Цадик из Штефанешт

Тора, история, заповеди, традиции, праздники

Модератор: Moderator16

getz
Участник со стажем
Сообщения: 1629
Зарегистрирован(а): 07 сен 2006, 21:41
Откуда: Мигдал аЭмэк

Цадик из Штефанешт

Сообщение getz » 27 ноя 2012, 17:03

Святой р. Мэнахэм Нахум из Штефанешт
Ёрцайт – 14 кислева 5629 (1869)

У святого р. Исраэля Фридмана из Ружина было шесть сыновей – каждый за один из разделов Мишны. Четвёртый сын, символизировавший четвёртый раздел Мишны - Нэзикин, родился в 5583 (1822, за четыре года до ареста Митэлэр Рэбэ) году в Ружине, и был назван именем Мэнахэм Нахум – в честь деда по материнской линии – святого р. Мэнахэма Нахума из Чернобыля.

Весной 5598 (1838) года царская власть до ложному доносу арестовала святого Ружинера. Он бежал в Кишинёв, затем в Яссы, а в 5602 (1842) году Святой Ружинер со всей семьёй приехал на Буковину, в Черновцы, которые тогда принадлежали Австро-Венгерской империи. Вернее не в сами Черновцы, а в соседнюю Садгору (которую евреи называли на румынский манер Садигура), где для него была построен дом-дворец и великолепная синагога.

В те дни он справил свадьбу своему сыну р. Мэнахэм Нахуму с дочерью рава р. Элазара Кашанского (внука святого р. Гэдалъи из Линица). И в Хануку, 2 тэвэта 5608 (1848 – в том году Рэбэ Цэмах Цэдэк напечатал Ликутэй Тора) года, у них родился сын, которого его дед, святой Ружинер, назвал именем Авраам Матитъяу. Авраам – в честь прадеда Авраама «Малъаха» (сына Великого Магида из Межерич), а Матитъяу – в честь Матитъяу аКоэна Хашмоная.

Святой Ружинер ушёл из этого мира 3 хэшвана 5611 (1850) года, и уже на следующий год р. Мэнахэм Нахум переехал в Штефанешты (Ștefănești, Румыния, пригород Ботошан), где несколько лет после своей свадьбы жил когда-то и его отец. Он выбрал этот городок несмотря на то, что в нём не было слышно слов Торы того уровня, на каком они гремели в то время в Польше и Галиции.

Новомодная болезнь «просвещения» очень сильно отдалила румынских евреев от Торы и заповедей – поэтому святой р. Мэнахэм Нахум не начал читать им лекции или учить из жизни. Он стал в открытую делать чудеса – и зачерствевшие сердца румынских евреев открылись для путей Всевышнего, которыми ходили их предки. Поэтому к нему стали приезжать сначала за чудесным благословлением, а затем и за советом простые крестьяне или торговцы. А затем они сами отдавали своих детей учиться в ешиву, а не в школу – ведь их невежественное неверие могло поколебать только явное чудо.

На этот путь в служении Всевышнему намекал святой Ружинер ещё когда его сын, будущий Штефанештер Рув, был маленьким ребёнком. Когда мэламэд жаловался на его странное поведение в хэйдэре – застынет около окна на целый час и смотрит с улыбкой вдаль, и никого не слышит, пока его за руку не потянут – то Ружинер сказал, что когда он вырастет, то ему предстоит исполнить сказаное в книге Иёва (28:7) – что он уже «видит дальше» других (в духовных мирах) и его путь служения будет выше мудрости. «В этом он точно будет на более высоком уровне чем его дед – святой Чернобылер Рэбэ» - так говорил о нём его святой отец. Так и случилось – открытыми чудесами святой Штефанештер побудил румынских евреев вернуться к их Небесному Отцу.

Как-то его спросили: «Как Вы стали таким известным – ведь Вы не даёте глубоких лекций – как написано в Тэилим (19:4,5): «не говорит и не поучает» - но всё равно «по всей земле надеются на него и на окраинах говорят о нём»?». Святой Штефанештер с улыбкой ответил: «Но ведь про это написано в Торе (Дварим 19:19): «Уничьтожь зло в себе» и само собой исполнится (Дварим 13:12) «все евреи услышат и убоятся».

Однажды к святому Штефанештеру приехал простой еврей с очередными жизненными проблемами – ведь «як трэвога – так до Б-га»... По обычаю перед разговором с цадиком надо написать «квитл» со своим именем и именем своей матери, который служка занесёт к цадику – а затем туда уже впускали и просителя. Еврей решил во всех подробностях описать все свои «цурэс» - и про больную дочь, и про маленькую парносу, и про сворованных цыганами гусей... вообщем, получилось пару листов. Когда он вошёл к святому Штефанештеру, тот сказал: «Если ты думаешь, что тебе надо во всех подробностях расписывать свои проблемы – то ты сильно ошибаешься. Ещё до того, как ты приехал в Штефанешты, я уже знал все твои проблемы даже лучше, чем ты!» - и Штефанештер рассказал о некоторых подробностях, которые хасид забыл упомянуть в своём «квитэле», и продолжил: «Кроме греха потраченного впустую времени сюда добавляется и грех неверия. А если ты не веришь, что я знаю даже то, что не знаешь ты сам про себя – то зачем ты приехал?».

Спросил он как-то евреев: «Есть четыре вида евреев: 1. «есть и есть» - т.е. поднялся он на высокий духовный уровень и знает об этом, ощущает себя великим; 2. «есть и нет» - т.е. он находится на высоком духовном уровне, но не обращает на это внимания; 3. «нет и есть» - т.е. нет в нём ничего особенного, но он считает себя великим; 4. «нет и нет» - т.е. нет в нём ничего особенного и он не требует к себе никакого особенного внимания. Как вы думаете – какой из этих четырёх типов хуже всего?». Ответили ему: «Конечно же наглость «нет и есть» хуже всего!». «Ошибаетесь!» - сказал на это святой Штефанештер – «если нет у него ничего и он хвастается – то ничего у него и не появится, но хуже всего «есть и есть» - ведь из-за своей гордости он потеряет и то, чего добился до этого!».

В своём доме святой Штефанештер (уже после его переезда в Яссы) создал специальную комнату, названную «покоями Машиаха» («Мошиахс Цимэр»), куда никому не разрешал заходить. Только однажды он разрешил нескольким большим хасидам туда заглянуть. Перед этим они должны были сходить в микву и снять обувь. Хасиды увидели резной из дорогих пород дерева пол, стены и потолок. В центре комнаты стоял стол, обрамлённый жемчугом, и шесть шикарных стульев. Во главе стола стоял трон с тремя ступенями. В этой комнате были собраны вещи, которые принадлежали его святым предкам – Великому Магиду из Межерич, р. Аврааму «Ангелу», святому Чернобылеру, его отцу святому Ружинеру и многим другим (на столе перед троном лежала курительная трубка Ружинера).

Там же находилась великолепная золотая корона, состоящая из трёх корон одна над другой. Для короны был создан специальный золотой футляр, над которым ювелир работал несколько лет, перемежая свою работу окунаниями в микве и чтением Тэилим – как наказал ему Штефанештер. Известно, что незадолго до своего ухода из этого мира святой Штефанештер сказал, что эта корона должна будет исчезнуть, как её не охраняй, но найдётся перед приходом Машиаха. Про неё мы ещё вспомним чуть позже.

В кислеве 5629 (1869) года святой р. Мэнахэм Нахум заболел. Врач, осмотревший его, сказал, что он ничем не сможет помочь, так как причина болезни заключается в том, что «мареле рабин» («уважаемый раввин») чего-то очень сильно хочет – настолько, что его тело не может нормально функционировать от этого желания. Пусть уважаемый раввин сделает то, чего желает – и его тело выздоровеет. Святой Штефанештер рассмеялся: «Выздоровеет? Что ты в этом понимаешь? Я жажду соединиться с Творцом – и моё желание исполнится, но что мне до этого тела?!»

Святая душа р. Мэнахэма Нахума оставила этот мир в день рождения и годовщину смерти первенца Яакова Авину – Рэувэна, 14 кислева 5629 (1869, через три года после Рэбэ Цэмах Цэдэка) года (через шестьдесят лет в Варшаве в этот день состоялась хупа нашего Рэбэ), и был похоронен в Яссах. Ему наследовал его единственный сын р. Авраам Матитъяу, у которого потом учились уже великие праведники и мудрецы Торы – плоды чудес святого р. Мэнахэма Нахума. Можно ещё много написать об его учениках – святых р. Хаиме Занвиле Абрамовиче (Рыбницер Рэбэ) и р. Элиэзэре Зуще Португале (Скуленер Рэбэ), о их помощи в вызволении хабадских семей из послевоенного СССР – но этот рассказ оставим на следующий раз.

А сейчас вспомним про «покои Машиаха» и его золотую корону.

После того, как святая душа р. Авраама Матитъяу оставила этот мир 21 тамуза 5693 года, корону Машиаха поместили на хранение в сейф банка в Яссах. Но ведь Штефанештер предупреждал: «как бы её не охраняли...» - нагрянула война, в которой Румыния встала на сторону фашистов – и всё еврейское имущество перекочевало из банков в карманы бонз «Третьего Рейха».

И вот несколько лет назад эта корона всплыла из частного собрания какого-то антиквара и выставлена на продажу на аукционе Сотбис. Куплена за 1 325 000 $ неизвестным англичанином (Сотбис отказывается сообщать его имя) вроде бы для Лондонского музея. Так что начинает исполняться и другое обещание святого Штефанештера о том, что корона Машиаха найдётся перед его приходом.

Интересно, что форма короны для Свитка Торы Машиаха, написанного по приказу Рэбэ РаЯЦа (корону делали под наблюдением нашего Рэбэ) очень похожа на золотую корону Машиаха из комнаты святого Штефанештера...
Но об этом в следующий раз.

Элияу аКатан Гэц


צו פארציילן איין מעשה פון א צדיק צופרי פארן דאווענען איז ווי מען וואלט געלערנט איין דף זוהר,
צוויי סיפורים איז ווי מען וואלט ווען געלערנט צוויי דפים זוהר,
דריי סיפורים איז גוט און גוט...
Можно быть с Б-гом и можно быть против Б-га – но невозможно быть БЕЗ НЕГО! (Святой р. Лэйви Ицхак из Бердичева)

Вернуться в «Евреи и Тора»




  Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 9 гостей