33

gbrodsky писал(а):Вы неправильно цитируете, от чего и происходит недопонимание. На самом деле там сказано: "кто верит во ВСЕ истории о Бааль Шем-Тове - шойте, а кто не верит НИ В ОДНУ- апикойрес"
Имеется в виду, что и то, и другое плохо.

это симантика. и вы не знаете как я понимаю или не понимаю- я просто бо этом ничего не писал.
gbrodsky,
скажите, тот кто не верит хотя бы в часть этих историй - миснагед?
״אז אידן מאכן ניט ביי זיך קיין ״קידוש״, (קדושים תהיו) דאן מאכן איבער זיי די גויים ,הבדלה״
ר׳ חיים וואלאזשינער ז״ל
"Когда евреи не делают себя "Киддуш"(святыми будьте), то гои переделывают их в "hавдалу""
Р. Хаим Воложинер

gbrodsky
Участник форума
Сообщения: 42
Зарегистрирован(а): 14 июн 2009, 22:08

Re: Торат Моше

Сообщение gbrodsky » 08 фев 2011, 22:23

harishon писал(а):
gbrodsky писал(а):Вы неправильно цитируете, от чего и происходит недопонимание. На самом деле там сказано: "кто верит во ВСЕ истории о Бааль Шем-Тове - шойте, а кто не верит НИ В ОДНУ- апикойрес"
Имеется в виду, что и то, и другое плохо.

это симантика. и вы не знаете как я понимаю или не понимаю- я просто бо этом ничего не писал.

Во-первых, я свое сообщение уже исправил (см. выше). Во-вторых, не симантика, а семантика.
gbrodsky,
скажите, тот кто не верит хотя бы в часть этих историй - миснагед?

В-третьих, про всех известных людей плетут всякие небылицы. Про Виленского Гаона тоже много чего болтают.
В-четвертых, перевод тема хасиды\миснагеды к данной теме не относится :-)
В пятых, раз мы уже затронули эту тему... :k2:
Я много читал про историю хасидизма. По моему убеждению, большая часть, того, что говорится и делается от имени хасидизма - это глупость, но и огульное отрицание хасидизма и та война, которая велась против хасидизма в первые 1-2 поколения его существования - глупость не меньшая.
Но мне очень не хотелось бы втягиваться в дискуссию на эту тему.

harishon
Ветеран мега-форума
Сообщения: 7488
Зарегистрирован(а): 27 окт 2007, 01:28
Откуда: Land of Fruits and Nuts, New Venezuela

Re: Торат Моше

Сообщение harishon » 08 фев 2011, 23:45

gbrodsky писал(а):Во-вторых, не симантика, а семантика.

мы русскому языка плохо помним, по ангелськи оно звучит "симантикс"- semantics.
gbrodsky писал(а):В-четвертых, перевод тема хасиды\миснагеды к данной теме не относится :-)

вы наверное не въехали в тему, но как раз да, относится. "шалиах" было ключевое слово.
gbrodsky писал(а):огульное отрицание хасидизма и та война, которая велась против хасидизма в первые 1-2 поколения его существования - глупость не меньшая.
в данный момент я наблюдаю обратное явление. примеров - больше чем достаточно, но не буду их приводить в теме, дабы не разжигать.
״אז אידן מאכן ניט ביי זיך קיין ״קידוש״, (קדושים תהיו) דאן מאכן איבער זיי די גויים ,הבדלה״
ר׳ חיים וואלאזשינער ז״ל
"Когда евреи не делают себя "Киддуш"(святыми будьте), то гои переделывают их в "hавдалу""
Р. Хаим Воложинер

gbrodsky
Участник форума
Сообщения: 42
Зарегистрирован(а): 14 июн 2009, 22:08

Re: Торат Моше

Сообщение gbrodsky » 09 фев 2011, 11:46

harishon писал(а):
gbrodsky писал(а):Во-вторых, не симантика, а семантика.

мы русскому языка плохо помним, по ангелськи оно звучит "симантикс"- semantics.

Sure, that's correct. :-)
gbrodsky писал(а):В-четвертых, перевод тема хасиды\миснагеды к данной теме не относится :-)

вы наверное не въехали в тему, но как раз да, относится. "шалиах" было ключевое слово.
gbrodsky писал(а):огульное отрицание хасидизма и та война, которая велась против хасидизма в первые 1-2 поколения его существования - глупость не меньшая.
в данный момент я наблюдаю обратное явление. примеров - больше чем достаточно, но не буду их приводить в теме, дабы не разжигать.

Я читал письма Альтер Ребе, написанные во времена этой войны. Почему-то он нигде не говорит, что лучше быть шойте, чем апикойресом. Наоборот, он говорит - читайте, вникайте сами, думайте.

harishon
Ветеран мега-форума
Сообщения: 7488
Зарегистрирован(а): 27 окт 2007, 01:28
Откуда: Land of Fruits and Nuts, New Venezuela

Re: Торат Моше

Сообщение harishon » 09 фев 2011, 19:59

gbrodsky писал(а):Я читал письма Альтер Ребе, написанные во времена этой войны

Алтер Ребе - это античная история, сегодня уже другие времена. говорю о своем опыте на сегодняшний день.
״אז אידן מאכן ניט ביי זיך קיין ״קידוש״, (קדושים תהיו) דאן מאכן איבער זיי די גויים ,הבדלה״
ר׳ חיים וואלאזשינער ז״ל
"Когда евреи не делают себя "Киддуш"(святыми будьте), то гои переделывают их в "hавдалу""
Р. Хаим Воложинер

getz
Участник со стажем
Сообщения: 1629
Зарегистрирован(а): 07 сен 2006, 21:41
Откуда: Мигдал аЭмэк

Re: Торат Моше

Сообщение getz » 10 фев 2011, 21:54

gbrodsky писал(а):
"кто верит в истории о Бааль Шем-Тове - шойте, а кто не верит- апикойрес"(с) хасидская мудрость.

Вы неправильно цитируете. На самом деле там сказано: "кто верит во ВСЕ истории о Бааль Шем-Тове - шойте, а кто не верит НИ В ОДНУ- апикойрес"
Имеется в виду, что и то, и другое плохо.

это слова Коцкер Рэбэ: "Тот, кто верит, что все чудесные майсы про БэШТа - правда, - тот шойтэ. Но тот, кто не верит в то, что все эти чудеса БэШТ таки да мог совершить - тот апикойрэс"
Можно быть с Б-гом и можно быть против Б-га – но невозможно быть БЕЗ НЕГО! (Святой р. Лэйви Ицхак из Бердичева)

Pif
Участник со стажем
Сообщения: 644
Зарегистрирован(а): 16 авг 2004, 19:21

Re: Торат Моше

Сообщение Pif » 18 апр 2011, 07:36

Опубликована глава Ваера
http://rmbm.brinkster.net/tanakh/toratmoshe_intro.aspx
"Tорат Моше" - пособие по изучению письменной Tоры
http://rmbm.brinkster.net/tanakh/toratmoshe.aspx

Pif
Участник со стажем
Сообщения: 644
Зарегистрирован(а): 16 авг 2004, 19:21

Re: Торат Моше

Сообщение Pif » 10 июн 2011, 11:25

Опубликованы главы Хаей Сара и Толдот
http://rmbm.brinkster.net/tanakh/toratmoshe.aspx
"Tорат Моше" - пособие по изучению письменной Tоры
http://rmbm.brinkster.net/tanakh/toratmoshe.aspx

harishon
Ветеран мега-форума
Сообщения: 7488
Зарегистрирован(а): 27 окт 2007, 01:28
Откуда: Land of Fruits and Nuts, New Venezuela

Re: Торат Моше

Сообщение harishon » 31 авг 2011, 01:36

Pif,
эта книга будет издаваться на бумаге? и когда планируется ее закончить?
״אז אידן מאכן ניט ביי זיך קיין ״קידוש״, (קדושים תהיו) דאן מאכן איבער זיי די גויים ,הבדלה״
ר׳ חיים וואלאזשינער ז״ל
"Когда евреи не делают себя "Киддуш"(святыми будьте), то гои переделывают их в "hавдалу""
Р. Хаим Воложинер

Pif
Участник со стажем
Сообщения: 644
Зарегистрирован(а): 16 авг 2004, 19:21

Re: Торат Моше

Сообщение Pif » 31 авг 2011, 09:29

harishon писал(а):Pif,
эта книга будет издаваться на бумаге?
Во-первых, авторы хотели бы получить feedback от читателей: исправить ошибки, не вполне книжный стиль, который режет глаз и ухо, дополнить материал, если необходимо и т.д. Т.е. если издавать, то "издание 2-ое, исправленное и дополненное" - ведь в книжку уже не внесешь изменения, в отличие от электронного варианта. Во-вторых, издание требует немалых средств, которых у авторов нет. Либо требуется заключение договора с каким-то издательством на рабских условиях (типа уступки ему прав на книгу). Издание книги за собственный счет авторам кажется предпочтительным, потому что у них нет планов наживаться за счет книги, и поэтому ее цену они могли бы установить равной себестоимости плюс транспортные расходы и плата магазину "за распространение". Однако для этого нужны деньги: по предварительным оценкам - порядка 30000 шекелей на издание тиража в 1000 экземпляров.
и когда планируется ее закончить?
Планировалось закончить книгу Берешит к концу осенних праздников. Однако окончательная редакция задерживается из-за занятости авторов (я уже писал в начале этой темы, что они работают над книгой в свободное от работы и учебы время). Вероятно, в течение сентября будет опубликована глава Ваишлах. Остальное - только после праздников. Текст книги Шмот уже набран, и ведется его редактирование и вычитка.
"Tорат Моше" - пособие по изучению письменной Tоры
http://rmbm.brinkster.net/tanakh/toratmoshe.aspx

Pif
Участник со стажем
Сообщения: 644
Зарегистрирован(а): 16 авг 2004, 19:21

Re: Торат Моше

Сообщение Pif » 05 окт 2011, 16:00

Опубликована глава Ваишлах. Всем шана това!
"Tорат Моше" - пособие по изучению письменной Tоры
http://rmbm.brinkster.net/tanakh/toratmoshe.aspx

Pif
Участник со стажем
Сообщения: 644
Зарегистрирован(а): 16 авг 2004, 19:21

Re: Торат Моше

Сообщение Pif » 16 ноя 2011, 20:27

Опубликована глава Вайешев
http://rmbm.brinkster.net/tanakh/toratmoshe.aspx
"Tорат Моше" - пособие по изучению письменной Tоры
http://rmbm.brinkster.net/tanakh/toratmoshe.aspx

Pif
Участник со стажем
Сообщения: 644
Зарегистрирован(а): 16 авг 2004, 19:21

Re: Торат Моше

Сообщение Pif » 12 дек 2011, 15:31

Опубликована глава "Микец"
http://rmbm.brinkster.net/tanakh/toratmoshe.aspx
"Tорат Моше" - пособие по изучению письменной Tоры
http://rmbm.brinkster.net/tanakh/toratmoshe.aspx

Владимир 2-ой
Ветеран мега-форума
Сообщения: 3674
Зарегистрирован(а): 24 ноя 2009, 00:12

Re: Торат Моше

Сообщение Владимир 2-ой » 13 дек 2011, 13:47

Уважаемые Йехиэль Цайткин и Реувен Бен-Исраэль, вы в очень доходчивой форме описали эпизод с Диной. Тем не менее кое-какие вопросы для меня не ясны. Приведенные вами комментарии говорят, что мнения наших мудрецов о реакци Шимона и Леви на случившееся, расходятся. У меня вопросы к тем, кто одобряет братьев и Яакова. Но, сначала, вопрос (1) к вам. Вы пишете:
«Поскольку условия договора "быть как мы" не были выполнены, сыновья Яакова убили всех мужчин в городе.»
Но, какие условия договора «быть как мы» могли быть выполнены, если обрезание всех завершилось только на третий день? За три дня они выполнили только первое, самое важное для евреев и самое болезненное для нееврев, условие. Цитата:
«Хизкуни: почему они напали именно на третий день? Потому что жители города не успели за один день сделать обрезание всем мужчинам, но обрезания проводились еще два дня, так что закончили этот процесс на третий день: в третий день им всем было больно.»
А на четвертый день выполнять дальнейшие условия договора уже было некому. И спросить было не с кого. Цитата:
«горожане не ожидали нападения. Почему?
Потому что город не был готов к неожиданному нападению: ведь заключен мир! Это полностью соответствует ближневосточному поведению: заключить мирный договор и, когда противник не ожидает этого, напасть на него.
Сыновья Яакова убивают всех жителей мужского пола.»
Как раз именно это имел ввиду Царь Шломо: «Источник жизни – уста праведника, а уста нечестивых скрывают насилие.»( Мишлей 10:11) Шимон и Леви словами и действиями блестяще подтвердили эту сентецию. И ещё вопрос(2). Почему всё время делается акцент на нежелании Яакова и его сыновей ассимилироваться? :13: Ведь дело обстояло в точности наоборот. Хамор и не требовал ассимиляции от семьи Яакова. Это Шимон и Леви, даже не посоветовавшись с отцом, выдвинули требование ассимилироваться народу Шхема. И они (Хамор, Шхем и народ) согласились, и на словах, и на деле. Спасибо за внимание. Владимир. :ic1:
Последний раз редактировалось Владимир 2-ой 13 дек 2011, 18:54, всего редактировалось 1 раз.

gbrodsky
Участник форума
Сообщения: 42
Зарегистрирован(а): 14 июн 2009, 22:08

Re: Торат Моше

Сообщение gbrodsky » 13 дек 2011, 16:00

1) Ну как же Хамор не предлагают ассимиляции? А кто говорит - "берите наших дочерей" т.д.? А Шимон и Леви делают вид, что на нее соглашаются, только добавляют условия.
2) По поводу: "уста нечестивых скрывают насилие" - ну да, это цетнральный пункт тех, кто Шимона и Леви осуждают.
В ответ я мог бы сказать, что царь Шломо говорит о том, как надо вести себя с нормальными людьми, а Шимон и Леви считали, что имеют дело с врагами.

Pif
Участник со стажем
Сообщения: 644
Зарегистрирован(а): 16 авг 2004, 19:21

Re: Торат Моше

Сообщение Pif » 13 дек 2011, 16:38

В добавление к предыдущему ответу:
Владимир 2-ой писал(а):
«Поскольку условия договора "быть как мы" не были выполнены, сыновья Яакова убили всех мужчин в городе.»
Но, какие условия договора «быть как мы» могли быть выполнены, если обрезание всех завершилось только на третий день?

Вероятно, следует внести уточнение: "По мнению Сфорно, поскольку условия договора..."
Очевидно, Сфорно считает, что сыновьям Яакова стало известно об обсуждении в городе их предложения, и они поняли, что жители согласились обрезаться не для того, чтобы стать одним народом, служащим Всевышнему (потому что обрезание для бней Исраэль - знак союза, заключенного между народом и Всевышним), а только ради обогащения. И поэтому уже на этом этапе они посчитали это нарушением условий договора.
Но это личное мнение Сфорно, и далее в тексте, если Вы заметили, мы отмечаем, что с ним трудно согласиться.
И ещё вопрос(2). Почему всё время делается акцент на нежелании Яакова и его сыновей ассимилироваться? :13: Ведь дело обстояло в точности наоборот. Хамор и не требовал ассимиляции от семьи Яакова. Это Шимон и Леви, даже не посоветовавшись с отцом, выдвинули требование ассимилироваться народу Шхема. И они (Хамор, Шхем и народ) согласились, и на словах, и на деле. Спасибо за внимание. Владимир. :ic1:

Вроде бы понятно, что когда одна семья сливается с большим народом (жители Шхема были частью большого народа кнааним), то ассимиляция угрожает именно маленькой семье.
Реувен Бен-Исраэль
"Tорат Моше" - пособие по изучению письменной Tоры
http://rmbm.brinkster.net/tanakh/toratmoshe.aspx


Вернуться в «Евреи и Тора»




  Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 19 гостей