Тора. Недельный комментарий.

Тора, история, заповеди, традиции, праздники

Moderators: Борис Бердичевский, Moderator16

Андрей Дубин
Новый участник
Posts: 16
Joined: 22 Nov 2016, 12:41

Re: Тора. Недельный комментарий.

Postby Андрей Дубин » 24 Nov 2016, 16:50

Михаил Коган

http://berkovich-zametki.com/Avtory/MKogan.htm


Хаей Сара
/Жизни Сары/
Любопытно, что глава «Жизни Сары» начинается словами: «И умерла Сара…».

И умерла Сара в Кирьят Арбе, он же Хеврон, в стране Кнаан. /Брейшит 23,2/

Жизнь и смерть всегда рядом. Но вспоминаем мы об этом редко. Защитная реакция.
До грехопадения Адам и Хава обладали бессмертием. Понятие «смерть» возникает вместе с первым запретом:
И приказал Б-г Всесильный человеку говоря: «От всякого дерева сада
можешь есть. От дерева же познания добра и зла, от него не ешь, ибо
как только вкусишь от него, должен ты умереть». /Брейшит 2,16-17/
«Не в ту же секунду умрёт человек, - объясняет Рамбан, - а станет смертным».

Причина смерти - в непослушании, в стремлении к запрещённому, то есть в грехе. Получается, что смерть, хоть и создана Б-гом, но её приход - это следствие человеческих поступков. Давайте на секунду представим, что бы было, если бы Хава и Адам сумели устоять перед искушением Змея и не съели запретный плод? Смерть не появилась бы? И как бы тогда выглядела наша жизнь в отсутствии смерти? Я думаю, что никак. Её бы просто не было. Смерть – необходимый и, может быть, один из самых главных атрибутов жизни. Уберите смерть - исчезнет жизнь. Значит, смерть всё равно проявилась бы. Но Всевышнему почему-то понадобилось, чтобы причиной её появления стал человек. Более того, смерть сразу приобрела для человека очень большое значение. Она стала аккумулятором всех его страхов. А страх – это главный регулятор нашей жизни. В момент рождения страх смерти уже существует в младенце на инстинктивно-физиологическом уровне. По мере взросления он переходит на психосоциальный уровень. Есть ли какая-то связь между страхом смерти и страхом перед Б-гом? Я думаю, самая непосредственная. По мере взросления и приобретения духовного опыта, страх смерти замещается страхом перед Б-гом. И в этом, как считает царь Шломо, начало познания и обретения веры:

Страх перед Г-дом – начало познания. /Мишлей 1,7/

Царь Шломо уточняет, что речь идёт о «познании о Б-ге». Только познав о Б-ге, поверив в Б-га, человек может приобрести истинное знание и мудрость:

Ибо Г-дь даёт мудрость; из Его уст – знание и разумение. /Мишлей 2,6/

Познание о Б-ге или другими словами – вера в Него, в конце концов, превращает страх перед Б-гом в любовь к Нему. Жизнь человека, лишённого веры, наполнена страхом смерти. Обретая веру, человек преодолевает его путём замещения на страх перед Б-гом. Таков процесс человеческой жизни: от страха смерти к страху перед Б-гом и только потом – любви к Нему. Известный физиолог Илья Мечников, лауреат Нобелевской премии, в своей книге «Этюды оптимизма» пишет:

цель моих /научных/ стремлений заключается в достижении людьми
естественной смерти, т. е. момента, когда, после продолжительной
нормальной жизни, должны наступить прекращение желания жить
и инстинктивная потребность смерти. О каком бы то ни было
бессмертии тут, разумеется, не может быть и речи.
То есть, по мнению учёного, если жизнь прожита правильно, сейчас мы не обсуждаем, что значит правильно, то смерть становится желанной, как сон для уставшего человека. Если это так, и смерть желанна, как сон, значит, в этот момент пропадает страх смерти. Его место занимает чувство благодарности и любви. Может, поэтому сказал царь Шломо:

…день смерти лучше дня рождения…/Коэлет 7,2/

В день рождения в человеке есть только физиологический страх смерти, а в день смерти душа его может быть наполнена любовью к Б-гу. Всё зависит от правильно пройденного пути. Или от того, какая душа спускается в сотворённое родителями тело. Например, у Моше и день рождения, и день смерти выпали на один и тот же день, 7 Адара. Родился он хоть и семимесячным, но вполне здоровым и уже обрезанным. Тора называет его человеком Б-га. Из всего этого можно сделать вывод, что при рождении в младенце Моше не было страха смерти даже на физиологическом уровне. Только любовь к Б-гу. Именно такой человек мог возглавить народ во время исхода из Египта и сорока лет странствий в пустыне. Только Моше, особая душа, наполненный страхом перед Б-гом и любовью к Нему, мог взойти на гору Синай и получить Тору.

Наша недельная глава тоже начинается с совмещения жизни и смерти:

И были жизни Сары сто лет, и двадцать лет, и семь лет годы жизни Сары.
И умерла Сара в Кирьят Арба, это Хеврон в земле Кнаан.
Надеюсь, что после наших долгих рассуждений вы сразу поняли, что близкое расположение этих двух понятий - жизнь и смерть - говорит не о короткой жизни Сары, а о том, что за сто двадцать семь лет ей удалось пройти путь от дочери язычника до праматери избранного Б-гом народа.

Мидраш рассказывает, что место, в котором умерла Сара, имело четыре названия: Мамре, Эшколь, Кирьят Арба и Хеврон. И каждое из этих названий означает определённую смерть. Мамре – смерть от греха, потому что мар, значит горький. Это напоминание о том, как мы «горчили» Всевышнего в пустыне, проявляя строптивость и неверие.

Эшколь – смерть из-за чужих грехов, например, из-за грехов предков. Потому что похоронивший сына на иврите называется «школь».

Кирьят Арба – естественная смерть. Кирьят Арба переводится, как городок четырёх. Это намёк на четыре стихии, из которых состоит человек: земля, воздух, вода, огонь. Слово кирьят/ городок созвучно слову крия/ разрыв. И получается разрыв, разъединение четырёх стихий, что приводит к естественной смерти. Это то, о чём говорил Мечников.

Хеврон – это смерть праведника. Хеврон - от слова хибур/ соединение. Душа соединяется со своим источником. Такая смерть называется «поцелуй Б-га». Так умер Моше.

Сара умирает в Кирьят Арба, в Хевроне, то есть естественной смертью от «поцелуя Б-га». В ней нет никакого греха. Она - праведница.

У меня возник вопрос: а есть ли какое-то различие между мужчиной праведником, и женщиной праведницей? Возьмём, к примеру, Авраама и Сару. Мидраш утверждает, что смерть Сары была связана с тем, что Сатан, ангел-обвинитель, подвергающий людей всяким испытаниям, рассказал ей, куда и зачем отправились Авраам и Ицхак. Сердце её не выдержало этого известия, и она умерла. Когда же Сатан преградил Аврааму дорогу неожиданно возникшей бурной рекой, Авраам ни на секунду не задумавшись, продолжил свой путь. Он не остановился даже тогда, когда вода подступила к его ноздрям, угрожая гибелью. Он стал молить Всевышнего о помощи. Иначе как он сможет выполнить Его приказание? Как принесёт в жертву собственного сына? Всевышний помог ему. Река отступила. Отец с сыном продолжили путь. Они были готовы на всё, чтобы довести порученное дело до конца. Занесённый Авраамом нож уже должен был вонзиться в горло связанного Ицхака, когда ангел дважды окликнул Авраама. После этого ситуация изменилась. Вместо сына на жертвеннике оказался запутавшийся в кустах овен. Из этого рассказа следует, что для мужчины праведника важно воплотить идею, выполнить приказ. При этом цена, которую нужно заплатить, не важна. Для женщины праведницы главное - это доказать Всевышнему и всем окружающим, что нет ничего важнее простого человеческого счастья. И в первую очередь, для близких, для своей семьи. Все самые высокие идеи бледнеют перед этой задачей. Вспомните Мирьям, сестру Моше, вставшую на защиту Ципоры. Ривку, готовую ради счастья своих детей даже на обман. Рахель, укравшую идолов у отца, чтобы защитить свою семью. И, наконец, Сару, для которой счастье собственного сына гораздо важнее грандиозных замыслов Творца относительно Ишмаэля, Ицхака и Авраама.

До потопа было так: Адам родил Шета, Шет родил Эноша, Энош – Кейнана и т.д. Мир - чисто мужской. Женщина даже не упоминается. Разве что, как объект удовольствия:

И брали /мужчины/ себе женщин из всех, кого хотели. /Брейшит 6,2/

Допотопный мир – это мир идей. И идей, скорее всего, возвышенных:

И тогда /мужчины/ стали призывать именем Б-га. /Брейшит 4,26/

После потопа в описании процесса деторождения наблюдается явный прогресс:

…и родила Сара Аврааму сына./ Брейшит 21,2/
Появляется женщина, и вместе с ней в мир приходит сострадание и забота о другом. Об этом история наших праматерей Сары, Ривки, Леи и Рахели. Авраам и Сара – первая пара, которая сумела, наконец, воплотить в жизнь замысел Творца:

… мужчиной и женщиной сотворил их, и благословил их,

и назвал их – человек./Брейшит 5,2/.

Из всего этого нам с вами следует сделать один очень простой вывод, какой бы высокой и значительной не была ИДЕЯ, она ничего не стоит, если не связана с состраданием и с чувством ответственности за другого. Но чтобы эти чувства возникли, надо страх смерти превратить в страх Б-жий. Надо, чтобы смерть не отрицала жизни, а была её продолжением. Чтобы мужчина и женщина стали, наконец, единым ЧЕЛОВЕКОМ.

User avatar
Avraam
Участник со стажем
Posts: 1138
Joined: 19 Mar 2003, 22:04
Location: Karmiel , Israel

Re: Тора. Недельный комментарий.

Postby Avraam » 25 Nov 2016, 11:55

Андрей Дубин, доброе утро .
Я не знаю что вы имели ввиду в момент написания вашего поста .
На мой взгляд, он несправедлив и написан под воздействием сильных эмоций .
"Просто ужасно и стыдно должно быть Вам."
За что ?
За то, что в рассылке, которую я публиковал есть расписание лекций ?
За то , что имеются ссылки на видео и аудио лекции, материалы размещенные на сайте ?

С вас кто-то попросил денег ?

Извините, но такую тохаху мне сложно принять .

Шабат шалом.
Ребятa , дaвaйте жить дружнo !

Владимир 2-ой
Участник со стажем
Posts: 1174
Joined: 24 Nov 2009, 00:12

Re: Тора. Недельный комментарий.

Postby Владимир 2-ой » 05 Dec 2016, 00:18

Avraam wrote:Source of the post Извините, но такую тохаху мне сложно принять .

Avraam,
Хвалу и клевету приемли равнодушно,
И не оспаривай глупца.

User avatar
Avraam
Участник со стажем
Posts: 1138
Joined: 19 Mar 2003, 22:04
Location: Karmiel , Israel

Re: Тора. Недельный комментарий.

Postby Avraam » 06 Dec 2016, 19:35

:)
Ребятa , дaвaйте жить дружнo !

Владимир 2-ой
Участник со стажем
Posts: 1174
Joined: 24 Nov 2009, 00:12

Re: Тора. Недельный комментарий.

Postby Владимир 2-ой » 12 Dec 2016, 21:22

Андрей Дубин wrote:Source of the postНахум Пурер

18 Ноября 2011
“И выслушал Авраам Эфрона, и отвесил Авраам Эфрону серебро, о котором говорил в уши хеттов - четыреста шекелей серебра, принимаемых всеми торговцами” (23:16).


Имя Эфрон упоминается в этом стихе дважды, причем во второй раз в нем отсутствует буква “вав”. РАШИ объясняет это ущербное написание имени хетта тем, что он много говорил, но не сделал для Авраама даже малого.
Меня этот комментарий РаШИ давно интригует. Так как ни РаШИ, ни Нахума Пурера, спросить у меня нет возможности, может ВЫ - Андрей Дубин (или любой другой желающий - знаток ТОРЫ) - объясните.
1. - Что РаШИ подразумевает под тем малым, которое мог и должен был сделать Эфрон, чтобы не выглядеть негодяем в его ( и наших) глазах???
2. - Что Эфрон должен был предложить Аврааму, чтобы написание его имени не было ущербным???
:13:

User avatar
Avraam
Участник со стажем
Posts: 1138
Joined: 19 Mar 2003, 22:04
Location: Karmiel , Israel

Re: Тора. Недельный комментарий.

Postby Avraam » 24 Dec 2016, 20:48

ВАЕШЕВ

Яаков и категория суда

«И воссел Яаков в стране

проживания своего отца»

(Бе-рейшит)



Объясняет книга Зоґар, что слова «страна проживания своего отца» означает категорию суда. Автор «Сфат Амэт» отождествляет странствия Яакова с «лех леха», сказанным Аврааму. И все души, «сделанные» Яаковом, включая четырех мам двенадцати ветвей – сделаны в «поле деятельности» Авраґама – в плоскости хеседа, любви.

Получается, что желание отца Ицхака – вот что стоит за словами Торы «вайашев Яаков». Ведь именно Ицхаку запрещает Вс-вышний покидать Страну Израиля и хранить завоеванное скитаниями Авраґама.

И двадцать два года без Йосефа – это очевидная параллель «связанности Ицхака» на жертвеннике. В эти годы Яаков «ни жив ни мертв». В конечном итоге Яаков сюжетом своей жизни соединяет категории хесед и гвура – Йосеф добавляет две ветви и делает «кровать Яакова» полной, позволяя Яакову реализовать категорию тиферет – Истину.



P.S. В качестве интеллектуальной погони за убегающем временем спустим в наш внутренний мир комментарий РаШИ из прошлой недельной главы.

Классическая подготовка Яакова к встрече с Эйсавом состоявшая из молитв, подарков и военных приготовлений, очевидно параллельна усилиям в трех плоскостях: молитва – разум, подарки – эмоции и война – действия.

М.М.Гитик



ШАБАТ ШАЛОМ!
Ребятa , дaвaйте жить дружнo !

Владимир 2-ой
Участник со стажем
Posts: 1174
Joined: 24 Nov 2009, 00:12

Re: Тора. Недельный комментарий.

Postby Владимир 2-ой » 09 Apr 2017, 20:33

Андрей Дубин wrote:Source of the post Недельный комментарий, раздел “Хаей Сара”

Нахум Пурер


18 Ноября 2011
Наш первый праотец принципиально избегал бесплатных даров
.

Рав Нахум Пурер тут же, "не отходя от кассы", сам себя опровергает.
Андрей Дубин wrote:Source of the post В прошлом разделе “Ваера” мы читали историю о том, что, когда Авраам оказался в Граре, Авимелех, плененный красотой Сары, взял ее к себе во дворец, думая, что она сестра Авраама, но по требованию Б-га немедленно отпустил, осыпав подарками недавнюю пленницу и ее мужа: “И взял Авимелех мелкого и крупного скота, рабов и рабынь, и дал Аврааму, и возвратил ему жену его Сару… И Саре сказал: “Вот я дал тысячу сребреников брату твоему…” (20:14,16).

"думая, что она сестра Авраама" - этот простодушный Авимелех верил всем на слово.
А таким уважаемым, как наша чета и все их слуги - тем более.
5.Ведь он сказал мне: Моя сестра она. И она, также она сказала: Мой брат он. По простоте сердца моего и при чистоте рук моих содеял я это.
также она. ("Также" означает:) в том числе и ее рабов, и погонщиков ее верблюдов, и погонщиков ее ослов, всех спрашивал я, и они сказали мне: "Он ее брат". (Раши)
По прибытии в Эрец Кнанаан Авраам очень удачно спустился в Мицраим. Вернулся тоже не с пустыми руками.
Рав Овадья Климовский считает:
Даже не особый праведник, а просто здравомыслящий и уважающий себя человек не торопится принимать подарки от таких нечестивых людей, как фараон или Авимелех, понимая, что этим может поставить себя в определенную зависимость от них. Тем более — Авраам.

User avatar
Avraam
Участник со стажем
Posts: 1138
Joined: 19 Mar 2003, 22:04
Location: Karmiel , Israel

Re: Тора. Недельный комментарий.

Postby Avraam » 09 Apr 2017, 20:49

Владимир, добрый вечер.
Попробуйте четче сформулировать свой вопрос .
Ребятa , дaвaйте жить дружнo !

Владимир 2-ой
Участник со стажем
Posts: 1174
Joined: 24 Nov 2009, 00:12

Re: Тора. Недельный комментарий.

Postby Владимир 2-ой » 09 Apr 2017, 23:01

Добрый вечер, Avraam.
Вопроса в этом посте я не поставил. Но Вы, конечно, поняли, что он "витает в воздухе".
Странно, что не заданный вопрос Вас заинтересовал, а заданные прямо и открыто Вы оставили без внимания.
Владимир 2-ой wrote:Source of the post Имя Эфрон упоминается в этом стихе дважды, причем во второй раз в нем отсутствует буква “вав”. РАШИ объясняет это ущербное написание имени хетта тем, что он много говорил, но не сделал для Авраама даже малого.
Меня этот комментарий РаШИ давно интригует. Так как ни РаШИ, ни Нахума Пурера, спросить у меня нет возможности, может ВЫ - Андрей Дубин (или любой другой желающий - знаток ТОРЫ) - объясните.

1. - Что РаШИ подразумевает под тем малым, которое мог и должен был сделать Эфрон, чтобы не выглядеть негодяем в его ( и наших) глазах???
2. - Что Эфрон должен был предложить Аврааму, чтобы написание его имени не было ущербным???
:13:

Вопросы же, "висящие в воздухе" в предыдущем посте, такие:
3. - На чём основано утверждение рава Нахума Пурера: - "Наш первый праотец принципиально избегал бесплатных даров." ?
4. - РАВ ОВАДЬЯ КЛИМОВСКИЙ БЫЛ НЕПРАВ, УПРЕКАЯ АВРААМА В ПОЛУЧЕНИИ ПОДАРКОВ ОТ ПАРО И АВИМЕЛЕХА?
Кстати:
Губит дом свой корыстолюбивый, а ненавидящий подарки жив будет.
(Мишлей 15, 27.)

User avatar
Avraam
Участник со стажем
Posts: 1138
Joined: 19 Mar 2003, 22:04
Location: Karmiel , Israel

Re: Тора. Недельный комментарий.

Postby Avraam » 10 Apr 2017, 09:42

Владимир, все что я сейчас напишу - imho :
1. Минимум для любого человека - честное поведение .
2. В случае с Эфроном - гневат даат.
3. Не знаю
4. Не уверен, "сверхзадача" Авраама была нести знание о Всевышнем народам мира. Обострение отношений с царями, как минимум могла этому сильно помешать (на территории этих царств).

А насчет цитаты из Мишлей, прочтите ее не торопясь, с акцентом на первой ее половине.

Песах кашер вэСамеах !
Ребятa , дaвaйте жить дружнo !

Владимир 2-ой
Участник со стажем
Posts: 1174
Joined: 24 Nov 2009, 00:12

Re: Тора. Недельный комментарий.

Postby Владимир 2-ой » 20 Apr 2017, 21:43

Avraam, добрый вечер.
1. - Что РаШИ подразумевает под тем малым, которое мог и должен был сделать Эфрон, чтобы не выглядеть негодяем в его ( и наших) глазах???
1. Минимум для любого человека - честное поведение .
Вообще то я ожидал конкретных доказательств нечестного поведения нашего Эфрона: – ложь, поступки, факты, вещдоки.
РаШИ пеняет пеняет Эфрону:
«…он обещал многое, но даже малого не делал….»
Тора прямо, без обиняков, говорит - Авраам, сам категорически не соглашался на это многое:
«12. И низко поклонился Авраам пред народом земли. 13. И говорил он Эфрону во услышание народа земли так: Однако, если бы ты послушал меня!

однако, если бы ты послушал меня. Ты говоришь мне, чтобы я послушал тебя и взял безвозмездно. Я же того не желаю.(!) Но если бы ты послушал меня, - лишь бы ты (только) послушал меня (и сделал так, как я прошу). (Раши)

«не желаю.»(!)
Даю серебро за поле, возьми у меня, и я погребу умершую мою там.
даю (букв.: я дал). На французском языке dones. (Серебро) приготовлено у меня. О, если бы я уже отдал его тебе! (Раши)»
Ума не приложу, как после таких комментариев, у РаШИ поднялась рука написать, что Эфрон
«даже малого не делал
А по мнению рава Нахума Пурера, Авраам прямо таки жаждал отдать Эфрону даже в 2,5 раза больше, чем тот запросил.
Андрей Дубин wrote:Source of the post Недельный комментарий, раздел “Хаей Сара”

Нахум Пурер
По всей вероятности, Авраам тяготился этими деньгами (1000 шекелей) и решил отдать их Эфрону после смерти Сары в обмен на пещеру Махпела для ее захоронения - не потому, что такова была цена пещеры, а просто, чтобы скорее избавиться от “позорных” денег.
Как Вам это нравится?
Авраам за 37 лет до скоропостижной кончины любимой жены уже решил приобрести могилу для её захоронения!
Оборот –«,,,решил отдать…… в обмен…» тоже впечатляет.
2. - Что Эфрон должен был предложить Аврааму, чтобы написание его имени не было ущербным???
2. В случае с Эфроном - гневат даат.
Мой иврит? Моя Ахиллесова пята.
Мои друзья так написали ?דעת גנֵיבְּת и так перевели: «кто-то воспользовался чужим мнением: украл».
Вероятно, они тоже ничего не поняли. Если это возможно – расшифруйте.
3. - На чём основано утверждение рава Нахума Пурера: - "Наш первый праотец принципиально избегал бесплатных даров." ?
3. Не знаю.
Рав Нахум Пурер приводит пример, когда наш праотец отказался от вполне заслуженной награды.
Насколько я знаю, некоторые наши знаменитые комментаторы Писания даже упрекали его за это.
Был вполне реальный шанс приобрести на законных основаниях Эрец Израэль.
Тем более что сам Б-г его заверил незадолго до войны с четырьмя царями.
«17. Встань, исходи эту землю в длину ее и в ширину, ибо тебе дам ее. [Сончино]

встань, пройди по этой стране "Пройти по земле" означало, по обычаям того времени, приобрести ее. (Сончино)»
«А насчет цитаты из Мишлей, прочтите ее не торопясь, с акцентом на первой ее половине.»
«Губит дом свой корыстолюбивый, а ненавидящий подарки жив будет.»
Само собой - дом Яакова жив! Несмотря ни на что. И это – несомненное чудо!
Но и дом Ишмаэля не только не исчез, но, по размерам, даже многократно превзошёл Дом Яакова.
Тоже можно сказать и о доме Эсава.
Оба - прямые его потомки.
Может их дома (Ишмаэля и Эсава) имел ввиду Вс-вышний, когда обещал Аврааму перед войной:
«16. И сделаю потомство твое (несметным) как прах земной. …..»
И ещё раз – после войны:
5. ……… сочти звезды. Можешь ли счесть их? И сказал Он ему: Таким будет потомство твое.
Правда, Яакову Г-сподь Б-г, благословенно имя Его, тоже обещал:
«(14) И будет потомство твое, как песок земной;……»
Но, как повествует нам наше правдивое ( в отличие от жизнеописаний других народов) Писание, потомки Яакова оказались недостойны. IMHO:
Бесконечный ропот на нехватку воды, еды. Телец, грех разведчиков. 10 раз испытывали Его терпение. Гива Беньяминова, Бат Шева, Ахав, Кумирные деревья и высоты Шломо. И пр. и пр.
На фоне домов Ишмаэля и Эсава, дом Яакова выглядит довольно скромно.
Глядя на современный мир - призадумаешься. А справился ли Авраам со своей «сверхзадачей»?
Авраам, извините за обилие слов и цитат.

User avatar
Avraam
Участник со стажем
Posts: 1138
Joined: 19 Mar 2003, 22:04
Location: Karmiel , Israel

Re: Тора. Недельный комментарий.

Postby Avraam » 25 May 2017, 18:40

Владимир, извините за долгое молчание .
У меня нет для вас ответа - я тоже не понимаю здесь Раши, и у меня нет комментария, который бы эти противоречия снял .
Продолжать же излагать свое понимание (без комментария, на который я мог бы опереться) текста Торы - дело уж очень скользкое ...
Могу посоветовать попробовать обратиться к равам, которые лично мне кажутся знающими и интересными :
Р. Давид Канторович https://www.facebook.com/lekurikova?fre ... riends_tab
Р. Хаим Бриск https://www.facebook.com/ravchaim.brisk ... riends_tab
Р. Ури Суперфин https://www.facebook.com/ury.superfin?f ... riends_tab
Насчет последнего - он не любитель дискуссий с начинающими, но его всегда интересно читать .

Еще раз - мои извинения .
Ходеш тов (хорошего месяца) и с приближающимся праздником Шавуот.
Ребятa , дaвaйте жить дружнo !

Владимир 2-ой
Участник со стажем
Posts: 1174
Joined: 24 Nov 2009, 00:12

Re: Тора. Недельный комментарий.

Postby Владимир 2-ой » 26 May 2017, 21:57

Спасибо, Avraam. Я Вас тоже поздравляю.
Равы обычно очень занятый народ. Но я попробую.
Всего Вам доброго.