Обязателен ли шамаш в хануккие?

Тора, история, заповеди, традиции, праздники

Moderator: Moderator16

User avatar
shperk
Участник со стажем
Posts: 248
Joined: 27 Jan 2003, 14:17
Location: St-Petersburg, Russia
Contact:

Обязателен ли шамаш в хануккие?

Postby shperk » 02 Apr 2006, 06:00

Понимаю, что вопрос дурацкий, но он навеен чтением воспоминаний Беллы Шагал.
Там отец у нее зажигает маленькую хануккию. Описывается ее конструкция:
По бокам, как бдительные стражи, два серебряных кувшинчика, тоже маленькие, но пузатенькие, - чтобы в раю не было недостатка в масле.
А чтобы львам и птицам было хорошо видно, под ними тянется канавка, разделенная на восемь ячеек, - бери и зажигай.
Про дополнительный светильник нет и упоминания. Ясно, что кувшинчики не для этого, а для хранения масла.
Кстати, когда автор описывает зажигание первого огня Хануки, она сравнивает его с поминальной свечой - одной(!).
Значит, шамаша не было?
Во всякой мысли (даже самой глупой, при первом восприятии) есть доля истины и доля заблуждения.
"Новая еврейская школа"!

User avatar
Лейбыч
Ветеран мега-форума
Posts: 8265
Joined: 18 Jan 2005, 21:50
Location: Местечковый жидок
Contact:

Postby Лейбыч » 02 Apr 2006, 06:48

shperk,

Если колличество рая зависит от ёмкости кувшинчика и его пузатости, то , наверное, шамаш не нужен. ;)

А на самом деле, конечно, нужен. Возможно там находились другие свечи рядом, или , наоборот, по какоё-то причине отсутствовал шамаш, неимение которго не препятсвует зажиганию ханкуальных свечей.
Глава поколения заботится о каждом еврее.
Поэтому решение серьёзных проблем реально с помощью советов Ребе в книге "Игрот Кодеш".
ГОТОВЬТЕСЬ К ПРИХОДУ МОШИАХА!!!

User avatar
Борис Бердичевский
Ветеран интернета
Posts: 29353
Joined: 17 Nov 2001, 02:00
Location: Израиль, Беэр-Шева, которой ~3700 лет
Contact:

Postby Борис Бердичевский » 02 Apr 2006, 09:01

С практической точки зрения смысл свечи ШАМАШ таков: ханукальные свечи священные, и ими нельзя пользоваться в практических целях, например, освещать комнату.
Наличие ШАМАШа позволяет считать, что освещение именно от этой служебной свечки. Кроме того, ШАМАШ используется для зажигания других свечей.
Но до очередной Хануки ещё очень далеко, что за вопросы? :)
Меня зовут Барух Борис. Ани маамин бэ эмуна шлема...
Про «палестинцев»: «Они ревность Мою вызывали небогом... Я в них ревность вызову ненародом»
Мы -- здесь, они -- там! Мы здесь, в Израиле, они там, в арабских странах! | http://www.borisba.com

User avatar
shperk
Участник со стажем
Posts: 248
Joined: 27 Jan 2003, 14:17
Location: St-Petersburg, Russia
Contact:

Postby shperk » 10 Apr 2006, 10:34

Борис Бердичевский wrote: Наличие ШАМАШа позволяет считать, что освещение именно от этой служебной свечки. Кроме того, ШАМАШ используется для зажигания других свечей.
Но до очередной Хануки ещё очень далеко, что за вопросы? :)

Это я немножечко понимаю. Но здесь речь идет именно об одном горящем огне в первый день Хануки.
Предположим, что в помещении таки был еще один источник света, позволяющий не считать, что мы используем огонь Хануки для освещения. Предположим также, что масла (а речь идет не о свечках, а о масляном светильнике достаточно, чтобы оно горело долго. Ну, пусть больше суток. Нужен ли при этом шамаш? Можно ли зажигать огни Хануки непосредственно спичками?

До Хануки, конечно, далеко, но не бесконечно же далеко. К тому же хочется разобраться с литературным текстом.
Во всякой мысли (даже самой глупой, при первом восприятии) есть доля истины и доля заблуждения.

"Новая еврейская школа"!


Return to “Евреи и Тора”




  Who is online

Users browsing this forum: No registered users and 2 guests