Параллели между законами Хумаша и Хаммурапи; критический ра

Тора, история, заповеди, традиции, праздники

Модератор: Moderator16

Vopros
Участник со стажем
Сообщения: 1655
Зарегистрирован(а): 13 окт 2004, 16:42

Параллели между законами Хумаша и Хаммурапи; критический ра

Сообщение Vopros » 23 апр 2012, 14:30

Разбор здесь http://www.machanaim.org/tanach/_snch-ow/csob_d_5.htm доказывает, что эти два кодекса радикально отличались. Но, имхо, не все в этом разборе верно:

...Тот, кто возвращал беглого раба, получал вознаграждение от государства. Тот, кто помогал рабу бежать, приговаривался к смертной казни. Заметим, что этот закон находится в резком противоречии с заповедью Торы: "Не выдавай раба господину его, когда он спасается у тебя от господина своего" (Дварим, 23:16).
Заметим, что Устная Тора ограничивает этот закон:
- рабом, бежавшим от хозяина-язычника
- рабом, бежавшим в страну Израиля из-за границы
Т. е. хозяину-еврею(кроме случая, если он живет вне Страны Израиля, а раб бежал в нее) рабов возвращать надо(или по крайней мере можно было :27: )


...Если раб женился на свободной женщине, дети от этого брака считались свободными. Если свободный женился на рабыне, дети от этого брака считались свободными даже в том случае, когда рабыня была его второй женой. Рабыня становилась свободной со смертью ее господина.
А у древних евреев эти хорошие законы были?


Будучи замужем, женщина могла выступать в качестве свидетеля...
А талмуд(не знаю, как еврейские законы эпох судей и Первого Храма) запрещает женщинам свидетельствовать по уголовным и некоторым др. делам.


...и вести торговые дела под своим собственным именем и обладать собственностью, на которую не могли претендовать кредиторы ее мужа.
А у древних евреев?


В Кодексе Хаммурапи почти не уделяется внимания ценности человеческой жизни. В нем мы встретим такие наказания, как выкалывание глаз, прокалывание ушей, вырывание языка, отрубание рук.
В Хумаше - тоже, хотя и за гораздо меньщее число проступков. "Око з аоко, зуб з азуб; как то, что сделал он, так да будет сделано ему..." "Если женщина, разнимая дерущихся мужчин, схватит чужого мужика за гениталии, отрубите ей руку..." Фарисеи заменили эти жестокости денежным штрафом. Но нет никаких доказательств, что эти законы никогда не понимались и не применялись в прямом смысле :13:


Кодекс говорит о 34 видах преступлений, за совершение которых полагается смертная казнь. К ним относятся все виды воровства, включая получение или покупку имущества хозяина у раба. Когда мы читаем весь этот ужасный перечень жестоких форм смертной казни, не следует забывать, что в европейских странах еще в новейшее время применялись подобные законы.
Не следует забывать, что даже Кодекс Моше требовал казнить за многие вещи, за которые не казнят сейчас(см. ниже.) :(


Вавилонский кодекс содержит инструкции, как следует поступить с рабом, который хочет освободиться, и определяет, что такому рабу следует отрезать ухо.
В юдофильном романе Говарда Фаста "Мои прославленные братья" упоминается, что у евреев маккавейской эпохи(а раньше?) беглому рабу таки могли отрубить ухо и даже руку.


Для народа Израиля смертная казнь ни в коем случае не может быть применена там, где речь идет об имущественных отношениях. Кража никогда не наказывается смертной казнью
Автор "забыл", что согласно Устной Торе, неевреи ОБЯЗАНЫ казнить своих воров, даже укравших по мелочи. Т. е. на взгляд Талмуда закон Хаммурапи, разрешающий вору отделаться штрафом, даже слишком гуманен :sm1:

Правило "мера за меру" приобрело характер алгоритма поиска наказания, эквивалентного преступлению, при том что требование свести жестокость и унижение к минимуму присутствует всегда.
При этом главный вид казни в Хумаше - весьма мучительное побиение камнями :(
А казнь 12-летней девочки за то что ее кто-то успел совратить до брака?!



В вавилонском кодексе отсутствует понятие святости человека, в нем нет упоминания о том, что следует помогать бедным и нуждающимся. Без последнего из упомянутых положений невозможно представить себе законы Торы.
"Не жалуйтесь, что ваша шляпа - не ваза для цветов" Кодекс Хаммурапи - чисто юридический, мораль вавилонян в нем не описывается. Она тоже совсем не требовала помогать беднякам?

Слова, которые произнес Генри Джордж более полувека тому назад, остаются справедливы и для нашего времени: "Еврейское общество базировалось на отдельных людях, заботясь о правах индивидуума. Идеалом представляется такое состояние, когда каждый человек сидит под своей собственной виноградной лозой или инжирным деревом, никто не притесняет его и никто ему не угрожает. Он не должен непрерывно трудиться. Раб-нееврей обладает определенными правами, и даже на животное распространяется закон о субботнем отдыхе. Основная цель кодекса Моше - это не защита собственности, а защита человечности.
Да и там много гуманных правил сочетаются с жестокими и несправедливыми. Что опровергает мнение "весь кодекс Моше дан Богом" :13:

Проф. Давид Мюллер, который провел одно из самых блестящих научных исследований Кодекса (Дие Гесетзе Хаммурабис унд ихр Жерхаелтнисс зур мосаисцхен Гесетзгебунг, Вена, 1903), отмечает, что до того, как человечество познакомилось с принципами законов Торы, хозяина быка, забодавшего человека, или (в случае, если бык забодал чьего-то сына или дочь) сына или дочь хозяина быка убивали.
Мюллер отождествляет Вавилонию со всем остальным человечеством :) Во многих других языческих обществах хозяин такого вредного животного отделывался денежным или имущественным штрафом; или наказывался строже, но только он.

"Да не будут умерщвлены отцы за детей и дети да не будут умерщвлены за отцов - каждый смерти будет предан за свой грех" (Дварим, 24:16). Таким образом, научный анализ, выявляющий столь принципиальные различия между Кодексом Хаммурапи и законами, записанными Моше, опровергает все теории о том, что Кодекс Хаммурапи был источником для юридической системы Торы.
Закон Хаммурапи(или его более ранние источники) легко мог стать источником таких "гуманных" законов Хумаша, как:
- казнь за неподчинение религиозным и светским властям, религиозные и сексуальные нарушения;
- рекомендация выдать изнасилованную девицу за насильника; и его возможность отделаться за столь тяжкое преступление штрафом и женитьбой
- безнаказанность рабовладельца, забившего раба насмерть(см. ниже) ; аналогично отец-сын и учитель-ученик(это отсутствует в Танахе, зато есть в более позднем и, в общем, более гуманном Талмуде!)
А также источником более нейтральных законов: казнь за изнасилование чужой жены или невесты; казнь за убийства; законы о наследстве; компенсации материального ущерба; компенсации за клевету и незаслуженные оскорбления и др ;)


по воле Всевышнего они были исправлены так, что превратились для Израиля в законы любви к геру...
Не знаю, как во времена Танаха, но Талмуд говорит, что еврей, убивший гер-тошава, не наказывается смертью и, скорее всего, не наказывается земным судом вообще ("...суд передан Небесам") :em5:

уважения к рабу...
"...Если хозяин забьет раба насмерть, но тот умрет не сразу, не наказывайте хозяина, потому что это его деньги..." Такое "уважение"!

И еще. Даже библейские критики полагают, что многие жестокие законы Кодекса Моше еще доталмудическую эпоху могли не выполняться или выполняться редко. Например, в Притчах Шломо(правда, неизвестно когда завершенных) прелюбодею грозят не казнью, а всего-навсего побоями от обманутого мужа. А кодекс Хаммурапи выполнялся доконально или зачастую со снисходительностью? :39: ;)

WhiteSmoke
Ветеран мега-форума
Сообщения: 2101
Зарегистрирован(а): 31 июл 2009, 18:01
Контактная информация:

Re: Параллели между законами Хумаша и Хаммурапи; критический

Сообщение WhiteSmoke » 25 апр 2012, 03:54

Vopros,
Что Вас смущает?

"Раздел Б Перечень запрещенных браков

Эти законы соблюдаются до сегодняшнего дня.
Мужчине запрещено вступать в брак:
(а) со своей матерью, бабушкой и ее матерью; с матерью своего деда, с мачехой, с женой деда со стороны отца и его предков; с женой деда со стороны матери;
(б) со своей дочерью, внучкой, правнучкой и ее потомками; с невесткой; с женой своего внука (сына своего сына) и с потомками; с женой сына своей дочери;
(в) с матерью своей жены или с ее бабушкой; с матерью своего отчима и прочими его предками;
(г) с дочерью своей жены или ее внучкой и потомками;
(д) со своей сестрой, с сестрой с любой из сторон (со стороны отца или со стороны матери), с женой брата (с разведенной или овдовевшей), а также брата с одной из сторон (исключения см. Дварим, 25:5,9); с сестрой или сестрой с одной из сторон своей разведенной жены при ее жизни;
(е) со своей теткой и женой дяди (разведенной или овдовевшей), независимо от того, является ли дядя братом или братом с одной из сторон его отца или матери;
(ж) с замужней женщиной и с женой, с которой он развелся, если она вышла замуж и развелась;
(з) с нееврейкой; с женщиной, чей муж умер, не оставив детей (до процедуры халица); коhен не может вступать в брак с разведенной женщиной, с вдовой, прошедшей обряд халица, а также с женщиной, принявшей гиюр. Мужчина может вступать в брак: (а) со сводной сестрой, с женой отчима (разведенной или овдовевшей), со своей племянницей, с невесткой брата или сестры (относится как к брату со стороны матери, так и со стороны отца); (б) с двоюродной сестрой, с женой приемного сына (разведенной или овдовевшей), с сестрой жены (в случае смерти жены);
Женщине запрещено вступать в брак:
(а) со своим отцом, дедом и прочими предками; со своим отчимом, с мужем бабушки и ее предками;
(б) со своим сыном, внуком, правнуком; с зятем, с мужем своей внучки и потомками;
(в) с отцом мужа или дедом, с отцом ее свекра и предками, а также с отцом ее свекрови;
(г) с сыном или внуком ее мужа и потомками;
(д) со своим братом со стороны матери или отца, с мужем своей сестры или сестры с одной из сторон, пока жива ее сестра, а также с братьями ее мужа и ее племянником;
(е) с женатым человеком, с мужем, с которым она развелась после развода со вторым мужем или в случае его смерти;
(ж) с неевреем.
Женщина может вступать в брак:
(а) со своим сводным братом, с мужем мачехи;
(б) со своим двоюродным братом и с мужем умершей сестры, независимо от того, является она сестрой одной из сторон или сестрой как со стороны отца, так и со стороны матери;
(в) со своим дядей."

http://www.machanaim.org/tanach/_snch-ow/csoc_d_2.htm
"Ничто в мире не верно само по себе, но все — смотря по обстоятельствам"
- (с) Николо Макиавелли

WhiteSmoke
Ветеран мега-форума
Сообщения: 2101
Зарегистрирован(а): 31 июл 2009, 18:01
Контактная информация:

Re: Параллели между законами Хумаша и Хаммурапи; критический

Сообщение WhiteSmoke » 25 апр 2012, 04:04

" Золотое правило иудаизма. Большинство людей либо не знают, либо не отдают себе отчет в том, что правило, выразившее максимальное требование к моральному уровню человека, врезавшееся в умы правителей и их подданных и положившее конец варварству и рабству, пришло к народам мира из иудаизма. Человек, которого принято считать одним из величайших мыслителей, - Джон Стюарт Милль - выразил удивление, когда узнал, что этот принцип записан в Торе. Задолго до возникновения христианства еврейские мыслители и философы рассматривали это правило как главное требование закона Торы, указывая, что оно лежит в основе всех заповедей, регулирующих отношения между людьми, а также в основе заповедей, определяющих обязанности человека по отношению ко Всевышнему. Об этом стихе из книги Ваикра говорили как об основе морали, непосредственно цитируя его, ссылаясь на него или перефразируя, использовали для объяснения того, как должны строиться отношения между людьми в той или иной ситуации. Так, например, Бен Сира говорит: "Уважай своего соседа, как самого себя". В трактате Авот говорится: "Не делай своему товарищу того, что ненавистно тебе". Похожие высказывания можно встретить в трудах Филона Александрийского и Иосифа Флавия. Мудрецы Торы, передававшие традицию из поколения в поколение, также утверждали, что отношение к ближнему, как к самому себе, является квинтэссенцией Учения. Известен случай, когда нееврей пришел к hилелю (главе Санhедрина в период, непосредственно предшествоваший разрушению Второго Храма) с тем, чтобы принять гиюр и присоединиться к еврейскому народу. С одной стороны, он искренне желал быть евреем, а с другой, опасался, что никогда не сможет постичь все законы Торы, а значит, никогда не сможет исполнять их как полагается. Этот нееврей обратился к hилелю с просьбой, чтобы великий учитель изложил ему все законы Торы за то время, в течение которого будущий гер сможет стоять на одной ноге. hилель, известный своим терпением, не счел эту просьбу дерзкой и неуважительной и дал исчерпывающий ответ: "Не делай ближнему своему того, что не желаешь, чтобы делали тебе. Это вся Тора, все остальное является комментарием к ней". Таргум Йонатан (перевод Торы на арамейский язык, выполненный Йонатаном бен Узиэлем) приводит развернутое пояснение к этому стиху из книги Ваикра, которое как по смыслу, так и по формулировке очень похоже на высказывание hилеля. Мудрецы считали, что основной причиной потери еврейским народом независимости, поражения в Великом восстании против Рима, разрушения Храма и всех страданий, выпавших на долю народа, является беспричинная ненависть в среде сынов Израиля. Раби Акива, самый выдающийся мудрец, руководитель поколения, которое выросло после разрушения Храма, сказал: "Люби ближнего своего, как самого себя, - это самое общее правило Торы". В трактате Авот (3:14) раби Акива, развивая эту мысль в качестве доказательства того, что любовь к человеку - основополагающий принцип, ссылается на первый стих девятой главы книги Брейшит: "По образу Бога создал Он человека" - "Любим [Всевышним] человек, потому что создан он по образу [Бога]. Особая любовь оказана ему тем, что создан он по образу [Бога]". Таким образом, раби Акива объясняет, что любовь к человеку - действительно самое общее правило в Торе, так как она не только лежит в основе всех заповедей, определяющих взаимоотношения между людьми, но без ее исполнения невозможно исполнение заповеди любви ко Всевышнему и всех остальных заповедей, определяющих обязанности человека по отношению к Творцу. Бен Азай, современник и последователь раби Акивы, говорит, что всегда следует помнить слова великого учителя всех поколений, придавшего практический смысл стиху Торы "По образу Бога создал Он человека", и не позволять себе унижать и оскорблять своего ближнего: "Не оскорбляй никого из людей".
Заповедь, записанная в стихе 19:18 книги Ваикра, относится ко всем сынам Израиля и не допускает никакой классовой вражды. Пророки упрекали богатых за угнетение бедных. Эзра призвал простить все долги и отпустить продавших себя в рабство по бедности. Учение о том, что любовь к ближнему является ключевой заповедью, не забылось с прекращением пророчества. Мудрецы Торы и праведники, жившие в средние века, также ставили эту заповедь во главу угла. Раби Йе hехасиду принадлежит следующее высказывание: В день Последнего Суда [день окончания истории в ее обычном понимании и исправления недостатков всего мира] Всевышний, да будет благословенно имя Его, призовет на суд всех неевреев и спросит с них за нарушение заповеди "Люби ближнего своего, как самого себя". Все народы мира нарушали эту заповедь и жестоко обращались друг с другом.
Искажения заповеди, приведенной в книге Ваикра, 19:18. Хотя основатель христианства цитировал этот стих из книги Ваикра, но как только секта ранних христиан поставила себя вне иудаизма, отказавшись от традиции, она тут же утратила возможность соблюдать любые заповеди, в том числе и основу основ Торы - заповедь любви к ближнему. Для того, чтобы закон не остался голой теорией или не исказился при попытке воплотить его в жизнь, нужна широкая среда, обладающая определенной культурой. Оторвавшись от еврейской среды, христиане утратили способность воплощать этот закон Торы в жизнь. Орден иезуитов, опираясь на понятия Торы, извращенные в христианской среде до неузнаваемости, придал принципу любви к ближнему такой смысл, что выводы, сделанные на его основе, и их применение на практике привели к такой жестокости, к какой не могло привести ни одно толкование понятия "ненависть". Иезуиты подвергали пыткам людей, по их мнению, преступивших закон, с целью "спасти" их души страданиями и обеспечить им "удел в будущем мире". Следует отметить, что само по себе толкование принципа любви основоположником христианства не имеет ничего общего с бережно хранимой еврейской традицией и противоречит тем основам, на которых базируется этот основополагающий закон Торы. Тора не позволяет никому терпеть оскорбление и издевательства, если он имеет возможность защитить себя, так же как не дает разрешения человеку наносить самому себе раны или порочить собственное имя, распуская о себе дурные слухи. Это требование хранить собственное достоинство становится самоочевидным, если вспомнить, что любовь к человеку базируется на том, что он сотворен по образу Всевышнего. Поэтому для Торы неприемлемо, а для всех, кто хранит традицию, отвратительно предложение подставить вторую щеку, если тебя уже ударили по одной. Поскольку любовь к человеку проистекает из того, что он создан по образу Всевышнего, то понятие "ближний твой" относится только к тому, кто бережет этот облик и не позорит его.
"Ближний твой" относится и к тем, кто принял гиюр, присоединился к еврейскому народу, верит в единого Бога и соблюдает законы Торы. Тора, учитывая психологию человека, выделяет любовь к геру как отдельный закон и несколько раз возвращается к нему. В книге Ваикра, в той же 19-й главе, говорится: "И когда будет жить у тебя пришелец в стране вашей, не притесняй его. житель страны среди вас пусть будет у вас пришелец, проживающий среди вас; люби его, как самого себя, ибо пришельцами были вы в Стране Египетской" (Ваикра, 19:33,34). С другой стороны, еврей, сознательно нарушающий важнейшие законы Торы, запреты, связанные с идолопоклонством, нарушающий субботу и не соблюдающий требования законов для праздничных дней (например, таких как отказ от еды квасного в Песах и соблюдение поста в Йом-Кипур), пренебергает образом Всевышнего, по которому он создан, и недостоин любви, особенно если он толкает других к нарушению законов. Тора не предлагает любить идолопоклонника или того, кто умышленно оскверняет имя Всевышнего. Вопрос о том, кто достоин любви, решается не на основе родственных отношений. Определяется это тем, хранит ли человек тот образ, по которому он создан, или отказывается от него.
В целом принцип "Люби ближнего своего, как самого себя" остался непонятым христианской средой. Он подвергся ряду изменений, которые сделали его неузнаваемым и имеющим мало общего с еврейской традицией."

http://www.machanaim.org/tanach/_snch-ow/csoc_d_4.htm :appl:
"Ничто в мире не верно само по себе, но все — смотря по обстоятельствам"
- (с) Николо Макиавелли

Аватара пользователя
Efi
Ветеран мега-форума
Сообщения: 74925
Зарегистрирован(а): 20 июл 2003, 02:49
Откуда: Ариэль

Re: Параллели между законами Хумаша и Хаммурапи; критический

Сообщение Efi » 25 апр 2012, 04:05

Vopros,
А у древних евреев?

У моей прабабки, древней еврейки 1861 года рождения, был в Одессе собственный магазин обуви, и поставки из Парижа. Так что всё нормально (а она была женщина вдовая, с 5-ю детьми)

Vopros
Участник со стажем
Сообщения: 1655
Зарегистрирован(а): 13 окт 2004, 16:42

Re: Параллели между законами Хумаша и Хаммурапи; критический

Сообщение Vopros » 06 май 2012, 15:39

WhiteSmoke писал(а):Vopros,
Что Вас смущает?
"Раздел Б Перечень запрещенных браков...
http://www.machanaim.org/tanach/_snch-ow/csoc_d_2.htm
Сейчас меня смутило, что вы проигнорили весь разбор, а дали цитату на другую тему ;)

Женщина может вступать в брак:
(а) со своим сводным братом, с мужем мачехи;..
(в) со своим дядей."
Это даже христианство запрещает ;)

Vopros
Участник со стажем
Сообщения: 1655
Зарегистрирован(а): 13 окт 2004, 16:42

Re: Параллели между законами Хумаша и Хаммурапи; критический

Сообщение Vopros » 06 май 2012, 15:54

Whitesmoke.
Тора не позволяет никому терпеть оскорбление и издевательства, если он имеет возможность защитить себя, так же как не дает разрешения человеку наносить самому себе раны или порочить собственное имя, распуская о себе дурные слухи
. А не отрицать распространяемую о себе клевету, как в 53-ей главе Йешайягу?


Это требование хранить собственное достоинство становится самоочевидным, если вспомнить, что любовь к человеку базируется на том, что он сотворен по образу Всевышнего.
К сожалению, евреи не очень-то это соблюдали, тупо терпя притеснения и масосвые убийстав в галуте :(


Поэтому для Торы неприемлемо, а для всех, кто хранит традицию, отвратительно предложение подставить вторую щеку, если тебя уже ударили по одной.
А вы, приводили это(из "Эйхи") как рекомендацию Торы!

WhiteSmoke
Ветеран мега-форума
Сообщения: 2101
Зарегистрирован(а): 31 июл 2009, 18:01
Контактная информация:

Re: Параллели между законами Хумаша и Хаммурапи; критический

Сообщение WhiteSmoke » 06 май 2012, 19:57

Vopros писал(а):Это даже христианство запрещает

Еще христианство запрещает (до 19 века примерно) руки мыть, и чо? :27:

Античный мир возвел гигиенические процедуры в одно из главных удовольствий, достаточно вспомнить знаменитые римские термы. До победы христианства только в одном Риме действовало более тысячи бань. То, что христиане первым делом, придя к власти, закрыли все бани, общеизвестно, но объяснения этому действу я нигде не видел. Тем не менее причина, вполне возможно, лежит на поверхности. Христиан всегда раздражали ритуальные омовения конкурирующих религий - иудаизма и, позже, ислама. Еще Апостольскими Правилами христианам запрещалось мыться в одной бане с евреем. А где взять баню без еврея? Вот придешь в баню - и смотри в оба, кто там еврей. А вдруг не узнаешь и во грех войдешь? Это потом нацисты головы и носы будут сравнивать, а тогда еврея и по носу то не отличишь от римлянина - те тоже носатые. А ходить и члены рассматривать - так и нарваться можно. Проблема, однако. Чтобы не впасть в грех, бани и разрушили. Нет бани - нет проблем! К тому же мерзкие язычники обвиняли христиан (сейчас и не подумаешь) в разврате, так как первые христиане ходили в бани с бабами. Архетипичный, кстати, путь развития тоталитаризма - первые большевики тоже будут вооружаться принципом общих бань и лозунгом «долой стыд», а потом будет «секса у нас нет». Они не придумали ничего нового, это был уже пройденный христианами путь.

Для тех, кто Апостольские Правила подзабыл, правилами Трулльского («Пятошестого», 691 - 692 г.) Вселенского Собора бывшее 11-ое правило было подтверждено: запрещено пользоваться услугами врачей-иудеев и, опять же, мыться с евреями в одной бане. Заодно, как пережитки язычества, запрещались, гадания, карнавалы ряженых, и даже ученые медведи. Позже фраза «обвиняемый был замечен принимающим баню» стала обычной в отчетах инквизиции, как несомненное доказательство ереси.

Формально и сегодня любой православный может быть отлучен от Церкви за совместный поход в баню с евреем. По признанию сотрудника отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата священника Всеволода Чаплина, «церковь испытывает большие затруднения в связи с тем, что наше каноническое право сегодня не всегда можно применять буквально. Иначе всех нужно отлучить от Церкви. Если православный ходит в баню, то он должен следить за тем, нет ли рядом еврея. Ведь по каноническим правилам православному нельзя мыться в бане с евреем»
...

Изобретение туалета уходит корнями в глубь веков, и уже сложно сказать, где этот признак цивилизации появился впервые. По одной из версий, первый туалет был построен на острове Крит задолго до начала нашей эры. «Продвинутые» жители Крита уже тогда делали внутренние туалеты со смывом. Выглядели они, как каменные стульчаки, к которым при помощи сложной системы труб подводилась вода. 3800 лет назад их придумала царица Крита, присевшая облегчиться возле ручья и увидевшая, как все, что она извергла, было смыто течением. Прообраз туалета, предназначенного для практического применения, появился приблизительно 3000 лет до н.э. в Месопотамии. Канализация уже существовала в Древнем Египте: археологи обнаружили там сточные каналы, которым свыше 2500 лет, а стульчак из известняка, найденный близ Тель-эл-Амарны, датируется ориентировочно 1350 г. до н. э. Такой же древний туалет относится к цивилизации Мохенджо-Даро (2500 лет до н.э. на территории нынешнего Пакистана). Это кирпичное сооружение со стульчаком, связанное с подземной сточной системой. Более продвинутые системы подземного отвода дождевых и бытовых стоков существовали в Вавилоне, Карфагене, Иерусалиме. Как отхожее место клозет впервые повсеместно встречается в V в. до н.э. в Афинах, где воду и нечистоты с площадей отводили при помощи специального канала глубиной и шириной 1 метр. В Китае, в захоронении императора западной династии Хан (206 год до н.э. – 24 год.н.э.), следопыты нашли каменное сидение с подлокотниками и сливной бачок, наполнявшийся проточной (водопроводной!) водой.

Однако самая известная из клоак - Cloaca maxima - была проведена в Риме. Построенная в VII—VI веках до нашей эры, она имела она около пяти метров в ширину и оставалась самой совершенной системой еще многие века после того. История канализации хранит сведения о роскошных уборных (фриках), которые в Древнем Риме служили местом встреч и бесед под журчание сливных ручьев. Развитию сортиров не помешал даже налог на латрины (общественные туалеты), введенный в I-ом веке римским императором Веспасиану. Этот туалетный налог обогатил мировой лексикон выражением «деньги не пахнут» (Pecunia non olet). Что касается территории современного Евросоюза, то единственное упоминание о сортире - в саге о Торстейне Морозе, а это - Исландия века как максимум XI -го. Исландия, как известно, и сегодня - страна языческая, христианство там не прижилось.

С приходом христианства будущие поколения европейцев забыли о туалетах со смывом на полторы тысячи лет, повернувшись лицом к ночным вазам. Роль забытой канализации выполняли канавки на улицах, где струились зловонные ручьи помоев. Забывшие об античных благах цивилизации люди справляли теперь нужду где придется. Например, на парадной лестнице дворца или замка. Французский королевский двор периодически переезжал из замка в замок из-за того, что в старом буквально нечем было дышать. Ночные горшки стояли под кроватями дни и ночи напролет. К мытью тела тогдашний люд относился подозрительно: нагота – грех, да и холодно - простудиться можно. Горячая же ванна нереальна - дровишки стоили уж очень дорого, основному потребителю - Святой Инквизиции - и то с трудом хватало, иногда любимое сожжение приходилось заменять четвертованием, а позже - колесованием.

С вонью и антисанитарией Средневековья пытались бороться деятели эпохи Возрождения. Вот формула одного из изобретений Леонардо да Винчи: «Сиденью нужника так поворачиваться, как окошечку монахов, и возвращаться в свое первое положение противовесом. Крышка над ним должна быть полна отверстий, чтобы воздух мог выходить». Но теоретические разработки Да Винчи на практике оказались никому не нужны. Народ продолжал испражнятся где придется, а королевский двор - в коридорах Лувра. Впрочем, ограничиваться коридорами уже не приходилось - в моду вошло отправление нужд прямо на балу. Позже для спасения от вони будет найден другой, альтернативный предложениям Да Винчи, выход: люди начнут пользоваться духами.

Верх сортирного комфорта в те времена выглядел примерно так, как показано в фильме «Черный Рыцарь» - дыра с лежащим рядом пучком соломы... Взгляните на старинные гравюры: небольшие пристройки на внешних стенах замков и домов - это вовсе не сторожевые башенки для стрелков, а сортиры с отверстиями системы «очко», только испражнения стекали не в отстойники или в выгребные ямы, а падали на зазевавшегося под стенами замка крестьянина. Подобные «ласточкины гнезда» можно увидеть в орденских замках в Прибалтике. В Шато-Гайаре все было устроено примерно так же и рутьеры (бандиты-наемники) взяли Шато-Гайар, ворвавшись через те самые сортирные отверстия. В этих сортирных башнях висели крючья для одежды - но не удобства ради, а потому что считалось, что амбре убивает блох. Зато в замках Люксембурга и Швейцарии наличие туалета приветствовалось, ибо сток направлялся в подконтрольное ущелье - враг не пройдет! В городах же ходить по улицам становилось все более затруднительно.

http://asher.ru/library/human/history/europe/01 :sm1:
"Ничто в мире не верно само по себе, но все — смотря по обстоятельствам"
- (с) Николо Макиавелли


Вернуться в «Евреи и Тора»




  Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 12 гостей