Почему тшува (раскаяние) предшествует миру?

Тора, история, заповеди, традиции, праздники

Moderators: Борис Бердичевский, Moderator16

Ицхак Ройтман
Участник форума
Posts: 186
Joined: 01 Apr 2005, 12:49

Почему тшува (раскаяние) предшествует миру?

Postby Ицхак Ройтман » 29 Oct 2017, 19:58

Когда то у меня дома была книжка рава Ашлага "акдамот" ("предисловия"). Я честно пытался читать, почти ничего не понял, да и не очень было "мое". Однако одна фраза врезалась в память, и на мой взгляд, это ключ к пониманию очень многих вещей.

Фраза была такая: "кли (сосуд) - это желание получить". Конец цитаты.

Что мне это говорит?

Вс-вышний создал этот мир, чтобы ему было кому раскрыть свое милосердие. Но как можно раскрыть любовь и милосердие к тому, кто в этом не нуждается? Ответ: собственно, никак.

Он, этот сотворенный мир, и сотворенный в нем человек, полны сознания собственной значимости и собственной ценности. И они "не нуждаются в этой гипотезе" существования некоей мифической "высшей силы"

Хотя Мидраш говорит, что только что сотворенный человек призвал всех поклониться Создателю - "пойдемте, поклонимся и падем ниц" - но это, так сказать, издалека. Тут нет никакого намека на интимную близость.

Что же делать? - Есть только один выход - сломать...

Как выражается рав Гинзбург, "правильно сломать".

И тогда на сцене появляется Нахаш (гиматрия "мошиах") - "ломающий" всю первоначальную идиллию мироздания.

И тогда Вс-вышний, наконец, способен начать диалог с человеком: "аека" - где ты?

***

В этом смысле грех и раскаяние - это по большому счету, лишь повод для диалога и раскрытия Б-жественного милосердия.

Кажется, царь Давид это очень хорошо понимал, поэтому он говорит "Б-же, пощади меня, излечи душу мою, ибо я согрешил перед тобой" (Теилим 51). Кающийся грешник создает "кли" (сосуд) для Б-жественного милосердия.

Может быть, поэтому Зоар говорит, что "Вс-вышний пользуется разбитыми сосудами"? Потому что разбитое сердце кающегося грешника (классическое зогарическое "плач в сердце моем с одной стороны, и радость с другой) более других нуждается в милосердии, и более других способно, таким образом, раскрыть Б-жественное милосердие в мире.

Поэтому "Израиль будет избавлен лишь в заслугу тшувы". Ибо только тшува способна привлечь в мир и раскрыть в мире "13 мер милосердия". По-видимому, в основном, тшува из любви, как обьясняется в Тании Игерет а-тшува гл. 7-8

http://chassidus.ru/blog/2017/10/29-kli.htm

Return to “Евреи и Тора”




  Who is online

Users browsing this forum: Yahoo [Bot] and 5 guests