kaminsky писал(а):Zakan писал(а):
Понимаете: "сброс затвора верхнего бьефа" - это не мгновенное действие. Затвор закрывается постепенно в течение нескольких минут и иначе не умеет, так специально сделано.
Если он будет падать быстрее, это вызовет катастрофу само по себе, гидравлический удар в водоводе и большие разрушения.
Не будет там гидроудара. Это же верний затвор, не нижний. Он на входе в водовод. Он не тормозит движения потока воды которая уже в водоводе. Вот нижний затвор(если бы он там был) тот действительно нужно перекрывать постепенно.
Именно что удар будет: это не мои выдумки, а так пишут специалисты.
Вода, уже находящаяся в водоводе, имеет скорость до 10 метров в секунду и массу несколько тысяч тонн (можно легко посчитать: диаметр около 7 метров, длина 120 и расход 360 кубометров в сек). Наверху мгновенно закрылся затвор, а внизу открыто, водичка по инерции летит вперед, а энергия ее - как энергия разогнавшейся электрички, образуется вакуум, разрывы водяного столба, кавитационные удары... Затем водовод опорожнится и вода начинает возвращаться, и опять то же самое, пока не установится равновесный уровень воды - 10 метров от нижнего бьефа, как в барометрической трубке.
Проделать этот опыт в натуре ни у кого смелости не нашлось, за всю историю гидростроения.
И узнать точно, лопнет ли только водовод, или также вода разломает затвор, улитку, турбину или вообще все здание станции?
Поэтому аварийные затворы, и на СШ ГЭС в частности, опускаются под своим весом, но имеют гидравлические замедлители.
Чтобы предотвратить возникновение вакуума, наверху на водоводах имеются клапаны, которые постепенно пропускают туда воздух при закрытии верхних затворов.
(Кстати, из опыта эксплуатации нефтепроводов: там тоже скорость закрывания задвижек специально ограничивают. Для участка трубы диаметром более полутора метров и в десятки км длиной, при скорости жидкости всего порядка 1 м/с, закрытие в течение минуты (казалось бы - целой минуты!) также вызывает гидравлический удар и аварию. Причем и до задвижки, и после!
В таких серъезных областях нельзя ориентироваться на свой опыт по закрыванию крана в рукомойнике!)
Энергия для опускания верхних затворов не нужна, они опускаются под своей тяжестью. Но в то утро сразу после аварии бригада эксплуатационников около 8 часов утра поехала на машине на гребень плотины и инициировала опускание вручную. Сигнал на опускание так и не пришел. Некоторые пишут, для этого им пришлось взламывать железные двери.
После чего они еще тяжело и геройски работали, чтобы найти исправный источник питания (дизель-генератор) и наскоро подключить его к крану, это было нужно не для сбрасывания затворов, а для открывания водосбросов на другой стороне плотины, у правого берега . Там надо поднимать затворы краном и энергия нужна. С этим справились уже часам к 11 или 11-30.
Система генерации для собственных нужд на СШ ГЭС была устроена так: при каждом гидроагрегате был отдельный трансформатор собственных нужд, присоединенный прямо к генератору.
Для нормальной работы достаточно было бы одного, а тут 10. И специалисты, видимо, считали такую систему достаточно надежной.
Выход из строя сразу всех генераторов, очевидно, не рассматривался ими вовсе, как вариант аварии. Тем более, затопление машзала.
Исправный дизель-генератор нашелся чудом... кошмар!
Нижние затворы: забудьте о них.
В процессе аварии они ни при чем, ни помочь ни помешать ничем не могли.
Оказывается, на СШ ГЭС в штатном режиме эксплуатации они вообще лежат в стороне, на складе.
Когда надо, кран их берет и вставляет на место, это при ремонте гидроагрегатов, только когда надо осушить турбину.