Шломо Занд и ЭРЕЦ ИСРАЭЛЬ

Обо всем понемногу и помногу

Модератор: Efi

Аватара пользователя
Efi
Ветеран мега-форума
Сообщения: 74925
Зарегистрирован(а): 20 июл 2003, 02:49
Откуда: Ариэль

Шломо Занд и ЭРЕЦ ИСРАЭЛЬ

Сообщение Efi » 01 фев 2014, 21:22

http://litrus.net/book/read/172096?p=1
Я лет десять назад спрашивал тещу, у которой идиш был родным языком, как Палестину евреи называли на идише (а у нее дядя жил в Палестине). Она сказала, что называли "Эрец Исроэл". Так что это название не выдумка сионистов.

Аватара пользователя
Efi
Ветеран мега-форума
Сообщения: 74925
Зарегистрирован(а): 20 июл 2003, 02:49
Откуда: Ариэль

Re: Шломо Занд и ЭРЕЦ ИСРАЭЛЬ

Сообщение Efi » 01 фев 2014, 22:07

На первой же странице в предисловии переводчика неточность. Написано:
Шамир никогда не скрывал, что лично отдал приказ об убийстве (6 ноября 1944 года) британского министра по делам Ближнего Востока Уолтера Гиннесса, лорда Мойна. Этот упрямый ирландец провинился перед террористами тем, что накладывал жесткие ограничения на эмиграцию евреев в Палестину, резонно полагая, что (цитирую речь Мойна, произнесенную в палате лордов за два года до убийства) «современные евреи не являются наследниками древних евреев и (потому) не имеют прав на Святую землю». По существу, лорда Мойна убили за научное суждение о природе современного еврейского сообщества, точно совпадающее с неоспоримыми выкладками Шломо Занда, только гораздо более умеренное.

Но казнен он был не за это. Сегодня утром по радио РЕШЕТ БЕТ передавали песни того времени в исполнении Шуламит Ливнат, и в том числе о двух "Элиягу", двух героях еврейского подполья, совершивших казнь лорда Мойна. Его казнили не за это, а за закрытие ворот Палестины перед миллионом венгерских евреев. Вот текст песни:
http://shironet.mako.co.il/artist?type= ... wrkid=7289

Аватара пользователя
Efi
Ветеран мега-форума
Сообщения: 74925
Зарегистрирован(а): 20 июл 2003, 02:49
Откуда: Ариэль

Re: Шломо Занд и ЭРЕЦ ИСРАЭЛЬ

Сообщение Efi » 01 фев 2014, 22:23

שני אליהו
שולמית לבנת
מילים: ישראל אלדד ואריה אלדד
לחן: שמעון כהן



על שני אליהו יספר זה השיר
אליהו בית צורי, אליהו חכים
שב-כ' בחשון תש"ה בקהיר
בחייו של לורד מוין, השר, מתנקשים.

מיליון חמישי כבר עלה בעשן
אך השר הבריטי למזרח התיכון
שואל יהודי שנשלח מכבשן:
"איפה אשים המיליון האחרון?"

אליהו אליהו, מעשה בשני אליהו
אליהו אליהו, ששמם כמו אלי וכמו י-ה הוא

שחמחם האחד ורעהו בהיר
בעומק מחתרת כורתים הם הברית
ובכדור של עופרת נושאים לקהיר
מיהודה במצור - תשובה עברית

אל העיר ההומה נמלטים על נפשם
על הגשר נפגע בצלעו האחד
השני חש אליו לעצור את הדם
ושניהם נתפסים ועומדים למשפט.

אליהו, אליהו...

כבר הוכן הגרדום, גם עונד צווארם
ולבושם חליפת שק אדום וברזל
ורועם באולם בית הדין דברם
זה דברם של לוחמי חירות ישראל.

היפה מלבוש זה השק האדום
אליהו חכים לתלין כה הגיד
אליהו בית צורי ממרום הגרדום
שר "התקווה" ומחייך אל העתיד.

אליהו, אליהו...

Аватара пользователя
Efi
Ветеран мега-форума
Сообщения: 74925
Зарегистрирован(а): 20 июл 2003, 02:49
Откуда: Ариэль

Re: Шломо Занд и ЭРЕЦ ИСРАЭЛЬ

Сообщение Efi » 01 фев 2014, 22:55

הלורד מוין נחשד כי סיכל בשנת 1944 את שליחותו של יואל ברנד, שנשלח על ידי הנאצים להציע לבריטים לקנות את חיי שארית יהודי הונגריה בתמורה לציוד צבאי ומשאיות (עסקה שכונתה "סחורה תמורת דם") ושלח את ברנד למעצר. ברנד טען כי שמע בריטי אומר "מה אעשה במיליון יהודים?" ולאחר שהבריטי עזב אמר לו איש צבא כי היה זה הלורד מוין. ב-1956 טען ברנד כי ייתכן ולא היה זה הלורד מוין שאמר את הדברים אחרי הכל אלא פוליטיקאי בריטי אחר. מספר שנים מאוחר יותר, בעת שהעיד במשפט אייכמן, חזר בו ושוב טען כי היה זה הלורד מוין שאמר זאת. ההיסטוריונים כיום חלוקים בדעותיהם לגבי העובדה הזו וחלקם סבורים ששניהם מעולם לא נפגשו

Краткий перевод: якобы именно Лорд Мойн сказал:" Что я буду делать с миллионом евреев?" ( в ответ на предложение Эйхмана обменять миллион евреев Венгрии на военное оборудование и грузовики).

Аватара пользователя
Efi
Ветеран мега-форума
Сообщения: 74925
Зарегистрирован(а): 20 июл 2003, 02:49
Откуда: Ариэль

Re: Шломо Занд и ЭРЕЦ ИСРАЭЛЬ

Сообщение Efi » 02 фев 2014, 17:05

Вторая страница, после которой можно не читать: и так всё ясно - Палестина как бы не подходит для того, чтобы евреи тут жили. А арабам, видимо, подходит? Насмешил меня Занд! :sm1:
А как же "Страна без народа для народа без страны"?
Для того чтобы изобретение еврейской нации приобрело реальный смысл, ей необходима была «точка сгущения», территориальный полигон для обкатки европейской национальной парадигмы. Ни одна знакомая, освоенная евреями диаспоры территория для этого не подходила — ни Западная или Восточная Европа, ни Персия, ни Магриб. Зато вполне подходила литературная «Эрец Исраэль», талмудическое Эльдорадо — страна мифологическая, даже мифическая, которую, правда, можно было географически соотнести с давно нерелевантной для евреев Палестиной. Что, разумеется, и произошло.

Аватара пользователя
Efi
Ветеран мега-форума
Сообщения: 74925
Зарегистрирован(а): 20 июл 2003, 02:49
Откуда: Ариэль

Re: Шломо Занд и ЭРЕЦ ИСРАЭЛЬ

Сообщение Efi » 02 фев 2014, 23:09

Шломо Занд находит в самом начале Нового Завета словосочетание "Эрец Исраэль", но его это не убеждает.
С определенной осторожностью можно выдвинуть предположение, что впервые этот термин в его современном территориальном значении появился в Евангелии от Матфея. Конечно, это филологическое нововведение может считаться пионерским лишь в том случае, если евангельский текст действительно был написан, как обычно предполагается, в конце I века н. э. Вот что там сказано: «По смерти же Ирода, — се, Ангел Господень во сне является Иосифу в земле Египетской и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь его и иди в землю Израилеву (Эрец Исраэль), ибо умерли искавшие души младенца» (Мт 2: 19–20).

;) Занд, конечно, не верит своим глазам: тут же находит "прозаическое объяснение: именование «Эрец Исраэль» могло быть вставлено в древний текст". Постеснялся бы!
Ясно, что Декларация Независимости для него тем более не авторитет.
בארץ ישראל קם העם היהודי

Аватара пользователя
Efi
Ветеран мега-форума
Сообщения: 74925
Зарегистрирован(а): 20 июл 2003, 02:49
Откуда: Ариэль

Re: Шломо Занд и ЭРЕЦ ИСРАЭЛЬ

Сообщение Efi » 03 фев 2014, 06:36

В иудаизме и библейской истории термин Земля Израильская используется как наименование Земли Обетованной, то есть обещанной Богом всем 12 коленам Израилевым, где имеют силу многие из 613 заповедей иудаизма, не применяющиеся вне её (например, связанные с храмовой службой или субботним годом). Израиль (ивр. יִשְׂרָאֵל‎, Исраэ́ль) — имя, данное библейскому патриарху Иакову, также означает еврейский народ (то есть общность потомков Иакова, где бы они ни жили), а также Израильское царство и, после его раскола — название северного Израильского царства (в отличие от южного царства — Иудеи).
После того, как римский император Адриан подавил восстание Бар-Кохбы в 135 году н. э., он построил на месте Иерусалима языческий город Элия Капитолина и приказал всю территорию между Средиземным морем и рекой Иордан называть Палестиной («Palaestina» — латинский вариант греческого названия).
Название «Палестина» является искажённым на греческий манер ивритским словом «плиштим» — пришелец, захватчик, оккупант. Первоначально евреи называли так пеласгов, которые захватили некоторые прибрежные регионы Израиля (преимущественно земли колена Дана) и занимали их до того момента, когда царь Давид нанёс им поражение. Адриан провёл переименование, чтобы подчеркнуть, что эта территория теперь принадлежит завоевателям — римлянам.

:em4:
На современном иврите можно ли согласиться, чтобы таким поганым словом (от слова paganus - лат. языческий) называлась какая-либо часть Земли Обетованной, и даже сектор Газы, а жители «плиштим» — пришелец, захватчик, оккупант?
Когда я жил в Ленинграде, то только от аспирантки проф. Дьяконова Аршалуйс Папазян слышал слово Палестина вместо Израиля, а больше ни от кого. Видимо, у армянской девушки были идеологические причины, как у нашего Занда. ( Аршалуйс Папазян, сестры Ваана Папазяна, который был министром иностранных дел в начале девяностых годов.)
Во времена английского мандата (1920—1948) название «Палестина» закрепилось за всей территорией Эрэц-Исраэль. В середине XX века от названия «Палестина» было образовано слово «палестинцы» («палестинский народ», «арабский народ Палестины»), относившееся к арабам, проживавшим на данной территории, хотя прежде название «палестинцы» определяло просто жителей региона, и не носило этнической окраски.
До создания государства Израиль евреи называли его будущую территорию как Палестиной, так и Эрец-Исраэль, а прочие названия (например, Ханаан) вышли из употребления. Обоими терминами пользовались сионисты и антисионисты, религиозные и нерелигиозные. Также в СССР, в период ограничений на репатриацию в Израиль, многие евреи называли свою историческую родину «Эрец-Исраэль» или просто «Эрец» в разговорах друг с другом по сложившейся традиции. Многие религиозные евреи по древней еврейской традиции продолжают использовать термин Эрец-Исраэль (иногда в ашкеназийском произношении, «Э́рец-Исро́эль») и после провозглашения государства Израиль на части Земли Израильской. Многие сионисты, от Бен Гуриона до современных политических деятелей, наоборот, подчёркивают, что еврейский суверенитет пока не распространяется на всю территорию Эрец-Исраэль. Заключив мирные соглашения с Египтом и Иорданией, Израиль признал границы с этими государствами, отсекающие часть его исторических территорий. Нежеланием передавать противнику части Земли Израильской, как правило, объясняется позиция израильского правого лагеря в израильско-палестинском конфликте.

Аватара пользователя
Efi
Ветеран мега-форума
Сообщения: 74925
Зарегистрирован(а): 20 июл 2003, 02:49
Откуда: Ариэль

Re: Шломо Занд и ЭРЕЦ ИСРАЭЛЬ

Сообщение Efi » 03 фев 2014, 07:20

:ic1: Иудеи, угнанные в Вавилон, уже там в плену стали называть свою родину Эрец Исраэль, а по-арамейски Аръа д' Исраэль.

Аватара пользователя
Efi
Ветеран мега-форума
Сообщения: 74925
Зарегистрирован(а): 20 июл 2003, 02:49
Откуда: Ариэль

Re: Шломо Занд и ЭРЕЦ ИСРАЭЛЬ

Сообщение Efi » 03 фев 2014, 07:37

Впрочем, я уже 10 лет назад об этом писал:
Efi писал(а):
alexsh писал(а): почему Вы акцентируете вопрос на экономическом единстве ?

Я так и не понял из всей предЫдущей дискуссии юридическое понятие Эрец Исраэль ?


Я повторяю за Декларацией Независимости Еврейской Палестины (впредь именуемой Государством Израиль, см. Декларацию), потому что решение ООН о разделе Палестины предусматривало экономическое единство еврейского и арабского государств , не говоря уже об оставлении населений на своих местах. Арабы сорвали выполнение решения ООН (которое, кстати, обязательным для исполнения не было, так как решения Генеральной Ассамблеи не обязывают, а рекомендуют).

Что касается исторического понятия "Эрец Исраэль", то так называется ПАЛЕСТИНА на иврите и идише. Посмотрите в словарь. Палестиной назвали англичане на основании своей религии то, что входило в турецкий санджак Иерусалим, включавший и Синай. А христианское "Палестина" - это иное наименование римской провинции ИУДЕЯ. Римская провинция за тысячу лет до римлян была объединенным царством "Иудея и Израиль". А еще раньше ЭРЕЦ Кенаан. Ханаан.

"необходимым условием для создания еврейского ишува в Эрец Исраэль"

Юридическое понятие Эрец Исраэль хотите уяснить себе?
Посмотрите в ГУГЛе, что такое Израиль. Израиль - в символе веры "ШМА Исраэль - Слушай ИЗРАИЛЬ" это название евреев как народа. Страна евреев - на иврите ЭРЕЦ ИСРАЭЛЬ, по-арамейски АРЪА д' ИСРАЭЛЬ"

А "Государство Израиль" можно было как-то иначе назвать, суть бы не изменилась. Решили простым голосованием, что не Иудея, и не Сион, и не иначе еще как-то. Мединат Исраэль значит "государство ЕВРЕЕВ" в переводе с еврейского. Уяснили?

Аватара пользователя
Efi
Ветеран мега-форума
Сообщения: 74925
Зарегистрирован(а): 20 июл 2003, 02:49
Откуда: Ариэль

Re: Шломо Занд и ЭРЕЦ ИСРАЭЛЬ

Сообщение Efi » 03 фев 2014, 08:49

Хотя стремление к завоеванию Ханаана возникает у израильских племен только во времена Моисея, они обосновывают свое право на эту страну обетованием ее Аврааму, Исааку и Иакову. Неразрывная связь между избранным Яхве народом и обетованной Им землей определила весь ход еврейской истории.

http://www.eleven.co.il/article/11758

Аватара пользователя
Efi
Ветеран мега-форума
Сообщения: 74925
Зарегистрирован(а): 20 июл 2003, 02:49
Откуда: Ариэль

Re: Шломо Занд и ЭРЕЦ ИСРАЭЛЬ

Сообщение Efi » 03 фев 2014, 09:57

Мусульмане на разных языках называют Эрец Исраэль Палестиной, просто повторяя за христианами Ближнего Востока, которые жили в Византийской империи в ее провинции под названием "Палестина". Достаточно посмотреть в Библию, переведенную на любой язык!
Вот, беру "KITABI MUKADDES", Библия на турецком языке. В конце есть карта Святой Земли: " Filistin etni ahit zamani". Однако, на самой карте нет и не может быть никакой Филистин, потому что таковой и не было. Зато по-турецки написаны еврейские названия Saron, Yahidiye, Samiriye, Galile и т. д.
А у нас есть еврейские названия и повторять за мусульманами нам незачем. Поэтому мы и говорим на иврите Шхем, а не Наблус (искаженное греческое Неа полис), Рабат-Амон (Амман), Цфат (а не Сафед),
Израиль, а не Палестина, Иудея и Самария, а не Западный Берег.
:)

Аватара пользователя
Efi
Ветеран мега-форума
Сообщения: 74925
Зарегистрирован(а): 20 июл 2003, 02:49
Откуда: Ариэль

Re: Шломо Занд и ЭРЕЦ ИСРАЭЛЬ

Сообщение Efi » 03 фев 2014, 15:57

А вот это правильно, ничего не имею против. Со стр. 12:
Обещанная богом страна включала, как известно, добрую половину Ближнего Востока и простиралась, в некоторых прочтениях топонимов, «от Нила до Евфрата». Религиозное (разработанное в Талмуде) определение Эрец Исраэль относилось к гораздо меньшей, вдобавок не вполне связной «территории исполнения заповедей», разделенной на галахически неравноценные части в соответствии с уровнем их святости. Ее границы никогда не воспринимались многовековой, весьма разнообразной еврейской культурой как политические или государственные.
Лишь в начале XX века, после длительного пребывания в протестантском плавильном котле, теологический термин «Эрец Исраэль» был окончательно вытеснен отполированным до блеска четким геонациональным термином. Поселенческое сионистское движение использовало традиционный раввинистический термин отчасти для того, чтобы заменить им общепринятый топоним «Палестина», которым пользовались не только все без исключения европейцы, но и лидеры сионизма первого поколения. Оно превратило этот термин в исключительное именование региона на языке новых поселенцев.

Лидеры сионизма первого поколения говорили на конгрессах по-немецки, отсюда и употребление наименования Palästina.

Аватара пользователя
Efi
Ветеран мега-форума
Сообщения: 74925
Зарегистрирован(а): 20 июл 2003, 02:49
Откуда: Ариэль

Re: Шломо Занд и ЭРЕЦ ИСРАЭЛЬ

Сообщение Efi » 03 фев 2014, 16:22

Далее на многих страницах Шломо Занд рассуждает о том, что такое родина-моледет. Заранее можно догдаться, для чего. И вот оно: стр 23. :appl:
В самый первый раз Бог явился в Харане (области, относящейся сегодня к Турции) и приказал арамейцу Авраму следующее: «Уйди себе из земли своей, от родины своей и из дома отца своего в землю, которую я укажу тебе» (Бытие 12: 1). В самом деле, первый приверженец Яхве оставил свою родину и отправился в обещанную, пока неизвестную ему страну. Из-за наступления голода он в ней не задержался и вскоре перебрался в Египет.
Вторая важная и драматическая встреча, согласно основополагающему мифу, произошла в пустыне, после исхода евреев из Египта. Яхве непосредственно обратился к Моисею в ходе торжественного дарования Торы на горе Синай. После объявления Десяти заповедей, среди прочих инструкций, заповедей и советов, он коснулся и проблематики, связанной с Обетованной землей: «Вот, я посылаю ангела перед тобой, чтобы хранить тебя в пути и привести тебя в то место, которое я приготовил… Ибо пойдет мой ангел перед тобой и приведет тебя к эморийцам, хиттийцам, перизеям, ханаанейцам, хивийцам и йевусеям, и истреблю я их» (Исход 23: 20–23). Поскольку слушателям, по-видимому, хорошо известно, что обещанная страна отнюдь не необитаема, божественное обетование впервые включает в себя открытое обязательство «очистить» территорию от ее исконных жителей, способных воспрепятствовать...

Аватара пользователя
Efi
Ветеран мега-форума
Сообщения: 74925
Зарегистрирован(а): 20 июл 2003, 02:49
Откуда: Ариэль

Re: Шломо Занд и ЭРЕЦ ИСРАЭЛЬ

Сообщение Efi » 04 фев 2014, 10:12

Cтр 25
в последние годы и среди сионистских исследователей Библии, и среди израильских археологов стали усиливаться сомнения в том, что касается истинности ветхозаветного нарратива. Поскольку археологические и иные данные указывают все яснее и однозначнее, что исход евреев из Египта — литературный вымысел, равно как и что Ханаан никоим образом не был, как утверждает Библия, завоеван в ходе быстрой военной кампании, резонно (и справедливо) предположить, что кошмарные рассказы о массовых убийствах также являются чистейшей выдумкой. Судя по всему, местное ханаанское население прошло долгий и многоступенчатый исторический процесс, включавший переход от кочевой жизни к оседлому земледелию, и превратилось в пеструю смесь ханаанейцев и древних евреев; это автохтонное население и создало впоследствии два государства — большой Израиль и маленькую Иудею.

В нынешних научных кругах становится общепринятой теория, утверждающая, что истории о завоевании Ханаана были сочинены в конце VIII, самое позднее — в VII веке, в ходе правления царя Йошии, по-видимому монопольно сосредоточившего исполнение религиозного культа в Иерусалиме; именно тогда в местном «храме» якобы «нашелся» свиток Торы. По мнению различных исследователей, придерживающихся этой теории, главной целью историко-теологического сочинительства было распространение веры в единого Бога как среди жителей Иудеи, так и среди беженцев из Израиля, прибывших в Южное царство после гибели Северного. Борьба царей-монотеистов с идолопоклонством была трудной и требовала использования всех доступных пропагандистских инструментов.

Аватара пользователя
Efi
Ветеран мега-форума
Сообщения: 74925
Зарегистрирован(а): 20 июл 2003, 02:49
Откуда: Ариэль

Re: Шломо Занд и ЭРЕЦ ИСРАЭЛЬ

Сообщение Efi » 04 фев 2014, 12:40

Стр 36
Мы не знаем, что побудило Йехуду а-Леви, известного также под арабским именем Абу аль-Хасн аль-Лави (Abu al-Hassn al-Lawi), избрать в качестве формальных рамок для своего апологетического трактата вымышленный диалог между иудейским раввином и хазарским царем. Известия о существовании на берегах далекого Каспийского моря принявшего иудаизм огромного царства распространились по всему иудейскому миру еще до рождения а-Леви; дошли они, разумеется, и до Иберийского полуострова, где он жил. Любой образованный иудей, занимавший хоть сколько-то заметное положение на социальной лестнице, был знаком с имевшей место в X веке перепиской между Хасдаем бен Ицхаком ибн Шапрутом, кордовским меценатом и политиком, и настоящим хазарским царем. Мало того, если верить свидетельству рабби Авраама бен Давида из Толедо, в Туделе, городе, где, скорее всего, родился а-Леви, в XII веке жили, наряду с прочими, талмудисты — выходцы из Хазарии. Следует, впрочем, помнить, что ко времени написания «Кузари» — а-Леви работал над книгой в 40-е годы XII столетия — восточной иудейской империи давно уже не существовало.

Несомненно, немалые трудности, ставшие уделом испанских евреев в начальный период христианской Реконкисты (кстати, существенным образом коснувшиеся и а-Леви), вызвали у них изрядную тоску по иудейскому суверену, в идеале — всесильному государственному правителю, а заодно и по далекой, волшебной Святой земле. В «Кузари» (или, как она называлась в арабском оригинале, «Книге защиты униженной и презираемой веры») а-Леви, бесспорно, высокоодаренный поэт и прозаик, попытался объединить две эти страстные мечты. Именно поэтому Йехуда а-Леви так упорно подчеркивает достоинства и важность Ханаана, он же — Эрец Исраэль (автор использует оба названия). По этой же причине еврейский герой книги решает, в самом конце диалога, отправиться туда из далекой Хазарии. По его утверждению, эта страна обладает всеми возможными климатическими и географическими достоинствами, и только в ней верующие могут достигнуть интеллектуальных и духовных высот.

Вместе с тем было бы некорректно утверждать, что а-Леви отрицал или отвергал жизнь в диаспоре; тем более, он не имел намерения «ускорить» избавление или реализовать мечту о нем посредством коллективного действия — вопреки распространенным утверждениям сионистских исследователей. А-Леви испытывал страстную личную потребность добраться до Иерусалима, рассчитывая искупить таким образом свои грехи и духовно очиститься с религиозной точки зрения. Это глубокое чувство нашло выражение и в его стихах, и в «Кузари». Он прекрасно знал, что иудеи не слишком-то жаждут эмигрировать в Ханаан. Поэтому он подчеркнул, что их молитвы о «возвращении» совершенно несерьезны и более всего напоминают «чириканье попугая».

Не исключено также, что поразительный интерес Йехуды а-Леви к Эрец Исраэль был реакцией на общехристианский энтузиазм, вызванный крестовыми походами, подготовка к которым (и дискуссии о которых) охватила тогда всю Европу. К сожалению, поэту не суждено было добраться до Иерусалима — судя по всему, он умер в дороге.

В отличие от него, Нахманид, также проживший почти всю свою жизнь в христианской Испании, вернее сказать, в Каталонии, и весьма близкий к каббалистическому направлению в иудаизме, был вынужден в глубокой старости эмигрировать в Эрец Исраэль. Причиной тому стали религиозные преследования и сильнейшее давление местных христианских иерархов. Этот мыслитель, как и а-Леви, был известен особенно теплым отношением к Святой земле. Его комплименты Эрец Исраэль выходили за рамки, установленные традицией, и оставляли далеко позади дифирамбы автора «Кузари». Нахманид не оставил отдельного сочинения, посвященного Эрец Исраэль, однако связь с ней постоянно декларируется в его книгах. Не обсудить это обстоятельство — хотя бы вкратце — было бы некорректно.

В критических комментариях Нахманида к «Книге заповедей» Маймонида, прежде всего в той их части, где комментатор перечисляет «заповеди, о которых забыл уважаемый раввин», он пытается любой ценой вернуть в общий свод заповедь жить в Эрец Исраэль. Он напоминает читателям о библейском повелении, обязывающем «истребить, иными словами, полностью уничтожить» местных жителей, и добавляет: «Мы получили заповедь о завоевании, распространяющуюся на все поколения… Мы обязаны захватить страну и поселиться в ней. Таким образом, эта позитивная заповедь обязывает все поколения и каждого из нас даже во времена изгнания». Столь радикальная точка зрения является исключительной в истории еврейской средневековой мысли. Число ее сторонников среди крупных раввинских авторитетов чрезвычайно незначительно.

Вне всякого сомнения, Нахманид считал жизнь в Святой земле гораздо более возвышенной и «в нынешние времена», то есть до наступления мессианского избавления; он придавал ей особый, необычный мистический смысл. Хотя иногда может показаться, что Нахманид не так уж далек от караимского мировоззрения — как во многих его высказываниях, так и в контексте его практического переезда в Иерусалим, — он оставался, в конечном счете, верным сторонником раввинистического талмудизма. Поэтому ему даже не приходило в голову, что еврейская масса устремится в Эрец Исраэль до прихода мессии. Как писал профессор Михаэль Нехораи, «Нахманид еще больше, чем Маймонид, опасался навести своих читателей на мысль, что можно попытаться осуществить мессианские надежды в тогдашних условиях».

Близость Нахманида к мистической каббалистической традиции связывает нас с вопросом об отношении разветвленной каббалистической литературы к Святой земле. Как уже многократно отмечалось, каббала нередко акцентирует сексуальные аспекты отношений между «божественным духом» и землей, в том числе — древним Ханааном. Тем не менее не существует общей для всех каббалистов точки зрения по вопросу о характере избавления и [центральной] роли священного пространства в «последние времена». Согласно книге «Зохар», жизнь в Эрец Исраэль действительно имеет самостоятельную мистическую и ритуальную ценность. В этом отношении позиция автора «Зохар» более всего близка Нахманидовой.

Аватара пользователя
Efi
Ветеран мега-форума
Сообщения: 74925
Зарегистрирован(а): 20 июл 2003, 02:49
Откуда: Ариэль

Re: Шломо Занд и ЭРЕЦ ИСРАЭЛЬ

Сообщение Efi » 24 апр 2014, 06:36

В начале XX века Жаботинский писал: «Когда еврей воспринимает чужую культуру… нельзя полагаться на глубину и прочность этого превращения. Ассимилированный еврей не выдерживает первого натиска, отдаёт «воспринятую» культуру без всякого сопротивления, как только убедится, что её господство прошло… он не может служить опорою для этой культуры». И приводит яркий пример: как в онемеченной Австро-Венгрии – по мере роста чешской, венгерской, польской культур – онемеченные евреи переделывались под новорастущее. Тут «дело в каких-то объективных моментах, которые создают действительную, кровную связь между человеком и его культурой, рождённой его предками». И, конечно же, наблюдение – верное; хотя «объективные моменты» – суховато сказано. (Жаботинский не только резко выступал против ассимиляции, он высказывал настойчивое предостережение евреям, чтоб они не кинулись делать русскую политику, литературу и искусство: что через годы – русские неизбежно отмахнутся от этих услуг.)

Нестойкость ассимиляции мы видим на многих примерах – как массовых, так и индивидуальных, как в Европе, так и в России, и прежде, и до самого последнего времени.

Казалось бы: Бенджамин Дизраэли, сын религиозно-индифферентного отца, в отрочестве крещённый, и не просто вжившийся в английскую жизнь, но ставший символом Британской империи, – а о чём же он мечтает на досуге, отдаваясь страсти писать романы? – об исключительных заслугах и мессианстве еврейства, с горячей любовью к Палестине и мечтами о восстановлении израильского отечества.


Вернуться в «Тусовка»




  Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 13 гостей