gbrodsky писал(а):1) Ну как же Хамор не предлагают ассимиляции? А кто говорит - "берите наших дочерей" т.д.? А Шимон и Леви делают вид, что на нее соглашаются, только добавляют условия.
2) По поводу: "уста нечестивых скрывают насилие" - ну да, это цетнральный пункт тех, кто Шимона и Леви осуждают.
В ответ я мог бы сказать, что царь Шломо говорит о том, как надо вести себя с нормальными людьми, а Шимон и Леви считали, что имеют дело с врагами.
Уважаемый gbrodsky, по первому пункту приношу свои извинения. Действительно – «берите наших дочерей и т.д.» первым предложил Хамор. Что же касается второго пункта, то вот мои соображения. Обратите внимание, что среди тех, кто осуждает братьев, такие корифеи, как Рамбан и р. Ш.Р.Гирш.
Далее. Цитата:Цитата: Рамбан, как мы уже отметили выше, считает, что убийство жителей Шхема не было оправданным:
Рамбан (יג ): представляется, что все было сделано с согласия отца, ведь он присутствовал при разговоре с Хамором и Шхемом, и он знал, что братья ответили им с хитростью... И многие спросят: как могли праведные сыновья Яакова пролить невинную кровь?.. Ведь у Яакова и его сыновей не было полномочий творить над ними суд.
То же самое он говорит в своем комментарии на благословение Яаковом сыновей (Берешит 49, 5-6 Стр.587. Цитата: Еще более резко высказывается р.Ш.Р.Гирш ( כה לא - ):
С этого места (с пасука כה ) начинается позорное деяние, и у нас нет намерения его покрывать. Если бы [сыновья Яакова] убили бы [только] Шхема и Хамора, то несомненно поступили бы правильно... "Вы испортили мои отношения с местными жителями: вы поступили не только не по закону, но и не мудро, ведь мы малочисленны". Стр 588.
Не думаю, что семейство Яакова считало жителей Шхема врагами. Разве враги продали бы Яакову землю за бесценок? И несколько лет жили бок о бок без каких-либо претензий друг к другу. Цитата:В ответ я мог бы сказать, что царь Шломо говорит о том, как надо вести себя с нормальными людьми, а Шимон и Леви считали, что имеют дело с врагами.
Насколько я знаю, арабам запрещено продавать землю нашему брату-еврею. И скажите мне, положа руку на сердце, как поступил бы враждебный народ, народ нечестивый, погрязший в прелюбодействе, разбое, кровопролитии и воровстве, в подобной ситуации? Боюсь, если бы Вы были правы, мы бы с Вами сейчас не беседовали бы тихо-мирно. И история евреев на детях Яакова бесславно бы закончилась. Вместо расправы со всем семейством, царь Хамор и принц Шхем унижаются, умоляют: «отдайте нам девочку в жёны», сулят золотые горы, согласны на любые жертвы. Цитата:Яаков купил здесь землю: вероятно, он провел в этом месте довольно продолжительное время.
Ибн Эзра: возможно, что Яаков задержался в Шхеме на много лет: ведь Дине не было еще и семи лет, да и Шимон и Леви были слишком малы (для нападения на Шхем).
Это кажется вполне логичным: Яаков купил там поле, устроился, освоился, и только через много лет случилась история с Диной.
К тому же не зря же сказано: «И вышла Дина, дочь Леи...» как в своё время – «...вышла Лея навстречу ему...». Намного позже, правда, Йешайа (3:16) дал такую характеристику еврейским женщинам:Бр.34:11. И сказал Шхем ее отцу и ее братьям: Обрести бы мне милость в глазах ваших! И что скажете мне, дам. 12. Умножьте мне чрезвычайно вено и даяние, и я дам, как скажете мне. И дайте мне девицу в жены! [Сончино] 13. И отвечали сыны Йаакова Шхему и Хамору, отцу его, с хитростью
с хитростью. С умом. (Раши)
За подобные вольности мидьянитянок, 32000 девочек, «не познавших мужеское ложе», стали рабынями и наложницами наших предков, а все остальные были убиты «острием меча». Я думаю, эти девочки позавидовали убитым. Если Вы сочли меня защитником Шхема, напрасно. Наказание насильника должно быть неотвратимым. Это моё личное мнение. Но вот что говорят некоторые наши мудрецы:«...возгордились дочери Цийона и ходят, вытянув шею и подмигивая глазами, выступая плавною поступью и бренча (украшениями) ног своих,...»
К сожалению, не помню кто это сказал. А, ведь, по всему видно, что Шхем искренне раскаялся. Но это ему помогло, как мёртвому – припарка. И народ, не пригвоздивший его к позорному столбу, все мужчины, от грудного до старца, все до единого, были хладнокровно убиты. Не думаю, что только чувство мести подвигло братьев на этот «подвиг». Последующее мародёрство, желание обогатиться, со всей очевидностью показало, что свершение правосудия стояло у братьев на втором месте. Ссылку на «то время» считаю не корректной, т.к. она исключает присутствие Всесильного, вечного и неизменного. А теперь глянем на подобную ситуацию, случившуюся в семье одного из наших величайших праведников, в семье царя Двида. Не буду здесь цитировать, но рекомендую открыть и перечесть книгу Шмуэль 2-13:1-22. Очень рекомендую! Подробности впечатляют. Не могу удержаться, приведу кусочек. Цитата.«Там, где стоит раскаивающийся – праведник стоять не может»
Негодяй Шхем, инородец, на фоне первенца нашего благородного царя, принца крови и престолонаследника Амнона, выглядит просто благородным рыцарем, прямо-таки голубем мира. И что же наш царь? Ну, разгневался немного. Но за меч не схватился, показательного суда не устроил. И это после того, как его родная дочь была зверски изнасилована, а после, голая, выставлена пинками за дверь. Более того, когда насильника настигло возмездие, очень опечалился. Кстати, этот эпизод с Амноном и Тамар, наглядно демонстрирует (на мой взгляд) насколько статус жещины в иудаизме ниже статуса мужчины. Это отдельная тема, не будем отвлекаться. Цитата(14) Но он не хотел слушать слов ее и одолел ее, и изнасиловал ее, и лежал с нею. (15) И возненавидел ее Амнон чрезвычайною ненавистью, так что ненависть, какою он возненавидел ее, была сильнее любви, какою любил ее, и сказал ей Амнон: встань, уйди. (16) И сказала она ему: нет, ибо это зло – прогнать меня – больше того, которое сделал ты со мною (раньше). Но он не хотел слушать ее. (17) И позвал отрока, служителя своего, и сказал: прогони-ка эту от меня вон и запри дверь за нею.
Уважаемый Pif, спасибо, что откликнулись, не проигнорировали мои каракули. Теперь я ещё более ценю Ваши уроки. Скажите, Вы тоже, как и Ральбаг, считаете, что дети жителей Шхема, в том числе и грудные, «обязательно поднимутся против них, чтобы убить их.»? И «превентивные меры» против них (детей) тоже были необходимы? Прямой простой вопрос. Хотелось бы получить такой же прямой простой ответ. Теперь об ассимиляции. Когда о ней заходит речь, то «вполне понятно», что большой народ поглощает маленькую семью. Но, когда речь заходит об убиении этого народа, он, этот народ, скукоживается до «общее число жителей, включая женщин, предположительно не превышало сотню человек.» Я не очень разобрался в вводной статье к «Торат Моше». Насколько я понял, Вы считаете, что нельзя ссылаться на Мидраш в подобного рода дискуссиях. Рискну всё-таки напомнить, что Мидраш называет такие числа: «Более шестисот мужчин и свыше двухсот детей были тогда обрезаны в один день.» Как-ни-как, всё-таки, Устная Тора. Но, если Вы против ссылок на р. М.Вейсмана, дайте только знак, и я больше не буду на него ссылаться. Я обратил внимание ещё на один момент. Цитата:Ральбаг: сыновья Яакова знали, что если они убьют только Хамора и Шхема, то остальные жители города обязательно поднимутся против них, чтобы убить их. Поэтому они предприняли превентивные меры, и убили всех мужчин, предупредив тем самым возможный ответный удар.Следует отметить, что из прочтения текста может сложиться ошибочное впечатление, что Шимон и Леви убили в Шхеме сотни, а то и тысячи человек. Однако исследование древнего городища Шхема показывает, что общее число жителей, включая женщин, предположительно не превышало сотню человек.
Копия текста на иврите получается какая-то зеркальная, Вы уж простите, не знаю, как с этим сладить. Так вот, путём каких-то непонятных для меня лингвистических манипуляций, Вы доказали, как 2х2=4, что «Яаков критикует сыновей (Шимона и Леви) не за их действия в Шхеме, а за продажу Йосефа!» Мне ли, начинающему приобщаться, оспаривать мнение специалиста? ? Но, всё-таки, если это так, то получается, что остальные братья не причастны к этому злодеянию. Что- то я не припомню, чтобы Яаков их (остальных братьев) укорял в этом. А ведь они, по моему, действовали сообща. Прошу просветить, если это возможно. Как-то не получается отвечать коротко. Спасибо за внимание и терпение. Владимир.Стр. 597. כִי בְאַפָם הָרְגו אִיש– "в гневе своем [хотели] убить человека (= Йосефа)"
ובִרְצֹנָם עִקְרו שוֹר – "и по воле своей [хотели] подрезать (= убить) быка (= Йосефа)".
Таким образом, выясняется, что Яаков критикует сыновей не за их действия в Шхеме, а за продажу Йосефа!