Александр Кирнос, директор регионального общественного еврейского благотворительного фонда "Рука помощи" ("Яд-Эзра") Еврейскую общину России лет через пятнадцать, то, какой она может быть, я представляю себе с трудом. Я плохо представляю себе ее существование. Для меня светская еврейская община восьмое чудо света. Поскольку, как мне кажется, возврат к религиозным ценностям среди большинства людей, которые так или иначе идентифицируют себя с евреями, маловероятен, то и существование еврейской общины как таковой маловероятно.
Допускаю, что останутся относительно небольшие религиозные общины, скорее всего относящиеся к субконфессии ХАБАД и, возможно, современного иудаизма, но целостной еврейской общины, как мне кажется, не будет. И вообще, как мне представляется, мы присутствуем при конце "прекрасной эпохи" существования еврейской общины в России. Евреи как таковые в России, несомненно, жить будут, но традиционную общинную жизнь считаю маловероятной. Такой пессимистический сценарий. Хотя надежды на то, что появятся молодые люди с более оптимистическим взглядом на мир, у меня сохраняются, из-за этого и продолжаю работать, пытаясь сохранить какие-то очаги еврейской общины.
Зиновий Коган, председатель Конгресса еврейских религиозных объединений и организаций в России, раввин общины современного иудаизма "Гинейни" Прежде всего, еврейская община будет молодая. Конечно, и пожилые люди будут членами общины, но определять лицо общины будут молодые люди. Главной составляющей станут еврейские общинные центры, в которых будут, естественно, и синагоги тоже. Я думаю, что намного возрастет значимость светских еврейских лидеров.
Половина тех 90 процентов евреев, которые сегодня не охвачены еврейской жизнью, возможно, будут участвовать в жизни общинных центров, в различных клубных программах. Причем эти общинные центры будут на самообеспечении. Членские взносы в общинные центры будут так же популярны, как сегодня, например, в фитнес-клубы. Будет очень престижно быть членом еврейского спортивного клуба футбольного, теннисного, волейбольного+ Очень много будет евреев "по выбору", то есть тех людей, которые из всех существующих идентификаций выбрали еврейскую.
Я уверен, что усилится роль женщины в жизни еврейской общины. Еврейская община приобретет более женское лицо, женщины будут занимать лидирующее положение, и, возможно, президентом российского еврейского конгресса через 15 лет станет женщина. Женщины природные кризисные менеджеры, и они, если понадобится, сумеют вывести еврейскую общину России из застоя и кризиса. Напомню, что на исход из Египта народ подняли женщины, главными инициаторами алии 70-х прошлого века тоже были женщины. Если так будет и дальше, то еврейскую общину России ждет неплохое будущее.
Яков Цукерман, редактор петербургской еврейской газеты "Ами", член президиума Ваада России Как показали недавние исследования демографов и социологов, сегодня в России медианный возраст евреев равняется 61 году. Сие означает, что сейчас ровно половина евреев страны старше 61 года. Учитывая нашу пенсионно-медицинско-фармацевтическую систему, несложно прогнозировать, что значительная часть этих людей вряд ли проживут еще 15 лет. (Немногочисленных "новых русских" из их числа это, наверное, касается в меньшей степени!) Остальные, весьма пожилые люди вряд ли будут через 15 лет активными членами общины, скорее, ее клиентами в части получения различной гуманитарной, медицинской и иной помощи.
Они будут, конечно, нуждаться в духовной и культурной пище, но мне кажется, что крайне необходимо озаботиться организацией пристойных домов для престарелых и доступной и качественной медицинской помощи. Собственно говоря, этим и занимаются хесэды, только их усилия придется удвоить и утроить. Для этого нужны большие средства, которые вряд ли найдутся в России, а зарубежные центры помощи явно намекают, что, наоборот, хотели бы сворачивать свою деятельность в стране и хорошо бы уже переходить к самоокупаемости. Поэтому я крайне пессимистично гляжу на перспективы этой части еврейской общины России через 15 лет.
Хотя есть и обнадеживающий фактор: и по результатам переписи, и по другим данным сегодня больше половины евреев страны живут в столицах Москве и Петербурге, остальные тоже в городах-миллионниках, а в собственно провинции евреев крайне мало. Думаю, что через 15 лет евреев в небольших городах останутся единицы, и все средства для поддержки хесэдов можно будет аккумулировать в нескольких больших городах.
Теперь о другой половине. Значительная ее часть плавно за 15 лет перейдет в ту группу, о которой я уже высказался, и столкнется с теми же проблемами, кто-то уедет за рубеж, кто-то преуспеет в бизнесе, а кто-то (увы!!!) совсем уйдет от еврейства. Достаточно сказать, что естественный прирост (рождаемость) среди евреев России уже приближается к нулю ввиду малочисленности еврейской молодежи и общего низкого уровня рождаемости в стране.
Так что я вижу еврейскую общину России через 15 лет как немногочисленную (тысяч на 100-150), преимущественно пожилую и, хочется надеяться, что более сплоченную, чем сегодня. Абсолютное большинство будут проживать в нескольких очень больших городах. У общины будут сильные институты, прежде всего социальные, духовные, просветительские.
Будут, конечно, начальники "генералы и полковники" для внешнего и внутреннего представительства. Община вряд ли будет "самоокупаемой", но очень хочется надеяться, что процветающей. Хочу закончить на этой оптимистичной ноте, хотя и гложет "червь сомнения". Ам Исраэль хай!
Александр Саков, главный редактор газеты "Шалом", Омск Судя по тому, как складываются отношения между евреями и очагами еврейской культуры и традиции в большинстве городов России, будущего у еврейской общины нет. Культурная составляющая общины закончила превращение в благотворительные филиалы "Джойнта", которые исчезнут сразу же с прекращением программ JDC в России. Религиозная составляющая будет тлеть вокруг феоровских синагог еще долго, изредка, по праздникам, собирая два-три миньяна. Как-то еще может теплиться общинная жизнь в Москве и Питере в силу их привлекательности со стороны внешнего мира, а периферии останется только иногда вспоминать о прежних временах еврейского ренессанса конца XX века.
Леонид Резников, руководитель еврейской общины Рязани Я ее представляю существующей и имеющей все привычные традиционные атрибуты еврейской общины воскресные школы, шабат, праздники, цдаку, потому что 15 лет для еврейской общины это миг. Мы существуем более трех тысяч лет. А будем существовать как минимум еще столько же, по крайней мере до того времени, пока не придет Машиах.
Судя по тому, что общественно-политическая формация в России на нынешнем этапе развития достаточно инерционна, можно быть уверенным, что сколько-нибудь значительных изменений в законодательстве, в отношении окружающих, в социальном статусе членов общины в ближайшие годы не произойдет. А это значит, что мы будем продолжать жить так же, как живем сейчас, помогать друг другу, с удовольствием знакомить с еврейской жизнью в стране и в мире спасибо, в частности, газете "Еврейские новости", справлять праздники, употреблять кошерную пищу, купить которую во многих городах стало гораздо легче. Так что отсутствие изменений, стабильность это и есть самое хорошее, что можно сказать сейчас про существование еврейской общины в России.
Лариса Токарь, главный редактор журнала "Алеф" Какой будет еврейская община после 2020 года? Здесь существуют два взаимосвязанных фактора: ситуация в России и тенденции развития самой общины. Еврейская община России существует не автономно. Она тесно переплетена с политическим и общественным климатом в стране. А тенденции, которые сегодня наметились в России и которые могут получить дальнейшее развитие в последующие годы, мало привлекательны для расцвета еврейских и других национальных общин.
Если к 2020 году Россия будет страной авторитарного правления, то навряд ли те демократические преобразования, благодаря которым возродилась и развивалась еврейская община за последние 15 лет, сохранятся. Поэтому с этой позиции прогноз неблагоприятный.
Если же демократия в России приживется и будет развиваться и дальше, то, по крайней мере, можно прогнозировать существование еврейской общины. В таком случае многое будет зависеть от развития института благотворительности. Основной заботой еврейской общины являются слабо защищенные слои населения: дети и старики. Создание и поддержка еврейских детских садов, школ, вузов, оказание медицинской и другой помощи пожилым людям все это требует значительных финансовых вложений.
Рассчитывать целиком на помощь государства не приходится при любом политическом раскладе. Поэтому если российские олигархи евреи в первую очередь будут помогать развитию еврейской общины, то ее через 15 лет ждет расцвет. Если же этого не произойдет, то в результате неблагоприятной политической ситуации в стране и ассимиляции еврейская община может вовсе прекратить свое существование.
Элла Климовицкая, исполнительный директор еврейского культурного центра ярославской общины "Це Улмад" Расцвет еврейской общинной жизни, который начался примерно 15 лет назад, сейчас, к моему огромному, до боли, сожалению, я стояла почти у его истоков, претерпел значительные изменения: с одной стороны, прошел энтузиазм, с другой интерес к еврейской жизни, который до того у большинства людей был основан на запрете этой жизни или на желании познакомиться с еврейскими традициями, с еврейской историей. Сегодня всплеск прошел, и теперь уже труднее поддерживать в людях этот интерес, привлекать их в разные программы.
Не знаю, какой будет еврейская община в России еще через 15 лет, но мое страстное желание, чтобы она не умерла, чтобы жила, потому что для многих людей это их жизнь.
Конечно длиновато ,извиняюсь ,но ... слов из песни не выкинешь! (с)