раби Екутиэл Еуда из Клойзенбурга

Тора, история, заповеди, традиции, праздники

Модератор: Moderator16

getz
Участник со стажем
Сообщения: 1629
Зарегистрирован(а): 07 сен 2006, 21:41
Откуда: Мигдал аЭмэк

раби Екутиэл Еуда из Клойзенбурга

Сообщение getz » 28 июн 2012, 00:42

Цадик раби Екутиэл Еуда из Клойзенбурга
Ёрцайт – 9 тамуза 5754 (1994)

В восточной части Польши тихо течёт река Сан. На ней стоит город Рудник (Rudnik nad Sanem), получивший своё имя благодаря железной руде, которую добывали из его шахт и которая окрашивала воды Сана в красный цвет. В 5556 (1796) году, когда на российский трон взошёл Павел I, за год до того, как Алтэр Рэбэ впервые напечатал Танию, в Рудник приехал молодой хасидский раввин – р. Хаим Албэрштамм. Быть раввином того города ему назначил его учитель, святой р. Нафтали из Ропщиц. Дело было так: хасиды Рудника попросили его прислать раввина – и он, взяв в свои святые руки Хумаш, открыл его на первом попавшемся месте, где было написано (Дварим 30:15-19): «Вот я предлагаю тебе жизнь или смерть... и выбери себе жизнь». Так как «жизнь» на Святом Языке – «хаим», то он сказал своему гениальному ученику р. Хаиму поезжать в предназначенный ему свыше город Рудник. Гаон р. Хаим Албэрштамм служил на раввинском посту 35 лет, до 5590 (1830) года, когда он уехал в ставший благодаря ему известным на весь мир город Цанз. Но уже в 5619 (1859) году на пост раввина Рудника он отправил своего сына – р. Баруха Албэрштамма, который в 5649 (1889) году передал раввинскую эстафету своему сыну – р. Цви Иршу Албэрштамму.
4 швата 5665 (1905) года у раввина Рудника р. Цви Ирша родился сын Екутиэл Еуда, которого он назвал в честь своего деда (отца матери), святого гаона из Сигета р. Екутиэла Еуды («Итав Лэв») Тайтэлбойма (внука «Исмах Мошэ» и деда р. Ёэля из Сатмара). Это имя, кстати, традиционно заменяют в разговорной речи на «Залман-Лэйб» - поэтому к Торе в синагоге его вызывали как «Екутиэля Еуду», а в доме его звали «Залман Лэйб». Очень скоро молодой Екутиэл Еуда стал известен как «Илуй (гений) из Рудника» - уже в свои 13 лет он с блеском сдал экзамен на знание всего Талмуда, и на следующий год получил раввинский диплом («смиха»). В том же году он осиротел – умер его отец, и пост раввина Рудника занял его старший брат р. Нафтали Албэрштамм.
7 адара шэйни 5684 (1924) года р. Екутиэл Еуда женился на рэбэцн Песе (Пэйсл), дочери АДМУРа из Сигета р. Хаима Цви Тайтэлбойма («Ацэй Хаим», старший брат р. Ёэла из Сатмара и отец р. Мошэ из Сатмара), от которой у него родилось одиннадцать детей (пять сыновей и шесть дочерей). Когда ему исполнился 21 год, его пригласили на пост раввина в трансильванский город Клуж (Cluj-Napoca), который тогда только вышел из-под венгерского протектората. Евреи называли его или на венгерский лад – Коложвар (Kolozsvár), или на немецкий – Клойзенбург (Klausenburg). Именно по последнему имени города р. Екутиэля Еуду Албэршамма стали называть «АДМУР из Цанз-Клойзенбурга». Несмотря на молодой возраст, к раввинской должности он относился очень серьёзно – полностью отдал себя задаче воспитания нового хасидского поколения Клойзенбурга. Ночью он спал на синагогальной скамье всего лишь три часа, ел только один раз в день (хлеб он себе позволял только в субботу и праздники) – и вскоре в Клойзенбургской ешиве училось более ста учеников! Слава о его гениальности и умелой раввинской работе достигла и Святой Земли – в 5697 (1937) году его пригласили занять пост даяна в Иерусалимском Бэйт-Дине. Он написал письмо своей матери в Рудник – и она ответила, чтобы он продолжал свою работу в Клойзенбурге, так как он ещё слишком молод для такого ответственного поста.
Но недолго продолжалась его работа в Клойзенбурге – в 1940 году согласно Венскому соглашению Клойзенбург стал частью профашистской Венгрии, и уже в 1941 году евреев стали отправлять в польский лагерь смерти Освенцим, более известный по своему немецкому названию – Аушвиц. Тогда семью р. Екутиэля Еуды удалось спасти и вернуть в Клойзенбургское гетто. Но 19 марта 1944 года проклятый шеф «Гестапо» Адольф Эйхман отдал приказ переправить всех евреев Венгрии в Аушвиц – и Клойзенбургер Ров вместе с другими 5000 венгерскими евреями прибыл в душных грузовых вагонах поезда в Аушвиц. На перроне проклятый «доктор Менгеле» сортировал евреев – кого в рабочую часть лагеря, а кого – в газовые камеры. Святого р. Екутиэля Еуду толкнули в «рабочую» колонну... только потом он узнал, что его жену и 11 детей фашисты отправили на смерть в пятницу недели Насо, 11 сивана 5704 года (2 июня 1944), да отомстит Всевышний за их кровь. Когда советские войска приблизились к Польше, то был отдан приказ уничтожить всех заключённых. Но когда пулемёт был уже установлен, пришла новая директива – отправить всех работоспособных в Дахау. В этот печально известный «Марш Смерти» вышло около 6000 людей – но до Дахау дошло менее 2000... и р. Екутиэл Еуда чудом оказался среди выживших. Из Дахау его переправили в Мулдорфский лес строить подземные ангары для самолётов. Весной 1945 их опять загрузили в вагоны и куда-то повезли. В Пэсах Шэни, пятницу 14 Ияра (27 апреля), поезд остановился в каком-то поле и солдаты вермахта открыли вагоны с криком: «Вы все свободны!». Люди стали прыгать с вагонов и бежать – но р. Екутиэл Еуда сказал: «Что-то здесь не то. Не надо никуда бежать – проведём лучше субботу в брошеном поезде». Несколько евреев послушались уважаемого ими раввина и остались. Уже через пару минут они услышали рёв мотоциклов и стрёкот пулемётов – проклятый вермахт «охотился». А ещё через пару минут раздался гул американских бомбардировщиков... в живых остались только те, кто остался с раввином в вагоне. Через два дня пришли американские солдаты с улыбками, конфетами, шоколадом и настоящей свободой. В первый же Шабат в лагере для беженцев под Мюнхеном, куда их разместили, святой р. Екутиэл Еуда собрал минъян, провёл все молитвы и дал двухчасовой урок по Торе. В Ём Кипур 5706 (1945) года в их лагерь прибыл глава американской армии генерал Эйзенхауэр (будущий 34-ый президент США), чтобы своими глазами увидеть «чудесного рабби», о котором говорили даже солдаты. Но р. Екутиэл Еуда отказался говорить с генералом до конца молитвы: «Я сейчас говорю с Генералом Генералов, Царём Царей – обычный генерал может и подождать». Когда генерал спросил – чем он может помочь раввину – р. Екутиэл Еуда ответил, что им очень нужны... «арба миним» на Сукот!
Весной 5706 (1946) года р. Екутиэл Еуда прибыл в Нью-Йорк (Вильямсбург), где через год женился на рэбэцн Хае Нэхаме, от которой у него родилось два сына и пять дочерей. В 5716 (1955) году они переехали в Святую Землю, где р. Екутиэл Еуда основал в Нетании «Киръят Цанз», открыл «Мифъал аШаС», ешивы, школы, детские дома. В военные годы он дал Всевышнему обещание, что если выживет, то всегда будет спасать евреев – и ради исполнения этого обещания он в 5735 (1975) году отстроил знаменитую больницу «Ланиадо». Осенью 5742 (1981) года святой р. Екутиэл Еуда, поясняя главу «Лэх Лэха», говоря о задаче евреев в этом мире, о смысле их рассеяния среди народов, сказал: «...и где-то в далёкой Индии... сотни миллионов неевреев будут говорить об одном еврее, переживать за него – убили его или он жив?». Все мы помним трагические события 5769 (2008) года в Бомбее (Мумбае)...
В субботу главы Хукат, 9 тамуза 5754 (1994) года, святая душа р. Екутиэля Еуды Албэрштамма оставила наш мир. После себя он оставил более десяти трудов, самыми известными из которых являются многотомный «Шэфа Хаим» и семитомный ШУТ «Диврэй Яцив». Оба его сына продолжают дело отца – старший, р. Цви Элимэлэх, возглавил хасидов отца в Святой Земле (Нетания), а младший, р. Шмуэл Давид, возглавил хасидов отца в Америке (Боро Парк, Бруклин). Среди множества его учеников, которые стали раввинами и главами ешив во многих городах мира, выделяются гаон р. Мэнашэ Кляйн («Мэшанэ Алахот») и гаон р. Элияу Шмуэл Шмэрлер («Диврэй Элияу»). Подпись последнего, кстати, стоит под раввинским постановлением (псак-дин) о том, что наш Рэбэ является потенциальным Машиахом.

Элияу аКатан Гэц
getz@narod.ru

ווייל דאס איז די גאנצע תכלית פין די גאולה
אויף די גאנצע וועלט זאל וויסען פון אידען
Можно быть с Б-гом и можно быть против Б-га – но невозможно быть БЕЗ НЕГО! (Святой р. Лэйви Ицхак из Бердичева)

getz
Участник со стажем
Сообщения: 1629
Зарегистрирован(а): 07 сен 2006, 21:41
Откуда: Мигдал аЭмэк

Re: раби Екутиэл Еуда из Клойзенбурга

Сообщение getz » 28 июн 2012, 00:45

kloizenburger
Вложения
Admor_sitting_with_bekashe.jpg
Admor_sitting_with_bekashe.jpg (22.68 КБ) 2518 просмотров
Можно быть с Б-гом и можно быть против Б-га – но невозможно быть БЕЗ НЕГО! (Святой р. Лэйви Ицхак из Бердичева)

getz
Участник со стажем
Сообщения: 1629
Зарегистрирован(а): 07 сен 2006, 21:41
Откуда: Мигдал аЭмэк

Re: раби Екутиэл Еуда из Клойзенбурга

Сообщение getz » 28 июн 2012, 00:45

kloizenburger
Вложения
tachkir30c.jpg
tachkir30c.jpg (49.26 КБ) 2518 просмотров
Можно быть с Б-гом и можно быть против Б-га – но невозможно быть БЕЗ НЕГО! (Святой р. Лэйви Ицхак из Бердичева)

getz
Участник со стажем
Сообщения: 1629
Зарегистрирован(а): 07 сен 2006, 21:41
Откуда: Мигдал аЭмэк

Re: раби Екутиэл Еуда из Клойзенбурга

Сообщение getz » 28 июн 2012, 00:47

раби Екутиэл Еуда из Клойзенбурга
Вложения
AdmorYekutielYehudaTzanzNatanya.jpg
AdmorYekutielYehudaTzanzNatanya.jpg (22.05 КБ) 2518 просмотров
Можно быть с Б-гом и можно быть против Б-га – но невозможно быть БЕЗ НЕГО! (Святой р. Лэйви Ицхак из Бердичева)


Вернуться в «Евреи и Тора»




  Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 19 гостей