Торат Моше

Тора, история, заповеди, традиции, праздники

Moderators: Борис Бердичевский, Moderator16

gbrodsky
Участник форума
Posts: 42
Joined: 14 Jun 2009, 21:08

Re: Торат Моше

Postby gbrodsky » 07 Feb 2011, 11:19

harishon wrote:наконец насилил введение. пытался поделится впечатлениями с местным шалиахом по поводу понимания агадот и мидрашей, его ответ был "лучше быть шойте, чем апикойресом". похоже что и это и есть мой выбор. пока склоняюсь к последнему.


Апикойрес - это человек, который думает, что Всевышнему дела до нас нет, Ему неинтересны наши дела и то, как мы себя ведем. Такое определение приводит Рамбам, и это действительно именно то, чему учил греческий философ Эпикур.

А что можно сказать о человеке, который думает, что Всевышнему неинтересны наши мысли? Что Ему якобы дела нет до того, как мы понимает Его Святую Тору, которую он нам дал?

User avatar
Зяма Крендель
Ветеран мега-форума
Posts: 5327
Joined: 21 Jul 2003, 12:07
Location: Чикаго

Re: Торат Моше

Postby Зяма Крендель » 08 Feb 2011, 11:17

harishon wrote:"лучше быть шойте, чем апикойресом". похоже что и это и есть мой выбор. пока склоняюсь к последнему.

Я вообще не понимаю, как в иудаизме можно быть "шойте". По-моему, если стоит такой выбор, значит, что-то не так с выбором. Например, с самими майсами - если они таковы, что с одной стороны, поверить в них может только шойте. ;)
"...читает недоступную его пониманию философскую литературу, делает бессистемные выписки..."
© Учебник психиатрии, симптомы шизофрении

harishon
Ветеран мега-форума
Posts: 7508
Joined: 27 Oct 2007, 01:28
Location: Land of Fruits and Nuts, New Venezuela

Re: Торат Моше

Postby harishon » 08 Feb 2011, 19:32

Зяма Крендель wrote:Я вообще не понимаю, как в иудаизме можно быть "шойте".

"кто верит в истории о Бааль Шем-Тове - шойте, а кто не верит- апикойрес"(с) хасидская мудрость.
״אז אידן מאכן ניט ביי זיך קיין ״קידוש״, (קדושים תהיו) דאן מאכן איבער זיי די גויים ,הבדלה״
ר׳ חיים וואלאזשינער ז״ל
"Когда евреи не делают себя "Киддуш"(святыми будьте), то гои переделывают их в "hавдалу""
Р. Хаим Воложинер

gbrodsky
Участник форума
Posts: 42
Joined: 14 Jun 2009, 21:08

Re: Торат Моше

Postby gbrodsky » 08 Feb 2011, 21:28

"кто верит в истории о Бааль Шем-Тове - шойте, а кто не верит- апикойрес"(с) хасидская мудрость.

Вы неправильно цитируете. На самом деле там сказано: "кто верит во ВСЕ истории о Бааль Шем-Тове - шойте, а кто не верит НИ В ОДНУ- апикойрес"
Имеется в виду, что и то, и другое плохо.

harishon
Ветеран мега-форума
Posts: 7508
Joined: 27 Oct 2007, 01:28
Location: Land of Fruits and Nuts, New Venezuela

Re: Торат Моше

Postby harishon » 08 Feb 2011, 21:33

gbrodsky wrote:Вы неправильно цитируете, от чего и происходит недопонимание. На самом деле там сказано: "кто верит во ВСЕ истории о Бааль Шем-Тове - шойте, а кто не верит НИ В ОДНУ- апикойрес"
Имеется в виду, что и то, и другое плохо.

это симантика. и вы не знаете как я понимаю или не понимаю- я просто бо этом ничего не писал.
gbrodsky,
скажите, тот кто не верит хотя бы в часть этих историй - миснагед?
״אז אידן מאכן ניט ביי זיך קיין ״קידוש״, (קדושים תהיו) דאן מאכן איבער זיי די גויים ,הבדלה״
ר׳ חיים וואלאזשינער ז״ל
"Когда евреи не делают себя "Киддуш"(святыми будьте), то гои переделывают их в "hавдалу""
Р. Хаим Воложинер

gbrodsky
Участник форума
Posts: 42
Joined: 14 Jun 2009, 21:08

Re: Торат Моше

Postby gbrodsky » 08 Feb 2011, 22:23

harishon wrote:
gbrodsky wrote:Вы неправильно цитируете, от чего и происходит недопонимание. На самом деле там сказано: "кто верит во ВСЕ истории о Бааль Шем-Тове - шойте, а кто не верит НИ В ОДНУ- апикойрес"
Имеется в виду, что и то, и другое плохо.

это симантика. и вы не знаете как я понимаю или не понимаю- я просто бо этом ничего не писал.

Во-первых, я свое сообщение уже исправил (см. выше). Во-вторых, не симантика, а семантика.
gbrodsky,
скажите, тот кто не верит хотя бы в часть этих историй - миснагед?

В-третьих, про всех известных людей плетут всякие небылицы. Про Виленского Гаона тоже много чего болтают.
В-четвертых, перевод тема хасиды\миснагеды к данной теме не относится :-)
В пятых, раз мы уже затронули эту тему... :k2:
Я много читал про историю хасидизма. По моему убеждению, большая часть, того, что говорится и делается от имени хасидизма - это глупость, но и огульное отрицание хасидизма и та война, которая велась против хасидизма в первые 1-2 поколения его существования - глупость не меньшая.
Но мне очень не хотелось бы втягиваться в дискуссию на эту тему.

harishon
Ветеран мега-форума
Posts: 7508
Joined: 27 Oct 2007, 01:28
Location: Land of Fruits and Nuts, New Venezuela

Re: Торат Моше

Postby harishon » 08 Feb 2011, 23:45

gbrodsky wrote:Во-вторых, не симантика, а семантика.

мы русскому языка плохо помним, по ангелськи оно звучит "симантикс"- semantics.
gbrodsky wrote:В-четвертых, перевод тема хасиды\миснагеды к данной теме не относится :-)

вы наверное не въехали в тему, но как раз да, относится. "шалиах" было ключевое слово.
gbrodsky wrote:огульное отрицание хасидизма и та война, которая велась против хасидизма в первые 1-2 поколения его существования - глупость не меньшая.
в данный момент я наблюдаю обратное явление. примеров - больше чем достаточно, но не буду их приводить в теме, дабы не разжигать.
״אז אידן מאכן ניט ביי זיך קיין ״קידוש״, (קדושים תהיו) דאן מאכן איבער זיי די גויים ,הבדלה״
ר׳ חיים וואלאזשינער ז״ל
"Когда евреи не делают себя "Киддуш"(святыми будьте), то гои переделывают их в "hавдалу""
Р. Хаим Воложинер

gbrodsky
Участник форума
Posts: 42
Joined: 14 Jun 2009, 21:08

Re: Торат Моше

Postby gbrodsky » 09 Feb 2011, 11:46

harishon wrote:
gbrodsky wrote:Во-вторых, не симантика, а семантика.

мы русскому языка плохо помним, по ангелськи оно звучит "симантикс"- semantics.

Sure, that's correct. :-)
gbrodsky wrote:В-четвертых, перевод тема хасиды\миснагеды к данной теме не относится :-)

вы наверное не въехали в тему, но как раз да, относится. "шалиах" было ключевое слово.
gbrodsky wrote:огульное отрицание хасидизма и та война, которая велась против хасидизма в первые 1-2 поколения его существования - глупость не меньшая.
в данный момент я наблюдаю обратное явление. примеров - больше чем достаточно, но не буду их приводить в теме, дабы не разжигать.

Я читал письма Альтер Ребе, написанные во времена этой войны. Почему-то он нигде не говорит, что лучше быть шойте, чем апикойресом. Наоборот, он говорит - читайте, вникайте сами, думайте.

harishon
Ветеран мега-форума
Posts: 7508
Joined: 27 Oct 2007, 01:28
Location: Land of Fruits and Nuts, New Venezuela

Re: Торат Моше

Postby harishon » 09 Feb 2011, 19:59

gbrodsky wrote:Я читал письма Альтер Ребе, написанные во времена этой войны

Алтер Ребе - это античная история, сегодня уже другие времена. говорю о своем опыте на сегодняшний день.
״אז אידן מאכן ניט ביי זיך קיין ״קידוש״, (קדושים תהיו) דאן מאכן איבער זיי די גויים ,הבדלה״
ר׳ חיים וואלאזשינער ז״ל
"Когда евреи не делают себя "Киддуш"(святыми будьте), то гои переделывают их в "hавдалу""
Р. Хаим Воложинер

getz
Участник со стажем
Posts: 1629
Joined: 07 Sep 2006, 20:41
Location: Мигдал аЭмэк

Re: Торат Моше

Postby getz » 10 Feb 2011, 21:54

gbrodsky wrote:
"кто верит в истории о Бааль Шем-Тове - шойте, а кто не верит- апикойрес"(с) хасидская мудрость.

Вы неправильно цитируете. На самом деле там сказано: "кто верит во ВСЕ истории о Бааль Шем-Тове - шойте, а кто не верит НИ В ОДНУ- апикойрес"
Имеется в виду, что и то, и другое плохо.

это слова Коцкер Рэбэ: "Тот, кто верит, что все чудесные майсы про БэШТа - правда, - тот шойтэ. Но тот, кто не верит в то, что все эти чудеса БэШТ таки да мог совершить - тот апикойрэс"
Можно быть с Б-гом и можно быть против Б-га – но невозможно быть БЕЗ НЕГО! (Святой р. Лэйви Ицхак из Бердичева)

Pif
Участник со стажем
Posts: 555
Joined: 16 Aug 2004, 18:21

Re: Торат Моше

Postby Pif » 18 Apr 2011, 06:36

Опубликована глава Ваера
http://rmbm.brinkster.net/tanakh/toratmoshe_intro.aspx
"Tорат Моше" - пособие по изучению письменной Tоры
http://rmbm.brinkster.net/tanakh/toratmoshe.aspx

Pif
Участник со стажем
Posts: 555
Joined: 16 Aug 2004, 18:21

Re: Торат Моше

Postby Pif » 10 Jun 2011, 10:25

Опубликованы главы Хаей Сара и Толдот
http://rmbm.brinkster.net/tanakh/toratmoshe.aspx
"Tорат Моше" - пособие по изучению письменной Tоры
http://rmbm.brinkster.net/tanakh/toratmoshe.aspx

harishon
Ветеран мега-форума
Posts: 7508
Joined: 27 Oct 2007, 01:28
Location: Land of Fruits and Nuts, New Venezuela

Re: Торат Моше

Postby harishon » 31 Aug 2011, 00:36

Pif,
эта книга будет издаваться на бумаге? и когда планируется ее закончить?
״אז אידן מאכן ניט ביי זיך קיין ״קידוש״, (קדושים תהיו) דאן מאכן איבער זיי די גויים ,הבדלה״
ר׳ חיים וואלאזשינער ז״ל
"Когда евреи не делают себя "Киддуш"(святыми будьте), то гои переделывают их в "hавдалу""
Р. Хаим Воложинер

Pif
Участник со стажем
Posts: 555
Joined: 16 Aug 2004, 18:21

Re: Торат Моше

Postby Pif » 31 Aug 2011, 08:29

harishon wrote:Pif,
эта книга будет издаваться на бумаге?
Во-первых, авторы хотели бы получить feedback от читателей: исправить ошибки, не вполне книжный стиль, который режет глаз и ухо, дополнить материал, если необходимо и т.д. Т.е. если издавать, то "издание 2-ое, исправленное и дополненное" - ведь в книжку уже не внесешь изменения, в отличие от электронного варианта. Во-вторых, издание требует немалых средств, которых у авторов нет. Либо требуется заключение договора с каким-то издательством на рабских условиях (типа уступки ему прав на книгу). Издание книги за собственный счет авторам кажется предпочтительным, потому что у них нет планов наживаться за счет книги, и поэтому ее цену они могли бы установить равной себестоимости плюс транспортные расходы и плата магазину "за распространение". Однако для этого нужны деньги: по предварительным оценкам - порядка 30000 шекелей на издание тиража в 1000 экземпляров.
и когда планируется ее закончить?
Планировалось закончить книгу Берешит к концу осенних праздников. Однако окончательная редакция задерживается из-за занятости авторов (я уже писал в начале этой темы, что они работают над книгой в свободное от работы и учебы время). Вероятно, в течение сентября будет опубликована глава Ваишлах. Остальное - только после праздников. Текст книги Шмот уже набран, и ведется его редактирование и вычитка.
"Tорат Моше" - пособие по изучению письменной Tоры
http://rmbm.brinkster.net/tanakh/toratmoshe.aspx

Pif
Участник со стажем
Posts: 555
Joined: 16 Aug 2004, 18:21

Re: Торат Моше

Postby Pif » 05 Oct 2011, 16:00

Опубликована глава Ваишлах. Всем шана това!
"Tорат Моше" - пособие по изучению письменной Tоры
http://rmbm.brinkster.net/tanakh/toratmoshe.aspx

Pif
Участник со стажем
Posts: 555
Joined: 16 Aug 2004, 18:21

Re: Торат Моше

Postby Pif » 16 Nov 2011, 20:27

Опубликована глава Вайешев
http://rmbm.brinkster.net/tanakh/toratmoshe.aspx
"Tорат Моше" - пособие по изучению письменной Tоры
http://rmbm.brinkster.net/tanakh/toratmoshe.aspx

Pif
Участник со стажем
Posts: 555
Joined: 16 Aug 2004, 18:21

Re: Торат Моше

Postby Pif » 12 Dec 2011, 15:31

Опубликована глава "Микец"
http://rmbm.brinkster.net/tanakh/toratmoshe.aspx
"Tорат Моше" - пособие по изучению письменной Tоры
http://rmbm.brinkster.net/tanakh/toratmoshe.aspx

Владимир 2-ой
Участник со стажем
Posts: 1379
Joined: 24 Nov 2009, 00:12

Re: Торат Моше

Postby Владимир 2-ой » 13 Dec 2011, 13:47

Уважаемые Йехиэль Цайткин и Реувен Бен-Исраэль, вы в очень доходчивой форме описали эпизод с Диной. Тем не менее кое-какие вопросы для меня не ясны. Приведенные вами комментарии говорят, что мнения наших мудрецов о реакци Шимона и Леви на случившееся, расходятся. У меня вопросы к тем, кто одобряет братьев и Яакова. Но, сначала, вопрос (1) к вам. Вы пишете:
«Поскольку условия договора "быть как мы" не были выполнены, сыновья Яакова убили всех мужчин в городе.»
Но, какие условия договора «быть как мы» могли быть выполнены, если обрезание всех завершилось только на третий день? За три дня они выполнили только первое, самое важное для евреев и самое болезненное для нееврев, условие. Цитата:
«Хизкуни: почему они напали именно на третий день? Потому что жители города не успели за один день сделать обрезание всем мужчинам, но обрезания проводились еще два дня, так что закончили этот процесс на третий день: в третий день им всем было больно.»
А на четвертый день выполнять дальнейшие условия договора уже было некому. И спросить было не с кого. Цитата:
«горожане не ожидали нападения. Почему?
Потому что город не был готов к неожиданному нападению: ведь заключен мир! Это полностью соответствует ближневосточному поведению: заключить мирный договор и, когда противник не ожидает этого, напасть на него.
Сыновья Яакова убивают всех жителей мужского пола.»
Как раз именно это имел ввиду Царь Шломо: «Источник жизни – уста праведника, а уста нечестивых скрывают насилие.»( Мишлей 10:11) Шимон и Леви словами и действиями блестяще подтвердили эту сентецию. И ещё вопрос(2). Почему всё время делается акцент на нежелании Яакова и его сыновей ассимилироваться? :13: Ведь дело обстояло в точности наоборот. Хамор и не требовал ассимиляции от семьи Яакова. Это Шимон и Леви, даже не посоветовавшись с отцом, выдвинули требование ассимилироваться народу Шхема. И они (Хамор, Шхем и народ) согласились, и на словах, и на деле. Спасибо за внимание. Владимир. :ic1:
Last edited by Владимир 2-ой on 13 Dec 2011, 18:54, edited 1 time in total.

gbrodsky
Участник форума
Posts: 42
Joined: 14 Jun 2009, 21:08

Re: Торат Моше

Postby gbrodsky » 13 Dec 2011, 16:00

1) Ну как же Хамор не предлагают ассимиляции? А кто говорит - "берите наших дочерей" т.д.? А Шимон и Леви делают вид, что на нее соглашаются, только добавляют условия.
2) По поводу: "уста нечестивых скрывают насилие" - ну да, это цетнральный пункт тех, кто Шимона и Леви осуждают.
В ответ я мог бы сказать, что царь Шломо говорит о том, как надо вести себя с нормальными людьми, а Шимон и Леви считали, что имеют дело с врагами.

Pif
Участник со стажем
Posts: 555
Joined: 16 Aug 2004, 18:21

Re: Торат Моше

Postby Pif » 13 Dec 2011, 16:38

В добавление к предыдущему ответу:
Владимир 2-ой wrote:
«Поскольку условия договора "быть как мы" не были выполнены, сыновья Яакова убили всех мужчин в городе.»
Но, какие условия договора «быть как мы» могли быть выполнены, если обрезание всех завершилось только на третий день?

Вероятно, следует внести уточнение: "По мнению Сфорно, поскольку условия договора..."
Очевидно, Сфорно считает, что сыновьям Яакова стало известно об обсуждении в городе их предложения, и они поняли, что жители согласились обрезаться не для того, чтобы стать одним народом, служащим Всевышнему (потому что обрезание для бней Исраэль - знак союза, заключенного между народом и Всевышним), а только ради обогащения. И поэтому уже на этом этапе они посчитали это нарушением условий договора.
Но это личное мнение Сфорно, и далее в тексте, если Вы заметили, мы отмечаем, что с ним трудно согласиться.
И ещё вопрос(2). Почему всё время делается акцент на нежелании Яакова и его сыновей ассимилироваться? :13: Ведь дело обстояло в точности наоборот. Хамор и не требовал ассимиляции от семьи Яакова. Это Шимон и Леви, даже не посоветовавшись с отцом, выдвинули требование ассимилироваться народу Шхема. И они (Хамор, Шхем и народ) согласились, и на словах, и на деле. Спасибо за внимание. Владимир. :ic1:

Вроде бы понятно, что когда одна семья сливается с большим народом (жители Шхема были частью большого народа кнааним), то ассимиляция угрожает именно маленькой семье.
Реувен Бен-Исраэль
"Tорат Моше" - пособие по изучению письменной Tоры
http://rmbm.brinkster.net/tanakh/toratmoshe.aspx


Return to “Евреи и Тора”




  Who is online

Users browsing this forum: No registered users and 3 guests