Книга Берешит - издание 2-ое, исправленное и дополненное.
Ваера Стр.399. Странное построение предложения: "Сказал Авраhам Саре, своей жене, что она – его сестра". Что бы это значило? [
b]Ункелос, Раши, Расаг, Ибн Эзра, Радак[/b]: здесь עַל-שׂרָָה = אֶל-שׂרָָה ("о
Саре").
Стр. 400. Возможно, что авимелех хочет жениться на Саре из политических соображений: Авраhам – большой клан с союзниками, 318 боевиков...
/1/ И ДВИНУЛСЯ ОТТУДА АВРАhАМ К ЮГУ СТРАНЫ, И ПОСЕЛИЛСЯ МЕЖДУ КАДЕШЕМ И ШУРОМ, И ОСТАНОВИЛСЯ В ГРАРЕ. /2/ И СКАЗАЛ АВРАhАМ О САРЕ, ЖЕНЕ СВОЕЙ: "ОНА СЕСТРА МОЯ"; И ПОСЛАЛ АВИМЕЛЕХ, ЦАРЬ ГРАРА, И ВЗЯЛ САРУ. (Ваера 20:1-2)
Даже, если абстрагироваться от высокого положения, которое занимал АВРАhАМ в тех краях, достойно удивления, что обжёгшись один раз, человек наступает на те же грабли. Общеизвестно – умный человек, если ошибётся, признает свою ошибку. Мудрый же, вообще, не ошибается. Ничего подобного мы не наблюдаем. Если же учесть, что в Грар пришёл не безвестный пришелец, а всемирно известный своим гостеприимством вождь могучего племени, то не только удивляешься, а, прямо-таки, изумляешься и поражаешься. Ну зачем опять этот мелкий, унижающий большого человека, обман? Я имею ввиду умолчание о полном статусе нашей праматери. Фараон за честь почёл отдать его жене свою любимую дочь в рабыни. Современное ему поколение ещё помнило его (Авраhама) блистательную победу над четырьмя могущественными царями и возврат местным царям всех их земель и имущества. А войско за его плечами! 318 закалённых в битвах воинов! Если уж два отрока смогли справиться с населением целого города, правда, обескровленного обрезанием, то что такое Грар перед таким войском. Да шевельни авимелех грарский пальцем
против воли нашей четы, от него тут же не осталось бы и мокрого пятнышка. Но всё это меркнет перед основной их силой и опорой. Ведь Вс-вышний неоднократно заявлял, что сделает его потомков великим народом.
/2/ И ЗАКЛЮЧУ Я СОЮЗ МЕЖДУ МНОЮ И ТОБОЮ, И ВЕСЬМА-ВЕСЬМА РАЗМНОЖУ ТЕБЯ". (Берешит17:2).
И союз был немедленно заключён. Разве, имея такого Союзника, возможно кого-либо устрашиться? Да никогда в жизни!
4. Даже проходя ущельем во тьме смертной, не убоюсь беды; ибо Ты - со мною! Палица и посох в Твоих руках вселяют в меня уверенность. (Теиллим23:4).
Не из боязни они скрыли подлинный статус Сары. Определённо, была другая причина. Ответ Авраhама на упрёки Авимелеха звучат неубедительно. Странно также, что мы осуждаем Авимелеха (и фараона) за взятие Сары во дворец.
Таковы были нравы в то время. Одной из самых серьезных ошибок при изучении Торы является попытка объяснить поведение ее героев на основании нашего современного мировоззрения, современной культуры и ценностей, характерных для европейца: "Почему он поступил так? Логичнее в его ситуации было бы поступить так-то и так-то!" Да с чего бы это? "Логичнее" – с нашей точки зренияU, как мы сегодняU понимаем эту ситуацию, исходя из нашей ментальности и наших ценностей. А с точки зрения человека, жившего 3000 лет тому назад в Эрец Кнаан, наше "логично" – совершенно нелогично! Один из примеров тому – история с Авраhамом, который попросил жену назваться сестрой. Возможно, его просьба покажется современному европейцу, мягко говоря, странной. Но если взглянуть на это с точки зрения культурного окружения той эпохи, то мы не обнаружим ничего странного в поступках Авраhама.
То есть, чтобы правильно понять Тору, следует обладать историческим сознанием: иметь представление об образе жизни, культуре, законах, обычаях и мировоззрении народов, населявших Ближний Восток более 3000 лет назад. ([b]Торат Моше, Введение. Стр17).
Имея даже минимальные
«представления об образе жизни, культуре, законах, обычаях и мировоззрении народов, населявших Ближний Восток более 3000 лет назад», мы не найдем ничего предосудительного в поведении грарского авимилеха.
И Авраhам не нашёл. Если бы возмутился – не промолчал бы. Буквально «вчера» он Самому Б-гу заявил:
/25/ НЕ ПОДОБАЕТ ТЕБЕ ДЕЛАТЬ ПОДОБНОЕ, ЧТОБЫ ГУБИТЬ ПРАВЕДНОГО С НЕЧЕСТИВЫМ, ЧТОБЫ ПРАВЕДНЫЙ БЫЛ СРАВНЕН С НЕЧЕСТИВЫМ. НЕ ПОДОБАЕТ ЭТО ТЕБЕ; НЕУЖЕЛИ СУДЬЯ ВСЕЙ ЗЕМЛИ НЕ БУДЕТ СУДИТЬ СПРАВЕДЛИВО?" (Ваера 18:25)
а перед Авимелехом оправдывается.
Наши цари даже «перещеголяли» Авимелеха. Далеко ходить не будем.
(13) И сказал он: хорошо, я заключу с тобою союз, только одной вещи потребую я от тебя: ты не увидишь лица моего, если не приведешь Михал, дочь Шаула, когда придешь увидеться со мною. (14) И послал Давид послов к Ишбошэту, сыну Шаула, сказать: отдай жену мою, Михал, которую я получил в супружество за крайнюю плоть ста Пелиштимлян. (15) И послал Ишбошэт взять ее от мужа, от Палтиэйла, сына Лаиша. (16) И пошел за нею муж ее, следуя за нею с плачем, до Бахурим. Тут сказал ему Авнэйр: ступай назад! И тот возвратился. (Шемуэйл 2-3:13-15).
Есть пример, ещё более интригующий. И, даже, вопиющий.
(1) В восемнадцатый год царствования Йаровама, сына Невата, Авийам стал царем над Йеудеей. (2) Три года царствовал он в Йерушалаиме. Имя матери его Мааха, дочь Авишалома. (Млахим1-15:1-2)
( (8) И почил Авийам с отцами своими, и похоронили его в городе Давида. И стал царем вместо него Аса, сын его. (9) В двадцатый год (царствования) Иаровама, царя Исраэйльского, стал Аса царем над Йеудеей. (10) И сорок один год царствовал он в Йерушалаиме. А имя матери его Мааха, дочь Авишалома.(!) (Млахим1-15:8-10).
Не хочу утомлять публику дальнейшим перечислением подобных примеров. Полагаю, многим они известны. Тогдашнее общество не было шокировано этими поступками наших (и чужих) царей. Таковы были нравы и обычаи
в то время. Но,
для Вс-вышнего времени не существует. Для Него обман есть обман, независимо от времени жизни обманщика. И грех не перестаёт быть грехом из-за принятых норм поведения в какое-либо время. Поэтому, от Авимелеха след остался
только в Писании. За грехи (в глазах Вс-вышнего) наших предков – они каждый раз были наказуемы. Либо их потомки. Вплоть до наших дней.