Re: Тора. Недельный комментарий.
Добавлено: 24 ноя 2016, 16:50
Михаил Коган
http://berkovich-zametki.com/Avtory/MKogan.htm
Хаей Сара
/Жизни Сары/
Любопытно, что глава «Жизни Сары» начинается словами: «И умерла Сара…».
И умерла Сара в Кирьят Арбе, он же Хеврон, в стране Кнаан. /Брейшит 23,2/
Жизнь и смерть всегда рядом. Но вспоминаем мы об этом редко. Защитная реакция.
До грехопадения Адам и Хава обладали бессмертием. Понятие «смерть» возникает вместе с первым запретом:
И приказал Б-г Всесильный человеку говоря: «От всякого дерева сада
можешь есть. От дерева же познания добра и зла, от него не ешь, ибо
как только вкусишь от него, должен ты умереть». /Брейшит 2,16-17/
«Не в ту же секунду умрёт человек, - объясняет Рамбан, - а станет смертным».
Причина смерти - в непослушании, в стремлении к запрещённому, то есть в грехе. Получается, что смерть, хоть и создана Б-гом, но её приход - это следствие человеческих поступков. Давайте на секунду представим, что бы было, если бы Хава и Адам сумели устоять перед искушением Змея и не съели запретный плод? Смерть не появилась бы? И как бы тогда выглядела наша жизнь в отсутствии смерти? Я думаю, что никак. Её бы просто не было. Смерть – необходимый и, может быть, один из самых главных атрибутов жизни. Уберите смерть - исчезнет жизнь. Значит, смерть всё равно проявилась бы. Но Всевышнему почему-то понадобилось, чтобы причиной её появления стал человек. Более того, смерть сразу приобрела для человека очень большое значение. Она стала аккумулятором всех его страхов. А страх – это главный регулятор нашей жизни. В момент рождения страх смерти уже существует в младенце на инстинктивно-физиологическом уровне. По мере взросления он переходит на психосоциальный уровень. Есть ли какая-то связь между страхом смерти и страхом перед Б-гом? Я думаю, самая непосредственная. По мере взросления и приобретения духовного опыта, страх смерти замещается страхом перед Б-гом. И в этом, как считает царь Шломо, начало познания и обретения веры:
Страх перед Г-дом – начало познания. /Мишлей 1,7/
Царь Шломо уточняет, что речь идёт о «познании о Б-ге». Только познав о Б-ге, поверив в Б-га, человек может приобрести истинное знание и мудрость:
Ибо Г-дь даёт мудрость; из Его уст – знание и разумение. /Мишлей 2,6/
Познание о Б-ге или другими словами – вера в Него, в конце концов, превращает страх перед Б-гом в любовь к Нему. Жизнь человека, лишённого веры, наполнена страхом смерти. Обретая веру, человек преодолевает его путём замещения на страх перед Б-гом. Таков процесс человеческой жизни: от страха смерти к страху перед Б-гом и только потом – любви к Нему. Известный физиолог Илья Мечников, лауреат Нобелевской премии, в своей книге «Этюды оптимизма» пишет:
цель моих /научных/ стремлений заключается в достижении людьми
естественной смерти, т. е. момента, когда, после продолжительной
нормальной жизни, должны наступить прекращение желания жить
и инстинктивная потребность смерти. О каком бы то ни было
бессмертии тут, разумеется, не может быть и речи.
То есть, по мнению учёного, если жизнь прожита правильно, сейчас мы не обсуждаем, что значит правильно, то смерть становится желанной, как сон для уставшего человека. Если это так, и смерть желанна, как сон, значит, в этот момент пропадает страх смерти. Его место занимает чувство благодарности и любви. Может, поэтому сказал царь Шломо:
…день смерти лучше дня рождения…/Коэлет 7,2/
В день рождения в человеке есть только физиологический страх смерти, а в день смерти душа его может быть наполнена любовью к Б-гу. Всё зависит от правильно пройденного пути. Или от того, какая душа спускается в сотворённое родителями тело. Например, у Моше и день рождения, и день смерти выпали на один и тот же день, 7 Адара. Родился он хоть и семимесячным, но вполне здоровым и уже обрезанным. Тора называет его человеком Б-га. Из всего этого можно сделать вывод, что при рождении в младенце Моше не было страха смерти даже на физиологическом уровне. Только любовь к Б-гу. Именно такой человек мог возглавить народ во время исхода из Египта и сорока лет странствий в пустыне. Только Моше, особая душа, наполненный страхом перед Б-гом и любовью к Нему, мог взойти на гору Синай и получить Тору.
Наша недельная глава тоже начинается с совмещения жизни и смерти:
И были жизни Сары сто лет, и двадцать лет, и семь лет годы жизни Сары.
И умерла Сара в Кирьят Арба, это Хеврон в земле Кнаан.
Надеюсь, что после наших долгих рассуждений вы сразу поняли, что близкое расположение этих двух понятий - жизнь и смерть - говорит не о короткой жизни Сары, а о том, что за сто двадцать семь лет ей удалось пройти путь от дочери язычника до праматери избранного Б-гом народа.
Мидраш рассказывает, что место, в котором умерла Сара, имело четыре названия: Мамре, Эшколь, Кирьят Арба и Хеврон. И каждое из этих названий означает определённую смерть. Мамре – смерть от греха, потому что мар, значит горький. Это напоминание о том, как мы «горчили» Всевышнего в пустыне, проявляя строптивость и неверие.
Эшколь – смерть из-за чужих грехов, например, из-за грехов предков. Потому что похоронивший сына на иврите называется «школь».
Кирьят Арба – естественная смерть. Кирьят Арба переводится, как городок четырёх. Это намёк на четыре стихии, из которых состоит человек: земля, воздух, вода, огонь. Слово кирьят/ городок созвучно слову крия/ разрыв. И получается разрыв, разъединение четырёх стихий, что приводит к естественной смерти. Это то, о чём говорил Мечников.
Хеврон – это смерть праведника. Хеврон - от слова хибур/ соединение. Душа соединяется со своим источником. Такая смерть называется «поцелуй Б-га». Так умер Моше.
Сара умирает в Кирьят Арба, в Хевроне, то есть естественной смертью от «поцелуя Б-га». В ней нет никакого греха. Она - праведница.
У меня возник вопрос: а есть ли какое-то различие между мужчиной праведником, и женщиной праведницей? Возьмём, к примеру, Авраама и Сару. Мидраш утверждает, что смерть Сары была связана с тем, что Сатан, ангел-обвинитель, подвергающий людей всяким испытаниям, рассказал ей, куда и зачем отправились Авраам и Ицхак. Сердце её не выдержало этого известия, и она умерла. Когда же Сатан преградил Аврааму дорогу неожиданно возникшей бурной рекой, Авраам ни на секунду не задумавшись, продолжил свой путь. Он не остановился даже тогда, когда вода подступила к его ноздрям, угрожая гибелью. Он стал молить Всевышнего о помощи. Иначе как он сможет выполнить Его приказание? Как принесёт в жертву собственного сына? Всевышний помог ему. Река отступила. Отец с сыном продолжили путь. Они были готовы на всё, чтобы довести порученное дело до конца. Занесённый Авраамом нож уже должен был вонзиться в горло связанного Ицхака, когда ангел дважды окликнул Авраама. После этого ситуация изменилась. Вместо сына на жертвеннике оказался запутавшийся в кустах овен. Из этого рассказа следует, что для мужчины праведника важно воплотить идею, выполнить приказ. При этом цена, которую нужно заплатить, не важна. Для женщины праведницы главное - это доказать Всевышнему и всем окружающим, что нет ничего важнее простого человеческого счастья. И в первую очередь, для близких, для своей семьи. Все самые высокие идеи бледнеют перед этой задачей. Вспомните Мирьям, сестру Моше, вставшую на защиту Ципоры. Ривку, готовую ради счастья своих детей даже на обман. Рахель, укравшую идолов у отца, чтобы защитить свою семью. И, наконец, Сару, для которой счастье собственного сына гораздо важнее грандиозных замыслов Творца относительно Ишмаэля, Ицхака и Авраама.
До потопа было так: Адам родил Шета, Шет родил Эноша, Энош – Кейнана и т.д. Мир - чисто мужской. Женщина даже не упоминается. Разве что, как объект удовольствия:
И брали /мужчины/ себе женщин из всех, кого хотели. /Брейшит 6,2/
Допотопный мир – это мир идей. И идей, скорее всего, возвышенных:
И тогда /мужчины/ стали призывать именем Б-га. /Брейшит 4,26/
После потопа в описании процесса деторождения наблюдается явный прогресс:
…и родила Сара Аврааму сына./ Брейшит 21,2/
Появляется женщина, и вместе с ней в мир приходит сострадание и забота о другом. Об этом история наших праматерей Сары, Ривки, Леи и Рахели. Авраам и Сара – первая пара, которая сумела, наконец, воплотить в жизнь замысел Творца:
… мужчиной и женщиной сотворил их, и благословил их,
и назвал их – человек./Брейшит 5,2/.
Из всего этого нам с вами следует сделать один очень простой вывод, какой бы высокой и значительной не была ИДЕЯ, она ничего не стоит, если не связана с состраданием и с чувством ответственности за другого. Но чтобы эти чувства возникли, надо страх смерти превратить в страх Б-жий. Надо, чтобы смерть не отрицала жизни, а была её продолжением. Чтобы мужчина и женщина стали, наконец, единым ЧЕЛОВЕКОМ.
http://berkovich-zametki.com/Avtory/MKogan.htm
Хаей Сара
/Жизни Сары/
Любопытно, что глава «Жизни Сары» начинается словами: «И умерла Сара…».
И умерла Сара в Кирьят Арбе, он же Хеврон, в стране Кнаан. /Брейшит 23,2/
Жизнь и смерть всегда рядом. Но вспоминаем мы об этом редко. Защитная реакция.
До грехопадения Адам и Хава обладали бессмертием. Понятие «смерть» возникает вместе с первым запретом:
И приказал Б-г Всесильный человеку говоря: «От всякого дерева сада
можешь есть. От дерева же познания добра и зла, от него не ешь, ибо
как только вкусишь от него, должен ты умереть». /Брейшит 2,16-17/
«Не в ту же секунду умрёт человек, - объясняет Рамбан, - а станет смертным».
Причина смерти - в непослушании, в стремлении к запрещённому, то есть в грехе. Получается, что смерть, хоть и создана Б-гом, но её приход - это следствие человеческих поступков. Давайте на секунду представим, что бы было, если бы Хава и Адам сумели устоять перед искушением Змея и не съели запретный плод? Смерть не появилась бы? И как бы тогда выглядела наша жизнь в отсутствии смерти? Я думаю, что никак. Её бы просто не было. Смерть – необходимый и, может быть, один из самых главных атрибутов жизни. Уберите смерть - исчезнет жизнь. Значит, смерть всё равно проявилась бы. Но Всевышнему почему-то понадобилось, чтобы причиной её появления стал человек. Более того, смерть сразу приобрела для человека очень большое значение. Она стала аккумулятором всех его страхов. А страх – это главный регулятор нашей жизни. В момент рождения страх смерти уже существует в младенце на инстинктивно-физиологическом уровне. По мере взросления он переходит на психосоциальный уровень. Есть ли какая-то связь между страхом смерти и страхом перед Б-гом? Я думаю, самая непосредственная. По мере взросления и приобретения духовного опыта, страх смерти замещается страхом перед Б-гом. И в этом, как считает царь Шломо, начало познания и обретения веры:
Страх перед Г-дом – начало познания. /Мишлей 1,7/
Царь Шломо уточняет, что речь идёт о «познании о Б-ге». Только познав о Б-ге, поверив в Б-га, человек может приобрести истинное знание и мудрость:
Ибо Г-дь даёт мудрость; из Его уст – знание и разумение. /Мишлей 2,6/
Познание о Б-ге или другими словами – вера в Него, в конце концов, превращает страх перед Б-гом в любовь к Нему. Жизнь человека, лишённого веры, наполнена страхом смерти. Обретая веру, человек преодолевает его путём замещения на страх перед Б-гом. Таков процесс человеческой жизни: от страха смерти к страху перед Б-гом и только потом – любви к Нему. Известный физиолог Илья Мечников, лауреат Нобелевской премии, в своей книге «Этюды оптимизма» пишет:
цель моих /научных/ стремлений заключается в достижении людьми
естественной смерти, т. е. момента, когда, после продолжительной
нормальной жизни, должны наступить прекращение желания жить
и инстинктивная потребность смерти. О каком бы то ни было
бессмертии тут, разумеется, не может быть и речи.
То есть, по мнению учёного, если жизнь прожита правильно, сейчас мы не обсуждаем, что значит правильно, то смерть становится желанной, как сон для уставшего человека. Если это так, и смерть желанна, как сон, значит, в этот момент пропадает страх смерти. Его место занимает чувство благодарности и любви. Может, поэтому сказал царь Шломо:
…день смерти лучше дня рождения…/Коэлет 7,2/
В день рождения в человеке есть только физиологический страх смерти, а в день смерти душа его может быть наполнена любовью к Б-гу. Всё зависит от правильно пройденного пути. Или от того, какая душа спускается в сотворённое родителями тело. Например, у Моше и день рождения, и день смерти выпали на один и тот же день, 7 Адара. Родился он хоть и семимесячным, но вполне здоровым и уже обрезанным. Тора называет его человеком Б-га. Из всего этого можно сделать вывод, что при рождении в младенце Моше не было страха смерти даже на физиологическом уровне. Только любовь к Б-гу. Именно такой человек мог возглавить народ во время исхода из Египта и сорока лет странствий в пустыне. Только Моше, особая душа, наполненный страхом перед Б-гом и любовью к Нему, мог взойти на гору Синай и получить Тору.
Наша недельная глава тоже начинается с совмещения жизни и смерти:
И были жизни Сары сто лет, и двадцать лет, и семь лет годы жизни Сары.
И умерла Сара в Кирьят Арба, это Хеврон в земле Кнаан.
Надеюсь, что после наших долгих рассуждений вы сразу поняли, что близкое расположение этих двух понятий - жизнь и смерть - говорит не о короткой жизни Сары, а о том, что за сто двадцать семь лет ей удалось пройти путь от дочери язычника до праматери избранного Б-гом народа.
Мидраш рассказывает, что место, в котором умерла Сара, имело четыре названия: Мамре, Эшколь, Кирьят Арба и Хеврон. И каждое из этих названий означает определённую смерть. Мамре – смерть от греха, потому что мар, значит горький. Это напоминание о том, как мы «горчили» Всевышнего в пустыне, проявляя строптивость и неверие.
Эшколь – смерть из-за чужих грехов, например, из-за грехов предков. Потому что похоронивший сына на иврите называется «школь».
Кирьят Арба – естественная смерть. Кирьят Арба переводится, как городок четырёх. Это намёк на четыре стихии, из которых состоит человек: земля, воздух, вода, огонь. Слово кирьят/ городок созвучно слову крия/ разрыв. И получается разрыв, разъединение четырёх стихий, что приводит к естественной смерти. Это то, о чём говорил Мечников.
Хеврон – это смерть праведника. Хеврон - от слова хибур/ соединение. Душа соединяется со своим источником. Такая смерть называется «поцелуй Б-га». Так умер Моше.
Сара умирает в Кирьят Арба, в Хевроне, то есть естественной смертью от «поцелуя Б-га». В ней нет никакого греха. Она - праведница.
У меня возник вопрос: а есть ли какое-то различие между мужчиной праведником, и женщиной праведницей? Возьмём, к примеру, Авраама и Сару. Мидраш утверждает, что смерть Сары была связана с тем, что Сатан, ангел-обвинитель, подвергающий людей всяким испытаниям, рассказал ей, куда и зачем отправились Авраам и Ицхак. Сердце её не выдержало этого известия, и она умерла. Когда же Сатан преградил Аврааму дорогу неожиданно возникшей бурной рекой, Авраам ни на секунду не задумавшись, продолжил свой путь. Он не остановился даже тогда, когда вода подступила к его ноздрям, угрожая гибелью. Он стал молить Всевышнего о помощи. Иначе как он сможет выполнить Его приказание? Как принесёт в жертву собственного сына? Всевышний помог ему. Река отступила. Отец с сыном продолжили путь. Они были готовы на всё, чтобы довести порученное дело до конца. Занесённый Авраамом нож уже должен был вонзиться в горло связанного Ицхака, когда ангел дважды окликнул Авраама. После этого ситуация изменилась. Вместо сына на жертвеннике оказался запутавшийся в кустах овен. Из этого рассказа следует, что для мужчины праведника важно воплотить идею, выполнить приказ. При этом цена, которую нужно заплатить, не важна. Для женщины праведницы главное - это доказать Всевышнему и всем окружающим, что нет ничего важнее простого человеческого счастья. И в первую очередь, для близких, для своей семьи. Все самые высокие идеи бледнеют перед этой задачей. Вспомните Мирьям, сестру Моше, вставшую на защиту Ципоры. Ривку, готовую ради счастья своих детей даже на обман. Рахель, укравшую идолов у отца, чтобы защитить свою семью. И, наконец, Сару, для которой счастье собственного сына гораздо важнее грандиозных замыслов Творца относительно Ишмаэля, Ицхака и Авраама.
До потопа было так: Адам родил Шета, Шет родил Эноша, Энош – Кейнана и т.д. Мир - чисто мужской. Женщина даже не упоминается. Разве что, как объект удовольствия:
И брали /мужчины/ себе женщин из всех, кого хотели. /Брейшит 6,2/
Допотопный мир – это мир идей. И идей, скорее всего, возвышенных:
И тогда /мужчины/ стали призывать именем Б-га. /Брейшит 4,26/
После потопа в описании процесса деторождения наблюдается явный прогресс:
…и родила Сара Аврааму сына./ Брейшит 21,2/
Появляется женщина, и вместе с ней в мир приходит сострадание и забота о другом. Об этом история наших праматерей Сары, Ривки, Леи и Рахели. Авраам и Сара – первая пара, которая сумела, наконец, воплотить в жизнь замысел Творца:
… мужчиной и женщиной сотворил их, и благословил их,
и назвал их – человек./Брейшит 5,2/.
Из всего этого нам с вами следует сделать один очень простой вывод, какой бы высокой и значительной не была ИДЕЯ, она ничего не стоит, если не связана с состраданием и с чувством ответственности за другого. Но чтобы эти чувства возникли, надо страх смерти превратить в страх Б-жий. Надо, чтобы смерть не отрицала жизни, а была её продолжением. Чтобы мужчина и женщина стали, наконец, единым ЧЕЛОВЕКОМ.