Иудаизм и математика.

Тора, история, заповеди, традиции, праздники

Модератор: Moderator16

Аватара пользователя
Борис Бердичевский
Ветеран интернета
Сообщения: 29353
Зарегистрирован(а): 17 ноя 2001, 02:00
Откуда: Израиль, Беэр-Шева, которой ~3700 лет
Контактная информация:

Сообщение Борис Бердичевский » 25 дек 2003, 00:44

Кстати, там написано не "зажигание свечей", а "наступление субботы" ("книсат шаббат").
Меня зовут Барух Борис. Ани маамин бэ эмуна шлема...
Про «палестинцев»: «Они ревность Мою вызывали небогом... Я в них ревность вызову ненародом»
Мы -- здесь, они -- там! Мы здесь, в Израиле, они там, в арабских странах! | http://www.borisba.com

Аватара пользователя
Ami Hertz
Участник форума
Сообщения: 96
Зарегистрирован(а): 16 ноя 2003, 01:41
Откуда: Дикий зaпaд
Контактная информация:

Сообщение Ami Hertz » 25 дек 2003, 07:55

Это ещё один случай "калитки вокруг Торы".

* Сутки начинаютса и кончаютса с вечера. В сутках, таким образом, примерно 24 часа.
* Давайте скажем что сутки начитаютса в какойто определённый момент (неважно точно какой).
* Идёт Шаббат / празник. Кто то, кто хочит быть "осторожным", говорит, А вдруг, "на самом деле", сутки начинаютса немного раньше. Вот тут то мы работаем, а Шаббат может уже мачался. И этот "осторожний" говорит, Давайте прикинемся что Шаббат начался немного раньше, на всякий случай.
* Конец Шаббата. Та-же история. Тот же самый человек говорит, А вдруг "на самом деле", сутки начинаютса поже! (Вчера они начинались раньше а сегодня поже.)
* Таким образом, они раздвигают сутки на 25 часов, из-за "боязни" нарушить Тору. И если-бы могли, ещё бы растянули. Ведь откуда мы знаем, может "на самом деле" сутки кончаютса через 80 а не 40 минут после заката?

И что? Это решает какойто важный вопрос? ИМХО, нет. Но зато создаёт проблеммы в дабавок: если что-то произойдёт вечером, на какой день это сщитать, итд?

Аватара пользователя
Dark_Divine
Ветеран мега-форума
Сообщения: 5852
Зарегистрирован(а): 20 июл 2003, 18:15
Откуда: Израильская ССР

Сообщение Dark_Divine » 25 дек 2003, 11:25

На самом деле, ситуация чуть забавнее. По определению древнееврейский день длится в среднем около 23 :37: часов. Дни разделяются периодами "бейн аарбаим" - между закатом и 100% наступлением темноты, которые не имеют отношения ни к какому дню. Единственный период неуверенности - это точка наступления "100% темноты". Но и она была устанавлена договорённостью с точностью где-то до минуты.

По галахе Шабат тоже смежные "бейн аарбаим" НЕ включает. Кидуш, например, в это время делать нельзя. На "бейн аарбаим" распространяются только субботние запреты. Делается это не из-за "боязни" нарушить Тору, а из-за знания о повадках ам-хаарец.

Ерушалми
Участник со стажем
Сообщения: 1234
Зарегистрирован(а): 20 ноя 2002, 11:56
Контактная информация:

Сообщение Ерушалми » 25 дек 2003, 12:16

Dark_Divine,

неточность :
"бейн аарбаим" - это время после полудня и до вечера.
Вы имели в виду "бейн ашмашот".

Кстати , про шабат не слышал , а вот в Йом Кипур есть обычай держать его 26 часов ( числовое значение имени Б-га) .
Впрочем , часть часа засчитывается за час , так что практически имеется в виду 25 с лишни , что и выходит без особого напряжения.
Что касается северных районов , то там в таблицах Махон Лев , например , используется склонение за горизонт аналогичное иерусалимских трем звездам .
Поэтому , на вопрос запрет работы на исходе Шабата , в белые ночи ждут иногда почти до самой астрономической полночи .
С уважением,
Михаэль Кориц

Аватара пользователя
Борис Бердичевский
Ветеран интернета
Сообщения: 29353
Зарегистрирован(а): 17 ноя 2001, 02:00
Откуда: Израиль, Беэр-Шева, которой ~3700 лет
Контактная информация:

Сообщение Борис Бердичевский » 25 дек 2003, 14:21

И еще один момент. Когда летал в космос наш космонавт, светлая ему память, раввины постановили, что шаббат там будет считаться по времени часового пояса космодрома.
Меня зовут Барух Борис. Ани маамин бэ эмуна шлема...
Про «палестинцев»: «Они ревность Мою вызывали небогом... Я в них ревность вызову ненародом»
Мы -- здесь, они -- там! Мы здесь, в Израиле, они там, в арабских странах! | http://www.borisba.com

Аватара пользователя
Любознательный
Участник со стажем
Сообщения: 1399
Зарегистрирован(а): 07 июн 2003, 22:46

Сообщение Любознательный » 25 дек 2003, 14:48

Господа, а ведь вопрос о шаббате возник у Якова именно в связи с тем, что время его выступления по американскому радио началось впритык к окончанию шаббата.
Думаю, ещё пару таких выступлений и Яков действительно станет экспертом по иудаизму. :neon:
:37: :ic1:
Отрицательный результат это тоже результат!

Александр Гимбург
Участник со стажем
Сообщения: 1140
Зарегистрирован(а): 03 мар 2002, 17:03
Откуда: Итамар, Шомрон
Контактная информация:

Сообщение Александр Гимбург » 25 дек 2003, 16:33

Иерахмиэль писал(а):
Александр Гимбург писал(а):Суббота ... начинается не позже появления трёх звёзд.
Суббота начинается с зажиганием субботних свечей. Темнота наступает ранее появления звёзд, потому свечи субботние зажигают примерно за час до появления звёзд.
Ошибки были именно в определениях.

1) Выход звезд к началу субботы не имеет никакого отношения. Поэтому ошибочно привязывать их друг к другу, как это сделали Вы.

2) Мужчина, зажигая свечи, не принимает на себя субботу, и поэтому может продолжать делать запрещенные в субботу работы еще 18 минут. Поэтому и порядок зажигания в этом случае отличается. Женщина сперва зажигает свечи, а затем произносит благословение, закрыв глаза. Мужчина же, сперва говорит броху, а потом зажигает свечи. Более того, возможны ситуации, когда женщина, зажигая свечи, не принимает на себя субботу. Если для этого есть необходимость.

3) То же, что и в первом. Даже если по времени получается правильно, с точки зрения определения наступления субботы Вы не правы.

4] Уважаемый Александр, чем препираться понапрасну, признайте, что были не правы. Бессмысленное упрямство не красит еврея. :44:

Я проконсультировался с равом Яки Савиром, главой ешивы в Алон-Морэ:
1. По системе рабейну Там, которая является системой гаоним, субботу принимают самое позднее не с заходом солнца, а с появлением трёх звёзд. Система эта приемлима, но придерживаются её не многие, особенно последнее время. Были хасиды в Польше которые придерживались этой системы.
Суббота заканчивается не раньше времени выхода трёх звёзд по всем системам.
2. И женщина и мужчина зажигая субботние свечи и сказав благословение не могут нарушать субботу как правило. В виде исключения, и мужчина и женщина могут перед благословением заявить о том что зажигая субботние свечи они пока не принимают субботу, и продолжить готовиться к субботе до захода.
Но есть те кто в случае, когда не принимают субботу сразу по зажиганию свечей, произносят благословение до зажигания. Принципиальной разницы в порядке зажигания свечей мужчиной и женщиной нет.
3. "То же что и в первом"
4. Докажите личным примером.

Аватара пользователя
1614_Иерахмиэль
Участник со стажем
Сообщения: 436
Зарегистрирован(а): 29 дек 2002, 07:31
Откуда: Милуоки, Висконсин, США
Контактная информация:

Сообщение 1614_Иерахмиэль » 25 дек 2003, 20:24

Александр.

1.По шите рабейну Там сегодня идут очень не многие, и только в том, что касается завершения субботы. Начинают все с заходом солнца. Я апеллировал к шите, принятой у подавляющего большинства общин.

2.Женщина, зажигая субботние свечи, по умолчанию принимает на себя субботу. С мужчиной же - наоборот. По умолчанию считается, что субботу он не принимает, но принято сказать об этом вслух перед зажжением.

Именно из-за автоматического принятия субботы женщины благославляют после зажигания. В момент благословения принимается суббота, и после него было бы нельзя зажигать свечи. Мужчины же, зажигают как положено - сперва броха, потом мицва.

4. Александр. Перечитайте Ваш самый первый пост, и согласитесь, что он был очень натянут.
С уважением, Иерахмиэль.

Eliahu
Участник со стажем
Сообщения: 453
Зарегистрирован(а): 09 июн 2003, 14:00
Откуда: Акко

Сообщение Eliahu » 25 дек 2003, 20:45

Яков писал(а):Александр Гимбург, Вы прикидываетесь?

Между временем захода солнца двух соседних дней не более 5 минут разницы, значит, продолжительность любого дня от 23 часа 55 минут до 24 часа 5 минут.
Но не 25 часов.


В шабате столько же часов, сколько в обычном дне. Удлинение шабата - мицва де-раббанан, связанная с тем, что наступление дня и ночи - это несколько размытые понятия и в них может быть у человека сомнение. Так например наступление самого шабата начинается не с захода солнца, как сказал Йерахмиель, а с выхода звезд, как и в будний день. Но алаха требует от человека, чтобы он раньше принимал на себя шабат, и именно поэтому де-рабанан шабат наступает с заходом солнца, так-как это - ограда для закона шабата. Удлиняется шабат со стороны выхода тоже де-раббанан, поэтому добавляется время от получаса до 1ч.12мин., чтобы не было никаких сомнений. Поэтому человек, который сделал кидуш до выхода звезд, пусть даже и после захода солнца, мицву не выполнил. Равно как и человек, который зажег огонь сразу после выхода звезд по ошибке - не должен приносить повинную жертву, так-как де-Орайта (по Торе) шабат уже вышел.

Элиягу.

Александр Гимбург
Участник со стажем
Сообщения: 1140
Зарегистрирован(а): 03 мар 2002, 17:03
Откуда: Итамар, Шомрон
Контактная информация:

Сообщение Александр Гимбург » 25 дек 2003, 21:15

Иерахмиэль,
Ещё раз, чтобы Вам не запутать окончательно честной народ:
После благословения запрещена всякая работа, и поэтому сначала зажигают свечи, а потом произносят благословение. А так как следует благословлять перед совершением мицвы, а не после, прикрывают глаза руками сразу же после зажигания свечей, чтобы не видеть их горящими, и благословляют, а затем отнимают руки от глаз и видят свечи, как будто зажгли их после благословения.
Еврей, который хочет принять субботу так и делает.
Тот кто не хочет, ищет причины.
Посмотрите в сидур как зажигать субботние свечи, и по возможности перестаньте "натягивать мой первый пост".

Аватара пользователя
Ami Hertz
Участник форума
Сообщения: 96
Зарегистрирован(а): 16 ноя 2003, 01:41
Откуда: Дикий зaпaд
Контактная информация:

Сообщение Ami Hertz » 25 дек 2003, 21:36

Dark_Divine писал(а):Делается это не из-за "боязни" нарушить Тору, а из-за знания о повадках ам-хаарец.


Уу! Не нравятса мне эти ам-хааретц! :70: :39:

Аватара пользователя
1614_Иерахмиэль
Участник со стажем
Сообщения: 436
Зарегистрирован(а): 29 дек 2002, 07:31
Откуда: Милуоки, Висконсин, США
Контактная информация:

Сообщение 1614_Иерахмиэль » 25 дек 2003, 22:10

Александр!!!!

Ну сколько можно повторять! После зажигания свечей работа запрещена только тому, кто принимает на себя субботу. Всем остальным работа запрещена с захода солнца!
Просто, так повелось, что женщины принимают на себя субботу раньше - с зажиганием свечек. Мужчины могут работать после зажигания и до захода. Даже если мужчина сам зажигает свечи, так как обычно мужчина делает работу и после зажигания свечей, то он не обязанам принимать на себя субботу, зажигая свечи.

Бывают ситуации, когда женщина не принимает на себя субботу зажигая свечи. И не так уж и редко. Например, если она зажигает их гораздо раньше,чем за 18 минут, и потом уходит (а часто - уезжает) из дома. Тогда она не принимает на себя субботу.

Книга "Шмират Шабат кеhалаха" пишет, что и мужчинам стоит устрожить и не делать никакой работы после зажигания свечей, опираясь на Игрос Мойше. Однако реб Мойще как раз пишет, что нет проблемы даже с точки зрения "марит айн" делать работы после зажигания свечей, так как нет никакого "исура", а "марит айн" присутствует только там, где есть исур. Я видел очень соблюдающих людей, которые делали всякие мелочи по дому уже после того, как их жены зажгли свечи.

Про порядок зажигания свечей: Вы совершенно правы, относительно закрывания глаз и пр. Но мужчины, если не принимают на себя субботы, зажигая свечи, сначала говорят броху, а потом зажигают.
С уважением, Иерахмиэль.

Гоблин
Ветеран мега-форума
Сообщения: 3636
Зарегистрирован(а): 04 окт 2003, 22:22

Сообщение Гоблин » 26 дек 2003, 11:46

Яков - попытаюсь упростить.
день начинаеться и заканчиваеться с заходом Солнца - наступлением
темноты

поскольку между двумя этими временами заход Солнца- наступление темноты (выход звезд) есть примерно 40 минут, то есть махлокет.

поскольку речь идет о строгих субботних запретах, то махмирим. а именно начинаем субботу по ранеей планке - заход солнца и заканциваем по поздней - выход звезд.

поэтому оказываеться что время между наступлением субботы и исходом ее примерно 25 часов а не 24 . так же и Иом кипур - 25 часов

то что счечи зажигаються рашьше на 18 или 40 мин отношения к вопросу не имеет. Свечи можно зажечь и позже но до захода солнца
Прекратить оккупацию Восточного берега реки Иордан!
Если захотите это не будет сказкой (Т. Герцель)

Ерушалми
Участник со стажем
Сообщения: 1234
Зарегистрирован(а): 20 ноя 2002, 11:56
Контактная информация:

Сообщение Ерушалми » 28 дек 2003, 13:49

Eliahu писал(а): Удлинение шабата - мицва де-раббанан

:13:
С уважением,

Михаэль Кориц

Катя
Ветеран мега-форума
Сообщения: 2759
Зарегистрирован(а): 17 сен 2002, 20:01
Откуда: Дикий Дикий Запад
Контактная информация:

Сообщение Катя » 28 дек 2003, 20:44

Так...вот пожалуйста, поподробнее, что может делать мужчина с момента зажигания свечей до наступления Шаббата. Спасибо. Если опять к "моему раббаю" пошлете- тоже не обижусь :37:

Любa
Новый участник
Сообщения: 4
Зарегистрирован(а): 25 авг 2003, 17:58

Сообщение Любa » 28 дек 2003, 21:23

Пoмыться нaпример... :)

Ерушалми
Участник со стажем
Сообщения: 1234
Зарегистрирован(а): 20 ноя 2002, 11:56
Контактная информация:

Сообщение Ерушалми » 29 дек 2003, 09:45

Катя,

все , что жена не успела .
Стоит только подчеркнуть , что обязанность принять на себя Шабат до захода солнца есть и на мужчине.
С уважением,

Михаэль Кориц

Eliahu
Участник со стажем
Сообщения: 453
Зарегистрирован(а): 09 июн 2003, 14:00
Откуда: Акко

Сообщение Eliahu » 30 дек 2003, 19:36

Ерушалми писал(а):
Eliahu писал(а): Удлинение шабата - мицва де-раббанан

:13:


Это тоже вам неизвестно? :13:

Элиягу.

Eliahu
Участник со стажем
Сообщения: 453
Зарегистрирован(а): 09 июн 2003, 14:00
Откуда: Акко

Сообщение Eliahu » 30 дек 2003, 19:37

Ерушалми писал(а):Катя,

все , что жена не успела .
Стоит только подчеркнуть , что обязанность принять на себя Шабат до захода солнца есть и на мужчине.


Любавичская мицва? :19:

Элиягу.

Ерушалми
Участник со стажем
Сообщения: 1234
Зарегистрирован(а): 20 ноя 2002, 11:56
Контактная информация:

Сообщение Ерушалми » 30 дек 2003, 20:22

Eliahu,

משנה ברורה סימן רסג ס"ק טו
בעוד היום גדול - היינו כשהוא זמן הרבה קודם תוספת שבת וזמן תוספת שבת להשו"ע הוא מעט קודם סוף
השקיעה ועיין בבאור הלכה. ועיין בסימן רס"א במ"ב ס"ק כ"ג דמסקינן שם דמי שפורש עצמו ממלאכה חצי שעה או
עכ"פ שליש שעה קודם השקיעה אשרי לו דהוא יוצא בזה ידי כל הראשונים:

שו"ת מהר"ח אור זרוע סימן קפה
תוספת שבת ויום הכפורים וימים טובים דאורייתא. וכתב בספר המצות דשיעור תוספת לא נתפרש והרב ר' אברהם
בר' עזריאל זצ"ל כתב בס' ערוגת הבושם שיש בירושלמי שצריך להוסיף שתי שעות דהיינו אחד מי"ב חלקים. דכ"ד
שעות ליל שבת ויומו יליף לה משביעית שמוסיפין חדש לי"ב חדשים. ותמיה אני שכל העולם אין נוהגין כן? ונראה לי
שכך הפירוש. אם יקבל עליו שבת בערב שבת מי' שעות ולמעלה חל עליו שבת מחמת שכבר קבל עליו תוספות שבת.
אבל קודם אפילו קבל עליו אינו חל. דאטו אם היה מקבל עליו שבת בערב שבת מעלות השחר ורוצה שכל היום יהא
תוספתו וכי יקבל עליו שבת כל יום שישי? ואין הירושלמי מדמהו לגמרי לשביעית כך נ"ל.
С уважением,

Михаэль Кориц


Вернуться в «Евреи и Тора»




  Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 32 гостя