Тора. Недельный комментарий.

Тора, история, заповеди, традиции, праздники

Модератор: Moderator16

Аватара пользователя
Борис Бердичевский
Ветеран интернета
Сообщения: 29353
Зарегистрирован(а): 17 ноя 2001, 02:00
Откуда: Израиль, Беэр-Шева, которой ~3700 лет
Контактная информация:

Сообщение Борис Бердичевский » 29 апр 2005, 15:00

СЕДЬМОЙ ДЕНЬ ПЕСАХА

НАХУМ ПУРЕР

Ближайшая суббота совпадает с праздником - седьмым днем Песаха. Поэтому вместо очередного недельного раздела, который переносится на следующий шаббат, в синагогах во время утренней молитвы "Шахарит" прочтут со свитка "Песнь Песней" аллегорическую поэму о вечной любви между Б-гом и еврейским народом и отрывок из раздела "Бешалах" (книга "Шмот"), в котором рассказывается о кульминации Исхода - переходе евреев через Красное море.

ПЕСАХ, ДЕНЬ СЕДЬМОЙ

"И в день седьмой священное собрание пусть будет у вас, никакой работы не делайте" ("Бамидбар" 28:25).
Седьмой день Песаха - не самостоятельный праздник. Этим он отличается от восьмого дня Суккота, который занимает особое положение и имеет собственное название - "Шмини-ацерет".
И все же завершающий день пасхальной недели очень важен и памятен для нас. Хотя все еврейские праздники тесно связаны с конкретными историческими событиями, "швии шель Песах" занимает среди них особое место. В этот день произошло уникальное чудо: евреи перешли посуху Красное море, а преследовавшие их египтяне утонули в сомкнувшихся водах.
Интересная деталь. Заповедуя нам отмечать первый день Песаха, Тора несколько раз напоминает нам о его главном событии: Исходе из Египта. Относительно седьмого дня никаких разъяснений нет. Более того, детально описывая переход через Красное море, Тора умалчивает его дату и сам факт введения специального праздника в честь этого события. Чем вызвано такое странное, на первый взгляд, умолчание?
Главная причина состоит в том, что в еврейской традиции не принято отмечать гибель врагов. Мы празднуем свое избавление от них, но всегда помним, что Б-г не радуется смерти людей, даже самых злых и преступных, сполна заслуживших свою трагическую участь. Видимо, поэтому седьмой день Песаха был назначен праздником еще задолго до гибели карательного отряда египтян в морской пучине, и даже после событий на Красном море Тора не упоминает связь между ними и этим праздником.
В тот день главной радостью для евреев стала "Песнь моря", хвалебная ода Вс-вышнему, которую Моше и сыны Израиля спели в благодарность за свое спасение. Песнь моря, первое в истории поэтическое произведение, навсегда вошпа в текст Торы и синагогальную литургию.

СЕМЬ ДНЕЙ В НИСАНЕ

Хотя Тора не указывает дату перехода через Красное море и ее совпадение с седьмым днем Песаха, мы знаем об этом из Устной Торы. Она же детализирует хронику событий всей пасхальной недели.
Из книги "Шмот" мы знаем, что Моше требовал от фараона отпустить евреев не насовсем, а всего па три дня для совершения религиозных обрядов и жертвоприношений в пустыне. Фараон упорно отказывался, но Десять казней, особенно последняя из них - казнь первенцев, - вынудили его не просто выпустить еврейских рабов, а буквально выгнать их, не дав им замесить тесто, из-за чего они ели в пути пресные лепешки - мацу.
Получилось, что евреев освободил из рабства не фараон, а сам Б-г. Когда сыны Израиля уходили из Египта, фараон знал, что они не вернутся и что Б-г, совершивший для них столько ярких чудес, найдет возможность прокормить и защитить их в дикой пустыне.
Тем не менее знание - это еще не признание. Фараон не желал признавать свое поражение. Он по-прежнему считал еврейских рабов своей собственностью и поэтому отправил им вслед своих осведомителей, чтобы быть в курсе их действий и намерений.
Евреи, "свободные и бесстрашные", поначалу не обратили внимания на египетских шпионов, Утром, 15 нисана, в четверг, сыны Израиля вышли из Египта и совершили за несколько часов переход из Рамсеса в Сукот. Этот день отмечается нами как первый день Песаха. Там же в Сукоте их взяло по свою защиту облако Б-жественной Славы.
На следующий день, 16 нисана, в пятницу, они перешли из Сукота в Эйтам и встали лагерем на краю пустыни, где оставались весь шаббат, 17 нисана.
В воскресенье 18 нисана евреи начали складывать вещи и готовить скот к дальнему пути. И тут вмешались осведомители фараона. Они сказали бывшим рабам: "Ваши три дня отпуска истекли. Пора возвращаться на работу в Египет". Те ответили: "Мы ушли из Египта не с разрешения фараона. Б-г вывел нас своей простертой рукой". - "Не спорьте, - рассердились осведомители. - Ваше желание в расчет не принимается. Вы обязаны исполнять приказ фараона".
Начался спор, переросший в открытое столкновение. Среди египтян были убитые и раненые. Остальные ушли в Египет, чтобы доложить фараону о бунте еврейских рабов. Это было в полдень, 18 нисана. Моше сказал евреям: "Мы пойдем обратно в сторону Египта. Иначе фараон подумает, что мы решили бежать. Пусть он настигнет нас вблизи своей границы, и если он возражает против нашего ухода, пусть так и скажет". Затем Моше протрубил в походную трубу, дав сигнал отправиться в Пи-Ахирот. Этот путь должен был занять полтора дня.
Последний раз редактировалось Борис Бердичевский 29 апр 2005, 17:18, всего редактировалось 3 раза.
Меня зовут Барух Борис. Ани маамин бэ эмуна шлема...
Про «палестинцев»: «Они ревность Мою вызывали небогом... Я в них ревность вызову ненародом»
Мы -- здесь, они -- там! Мы здесь, в Израиле, они там, в арабских странах! | http://www.borisba.com

Аватара пользователя
Борис Бердичевский
Ветеран интернета
Сообщения: 29353
Зарегистрирован(а): 17 ноя 2001, 02:00
Откуда: Израиль, Беэр-Шева, которой ~3700 лет
Контактная информация:

Сообщение Борис Бердичевский » 29 апр 2005, 15:06

Продолжение

Услышав приказ Моше и звук трубы, слабые духом евреи начали рвать на себе волосы и одежду. Они были уверены, что Моше решил вернуть их в египетское рабство. Но тот поспешил их успокоить: "Сам Б-г сказал мне, что вы - свободные люди. Наше возвращение - это всего лишь маневр, призванный обмануть фараона".
Через полтора дня, вечером в понедельник, 19 нисана, осведомители достигли царского дворца и сообщили фараону, что государственные рабы не хотят возвращаться. На следующий день, 20 нисана, фараон снарядил отряд из шестисот боевых колесниц и лично возглавил погоню. Он настиг евреев в конце того же дня, когда они стояли лагерем у Красного моря вблизи Пи-Ахирот.
Развязка этой почти детективной истории наступила в среду, 21 нисана, в седьмой день Песаха. Накануне вечером евреи вошли в расступившееся море и вышли на другой берег на рассвете следующего дня. Увидев, что преследовавшие их египтяне утонули, они прониклись глубокой благодарностью к Творцу и спели в Его честь "Песнь моря".

НАПОМИНАНИЕ О БУДУЩЕМ

Любопытно, что, согласно расчету одного из мудрецов Талмуда рабби Ханины бар Папа, в тот же день, 21 нисана, но 81 годом ранее мать Моше-рабейну положила маленького сына в ларец из папируса и опустила в Нил, следуя драконовскому указу фараону об истреблении новорожденных мальчиков. Казалось, Моше был обречен на гибель, но ангелы спасли его.
"Владыка вселенной, - обратились они к Б-гу, - неужели тот, кому предначертано исполнить Песнь моря после чудесной переправы по морскому дну, должен погибнуть от воды в тот же день?!"
А за год до событий Исхода, тогда же, 21 нисана Моше отправился из Мидьяна в Египет, чтобы по поручению Всевышнего вывести из дома рабства своих соплеменников. Накануне, 15 нисана, Б-г явился ему в горящем, но не сгорающем кусте ("неопалимой купине") и целых семь дней убеждал скромного пророка взять на себя эту почетную задачу. Та памятная семидневка стала впоследствии неделей Песаха.

НАГРАДА ПОСЛЕ РАЗГРОМА

Ты простер десницу свою - поглотила их земля ("Шмот", 15:12).
Приведенный стих из Песни моря показывает, что тела египтян, преследовавших евреев на Красном море, были достойно погребены. Они заслужили это, объясняет РАШИ, потому что фараон покаянно заявил в разгар Десяти казней: "А-шем а-цадик" - "Б-г прав".
Другое объяснение предлагает РОШ (рабби Ашер бен Иехиель, 13-14 вв., Германия-Испания): египтяне были вознаграждены в своем разгроме по принципу "мера за меру". Еще при жизни Йосефа они приняли активное участие в похоронах его отца Яакова-авину, и за это сами удостоились права лечь в землю, а не быть съеденными рыбами.
Меня зовут Барух Борис. Ани маамин бэ эмуна шлема...
Про «палестинцев»: «Они ревность Мою вызывали небогом... Я в них ревность вызову ненародом»
Мы -- здесь, они -- там! Мы здесь, в Израиле, они там, в арабских странах! | http://www.borisba.com

Аватара пользователя
Sameah
Участник со стажем
Сообщения: 1494
Зарегистрирован(а): 17 мар 2004, 14:32
Откуда: Украина

Сообщение Sameah » 29 апр 2005, 15:08

БС"Д
Рав Носон Вайс
"Тора учит нас стремиться не к реализации собственных эмоций, но - к святости. Само слово «святость» (на иврите - кадош) в оригинале имеет и другое значение - «отделение», «отстраненность». Именно «отстраненность» от наших, заложенных в наших генетических кодах желаний позволяет нам не идентифицировать себя с ними и превратить их в средства достижения цели. И тогда перед нами открывается путь самостоятельного формирования собственной личности. В результате ее составляющими будет все то, чего нам удается достичь, воспользовавшись данной Свыше свободой выбора.
Прочтем еще раз приведенную в начале обзора цитату: «И велел Всевышний Моше - говори всей общине сынов Израиля и скажи им: святы будьте, ибо свят Я, Всевышний ваш» (Ваикра, гл. 19, ст. 1-2).
В приложении к содержанию этой недельной главы, - объясняет Раши (раби Шломо бен Ицхак, величайший комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Франция, 11 век), - эти слова будут звучать так: «Не нарушайте запреты в интимных отношениях; воздвигая преграду проступку прелюбодеяния, найдете святость».
Еврейская традиция акцентирует: Всевышний дал нам устремления и желания, чтобы мы могли ставить перед собой цели и добиваться их реализации. Наша страсть к приключениям, например, по нашей воле способна превратиться в «мотор», который приводит в движение фантазию, направленную на то, чтобы придумывать новое, экспериментировать. Наше стремление одерживать победы укрепит в нас силы, чтобы подчинять вселенную нашей воле.
Желания даны человеку не для того, чтобы периодически снабжать нас удовольствиями. Они могут служить инструментами для самосовершенствования. В них содержится движущая сила, позволяющая нам достигать цели, которые ставит перед нами наш разум.
Стремление к сексуальным связям, пожалуй - самое сильное из наших желаний. И в этом нет ничего удивительного. Ведь все мы - люди, и наше основное побуждение - продолжить жизнь на земле. Сексуальные желания, по сути - выражение нашей жизненной силы.
В Торе и обсуждаются вопросы жизни и смерти. Прочтем: «В свидетели призываю ныне небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери же жизнь, дабы жил ты и потомство твое, чтобы любить Всевышнего твоего, слушая голос Его и прилепляясь к Нему; ибо Он - жизнь твоя и долгота дней твоих, в кои пребывать тебе на земле...» (Дварим, гл. 30, ст.19-20). И еще: «А вы, прилепившиеся к Всевышнему вашему, живы вы все ныне» (Дварим, гл. 4, ст. 4).
Пик разногласий между мировоззрением Торы и так называемым «светским» - не во взгляде на ценность жизни. Жизнь - наивысшая ценность в любой системе взглядов. Разночтения появляются там, где речь заходит о самой природе жизни, о том, что это такое и как это возникло.
Мидраш (Танхума) рассказывает такую историю.
Как-то раз знатная римлянка спросила у раби Йоси бен Халафты:
- Сколько дней понадобилось Всевышнему, чтобы создать мир?
- Шесть, - ответил раби Йоси.
- А что Он делал после того, как все было создано?
- Он подбирал супружеские пары. А еще одних делал бедными, других - богатыми, - объяснил раби.
- Но ведь это и я могу делать, - сказала женщина. - У меня много рабов мужского и женского пола. Займусь устройством семейных пар сегодня же вечером!.. То, что Всевышний делал с тех времен, когда завершил создание вселенной, я могу сделать за несколько минут.
- То, что кажется тебе столь легким, в глазах Всевышнего - столь же трудная работа, как рассечение морских вод, - предупредил ее раби Йоси. - Сказано в псалмах: «Всевышний поселяет одиноких в доме, выводит узников, что в оковах...» (Теилим, пс. 68, ст. 7).
Процитировал раби Йоси псалом и удалился. А женщина выстроила в две шеренги тысячу рабов и тысячу рабынь и приказала, чтобы те, кто оказался напротив друг друга, поженились. И отправилась спать, полагая, что ей удалось за считанные часы составить тысячу супружеских пар.
Но утром следующего дня, рабы и рабыни явились к ней, чтобы выразить свое недовольство. Выяснилось, что за ночь все они переругались, а некоторые - подрались…
Позвала к себе раби Йоси знатная римлянка и объявила:
- Что ж, я готова признать величие вашего Всевышнего. Что ваша Тора - истинна... Во всем, что ты сказал мне, ты был прав.
- Когда Всевышний соединяет людей, даже если они вначале сами того не желают, они становятся добрыми супругами, - сказал ей на это раби Йоси. - Он находит пару и соединяет мужчину и женщину, даже если он - на одном конце земли, а она - на другом. Как сказано: «Всевышний поселяет одиноких в доме, выводит узников, что в оковах...» (Мидраш Танхума к недельной главе Ки Тиса).
Интимная связи заставляет кровь быстрее бежать по жилам и приносит наслаждение, ощущение полноты жизни. Но это, тем не менее, остается физическим действием, которое Тора считает «танцем смерти». Как существа физического мира, мы начинаем умирать, едва родившись.
Настоящая жизнь - это соединение физического с духовным; установление связи нашей душой с Творцом. Далеко не каждая сексуальная связь может быть духовной и соединить душу с телом человека. Людям дано великое чудо - возможность воспроизводить новую жизнь. Всевышний послал нас в этот мир, чтобы мы «выбрали жизнь» - для себя и для наших потомков. Наше сексуальное влечение заложено в нас, как средство продолжения рода. Оно гарантирует, что мы не проигнорируем важнейшую задачу, которая поставлена перед нами Творцом. Но оно - всего лишь орудие, не более того. Удовлетворение сексуальных потребностей - инструмент для достижения цели, и целью быть не должно.
Тут следует подчеркнуть одну крайне важную вещь: только наши действия навстречу Всевышнему способны сделать так, что Всевышний примет участие в устройстве наших судеб. Как сказано: «Всевышний - страж твой, Всевышний - сень для тебя по правую руку твою» (Теилим, пс. 121, ст. 5). Творец - «страж», если мы стремимся к соединению с Ним.
Тора обучает нас тому, как жить в физическом мире и - «отделиться» от него, как наполнить чисто физические действия духовным содержанием. Поскольку стремление к продолжению жизни - самое сильное устремление человека, насыщение этой жизненной силы духовностью - самая значимая цель в жизни. В стремлении к реализации жизненной силы - ключ к святости. Умение воспользоваться этим ключом позволяет нам переступать пределы физического.
Законы Торы, касающиеся интимных отношений, и записаны в ней для того, чтобы направить нас в этой сфере человеческой жизни по верному пути. И если мы выбираем жизнь, мы непременно свернем на эту дорогу…"

Аватара пользователя
Борис Бердичевский
Ветеран интернета
Сообщения: 29353
Зарегистрирован(а): 17 ноя 2001, 02:00
Откуда: Израиль, Беэр-Шева, которой ~3700 лет
Контактная информация:

Сообщение Борис Бердичевский » 07 май 2005, 21:19

Книга "ВАИКРА".
Раздел "КДОШИМ"


СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА

Б-г призывает евреев: "Будьте святы!" - и сообщает заповеди, ведущие к этой цели.
Запрещается: поклоняться идолам; есть мясо жертвенных животных после установленного срока; воровать и грабить; нарушать клятвы; присваивать чужое имущество; задерживать плату наемного работника; ненавидеть и проклинать евреев (особенно своих родителей); сплетничать и злословить; ставить преграды перед слепым - в прямом и переносном смысле; вершить неправый суд; бездействовать, когда евреи находятся в опасности; позорить ближнего и мстить ему; держать зло на ближнего.
Нельзя скрещивать разные виды животных и растений; носить одежду из смеси шерсти и льна; снимать урожай с деревьев в первые три года после их посадки в Эрец-Исраэль; гадать и ворожить; сбривать бороду и волосы на висках; наносить себе порезы в знак траура и делать татуировки.
Даны также побуждающие заповеди: Б-г призывает евреев "бояться" своих родителей и почитать старших; оставлять часть урожая бедным; любить "ближних" - евреев и "пришельцев" (новообращенных); почитать Храм; уважать мудрецов и знатоков Торы.
Перечислены наказания за разврат. Евреи должны вести себя "свято" в семейной жизни; им запрещено подражать другим народам - иначе Б-г изгонит их из Эрец-Исраэль. Тора призывает сынов Израиля соблюдать кашрут в еде в знак их отделенности от других народов.

ДО ПОСЛЕДНИХ ДНЕЙ

"И когда придете вы в страну и посадите какое-либо дерево плодоносное, то считайте плоды его необрезанными; три года пусть будут они для вас необрезанными, нельзя на есть" (19:23).

Южноафриканец Филипп Рабинович - рекордсмен мира по бегу в своей возрастной категории. Филиппу сто лет - по числу метров на его излюбленной дистанции. Недавно после интенсивных тренировок он пробежал стометровку за 30 секунд. Это всего раза в три хуже абсолютного мирового рекорда. Филипп, которого соотечественники называют "Летающий Фил" и "Рабино-блиц", не только увлекается спортом, но и работает бухгалтером на фирме, принадлежащей его дочери. Корресподенту агентства Рейтер он пожаловался, что хозяйка мало платит...
Город Майами-Бич в американском штате Флорида называют "Приемной Г-спода" из-за обилия домов престарелых и специальных пансионатов, в которых проживают люди, ушедшие на "заслуженный отдых".
Пенсия - это чисто западная концепция. Врачи и социологи все чаще и резче критикуют ее, поскольку исследования показывают, что люди, не уходящие на пенсию и продолжающие трудовую деятельность (хотя и в меньшем объеме - соответственно своему возрасту), в целом здоровее и живут дольше, чем их неработающие ровесники.
Еврейские мудрецы учат, что Б-г нарочно скрывает от нас время нашей смерти, чтобы мы не опускали руки в ее предвидении, а сохраняли активность до последних дней.
Около двух тысяч лет назад римский император Адриан приехал в Эрец-Исраэль. Проезжая в окрестностях города Тверия, он заметил старика, который окапывал почву под саженцами смоковниц.
"Дедушка! - окликнул его император. - Зачем ты мучаешь себя? Когда ты был молод, тебе приходилось зарабатывать на жизнь, кормить семью, но сейчас пора отдохнуть. Ты все равно не сможешь вкусить плодов этих деревьев".
Старик ответил ему: "Я должен трудиться, насколько позволяют мне силы и возраст. Остальное решит Всевышний".
"Сколько лет тебе?" - спросил император.
"Сто лет".
"Сто лет! И ты рассчитываешь отведать плодов с этих деревьев?!"
"Если Б-г проявит ко мне милосердие, я отведаю плоды, а если нет - что ж, моим трудом воспользуются мои дети и внуки, точно так же, как я ел плоды с деревьев, посаженных моими предками".
Расстроганный Адриан сказал ему: "Слушай, если тебе доведется собрать урожай инжира с этих деревьев, пожалуйста, сообщи мне".
Последний раз редактировалось Борис Бердичевский 07 май 2005, 21:33, всего редактировалось 3 раза.
Меня зовут Барух Борис. Ани маамин бэ эмуна шлема...
Про «палестинцев»: «Они ревность Мою вызывали небогом... Я в них ревность вызову ненародом»
Мы -- здесь, они -- там! Мы здесь, в Израиле, они там, в арабских странах! | http://www.borisba.com

Аватара пользователя
Борис Бердичевский
Ветеран интернета
Сообщения: 29353
Зарегистрирован(а): 17 ноя 2001, 02:00
Откуда: Израиль, Беэр-Шева, которой ~3700 лет
Контактная информация:

Сообщение Борис Бердичевский » 07 май 2005, 21:26

ПРОДОЛЖЕНИЕ

Прошли три года. Смоковницы, посаженные стариком, дали обильный урожай плодов. В те же дни Адриан вернулся в Эрец-Исраэль. Он вел карательный отряд легионеров в одну дальнюю взбунтовавшуюся провинцию своей гигантской империи. Узнав о прибытии императора, старик собрал в корзину инжир и отправился в расположение римских войск.
"Император желал видеть меня!" - решительно заявил он страже, и его пропустили.
"Кто ты такой?" - спросил Адриан. Старик напомнил ему об их встрече у смоковниц и сказал: "Б-г оказал мне милосердие: дал дожить до созревания плодов на деревьях, которые я посадил своими руками. Они очень вкусные. Пусть император отведает их". И он протянул корзину с инжиром. Адриан повернулся к слугам:
"Возьмите у старика эти плоды и наполните его корзину золотыми монетами".
Слуги растерялись от такой неожиданной щедрости. Один из них спросил: "Почему император дает столь щедрый дар этому старому еврею?" Адриан ответил: "Их еврейский Б-г вознаградил редкостным долголетием этого старика за его трудолюбие и оптимизм. Разве мне не полагается сделать то же самое?"

ЧЕСТНОСТЬ ПРЕВЫШЕ ВСЕГО

"Весы верные, гири верные, эйфа верная и гин верный пусть будуту вас: Я - Б-г, Г-сподь ваш, который вывел вес из страны Египетской" (19:36).

Представленная в этом стихе заповедь дает нам яркий пример стремления к справедливости, заложенного в Торе. Нам категорически запрещается не только пользоваться фальшивыми весами и мерами, но и держать их у себя, чтобы избежать даже малейшего соблазна обмануть покупателя или клиента. В прежние времена еврейский суд "бейт-дин" посылал инспекторов в лавки и магазины для проверки мер и весов. Уличенных в нарушении закона сурово наказывали.
Насколько важна эта заповедь с концептуальной точки зрения, видно из предшествующего стиха: "Не совершайте несправедливости на суде, в измерении, в весе и в мере" (19:35). Вначале Тора призывает нас к честности в правосудии. Этот призыв обращен, главным образом, к судьям, но тут же, что называется, на одном дыхании, она распространяет его и на коммерцию. Торговец уподобляется судье. Тот, кто пользуется неправильными весами и мерами, ничем не лучше судьи, который сознательно выносит несправедливое решение.
Но почему в конце этих двух стихов Б-г напоминает о себе и об Исходе из Египта? Связь тут простая, поясняет Хафец-Хаим (рабби Исраэль-Мери Акоэн из Радина, 1838-1933 гг.): фальсификатор мер и весов как будто отрицает самого Б-га, Его способность видеть все и вся. Такой человек способен прийти и к отрицанию роли Всевышнего в Исходе, спасении еврейского народа из рабства, т.е. к отрицанию первого и важнейшего из Десяти речений: "Я - Г-сподь Б-г, который вывел вас из земли Египетской, из дома рабства".
Любопытно, что первой работой Хафец-Хаима была анонимная брошюра о мерах и весах, написанная вскоре после посещения городского рынка, где он лично наблюдал случаи обмана и обвеса.
РАШИ несколько иначе трактует упоминание Исхода в стихе, посвященном мерам и весам. Б-г хочет сказать евреям: "Я вывел вас из Египте с условием, что вы будете честными в предпринимательской деятельности. Не думайте, что ваш обман останется незамеченным. Вспомните, как во время казни первенцев Я легко различил между первенцами египтян и вашими первенцами. Точно так же Я отличу фальшивые меры от верных и накажу обманщиков".
Меня зовут Барух Борис. Ани маамин бэ эмуна шлема...
Про «палестинцев»: «Они ревность Мою вызывали небогом... Я в них ревность вызову ненародом»
Мы -- здесь, они -- там! Мы здесь, в Израиле, они там, в арабских странах! | http://www.borisba.com

Аватара пользователя
Борис Бердичевский
Ветеран интернета
Сообщения: 29353
Зарегистрирован(а): 17 ноя 2001, 02:00
Откуда: Израиль, Беэр-Шева, которой ~3700 лет
Контактная информация:

Сообщение Борис Бердичевский » 13 май 2005, 02:15

Книга "ВАИКРА".
Раздел "ЭМОР"


Нахум ПУРЕР
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА


В предыдущем разделе Тора призывала евреев к святости и сообщила заповеди, помогающие достигнуть этого идеала. Теперь она формулирует более строгие требования, предъявляемые к коэнам, служителям Храма.
Для сохранения ритуальной чистоты коэнам нельзя касаться трупов и участвовать в похоронах. Им разрешено хоронить только ближайших родственников: жену, отца, мать, сына, дочь, брата и незамужнюю сестру. Первосвященник ("коэн-гадоль") лишен и этого права. Коэны ограничены также в выборе жены. Народ обязан их почитать.
Перечислены физические изъяны, не позволяющие коэну участвовать в храмовой службе. Труму, десятину от урожая, предназначенную для коэна, разрешено есть только ему и членам его семьи. Для жертвоприношения в Храме подходит лишь животное без изъянов в возрасте не менее восьми дней. Евреям заповедано освящать Имя Б-га ("кидуш а-Шем") образцовым поведением и готовностью к самопожертвованию. Они должны, в первую очередь, избегать, трех самых тяжких грехов: кровопролития, разврата и идолопоклонства.
Тора описывает еврейские праздники и требует воздерживаться от определенных видов работ в эти дни. Нельзя есть зерно нового урожая до принесения в Храм "омера" - меры ячменя. Даны указания по приготовлению масла для храмового светильника (Меноры) и храмовых хлебов. Раздел завершается рассказом о человеке, казненном за оскорбление Б-га.

ЧЕК НА 25 МИЛЛИОНОВ

"И отсчитайте себе... семь недель" (23:15).

Представьте, что вы выиграли в лотерею 25 миллионов долларов. Первый шок и сменивший его восторг прошли. Едва привыкнув к своему нежданно свалившемуся счастью, вы начинаете соображать, что бы такое купить на эту кучу денег. 25 миллионов - сумма немалая даже по нынешним инфляционным стандартам, и вам предстоит месяц ожидания, пока утрясут все формальности и выпишут чек.
Что же делать пока? Пройтись по магазинам и прикинуть, что можно купить на выигрыш. Вначале для разминки вы присматриваете себе лимузин подходящей марки, прикидываете, где заказать пару-тройку шикарных костюмов, а затем переходите к более серьезным планам: консультируетесь со специалистом по недвижимости, какой дом купить и где. А может лучше островок в Эгейском море? Нет, островок дороговат даже для такого сказочного выигрыша...
Когда желанный чек, наконец, выписан и доставлен вам, у вас все готово: вы точно знаете, что вы хотите иметь и какого цвета.
С помощью этого примера из жизни (насколько он реален, судить вам) легко объяснить, почему мы не говорим благословение "Шехехияну" (благодарность Б-гу за радостное событие и возможность дожить до него), когда ведем счет "Омера" в период между праздниками Песах и Шавуот. В Песах мы вышли из Египта, а через 49 дней, в Шавуот мы получили Тору.
Для верующего еврея самый большой "выигрыш" и самый желанный "чек" - это Тора. Поэтому счет "Омера", завершающийся дарованием Торы, это не цель, а средство, ведущее к цели. Считая "Омер", мы похожи на счастливчика, выигравшего 25 миллионов и считающего дни до получения заветного чека.

ВАМ НЕ НАДОЕЛО ДЫШАТЬ?
"До дня после седьмой недели отсчитайте пятьдесят дней и принесете новый хлебный дар Б-гу" (23:16).

Представьте себе двух человек: один работает на себя, а второй - на хозяина. Между ними огромная разница. Наемного работника не особенно интересует положение его фирмы; главное - чтобы
зарплата аккуратно поступала на его банковский счет.
Его безразличие лишь усиливается, если фирма не имеет прибылей и премиальные выплаты не предвидятся.
В отличие от него частный предприниматель вкладывает в работу не только свои руки и голову, но и саму душу. Он и есть фирма, он радуется ее успехам и переживает неудачи.
Ему не ведомо безразличие.
Если у наемного работника оплата фиксирована и он получает в виде надбавки лишь доли процента от прибылей фирмы, то предприниматель прекрасно знает, что его заработки могут быть бесконечно велики. Успех фирмы - его личный успех.
Так же и в изучении Торы, к которой надо относиться к своему частному бизнесу. Если дела вашей фирмы идут плохо, кто может исправить положение? Только вы сами. Если для этого надо остаться в конторе еще на пару часов вечером, вы, не раздумывая, останетесь.
Последний раз редактировалось Борис Бердичевский 05 янв 2008, 23:31, всего редактировалось 1 раз.
Меня зовут Барух Борис. Ани маамин бэ эмуна шлема...
Про «палестинцев»: «Они ревность Мою вызывали небогом... Я в них ревность вызову ненародом»
Мы -- здесь, они -- там! Мы здесь, в Израиле, они там, в арабских странах! | http://www.borisba.com

Аватара пользователя
Борис Бердичевский
Ветеран интернета
Сообщения: 29353
Зарегистрирован(а): 17 ноя 2001, 02:00
Откуда: Израиль, Беэр-Шева, которой ~3700 лет
Контактная информация:

Сообщение Борис Бердичевский » 13 май 2005, 02:23

ПРОДОЛЖЕНИЕ

Такое же чувство должен испытывать и тот, кто посвятил себя изучению Торы. Если он ждет очередного перерыва на кофе или стипендии в конце месяца, грош цена такой учебе.
Мудрость Торы надо постигать с упорством и воодушевлением, как будто это твой частный бизнес.
"День после седьмой недели", упоминаемый в приведенном стихе, - это Шавуот, день Дарования Торы у горы Синай. Почему сказано, что в этот день надо "принести новый хлебный дар Б-гу"? Разве хлебный дар - главный аспект Шавуота? Как насчет личной встречи еврейского народа со Вс-вышним и получения Торы? Не уместнее ли написать: "В день после седьмой недели евреям будет вручена Тора"?
Нет, Б-г не хотел упоминать это судьбоносное для нас событие, чтобы не создалось ложное впечатление его однократности: мол, вручили Тору и все. Мы должны чувствовать, как будто это вручение повторяется изо дня в день. Нужна свежесть восприятия и неизбывное воодушевление - вот я снова стою у горы и слушаю Десять Речений - как в первый раз.
Ведь Тора - это наш воздух. Вы когда-нибудь уставали дышать? За свою жизнь человек делает миллионы вдохов, но дышать ему не надоедает. Потому что он знает, что без дыхания он умрет. Дышать
- не скучно. Скука может относиться только к чему-то необязательному. Но дыхание - вещь обязательная. Мы не выбираем, дышать нам или не дышать. Точно так же надо относиться и к Торе, которая, как сказано в молитве: "Жизнь наша и долголетие наше".

ПОСОЛ ВС-ВЫШНЕГО
"Не оскверняйте святого Имени Моего, чтобы освятился Я среди сынов Израиля; Я - В-г, освящающий вас" (22:32).

Едут в автобусе два еврея: религиозный и светский. Едут и беседуют на модную нынче тему религиозного засилья. И тут светский еврей в виде очередного аргумента своей правоты сует под нос своему попутчику свежую газету: "На, взгляни!" На первой полосе - фотография очень религиозного на вид человека: шляпа, большая пышная борода. Поверх снимка выведено аршинными буквами: "Обвиняется в неуплате налогов!"
"Вот тебе и борода!" - презрительно роняет светский еврей. Его религиозный сосед явно смущен. "Беда в том, - медленно отвечает он, - что под бородой... Он просто небрит".
Когда еврей покрывает голову кипой или шляпой, он становится чрезвычайным и полномочным послом Всевышнего. Отныне все его слова и поступки будут пристально изучаться, как под микроскопом. Если он жулик, люди скажут "Ворует, как все религиозные". Если он, не дай Б-г, совершил убийство, к ответу призовут всех верующих. (Приблизительно с такими же мерками к евреям подходили в стране нашего исхода: если украл Абрам - украл еврей, если украл Иван - украл вор.)
Недостойное поведение религиозного еврея, не только в важных делах, но и в мелочах, - это и есть "хилуль а-Шем", осквернение Имени Б-га. Человек в кипе должен вести себя в высшей степени достойно. Если это ему удается, Тора говорит, что он прославляет, "освящает" Имя.
В мидраше рассказывается, как один селянин продал осла рабби Шимону бен Шетаху. Случилось это около двух тысяч лет назад. Вскоре после покупки рабби Шимон обнаружил под седлом осла драгоценный камень. "Я платил за осла, а не за этот самоцвет", - сказал он, немедленно разыскал селянина и вернул ему камень. Получив назад свое сокровище, обрадованный его владелец воскликнул: "Благословен Вс-вышний, Б-г Шимона бен Шетаха!"
Меня зовут Барух Борис. Ани маамин бэ эмуна шлема...
Про «палестинцев»: «Они ревность Мою вызывали небогом... Я в них ревность вызову ненародом»
Мы -- здесь, они -- там! Мы здесь, в Израиле, они там, в арабских странах! | http://www.borisba.com

Аватара пользователя
Борис Бердичевский
Ветеран интернета
Сообщения: 29353
Зарегистрирован(а): 17 ноя 2001, 02:00
Откуда: Израиль, Беэр-Шева, которой ~3700 лет
Контактная информация:

Сообщение Борис Бердичевский » 13 май 2005, 02:27

Обратите внимание на последнюю часть комментария. До чего же точно все сказано!
Сколько раз у нас на форуме обсуждалось недостойное поведение некоторых религиозных, мнимое или (увы!...) иногда действительное. :(
Меня зовут Барух Борис. Ани маамин бэ эмуна шлема...
Про «палестинцев»: «Они ревность Мою вызывали небогом... Я в них ревность вызову ненародом»
Мы -- здесь, они -- там! Мы здесь, в Израиле, они там, в арабских странах! | http://www.borisba.com

Аватара пользователя
Sameah
Участник со стажем
Сообщения: 1494
Зарегистрирован(а): 17 мар 2004, 14:32
Откуда: Украина

Сообщение Sameah » 13 май 2005, 12:55

БС"Д
Глава Эмор
рав Э.Эссас
"Можно сказать, что в нашей главе — три основные темы, взаимосвязанные на глубоком, подтекстовом уровне.
Первая тема — некоторые особенные законы Торы, касающиеся не всех евреев, а только служителей Иерусалимского Храма (коэнов).
Вторая тема — праздники.
И третья тема поднимает вопрос, как поступить с человеком, который посылает проклятия в адрес Творца.
Прежде чем приступить к обсуждению каждой темы, посмотрим, что их объединяет и связывает.
Отметим, что общий “лейтмотив” главы следовало бы обозначить словом служение.
Служение чему-то, как правило, подразумевает ограничения. Человек не по своему выбору, а согласно требованиям (законам), должен выделить какое-то конкретное время для выполнения определенной работы, предусмотренной служением. А для этого в нужное время он должен находиться в том месте, где служение осуществляется.
Не менее важно иметь и определенный настрой души, чтобы служение не было формальным, не превратилось в обыденную службу.
Есть еще один момент — цель, нечто весьма конкретное, к чему человек в процессе служения должен стремиться. Стремиться постоянно, не забывая о цели, что нередко случается, когда человек погружается в отведенную ему сферу деятельности.
Вот почему глава от законов переходит к перечислению праздников — всех дней, когда евреям надлежало приходить в Иерусалим. Исключения делались лишь для больных или тех, у кого были какие-то иные, достаточно веские причины.
Коэны служили не только Всевышнему, но и народу. Более того, они жили за счет народа, который отдавал в их пользу около трех процентов своих доходов. Стоит забыть об этом — и в служении появляется фальшь.
И, наконец, третья тема. И коэны и народ служат Всевышнему. Осознание того, Кто управляет нами, Кто Хозяин мира — неотъемлемая часть служения. Поэтому глава завершается рассказом о последствиях недостойного отношения к Творцу.
А теперь рассмотрим названные темы более детально.
Тора ограничивает возможности коэна участвовать в похоронах. Ему позволяется хоронить только самых близких родственников. Как сказано: “Не разрешается коэну становиться таме (засорять духовные каналы), оказавшись на близком расстоянии от умершего. Исключение: мать, отец, сын, дочь, брат и незамужняя сестра”. (Гл. 21, ст. 1-2).
Ограничивает Тора коэна и выборе невесты. Он не должен брать в жены разведенную или женщину, которая вступала в интимные отношения с мужчиной. Однако жениться на вдове коэну дозволяется.
Чем обусловлены такие запреты?
Дело в том, что участие в похоронах вызывает состояние подавленности. Не лучшее состояние духа бывает и от того, что женишься на женщине, другим мужчиной отвергнутой. Безусловно, среди этих женщин много очень достойных. Их с полным на то основанием берут в жены другие, всеми уважаемые люди. Однако в душе таких мужчин происходит тонкий, никому, даже им самим, не заметный надлом. А для коэна даже это недопустимо, ибо мешает его служению, нарушая цельность его личности.
Интересно, что коэн-гадоль (главный коэн) не имеет права жениться не только на разведенной, но и на вдове. Этим Тора дает глубокий урок, — а в ней нет случайностей — который заключается в том, что смерть мужа на самых высоких духовных уровнях тоже может рассматриваться как некая форма “развода”.
Важно отметить, что законы о коэнах действуют и сегодня. Коэна-гадоль у нас, разумеется, нет, ибо нет Храма. Однако прямые потомки Аарона, брата Моше, есть в каждом поколении евреев. И их немало — примерно 2-3 процента еврейских мужчин.
Кто считается коэном? Еврей, у которого отец — коэн, но при условии, что отец не женился на запрещенной ему для брака женщине. Если закон о женитьбе коэна нарушен, сын от такого брака — не коэн.
Есть еще одна категория женщин, на которых не могут жениться коэны.
Речь идет о гиёрет, т.е. женщине, не рожденной еврейкой, но сделавшей гиюр — завершившей процесс перехода в еврейство.
Вкратце суть гиюра заключается в следующем. Всем сердцем человек осознает существование Всевышнего, единого Творца. Не признает никаких религий и мировоззренческих теорий — только Тору, ее законы. Уверен, что Тору — Письменную и Устную — дал еврейскому народу сам Творец, что все законы еврейского образа жизни необходимо соблюдать.
Если бейт-дин (раввинский суд) убедится, что человек искренен в своем стремлении и для соблюдения законов еврейской традиции обладает достаточным объемом умений и знаний, суд выносит постановление, согласно которому “кандидат на гиюр” может стать гером (если речь о мужчине) или гиёрет (если речь о женщине). Мужчине для завершения процедуры необходимо сделать обрезание (брит-мила) и окунуться в микву (особый бассейн, наполненный водой); женщине — окунуться в воды миквы. Только после этого человек может быть причислен к еврейскому народу.
В нашей истории было немало выдающихся геров. Например, Рут. Она приняла еврейство. А ее внуком стал царь Давид, всей своей жизнью олицетворявший идеал истинного еврея.
Или Онкелос. Став гером более 1800 лет назад, он настолько глубоко изучил Тору, что его комментарий — перевод Торы на арамейский язык — печатается практически во всех изданиях Пятикнижия.
Как видно из приведенных примеров, геры на пути постижения Торы способны добиться колоссальных успехов и снискать уважение нашего народа. Почему же коэн не имеет права жениться на гиёрет? Даже если он — условно скажем — обыкновенный человек, а она — праведнейшая из женщин.
Ответ — в плоскости духовной. Коэн, напомним — прямой потомок Аарона. Почему именно Аарон удостоился чести стать первым в еврейской истории коэном-гадоль? Потому что обладал весьма уникальным качеством. О нем сказано так: “оѓев шалом ва-родеф шалом” (Мишна, Пиркей Авот), что в условном переводе на русский язык означает “Душа, обладающая единством и гармонией (шалом) и стремящаяся к устранению недостатка единства и гармонии”.
Теперь посмотрим, что общего у разведенной женщины и гиёрет? То, что в обоих случаях когда-то было разрушено единство и гармония. С разводом — понятно. Что касается гиюра, хотя материальных доказательств мы не имеем, есть основания полагать, что человек принимает иудаизм потому, что его душа по происхождению была еврейской, просто в какой-то период оторвалась от “объединенной души” нашего народа.
Тогда становится ясно, что личные качества гиёрет или разведенной значения не имеют. И та и другая могут быть весьма достойными женщинами, не виновными в разрыве единства. В случае с гиёрет это и без объяснений очевидно. Но и состоявшая ранее в браке женщина… Достаточно часто не в ней конкретная причина развода.
Однако потомство Аарона из поколения в поколение должно сохранять ненарушенный потенциал единства и гармонии души.
Это объясняет, почему коэн-гадоль не может жениться даже на вдове. Требования к нему выше, чем к обычному коэну. Ведь он и только он имеет право входить в Кодеш кодашим — Святая Святых (внутреннее помещение Храма, концентрация святости в котором столь велика, что для вхождения в контакт с ней нужен очень высокий уровень потенциала единства и гармонии).
Истинная причина смерти человека людям не известна. О ней знают, а точнее сказать — ее определяют в очень высоких духовных мирах. Там, в этих мирах остается “память” о бывшем муже вдовы, о его смерти. И коэн-гадоль не может взять в жены вдову, ибо в противном случае на самых высоких духовных уровнях в его душе произойдет “поломка”.
От законов наша глава переходит к перечислению праздников — всех без исключения праздничных дней, которые Всевышний для нас определил.
Интересно отметить, как в Торе начинается это перечисление: “…Предназначенными днями Всевышнего, которые вы будете называть возвышенными днями, (только) они будут таковыми” (Гл. 23, ст. 2).
Иначе говоря, у еврейского народа не может быть других полных праздничных (точнее — предназначенных, выделенных) дней, кроме тех, что отведены Творцом. Возможно появление полупраздничных. Но настоящие праздники — только те, которые перечислены в этой главе Торы.
Имеет значение и порядок перечисления: Суббота, Песах, Шавуот, Рош а-Шана, Йом Кипур, Суккот, Шмини Ацерет.
Обратим внимание, что первым праздничным днем назван Шаббат (суббота). Потому что Суббота — основа основ еврейской жизни.
Отметим, что в Торе указаны точные даты всех праздников — по еврейскому календарю. Их нельзя переносить, праздновать раньше или позже.
Еврейский календарь имеет космический духовный смысл. Например, пасхальный седер проводится строго определенного числа и только вечером. Потому что на все времена в духовных мирах в этот самый вечер “ждут” нашего рассказа об Исходе из рабства. И если мы в назначенные часы едим мацу и ведем рассказ об Исходе так, как об этом написано в Торе, в этот момент, мир получает, если можно так выразиться, подкрепление смысла своего существования. Смысла, заложенного Всевышним еще до сотворения мира.
Заканчивается наша глава, как уже говорилось, законами, связанными с поведением людей, посылающих проклятия, недостойным образом отзывающихся о Творце. Проклятие на иврите — клала. На более глубоком уровне это слово можно прочитать как “легковесность”, “умаление значения объекта”. В данном случае речь идет об активном желании приуменьшить или попытках дискредитировать роль Творца в жизни людей (прежде всего, мы говорим здесь о публичных проклятиях и “богоборческих” высказываниях). Если подобные “выпады” оставлять без реакции, они способны уничтожить души не только проклинающих, но и тех, кто эти проклятия слушал. По законам Торы следует приложить все усилия, чтобы предотвратить или, по меньшей мере, приостановить проявления духовного безумия.
Последняя часть главы завершающим аккордом окончательно выстраивает общую линию сказанного. А говорится в нашей главе, от первой до последней строки, об одном — как правильно использовать наш духовный потенциал, как сделать мир вокруг нас лучше, как сделать, чтобы он соответствовал замыслу Всевышнего в момент Творения."
Сладкой всем Суботы

М. Томашпольский
Участник со стажем
Сообщения: 685
Зарегистрирован(а): 21 июн 2004, 09:16
Откуда: из Миколаева

Сообщение М. Томашпольский » 14 май 2005, 23:31

Глава Беар
«И говорил Господь Моше на горе Синай так: Говори сынам Исраэля и скажи им: Когда придете на землю, которую Я даю вам, пусть празднует земля субботу Господу»,-так начинается недельная глава.
Может быть, мы и не заметили бы в соседстве этих фраз ничего странного, но Раши, как всегда, не даст пройти мимо: «Какое отношение имеет закон о субботнем годе к горе Синай?! Разве не все заповеди были даны на Синае?».
Слова Раши («Какое отношение имеет закон о субботнем годе к горе Синай?!») стали еврейской поговоркой, аналогом украинско - русской «в огороде бузина, а в Киеве-дядька».
НО ПОГОВОРКИ ПОГОВОРКАМИ, А РАШИ-ТО ГОВОРИЛ В ТОЧНОСТИ ПРОТИВОПОЛОЖНОЕ: УПОМИНАНИЕ ШМИТЫ И СИНАЯ РЯДОМ И ВМЕСТЕ - НЕ СЛУЧАЙНО:
«Но подобно тому, как заповедь о субботнем годе в общем и частном дана на горе Синай, так и все запове ди с их общими и частными деталями даны на горе Синай». Чтобы попытаться понять, почему именно этот закон выбран в качестве «образцовой заповеди», стоит вспомнить, что не все изобрели евреи. Мы спра ведливо гордимся тем, что подарили миру идею выходного дня. То, что
сегодня представляется нам, столь естественным, было принято миром в штыки и поднято на смех.
Да и не только в глубокой древности: Ильф и Петров писали: «методологическо-педагогический сектор перешел на непрерывную неделю и вместо чистого воскресенья днями отдыха Хворобьева стали какие-то фиолетовые пятые числа».
Шмита же - не еврейский патент. Уже в глубокой древности народы давали земле отдых: в Уре халдейском в дни первого еврея Авраама земли оставляли «под пар». Так какое же отношение имеет шмита к горе Синай?!
Может быть, мы неправильно поняли заповедь о субботнем годе, поверхностно прочитав текст? Может быть, он вообще не имеет отношения к сельскому хозяйству? «...В седьмой год суббота покоя да будет для земли, суббота Господня: поля твоего не засевай», - это понятно любому агроному, а вот, что дальше: «и виноградника твоего не обрезывай. Что само вырастет на жатве твоей, не сжинай, и винограда с охранявшихся лоз твоих не снимай». Почему нельзя собрать урожай, как обычно? «А если скажете: "что же будем есть в седьмой год, когда мы не будем ни сеять, ни собирать урожая нашего?"-Я пошлю вам благословение Мое в шестой год, и он доставит урожай на три года».
Совершающий шмиту получает важный духовный урок. Подлинно свободные, рабы Всевышнего, не должны не только продавать себя в «черное рабство» царям земным (от монархов и президентов до деспотичных управдомов), но и от «серого рабства» бежать. Это - рабство повседневности, вечного распорядка дня. Мы часто с гордостью говорим: я - воркоголик. В алкоголизме никто не признается с таким энтузиазмом, как в порабощении самого себя нескончаемому труду.
Всевышний говорит: трудись, в поте лица своего добывай хлеб семье своей, но не забывай, что ты человек, не осел, не тягловая скотина. Я установлю в твоей жизни полосы свободы, когда ты не должен будешь суетиться и горбить спину. Вспомни, у тебя есть не только руки и ноги, не только голова и желудок. У тебя есть душа и ее тоже нужно кормить.
По крайней мере раз в семь лет.
А.Фейгин

Аватара пользователя
Борис Бердичевский
Ветеран интернета
Сообщения: 29353
Зарегистрирован(а): 17 ноя 2001, 02:00
Откуда: Израиль, Беэр-Шева, которой ~3700 лет
Контактная информация:

Сообщение Борис Бердичевский » 21 май 2005, 23:20

Книга "ВАИКРА",
Раздел "Бэар"


Нахум ПУРЕР
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА


Тора повелевает прекращать сельскохозяйственные работы а Эрец-Исраэль каждый седьмой год ("шмита"). Через семь таких семилетних циклов, в пятидесятый год наступает "йовель", юбилей. О его приходе возвещают трубные звуки шофера а Йом-Кипур. В этот год тоже нельзя обрабатывать землю.
Б-г обещает евреям изобильные урожаи в канун "шмиты" и "йовеля", чтобы обеспечить их нужды на весь период простоя. В юбилейный год все еврейские рабы выходят на свободу, а купленные земли возвращаются к прежним владельцам для сохранения изначального раздела Эрец-Исраэль среди колен. Запрещено давать еврейскому рабу унизительную, бессмысленную и изнурительную работу; его нельзя продавать на невольничьем рынке. Труд раба оценивается по времени, оставшемуся до его освобождения. По такому же принципу, с учетом остающихся до "йовеля" лет, рассчитывается и стоимость земли.
Человек, продавший наследный удел, имеет право выкупить его через два года. Срок выкупа домов в городах, обнесенных крепостной стеной, ограничен одним годом. Города левитов, служителей Храма, закреплены за ними навечно. Евреям запрещено брать и получать друг у друга проценты с денежных и вещевых займов. Родственники обязаны выкупить еврея, попавшего в долговое рабство.

КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН

"И освятите пятидесятый год, и объявите свободу на земле всем жителям ее; Юбилеем будет это у вас..." (25:10).
В Америке сильны библейские традиции. Среди ее жителей популярен псалом Давида номер 23 Г-сподь - мой пастырь". На долларовых ассигнациях выведен девиз: "In G-d we trust" ("Мы уповаем на Б-га"). В Алабаме фойе муниципалитета украшает скульптура Скрижалей завета с Десятью заповедями. Перед входом в комплекс зданий ООН в Нью-Йорке можно увидеть знаменитую цитату из пророка Иешаягу: "И перекуют мечи свои на орала" (2:4), ставшую универсальным девизом борцов за мир и иллюстрированную тут же установленной скульптурой Е. Вучетича.
Наконец, на колоколе Свободы, одном из главных символов Америки (наряду со статуей Свободы), выбиты слова из сегодняшнего раздела Торы: "Объявите свободу на земле всем жителям ее".
У этого колокола любопытная история. 8 июля 1776 года он впервые прозвенел с башни Здания Независимости в Пенсильвании, собирая граждан на первое публичное чтение Декларации Независимости.
Двадцатью годами ранее законодательное собрание Пенсильвании приняло решение отлить специальный колокол в Северной Америке Уильямом Пенном, в честь которого и был назван штат Пенсильвания.
Стих из книги "Ваикра" ("Левит") как нельзя более кстати подходил для колокола, звон которого был призван "освятить" юбилей (по-еврейски "йовель", пятидесятый год) столь важного события в истории Америки.
Но колокол Свободы знаменит не связью с Хартией Пенна и не мелодичным звоном, а своей трещиной. В марте 1753 года, когда его подвесили для пробного звона, один из современников написал в дневнике: "К своем ужасу я услышал надтреснутый звук... при ударе языка о тело колокола".
Колокол Свободы расплавили и снова отлили, добавив полторы унции меди на фунт материала, чтобы уменьшить его хрупкость. Когда его снова повесили на башне, лица присутствующих вытянулись от разочарования: звук был очень глухой. "Наверное, переложили меди", - предположил кто-то.
Этот второй колокол тоже со временем треснул. Трещина росла и росла, и, наконец, в день рождения Джорджа Вашингтона в 1846 году колокол признали "не годным для звона". С тех пор установилась традиция: в День независимости США, отмечаемый 4 июля, в колокол Свободы символически "звонят", похлопывая по нему.
Не удивительно ли, что символом Америки стал дефектный предмет? Впрочем, что тут удивительного. Ведь символы другой великой державы, России, тоже "с брачком": никогда не стрелявшая Царь-пушка и расколовшийся Царь-колокол. Египет узнают по Сфинксу с отбитым носом. Получается, что сам дефект символа становится частью его славы.
Размышляя над своей жизнью, мы иногда приходим в уныние. Часы тикают все быстрее с каждой прожитой минутой. У нас еще столько дел, а мы так мало успели. Мелкие недостатки нашего характера превращаются в серьезные пороки. Когда же мы научимся подавлять свои инстинкты и низкие побуждения? Сумеем ли мы, наконец, взять в руки штурвал своей судьбы, чтобы жить согласно воле Творца? Легко сказать... и легко впасть в отчаяние.
И все же, видимо, не случайно именно треснутому колоколу было суждено "объявить свободу на земле". Ничто в мире не совершенно - ни символы, ни люди. У каждого из нас есть свои "трещины". Но даже в самом несовершенном человеке заложена способность "объявлять свободу" - настоящую свободу. Ибо подлинная свобода - это умение властвовать собой, управлять своими побуждениями и не давать им управлять нами.
Такая свобода достижима только в том случае, если мы впитаем сердцем слова Высшей правды, заложенные в Торе. Ведь Тора способна впечатываться даже в самые упрямые, неподдающиеся сердца, сердца из закаленной стали, проникать в душу, как раскатистый звон колоколов.
Меня зовут Барух Борис. Ани маамин бэ эмуна шлема...
Про «палестинцев»: «Они ревность Мою вызывали небогом... Я в них ревность вызову ненародом»
Мы -- здесь, они -- там! Мы здесь, в Израиле, они там, в арабских странах! | http://www.borisba.com

Аватара пользователя
Борис Бердичевский
Ветеран интернета
Сообщения: 29353
Зарегистрирован(а): 17 ноя 2001, 02:00
Откуда: Израиль, Беэр-Шева, которой ~3700 лет
Контактная информация:

Сообщение Борис Бердичевский » 21 май 2005, 23:27

ПРОДОЛЖЕНИЕ

МАШИАХ - В НАШЕМ ПОКОЛЕНИИ
"И если пришелец или поселенец твой станет над тобой... а брат твой (еврей) будет продан..., то после продажи следует выкупить его... по мере этих лет (считая от времени продажи) возвращает он выкуп за себя... Если же он не выкупится таким образом, в юбилейный год отойдет сам и дети его с ним" (25:47-54).

Из этого отрывка мы учим, говорил Хафец-Хаим, духовный лидер религиозного еврейства конца XIX - начала XX веков, что, несмотря на долгий галут, евреи не должны отчаиваться: спасение грядет. И не стоит удивляться тому, что именно наше поколение, чья связь с Торой значительно ослабла, удостоится встретить Машиаха, в то время как предыдущие поколения, соблюдавшие заповеди и хранившие верность Б-гу, не получили такую возможность.
Известно, что Б-г отправил еврейский народ в изгнание за его грехи (об этом будет подробно говориться в следующем разделе "Бехукотай"). Известно также, что у всех предыдущих изгнаний был жестко установленный срок: в Египте евреям предстояло провести 400 лет, в Вавилоне - 70. Нет сомнений, продолжает Хафец-Хаим, что у нынешнего галута, называемого "галут Эдом", тоже есть своя максимальная протяженность, в конце которой евреи будут очищены от грехов, из-за которых они оказались в рассеянии.
Хотя срок галута может быть сокращен, как случилось в Египте: евреи вышли на свободу через 210 лет, - нынешнее изгнание нам, по-видимому, придется пройти до конца. Чтобы удостаиться спасения в его начале, нам потребовалось бы много заслуг, подобно еврейскому "наемнику", которому для выхода на свободу пришлось бы вернуть все деньги, полученные им авансом за предстоящий шестилетний труд. А если он захочет выйти на волю в середине отведенного ему срока, ему придется выложить хозяину половину всей суммы за оставшиеся годы, которые он не будет работать на него.
Так же и с еврейским народом. Если ему не хватает заслуг, чтобы заранее расплатиться с Б-гом за досрочное спасение, он должен терпеливо ждать конца, и тогда, подобно еврею-наемнику, получит свободу, не заплатив ни копейки.
Именно в такой ситуации оказался еврейский народ в нашу эпоху, заключает Хафец-Хаим. На его предыдущих этапах нам не хватало заслуг для досрочного "выкупа". Теперь подходит конечный срок, и, хотя заслуг у нас еще меньше, чем прежде, спасение не может быть отменено: оно придет "бесплатно".
Более того, недостаток заслуг будет компенсирован теми тяжелейшими страданиями, которые мы перенесли в долгие столетия рабства у Эдома, особенно на заключительном этапе. Эти муки и боль окончательно сотрут наш долг перед Вс-вышним. Поэтому мы должны верить, что "юбилейный год" уже наступил, Машиах стоит на пороге и вот-вот постучится в наши двери...
Меня зовут Барух Борис. Ани маамин бэ эмуна шлема...
Про «палестинцев»: «Они ревность Мою вызывали небогом... Я в них ревность вызову ненародом»
Мы -- здесь, они -- там! Мы здесь, в Израиле, они там, в арабских странах! | http://www.borisba.com

М. Томашпольский
Участник со стажем
Сообщения: 685
Зарегистрирован(а): 21 июн 2004, 09:16
Откуда: из Миколаева

Сообщение М. Томашпольский » 21 май 2005, 23:48

ПЛОДОРОДИЕ ПОЧВЫ, ПОБЕДА НАД ВРАГАМИ, ПОВСЕМЕСТНОЕ УСТАНОВЛЕНИЕ МИРА И ПРИРОСТ НАСЕЛЕНИЯ - ТАКОВЫ МАТЕРИАЛЬНЫЕ БЛАГА, ОБЕЩАННЫЕ ЕВРЕЯМ В СЛУЧАЕ ИХ НЕУКОСНИТЕЛЬНОГО СЛЕДОВАНИЯ ЗАПОВЕДЯМ ТОРЫ. ОБ ЭТОМ ГОВОРИТСЯ В НАЧАЛЬНОМ ФРАГМЕНТЕ ЭТОГО НЕДЕЛЬНОГО РАЗДЕЛА. СРЕДИ ВСЕГО ПРОЧЕГО НАМ ОБЕЩАНО СЛЕДУЮЩЕЕ:
ЕСЛИ ПО УСТАНОВЛЕНИЯМ МОИМ БУДЕТЕ ВЫ ПОСТУПАТЬ... ТО ДАМ Я ВАМ ДОЖДИ ВОВРЕМЯ... И УСТАНОВЛЮ Я МИР В СТРАНЕ... И УСТАНОВЛЮ ОБИТАЛИЩЕ МОЕ СРЕДИ ВАС, И НЕ БУДЕТ ГНУШАТЬСЯ ДУША МОЯ ВАМИ («ВАИКРА», 26:3,4,6,11).
КОММЕНТАТОРЫ СПОРИЛИ О ТОМ, БЫЛИ ЛИ ОСУЩЕСТВЛЕНЫ ВСЕ ПЕРЕЧИСЛЕННЫЕ В ЭТОЙ ГЛАВЕ ОБЕЩАНИЯ ЕЩЕ ВО ВРЕМЕНА ХРАМА ИЛИ ОНИ ОТНОСЯТСЯ ЛИШЬ К ГРЯДУЩИМ ПОКОЛЕНИЯМ. ВЕДЬ К ТОМУ ВРЕМЕНИ, КОГДА ВСЕВЫШНИЙ ДАЛ ИХ, ЕВРЕИ УЖЕ СООРУДИЛИ МИШКАН - ПЕРЕНОСНОЕ СВЯТИЛИЩЕ, - ТАК О КАКОМ ЕЩЕ «ОБИТАЛИЩЕ» ТВОРЦА МОЖЕТ ИДТИ РЕЧЬ? ТОЛЬКО ОБ ИЕРУСАЛИМСКОМ ХРАМЕ! ДАВАЙТЕ ПРИБЕГНЕМ К ОДНОМУ ИЗ ИЗЛЮБЛЕННЫХ ТАЛМУДИСТАМИ СПОСОБОВ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ТЕКСТА ТОРЫ. ГИМАТРИЯ - ЧИСЛОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ -УПОМИНАЮЩЕГОСЯ В ДАННОМ ОТРЫВКЕ СЛОВА МИШКАНИ («ОБИТАЛИЩЕ МОЕ») - 420. РОВНО СТОЛЬКО ЛЕТ ПРОСТОЯЛ ВТОРОЙ ХРАМ! ТАК ТАЛМУД СООБЩАЕТ НАМ О ТОМ, ЧТО ПРОРОЧЕСТВО ОТНОСИТСЯ ИМЕННО К ЭТОМУ ПЕРИОДУ ИСТОРИИ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА.
ТАК ЧТО - ДЛЯ НАС ЭТИ ОБЕЩАНИЯ УЖЕ НЕ АКТУАЛЬНЫ? ОДНАКО НЕ ИСКЛЮЧАЕТСЯ И БОЛЕЕ ШИРОКАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ ПОНИМАНИЯ ЭТОГО СТИХА. А ИМЕННО:
В СИЛУ ЗАКЛЮЧЕННОГО ТВОРЦОМ СОЮЗА ОН НЕЗРИМО ПРИСУТСТВУЕТ В СРЕДЕ ИЗРАИЛЯ ДАЖЕ ТОГДА, КОГДА СВЯТОЙ ХРАМ РАЗРУШЕН. БОЛЕЕ ТОГО: «И НЕ БУДЕТ ГНУШАТЬСЯ ДУША МОЯ ВАМИ» - Т.Е. ДАЖЕ ТОГДА, КОГДА ВЫ ПОГРЯЗНЕТЕ В ГРЕХАХ, Я «УСТАНОВЛЮ ОБИТАЛИЩЕ МОЕ СРЕДИ ВАС»!
ТАКИМ ОБРАЗОМ, ПО МНЕНИЮ РЯДА КОММЕНТАТОРОВ, ЭТИ СЛОВА ТВОРЦА АКТУАЛЬНЫ ДАЖЕ ДЛЯ ТЕХ ВРЕМЕН, КОГДА ЕДИНСТВЕННОЙ ПРИЗНАННОЙ ВСЕМ ЕВРЕЙСКИМ НАРОДОМ ОСЯЗАЕМОЙ ЕГО СВЯТЫНЕЙ ЯВЛЯЕТСЯ ЛИШЬ ЗАПАДНАЯ СТЕНА.
И ВСЕ ЖЕ КОМУ-ТО ИЗ НАШИХ СОВРЕМЕННИКОВ ЭТОТ ФРАГМЕНТ, ВОЗМОЖНО, ПОКАЖЕТСЯ УТОПИЕЙ: ВЕДЬ ПОВСЕДНЕВНОСТЬ, УВЫ, ДАЛЕКО НЕ ИДИЛЛИЧНА... ТЕ ИЗРАИЛЬТЯНЕ, КОТОРЫЕ ВСЕ ЕЩЕ НЕ УТРАТИЛИ ОПТИМИЗМ В ОТНОШЕНИИ НОРМАЛИЗАЦИИ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ЕВРЕЙСКОГО ГОСУДАРСТВА (В СОЧЕТАНИИ С ИДЕАЛЬНЫМИ МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИМИ УСЛОВИЯМИ!), СТРАДАЮТ, ПОХОЖЕ, ИЗБЫТКОМ НАИВНОСТИ, И ИМ СЛЕДОВАЛО БЫ ЗАДУМАТЬСЯ НАД ТЕМ, ВЫПОЛНЯЮТ ЛИ ОНИ ТО, ЧТО НАШИ ПРЕДКИ ОБЕЩАЛИ ОТ ИХ ИМЕНИ БОГУ ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ СИНАЙСКОГО СОГЛАШЕНИЯ.

Д. САФРОНОВ
Последний раз редактировалось М. Томашпольский 22 май 2005, 00:38, всего редактировалось 2 раза.

Аватара пользователя
Борис Бердичевский
Ветеран интернета
Сообщения: 29353
Зарегистрирован(а): 17 ноя 2001, 02:00
Откуда: Израиль, Беэр-Шева, которой ~3700 лет
Контактная информация:

Сообщение Борис Бердичевский » 22 май 2005, 00:23

А зачем нужно было повторять тот же самый пост? По ошибке?
Меня зовут Барух Борис. Ани маамин бэ эмуна шлема...
Про «палестинцев»: «Они ревность Мою вызывали небогом... Я в них ревность вызову ненародом»
Мы -- здесь, они -- там! Мы здесь, в Израиле, они там, в арабских странах! | http://www.borisba.com

М. Томашпольский
Участник со стажем
Сообщения: 685
Зарегистрирован(а): 21 июн 2004, 09:16
Откуда: из Миколаева

Сообщение М. Томашпольский » 22 май 2005, 00:39

Борис Бердичевский писал(а):А зачем нужно было повторять тот же самый пост? По ошибке?
"И на старуху бывает проруха..." :13:

Uriel
Участник со стажем
Сообщения: 1192
Зарегистрирован(а): 16 май 2005, 17:53
Откуда: Возле Иерусалима

Сообщение Uriel » 23 май 2005, 12:48

Мы сейчас читаем "Пиркей Авот", так я решил тиснуть тут один пируш, который слышал от одного человека в синагоге в этот шабат:

Написано в 3-ем переке: "Сияг ле хохма - штика", т.е. "молчание - ограда мудрости", и непонятно: чем для мудрости поможет молчание? Вот для дурака молчание полезно - не видно что он дурак, а умный должен ведь делится с другими своей мудростью.
Интересное объяснение: у всех людей хохма (генератор идей) одинаковая (см. первые праким Тании), отличие же умного от дурака в умении отсеять мусор, и выбрать только полезные идеи, а потом разработать их (т.е. бина).
Получается, что мудрость заключается в том, чтобы не сказать то, что не следует говорить.

Аватара пользователя
Зяма Крендель
Ветеран мега-форума
Сообщения: 5327
Зарегистрирован(а): 21 июл 2003, 13:07
Откуда: Чикаго

Сообщение Зяма Крендель » 23 май 2005, 14:05

Uriel, a чей это перуш?.. Не понял я его. :13: Согласно этому, у дурака должно быть по кр.м. не меньше мыслей, чем у мудрого, и во всяком случае, умные мысли тоже должны появляться все те же...
"...читает недоступную его пониманию философскую литературу, делает бессистемные выписки..."
© Учебник психиатрии, симптомы шизофрении

Uriel
Участник со стажем
Сообщения: 1192
Зарегистрирован(а): 16 май 2005, 17:53
Откуда: Возле Иерусалима

Сообщение Uriel » 23 май 2005, 15:26

Это пируш профессора Узиэля Сандлера. И у дурака действительно бывают умные мысли, только он этого не понимает, и развить их он не может.

Кстати на этом основана система "поток сознания": это когда собирается например, группа студентов, и каждый дает свои предложения по теме, а еще там присутствует умный и знающий человек, который весь этот бред слушает: авось что нибудь умное предложат.

Аватара пользователя
mike2005
Участник со стажем
Сообщения: 310
Зарегистрирован(а): 15 янв 2005, 18:03

Сообщение mike2005 » 23 май 2005, 16:42

Uriel писал(а):Это пируш профессора Узиэля Сандлера. И у дурака действительно бывают умные мысли, только он этого не понимает, и развить их он не может.

Кстати на этом основана система "поток сознания": это когда собирается например, группа студентов, и каждый дает свои предложения по теме, а еще там присутствует умный и знающий человек, который весь этот бред слушает: авось что нибудь умное предложат.
Неет.
С таким подходом сапоги может точать пирожник, а пироги печь сапожник. Главное пирожнику правильно настроить его фильтр сапожных мыслей.

Это как-то противоречит моему жизненному опыту.
Однако пойду понастраиваю свой фильтр имени Билла Гейтса - может на новый компьютер подзаработаю :)

Uriel
Участник со стажем
Сообщения: 1192
Зарегистрирован(а): 16 май 2005, 17:53
Откуда: Возле Иерусалима

Сообщение Uriel » 23 май 2005, 16:59

Понятно, что нужно иметь соответствующее образование, чтобы была база для размышлений. Но высшее образование еще не делает человека умным.


Вернуться в «Евреи и Тора»




  Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 36 гостей