Тора говорит человеческим языком

Тора, история, заповеди, традиции, праздники

Модератор: Moderator16

Аватара пользователя
Борис Бердичевский
Ветеран интернета
Сообщения: 29353
Зарегистрирован(а): 17 ноя 2001, 02:00
Откуда: Израиль, Беэр-Шева, которой ~3700 лет
Контактная информация:

Re: Тора говорит человеческим языком

Сообщение Борис Бердичевский » 03 апр 2012, 18:10

Насчёт женитьбы. Еврейский народ тогда ещё зарождался, потому национальность в привычном для нас смысле жены праведника не имела значение. Зато имело значение, что взятая в жены особа -- праведница. О том, что и Ривка, и Сара, и все жёны Якова были праведницами, -- говорится в Торе. И также жена Иеhуды, Тамар -- также великая праведница. Комментаторы подчёркивают её скромность, так что даже Иеhуда не узнал её при памятной встрече (где он стал отцом её будущих детей).
А вот Эсав на праведность своих жён не обращал внимания.
Меня зовут Барух Борис. Ани маамин бэ эмуна шлема...
Про «палестинцев»: «Они ревность Мою вызывали небогом... Я в них ревность вызову ненародом»
Мы -- здесь, они -- там! Мы здесь, в Израиле, они там, в арабских странах! | http://www.borisba.com

WhiteSmoke
Ветеран мега-форума
Сообщения: 2101
Зарегистрирован(а): 31 июл 2009, 18:01
Контактная информация:

Re: Тора говорит человеческим языком

Сообщение WhiteSmoke » 03 апр 2012, 19:13

Борис Бердичевский писал(а):Как-то упустил сей "комментатор" факт продажи Эсавом первородства, а ведь праведник никогда бы не продал своё первородство!

:27: Как это "пропустил?
А это откуда - http://www.geotar.com/geota/tora/T010.html#01 ?

Вы ваще читали то, что обсуждаете?
Чёт я сумлеваюсь.
"Ничто в мире не верно само по себе, но все — смотря по обстоятельствам"
- (с) Николо Макиавелли

Владимир 2-ой
Ветеран мега-форума
Сообщения: 3674
Зарегистрирован(а): 24 ноя 2009, 00:12

Re: Тора говорит человеческим языком

Сообщение Владимир 2-ой » 04 апр 2012, 00:07

WhiteSmoke, большое спасибо за ссыки на http://www.geotar.com/geota/tora/T010.html и http://cursorinfo.co.il/blogs/vladimir_beider/2012/03/purim-s-podrobnostyami/. Вероятно меня не поняли. Я вёл речь не об Эсаве, а об Амалеке. Из приведенных мною стихов, очевидно, что он не является потомком Ишмаэля. Утвержение раввина Носона Вайса и Бориса Бердического, опровергаются Торой. Следовательно прав Efi.
Efi писал(а):5. Никакие “ишмаилиты” не встретились на пути израильтян по дороге от Синая до Эрец-Исраэль. Те, кто встретились, подробно описаны в Торе.
Вот и всё, что я хотел сказать. Не более.
WhiteSmoke писал(а): Характерные черты характера Эсава приписываются европейским народам, которые считаются от него произошедшими. ...............................................................................................................
Эти характерные черты называются разные, но большинство комментаторов считает, что это - сила, ум, ловкость, активность в достижении цели (поймать дичь на охоте). К достойным же осуждения качествам относятся обычно некоторое лицемерие (по отношению к отцу),
Об отношении Ривки к жёнам Эсава, более-менее, понятно. Но, его " некоторое лицемерие (по отношению к отцу), " - вопрос спорный.
Р.Шимон бен Гамлиэль сказал: "Всю свою жизнь я старался выполнять мицву служения своему отцу, но я не сделал для него и сотой доли того, что сделал для своего отца Эсав. Всякий раз приходя к своему отцу, я надевал одежду, которая была под рукой, а уходя из дома я переодевался, чтобы на людях обязательно появляться в приличном виде. Эсав же делал наоборот. Перед тем, как появиться перед отцом, он надевал самые хорошие вещи, ибо считал: "недостойно чести отца, если я появлюсь перед ним в простой будничной одежде". Никто и никогда не оказывал своему отцу таких почестей, как Эсав".

К сожалению, не могу привести источник. Имел глупость не записать сразу. Может кто подскажет. :ic1:

Аватара пользователя
Борис Бердичевский
Ветеран интернета
Сообщения: 29353
Зарегистрирован(а): 17 ноя 2001, 02:00
Откуда: Израиль, Беэр-Шева, которой ~3700 лет
Контактная информация:

Re: Тора говорит человеческим языком

Сообщение Борис Бердичевский » 04 апр 2012, 02:00

WhiteSmoke писал(а):Вы ваще читали то, что обсуждаете?

Читать эту фигню от дилетанта в полном объёме мне неохота. Я только реагировал на глупые сентенции, приведённые в цитате. Что-то доказывая насчёт Эсава, сравнивая его с Яаковом, "комментатор" позабыл о продаже первородства.
Меня зовут Барух Борис. Ани маамин бэ эмуна шлема...
Про «палестинцев»: «Они ревность Мою вызывали небогом... Я в них ревность вызову ненародом»
Мы -- здесь, они -- там! Мы здесь, в Израиле, они там, в арабских странах! | http://www.borisba.com

Аватара пользователя
Efi
Ветеран мега-форума
Сообщения: 74925
Зарегистрирован(а): 20 июл 2003, 02:49
Откуда: Ариэль

Re: Тора говорит человеческим языком

Сообщение Efi » 04 апр 2012, 05:09

:13: что угодно, но только не "фигня"!

WhiteSmoke
Ветеран мега-форума
Сообщения: 2101
Зарегистрирован(а): 31 июл 2009, 18:01
Контактная информация:

Re: Тора говорит человеческим языком

Сообщение WhiteSmoke » 07 апр 2012, 08:58

Мелкие технические подробности. Чудеса

"Учение иудаизма о Едином Б-ге не базируется на чудесах. Современные мудрецы учат нас, что на самом деле большинство чудес, описанных в Торе, чудесами как таковыми не являются, то есть - не наблюдается нарушений физических законов. Даже пресловутая история с рассечением Красного моря во время Исхода и переходом через него "аки посуху" по мнению некоторых из них вполне объяснима физическими причинами - сильным северным ветром, отогнавшим воду с мелких мест. (Некоторые авторы говорят о восточном ветре, другие - о юго-восточном, но достаточно посмотреть на карту, чтобы понять, что при любом другом направлении ветра кроме северного, вода из лимана не только бы не ушла, но еще и прибавилась бы. Но комментаторам, видимо, не до таких мелочей... Северный, южный, какая разница?)

Чудом (по мнению мудрецов) является не этот факт сам по себе, а слишком уж точное совпадение его во времени с необходимостью перехода Красного моря евреями. Отсюда один шаг до объяснения египетских казней естественными причинами, но совпавшими по времени с необходимостью Исхода (покраснение вод Нила, налеты саранчи, пылевые бури - это обычные явления для той зоны).

В принципе все "казни египетские" считаются объяснимыми "научно". Комментаторы утверждают, что это происходило в течение примерно полугода. Для Моше важно было только вовремя предсказать фараону характер очередного бедствия, а вопрос срока уже не стоял. Ну, какая разница, наступит засуха завтра или через месяц? Важно, чтобы она была предсказана и, в конце концов, наступила. Характер же бедствий был типично "египетский". И даже всеобщая "тьма египетская" могла быть вызвана сильной трехдневной пылевой бурей в верхних слоях атмосферы. Тем более, что Моше предсказывал даже не все казни, а только примерно 2/3 из них.

Тем не менее, Моше, предвидя возражения фараона о естественности этих событий, а не о вмешательстве Высшей Силы, предложил однажды фараону самому назвать дату, когда кончится то или иное “естественное” несчастье (казнь лягушками). Фараон сказал – “Завтра”. Несчастье кончилось на следующий день. Однако и это не убедило фараона.

Стоит указать здесь на то, как создаются легенды. "Мидраш рассказывает", что при "превращении воды Нила в кровь" вода у евреев, тем не менее, оставалась чистой. Читаешь в книге - видишь чудо. Но надо знать, что египтяне брали свою воду непосредственно из Нила. Вода не была слишком чистой, но у них был детский иммунитет к микробам в этой воде, которых там хватало! А евреи воду из Нила не пили вообще во избежание кишечных заболеваний, и даже скоту своему не давали, а брали воду из специально вырытых колодцев, как они привыкли это делать еще со времен Авраама в Ханаане. Ясное дело, в колодцах вода оставалась чистой!

Но вот что касается последней казни - смерти первенцев - "прогрессивные комментаторы" предпочитают этот вопрос не обсуждать. Трудно представить себе, видимо, реальную физическую причину. А причина, как всегда, проста.

Уничтожение первенцев могло быть делом рук крайней религиозной группировки жрецов Египта. Посланные Всевышним "казни" сильно ударили по экономическому господству и благосостоянию жреческой касты. Но фараон никак не соглашался отпустить евреев - тем самым был бы создан прецедент, и другие племена, находившиеся в рабстве, могли последовать за ними. Вот какая политическая причина стоит за периодически повторяющимися словами Торы "И ожесточил Господь сердце фараона". Масса толкований существует этой фразы, кроме одного - соответствующего ситуации и логике событий.

Эта ситуация повторилась через полторы тысячи лет в Риме, когда по здравому смыслу следовало бы дать возможность Спартаку с его армией эвакуироваться из порта Брундизий на пиратских кораблях. Но римская элита опасалась, что таким образом будет создан прецедент. И было решено предотвратить эвакуацию, и заставить Спартака остаться в Италии с тем, чтобы потом уничтожить его. Если бы кто-то писал священную историю Древнего Рима - прости меня, Всевышний! - то он вполне мог бы тут сказать "И ожесточил Господь сердца сенаторов".

После "девятой казни" к фараону пришла группа верховных жрецов и потребовала от него дать разрешение евреям на Исход (тем более, что по данным "общественного опроса" намеревалось уйти лишь 600 тысяч, а примерно 2 миллиона считали, что так или иначе от рабства можно избавиться, и незачем идти в пустыню на верную смерть).

Обозленный фараон ответил:

- Никогда! В вашей просьбе нет никакой логики! И дело даже не в том, что будет создан прецедент - это было бы так в случае обычного восстания рабов. Проблема гораздо важнее - это наша с вами Вера. Если мы подчинимся требованиям еврейского Бога, мы тем самым распишемся в том, что наши собственные боги бессильны! Может быть, так оно и есть? Молчите? А что произойдет с государством, если до всех и каждого дойдет это простое соображение? Но вы беспокоитесь не о государстве, а о собственных карманах! Я вынужден думать о вашем собственном будущем вместо вас! И если вы не хотите, чтобы я вас сейчас же казнил за государственную измену - убирайтесь с глаз моих! И чтобы сидели тихо! Малейшее движение с вашей стороны будет мною расценено как бунт! Со всеми последствиями!

И жрецы были вынуждены удалиться. Фараон был прав. Но и терпеть все это было нельзя. Они собрались на совет. И на этом совете один из наиболее рьяных предложил принести египетским богам массовую жертву, еще не виданную в Древнем мире - всех первенцев Египта. В том числе и первенца самого фараона.

Моше, который жил во дворце фараона с детства, знал в нем все ходы и выходы. Через своего человека он получил информацию о плане заговорщиков. Изменить ситуацию он не мог - значит, надо было ею воспользоваться. Он предупредил всех евреев, выразивших желание с ним уйти, о "готовности номер один", понимая, что десятая казнь (да еще такая) может быть для фараона "решающим аргументом". Идея, осенившая рьяного фанатика, явно исходила от Всевышнего.

Конечно, после встречи с “представителями духовенства” фараон стал опасаться заговора и покушения на собственную жизнь. Но такой подлости, которая была задумана, он, конечно, не ожидал. Не ожидали и остальные египтяне. В назначенную дату, вечером, члены тайного ордена жрецов, действовавшего по всей стране, вошли под благовидным предлогом в каждый египетский дом и отравили первенца в каждой семье. Все в Египте знали об этой страшной тайной организации типа КГБ. Поэтому, что называется, никто и не пикнул.

Комментаторы обращают внимание на то, что в Торе указывается не вполне точное время казни: "около полуночи". Объяснения этому даются самые разнообразные, а то и фантастические. А объяснение и здесь простое - первенцы были убиты не прямо, а с помощью яда, действующего с не слишком большой задержкой, но, естественно, не точной. Во избежание подозрений. На эти дела египетские жрецы были большие мастера, как выяснилось спустя 3500 лет после вскрытия одной из пирамид (практически все, кто принимал в этом участие, вскоре умерли от неизвестной причины).

Сына фараона воспитывал также один из представителей этого ордена, и он также успешно выполнил миссию, возложенную на него. Сам же фараон, хотя тоже был первенцем в своей семье, естественным образом не пострадал, так как в покоях его стояла стража, что исключало возможность покушения. Да и требовалось, чтобы фараон сам принял решение, нельзя его было убивать.

Проснувшись ночью от жутких криков во дворце и окрестностях, фараон узнал о происходящем, бросился в спальню сына и нашел его бездыханным безо всяких признаков насильственной смерти. Фараону стало очевидно, что Моше и Всевышний бог евреев тут были ни при чем. Явно была видна рука КГБ. И было понятно, кто будет следующим - так или иначе жрецы дотянутся до горла фараона.

Между тем у дворца собралась толпа, подстрекаемая теми же фанатиками, которая требовала отпустить евреев, наконец, и прекратить издевательства над египетским народом! А местные “КГБ-шники”, не задумываясь о последствиях, старались распространить слух о том, что эта очередная казнь - следствие гнева Бога Израиля.

Фараон немедленно послал за Моше и Аароном, и отдал приказ об освобождении евреев и их немедленной эвакуации из Египта. Интересны последние слова фараона, сказанные им Моше и Аарону: "Идите, и благословите также и меня". Раши комментирует это так "Ведь и я - первенец". Но этот комментарий слабоват - ведь первенцы уже умерли, "ангел смерти прошел" и возвращаться вроде не собирался. А фараон по-прежнему опасался за свою жизнь, которая продолжала висеть на волоске; он понимал, что после ухода евреев его положение долго еще будет весьма неопределенным, и лишнее благословение достаточно сильного Бога евреев даже ему не помешает.

Между прочим, фараон говорил такую фразу почти каждый раз, когда давал разрешение евреям уйти после очередной казни (хотя потом забирал свое слово назад, и не отпускал их). “Помолитесь за меня!” – говорил фараон Моше. Каждый раз, давая такое разрешение, он боялся, что с евреями уйдут и другие рабы Египта, и у него будут ба-альшие неприятности.

Фраза эта странно не вяжется с последующими действиями фараона - ведь если он рассчитывал на благословение Бога евреев, зачем же он послал им вслед армию?

Ответ и на этот вопрос есть в Торе - вместе с Израилем все-таки ушла часть рабов-неевреев (“ам-аарец” - народ земли, не-евреи) и это общеизвестно. То есть создался тот самый прецедент, о котором говорил фараон жрецам. И фараон понял, что уход большого количества рабов сегодня будет поставлен ему в вину завтра, когда выяснится, что он отпустил и евреев и прочих, и теперь некому в Египте стало работать. И жрецы его “уберут”. Поэтому фараон и послал войско вслед ушедшим, но не евреям, а “примкнувшим к ним”.

Фараон направил войско, чтобы вернуть этих “приблудных”; конечно, с согласия жрецов, для которых только теперь правота слов фараона о создании прецедента стала очевидной. Фараон вовсе не хотел еще раз "связываться" с Всевышним Богом Израиля - с него хватило уже. Он только хотел вернуть назад свое, и этим сохранить собственную жизнь от покушения на нее со стороны жрецов.

Но Всевышний распорядился иначе, и войско фараона утонуло в болотах, скорее всего в районе Большого и Малого Горьких озер, представлявших собой тогда мелководный залив Красного моря (лиман). Ничего из ряда вон выходящего в этом нет – мы уже упоминали о том, как генерал Доватор утопил свою конницу в смоленских болотах.

Теперь, после возвращения из неудачного похода с остатками легковооруженного войска фараон понимал, что по выражению А.Толстого "за его жизнь нельзя дать и дохлой сухой мухи". Поэтому просто по логике событий фараон должен был пойти на экстраординарные меры. Тора не интересуется судьбой фараонов, и поэтому мы не найдем в ней никаких намеков на дальнейшую судьбу Паро (нарицательное имя фараона в Торе). На этот вопрос нам дает ответ “презренная наука”.

Фараон еще не въехал в столицу, а передовые отряды его войска уже сделали свое дело. Высшая элита жрецов была арестована, обвинена в государственной измене и казнена. Народу было объявлено, что в течение многих лет жрецы вели себя недостойно, в результате чего боги уже давно отвернулись от Египта и позволили богу евреев совершить "десять казней". Что сограждане и могли самолично наблюдать в прошедшие полгода. Потеря войска у Красного моря - это вполне логичное следствие неправильной политики жрецов - фараон не хотел посылать войска, жрецы заставили. Бог, по-видимому, действительно Один (по крайней мере, теперь - Один), имя ему Атон, а его символ - Солнце (Ра). Египтяне не могли, подобно евреям, принять нематериальный Абсолют в качестве бога, им нужен был все-таки конкретный бог. В стране вводится единобожие, все рабы освобождаются для производительной деятельности, строительство городов Рамзеса и Питома прекращается, страна становится на прогрессивный путь развития... ну и так далее. Множество декретов... Светско-духовная революция..."

полностью здесь - http://www.geotar.com/geota/tora/T014.html
"Ничто в мире не верно само по себе, но все — смотря по обстоятельствам"
- (с) Николо Макиавелли

WhiteSmoke
Ветеран мега-форума
Сообщения: 2101
Зарегистрирован(а): 31 июл 2009, 18:01
Контактная информация:

Re: Тора говорит человеческим языком

Сообщение WhiteSmoke » 07 апр 2012, 09:02

Efi писал(а)::13: что угодно, но только не "фигня"!

+ 100

С Праздником! :em6:
"Ничто в мире не верно само по себе, но все — смотря по обстоятельствам"
- (с) Николо Макиавелли

WhiteSmoke
Ветеран мега-форума
Сообщения: 2101
Зарегистрирован(а): 31 июл 2009, 18:01
Контактная информация:

Re: Тора говорит человеческим языком

Сообщение WhiteSmoke » 07 апр 2012, 09:16

Борис Бердичевский писал(а):Читать эту фигню от дилетанта в полном объёме мне неохота. Я только реагировал на глупые сентенции, приведённые в цитате. Что-то доказывая насчёт Эсава, сравнивая его с Яаковом, "комментатор" позабыл о продаже первородства.

Ничего он не забыл, читайте, раз ссылки не открываете:

"Некоторые комментаторы (в том числе и Раши) объясняют нам, что Эсав отказался от первородства после того, как Иаков объяснил ему, что роль первенца обязывает его служить Вс-вышнему. А “служить” это значит - приносить ему жертвы, не пить, вести праведный образ жизни и так далее. А если он этого делать не будет, то Вс-вышний, мол, накажет его смертью. Тут-то якобы Эсав и произнес свою знаменитую фразу "Вот, я иду на смерть, зачем мне первородство?!" И отдал его брату, а тот расплатился с ним чечевичной похлебкой, да еще и денег дал ("МР"), чтобы сделка по тем временам считалась законной.

Вряд ли такое объяснение для нас (и самое главное - для Эсава) могло быть убедительным. Он весьма скептически относился к стремлению Иакова всеми силами служить Вс-вышнему, и вряд ли мог поверить ему на-слово. Что значит, он "должен служить"? Когда умрет Ицхак, некому будет заставлять его "служить", а сам он вроде бы и не намеревался. Такое "право" он действительно мог просто отдать Иакову и безо всякой уплаты. "Накажет смертью" Вс-вышний? Так Эсав не очень-то верил во все эти мидраши, а если б верил - то учился бы как следует. Не верил он. А вот двойная доля в наследстве - вещь серьезная и абсолютно всеми уважаемая.

Что же объективно могло заставить Эсава "презреть первородство"?

Страх. Страх перед возможным очередным "жертвоприношением", перед возможностью принесения его самого в жертву Ицхаком. Это была угроза вполне ощутимая. И именно с этой точки зрения становится понятной произнесенная Эсавом фраза: "Вот, я иду на смерть..."

Придя с охоты, Эсав узнал от брата о кончине Авраама. Он тут же вспомнил об истории с принесением в жертву Ицхака. Дед умер, и теперь некому защитить его, если эта идея придет в голову его отцу. И он поделился своими страхами с Иаковом. Тут Иаков и предложил ему обменяться ролями.

- А ты сам? - спросил Эсав Иакова.

- Я - не боюсь! - ответил Иаков. - Я верю Вс-вышнему, я хочу посвятить свою жизнь служению Ему. Ты же видишь, я все время учусь этому, и у деда нашего Авраама учился больше тебя (Устная Тора это подтверждает). Как будет - так будет!

И эти слова, конечно, были засчитаны Иакову "в плюс" как праведнику уже в самом молодом возрасте. Начиная с этого момента Вс-вышний "поставил на Иакова".

- Но надо будет сказать отцу? - спросил Эсав у Иакова.

- Мне кажется - не стоит, - ответил Иаков. - Он может нас обоих наказать за непочтение в отношении к такой вещи как "первородство". По традиции отменить первородство, лишить наследства, может только отец. Но в традиции нигде не сказано, что первородством нельзя обменяться! Тем более - близнецам. И с общего согласия.

Кроме того, ты же знаешь отца - он верит только тому, что ему говорит сам Вс-вышний. Если Вс-вышний потребует от него принести первенца в жертву, то Он будет вынужден сообщить о нашем договоре. Но Он и объяснит при этом, почему мы с тобой так решили. А нас с тобой отец просто слушать не станет, да еще и выдерет. Только надо все сделать по закону, чтобы передача первородства имела силу в глазах Вс-вышнего.

-А как это сделать? - спросил Эсав, который не был силен в "юриспруденции".

-Продать, как же еще! - ответил Иаков. - Я хочу получить от тебя право первородства, да? А тебе чего сейчас больше всего хочется?

- Больше всего мне сейчас хочется кушать! - ответил Эсав.

-Вот и отлично! Ешь эту чечевицу!


И братья ударили по рукам, очень довольные друг другом. И чечевица осталась в Истории. Некоторые мидраши утверждают, что Иаков дал еще и денег, но откуда могли быть деньги в те времена у малолетнего парня, да еще такого, как Иаков?

В таком (самом простом и логичном объяснении) как Эсав, так и Иаков предстают перед нами вполне нормальными людьми, вовсе не достойными осуждения. Никаким обманщиком Иаков не был (иначе его нельзя было бы считать праведником), а Эсав вовсе не презирал так уж служение Вс-вышнему, он просто опасался за свою жизнь, и, надо сказать, имел для этого все основания.

Братья договорились не говорить ничего отцу о происшедшем. О матери Эсав даже и не спросил, потому что знал, что она в семье ничего не решает, и Ицхак даже данному ей пророчеству не верит. Но Иаков очень любил мать и все ей рассказал. Только поэтому Ривка и могла действовать в дальнейшем, через полвека (!), как она действовала, в полной уверенности, что выполняет волю Вс-вышнего".

подробнее здесь - http://www.geotar.com/geota/tora/T010.html#01
"Ничто в мире не верно само по себе, но все — смотря по обстоятельствам"
- (с) Николо Макиавелли

Аватара пользователя
Борис Бердичевский
Ветеран интернета
Сообщения: 29353
Зарегистрирован(а): 17 ноя 2001, 02:00
Откуда: Израиль, Беэр-Шева, которой ~3700 лет
Контактная информация:

Re: Тора говорит человеческим языком

Сообщение Борис Бердичевский » 08 апр 2012, 01:57

Поздравляю с обнаружением нового великого комментатора святой Торы! :sm1:
Повторюсь, у Образцова это было смешнее! :)
Меня зовут Барух Борис. Ани маамин бэ эмуна шлема...
Про «палестинцев»: «Они ревность Мою вызывали небогом... Я в них ревность вызову ненародом»
Мы -- здесь, они -- там! Мы здесь, в Израиле, они там, в арабских странах! | http://www.borisba.com

Аватара пользователя
Борис Бердичевский
Ветеран интернета
Сообщения: 29353
Зарегистрирован(а): 17 ноя 2001, 02:00
Откуда: Израиль, Беэр-Шева, которой ~3700 лет
Контактная информация:

Re: Тора говорит человеческим языком

Сообщение Борис Бердичевский » 08 апр 2012, 02:06

Основной метод этого так называемого "комментария" называется трюкачество. :)
Меня зовут Барух Борис. Ани маамин бэ эмуна шлема...
Про «палестинцев»: «Они ревность Мою вызывали небогом... Я в них ревность вызову ненародом»
Мы -- здесь, они -- там! Мы здесь, в Израиле, они там, в арабских странах! | http://www.borisba.com

Аватара пользователя
Борис Бердичевский
Ветеран интернета
Сообщения: 29353
Зарегистрирован(а): 17 ноя 2001, 02:00
Откуда: Израиль, Беэр-Шева, которой ~3700 лет
Контактная информация:

Re: Тора говорит человеческим языком

Сообщение Борис Бердичевский » 08 апр 2012, 02:36

Владимир 2-ой писал(а):Среди сыновей Реуэля, сына Босмат, дочери Ишмаэля, Амалека не находим. Оказывается "Народ Амалека ведет свой род от брака Эсава с одной из дочерей" ЭЙЛОНА-ХЕТТА, которую зовут Ада. Если я что-то упустил, знатоки меня поправят.

По поводу этого момента: я пока нашёл, что у Эсава были 2 жены с именем Босмат, одну (первую) из них он взял в 40 лет, и она --дочь Эйлона-хейтийца.
Остальные неясные моменты я спрошу у рава.
Меня зовут Барух Борис. Ани маамин бэ эмуна шлема...
Про «палестинцев»: «Они ревность Мою вызывали небогом... Я в них ревность вызову ненародом»
Мы -- здесь, они -- там! Мы здесь, в Израиле, они там, в арабских странах! | http://www.borisba.com

Аватара пользователя
Efi
Ветеран мега-форума
Сообщения: 74925
Зарегистрирован(а): 20 июл 2003, 02:49
Откуда: Ариэль

Re: Тора говорит человеческим языком

Сообщение Efi » 08 апр 2012, 05:29

у Образцова

(: Образцов комментировал Тору?
1961 — «Божественная комедия» И. В. Штока

http://warrax.net/48/shtok.html

1976 — «Ноев ковчег» И. В. Штока

http://puppet.ru/?pageId=89



В советское время игрушечный "Ноев ковчег" запретили, посчитав это пропагандой церковных идей. Спектакль "Ноев ковчег" возобновлен в 2005 году.

Аватара пользователя
Efi
Ветеран мега-форума
Сообщения: 74925
Зарегистрирован(а): 20 июл 2003, 02:49
Откуда: Ариэль

Re: Тора говорит человеческим языком

Сообщение Efi » 08 апр 2012, 05:54

34. И было Эсаву сорок лет

сорок лет. Эсава (можно) сравнить с кабаном, как сказано: "подрывает ее лесной вепрь" [Псалмы 80, 14]. Ложась, кабан выставляет свои (раздвоенные) копыта, (как бы) говоря: "Смотрите, я чистое (животное) ". Так и эти (сыны Эсава) грабят и притесняют, но делают вид, что они чисты. На протяжении сорока лет Эсав сманивал у мужей жен и бесчестил их, а когда ему исполнилось сорок лет, сказал: "Отец женился в сорок лет, и я тоже (женюсь) " [Берешит раба 65]. (Раши)

, и взял он в жены Йеhудит, дочь Бери-хити, и Босмат, дочь Элона-хити. [Сончино]

Йеhудит Это имя нигде больше в Танахе не встречается.
Босмат В 36:2 приводятся и другие женские имена, принадлежащие женам Эйсава. (Сончино)

35. И были они недовольством

недовольством. Означает, (что женам Эсава была свойственна) строптивость, непокорность воле (его родителей), подобно " ממרים непокорны были" [Речи 9, 24]. Все их поступки были назло и были горем... (Раши)

для Ицхака и для Ривки

для Ицхака и для Ривки. Потому что они (жены) служили идолам. (Раши)

.

Аватара пользователя
Efi
Ветеран мега-форума
Сообщения: 74925
Зарегистрирован(а): 20 июл 2003, 02:49
Откуда: Ариэль

Re: Тора говорит человеческим языком

Сообщение Efi » 08 апр 2012, 05:57

8. И увидел Эсав, что плохи дочери Кенаана в глазах Ицхака, его отца. 9. И пошел Эсав к Ишмаэлю и взял Махалат, дочь Ишмаэля, сына Авраама сестру Невайота

сестру Невайота. Разве из сказанного "дочь Ишмаэля" я не знаю, что она сестра Невайота? Однако это учит нас, что, помолвив дочь за Эсава, Ишмаэль умер до свадьбы, и ее выдал замуж Невайот, ее брат. И учит нас (также), что Йаакову в то время было шестьдесят три года. Потому что Ишмаэлю было семьдесят четыре года, когда родился Йааков; Ишмаэль старше Ицхака на четырнадцать лет, а Ицхаку было шестьдесят лет, когда они (Йааков и Эсав) родились. Итак, семьдесят четыре года. (Ишмаэль) прожил сто тридцать семь лет, как сказано: "И вот годы жизни Ишмаэля: сто лет и тридцать лет и семь лет" [25,17]. Значит, когда Ишмаэль умер, Йаакову было шестьдесят три года. И (еще) мы узнаем отсюда, что (Йааков) безотлучно находился в (учебном) доме Эвера на протяжении четырнадцати лет, а затем отправился в Харан. Ведь до рождения Йосефа он пробыл в доме Лавана не более четырнадцати лет, как сказано: "Я служил тебе четырнадцать лет за двух дочерей твоих и шесть лет за твой скот" [31,41], а оплата скотом была после рождения Йосефа, как сказано: "И было, когда родила Рахель Йосефа... " [30,25]. Йосефу было тридцать лет, когда он стал править (в Мицраиме), а с тех пор и до того, как Йааков спустился в Мицраим, (прошло) девять лет: семь лет изобильных и два года голодных. Йааков сказал Паро: "Дни лет моего проживания - тридцать и сто лет" [47,9]. Теперь сочти: четырнадцать лет до рождения Йосефа, и тридцать лет Йосефа, и девять лет с тех пор, как стал править, и до прихода Йаакова. Всего пятьдесят три года. Когда (Йааков) расстался со своим отцом, ему было шестьдесят три года. Итак, сто шестнадцать. Но он говорит: "тридцать и сто лет", и, значит, недостает четырнадцати лет. Отсюда узнаешь, что после получения благословении он безотлучно находился в (учебном) доме Эвера четырнадцать лет.
Однако (Йааков) не понес наказания за них (за неисполнение заповеди о почитании родителей на протяжении этих лет) благодаря (тому, что занимался) Учением. Так как Йосеф пребывал в разлуке с отцом двадцать два года, т. е. от семнадцати- до тридцатидевятилетнего возраста, что соответствует двадцати двум годам, которые Йааков прожил в разлуке со своим отцом и не (исполнял заповеди) почитать его, и это двадцать лет в доме Лавана и два года, проведенные им в пути, как написано: "... и построил себе дом и для скота своего сделал кущи" [33,17]. Наши благословенной памяти мудрецы выводили из этого стиха, что на (обратном) пути он провел (здесь) восемнадцать месяцев, потому что "дом" - (жилище) на период дождей, а "кущи" - на летнее время (значит, Йааков прожил на этом месте два летних и один зимний сезон, т. е. восемнадцать месяцев, а еще шесть месяцев он прожил в Бет-Эле, см. 35, 1 - 7).
Ведя счет (годам на основании) стихов (Торы) с тех пор, как (Йааков) расстался с отцом и до того, как он спустился в Мицраим, когда ему было сто тридцать лет, находим еще четырнадцать лет, которые он по пути к Лавану, несомненно, провел в (учебном) доме Эвера, чтобы принять от него Учение. Лишь благодаря Учению он не понес наказания за них (за эти четырнадцать лет), и Йосеф пребывал в разлуке с ним только двадцать два года - мера за меру [Старый текст Раши]. (Раши)

, сверх жен своих

сверх жен своих. Прибавил злодеяние к своему злодеянию, не отослав первых (жен). (Раши)

себе в жены. [Сончино]

себе в жены Кроме тех женщин, о которых говорилось выше, в стихе 26:34. (Сончино)

Аватара пользователя
Efi
Ветеран мега-форума
Сообщения: 74925
Зарегистрирован(а): 20 июл 2003, 02:49
Откуда: Ариэль

Re: Тора говорит человеческим языком

Сообщение Efi » 08 апр 2012, 06:00

Вторая Босмат:
ГЛАВА 36
/1/ А ЭТО - РОДОСЛОВИЕ ЭЙСАВА, ОН ЖЕ ЭДОМ. /2/ ЭЙСАВ ВЫБРАЛ СВОИХ ЖЕН ИЗ ДОЧЕРЕЙ КНААНА: АДУ, ДОЧЬ ЭЙЛОНА-ХЕТТА, И ОhОЛИВАМУ, ДОЧЬ АНЫ, ВНУЧКУ ЦИВОНА-ХИВЕЯ. /3/ И БОСМАТ, ДОЧЬ ИШМАЭЛЯ, СЕСТРУ НЕВАЙОТА. /4/ И РОДИЛА АДА ЭЙСАВУ ЭЛИФАЗА, А БОСМАТ РОДИЛА РЕУЭЛЯ.

Аватара пользователя
Efi
Ветеран мега-форума
Сообщения: 74925
Зарегистрирован(а): 20 июл 2003, 02:49
Откуда: Ариэль

Re: Тора говорит человеческим языком

Сообщение Efi » 08 апр 2012, 06:13

http://chassidus.ru/library/ki_tov/sefe ... aah/11.htm

Обычаи, связанные с заповедью "мхият Амалек"

Вот как исполняют в различных общинах Израиля заповедь мхият Амалек – "стирания Амалека".

Существует обычай, что тот, кто хочет проверить, исправно ли его перо, пишет слово "Амалек" и затем водит по нему пером, пока не замажет его полностью, чтобы выполнить заповедь: "сотри память об Амалеке".

Согласно другому распространенному обычаю, в Пурим пишут на бумаге имена Амалека и Гамана, а затем стирают их пивом или брагой, с тем, чтобы исполнить слова Книги Мишлей ("Притчи царя Соломона"): "Давайте пиво обреченному на гибель" (Мишлей, 31). Ведь именно об Амалеке в Торе сказано: "Конец его – гибель".

Кроме того, принято писать имя Амалека на подошвах новой обуви перед тем, как надевают ее в первый раз, а, надев, стараются стереть это имя о землю, чтобы выполнить слова Писания: "На каждом шагу знай волю Его, и Он выпрямит пути твои" (Мишлей, 3). Ведь сказано в Торе: "И ты будешь попирать высоты их" (Дварим, 33).

WhiteSmoke
Ветеран мега-форума
Сообщения: 2101
Зарегистрирован(а): 31 июл 2009, 18:01
Контактная информация:

Re: Тора говорит человеческим языком

Сообщение WhiteSmoke » 08 апр 2012, 07:18

Шедеврально:

"Ни одно доброе дело не должно остаться безнаказанным!"

Только в такой трактовке становится понятным, почему Лаван как будто бы решился на прямой обман Иакова, "подсунув" ему Лею, на что он в “классическом” варианте, конечно, никогда не пошел бы.

Как мы видим, обман сопровождал Иакова и в дальнейшем, только не совсем так, как это пытается представить классическое толкование. Оно пытается внушить нам, что Иаков обманул и брата и отца, и потом за этот обман расплатился тем, что его в свою очередь обманул Лаван, да и собственные дети потом обманули его, сказав, что Иосифа разорвал зверь.

Если бы подобное “объяснение” поступков Иакова давали христианские философы, целью которых было осквернить имя Иакова, родоначальника евреев, это еще можно было бы понять. Но ведь так толкуют еврейские мудрецы! При этом они пытаются перевести разговор на некий “духовный” уровень; ведь нужно же как-то доказать, что Иаков был цадиком! А доказать не очень-то удается. Вот и ходит Иаков уже почти 4000 лет в обманщиках…

Иаков – не обманщик. По крайней мере, он не обманывал людей. Вся его вина состоит в том, что он попытался если не обмануть, то “обойти” Вс-вышнего (ЛААКОВ - обойти, обогнуть - иврит), “выкупив” у Эсава первородство, от чистого сердца пытаясь спасти Эсава от возможной гибели. Иаков попытался обойти Вс-вышнего, воспользовавшись формальным “пробелом в законе”. Не удалось.

Вторично он попытался обойти Вс-вышнего с помощью маскарада, но от чистого сердца, пытаясь спасти отца от того, чтобы тот не дал благословения человеку, который уже не был формально первенцем. Он снова попытался обойти фактическое положение дел (Эсав все равно оставался первенцем фактически, как ни крути, вышел первым), прикрывшись от Вс-вышнего формальным актом передачи первородства.

Во-от почему боровшийся с ним ангел сказал ему: “Ты боролся с Богом!” И в течение последующих тысячелетий сыны Израиля частенько продолжали делать то же самое – закрывать глаза на реальное положение вещей, пытаясь прикрыться от Вс-вышнего формальными рассуждениями и пробелами в законе.

http://www.geotar.com/geota/tora/T010.html#05
"Ничто в мире не верно само по себе, но все — смотря по обстоятельствам"
- (с) Николо Макиавелли

WhiteSmoke
Ветеран мега-форума
Сообщения: 2101
Зарегистрирован(а): 31 июл 2009, 18:01
Контактная информация:

Re: Тора говорит человеческим языком

Сообщение WhiteSmoke » 08 апр 2012, 08:04

Борис Бердичевский писал(а):Основной метод этого так называемого "комментария" называется трюкачество. :)

Нету нкакого "трюкачества", (пара цитат):

"К читателю, знакомому с Торой и иудаизмом

Ребенок, воспитывающийся в семье, где изучению Торы уделяется заметное внимание, с детства воспитывается на рассказах книги «Берешит», мидрашах, Агаде и пр. В этот период у него совершенно недостаточно информации и жизненного опыта, чтобы видеть какие-то противоречия в изложении или в поступках героев. Комментарии средневековых мудрецов к тексту Торы, даже самые глубокие, предназначены главным образом для подростков (по уровню объяснений).

Повзрослев, человек больше не возвращается к этому материалу. В религиозных учебных заведениях Пятикнижие почти не изучают, там изучают ЗАКОН.

Проблема возникает, когда к изучению Торы приступают люди в солидном возрасте, ранее такой подготовки лишенные. Эти люди имеют за плечами колоссальный жизненный опыт и, часто, серьезную научную или техническую подготовку. И когда им начинают «объяснять» написанное в Торе на уровне Раши или даже современных комментаторов вроде Каплана, они сдерживают улыбку только «из уважения к докладчику». Потому что нет в этих объяснениях логики, а сами объяснения настолько наивны, что часто неприемлемы. Современный взрослый нерелигиозный человек не может принять на веру написанное в Торе с имеющимися комментариями, не насилуя свой разум. И Тора в лучшем случае остается для него наивным памятником прошлого,а вовсе не руководством к действию. Вот почему я считаю максимально точное объяснение этим людям смысла Торы столь важным, что ради этого готов пересмотреть толкования самых уважаемых мудрецов прошлого. Хотя бы для того, чтобы просто свести концы с концами".

http://www.geotar.com/geota/tora/T000.html

"Предлагаемый путь пересмотра текста Торы под другим углом зрения не есть попытка ревизии Торы, как это сделали христиане. Мы не пытаемся изменить ни единого слова в Ней. Но ТОЛКОВАНИЕ рассказанных в ней историй предпринималось мудрецами неоднократно в течение всего времени ее существования у Народа, и в этом нет ничего предосудительного. Я, конечно, не могу ответить на возможный вопрос, заданный в свое время рабби Маймону: "А кто ты такой, чтобы толковать Тору? Может быть, ты - рабби Акива?" Но и рабби Маймон тоже не смог ответить на этот вопрос".

(с) Вильшанский - http://www.geotar.com/geota/tora/T019.html
"Ничто в мире не верно само по себе, но все — смотря по обстоятельствам"
- (с) Николо Макиавелли

Аватара пользователя
Борис Бердичевский
Ветеран интернета
Сообщения: 29353
Зарегистрирован(а): 17 ноя 2001, 02:00
Откуда: Израиль, Беэр-Шева, которой ~3700 лет
Контактная информация:

Re: Тора говорит человеческим языком

Сообщение Борис Бердичевский » 08 апр 2012, 13:26

Я, конечно, не могу ответить на возможный вопрос, заданный в свое время рабби Маймону: "А кто ты такой, чтобы толковать Тору? Может быть, ты - рабби Акива?" Но и рабби Маймон тоже не смог ответить на этот вопрос".
Толкователь Торы прежде всего должен соблюдать заповеди (само собой разумеется, быть евреем!)
Насчёт трюкачества. Самый сложный (для него!) вопрос о Творении (самое начало Торы) "комментатор" трюкачески обошёл. :sm1:
Меня зовут Барух Борис. Ани маамин бэ эмуна шлема...
Про «палестинцев»: «Они ревность Мою вызывали небогом... Я в них ревность вызову ненародом»
Мы -- здесь, они -- там! Мы здесь, в Израиле, они там, в арабских странах! | http://www.borisba.com

Аватара пользователя
Борис Бердичевский
Ветеран интернета
Сообщения: 29353
Зарегистрирован(а): 17 ноя 2001, 02:00
Откуда: Израиль, Беэр-Шева, которой ~3700 лет
Контактная информация:

Re: Тора говорит человеческим языком

Сообщение Борис Бердичевский » 08 апр 2012, 13:29

Efi писал(а):Образцов комментировал Тору?

Он делал пародийный спектакль. То же самое мы имеем по данной теме, только качеством похуже! :sm1:
Меня зовут Барух Борис. Ани маамин бэ эмуна шлема...
Про «палестинцев»: «Они ревность Мою вызывали небогом... Я в них ревность вызову ненародом»
Мы -- здесь, они -- там! Мы здесь, в Израиле, они там, в арабских странах! | http://www.borisba.com