Тора. Недельный комментарий.

Тора, история, заповеди, традиции, праздники

Модератор: Moderator16

Аватара пользователя
Avraam
Участник со стажем
Сообщения: 1163
Зарегистрирован(а): 19 мар 2003, 22:04
Откуда: Karmiel , Israel

Re: Тора. Недельный комментарий.

Сообщение Avraam » 01 янв 2010, 10:42

«Ваехи», 5770.

1. Уважаемые господа, шалом.
2. Продолжается запись на участие в проекте совместного семейного лагеря на весь праздник Пейсах, который состоится с 29 марта с Б-жьей помощью в г.Одесса , полная ориентировочная стоимость на взрослого человека 320 долларов за 8 дней (возможны скидки для нуждающихся). За подробностями и обязательной предварительной записью обращаться: на Украине – к Дворе Бойчук 066-4355486, mamita@i.com.ua, кроме Украины - к р.Гитику: shterna@jewniversity.org . Внимание запись завершается 1 февраля, количество мест ограничено.

Шабат шалом. С уважением, Александр


«ВА-ЙЕХИ»

Заключение обычно ассоциируется с завершением, окончанием и настраивает на минорный лад. И потому особенно звучно заглавие последней из глав книги «Бе-рейшит», которое можно прочитать как «Ва-йехи!» («Да живёт!»). И содержание главы в этом смысле не «разочаровывает».
Яаков благословляет двенадцать колен Израиля и… нет, не умирает, а «и усоп Яаков и приобщился к народу своему» (Бе-рейшит, 49:33).
Отсутствие слова смерть позволило в мидраше сказать «Яаков не умер». Утверждение вечности совершённого Яаковом есть главнейший урок первой книги Пятикнижия. Промах первого человека исправим. И мы, выбирая «жизнь и добро» соучаствуем Истине и приобщаемся к Вечности!

Женщина — друг человека?!

«И жил Яаков в земле Египетской семнадцать лет. И было дней Яакова, лет жизни его: сто сорок семь лет. И подошло время Исраэлю умереть, и призвал он своего сына Йосефа, и сказал ему: «…не хорони меня в Египте… и похоронишь меня в их [праотцев] гробнице… А я? При моём переходе из Падана умерла у меня Рахель в земле Кнаанской, по дороге… и я похоронил её там по дороге…»
Бе-рейшит, 47:28—30, 48:7


Озабоченность Яакова погребением в лучшем из возможных мест, в пещере Махпела, сильнейшим образом диссонирует с захоронением матери Йосефа прямо у дороги, в 25-ти километрах от Хеврона, близ Бейт-Лехема. В особенности, если учесть, что просьба быть похороненным в Хевроне обращена к сыну той, что не удостоилась подобной чести, хотя никаких внешних причин для решения не хоронить её в гробнице праотцев Тора не указывает.
Устная традиция доносит до нас образ мамы-Рахели, оплакивающей своих детей, изгоняемых со всей возможной жестокостью со своей земли. Рахели, благодаря которой «и вернутся сыновья в свои пределы». Но герои Пятикнижия неисчерпаемы. И мы попробуем увидеть ещё одну грань бесконечно прекрасного образа нашей мамы Рахели и понять принципиальное отличие функции женщины от функции мужчины.
Стремление Яакова к совершенству даже на смертном одре выражается в желании быть похороненным в могиле рядом с праотцами еврейского народа. Подобное стремление в большей или меньшей степени свойственно всем мужчинам.
Женщина, выражающая благодарность Всевышнему в утренних благословениях «что сделал меня по Своему желанию», признаёт собственную завершённость в рамках нашего мира. Большее количество обязательных для мужчины мицвот есть прямое свидетельство его несовершенства и острой недостаточности, выражаемой в постоянном желании «ещё, и ещё, и ещё» внешних достижений. Гиперактивность мужчин, как известно всем представительницам прекрасного (и, как выяснилось, более совершенного) пола, связана как раз с недостроенностью мужской части человеческой личности. В отличие от своей лучшей части, мужчина был сделан из высокого (души) и земного. Женщина же — из мужчины и души!
Недаром определение Торы столь однозначно:
«А для человека не нашёл эзер ке-негдо [помощника против него]. Тогда навёл Всевышний сон на человека…»
(Бе-рейшит, 2:20—21).


Женщина в нашем мире в роли помогающей, более сильной и духовной устойчивой половины. Помощник необходимо сильнее нуждающегося в помощи (помните незабвенно-детское «Папа у Вити силён в математике»?).
Именно роль «помогающей» позволяет женщине самореализацию. Мама-Рахель — прообраз «идише-момэ», забывающей о своих желаниях и потребностях и желающей только одного: чтобы её детям было хорошо. Внутреннее совершенство и красота еврейских женщин позволяет им отдавать себя заботам о других.
В заключение позволю себе вопрос от имени не романтически настроенных читателей: «После всех этих красивостей и выспренностей, как вы объясните следующий, весьма прозаический факт — молитва Рахели была бы «слышна» точно также и с расстояния 25-ти километров (а может, и лучше — всё же могила праотцев, как ни как)?»
Ответ даёт рав Хаим Шмуэлевич. В мае 1967 года обстановка в Израиле была, мягко выражаясь, весьма угрожающей. Гамаль-Абдель Насер кричал о готовящейся войне, которая сбросит сионистов в море. Победу, да ещё столь чудесную, до которой оставался всего месяц, не ожидал никто. Напротив, ощущение надвигающейся катастрофы охватило почти всех. Даже у начальника генштаба генерал-лейтенанта Ицхака Рабина сдали нервы, и он в тяжелейшей депрессии перестал быть дееспособным. Армией командовал начальник оперативного отдела генштаба генерал-майор Эзер Вейцман. (Тем, кому тяжело представить бывшее, очень рекомендую пьесу израильского писателя А.-Б. Йеґошуа. Не менее убедительны, мне кажется, воспоминания самого Э. Вейцмана, экс-президента Израиля.)
По вполне понятным мотивам многие временные жители Эрец Исраэль постарались найти себе неотложные дела за границей и с поспешностью покидали пределы сионистского государства. К раву Шмуэлевичу подошёл попрощаться и получить дорожное напутствие один из студентов йешивы, американский гражданин. Нуждаясь, по всей видимости, во внутреннем оправдании, он кроме обычных слов прощания добавил:
— Стрелять я не умею, а моя молитва, надеюсь, будет слышна Всевышнему из Америки не хуже, чем из Израиля.
Ответ р. Шмуэлевича был краток:
— Не равна молитва того, кто видит, молитве того, кто слышит. Именно поэтому наша прамама Рахель хотела быть похороненной как можно ближе к дороге, по которой будут гнать евреев в Вавилонское изгнание.
Добавлю от себя: идея молитвы на могилах еврейских праведников связана, кроме всего, и с этим важнейшим принципом.
Мораль: совершенство функции женщины в её несовершенстве, то есть в готовности жертвовать своим, личным совершенством ради других!

Всё предусмотрено, но свобода выбора дана

«[Йеґуда] моет в вине одежду свою и в крови винограда одеяние своё»
Бе-рейшит, 49:1


Комментарий, которым мы завершаем наше путешествие по недельным главам книги «Бе-рейшит», основывается на книге «Зоґар», которую цитирует раби Хаим ибн Атар.
Одежда равно, как и одеяние, внешнее, нас окружающее, и может быть уподоблена нашим поступкам и тому геополитическому положению, в котором мы находимся. Внешне-безрадостные обстоятельства могут быть «выстираны» двумя способами: «вином» или «кровью».
И если вино прямо ассоциируется с мудростью и Торой («вошло вино — вышло сокровенное» и «приведи меня в дом вина», «Шир ґа-ширим»), то символизируемое «кровью» откровенно малоприятно.
Йеґуда, главный из братьев, отец царя Машиаха, из колена которого происходит большая часть современного еврейского народа, — несомненно, главное действующее лицо последнего акта человеческой трагикомедии. Исходя из заданности сценария завершающего периода истории (главенства колена Йеґуды) существует лишь два варианта поведения. Либо путём собственных ошибок мы, иудеи, окажемся в безвыходно-отчаянном положении и лишь тогда догадаемся обратиться к Творцу. Либо нам, йеґудеям, удастся удержаться у самого края и, благодаря постигнутой Торе, выучить уроки ошибок , не совершая их .

Вместо эпилога
Заключаем кондово-советским, но от всего сердца еврейским пожеланием: «Служба в Советской Армии — это прекрасная школа жизни, которую, тем не менее, рекомендуется заканчивать заочно!»
Ставить эксперименты на людях бесчеловечно, и потому наша позиция — давайте учиться на ошибках, уже сделанных. Совершать свои — себе дороже. Изучение Торы адекватно прохождению «действительной службы» ошибок заочно. Если вам хочется углубить свои знания ТаНаХа, то одна из возможностей — совершить с нами аудиопутешествие «Недельные главы-2», а также множество (программа трёхгодичная) не менее увлекательных путешествий.
Пишите, звоните, связывайтесь с нами!
р.М-М.Гитик

Уважаемые господа!
Для более близкого знакомства с образовательной программой р.М.-М.Гитика
звоните: 972 2 6513168
пишите: lilya@jewniversity.org

ШАБАТ ШАЛОМ!
Ребятa , дaвaйте жить дружнo !

Moderator16
Участник со стажем
Сообщения: 861
Зарегистрирован(а): 19 июл 2004, 20:50

Re: Тора. Недельный комментарий.

Сообщение Moderator16 » 05 янв 2010, 10:01

Господа, я вас попрошу: эта тема предназначена только для недельной "драши", обсуждения ведём в других темах. То обсуждение, которое уже началось здесь, я перенёс в новую тему.
Всем полезного и приятного общения!
Ваш М-16
:ic1:

А. Белинская
Участник форума
Сообщения: 113
Зарегистрирован(а): 30 окт 2005, 12:23

Re: Тора. Недельный комментарий.

Сообщение А. Белинская » 05 янв 2010, 22:18

Здесь нельзя задавать вопросов по публикуемым материалам?

Что недостойного в вопросе такого характера?
Приводят слова автора:

Уровень Мальхут (ноль): «Когда выйдешь ты на войну» с собственным йецер ґа-ра и сделаешь ему уступку;
Уровень Даат (один): «Женщину красивую видом и… захочешь взять её в жёны», то, как следствие (уступая – уступай!), получишь (самая распространённая уступка – половые гормоны);
Уровень Бина (два): «другая нелюбимая» – нелюбимую жену, которая родит (следующее понижение уровня). Ещё одним уровнем ниже – следствие: он же – сын;
Уровень Хохма (три): «сын буйный и непокорный…» Ниже уже только всё возвращающая на «круги своя» – смерть, и земля, всё возвращающая к потенциалу;
Уровень Кэтер (четыре):


А я спрашиваю, откуда это все? Откуда привязка слов именно к этим сфирот? Почему здесь Кетер и Даат одновременно? С каких пор существует предложенная нумерация? Откуда она?

Что противоестественного в таком вопросе?

Аватара пользователя
Avraam
Участник со стажем
Сообщения: 1163
Зарегистрирован(а): 19 мар 2003, 22:04
Откуда: Karmiel , Israel

Re: Тора. Недельный комментарий.

Сообщение Avraam » 07 янв 2010, 09:02

«Шмот», 5770

Уважаемые господа, шалом.
Продолжается запись на участие в проекте совместного семейного лагеря на весь праздник Пейсах, который состоится с 29 марта с Б-жьей помощью в г.Одесса , полная ориентировочная стоимость на взрослого человека 320 долларов за 8 дней (возможны скидки для нуждающихся). За подробностями и обязательной предварительной записью обращаться: на Украине – к Дворе Бойчук 066-4355486, mamita@i.com.ua, кроме Украины - к р.Гитику: shterna@jewniversity.org . Внимание запись завершается 1 февраля, количество мест ограничено.

Шабат шалом. С уважением, Александр


Книга «Шмот»

Вторая книга Пятикнижия «Шмот» (Имена) повествует о рождении (конечно же, в муках) еврейского народа, его становлении (исходе из Египта), получении им Торы и устройстве Мишкана (реализации близости к Всевышнему).
Безусловная любовь Создателя к каждому еврею выражается самым очевидным способом — ласковым поименованием.Еврейский народ вовсе не общность, чьи высокие цели заслоняют отдельно взятого индивидуума.
Слово ?? ам—«народ» имеет дополнительное значение соединительного союза «с» («вместе»), а однокоренным ему явяляется ???? амум—«тусклый». Так лашон-кодеш определяет обычную плату за соединение («с», «вместе») индивидуальностей в общественную структуру: «тусклость» личностей «простых» людей — вынужденная расплата за функционирование народа. И Пятикнижие, в который раз разбивая стереотипы, показывает альтернативу. Еврейский народ — дети Всевышнего, а количество детей никак не отражается на строго индивидуальной любви Родителя к каждому, уникально-единственному ребёнку. Осознав себя народом в тяжелейших условиях, евреи приняли на себя семейную общность судьбы. И наши еврейские имена, любовно повторяемые Создателем, и есть заголовок Книги нашего народа!

Ночь перед рассветом

И сказал им царь Египта: «Зачем вы,Моше и Аґарон, отвлекаете народ от
работы его? Идите к трудам своим!» Исказал фараон: «Вот многочислен этот
народ страны, а вы не даёте ему работать». И велел фараон в тот день угнетателям
народа и надсмотрщикам, сказав:«Не давайте больше соломы народу
для изготовления кирпичей, как вчера итретьего дня, — сами пусть идут и со-
бирают себе солому, но число кирпичей…не уменьшайте».
Шмот, 5:4—8


Единственно понятное в вышеприведённом отрывке — это… позиция фараона: «Как, после всего у них ещё есть желания?! Значит порабощение не абсолютно?! Завинтить все гайки!»
Но, конечно же, наш вопрос: «Как, «благая весть» — и в результате — усиление гнёта Египта?» В соответствии с устной традицией, полгода отделяют вышеописанные события от начала казней, и, следовательно, требуется серьёзнейшее обоснование для столь необычного сценария. Его даёт Маґарал из Праги: именно окончание власти Египта влечёт усиление оной!
Вспомним, что Маґарал, объясняя закон из третьей книги Пятикнижия «Весь покрылся белыми [язвами] — чист» (Ваикра, 13:13) связывает его с двумя сценариями прихода Машиаха.
Первый из них: постепенное улучшение ситуации приводит наш мир к тому уровню чистоты и прозрачности, который позволяет увидеть Истину. Второй, объясняет Маґарал: когда появление Машиаха никак не проистекает из предшествующей реальности. И для раскрытия Истины требуется полное («до основанья, а затем...») уничтожение абсолютной нечистоты, в открытую овладевшей миром.
Как мы знаем, Зло себя не афиширует. Никогда наш внутренний враг не обращается к нам с предложением типа: «Закури сигарету, глядишь — понемногу и до рака лёгких дойдём!» Его задача — подменять хорошее, искусственно сужая поле нашего зрения: «Закури, успокоишься, сразу полегчает». Зло всегда загримировано под сиюминутную пользу, которая оборачивается конечным саморазрушением. И потому «афиши» и Зло — несовместимы. Роль «серого кардинала» — анонимного и тем более полного Хозяина — вот амплуа, издавна присущее мировому Злу. Духовное содержание закона Торы «Весь покрылся язвой — чист» — зло, прямо показывающее себя снаружи — это конец Зла! Неприкрытое, внаглую, напрямую использование нас означает невозможность привычного управления изнутри. «Внутри у зла, — говорят мудрецы Талмуда, — не осталось места». «Не от хорошей жизни» Зло являет себя миру в роли всевластного Хозяина!
Именно второй из сценариев — резкое ухудшение, ведущее к уничтожению Египта — начинает осуществляться с приходом Моше. Поэтому концу Египта предшествует усиление его власти. Маґарал из Праги даёт следующую цепочку образов: догоревшая свеча ярко вспыхивает, прежде чем навсегда погаснуть; тьма сгущается перед рассветом; и, добавлю как профессиональный пехотинец с 20- летним стажем, самые холодные часы ночного дежурства — предрассветные.

Такая короткая долгая жизнь

И пошёл человек из дома Леви и взял [в жёны] дочь Леви» Шмот (2:1). «И взял дочь Леви» – отдалён был от неё из-за указа фараона, и снова взял её [в жёны] и это [смысл] «и пошёл» – что пошёл по совету своей дочери, которая сказала ему: «Твоё решение тяжелее фараоновского. Фараон обрёк [на смерть] мальчиков, а ты также и девочек»
РаШИ к Шмот 2:1

Слова Мирьям, старшей сестры Аґарона и ещё не рождённого Моше, не очень понятны именно в силу своей самоочевидности. Ведь мидраш, на который опирается Раши, прямо говорит о решении Амрама, сына Кеґата сына Леви, уйти от жены. Более того, речь идёт не о его личном поступке, а о модели поведения, которая стала прототипом для всех еврейских мужей в Египте. А, следовательно, её утверждение о тяжести решения отца решительно непонятно: ведь духовный лидер поколения Амрам наверняка руководствовался серьёзнейшими доводами.
Слова Мирьям об обречённости девочек и мальчиков можно понять, исходя из обязательности рождения всех (!) еврейских душ в Мицраим. Или, более общо: только пройдя через этот мир, мы получаем право на следующий. Рождение и смерть в нашем мире могут иметь совершенно необычный смысл, подобный появляющемуся в следующей хасидской истории.
Однажды Бааль Шем Тов, изменив своему обыкновению, отправился на утреннюю молитву в синагогу, находящуюся на другом конце Меджибожа. Его удивлённые ученики, естественно, не задавая вопросов, направились за ним. В бейт-кнессете было необычно празднично – сразу после молитвы в нём собирались делать обрезание новорожденному. Понятно, что приход раби Исроэля произвёл фурор, и его пригласили быть «посажённым отцом» – сандаком. Как только восьмидневному младенцу сделали брит, он прямо на коленях у Бешта дёрнулся и умер. Связав детали этого вовсе не обыкновенного утра, ученики потребовали у Бааль Шем Това объяснений. «Душа ребёнка, – объяснил раби Исроэль, – была душой великого мудреца и праведника раби Йосефа Каро, создателя кодекса «Шулхан Арух». Он родился очень слабеньким, и обрезание ему сделали несколькими неделями позднее, чем полагается. Его душа потребовала у Небесного Суда дать ей возможность исполнить мицву об обрезании в положенный срок. В результате удовлетворения этой просьбы мы стали свидетелями произошедшего», – завершил БеШТ.
Понятый нами смысл слов Мирьям, дочери Амрама и Йохевед: само рождение ребёнка есть иногда необходимая деталь, без которой душа не ощущает совершенства.

«Насущный хлеб праведников»

И сказал Моше: «Прости меня, Господь, но пошли [того, кого] ты посылаешь»
Шмот 4:13
Моше приводит Всевышнему доводы в пользу своей «профнепригодности» Высочайшей Миссии: «Кто я?» (Шмот, 4:10). «И скажут мне как имя Его?» (Шмот, 3:13). «Но ведь они не поверят мне» (Шмот, 4:1). «Человек я не речистый» (Шмот, 4:10). В завершение этого уникальнейшего из диалогов Моше использует, как кажется, «запрещённый приём»; исчерпав все рациональные причины, скромнейший из людей говорит что-то вроде тривиальной «нехочухи»: «И сказал Моше: «Да простит меня Господь, но пошли, пожалуйста, [того, кого] ты посылаешь».
Раши, основываясь на продолжении: «И разгневался Всевышний на Моше, и сказал: «Ведь знаю Я, что Аґарон, твой брат левит, он будет говорить! Также выходит он тебе навстречу и, увидев тебя, возрадуется в сердце своём» (Шмот, 4:14) комментирует: «Пошли того, кого ты обычно посылаешь – и это Аґарон» .
Раши намекает на весьма тонкое обстоятельство. Приход Моше в Египет с Миссией Всевышнего приведёт к «смене руководства». А поскольку во главе народа стоит старший брат Моше Аґарон (которого Всевышний «обычно» посылает представлять интересы своего народа), то ему предстоит уступить лидерство младшему брату.
Игра мелких самолюбий, излишняя щепетильность Моше?! Быть не может. Тогда что? Конечно же – цель и её средство!
Когда отпал вопрос о «профнепригодности» Моше Рабэйну, осталось лишь одно возражение: быть может, даже на «подсознательном уровне», Аґарон окажется «младшим»?!
Более высокой цели, чем Миссия, данная Всевышним Моше, нельзя себе и вообразить. А потому проверка средства для её осуществления – вот работа, достойная праведника. И ответ Создателя «расставляет все точки над «i»: «Ведь знаю Я, что Аґарон… увидев тебя, возрадуется в сердце своём…»

р.М-М.Гитик

Уважаемые господа!
Для более близкого знакомства с образовательной программой р.М.-М.Гитика
звоните: 972 2 6513168
пишите: lilya@jewniversity.org

ШАБАТ ШАЛОМ!
Ребятa , дaвaйте жить дружнo !

А. Белинская
Участник форума
Сообщения: 113
Зарегистрирован(а): 30 окт 2005, 12:23

Re: Тора. Недельный комментарий.

Сообщение А. Белинская » 10 янв 2010, 11:56

Зло всегда загримировано под сиюминутную пользу, которая оборачивается конечным саморазрушением. И потому «афиши» и Зло — несовместимы. Роль «серого кардинала» — анонимного и тем более полного Хозяина — вот амплуа, издавна присущее мировому Злу. Духовное содержание закона Торы «Весь покрылся язвой — чист» — зло, прямо показывающее себя снаружи — это конец Зла! Неприкрытое, внаглую, напрямую использование нас означает невозможность привычного управления изнутри. «Внутри у зла, — говорят мудрецы Талмуда, — не осталось места».


Это неверно. Отнюдь не всегда зло выступает именно в роли "серого кардинала". В Перек хелек, в "Сота" и в других преданиях мудрецов предмессианское время отмечается как раз так: "Хуцпа ясге". Зло становится демонстративным, показным. Один из признаков (это из Агро) - неучи лезут толковать Тору. Именно так.

Аватара пользователя
Avraam
Участник со стажем
Сообщения: 1163
Зарегистрирован(а): 19 мар 2003, 22:04
Откуда: Karmiel , Israel

Re: Тора. Недельный комментарий.

Сообщение Avraam » 10 янв 2010, 12:27

А. Белинская,
Вы даже не прочитали текст ...
Ребятa , дaвaйте жить дружнo !

А. Белинская
Участник форума
Сообщения: 113
Зарегистрирован(а): 30 окт 2005, 12:23

Re: Тора. Недельный комментарий.

Сообщение А. Белинская » 10 янв 2010, 13:13

Читаю с интересом.
С уважением.
Анна

А. Белинская
Участник форума
Сообщения: 113
Зарегистрирован(а): 30 окт 2005, 12:23

Re: Тора. Недельный комментарий.

Сообщение А. Белинская » 13 янв 2010, 08:11

Разве допустим такой тон в адрес Авраама и Сары?
Любовь сестры и брата может показаться неравноценной заменой тому, что связывало молодожёнов, но она обладает решающим проблему «Египта семейных отношений» преимуществом – неисчерпаемостью. Божественная предназначенность супругов друг другу сродни кровной связи, определённой рождением. И согласие жены и мужа стать на время «спуска в Египет» «братом и сестрой» оборачивается не просто спасением их брака, но - и это самое главное, - приводит к Исходу – Геуле, подъёму «с подарками»! Короче, как пел в 30-е годы прошлого столетия знаменитый тенор Вадим Козин:

«Наша нежность и наша дружба
сильнее страсти, больше чем любовь.
Веселья час придёт к нам снова.
Вернётся к нам любовь тогда,
Когда дадим друг другу слово,
Что будем вместе, вместе навсегда!»


Со ссылкой на авторитеты. На содомита Козина...
http://az.gay.ru/authors/russian/kozin.html

Не стыдно вам такое пропагандировать? Мы, быть может, зеленые. Но относимся с трепетным уважением к Торе. И без уважения к том, кто таким образом "стебется"...

Аватара пользователя
Avraam
Участник со стажем
Сообщения: 1163
Зарегистрирован(а): 19 мар 2003, 22:04
Откуда: Karmiel , Israel

Re: Тора. Недельный комментарий.

Сообщение Avraam » 16 янв 2010, 21:11

«Ваэра», 5770.

Уважаемые господа, шалом.
1. Продолжается запись на участие в проекте совместного семейного лагеря на весь праздник Пейсах, который состоится с 29 марта с Б-жьей помощью в г.Одесса , полная ориентировочная стоимость на взрослого человека 320 долларов за 8 дней (возможны скидки для нуждающихся). За подробностями и обязательной предварительной записью обращаться: на Украине – к Дворе Бойчук 066-4355486, mamita@i.com.ua, кроме Украины - к р.Гитику: shterna@jewniversity.org . Внимание запись завершается 1 февраля, количество мест ограничено.
2. 31.01.2010 в Москве состоится мини семинар р.М.-М. ГИТИКА.

Темы семинара

1.Визуализация кабалы.
**Духовная анатомия человеческого тела.
2.Десять уровней радости.
3.Воспитание детей.
**воспитание или дрессировка;
**воспитание : цель или средство;
** где воспитывать? В оранжерее или в большом мире?

Семинар состоится по адресу пр.Энтузиастов,6.
(метро площадь Ильича, далее трамваем в сторону ОТ центра, сойти на 3 остановке Душинская улица( при этом трамвай проезжает под мостом третьего транспортного кольца) , переход на другую сторону ( расположен несколько левее остановки ), пройти мимо бензоколонки ( к мосту) в здание рядом с ней- розового цвета 3 этажной с мансардной надстройкой. Вход со двора.(
Стоимость участия 100 рублей.
Время проведения 11.00-16.00 час.
Дополнительная информация по телефону
9104344478 Елена и avigail1313@gmail.com

Шабат шалом. С уважением, Александр



«ВАЭРА»

Глава, начинающая повествование об освобождении от египетского гнёта, вполне естественно озаглавлена «И открывался». Именно раскрытие Создателя лежит у истоков нашего Избавления. Гибель губительных иллюзий прямо связана с воцарением Истины. Исчезновение Египта сопряжено с воздействием Извне. Внутренняя структура миражей столь совершенна (пирамида!), что поколебать нашу уверенность в их незыблемости может только Творец. Первый визит Моше и Аґарона к фараону, при всей незримости результатов, как раз и является фундаментальным возмущениям египетской реальности. Казни – его естественное и весьма наблюдаемое следствие.
Назначение казней

Десять казней египетских – эти слова известны каждому из нас с самого детства. Через христианство они проникли в общую культуру, и, таким образом, «тьма египетская» (помните Булгакова?) и прочие удары по фараону прочно вошли в наше сознание. Вот только, простите за вопрос, а зачем они были нужны?! Ведь для наказания Египта и «за глаза» хватило бы и одной, десятой – «казни первенцев»?!
Объяснение функциональности казней можно обнаружить, рассмотрев ситуацию, возникшую на шестой день Исхода. Фараон со своим войском догоняет евреев, и те реагируют на появление египетской армии: «И фараон приблизился, и подняли сыны Израиля глаза свои, и вот – египтяне гонятся за ними; и весьма устрашились и возопили сыны Израиля к Всевышнему. И сказали они Моше: «Разве могил не достаёт в Египте, что взял ты нас умереть в пустыне? Что это ты сделал нам, выведя нас из Египта? Ведь об этом мы говорили тебе в Египте: отстань он нас, и будем мы служить египтянам, ибо лучше нам работать на египтян, чем умереть в пустыне» (Шмот, 14:10-12).
Добавим детали к картине появившейся в результате вышесказанного в вашем воображении. Сколько военнообязанных было среди вышедших? Их число более чем известно – чуть больше шестисот тысяч. А каким было число борцов за несвободу еврейского народа, сколько солдат насчитывала фараонова «группа преследования»? Напомню: шестьсот колесниц и на каждой аж… три человека – возница, командир и шалиш (третий). Уточню: пулемётов тогда не было, и колесницы были деревянными. Оценили?!
Дело было на берегу, и если бы взял каждый еврей (ну, пусть не каждый, а лишь военнообязанные) камень в руку, да швырнул бы в египтян, то… осталась бы от «армии» фараона груда камней – свидетельство их глупости и самонадеянности. Вот только реакция евреев на появление «аж» тысячи восьмисот египтян была на удивление малодушной. И это после десяти казней «плюс» физическая близость Создателя!
В качестве поясняющей иллюстрации картинка: плюгавенький белый хлещет огромных негров плёткой; те уворачиваются, прикрывая лицо здоровенными мускулистыми руками.
Называется эта картина «Рабская психология». Евреи реагировали не головным, а спинным мозгом; точнее, едва зарубцевавшимися следами побоев на собственных спинах.
Вспомним, что выход из Египта не был самоцелью. Творец требует от евреев подъёма на сорок девятую ступеньку над «нулевым уровнем». А пребывали они перед началом казней на минус сорок девятой.
Теперь назначение казней становится, как мне кажется, очевидным. Десять казней египетских своим адресатом имели… евреев! Их задача была – освобождение из египетского рабства и они «кислотой выжигали» в евреях всё египетское. Десять казней – это десять уроков Египта для еврейского народа.

Мир глазами фараона

И ниспослал Всевышний звуки, и град, и вспыхивающее пламя на землю. И [пролил
дождём] Всевышний град на землю. И послал фараон, и вызвал Моше и Аґарона,
и сказал им: «…Обратитесь к Всевышнему и прекратятся голоса Всесильного
и град».Шмот, 9:23,27,28


Недельная глава «И открывался» под самый занавес позволяет нам в первый и единственный раз увидеть египетские казни глазами фараона. Его просьба к Моше «и прекратятся голоса Всевышнего и град» самоочевидна. Ужасающие звуки и всёпожирающий лёд с огнём уничтожают духовное и материальное благосостояние египтян. Но, когда его просьба исполняется, «лучший из египтян», напряжённо наблюдая за происходящим, видит следующее: «И увидел фараон, что прекратился дождь и град, и звуки» (Шмот, 9:34).
Иллюстрирую увиденное владыкой Египта реакцией моих маленьких детей на приезд моего единственного брата: «Паф с дядей Мариком приехали!» Поясняю: Паф — имя собаки, и главным событием в приезде единственного и любящего дяди была… его собака!
Очевидно, мы замечаем «во-первых» самое для нас ценное. Так фраза «И увидел фараон, что прекратился дождь» позволит нам определить систему ценностей фараона и, в конечном итоге, его самого.
Итак, чем мешал дождь первому из египтян? Вспомним сказанное в пятой книге Пятикнижия: «Потому что страна, в которую ты приходишь наследовать её, не как страна Мицраим, из которой вы вышли… От дождя с небес будет пить [земля] воду» (Дварим,11:10,11). Израиль — страна, питающаяся небесной влагой, и её символ — дождь. Мицраим — антипод Израиля. Как мы помним из учебника географии, истоки Нила — у озера Виктория в Уганде, а вовсе не в Египте. А если помимо географии вспомнить (уж вспоминать, так вспоминать!) учебник истории древнего мира, то молитвенное отношение египтян к «лесистой реке» (как называет эту единственную, главнейшую водную артерию Египта ТаНаХ) станет более чем естественным. Главное занятие египтян — земледелие. А главное в земледелии… правильно, удобрения! Ведь весь чернозём, как назло, сконцентрирован в «рiднiй неньцi Украiнi» (не считая Великороссии), и потому, например, за колонной слонов, не без важности вышагивавших в Индии, бежали люди с большими корзинами и с не меньшими ожиданиями на получение слоновьих удобрений (химическим менее 100 лет от роду!). Короче, всё существование земли египетской было связано с разливом Нила, в результате которого на земле оставался плодороднейший ил.
Потому объявить себя верховным попечителем Реки было хитрейшим из политических шагов фараона. Именно он, следовательно, оказывался источником существования жителей страны, бывшей, по сути, берегом. А заодно, «по совместительству», и богом: «Фараон, египетский царь, сказавший: «Мне принадлежит лесистая река [Нил], и я сам себя создал» (Йехезкель,23:3).
Особо обратим внимание на претензию «и я сам себя создал». Если соединить её со словами того же авторства, уже вызывавшими наше недоумение: «И сказал фараон: “Кто такой Всевышний… не знаю Всевышнего”» (Шмот, 5:2), то картина получится в достаточной степени полная. Фараон отстаивает позицию, в соответствии с которой он — единственный и всевластный правитель Египта. Он — это и есть Египет. Чуть ниже мы будем говорить об основе египетского мировоззрения и увидим, что позиция фараона и есть тот порочный египетский круг без начала и конца, а главное, без смысла. Пока же ограничимся пониманием губительности осадков для имиджа фараона. Дождь не просто подмачивал репутацию его всевластности, он её попросту размывал!
Как и было продемонстрировано в «Прелюдии к казням », автономность Египта была долголелеянной и обильно питаемой иллюзией. А поскольку профессия «фараон» зиждется именно на этом «долгоиграющем» мираже, то и отношение фараона к происходившей на его глазах гибели страны было весьма… одиозным. Его волновало лишь одно — честь фараоновского мундира и высокий профессиональный долг!
Потому и выход евреев из Египта с визой фараона был невозможен. Фараон, отпустивший евреев — это уже не фараон. Это утверждение подтверждает следующая цитата: «И призвал [фараон] Моше и Аґарона ночью и сказал: «Встаньте и выйдите из среды моего народа — и вы, и сыны Израиля, — и идите служить Всевышнему, как вы говорили. И ваших овец, и ваших коров возьмите, как вы говорили, и идите! И благословите также и меня» (Шмот, 12:31—32).
Не спешите с выводами, вспомните, что слова фараона — это только запущенная в нас звуковая волна: «Послал фараон, и призвал Моше и Аґарона, и сказал им: «Согрешил я на сей раз, прав Всевышний, а я и мой народ — мерзавцы. Помолитесь Всевышнему и довольно быть голосам Всевышнего и граду, и я отпущу вас — не останетесь более здесь!» (Шмот, 9:27—28). Это после седьмой казни. А после восьмой: «И поспешил фараон призвать Моше и Аґарона, и сказал: «Согрешил я перед Всевышним, вашим Всесильным, и перед вами. А теперь прости мой грех лишь на этот раз…» (Шмот, 10:16—17) — картина «Раскаявшийся грешник», да и только. Но теч ёт река Болтовня, и фараон в своём амплуа. И сразу после его слов (!): «И идите служить Всевышнему…, и благословите также и меня!» следует весьма неожиданное: «А египтяне торопили народ [евреев] — [чтобы] поскорее отослать их из страны, ибо сказали они: «Все мы умрём!» (Шмот, 12:33). И только тогда долгожданное: «И понёс народ своё тесто, прежде чем оно сквасилось…» (Шмот, 12:34).
Объясняет рав Эйлон, что лишь ощущение близкой и неминуемой смерти заставило египтян буквально вытолкнуть евреев из Египта. Фараон же остался верен себе и ограничился очередным словоизлиянием.
Если перевести всё сказанное о Мицраиме и его фараоне на язык нашего внутреннего мира, то желание исполнять собственные желания будет нашим личным фараоном, а казни — необходимой мерой воздействия на своё эго, без которого выйти за железный занавес собственного восприятия невозможно.

р.М-М.Гитик

Уважаемые господа!
Для более близкого знакомства с образовательной программой р.М.-М.Гитика
звоните: 972 2 6513168
пишите: lilya@jewniversity.org

ШАБАТ ШАЛОМ!
Ребятa , дaвaйте жить дружнo !

Аватара пользователя
Avraam
Участник со стажем
Сообщения: 1163
Зарегистрирован(а): 19 мар 2003, 22:04
Откуда: Karmiel , Israel

Re: Тора. Недельный комментарий.

Сообщение Avraam » 21 янв 2010, 21:24

«Бо», 5770.

Уважаемые господа, шалом.
31 января 2010 года в Москве состоится мини семинар р.М.-М. ГИТИКА

Темы семинара

1.Визуализация кабалы.
**Духовная анатомия человеческого тела.
2.Десять уровней радости.
3.Воспитание детей.
**воспитание или дрессировка;
**воспитание : цель или средство;
** где воспитывать? В оранжерее или в большом мире?

Семинар состоится по адресу пр.Энтузиастов,6.
(метро площадь Ильича, далее трамваем в сторону ОТ центра, сойти на 3 остановке Душинская улица( при этом трамвай проезжает под мостом третьего транспортного кольца) , переход на другую сторону ( расположен несколько левее остановки ), пройти мимо бензоколонки ( к мосту) в здание рядом с ней- розового цвета 3 этажной с мансардной надстройкой. Вход со двора.(
Стоимость участия 100 рублей.
Время проведения 12.00-17.00 час.
Дополнительная информация по телефону
9104344478 Елена и avigail1313@gmail.com

Шабат шалом. С уважением, Александр



«БО»
Недельная глава «Бо», при всей множественности сюжетных линий, укладывается в одно сверхъёмкое слово «пэсах». Именно «бо» – «приход», раскрытие Всевышнего в Мицраим создаёт еврейский народ, ещё прежде сдавший «кандидатский минимум» на Исход.

Самая первая мицва

Месяц этот для вас — начало месяцев, первый он у вас из месяцев года.
Шмот, 12:2


Устройство еврейского календаря, очень важное само по себе, тем не менее, весьма неожиданно оказывается…суперважным.
В Мицраиме ещё до Исхода Всевышний даёт евреям две мицвы. Их значимость, следовательно, запредельна. И, если вторая из них — корбан-Песах — ощутимо и прямо связана с Исходом, то «теоретичность» первой наводит на мысль об антиегипетской духовной начинке.
Собственно, египетская философия проще всего выражается через идею, которую я называю «порочный египетский круг». Слова фараона, нами злопомянутые: «Египет мой, и я причина себя» как нельзя лучше иллюстрируют подход, где высшим идеалом и мерилом всего является человек.
Объявленная автономность от Высшего как результат даёт круг, в котором всё начинается с моего Эго и, в конечном итоге, работает на него же.
Египетский самоколлапс находится в очевидном противоречии с естественной (точнее, Б-жественной) потребностью в Цели. Движение по кругу в этом смысле ничем порадовать не в состоянии. Отсюда исключительно трепетное отношение к первенцам, в особенности к первенцу всех первенцев, его божественности фараону.
Концентрический маршрут позволяет любую точку выбрать в качестве точки отсчёта. И первенцы были официально определены как Причины.
Симуляции движения по кругу противостоит движение по прямой. Каждая точка при поступательном движении — новая.
Внутренне-психологической основой Исхода стал еврейский взгляд на время как на ось нашего Целенаправленного движения. Слово ??? ходеш-«месяц» является одним из имён Луны (подобно украинскому «мiсяць»). А значение однокоренного слова ??? хадаш — «новый». Собственно, никакого совпадения здесь (лашон-кодеш!), конечно же, нет. В отличие от ??? шемеш—«солнца» (которому сродни ??? шамаш-«служка»), строго-определённо восходящего и заходящего в постоянных точках небосвода, луна приятно радует разнообразием, не только прихотливо выбирая свой путь в звёздном небе, но и заметно для глаза меняя свой облик, пардон, форму.
Именно утверждение наличия Абсолютного Творца и как следствие Его не менее абсолютной Цели составляло внутреннюю задачу первой мицвы. Каждый момент сотворённого Всевышним времени наделён индивидуальным смыслом, и партнёрская функция человека — понять, и тем самым соединить время, нам отпущенное, в задуманный Всевышним шедевр человеческой жизни. Любой Путь начинается с Цели Пути. Движение еврейского народа по временной оси строго регламентировано постоянным обновлением и очевидной, календарной, связью с Целью.

Не думай о мгновенье свысока

И было — в полночь Всевышний поразил каждого первенца в земле Египетской...
Шмот, 12:29


Пасхальная ночь — ночь Исхода — стала последней в жизни многих египтян. При этом причиной гибели египетских первенцев, как и причиной Исхода, явилось одно и тоже событие — раскрытие Всевышнего.
«Это — ночь, хранимая Всевышним для того, чтобы вывести их из страны Египетской...» (Шмот, 12:42).
«И пройду Я по стране Египетской и поражу всякого первенца в стране Египетской от человека до животного, и над всеми божествами Египта совершу расправу, Я — Всевышний!» (Шмот, 12:12).
Гибель именно этой категории египтян мудрецы объясняют особым отношением к первенцам всех остальных жителей Египта. Первенцы в Египте обожествлялись. Попробуем объяснить, каким образом такое видение первенцев египтянами привело к их смерти.
Поклонение любому божеству имеет одно существенное преимущество — осознанную собственную вторичность. Поклонник «божественного» не может подняться на уровень гордыни, «достигнутой» фараоном. Формула «Я — это Египет, и Я сам себя сделал» подчёркивает абсолютную независимость позиции, занимаемой фараоном и ему подобными существами, себя обожествляющими.
Раскрытие Творца как Первопричины всего сущего, привело к исчезновению объектов замкнутых на себя, полагающих себя самодостаточными. Гибель египетских первенцев (и только их) в пасхальную ночь была обусловлена раскрытием Всевышнего лишь на единицу (квант) времени:
«И было в полночь» (Шмот, 12:29).
Представьте себе вид на долину, открывающийся с высокой горы, но только на одно мгновение — через яркую вспышку. Очевидно, что мгновенность «озарения» не даёт возможности увидеть детали. И в случае, если вы стоите в абсолютной темноте на подобной вершине, и вам рассказывают байки о стоэтажном здании посреди лесопарка, находящемся перед вами, то вспышка в силу своей мгновенности не позволяет вам обнаружить относительную неправду (80 в здании этажей или 100). Зато абсолютно не имеющая отношения к реальности информация о лесопарке, проще говоря, грубая ложь, ведь здание-то находится посреди пустыря, – немедленно прекратит существование в вашем сознании.
Именно так исчезли, благодаря раскрывшейся на мгновение Истине, фантомы-первенцы. Продолжить своё существование удалось лишь тем «благоразумным» жителям Египта, чья мания величия не достигла болезненного беспредела и имела хоть какое-то отношение к Истине. (Поклонение первенцам в каждой семье – это признание собственной вторичности для всех кланяющихся!).
Подчёркивание мудрецами именно поспешности Исхода: «Так как с поспешностью вышел ты из страны Египетской» (Дварим, 16:3), означает, в частности, нашу непричастность к самому Исходу. Ведь любое действие человека в мире требует временных затрат. Отсюда очевидность Его вмешательства.
Произошедшее в полночь Пэсаха стало лишь первой ступенькой к достижению нашим народом Синайской высоты (дарования Торы). Следующей был разрыв вод моря Суф.


р.М-М.Гитик

Уважаемые господа!
Для более близкого знакомства с образовательной программой р.М.-М.Гитика
звоните: 972 2 6513168
пишите: lilya@jewniversity.org

ШАБАТ ШАЛОМ!
Ребятa , дaвaйте жить дружнo !

Аватара пользователя
Avraam
Участник со стажем
Сообщения: 1163
Зарегистрирован(а): 19 мар 2003, 22:04
Откуда: Karmiel , Israel

Re: Тора. Недельный комментарий.

Сообщение Avraam » 28 янв 2010, 17:38

«БЕ-ШАЛАХ», 5770.

Уважаемые господа, шалом.
31 января 2010 года в Москве состоится мини семинар р.М.-М. ГИТИКА

Темы семинара

1.Визуализация кабалы.
**Духовная анатомия человеческого тела.
2.Десять уровней радости.
3.Воспитание детей.
**воспитание или дрессировка;
**воспитание : цель или средство;
** где воспитывать? В оранжерее или в большом мире?

Семинар состоится по адресу пр.Энтузиастов,6.
(метро площадь Ильича, далее трамваем в сторону ОТ центра, сойти на 3 остановке Душинская улица( при этом трамвай проезжает под мостом третьего транспортного кольца) , переход на другую сторону ( расположен несколько левее остановки ), пройти мимо бензоколонки ( к мосту) в здание рядом с ней- розового цвета 3 этажной с мансардной надстройкой. Вход со двора.(
Стоимость участия 100 рублей.
Время проведения 12.00-17.00 час.
Дополнительная информация по телефону
9104344478 Елена и avigail1313@gmail.com

Шабат шалом. С уважением, Александр

«БЕ-ШАЛАХ»

Недельная глава «При отсылании» не просто повествует об Исходе, она является определяющей во всём, что касается понятия «свобода».
Сквозь чудо Ям Суф, через первые трения с «Женихом » и вплоть до чудовищного нападения Амалека — пьянящий, не дающий покоя воздух пустыни.
Те первые трепетные шаги народа за Своим Суженым легли в основу еврейского Бытия во все поколения:
«Помню Я тебе щедрость твоей юности, любовь твоей
брачной ночи — как шла ты за Мной в пустыне,
стране, где не сеют» (Йермияґу, 2:2).


Наименьший духовный знаменатель

И сказал Моше народу: «Не бойтесь,
стойте и увидите избавление Всевышнего,
которое сделает вам сегодня, потому
как видите вы Египет сегодня, не
продолжите видеть больше никогда, Всевышний
будет вам воевать, а вы умолкните».
Шмот, 14:13—14

Я хочу привести комментарий рава Меира-Симхи Коґэна из Двинска, который начинается с неожиданного вопроса к следующему мидрашу:
«И вода им не стена» учит, что стоял Самаэль и сказал:
— Владыка Мира, не работали ли на чужой работе Исраэль в Мицраиме, а Ты делаешь им чудеса?
Вопрос, который я хочу задать вслед за раби Меиром Симхой: «Отчего ангел Смерти «предъявляет претензии» перед чудом моря Суф, а все чудеса, сделанные Творцом в Египте, где евреи не отличались от египтян — «эти и эти работники на чужой работе», — не вызвали гневной реакции ангела-защитника Зла?»
Ответ Ор-Самеаха: «Оттого, что в Египте евреи любили друг друга» требует пояснений.
Начнём с мидраша:
Евреи, увидев фараона с войском, разделились на четыре фракции.
Были кричавшие: «Боимся!»
Им Моше ответил: — Не бойтесь!
Были кричавшие: «Бросимся в море!»
Им Моше ответил: — Стойте и увидите избавление Всевышнего!
Тем, кто кричал: «Вернёмся в Мицраим»,
Моше сказал:— Не продолжите видеть больше никогда.
А призывавшим «Давайте сражаться!» сказал Моше:— Всевышний будет вам воевать, а вы умолкните!
Обратите внимание на то, что «правильная» позиция «бросимся в море» наталкивается в мидраше на возражение Моше наравне со всеми другими!?
Объяснение Ор-Самеаха в «переводе на русский»: правильная позиция во внутриеврейской войне — это позиция…фараона! В еврейском «базаре» в выигрыше единственный — враг Израиля. Готов Всевышний терпеть страшнейшие преступления евреев при условии, что они хорошо относятся друг к другу (см. Мехилта, «Бо», п. 5).
В Египте общность еврейской судьбы была самоочевидна для сыновей Исраэля, но уже первая трещина в нашем единстве — на берегу Крайнего (Суф) моря, и встал вопрос о самом существовании тех, кому ещё только предстояло стать едино-еврейским организмом. Как говорит об этом продолжение вышепроцитированного мидраша:
И наполнился на них гневом, и хотел утопить их [евреев] — потому написано «И вода для них стеной». Слово ??? хома—«стена» без ? Вав может быть прочитано хама—«гнев».
Высочайшая из добродетелей нашего народа — ощущение общности, понимание необходимости взаимного уважения и готовности помогать друг другу лишь потому, что мы все — части одного целого.

Война жены
...Всевышний будет воевать за вас, а вы
замолкните.
Шмот, 14:14

Мудрецы, комментируя, определяют: «Муж ведёт войны жены, а жена — войны мужа». Поскольку в данном случае в роли жены — еврейский народ, а в роли мужа — Всевышний, то активная позиция, занятая Творцом в отношении египтян, очевидна. Вот только смысл такого определения?..
Если использовать классический подход: «Небеса —Небеса Всевышнего, а Землю [Он] отдал людям» (Теґилим,115:16), то получится как следствие из приведённого правила, что опасности, поджидающие наш народ в материальной сфере — предмет особых забот Создателя. Духовные же затруднения — это вполне самостоятельные работы еврейского народа.
Замечательными примерами этого утверждения являются праздники Ханука и Пурим. Их противоположность визуально наблюдаема. Юла — неотъемлемый атрибут Хануки, вращается сверху вниз, а принцип вращения трещётки, без которой нельзя себе представить чтение «Мегилат Эстер», наоборот, снизу вверх.
В Пурим евреям угрожало физическое уничтожение, в то время как греки были за укрепление здоровья еврейских тел в гимназиях и, быть может, поэтому запретили «мутить дух» всякими тораническими «прибамбасами».
В соответствии со сформулированным мудрецами правилом — в Пурим «всё на Царе царей» — не было «потерь в живой силе и технике», кроме амалекитян. А в Хануку — двадцать пять лет тяжелейшей и бескомпромисснейшей из войн (войны за душу еврейского народа). И именно они, эти «невырванные годы», дают право на продлённость еврейского Бытия.
Первые две войны Израиля (против Египта и против Амалека) и стали основой правила, сформулированного нашими мудрецами. Фараон вовсе не был кровожаден. Отнюдь. Всё, чего он добивался — вернуть евреев на стезю Египта: «Что мы сделали, отпустив Израиль от служения
нам?» (Шмот, 14:5).

Задачей Амалека была:
«Война у Всевышнего с Амалеком из поколения в поколение» (Шмот, 17:15).
Невозможность дотянуться до Творца (уж больно высоко) определила мишень — ею стали дети Создателя, Его народ.
В переводе на язык сегодняшности: «Духовность — это фронт нашей бескомпромиссной борьбы, в которой материальный тыл есть забота Творца».
В переводе на общеупотребимый язык личного счастья: если у меня, не дай Б-г, ухудшилось материальное положение, то следует молиться, но если в результате происков моего внутреннего Амалека начал угасать огонь энтузиазма, то «Бросай своё дело, в поход собирайся».
Терпение (и молитва!) в плохой материальной ситуации похвальны. Но терпеть собственное равнодушие (Амалек в пустыне случился – карха — остудил) — никогда!
Ребятa , дaвaйте жить дружнo !

А. Белинская
Участник форума
Сообщения: 113
Зарегистрирован(а): 30 окт 2005, 12:23

Re: Тора. Недельный комментарий.

Сообщение А. Белинская » 03 фев 2010, 22:49

Но терпеть собственное равнодушие (Амалек в пустыне случился – карха — остудил) — никогда!


арха"? Камац гадол?
Я понимаю, что в Черновцах русский в немилости. Но иврит уже разрешили изучать...

Аватара пользователя
Avraam
Участник со стажем
Сообщения: 1163
Зарегистрирован(а): 19 мар 2003, 22:04
Откуда: Karmiel , Israel

Re: Тора. Недельный комментарий.

Сообщение Avraam » 05 фев 2010, 11:34

«Итро», 5770.

Вдогонку за убегающим временем

«И навёл Всевышний восточный ветер над страной,
и был [ветер] весь день и всю ночь.
Настало утро, и восточный ветер принёс саранчу.
И налетела саранча на всю страну египетскую,
и полегла во всех пределах египетских…
И обратил Всевышний ветер на западный,
и понёс он саранчу, и сбросил её в Последнее море».
Шмот, (10:13,19)


Удары по всему, что олицетворял Египет – Мицраим, несут в себе вечные уроки для всех, кто готов учиться. И каждая деталь имеет свой уникальный и, конечно же, поучительный смысл. Как пример данной концепции – два «дополнительных» урока, усмотренных нашими мудрецами («Ялкут Йеґуда» и «Канфей нешарим») в ударе саранчой.
Наступление Зла всегда постепенно – «был [ветер] весь день и всю ночь». За 120 лет до Потопа Ноах озаботился лесопосадкой – наглядной агитацией. За разрушением Первого Храма наступила эпоха Второго Храма. «Mein Kampf» Гитлера была опубликована за 15 лет до начала Катастрофы. 11 сентября 2001 года – картинки будущей войны, перенесённые в прошлое.
Но когда речь идёт о спасении и избавлении, то Творец пренебрегает временем: «И обратил Всевышний ветер на западный, и понёс он саранчу, и сбросил её в Последнее море».
Вместо длительного (суточного) предупреждения – подчёркнутая мгновенность – «и обратил». Именно таким будет будущее Избавление – полная неожиданность прямо посреди Третьей мировой: «тогда наполнится рот наш смехом, а язык наш – радостью (песней)» (Теґилим, 126:2).
Намёк на ещё один урок Египта, присутствующий в ударе по египетскому мировоззрению саранчой, – это «тавтология» – вроде бы ненужный повтор: «налетела саранча на всю страну египетскую, и полегла во всех пределах египетских…» – и что добавляют «все пределы Египта» ко «всей стране египетской»?! Ответ мудрецов замечательно прост: добавляют землю Гошен!
Место компактного проживания евреев в Египте, подаренное ещё нашей маме Саре, было, естественно, избавлено от всех ударов неСудьбы по Египту. От всех, кроме одного… саранчой.
До Исхода оставался всего один удар, и поскольку время было ранневесеннее, то вся выросшая на еврейской территории «в пределах египетских» пшеница должна была достаться оголодавшим аборигенам. И потому саранча уничтожила несозревший урожай, лишь бы он не достался евреененавистникам.
Урок очевиден: всех, решивших насладиться еврейским имуществом, ожидает, мягко выражаясь, разочарование. Всего один пример действия этого принципа – взлёт швейцарской банковской системы в послевоенные годы. Нацистское золото вырванных у умерщвлённых евреев зубов и невостребованные еврейские вклады дали довоенной Швейцарии сыров и часов место на финансовом Олимпе. Вот только цена, которую заплатили аборигены… Свидетельствует величайший швейцарский писатель Фридрих Дюрренматт: «Если бы швейцарцы так не ненавидели бы друг друга, то в их ненависти задохнулся бы весь мир!» Эта ненависть отравляет удовольствие.

«ИТРО»
Имя тестя Моше-рабейну было выбрано мудрецами в качестве названия для главы, описывающей Дарование Торы.
Я хочу, вслед за своими учителями р. Моше Франком и р. Зеэвом-Хаимом Лифшицем, показать, что выбор такого названия имел побудительной причиной показать гиперважность прихода Итро к Синаю, а вовсе не его совет Моше.


И услышал Итро, коґэн мидиянский,
тесть Моше, обо всём, что сделал Всесильный
Моше и народу своему Израилю,
так как вывел Всевышний Израиль
из Египта.
Шмот, 18:1


На первый взгляд, сказанное Пятикнижием кажется понятным, и если бы не Раши…: «Какой слух услыхал и пришёл? — Разрыв моря Суф и войну Амалека».
Вопрос Раши на «совершенно ровном месте» и в особенности его ответ возвращают словам Торы бесконечный смысл, ускользнувший от нашего восприятия.Ключиком ко всему последующему будет антиподность понятий «разрыв моря Суф» и «война Амалека» (кстати, вовсе не упомянутая в процитированном предложении, которое и комментирует Раши). На наш поверхностный взгляд, сказанное Торой удобопонятно — Итро услыхал обо всех сделанных, евреев ради, чудесах и проникся. Вот только — либо сказанное Торой, либо удобопонятно! Да и в чём тогда заслуга Итро? И мы с вами, узнав о событиях такого масштаба, тоже вряд ли бы остались инертными?!
Лишмоа-«слышать» также значит «слушаться», и соединение этих двух вовсе не идентичных понятий происходит в иврите благодаря третьему значению глагола лишмоа – «сопереживать», «понимать своим сердцем» (кладя на сердце сказанное нам, мы, естественно, слушаемся.)
Именно это последнее значение объясняет вопрос Раши, который теперь можно перевести следующим образом: «Что потрясло Итро и привело его к Синаю?»
Для понимания ответа вспомним, что война Амалека была прямым антиподом всего высокого. Если разлом вод моря Суф был величайшим из чудес, раскрытием высших уровней Бытия, то, ничем не спровоцированное нападение Амалека на народ, избранный Всевышним, было величайшим сокрытием Создателя.
Стоит только представить себе ореол избранности, окружающий народ-победитель единственной мировой сверхдержавы, народ, близость к которому Всевышнего заставляет учащённо, с надеждой, биться сердца всех в мире людей — и тогда станет очевидным, каким обмораживающим души ветром ненависти повеяло из Рефидим на весь мир.
Как аналогия в масштабе от всего мира к одному: нацист, убивающий ребёнка, есть очевидное сокрытие Творца.
Несомненно, чудовищная атака Амалека «отрезвила горячие умы», потрясённые Исходом, и дала возможность успокоиться всем не желавшим изменений. Вопросы типа: «А вдруг…», «Но всё же нельзя исключать возможности…» и тому подобные родились именно тогда. И свобода выбора с тех пор подразумевает два полюса-магнита: Синай и ненависть ко всему «синайскому»!
Впервые эта дилемма встала перед Итро, и он «понял своим сердцем», что не-уход к Синаю приводит постепенно через самоуспокоение к непримиримости неприятия и в конце концов к ненависти Амалека!
Бескомпромиссный выбор Истины — модель, впервые задействованная Итро — суть Принятия Торы каждым евреем в каждом поколении. Либо мы возвращаемся к Синаю и обретаем себя, либо… не дай Б-г! Само по себе чудо, каким бы великим оно ни было — всего лишь сильное потрясение, от которого вполне можно оправиться (что и продемонстрировал Амалек).
Мудрецы формулируют сделанный нами вывод следующим образом:
«Еврей подобен камню, пущенному из пращи в Небо. Либо он поднимается, либо [стоит только остановиться!] падает».

Четвёртое измерение Синая

И если жертвенник из камней сделаешь
Мне, не строй его из тёсаных камней,
потому что меч ты заносил на них и
оскорбление [жертвенника] это. И не
поднимайся по ступенькам на Мой жертвенник,
дабы не открывать свою обнажённость на нём.
Шмот, 20:22—23


Недельная глава «Итро» завершается (точнее, как мы увидим из дальнейшего, подытоживается) тремя предупреждениями об особой опасности нарушения трёх принципов:
«Не делайте со Мной источников сил серебряных…»
«Не строй его из тёсаных камней…»
«Не поднимайся по ступенькам на жертвенник…»
Первый из них, напоминает об опасности, подстерегающей еврея, строящего свои отношения со Всевышним (измерение Торы).
Упоминание меча во втором из них недвусмысленно указует на страшнейшую из возможностей, заложенных в построении отношений между человеком и человеком (измерение общественное).
Грубость как следствие необузданности желаний — это смысл третьего предупреждения. Сметание всех рамок в порыве единовластия «хочу!» не достойно созданного «по образу и подобию». Постепенность достижения желаемого (к жертвеннику вёл плавно восходящий пандус) — это свидетельство человеческого отношения к самому себе (измерение личное)!
Цель — приближение к Всевышнему — обязывает еврея быть особенно щепетильным в отношении средств, им избираемых. Три запрета, ограждающие первое речение — «не убивай», «не будет у тебя других богов» и «не прелюбодействуй» — определяют пропасти, находящиеся на краю трёх измерений нашей жизни: общественного, духовного и личного.
Выход в четвёртое измерение — реализация Первого речения — это путь, пролегающий достаточно далеко от края пропасти (Кабала называет этот Путь средним).
В качестве резюме Декалога Пятикнижие показывает, что только отдаление от всего, что «лишь» ассоциируется с убийством (железо), идолопоклонством (силы) и прелюбодеянием (порывистость, непостепенность) — есть Путь на небо.
Ребятa , дaвaйте жить дружнo !

Аватара пользователя
Avraam
Участник со стажем
Сообщения: 1163
Зарегистрирован(а): 19 мар 2003, 22:04
Откуда: Karmiel , Israel

Re: Тора. Недельный комментарий.

Сообщение Avraam » 14 фев 2010, 10:45

«Мишпатим», 5770.

Недельной главе, следующей за главой о Даровании Торы, мудрецы дали название «Мишпатим» («Законы»). Эта глава — заключительный аккорд в симфонии «Исхода из Египта» — это законы, исполнение которых позволяет еврейской душе преодолеть земное притяжение Египта: «Посеешь поступок, пожнёшь привычку. Посеешь привычку, пожнёшь характер».

«Око за око»
И отдашь… глаз вместо глаза, зуб вместо
зуба, руку вместо руки…
Шмот, 21:24

Ох уж это сакраментальное библейское «око за око»! Сколько ассоциативных связей, сколько эмоций и какой огромный пласт культуры связан с этим важнейшим принципом...
Вот только к Пятикнижию он имеет весьма опосредованное (христианами) отношение. Да-да, вы не ослышались. Более чем отдалённое. В нашем оригинале сказано «глаз вместо глаза, зуб вместо зуба». И я уже слышу типично еврейское: «Ну и какая разница?!»
Попробуем с помощью наших и не наших мудрецов увидеть бесконечную пропасть, пролегающую между кровавобессмысленным библейским «око за око» и сказанным Торой «глаз вместо глаза».
Во-первых, ослепление обидчика никак не компенсирует пострадавшему ущерб, и «аналогичный» принцип законов Хаммурапи звучит «несколько» иначе: «Если человек выбил зуб равному себе, следует выбить зуб и ему». Понятно и без комментариев, что выбить зуб вышестоящему — жизни жалко, а ниже стоящему на социальной лестнице — и на здоровье!
Уильям Фоксвелл Олбрайт, один из величайших археологов и культурологов XX столетия, отмечает, что безусловное требование Пятикнижия: «Одно право будет у вас как для пришельца, так и для местного жителя» (Ва-икра, 24:22). — это «нечто, к чему мы ещё и не подступали, — принцип равного права для всех!» И кодекс Хаммурапи имеет к нашей Торе не больше отношения, чем «Ветхий Завет» христиан или индийские «Веды».
Но вернёмся к закону «зуб вместо зуба». Требование «вместо» — определяющее абсолютное возмещение причинённого ущерба — вполне соответствует здравому смыслу. Чего никак не скажешь о требовании выбить глаз обидчику. Мудрецы, подчёркивая неисполнимость этого «закона», приводят контрпример:
«Если слепой ослепил другого… как в этом случае выполнить “глаз за глаз”?»
После всего вышесказанного нам осталось ответить на ещё один, вовсе не тривиальный вопрос: «Отчего Тора высказала своё мнение именно в этой, «афористической» форме. Стоило только изменить формулировку на «полное возмещение нанесённого ущерба», и… сколько всего в мировой истории, быть может, сложилось бы иначе?!
«Воздыхания» по поводу «иначе» отвергнем со всем еврейским мужеством: история, как и иудаизм, не знают сослагательного наклонения. По существу же вопроса приведём объяснение Маґараля из Праги. Максимализм формулировки «зуб вместо зуба» преследует важнейшую цель. А именно — предотвращение следующей ситуации:
Шестисотый «мерседес» легко задевает пешехода на переходе,
тот встаёт, потирая ушиб, и видит, как из приоткрывшегося окна
лимузина в его сторону летит пачка «зелёненьких»:
— Не стоит благодарности, — небрежно бросает «самый новый
русский» и срывается с места.
Никакое возмещение нанесённого физического или морального ущерба не считается полным, пока потерпевший не простил обидчика. Заслужить прощение — восстановить существовавшую до увечья ситуацию — вот смысл принципа «глаз вместо глаза, рука вместо руки».
Только реальное раскаяние в содеянном, вызывающее непрекращающиеся попытки заслужить прощение, даёт результат, декларированный Торой.

«В борьбе обретёшь ты право своё»

Я нашлю ужас пред тобою и в смятение
приведу всякий народ, к которому ты
направишься; и все твои враги покажут
спину… не прогоню их от тебя в один
год, не то земля опустеет и умножится
на тебя зверь полевой. Мало-помалу буду
изгонять их от тебя, пока ты не расплодишься
и унаследуешь эту страну.
Шмот, 23:27,29—30

Первое впечатление от сказанного Пятикнижием очень необычно. То есть, с одной стороны, о нас вроде бы заботятся:
«…и изгоню хивея, и кнаанея, и хэта пред тобою»(Шмот, 23:28).
Но, с другой стороны, борьба, обещает нам Тора, будет долгой, ведь иначе «не прогоню их от тебя в один год, не то земля опустеет и умножился на тебя зверь полевой». Безжизненность захваченной, точнее, отданной нам Всевышним, земли? Умножение «на нас» зверя полевого?
Мотивация, мягко выражаясь, не очень убедительна. Согласитесь продлевать войну и увеличивать количество жертв из-за опасения перед возможной безжизненностью земли, которая разделена на наделы и совсем не велика?!
Численность евреев, захватывавших эту «узенькую полоску пляжа», была несколько миллионов человек (только военнообязанных мужчин свыше шестисот тысяч)?
Земля Израиля знала целые эпохи незаселённости, но никакого «умножения» зверей зафиксировано не было. И что значит «на тебя», коль скоро она безжизненна?!
Я думаю, уже выраженного выше недоумения вполне достаточно, дабы убедиться в неправильности первого, очевидно, поверхностного впечатления.
Более глубокий контакт с текстом даёт хасидский комментарий уровня драш.
Символику сказанного он раскрывает следующим образом: земля — материальность, этот мир — средство для реализации Партнёрской функции. Безжизненность земли в случае её Дарования — это невложенность наших жизненных сил в данный нам в подарок результат — владение материей. Звери — это ангелы, чьё наименование — хайот ґа-кодеш—«звери выделенные». Их совершенство изначально и никоим образом не заслужено.
В случае Дарования нам конечного результата их заслуги окажутся ничуть не менее наших — «и умножится [превзойдёт] на [над] тебя [тобой] зверь полевой». Всё несомненное превосходство человека над «ангелами небесными» заключается в свободном выборе подаренного Всевышним Добра:
«Жизнь и добро, смерть и зло дал я пред тобой… выбери жизнь» (Дварим, 30:15).
Безжизненность земли — печальный итог победы злого, деструктивного начала в человеке. Альтернатива борьбе человека за своё соавторское право на Истину — запрограммированность, марионеточность, ангелоподобность человека.
Ребятa , дaвaйте жить дружнo !

А. Белинская
Участник форума
Сообщения: 113
Зарегистрирован(а): 30 окт 2005, 12:23

Re: Тора. Недельный комментарий.

Сообщение А. Белинская » 14 фев 2010, 14:12

А это шо це таке?
Эта глава — заключительный аккорд в симфонии «Исхода из Египта» — это законы, исполнение которых позволяет еврейской душе преодолеть земное притяжение Египта: «Посеешь поступок, пожнёшь привычку. Посеешь привычку, пожнёшь характер».
С чего вы взяли, что сия парша и есть конец "симфонии"?....

Ох уж это сакраментальное библейское «око за око»! Сколько ассоциативных связей, сколько эмоций и какой огромный пласт культуры связан с этим важнейшим принципом...

И при чем тут "сакраментальное"? :sm1: :sm1: :sm1: :sm1: :sm1:
Напоминает Януковича, назвавшего жителей Львова "лучшими геноцидами страны". Украина...

А. Белинская
Участник форума
Сообщения: 113
Зарегистрирован(а): 30 окт 2005, 12:23

Re: Тора. Недельный комментарий.

Сообщение А. Белинская » 14 фев 2010, 14:18

Всё несомненное превосходство человека над «ангелами небесными» заключается в свободном выборе подаренного Всевышним Добра:


Есть "Всевышний зла"? Объясните нам, "зеленым".

Аватара пользователя
Avraam
Участник со стажем
Сообщения: 1163
Зарегистрирован(а): 19 мар 2003, 22:04
Откуда: Karmiel , Israel

Re: Тора. Недельный комментарий.

Сообщение Avraam » 14 фев 2010, 19:00

А. Белинская,
Отрицательные эмоции ослепляют !?
Ребятa , дaвaйте жить дружнo !

А. Белинская
Участник форума
Сообщения: 113
Зарегистрирован(а): 30 окт 2005, 12:23

Re: Тора. Недельный комментарий.

Сообщение А. Белинская » 15 фев 2010, 06:10

Авраам, никаких негативных эмоций. Читаю с интересом.
Вам спасибо за ответы по предмету и по существу.

Аватара пользователя
Avraam
Участник со стажем
Сообщения: 1163
Зарегистрирован(а): 19 мар 2003, 22:04
Откуда: Karmiel , Israel

Re: Тора. Недельный комментарий.

Сообщение Avraam » 15 фев 2010, 09:51

А. Белинская писал(а):....
Вам спасибо за ответы по предмету и по существу.

Но ведь вы не задаете вопросов !
Ваши сообщения это в основном злоязычие , сплетни , желание принизить репутацию .
Вы не пытаетесь разобраться , понять , для вас все ясно ...
Попробуйте показать своему раву ваши сообщения , спросите его мнение...
Ребятa , дaвaйте жить дружнo !

А. Белинская
Участник форума
Сообщения: 113
Зарегистрирован(а): 30 окт 2005, 12:23

Re: Тора. Недельный комментарий.

Сообщение А. Белинская » 16 фев 2010, 19:17

Авраам, спасибо за готовность ответить на вопросы.
Где рав Гитик получил смиху?
В каких ешивах он учился?
Кто сегодня является его равом?
Кто давал ему аскамот на книги?
С уважением.


Вернуться в «Евреи и Тора»




  Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 9 гостей