Актуален ли, маамар адмора РАШАБа сегодня?

Тора, история, заповеди, традиции, праздники

Модератор: Moderator16

Шомрей эмуна
Ветеран мега-форума
Сообщения: 5639
Зарегистрирован(а): 11 май 2006, 14:38

Актуален ли, маамар адмора РАШАБа сегодня?

Сообщение Шомрей эмуна » 22 янв 2008, 10:39

Сам текст http://chassidus.ru/mayanotecha/admur_r ... ys/459.htm
Если его мнение не применимо сегодня, то по каким причинам?
Если нет, то какой повседневный язык общения, на сегодня основной в ХАБАДе в ЭИ- идиш, английский? :ic1:
"Сионисты не отводят евреев от Торы, чтобы создать государство, наоборот, государство им нужно именно для того, чтобы отвести евреев от Торы."
Раввин р. Хаим Соловейчик, глава ешивы и раввин в Бриске (Брест-Литовск) зц"л

Prozelit
Участник со стажем
Сообщения: 1445
Зарегистрирован(а): 07 окт 2007, 17:44
Откуда: Israel

Сообщение Prozelit » 22 янв 2008, 10:49

Шомрей эмуна,

А разве современный иврит и лашон hакодеш это одно и тоже?
Общаются кто как может, идиш и английский не все знают, а с русскоязычными по-русски...
Помни, Б-г все видит! Так живи так, чтобы Ему было интересно! :)

Аватара пользователя
Ernster
Ветеран мега-форума
Сообщения: 11930
Зарегистрирован(а): 27 июн 2005, 11:32
Откуда: Иерусалим

Сообщение Ernster » 22 янв 2008, 10:53

Prozelit писал(а):А разве современный иврит и лашон hакодеш это одно и тоже?

А где точно заканчивается один и начинается другой?
Oh, East is East, and West is West, and never the twain shall meet...

Prozelit
Участник со стажем
Сообщения: 1445
Зарегистрирован(а): 07 окт 2007, 17:44
Откуда: Israel

Сообщение Prozelit » 22 янв 2008, 10:58

Ernster писал(а):
Prozelit писал(а):А разве современный иврит и лашон hакодеш это одно и тоже?

А где точно заканчивается один и начинается другой?


Где-то слышал, что из-за того, что есть все же разница, это облегчает пользование им...
А практически, по-другому не получается, если, конечно, не хусид в среде хасидов...
В ульпанах нас так учили... :51:
Помни, Б-г все видит! Так живи так, чтобы Ему было интересно! :)

Шомрей эмуна
Ветеран мега-форума
Сообщения: 5639
Зарегистрирован(а): 11 май 2006, 14:38

Сообщение Шомрей эмуна » 22 янв 2008, 11:01

Prozelit, Как вижу из маамара адмора ЗЦ"Л, не одно и то же,явно. Для меня открытие, что кроме Сатмар рова ЗЦ"Л,адмора из Мункач, еще один великий хасидский адмор, так же считал. Интересно, они были в меньшинстве, в этом мнении?
"Сионисты не отводят евреев от Торы, чтобы создать государство, наоборот, государство им нужно именно для того, чтобы отвести евреев от Торы."
Раввин р. Хаим Соловейчик, глава ешивы и раввин в Бриске (Брест-Литовск) зц"л

Аватара пользователя
Ernster
Ветеран мега-форума
Сообщения: 11930
Зарегистрирован(а): 27 июн 2005, 11:32
Откуда: Иерусалим

Сообщение Ernster » 22 янв 2008, 11:03

Prozelit писал(а):Где-то слышал, что из-за того, что есть все же разница, это облегчает пользование им...

Разница между чем и чем?
Если между современным литературным ивритом и ивритом Танаха, то иврит Мишны отличается от иврита Танаха еще сильнее, что не мешает ребе Рашабу называть его "Священным языком".

А практически, по-другому не получается, если, конечно, не хусид в среде хасидов...

Тогда, может быть, нужно стремиться к этому идеалу - закрытому (от ивритского влияния) идишеязычному обществу (типа Толдос-Арна)? ;)
Oh, East is East, and West is West, and never the twain shall meet...

Prozelit
Участник со стажем
Сообщения: 1445
Зарегистрирован(а): 07 окт 2007, 17:44
Откуда: Israel

Сообщение Prozelit » 22 янв 2008, 11:09

Шомрей эмуна,

И вот, люди думают, что в древние дни, в дни мудрецов Талмуда все разговаривали на святом языке, и ошибочно это. Только во времена первого Храма разговаривали на святом языке , как это ясно из Млохим Бет, 18-26, ибо тогда были весь народ Вс-вышнего свят, но во времена второго Храма простой народ не разговаривал на святом языке , и как говорит Алтер Ребе в законах изучения Торы гл. 1 в Контрос Ахаройн п. 2, и это его слова: " все дни второго Храма амей hоорец разговаривали на арамейском языке, как объясняется в Тойсфойс Йом Тов гл. 2 Авот, Мишна 6


Мое предположение - народ стал говорить не на святом языке не вдруг, а вернувшись из галута, где привык говорить на арамите.
В галуте, Америке, Украине, легко соблюсти это правило и не пользоваться ивритом, там окружающие им не пользуются.
У нас же в Исраэль, тоже еще в галуте, это практически не так легко.
И Вы, думаю, пользовались бы им по нужде.
Не представляю тутошних наших досов-собеседников говорящих чисто на идише, английском или русском в повседневной жизни - на работе, улице и т.д....
Се ля ви (:
Помни, Б-г все видит! Так живи так, чтобы Ему было интересно! :)

Шомрей эмуна
Ветеран мега-форума
Сообщения: 5639
Зарегистрирован(а): 11 май 2006, 14:38

Сообщение Шомрей эмуна » 22 янв 2008, 11:14

Prozelit, Ответ у самого адмора РАШАБа-"Только во времена первого Храма разговаривали на святом языке , как это ясно из Млохим Бет, 18-26, ибо тогда были весь народ Вс-вышнего свят ,..."
По поводу же "се ля ви", так Ernster, привел одну из групп успешно говорящую на идиш и ничего, выживают, хвала Ашему. :37:
"Сионисты не отводят евреев от Торы, чтобы создать государство, наоборот, государство им нужно именно для того, чтобы отвести евреев от Торы."
Раввин р. Хаим Соловейчик, глава ешивы и раввин в Бриске (Брест-Литовск) зц"л

Prozelit
Участник со стажем
Сообщения: 1445
Зарегистрирован(а): 07 окт 2007, 17:44
Откуда: Israel

Сообщение Prozelit » 22 янв 2008, 11:15

Шомрей эмуна писал(а):Prozelit, Как вижу из маамара адмора ЗЦ"Л, не одно и то же,явно. Для меня открытие, что кроме Сатмар рова ЗЦ"Л,адмора из Мункач, еще один великий хасидский адмор, так же считал. Интересно, они были в меньшинстве, в этом мнении?


В те времена, это, наверное, была пшита, что не говорят на лашон-hакодеш.
Все началось с сионизма и возвращение в Эрец Исраэль, тогда, наверное, и выступили адморим против этого. Все так думали, скорее всего.
Помни, Б-г все видит! Так живи так, чтобы Ему было интересно! :)

Шомрей эмуна
Ветеран мега-форума
Сообщения: 5639
Зарегистрирован(а): 11 май 2006, 14:38

Сообщение Шомрей эмуна » 22 янв 2008, 11:17

Prozelit, Далеко не все... Иначе сегодня не говорило бы большинство на суррогате... Общались бы как и ранее на маме лошн- идише.
"Сионисты не отводят евреев от Торы, чтобы создать государство, наоборот, государство им нужно именно для того, чтобы отвести евреев от Торы."
Раввин р. Хаим Соловейчик, глава ешивы и раввин в Бриске (Брест-Литовск) зц"л

Prozelit
Участник со стажем
Сообщения: 1445
Зарегистрирован(а): 07 окт 2007, 17:44
Откуда: Israel

Сообщение Prozelit » 22 янв 2008, 11:20

Шомрей эмуна,

Ну тогда надо бороться, чтобы государственным языком сделали идиш или еще что-нибудь, по-другому не получится прекратить.
А чтобы на личном уровне - вопрос насколько это серьёзно (это авера, говорить на иврите?) и стоит ли сейчас взять и все бросить и сесть за идиш, но надо ведь, чтобы все окружающие тоже перестали говорить на иврите?
Помни, Б-г все видит! Так живи так, чтобы Ему было интересно! :)

Шомрей эмуна
Ветеран мега-форума
Сообщения: 5639
Зарегистрирован(а): 11 май 2006, 14:38

Сообщение Шомрей эмуна » 22 янв 2008, 11:24

Prozelit, Так это и есть суть вопроса- актуальность маамора адмора ЗЦ"Л, сегодня. По моему мнению, актуален. Но мне интересно,мнение хасидов ХАБАД. :ic1:
"Сионисты не отводят евреев от Торы, чтобы создать государство, наоборот, государство им нужно именно для того, чтобы отвести евреев от Торы."
Раввин р. Хаим Соловейчик, глава ешивы и раввин в Бриске (Брест-Литовск) зц"л

Prozelit
Участник со стажем
Сообщения: 1445
Зарегистрирован(а): 07 окт 2007, 17:44
Откуда: Israel

Сообщение Prozelit » 22 янв 2008, 11:27

Ernster,

Разница между чем и чем?


Разница между современным разговорным ивритом и лашон hакодеш всех мекорот до времен Первого Храма включительно, потому как потом прекратили говорить на לה"ק.

Тогда, может быть, нужно стремиться к этому идеалу - закрытому (от ивритского влияния) идишеязычному обществу (типа Толдос-Арна)?


А это идея (:
Помни, Б-г все видит! Так живи так, чтобы Ему было интересно! :)

Prozelit
Участник со стажем
Сообщения: 1445
Зарегистрирован(а): 07 окт 2007, 17:44
Откуда: Israel

Сообщение Prozelit » 22 янв 2008, 11:30

Шомрей эмуна писал(а):Prozelit, Так это и есть суть вопроса- актуальность маамора адмора ЗЦ"Л, сегодня. По моему мнению, актуален. Но мне интересно,мнение хасидов ХАБАД. :ic1:


Хм! Диврей работейну-несиэйну всегда актуальны! :13:
Но надо же еще и работу с окружающими евреями проводить, а для этого нужно знать их язык... (:
Помни, Б-г все видит! Так живи так, чтобы Ему было интересно! :)

Аватара пользователя
Ernster
Ветеран мега-форума
Сообщения: 11930
Зарегистрирован(а): 27 июн 2005, 11:32
Откуда: Иерусалим

Сообщение Ernster » 22 янв 2008, 12:09

Prozelit писал(а):Разница между современным разговорным ивритом и лашон hакодеш всех мекорот до времен Первого Храма включительно, потому как потом прекратили говорить на לה"ק.

Да, тогда современый иврит - это уже не лешон а-кодеш, а значит - письмо Ребе Рашаба в данный момент просто не актуально.

Только вот загвоздка - тогда и иврит Мишны лешон а-кодешем не является в не меньшей степени.
А вот Ребе Рашаб в своем письме (да и просто - еврейская народная традиция) его таковым все-таки называет.

Вот я и спросил, каковы же точные критерии лешон а-кодеша. (:

А это идея (:

Это идея.
Но израильский Хабад, который следуя общей установке (данной Любавическим Ребе, между прочим) "Чем понятнее широким массам, тем лучше" лет десять назад закрыл последние идишеязычные хейдеры, в следствие чего юное поколение тмимим (даже в семьях, где у родителей идиш был родным языком) практически полностью утратило идиш, движется в данный момент в диаметрально противоположном направлении.
В Америке этой проблемы нет - там хабадники перешли не на иврит, холиле, а на английский. (:
Oh, East is East, and West is West, and never the twain shall meet...

Prozelit
Участник со стажем
Сообщения: 1445
Зарегистрирован(а): 07 окт 2007, 17:44
Откуда: Israel

Сообщение Prozelit » 22 янв 2008, 12:49

Ernster,

Интересно, почему сама Мишна была передана на לה"ק, а уже Гемара на арамите? Значит, во времена Мишны еще пользовались לה"ק как разговорным?

Насчет игерет Ребе Рашаба - несомненно, в те времена все хасиды и не думали отдать своего ребенка в такой хедер, где учат разговорный иврит под сионистким началом, а сегодня, когда иврит распространен повсеместно, да еще и хедеры на идише закрывают, куда деваться? Только в Меа Шеарим, наверное...
;)

И, кстати, как "Ехи.." на идише будет звучать? :37:
Помни, Б-г все видит! Так живи так, чтобы Ему было интересно! :)

Аватара пользователя
Ernster
Ветеран мега-форума
Сообщения: 11930
Зарегистрирован(а): 27 июн 2005, 11:32
Откуда: Иерусалим

Сообщение Ernster » 22 янв 2008, 14:37

Prozelit писал(а):Интересно, почему сама Мишна была передана на לה"ק, а уже Гемара на арамите? Значит, во времена Мишны еще пользовались לה"ק как разговорным?

Ребе Рашаб в этом же самом послании пишет, что во времена Второго Храма לה"ק как разговорным пользовались только мудрецы, а не широкие народным массы (на основании чего он делает вывод, что тем более им не следует пользоваться в качестве разговорного сейчас).

Насчет игерет Ребе Рашаба - несомненно, в те времена все хасиды и не думали отдать своего ребенка в такой хедер, где учат разговорный иврит под сионистким началом, а сегодня, когда иврит распространен повсеместно, да еще и хедеры на идише закрывают, куда деваться? Только в Меа Шеарим, наверное...
;)

Во-первых, в Меа-Шеарим, так в Меа-Шеарим.
Во-вторых, вопрос, какова общая тенденция в Хабаде. На данный момент - все меньше идиша (вплоть до полного исчезновения) и все больше иврита.

И, кстати, как "Ехи.." на идише будет звучать? :37:

Никогда не попадалось.
Вот по-арабски - эт пожалуйста, эт сколько угодно - прямо на въезде в Шоафат периодически вешают портрет Ребе с подписью:
يعيش سيدنا معلمنا وحكيمنا الملك المشيح الأبد ;)
Oh, East is East, and West is West, and never the twain shall meet...

Шомрей эмуна
Ветеран мега-форума
Сообщения: 5639
Зарегистрирован(а): 11 май 2006, 14:38

Сообщение Шомрей эмуна » 22 янв 2008, 14:43

" Но израильский Хабад, который следуя общей установке (данной Любавическим Ребе, между прочим) "Чем понятнее широким массам, тем лучше"
Возник вопрос, какой язык был разговорным для адмора Менахем Мендела ЗЦ"Л? Хотя он знал много языков, но на каком он говорил в быту и с хосидами? На иврите? :13:
"Сионисты не отводят евреев от Торы, чтобы создать государство, наоборот, государство им нужно именно для того, чтобы отвести евреев от Торы."
Раввин р. Хаим Соловейчик, глава ешивы и раввин в Бриске (Брест-Литовск) зц"л

Prozelit
Участник со стажем
Сообщения: 1445
Зарегистрирован(а): 07 окт 2007, 17:44
Откуда: Israel

Сообщение Prozelit » 22 янв 2008, 15:17

Ernster,

Ребе Рашаб в этом же самом послании пишет, что во времена Второго Храма לה"ק как разговорным пользовались только мудрецы, а не широкие народным массы (на основании чего он делает вывод, что тем более им не следует пользоваться в качестве разговорного сейчас).


Если так, тогда и Мишна входит в определение לה"ק, правда остается непонятным ее языковое отличие от לה"ק Танаха (течение времени?)

В любом случае, мне пока видится невозможным жить в Израиле и не пользоваться ивритом как разговорным языком.
Может, спасет, если уподобиться мудрецам - никакого לה"ר, только Мишнаёт и диврей Тора?
Помни, Б-г все видит! Так живи так, чтобы Ему было интересно! :)

Prozelit
Участник со стажем
Сообщения: 1445
Зарегистрирован(а): 07 окт 2007, 17:44
Откуда: Israel

Сообщение Prozelit » 22 янв 2008, 15:23

Шомрей эмуна писал(а):" Но израильский Хабад, который следуя общей установке (данной Любавическим Ребе, между прочим) "Чем понятнее широким массам, тем лучше"
Возник вопрос, какой язык был разговорным для адмора Менахем Мендела ЗЦ"Л? Хотя он знал много языков, но на каком он говорил в быту и с хосидами? На иврите? :13:


Но ведь в быту и с хасидами - это не с широкими массами... :13:
С каждой частью публики Ребе общался на понятном ей языке...
Помни, Б-г все видит! Так живи так, чтобы Ему было интересно! :)


Вернуться в «Евреи и Тора»




  Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 18 гостей