Иудаизм и математика.
Модератор: Moderator16
- Борис Бердичевский
- Ветеран интернета
- Сообщения: 29353
- Зарегистрирован(а): 17 ноя 2001, 02:00
- Откуда: Израиль, Беэр-Шева, которой ~3700 лет
- Контактная информация:
Кстати, там написано не "зажигание свечей", а "наступление субботы" ("книсат шаббат").
Меня зовут Барух Борис. Ани маамин бэ эмуна шлема...
Про «палестинцев»: «Они ревность Мою вызывали небогом... Я в них ревность вызову ненародом»
Мы -- здесь, они -- там! Мы здесь, в Израиле, они там, в арабских странах! | http://www.borisba.com
Про «палестинцев»: «Они ревность Мою вызывали небогом... Я в них ревность вызову ненародом»
Мы -- здесь, они -- там! Мы здесь, в Израиле, они там, в арабских странах! | http://www.borisba.com
- Ami Hertz
- Участник форума
- Сообщения: 96
- Зарегистрирован(а): 16 ноя 2003, 01:41
- Откуда: Дикий зaпaд
- Контактная информация:
Это ещё один случай "калитки вокруг Торы".
* Сутки начинаютса и кончаютса с вечера. В сутках, таким образом, примерно 24 часа.
* Давайте скажем что сутки начитаютса в какойто определённый момент (неважно точно какой).
* Идёт Шаббат / празник. Кто то, кто хочит быть "осторожным", говорит, А вдруг, "на самом деле", сутки начинаютса немного раньше. Вот тут то мы работаем, а Шаббат может уже мачался. И этот "осторожний" говорит, Давайте прикинемся что Шаббат начался немного раньше, на всякий случай.
* Конец Шаббата. Та-же история. Тот же самый человек говорит, А вдруг "на самом деле", сутки начинаютса поже! (Вчера они начинались раньше а сегодня поже.)
* Таким образом, они раздвигают сутки на 25 часов, из-за "боязни" нарушить Тору. И если-бы могли, ещё бы растянули. Ведь откуда мы знаем, может "на самом деле" сутки кончаютса через 80 а не 40 минут после заката?
И что? Это решает какойто важный вопрос? ИМХО, нет. Но зато создаёт проблеммы в дабавок: если что-то произойдёт вечером, на какой день это сщитать, итд?
* Сутки начинаютса и кончаютса с вечера. В сутках, таким образом, примерно 24 часа.
* Давайте скажем что сутки начитаютса в какойто определённый момент (неважно точно какой).
* Идёт Шаббат / празник. Кто то, кто хочит быть "осторожным", говорит, А вдруг, "на самом деле", сутки начинаютса немного раньше. Вот тут то мы работаем, а Шаббат может уже мачался. И этот "осторожний" говорит, Давайте прикинемся что Шаббат начался немного раньше, на всякий случай.
* Конец Шаббата. Та-же история. Тот же самый человек говорит, А вдруг "на самом деле", сутки начинаютса поже! (Вчера они начинались раньше а сегодня поже.)
* Таким образом, они раздвигают сутки на 25 часов, из-за "боязни" нарушить Тору. И если-бы могли, ещё бы растянули. Ведь откуда мы знаем, может "на самом деле" сутки кончаютса через 80 а не 40 минут после заката?
И что? Это решает какойто важный вопрос? ИМХО, нет. Но зато создаёт проблеммы в дабавок: если что-то произойдёт вечером, на какой день это сщитать, итд?
- Dark_Divine
- Ветеран мега-форума
- Сообщения: 5852
- Зарегистрирован(а): 20 июл 2003, 18:15
- Откуда: Израильская ССР
На самом деле, ситуация чуть забавнее. По определению древнееврейский день длится в среднем около 23 часов. Дни разделяются периодами "бейн аарбаим" - между закатом и 100% наступлением темноты, которые не имеют отношения ни к какому дню. Единственный период неуверенности - это точка наступления "100% темноты". Но и она была устанавлена договорённостью с точностью где-то до минуты.
По галахе Шабат тоже смежные "бейн аарбаим" НЕ включает. Кидуш, например, в это время делать нельзя. На "бейн аарбаим" распространяются только субботние запреты. Делается это не из-за "боязни" нарушить Тору, а из-за знания о повадках ам-хаарец.
По галахе Шабат тоже смежные "бейн аарбаим" НЕ включает. Кидуш, например, в это время делать нельзя. На "бейн аарбаим" распространяются только субботние запреты. Делается это не из-за "боязни" нарушить Тору, а из-за знания о повадках ам-хаарец.
-
- Участник со стажем
- Сообщения: 1234
- Зарегистрирован(а): 20 ноя 2002, 11:56
- Контактная информация:
Dark_Divine,
неточность :
"бейн аарбаим" - это время после полудня и до вечера.
Вы имели в виду "бейн ашмашот".
Кстати , про шабат не слышал , а вот в Йом Кипур есть обычай держать его 26 часов ( числовое значение имени Б-га) .
Впрочем , часть часа засчитывается за час , так что практически имеется в виду 25 с лишни , что и выходит без особого напряжения.
Что касается северных районов , то там в таблицах Махон Лев , например , используется склонение за горизонт аналогичное иерусалимских трем звездам .
Поэтому , на вопрос запрет работы на исходе Шабата , в белые ночи ждут иногда почти до самой астрономической полночи .
неточность :
"бейн аарбаим" - это время после полудня и до вечера.
Вы имели в виду "бейн ашмашот".
Кстати , про шабат не слышал , а вот в Йом Кипур есть обычай держать его 26 часов ( числовое значение имени Б-га) .
Впрочем , часть часа засчитывается за час , так что практически имеется в виду 25 с лишни , что и выходит без особого напряжения.
Что касается северных районов , то там в таблицах Махон Лев , например , используется склонение за горизонт аналогичное иерусалимских трем звездам .
Поэтому , на вопрос запрет работы на исходе Шабата , в белые ночи ждут иногда почти до самой астрономической полночи .
С уважением,
Михаэль Кориц
Михаэль Кориц
- Борис Бердичевский
- Ветеран интернета
- Сообщения: 29353
- Зарегистрирован(а): 17 ноя 2001, 02:00
- Откуда: Израиль, Беэр-Шева, которой ~3700 лет
- Контактная информация:
И еще один момент. Когда летал в космос наш космонавт, светлая ему память, раввины постановили, что шаббат там будет считаться по времени часового пояса космодрома.
Меня зовут Барух Борис. Ани маамин бэ эмуна шлема...
Про «палестинцев»: «Они ревность Мою вызывали небогом... Я в них ревность вызову ненародом»
Мы -- здесь, они -- там! Мы здесь, в Израиле, они там, в арабских странах! | http://www.borisba.com
Про «палестинцев»: «Они ревность Мою вызывали небогом... Я в них ревность вызову ненародом»
Мы -- здесь, они -- там! Мы здесь, в Израиле, они там, в арабских странах! | http://www.borisba.com
- Любознательный
- Участник со стажем
- Сообщения: 1399
- Зарегистрирован(а): 07 июн 2003, 22:46
-
- Участник со стажем
- Сообщения: 1140
- Зарегистрирован(а): 03 мар 2002, 17:03
- Откуда: Итамар, Шомрон
- Контактная информация:
Иерахмиэль писал(а):Ошибки были именно в определениях.Александр Гимбург писал(а):Суббота ... начинается не позже появления трёх звёзд.
Суббота начинается с зажиганием субботних свечей. Темнота наступает ранее появления звёзд, потому свечи субботние зажигают примерно за час до появления звёзд.
1) Выход звезд к началу субботы не имеет никакого отношения. Поэтому ошибочно привязывать их друг к другу, как это сделали Вы.
2) Мужчина, зажигая свечи, не принимает на себя субботу, и поэтому может продолжать делать запрещенные в субботу работы еще 18 минут. Поэтому и порядок зажигания в этом случае отличается. Женщина сперва зажигает свечи, а затем произносит благословение, закрыв глаза. Мужчина же, сперва говорит броху, а потом зажигает свечи. Более того, возможны ситуации, когда женщина, зажигая свечи, не принимает на себя субботу. Если для этого есть необходимость.
3) То же, что и в первом. Даже если по времени получается правильно, с точки зрения определения наступления субботы Вы не правы.
4] Уважаемый Александр, чем препираться понапрасну, признайте, что были не правы. Бессмысленное упрямство не красит еврея. :44:
Я проконсультировался с равом Яки Савиром, главой ешивы в Алон-Морэ:
1. По системе рабейну Там, которая является системой гаоним, субботу принимают самое позднее не с заходом солнца, а с появлением трёх звёзд. Система эта приемлима, но придерживаются её не многие, особенно последнее время. Были хасиды в Польше которые придерживались этой системы.
Суббота заканчивается не раньше времени выхода трёх звёзд по всем системам.
2. И женщина и мужчина зажигая субботние свечи и сказав благословение не могут нарушать субботу как правило. В виде исключения, и мужчина и женщина могут перед благословением заявить о том что зажигая субботние свечи они пока не принимают субботу, и продолжить готовиться к субботе до захода.
Но есть те кто в случае, когда не принимают субботу сразу по зажиганию свечей, произносят благословение до зажигания. Принципиальной разницы в порядке зажигания свечей мужчиной и женщиной нет.
3. "То же что и в первом"
4. Докажите личным примером.
- 1614_Иерахмиэль
- Участник со стажем
- Сообщения: 436
- Зарегистрирован(а): 29 дек 2002, 07:31
- Откуда: Милуоки, Висконсин, США
- Контактная информация:
Александр.
1.По шите рабейну Там сегодня идут очень не многие, и только в том, что касается завершения субботы. Начинают все с заходом солнца. Я апеллировал к шите, принятой у подавляющего большинства общин.
2.Женщина, зажигая субботние свечи, по умолчанию принимает на себя субботу. С мужчиной же - наоборот. По умолчанию считается, что субботу он не принимает, но принято сказать об этом вслух перед зажжением.
Именно из-за автоматического принятия субботы женщины благославляют после зажигания. В момент благословения принимается суббота, и после него было бы нельзя зажигать свечи. Мужчины же, зажигают как положено - сперва броха, потом мицва.
4. Александр. Перечитайте Ваш самый первый пост, и согласитесь, что он был очень натянут.
1.По шите рабейну Там сегодня идут очень не многие, и только в том, что касается завершения субботы. Начинают все с заходом солнца. Я апеллировал к шите, принятой у подавляющего большинства общин.
2.Женщина, зажигая субботние свечи, по умолчанию принимает на себя субботу. С мужчиной же - наоборот. По умолчанию считается, что субботу он не принимает, но принято сказать об этом вслух перед зажжением.
Именно из-за автоматического принятия субботы женщины благославляют после зажигания. В момент благословения принимается суббота, и после него было бы нельзя зажигать свечи. Мужчины же, зажигают как положено - сперва броха, потом мицва.
4. Александр. Перечитайте Ваш самый первый пост, и согласитесь, что он был очень натянут.
С уважением, Иерахмиэль.
Яков писал(а):Александр Гимбург, Вы прикидываетесь?
Между временем захода солнца двух соседних дней не более 5 минут разницы, значит, продолжительность любого дня от 23 часа 55 минут до 24 часа 5 минут.
Но не 25 часов.
В шабате столько же часов, сколько в обычном дне. Удлинение шабата - мицва де-раббанан, связанная с тем, что наступление дня и ночи - это несколько размытые понятия и в них может быть у человека сомнение. Так например наступление самого шабата начинается не с захода солнца, как сказал Йерахмиель, а с выхода звезд, как и в будний день. Но алаха требует от человека, чтобы он раньше принимал на себя шабат, и именно поэтому де-рабанан шабат наступает с заходом солнца, так-как это - ограда для закона шабата. Удлиняется шабат со стороны выхода тоже де-раббанан, поэтому добавляется время от получаса до 1ч.12мин., чтобы не было никаких сомнений. Поэтому человек, который сделал кидуш до выхода звезд, пусть даже и после захода солнца, мицву не выполнил. Равно как и человек, который зажег огонь сразу после выхода звезд по ошибке - не должен приносить повинную жертву, так-как де-Орайта (по Торе) шабат уже вышел.
Элиягу.
-
- Участник со стажем
- Сообщения: 1140
- Зарегистрирован(а): 03 мар 2002, 17:03
- Откуда: Итамар, Шомрон
- Контактная информация:
Иерахмиэль,
Ещё раз, чтобы Вам не запутать окончательно честной народ:
После благословения запрещена всякая работа, и поэтому сначала зажигают свечи, а потом произносят благословение. А так как следует благословлять перед совершением мицвы, а не после, прикрывают глаза руками сразу же после зажигания свечей, чтобы не видеть их горящими, и благословляют, а затем отнимают руки от глаз и видят свечи, как будто зажгли их после благословения.
Еврей, который хочет принять субботу так и делает.
Тот кто не хочет, ищет причины.
Посмотрите в сидур как зажигать субботние свечи, и по возможности перестаньте "натягивать мой первый пост".
Ещё раз, чтобы Вам не запутать окончательно честной народ:
После благословения запрещена всякая работа, и поэтому сначала зажигают свечи, а потом произносят благословение. А так как следует благословлять перед совершением мицвы, а не после, прикрывают глаза руками сразу же после зажигания свечей, чтобы не видеть их горящими, и благословляют, а затем отнимают руки от глаз и видят свечи, как будто зажгли их после благословения.
Еврей, который хочет принять субботу так и делает.
Тот кто не хочет, ищет причины.
Посмотрите в сидур как зажигать субботние свечи, и по возможности перестаньте "натягивать мой первый пост".
- Ami Hertz
- Участник форума
- Сообщения: 96
- Зарегистрирован(а): 16 ноя 2003, 01:41
- Откуда: Дикий зaпaд
- Контактная информация:
Dark_Divine писал(а):Делается это не из-за "боязни" нарушить Тору, а из-за знания о повадках ам-хаарец.
Уу! Не нравятса мне эти ам-хааретц!
- 1614_Иерахмиэль
- Участник со стажем
- Сообщения: 436
- Зарегистрирован(а): 29 дек 2002, 07:31
- Откуда: Милуоки, Висконсин, США
- Контактная информация:
Александр!!!!
Ну сколько можно повторять! После зажигания свечей работа запрещена только тому, кто принимает на себя субботу. Всем остальным работа запрещена с захода солнца!
Просто, так повелось, что женщины принимают на себя субботу раньше - с зажиганием свечек. Мужчины могут работать после зажигания и до захода. Даже если мужчина сам зажигает свечи, так как обычно мужчина делает работу и после зажигания свечей, то он не обязанам принимать на себя субботу, зажигая свечи.
Бывают ситуации, когда женщина не принимает на себя субботу зажигая свечи. И не так уж и редко. Например, если она зажигает их гораздо раньше,чем за 18 минут, и потом уходит (а часто - уезжает) из дома. Тогда она не принимает на себя субботу.
Книга "Шмират Шабат кеhалаха" пишет, что и мужчинам стоит устрожить и не делать никакой работы после зажигания свечей, опираясь на Игрос Мойше. Однако реб Мойще как раз пишет, что нет проблемы даже с точки зрения "марит айн" делать работы после зажигания свечей, так как нет никакого "исура", а "марит айн" присутствует только там, где есть исур. Я видел очень соблюдающих людей, которые делали всякие мелочи по дому уже после того, как их жены зажгли свечи.
Про порядок зажигания свечей: Вы совершенно правы, относительно закрывания глаз и пр. Но мужчины, если не принимают на себя субботы, зажигая свечи, сначала говорят броху, а потом зажигают.
Ну сколько можно повторять! После зажигания свечей работа запрещена только тому, кто принимает на себя субботу. Всем остальным работа запрещена с захода солнца!
Просто, так повелось, что женщины принимают на себя субботу раньше - с зажиганием свечек. Мужчины могут работать после зажигания и до захода. Даже если мужчина сам зажигает свечи, так как обычно мужчина делает работу и после зажигания свечей, то он не обязанам принимать на себя субботу, зажигая свечи.
Бывают ситуации, когда женщина не принимает на себя субботу зажигая свечи. И не так уж и редко. Например, если она зажигает их гораздо раньше,чем за 18 минут, и потом уходит (а часто - уезжает) из дома. Тогда она не принимает на себя субботу.
Книга "Шмират Шабат кеhалаха" пишет, что и мужчинам стоит устрожить и не делать никакой работы после зажигания свечей, опираясь на Игрос Мойше. Однако реб Мойще как раз пишет, что нет проблемы даже с точки зрения "марит айн" делать работы после зажигания свечей, так как нет никакого "исура", а "марит айн" присутствует только там, где есть исур. Я видел очень соблюдающих людей, которые делали всякие мелочи по дому уже после того, как их жены зажгли свечи.
Про порядок зажигания свечей: Вы совершенно правы, относительно закрывания глаз и пр. Но мужчины, если не принимают на себя субботы, зажигая свечи, сначала говорят броху, а потом зажигают.
С уважением, Иерахмиэль.
Яков - попытаюсь упростить.
день начинаеться и заканчиваеться с заходом Солнца - наступлением
темноты
поскольку между двумя этими временами заход Солнца- наступление темноты (выход звезд) есть примерно 40 минут, то есть махлокет.
поскольку речь идет о строгих субботних запретах, то махмирим. а именно начинаем субботу по ранеей планке - заход солнца и заканциваем по поздней - выход звезд.
поэтому оказываеться что время между наступлением субботы и исходом ее примерно 25 часов а не 24 . так же и Иом кипур - 25 часов
то что счечи зажигаються рашьше на 18 или 40 мин отношения к вопросу не имеет. Свечи можно зажечь и позже но до захода солнца
день начинаеться и заканчиваеться с заходом Солнца - наступлением
темноты
поскольку между двумя этими временами заход Солнца- наступление темноты (выход звезд) есть примерно 40 минут, то есть махлокет.
поскольку речь идет о строгих субботних запретах, то махмирим. а именно начинаем субботу по ранеей планке - заход солнца и заканциваем по поздней - выход звезд.
поэтому оказываеться что время между наступлением субботы и исходом ее примерно 25 часов а не 24 . так же и Иом кипур - 25 часов
то что счечи зажигаються рашьше на 18 или 40 мин отношения к вопросу не имеет. Свечи можно зажечь и позже но до захода солнца
Прекратить оккупацию Восточного берега реки Иордан!
Если захотите это не будет сказкой (Т. Герцель)
Если захотите это не будет сказкой (Т. Герцель)
Ерушалми писал(а):Катя,
все , что жена не успела .
Стоит только подчеркнуть , что обязанность принять на себя Шабат до захода солнца есть и на мужчине.
Любавичская мицва?
Элиягу.
-
- Участник со стажем
- Сообщения: 1234
- Зарегистрирован(а): 20 ноя 2002, 11:56
- Контактная информация:
Eliahu,
משנה ברורה סימן רסג ס"ק טו
בעוד היום גדול - היינו כשהוא זמן הרבה קודם תוספת שבת וזמן תוספת שבת להשו"ע הוא מעט קודם סוף
השקיעה ועיין בבאור הלכה. ועיין בסימן רס"א במ"ב ס"ק כ"ג דמסקינן שם דמי שפורש עצמו ממלאכה חצי שעה או
עכ"פ שליש שעה קודם השקיעה אשרי לו דהוא יוצא בזה ידי כל הראשונים:
שו"ת מהר"ח אור זרוע סימן קפה
תוספת שבת ויום הכפורים וימים טובים דאורייתא. וכתב בספר המצות דשיעור תוספת לא נתפרש והרב ר' אברהם
בר' עזריאל זצ"ל כתב בס' ערוגת הבושם שיש בירושלמי שצריך להוסיף שתי שעות דהיינו אחד מי"ב חלקים. דכ"ד
שעות ליל שבת ויומו יליף לה משביעית שמוסיפין חדש לי"ב חדשים. ותמיה אני שכל העולם אין נוהגין כן? ונראה לי
שכך הפירוש. אם יקבל עליו שבת בערב שבת מי' שעות ולמעלה חל עליו שבת מחמת שכבר קבל עליו תוספות שבת.
אבל קודם אפילו קבל עליו אינו חל. דאטו אם היה מקבל עליו שבת בערב שבת מעלות השחר ורוצה שכל היום יהא
תוספתו וכי יקבל עליו שבת כל יום שישי? ואין הירושלמי מדמהו לגמרי לשביעית כך נ"ל.
משנה ברורה סימן רסג ס"ק טו
בעוד היום גדול - היינו כשהוא זמן הרבה קודם תוספת שבת וזמן תוספת שבת להשו"ע הוא מעט קודם סוף
השקיעה ועיין בבאור הלכה. ועיין בסימן רס"א במ"ב ס"ק כ"ג דמסקינן שם דמי שפורש עצמו ממלאכה חצי שעה או
עכ"פ שליש שעה קודם השקיעה אשרי לו דהוא יוצא בזה ידי כל הראשונים:
שו"ת מהר"ח אור זרוע סימן קפה
תוספת שבת ויום הכפורים וימים טובים דאורייתא. וכתב בספר המצות דשיעור תוספת לא נתפרש והרב ר' אברהם
בר' עזריאל זצ"ל כתב בס' ערוגת הבושם שיש בירושלמי שצריך להוסיף שתי שעות דהיינו אחד מי"ב חלקים. דכ"ד
שעות ליל שבת ויומו יליף לה משביעית שמוסיפין חדש לי"ב חדשים. ותמיה אני שכל העולם אין נוהגין כן? ונראה לי
שכך הפירוש. אם יקבל עליו שבת בערב שבת מי' שעות ולמעלה חל עליו שבת מחמת שכבר קבל עליו תוספות שבת.
אבל קודם אפילו קבל עליו אינו חל. דאטו אם היה מקבל עליו שבת בערב שבת מעלות השחר ורוצה שכל היום יהא
תוספתו וכי יקבל עליו שבת כל יום שישי? ואין הירושלמי מדמהו לגמרי לשביעית כך נ"ל.
С уважением,
Михаэль Кориц
Михаэль Кориц
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 32 гостя