Рав Шнеерсон был против каббалы рава Ашлага ?

Тора, история, заповеди, традиции, праздники

Модератор: Moderator16

Михаил Авраамович
Ветеран мега-форума
Сообщения: 6080
Зарегистрирован(а): 24 ноя 2006, 14:50

Рав Шнеерсон был против каббалы рава Ашлага ?

Сообщение Михаил Авраамович » 12 июл 2007, 20:07

Последний глава Хабада в "Игрот Кодеш" скептически отзывается о каббале р. И. Ашлага, пишет, например:

ומ"ש אודות פירוש הסולם על הזהר, הנה לא ראיתיו אלא בהעברה בעלמא לאיזה רגעים, ומובן שאי אפשר לחוות דיעה על יסוד זה. והספר אינו אצלי, וכפי הנשמע הנה סלל דרך לעצמו בלימוד ע"ח והזהר, ואנו אין לנו אלא דרך המלך של נשיאנו בתורת החסידות...

Не совсем понятно , чем это отношение вызвано , есть ли у этого вопроса предыстория, и какая ? Что говорят в Хабаде ?

Uriel
Участник со стажем
Сообщения: 1192
Зарегистрирован(а): 16 май 2005, 17:53
Откуда: Возле Иерусалима

Re: Рав Шнеерсон был против каббалы рава Ашлага ?

Сообщение Uriel » 15 июл 2007, 14:18

Михаил Авраамович писал(а):Последний глава Хабада в "Игрот Кодеш" скептически отзывается о каббале р. И. Ашлага, пишет, например:

ומ"ש אודות פירוש הסולם על הזהר, הנה לא ראיתיו אלא בהעברה בעלמא לאיזה רגעים, ומובן שאי אפשר לחוות דיעה על יסוד זה. והספר אינו אצלי, וכפי הנשמע הנה סלל דרך לעצמו בלימוד ע"ח והזהר, ואנו אין לנו אלא דרך המלך של נשיאנו בתורת החסידות...

Не совсем понятно , чем это отношение вызвано , есть ли у этого вопроса предыстория, и какая ? Что говорят в Хабаде ?

:13: как Вы здесь усмотрели, что Ребе был против "сулама"?
Ребе здесь только констатирует факт того, что "баал а-сулам" имеет новый подход в изучении кабалы, и говорит о том, что хасидам Хабад надо идти по пути, указанному их адморами.
Кстати видел пару лет назад в отрывке видео из раздачи долларов, как какой-то дядька предлагал Ребе, чтобы он агитировал людей за изучение "перуш а-сулам", и Ребе ему ответил, что он лично не может призывать к изучению "сулама", так как он является адмором Хабада, и соответственно, распространителем пути Хабад, но в целом он видит этот иньян (изучение нистар через "перуш а-сулам") в положительном свете.

Михаил Авраамович
Ветеран мега-форума
Сообщения: 6080
Зарегистрирован(а): 24 ноя 2006, 14:50

Re: Рав Шнеерсон был против каббалы рава Ашлага ?

Сообщение Михаил Авраамович » 15 июл 2007, 23:58

Uriel

как Вы здесь усмотрели, что Ребе был против "сулама"?


Слово "против" было только в моем вопросе.

Ребе здесь только констатирует факт того, что "баал а-сулам" имеет новый подход в изучении кабалы, и говорит о том, что хасидам Хабад надо идти по пути, указанному их адморами.


Но это, простите, и без того было очевидно хасидам (что надо следовать только словам адморов - так всегда и было). :13:

Вот это меня и удивило: зачем надо было специально писать именно об этом каббалисте из огромного числа каббалистов-нехабадников ? И говорить такие понятные и без того вещи ?

Конечно, если такие письма есть и про других мекуболим - то вопрос отпадает. Но я о таких не слышал , да и не видел их.

Также я слышал (но не могу проверить), что р. Шнеерсон скептически относился именно к Бааль-Суламу в силу того, что тот был хасидом, но потом "сошел" с традиционного хасидского пути на свой собственный.

Кстати видел пару лет назад в отрывке видео из раздачи долларов, как какой-то дядька предлагал Ребе, чтобы он агитировал людей за изучение "перуш а-сулам", и Ребе ему ответил, что он лично не может призывать к изучению "сулама", так как он является адмором Хабада, и соответственно, распространителем пути Хабад, но в целом он видит этот иньян (изучение нистар через "перуш а-сулам") в положительном свете.


Ну, это, конечно, интересно. Эту запись можно найти в сети ?

Это было , наверное , уже после этого письма (5715 г.) ?

И непонятно: почему же адмор Хабада не может агитировать за книгу по каббале, написанную нехабадником - вроде бы хабадники имеют право учить и нехабадские книги, и даже должны это делать (если книги "фундаментальные") ? :13:

Аватара пользователя
Лейбыч
Ветеран мега-форума
Сообщения: 8265
Зарегистрирован(а): 18 янв 2005, 21:50
Откуда: Местечковый жидок
Контактная информация:

Сообщение Лейбыч » 16 июл 2007, 00:02

Хосид Альтер Ребе спросил можно ли учить перуш Бартануры.
-А в чём дело?
-Если он не написан со Святым Духом, не буду учить!
-Ты можешь учить.
Глава поколения заботится о каждом еврее.
Поэтому решение серьёзных проблем реально с помощью советов Ребе в книге "Игрот Кодеш".
ГОТОВЬТЕСЬ К ПРИХОДУ МОШИАХА!!!

Uriel
Участник со стажем
Сообщения: 1192
Зарегистрирован(а): 16 май 2005, 17:53
Откуда: Возле Иерусалима

Re: Рав Шнеерсон был против каббалы рава Ашлага ?

Сообщение Uriel » 16 июл 2007, 13:17

Михаил Авраамович писал(а):Uriel

Вот это меня и удивило: зачем надо было специально писать именно об этом каббалисте из огромного числа каббалистов-нехабадников ? И говорить такие понятные и без того вещи ?

Ребе написал именно о "баал а-сулам", потому что его спросили именно о нем (ведь это письмо - ответ на чье-то письмо).

Михаил Авраамович писал(а):
Кстати видел пару лет назад в отрывке видео из раздачи долларов, как какой-то дядька предлагал Ребе, чтобы он агитировал людей за изучение "перуш а-сулам", и Ребе ему ответил, что он лично не может призывать к изучению "сулама", так как он является адмором Хабада, и соответственно, распространителем пути Хабад, но в целом он видит этот иньян (изучение нистар через "перуш а-сулам") в положительном свете.


Ну, это, конечно, интересно. Эту запись можно найти в сети ?

Не знаю. Не слышал, чтобы серия "лирот эт малкейну" была опубликована в интернете.

Это было , наверное , уже после этого письма (5715 г.) ?

Разумеется, это было не раньше "мемов".

И непонятно: почему же адмор Хабада не может агитировать за книгу по каббале, написанную нехабадником - вроде бы хабадники имеют право учить и нехабадские книги, и даже должны это делать (если книги "фундаментальные") ? :13:

"Сулам" предлагает некий подход в изучении "нистар", но у нас уже есть свой подход ("хасидут"), по которому мы идем. И поэтому для хабадника такие книги, как например "Кетер Шем-Тов", "Ноам Элимелех" и "Кдушат Леви" это "сифрей йесод", а вот "сулам" - нет.
И хотя конечно учить "сулам" можно, но явно не необходимо.

Михаил Авраамович
Ветеран мега-форума
Сообщения: 6080
Зарегистрирован(а): 24 ноя 2006, 14:50

Re: Рав Шнеерсон был против каббалы рава Ашлага ?

Сообщение Михаил Авраамович » 17 июл 2007, 00:42

Uriel

Ребе написал именно о "баал а-сулам", потому что его спросили именно о нем (ведь это письмо - ответ на чье-то письмо).


Если Вы предполагаете, что р.Шнеерсон отвечал на все приходящие письма без разбора, тогда дело , конечно, не в нем самом (иначе - он мог выбрать для ответа именно это письмо). Хотя все равно странно: почему же его спросили именно о р. Ашлаге ?

"Сулам" предлагает некий подход в изучении "нистар", но у нас уже есть свой подход ("хасидут"), по которому мы идем. И поэтому для хабадника такие книги, как например "Кетер Шем-Тов", "Ноам Элимелех" и "Кдушат Леви" это "сифрей йесод", а вот "сулам" - нет.
И хотя конечно учить "сулам" можно, но явно не необходимо.


Но это было понятно с самого начала - см. выше.

И это не означает, что адмор Хабада не мог бы агитировать за книги р. Ашлага хотя бы для нехабадников - или даже для хабадников, если бы нашел там нечто важное. :13:

ПС А что, в Хабаде все учат "Ноам Элимелех" или "Кдушат Леви" ? Это часть какой-нибудь базовой программы ?

Uriel
Участник со стажем
Сообщения: 1192
Зарегистрирован(а): 16 май 2005, 17:53
Откуда: Возле Иерусалима

Сообщение Uriel » 17 июл 2007, 10:17

Михаил Авраамович,
Если Вы предполагаете, что р.Шнеерсон отвечал на все приходящие письма без разбора...

Насколько мне известно, Ребе отвечал на все приходящие ему письма. И, разумеется, как минимум на все письма, в которых были вопросы к нему.

почему же его спросили именно о р. Ашлаге ?

Мы даже не знаем что именно спросил у Ребе, спрашивающий его, не говоря уже о причине вопроса, но можно предположить, что причина в том, что в то время как раз была опубликован "сулам".

Но это было понятно с самого начала - см. выше.

Не очевидно. Лично я знаком с людьми, считающими, что книги "баал а-сулама" очень важное подспорье при изучении нистар также через хасидут.

И это не означает, что адмор Хабада не мог бы агитировать за книги р. Ашлага хотя бы для нехабадников - или даже для хабадников, если бы нашел там нечто важное.

Очевидно, что Ребе считал:
1. путь хасидизма - лучшим путем для всех.
2. что в "суламе" нет ничего такого нового, что было бы необходимо в изучении хасидизма.

ПС А что, в Хабаде все учат "Ноам Элимелех" или "Кдушат Леви"

В Хабаде далеко не все учат маамарим и многих хабадских рабеим, но те, кто учат хасидут на серьёзном уровне, учат эти книги.

Шомрей эмуна
Ветеран мега-форума
Сообщения: 5639
Зарегистрирован(а): 11 май 2006, 14:38

Сообщение Шомрей эмуна » 17 июл 2007, 10:26

Uriel, Офтоп Учат ли в Хабаде работы Гаона из Вильно? :ic1:
"Сионисты не отводят евреев от Торы, чтобы создать государство, наоборот, государство им нужно именно для того, чтобы отвести евреев от Торы."
Раввин р. Хаим Соловейчик, глава ешивы и раввин в Бриске (Брест-Литовск) зц"л

Uriel
Участник со стажем
Сообщения: 1192
Зарегистрирован(а): 16 май 2005, 17:53
Откуда: Возле Иерусалима

Сообщение Uriel » 17 июл 2007, 10:51

Шомрей эмуна, да.

Шомрей эмуна
Ветеран мега-форума
Сообщения: 5639
Зарегистрирован(а): 11 май 2006, 14:38

Сообщение Шомрей эмуна » 17 июл 2007, 12:44

Uriel, :appl: тому , что Вы учите. Но не уверен, что "любители миснагедов", учат его работы. К сожалению на сегодня Тора имеет разделение в глазах людей ряда направлений, на "свою Тору" и чужую Тору. :27: Я например слышал мнение нескольких людей из хабада " как же можно учить работы основного проивника Хасидизма" :19:
"Сионисты не отводят евреев от Торы, чтобы создать государство, наоборот, государство им нужно именно для того, чтобы отвести евреев от Торы."
Раввин р. Хаим Соловейчик, глава ешивы и раввин в Бриске (Брест-Литовск) зц"л

Ал

Сообщение Ал » 17 июл 2007, 21:28

Михаил Авраамович,
Если Вы предполагаете, что р.Шнеерсон отвечал на все приходящие письма без разбора

Безусловно я не знаю и не могу знать,как отвечал Ребе ,но на письмо моей невестке (касающеся её личной жизни) ответил.

Михаил Авраамович
Ветеран мега-форума
Сообщения: 6080
Зарегистрирован(а): 24 ноя 2006, 14:50

Сообщение Михаил Авраамович » 18 июл 2007, 21:00

В Хабаде далеко не все учат маамарим и многих хабадских рабеим, но те, кто учат хасидут на серьёзном уровне, учат эти книги.


А как насчет книг адморов других ныне существующих хасидутов (Бреслов, Сатмар, Гур и т.д.) ?

E. L.
Ветеран мега-форума
Сообщения: 8614
Зарегистрирован(а): 12 апр 2005, 21:01

Сообщение E. L. » 18 июл 2007, 21:27

Михаил Авраамович,

В хасидуте вообще принято идти за одним выбранным тобой Ребе (которого можно и поменять). Это является выражением правила "сделай себе Рава".
Поэтому, если один Адмор не рекомендует своим хасидам учить что либо, то это по определению касается их и только их. Прочие слушают своих Адморов ну или сами решают, что хорошо, а что плохо (но это уже не хасидут).

Михаил Авраамович
Ветеран мега-форума
Сообщения: 6080
Зарегистрирован(а): 24 ноя 2006, 14:50

Сообщение Михаил Авраамович » 18 июл 2007, 23:03

E. L. писал(а):Михаил Авраамович,

В хасидуте вообще принято идти за одним выбранным тобой Ребе (которого можно и поменять). Это является выражением правила "сделай себе Рава".
Поэтому, если один Адмор не рекомендует своим хасидам учить что либо, то это по определению касается их и только их. Прочие слушают своих Адморов ну или сами решают, что хорошо, а что плохо (но это уже не хасидут).


Все сказанное общеизвестно.
:13: Интереснее обсуждать частные вопросы.

Любопытно, например, что нек-е говорят также о "хасидуте Ашлага". Непонятно, однако, насколько правильно считать учение р.Ашлага "хасидским".

E. L.
Ветеран мега-форума
Сообщения: 8614
Зарегистрирован(а): 12 апр 2005, 21:01

Сообщение E. L. » 18 июл 2007, 23:17

Михаил Авраамович писал(а):
E. L. писал(а):Михаил Авраамович,

В хасидуте вообще принято идти за одним выбранным тобой Ребе (которого можно и поменять). Это является выражением правила "сделай себе Рава".
Поэтому, если один Адмор не рекомендует своим хасидам учить что либо, то это по определению касается их и только их. Прочие слушают своих Адморов ну или сами решают, что хорошо, а что плохо (но это уже не хасидут).


Все сказанное общеизвестно.
:13: Интереснее обсуждать частные вопросы.

Любопытно, например, что нек-е говорят также о "хасидуте Ашлага". Непонятно, однако, насколько правильно считать учение р.Ашлага "хасидским".


По словам самого Бааль Суляма, есть два пути - АРИЗА"Ля и БЕШ"Та, "моха" и "либа", систематического изучения каббалистических источников и "работы сердца". По его словам, в некоторых случаях, когда поколение тонет в нечистоте по горло, применим лишь путь АРИЗА"Ля, когда приподнимается - применим и путь БЕШ"Та, а в принципе, "товим а-шнаим" (хороши оба).

Статьи БС, собранные в При Хахам, Даргот а-Сулям, Шамати, как раз и раскрывают этот аспект в его учении. Называть его можно по разному - хасидут, аводат Ашем, путь БЕШ"Та - суть от этого не меняется.
Последний раз редактировалось E. L. 18 июл 2007, 23:33, всего редактировалось 1 раз.

E. L.
Ветеран мега-форума
Сообщения: 8614
Зарегистрирован(а): 12 апр 2005, 21:01

Сообщение E. L. » 18 июл 2007, 23:19

Также и Учителя его были хасидскими известными хасидскими Цадиками:

את משנת החסידות קנה רבינו זצ"ל בבית פשיסחה בית היוצר לעמקות הדעת כשבתחילה הסתופף בצל רבו אדמו"ר רבי מאיר שלום מקאלושין זי"ע - נכד היהודי הקדוש מפשיסחה

לאחר פטירת רבו נגלה אליו רבו בחלום והורה לו להסתופף בצל בנו אדמו"ר רבי יהושע אשר מפוריסוב זי"ע - שהעריכו וקרבו מאוד למרות גילו הצעיר ובנוסף הסתופף בצילם של האדמורי"ם רבי ישכר דוב מבעלז זי"ע והרה"ק רבי יחיאל מאיר מאוסטרובצע זי"ע

Михаил Авраамович
Ветеран мега-форума
Сообщения: 6080
Зарегистрирован(а): 24 ноя 2006, 14:50

Сообщение Михаил Авраамович » 20 июл 2007, 05:58

E. L.


По словам самого Бааль Суляма, есть два пути - АРИЗА"Ля и БЕШ"Та, "моха" и "либа"


Не подскажете, где именно он это пишет ?

По его словам, в некоторых случаях, когда поколение тонет в нечистоте по горло, применим лишь путь АРИЗА"Ля, когда приподнимается - применим и путь БЕШ"Та, а в принципе, "товим а-шнаим" (хороши оба).

Статьи БС, собранные в При Хахам, Даргот а-Сулям, Шамати, как раз и раскрывают этот аспект в его учении. Называть его можно по разному - хасидут, аводат Ашем, путь БЕШ"Та - суть от этого не меняется


Не понял: если Бааль Сулам за синтез двух путей, позитивность использования обоих в разных ситуациях, это одно, а если он строго за путь Бешта (чего, видимо, нет) - это другое.

В первом случае едва ли правильно называть его подход "путь Бешта", т.е. хасидизм (?). Ведь БС не ограничивается им. Скорее, это можно назвать "идеологией среднего пути".

Также и Учителя его были хасидскими известными хасидскими Цадиками


Ключевым тут, как мне представляется, является именно его собственное учение, а не то, чему его учили другие.

Кстати: Бааль Сулам где-нибудь сам пишет касательно своего отношения к созданию сионистами медины в ЭИ ("это плохо", "это хорошо", "начало избавления" и т.п.) ?

Шомрей эмуна
Ветеран мега-форума
Сообщения: 5639
Зарегистрирован(а): 11 май 2006, 14:38

Сообщение Шомрей эмуна » 20 июл 2007, 11:24

Михаил Авраамович, ИМХО, об этом "Кстати: Бааль Сулам где-нибудь сам пишет касательно своего отношения к созданию сионистами медины в ЭИ ("это плохо", "это хорошо", "начало избавления" и т.п.) ?", спраштвать нужно, но не E. L., :37:
"Сионисты не отводят евреев от Торы, чтобы создать государство, наоборот, государство им нужно именно для того, чтобы отвести евреев от Торы."
Раввин р. Хаим Соловейчик, глава ешивы и раввин в Бриске (Брест-Литовск) зц"л

E. L.
Ветеран мега-форума
Сообщения: 8614
Зарегистрирован(а): 12 апр 2005, 21:01

Сообщение E. L. » 20 июл 2007, 16:11

Кстати: Бааль Сулам где-нибудь сам пишет касательно своего отношения к созданию сионистами медины в ЭИ ("это плохо", "это хорошо", "начало избавления" и т.п.) ?


Да вот тут например:


И поэтому я предлагаю дому Израиля сказать “Хватит!” нашим горестям и произвести расчет, хотя бы человеческий расчет, исходя из всех этих бед, которые случаются с нами снова и снова и здесь, в нашей стране, где мы хотим положить начало нашей новой государственной власти, что у нас как нации нет никакой надежды закрепиться на этой земле, пока мы не примем на себя нашу Святую Тору без каких-либо послаблений, за исключением последнего требования - служения ради самой Торы, а не ради себя в меру своего эгоизма; что было мною доказано в статье “Дарование Торы”.


Полный перевод статьи тут:

http://ahavatisrael.com/phpBB2/viewtopic.php?t=36

Есть и еще статьи, непереведенные. Могу поискать ссылки в интернете.

E. L.
Ветеран мега-форума
Сообщения: 8614
Зарегистрирован(а): 12 апр 2005, 21:01

Сообщение E. L. » 20 июл 2007, 16:15

Не понял: если Бааль Сулам за синтез двух путей, позитивность использования обоих в разных ситуациях, это одно, а если он строго за путь Бешта (чего, видимо, нет) - это другое.

В первом случае едва ли правильно называть его подход "путь Бешта", т.е. хасидизм (?). Ведь БС не ограничивается им. Скорее, это можно назвать "идеологией среднего пути".


БС говорит, что есть периоды, когда поколение тонет по горло в нечистоте и тогда применим лишь путь "моха" (учеба по АРИЗА"Лю и более ничего). Когда поколение возвышается - тогда применим и "путь сердца", путь БЕШ"Та, причем "товим а-шнаим". Сам он применял синтез двух путей. Ссылки дам после Шаббата, бе эзрат Ашем.


Вернуться в «Евреи и Тора»




  Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 40 гостей