сидур НУСАХ АШКЕНАЗ

Тора, история, заповеди, традиции, праздники

Модератор: Moderator16

weinerk
Новый участник
Сообщения: 30
Зарегистрирован(а): 29 дек 2002, 18:48

сидур НУСАХ АШКЕНАЗ

Сообщение weinerk » 29 дек 2003, 03:54

В сидуре АЛ ПИ НУСАХ АР"И перед началом ШАХАРИТА вставка:
ЃАРЕЙНИ МЕКАБЕЛ АЛАЙ МИЦВАТ АСЕ ШЕЛЬ ВЕ-АЃАВТА ЛЕ-РЕАХА КАМОХА
(Возлюби ближнего, как самого себя)
Есть ли такое в НУСАХ АШКЕНАЗ?

Мойше
Ветеран мега-форума
Сообщения: 2721
Зарегистрирован(а): 07 янв 2003, 20:00
Откуда: Голус - йид
Контактная информация:

Re: сидур НУСАХ АШКЕНАЗ

Сообщение Мойше » 29 дек 2003, 04:56

weinerk писал(а):В сидуре АЛ ПИ НУСАХ АР"И перед началом ШАХАРИТА вставка:
ЃАРЕЙНИ МЕКАБЕЛ АЛАЙ МИЦВАТ АСЕ ШЕЛЬ ВЕ-АЃАВТА ЛЕ-РЕАХА КАМОХА
(Возлюби ближнего, как самого себя)
Есть ли такое в НУСАХ АШКЕНАЗ?


В некоторых есть в некоторых - нет.
Это не часть самого текста молитв (нусаха), а обычай ал-пи АРИ з"л.
אל תתחבר לרשע אפילו לקרבו לתורה

weinerk
Новый участник
Сообщения: 30
Зарегистрирован(а): 29 дек 2002, 18:48

Сообщение weinerk » 29 дек 2003, 05:11

Спасибо, Мойше!!
Мне любопытно почему это обычай только АРИ з"л.
Если кому известны источники обсуждающие это - пожалуста сообщите.
Спасибо!!

Аватара пользователя
Шолем
Участник со стажем
Сообщения: 379
Зарегистрирован(а): 06 дек 2001, 02:00
Откуда: Святая Земля
Контактная информация:

Сообщение Шолем » 29 дек 2003, 10:17

Алтер ребе пишет в [составленном им] сидуре :

- Следует произносить перед началом [утренней] молитвы "Вот я принимаю на себя обязанность любить своего ближнего, как самого себя".

Это означает, что заповедь любви к евреям - врата, через которые человек может прийти и встать молиться перед Все-вышним Б-гом, и в заслугу этого будет принята молитва.

http://yeshiva.ru/seider/yom/tamuz/2.htm
http://www.moshiach.ru
ДА ЖИВЕТ ВЕЧНО НАШ ГОСПОДИН, УЧИТЕЛЬ И РЕБЕ КОРОЛЬ МОШИАХ!

weinerk
Новый участник
Сообщения: 30
Зарегистрирован(а): 29 дек 2002, 18:48

Сообщение weinerk » 29 дек 2003, 17:14

Спасибо, Шолем!!

Мойше
Ветеран мега-форума
Сообщения: 2721
Зарегистрирован(а): 07 янв 2003, 20:00
Откуда: Голус - йид
Контактная информация:

Сообщение Мойше » 29 дек 2003, 18:32

Это означает, что заповедь любви к евреям - врата, через которые человек может прийти и встать молиться перед Все-вышним Б-гом, и в заслугу этого будет принята молитва.


Шолем, последний абзац - тоже цитата из Сидура баал-hа-Танья?

В сидуре "Хемдас Исроэл" приводится от имени "сефер hа-Кавонойс"

"..везе сегуло амитис, шейкубал тефилосой кмой тефилас кол Йисроэл"

"..и это средство истинное, чтобы его молитва была принята как молитва всего народа Исроэла."

А в сидуре "Койл Яаков"

"...веоз йихлойл тефилосой им тефилас кол Йисроэл уксив hейн кейл кабир лой йимас"

"...и тогда включится (объединится) его молитва с молитвой всего Исроэл и сказано "Б-г не погнушается молитвой многих" (перевод приблизительный)
אל תתחבר לרשע אפילו לקרבו לתורה

weinerk
Новый участник
Сообщения: 30
Зарегистрирован(а): 29 дек 2002, 18:48

Сообщение weinerk » 29 дек 2003, 18:48

Мойше, thakns!!!!!!

Аватара пользователя
Шолем
Участник со стажем
Сообщения: 379
Зарегистрирован(а): 06 дек 2001, 02:00
Откуда: Святая Земля
Контактная информация:

Сообщение Шолем » 29 дек 2003, 19:28

Мойше, нет, это все цитата из "Йом-Йом", сходили бы по ссылке, так увидели бы. Автор "Йом-йом" - Ребе Раяц и Ребе שליט"א מלך המשיח

Известно, что Алтер Ребе использовал 60 сидуров для создания сидура Теилат Ашем.
http://www.moshiach.ru

ДА ЖИВЕТ ВЕЧНО НАШ ГОСПОДИН, УЧИТЕЛЬ И РЕБЕ КОРОЛЬ МОШИАХ!

Мойше
Ветеран мега-форума
Сообщения: 2721
Зарегистрирован(а): 07 янв 2003, 20:00
Откуда: Голус - йид
Контактная информация:

Сообщение Мойше » 30 дек 2003, 04:33

Известно, что Алтер Ребе использовал 60 сидуров для создания сидура Теилат Ашем.


1) Где нибудь существует список этих 60? Цифра слишком большая.

2) Данная hанhого вообще к тексту сидура, как такового, отношения не имеет. Это - из кисвей Ари з"л.

3) Непонятно, зачем просматривать столько сидурим?
Ведь баал hа-Танья составлял нусах ал пи-Ари,
значит его источником должны были быть кисвей Ари.

4) Теhилас hАшем - это не сидур баал hа-Танья.
אל תתחבר לרשע אפילו לקרבו לתורה

Аватара пользователя
Шолем
Участник со стажем
Сообщения: 379
Зарегистрирован(а): 06 дек 2001, 02:00
Откуда: Святая Земля
Контактная информация:

Сообщение Шолем » 30 дек 2003, 10:10

Мойше,
1. Списка не видел, есть только цифра. Так пишет рабби Нисан Мангель в предисловии к сиддуру Теилат Ашем.

2. Я не спорю, но Алтер Ребе вставил ее в сиддур.

3. Хотя АРИ занимался кодификацией молитв, своего сиддура он не издал. Однако составленный им нусах передавался устно от ученика к ученику. С течением времени было напечатано несколько сиддурим носящих название нусах АРИ, но название то относилось не к тексту молитв, а к комментариям и указаниям по медитации, основанных на лурианской каббале...

В 1803 г. Алтер Ребе издал общедоступный сиддур согласно нусаху АРИ. В тексты сиддуров всех нусхаот печатавшихся на протяжении веков, вкрались ошибки. Алтер Ребе тщательно проверил каждое слово и внес необходимые поправки, приведя текст в соответтсвии с нормами ивритской грамматики и синтаксиса.

4. Вы правы, в 1816 г. Миттелер Ребе выпустил новое издание сиддура, а через несколько десятков лет рабби Лавут также выпустил новое издание сиддура которое назвал Тора Ор. В 1918-20 гг. в Ростове было выпущено следующее издание этого сиддура под названием Теилат Ашем.

То есть в принципе, это тот же сиддур, но дополненный и улучшенный.
http://www.moshiach.ru

ДА ЖИВЕТ ВЕЧНО НАШ ГОСПОДИН, УЧИТЕЛЬ И РЕБЕ КОРОЛЬ МОШИАХ!

Мойше
Ветеран мега-форума
Сообщения: 2721
Зарегистрирован(а): 07 янв 2003, 20:00
Откуда: Голус - йид
Контактная информация:

Сообщение Мойше » 30 дек 2003, 10:34

1. Списка не видел, есть только цифра. Так пишет рабби Нисан Мангель в предисловии к сиддуру Теилат Ашем.


Цифра неправдоподобно большая, особенно если имеются в виду только сидурей Ари. Их-то можно было сосчитать можно сказать пальцами одной руки. И опять-таки непонятно, зачем было просматривать такое количество сидуров - он хотел установить нусах ал-пи ройв?

3. Хотя АРИ занимался кодификацией молитв, своего сиддура он не издал. Однако составленный им нусах передавался устно от ученика к ученику. С течением времени было напечатано несколько сиддурим носящих название нусах АРИ, но название то относилось не к тексту молитв, а к комментариям и указаниям по медитации, основанных на лурианской каббале...


1) О какой кодификации идёт речь?
2) Ари з"л и нусаха в общем-то не создал, а только отдельные рекоммендации.
3) Неправда, сидурим и в тексте следовали Ари.
4) Кисвей Ари передавались письменно а не устно.
И сидурим следовали им.
5) Я бы сказал попроще - были указаны кавонойс и йихудим в соответсвии с в основном с "Сефер hа-Кавонойс". Другие кисвей Ари появились в Европе гораздо позже.

В 1803 г. Алтер Ребе издал общедоступный сиддур согласно нусаху АРИ. В тексты сиддуров всех нусхаот печатавшихся на протяжении веков, вкрались ошибки. Алтер Ребе тщательно проверил каждое слово и внес необходимые поправки, приведя текст в соответтсвии с нормами ивритской грамматики и синтаксиса.


Где нибудь приведены места, исправленные баал hа-Танья с объяснениями ? Также интересно в каких случаях текст был исправлен в именно соотв. с грамматикой лшойн hа-Койдеш (не ивритской же, конечно)
אל תתחבר לרשע אפילו לקרבו לתורה

Ерушалми
Участник со стажем
Сообщения: 1234
Зарегистрирован(а): 20 ноя 2002, 11:56
Контактная информация:

Сообщение Ерушалми » 30 дек 2003, 10:48

Мойше,

этому вопросу посвящена книга Шаар Аколель рава Лавута , напечатанная в последних изданиях сидура Тора Ор
С уважением,
Михаэль Кориц

Аватара пользователя
Meir
Участник со стажем
Сообщения: 1834
Зарегистрирован(а): 17 окт 2002, 01:38

Сообщение Meir » 30 дек 2003, 10:59

Вообще-то принятие "возлюби ближнего" перед утренней молитвой не должно зависеть от нусаха. Это есть у Ари в "шаар аКаванот", вначале.

Это указание есть в Маген Авром (начало к 46).

Это указание есть в Нефеш а-Хаим 2:18.

Что касается "ошибок в сидурах всех нусхаот", то вообще все это крайне странное высказывание. ИМХО, речь идет о нусахе "сфарад", который составляет собой исправление в нусах, принятый в ашкеназских общин в соответствии с каванот Ари. Так как эти пометки к каванот АРИ создавал для нусаха, приянтого в сефардских общинах, то возникли серьезные проблемы с внесением этих каванот в нусах ашкеназской общины.
Вначале такие исправления вносились в качестве пометок на поля, и каша здесь возникла крайне приличная. И следовало все это привести в какую-то норму. Нусах Альтер Реббе с последующей его редакцией - одна из таких попыток, принятая сегодня у Хабада.

Ну а интересующиеся историей возникновения нусахов, пусть обращаются сами к специальной литературе. Тема интересная.
Ты всегда сумеешь к вечеру подняться до какой-нибудь пустяшной бездны...


Вернуться в «Евреи и Тора»




  Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 24 гостя