Заметим, что Устная Тора ограничивает этот закон:...Тот, кто возвращал беглого раба, получал вознаграждение от государства. Тот, кто помогал рабу бежать, приговаривался к смертной казни. Заметим, что этот закон находится в резком противоречии с заповедью Торы: "Не выдавай раба господину его, когда он спасается у тебя от господина своего" (Дварим, 23:16).
- рабом, бежавшим от хозяина-язычника
- рабом, бежавшим в страну Израиля из-за границы
Т. е. хозяину-еврею(кроме случая, если он живет вне Страны Израиля, а раб бежал в нее) рабов возвращать надо(или по крайней мере можно было )
А у древних евреев эти хорошие законы были?...Если раб женился на свободной женщине, дети от этого брака считались свободными. Если свободный женился на рабыне, дети от этого брака считались свободными даже в том случае, когда рабыня была его второй женой. Рабыня становилась свободной со смертью ее господина.
А талмуд(не знаю, как еврейские законы эпох судей и Первого Храма) запрещает женщинам свидетельствовать по уголовным и некоторым др. делам.Будучи замужем, женщина могла выступать в качестве свидетеля...
А у древних евреев?...и вести торговые дела под своим собственным именем и обладать собственностью, на которую не могли претендовать кредиторы ее мужа.
В Хумаше - тоже, хотя и за гораздо меньщее число проступков. "Око з аоко, зуб з азуб; как то, что сделал он, так да будет сделано ему..." "Если женщина, разнимая дерущихся мужчин, схватит чужого мужика за гениталии, отрубите ей руку..." Фарисеи заменили эти жестокости денежным штрафом. Но нет никаких доказательств, что эти законы никогда не понимались и не применялись в прямом смыслеВ Кодексе Хаммурапи почти не уделяется внимания ценности человеческой жизни. В нем мы встретим такие наказания, как выкалывание глаз, прокалывание ушей, вырывание языка, отрубание рук.
Не следует забывать, что даже Кодекс Моше требовал казнить за многие вещи, за которые не казнят сейчас(см. ниже.)Кодекс говорит о 34 видах преступлений, за совершение которых полагается смертная казнь. К ним относятся все виды воровства, включая получение или покупку имущества хозяина у раба. Когда мы читаем весь этот ужасный перечень жестоких форм смертной казни, не следует забывать, что в европейских странах еще в новейшее время применялись подобные законы.
В юдофильном романе Говарда Фаста "Мои прославленные братья" упоминается, что у евреев маккавейской эпохи(а раньше?) беглому рабу таки могли отрубить ухо и даже руку.Вавилонский кодекс содержит инструкции, как следует поступить с рабом, который хочет освободиться, и определяет, что такому рабу следует отрезать ухо.
Автор "забыл", что согласно Устной Торе, неевреи ОБЯЗАНЫ казнить своих воров, даже укравших по мелочи. Т. е. на взгляд Талмуда закон Хаммурапи, разрешающий вору отделаться штрафом, даже слишком гуманенДля народа Израиля смертная казнь ни в коем случае не может быть применена там, где речь идет об имущественных отношениях. Кража никогда не наказывается смертной казнью
При этом главный вид казни в Хумаше - весьма мучительное побиение камнямиПравило "мера за меру" приобрело характер алгоритма поиска наказания, эквивалентного преступлению, при том что требование свести жестокость и унижение к минимуму присутствует всегда.
А казнь 12-летней девочки за то что ее кто-то успел совратить до брака?!
В вавилонском кодексе отсутствует понятие святости человека, в нем нет упоминания о том, что следует помогать бедным и нуждающимся. Без последнего из упомянутых положений невозможно представить себе законы Торы.
Да и там много гуманных правил сочетаются с жестокими и несправедливыми. Что опровергает мнение "весь кодекс Моше дан Богом"Слова, которые произнес Генри Джордж более полувека тому назад, остаются справедливы и для нашего времени: "Еврейское общество базировалось на отдельных людях, заботясь о правах индивидуума. Идеалом представляется такое состояние, когда каждый человек сидит под своей собственной виноградной лозой или инжирным деревом, никто не притесняет его и никто ему не угрожает. Он не должен непрерывно трудиться. Раб-нееврей обладает определенными правами, и даже на животное распространяется закон о субботнем отдыхе. Основная цель кодекса Моше - это не защита собственности, а защита человечности.
Мюллер отождествляет Вавилонию со всем остальным человечеством Во многих других языческих обществах хозяин такого вредного животного отделывался денежным или имущественным штрафом; или наказывался строже, но только он.Проф. Давид Мюллер, который провел одно из самых блестящих научных исследований Кодекса (Дие Гесетзе Хаммурабис унд ихр Жерхаелтнисс зур мосаисцхен Гесетзгебунг, Вена, 1903), отмечает, что до того, как человечество познакомилось с принципами законов Торы, хозяина быка, забодавшего человека, или (в случае, если бык забодал чьего-то сына или дочь) сына или дочь хозяина быка убивали.
Закон Хаммурапи(или его более ранние источники) легко мог стать источником таких "гуманных" законов Хумаша, как:"Да не будут умерщвлены отцы за детей и дети да не будут умерщвлены за отцов - каждый смерти будет предан за свой грех" (Дварим, 24:16). Таким образом, научный анализ, выявляющий столь принципиальные различия между Кодексом Хаммурапи и законами, записанными Моше, опровергает все теории о том, что Кодекс Хаммурапи был источником для юридической системы Торы.
- казнь за неподчинение религиозным и светским властям, религиозные и сексуальные нарушения;
- рекомендация выдать изнасилованную девицу за насильника; и его возможность отделаться за столь тяжкое преступление штрафом и женитьбой
- безнаказанность рабовладельца, забившего раба насмерть(см. ниже) ; аналогично отец-сын и учитель-ученик(это отсутствует в Танахе, зато есть в более позднем и, в общем, более гуманном Талмуде!)
А также источником более нейтральных законов: казнь за изнасилование чужой жены или невесты; казнь за убийства; законы о наследстве; компенсации материального ущерба; компенсации за клевету и незаслуженные оскорбления и др
Не знаю, как во времена Танаха, но Талмуд говорит, что еврей, убивший гер-тошава, не наказывается смертью и, скорее всего, не наказывается земным судом вообще ("...суд передан Небесам")по воле Всевышнего они были исправлены так, что превратились для Израиля в законы любви к геру...
"...Если хозяин забьет раба насмерть, но тот умрет не сразу, не наказывайте хозяина, потому что это его деньги..." Такое "уважение"!уважения к рабу...
И еще. Даже библейские критики полагают, что многие жестокие законы Кодекса Моше еще доталмудическую эпоху могли не выполняться или выполняться редко. Например, в Притчах Шломо(правда, неизвестно когда завершенных) прелюбодею грозят не казнью, а всего-навсего побоями от обманутого мужа. А кодекс Хаммурапи выполнялся доконально или зачастую со снисходительностью?