22 тамуза - раби Шломо из Карлина

Тора, история, заповеди, традиции, праздники

Модератор: Moderator16

getz
Участник со стажем
Сообщения: 1629
Зарегистрирован(а): 07 сен 2006, 21:41
Откуда: Мигдал аЭмэк

22 тамуза - раби Шломо из Карлина

Сообщение getz » 11 июл 2012, 18:24

Цадик раби Шломо из Карлина
Ёрцайт – 22 тамуза 5552 (1792)

На просторах Белорусского Полесья, в Брест-Литовском воеводстве, на реке Пине стоит еврейский городок Карлин (Каралін – сейчас пригород Пинска). Там, в 5498 (1738) году, у р. Нахума аЛэви Готлиба родился сын, которого назвали Шломо. За два года до этого у его соседа р. Яакова Перлова тоже родился сын, которого назвали Аароном. Росли мальчики очень способными – уже с детства они проявили такую гениальность, что о них говорили по всей округе. Вскоре дядя Аарона (брат его матери, рэбэцн Пэрл), р. Мэнэлэ, хасид Великого Магида, привёз юношей к своему учителю в Межерич. Но несмотря на то, что оба они стали хасидами Великого Магида и учились у него вместе – всё равно р. Шломо всегда называл своего старшего товарища, р. Аарона, учителем. 19 нисана 5532 (1772) года душа святого р. Аарона покинула этот мир, а через полгода, 19 кислева, этот мир покинул и Великий Магид. На плечи святого р. Шломо из Карлина легло тяжёлое бремя управления хасидами Карлина, а так же воспитание осиротевших детей своего друга – после себя р. Аарон оставил сына р. Ашэра и дочь Сару (будущую супругу святого р. Мотэлэ из Чернобыля и прабабушку в седьмом поколении нашей рэбэцн Хаи Мушки). Вскоре в дом р. Шломо привезли на воспитание ещё одного сироту – р. Шалом Шахну, сына святого р. Авраама «Малъаха» (единственного сына Великого Магида) и будущего отца святого р. Ираэля из Ружина. Кроме того в Карлине у р. Шломо учились р. Мордэхай из Лехович и р. Ури «Сараф» из Стрелиска – так что в его доме был целый «хэйдэр», ученики которого стали потом главами целых хасидских династий.

В 5536 (1776) году раввином соседнего Карлину города Пинска (и главой местной ешивы) стал святой гаон р. Лэви Ицхак Дэрбарэмдикэр (через десять лет из-за гонений митнагдим он вынужден был уехать в ставший благодаря ему известным на весь мир Бердичев). Есть множество хасидских историй о том, как р. Лэви Ицхак и р. Шломо садились вместе за один стол друг против друга, смотря друг другу в глаза – и определённые проблемы решались «сами собой». Например, собрались однажды «пурицы» (помещики), чтобы договориться о каком-то новом поборе с евреев – и вдруг заходил неизвестный никому «пуриц» в богатейшей шубе с золотыми пуговицами и в корне менял их заговор.

В 5537 (1777) году р. Мэнахэм Мэндэл из Витебска, который после Великого Магида управлял хасидами, вместе с Калискер Рувом, Полоцкер Рувом и группой хасидов отправился в Святую Землю. Все ученики Магида собрались вместе и договорились о будущем хасидизма на просторах Польши, Австро-Венгрии и Российской Империи. Главой был избран самый младший из учеников Магида – Алтэр Рэбэ, хотя официально он отвечал только за хасидов Литвы и Белоруссии. Но среди его «владений» хасиды трёх городов были отданы под ответственность р. Шломо Карлинера – Бешенковичи, Чашник и Лепель (помимо Карлина) – так как он и до этого туда постоянно ездил. Цадик очень уважал самоотверженность белорусских хасидов и хотел уехать туда из Карлина (где его тоже донимали митнагдим). Он побывал в Яновичах, где хасиды Алтэр Рэбэ очень тепло его приняли, но явно дали понять, что Рэбэ у них один – и второго не надо (выехав из Яновичей р. Шломо сказал, что до сих пор он не видел хасидов с таким высоким уровнем «битуля»).
Затем он заехал в Чарый, где услышал, что во время молитвы Мусаф в Симхат Тора того года трое митнагдим избили до смерти хасида, который «осмелился» сказать в Кдуше «Кэтэр» вместо «Накдишах»... Цадик сказал, что этот город не Чарый, а Чёрный, и люди в нём чёрные – и попросил, чтобы ему на листке написали имена убийц. Имя первого он вычекнул, читая имя второго он опустил свою ладонь до пола, а про третьего сказал: «Эс вэт зих им опгрэбцн» («Этому ещё всё отрыгнётся»). Первый умер в том же году, второй обнищал и просил подаяние на улицах, а третий до конца своих дней слова сказать без отрыжки не мог – и слышно его было издалека (р. Еуда Хитрик в «Рэшимот Дварим» пишет, что и потомки этого митнагида отличались этой напастью).
Затем цадик посетил Краснолуки, Чашник и Фастов (около Минска). В конце концов р. Шломо решил переехать из Карлина в Бешенковичи (белор. Бешанко́вічы, польск. Bieszenkowicze) – город-порт на Западной Двине (около Витебска), так как там жило большинство его хасидов. Но на такой переезд он был обязан получить разрешение у главы «Хэвраи Кадиши» - Алтэр Рэбэ. Алтэр Рэбэ был согласен на его переезд только при исполнении трёх условий: 1. Не унижать гениев Открытой Торы (отказывающихся идти по путям Тайной Торы и хасидизма), 2. Не унижать «фрумкайт тиви» (т.е. простую Б-гобоязненность неучей), 3. Заставлять хасидов самих учить Тору и молиться на высоком уровне, а не выполнять это за них. С первыми двумя пунктами р. Шломо согласился, а вот с последним – нет. Но прошла пара лет, и карлинские хасиды сами были рады, что р. Шломо не удалось переехать в Бешенковичи – во время войны с Наполеоном это местечко было неоднократно разграблено обеими воюющими армиями, и в первую очередь пострадало именно еврейское население.

Часто во время упоминания святых слов (маамарим) Великого Магида р. Шломо погружался в глубокую задумчивость – и не видел и не слышал ничего вокруг. Однажды во время своих путешествий р. Шломо разговаривал вместе со своим учеником р. Мордэхаем из Лехович и р. Мордэхаем из Несхижа. При упоминании «двар Тора» Магида р. Шломо задумался – и в этот момент мимо них проходили казаки, служившие тогда в русской действующей армии. Увидев, что «какой-то» еврей никак не реагирует на их появление – стали орать и ругаться. Но р. Шломо продолжал сидеть с открытыми глазами как сидел – и один из казаков вытащил саблю, приставил её к шее цадика – но потом передумал и они ушли. Всё это произошло на глазах его ученика, р. Мотэлэ из Лехович – и его лицо стало белым, как известь (и осталось таким все последующие пятьдесят с лишком лет его жизни). А р. Шломо, очнувшись, даже не знал, что произошло – а когда узнал, то сказал с усмешкой: «Не боюсь я смерти и даже от хромого казака!». Часто он после этого повторял эти слова – и ученикам не была понятна концовка этой фразы (ведь тот казак не был хромым).
Вскоре р. Шломо из-за военных действий пришлось переселиться в Людмир, что на Волыни. Во время субботней молитвы, 16 тамуза 5552 (1792), в синагогу ворвались козаки и стали с грязными ругательствами избивать молящихся. Началась стрельба, и хасиды бросились прикрывать своими телами святого р. Шломо, который стоял в молитве и не замечал ничего происходящего вокруг (это случилось во время Кдуши Мусафа). Пятнадцать хасидов погибло от пуль бандитов в те минуты – но толпа не расступилась. Тогда один из козаков, хромой на одну из своих ног, обошёл здание вокруг и выстрелил в цадика через окно... Несколько дней р. Шломо находился между жизнью и смертью – но не прерывал по мере сил свой обычный порядок жизни. Когда в субботу хасиды сомневались – можно ли ему дать сделать кидуш и обычные субботние блюда – он сказал: «Эх, современные хасиды... чуть что-то случится – и они уже забывают, что есть Творец Мира...». 22 тамуза, в четверг, святая душа р. Шломо из Карлина покинула наш мир. Карлинских хасидов возглавил р. Ашэр Перлов, сын р. Аарона Великого, воспитанный в доме святого р. Шломо из Карлина.

Многие из цадиков того поколения сказали, что святой р. Шломо из Карлина, да отомстит Всевышний за его кровь, был Машиахом бэн Ёсэф. Согласно нашим святым книгам Машиаха бэн Ёсэфа должен убить нееврей по имени «Армилас», а того хромого козака звали Ермолаем...

Элияу аКатан Гэц
getz@narod.ru

ר' שלמה קארלינער איז העכער איין טפח פון וועלט,
און ער קערט די וועלט ווי מיט א מיאטלע! (אדמו"ר הזקן)
Можно быть с Б-гом и можно быть против Б-га – но невозможно быть БЕЗ НЕГО! (Святой р. Лэйви Ицхак из Бердичева)

Вернуться в «Евреи и Тора»




  Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 12 гостей