19:17 25 Сентября 2008
Итамар Маркус, директор НИИ «Palestinian Media Watch» пришел к выводу, что нынешняя волна террора в Иерусалиме является прямым следствием подстрекательства и запугивания населения официальной прессой ПА.
«В последние месяцы отмечается резкий рост подстрекательских материалов в прессе ПА конкретно по Иерусалиму, возможно, из-за того, что в настоящее время ведутся переговоры о его статусе, и правительство Израиля, по всей видимости, выразило готовность разделить город. В любом случае, причин много, но в СМИ ПА есть очень много подстрекательства и всевозможных историй о том, что делает Израиль в Иерусалиме.
Читая эти материалы, арабский житель Иерусалима чувствует себя жертвой агрессии, ему кажется, что он в опасности, ему кажется, что Аль-Акса в опасности. Видеоклипы на эту тему демонстрируются все время. Недавно появился новый фильм с призывом к Саладдину прийти и спасти Аль-Аксу и Иерусалим от евреев, потому что они воры и преступники.
Подстрекательство по Иерусалиму идет постоянно. Поэтому иерусалимские арабы считают, что они находятся в постоянной опасности, что их хотят уничтожить, согнать с их земли и разрушить священную мечеть Аль-Акса. Все это подводит арабских жителей Иерусалима к мысли, что они обязаны совершить какой-то акт, что-то сделать, чтобы защитить Иерусалим и свою религию».
Наш корреспондент Игаль Шок попросил уточнить Итамара Маркуса, насколько пропаганда в прессе подталкивает иерусалимских арабов на совершение теракта-самоубийства. Итамар Маркус подтвердил, что роль прессы в нагнетании атмосферы и подталкивании граждан к преступным действиям велика. Взять, например, последний случай с наездом на солдат у стен Старого города. Говорят, что у молодого человека была несчастная любовь, кузина отказала ему. Человек в такой ситуации может броситься в любом направлении. Здесь его разочарование нашло выход в ненависти к евреям. Он решил направить свой гнев на евреев и убить их.
«Есть определенная атмосфера, и не только на телевидении. Мы всегда используем телевизор в качестве барометра общественного настроения. Телевидение отражает позицию, политику и намерения руководства ПА, потому что оно полностью держит вещание под своим контролем. Под полным его контролем находятся мечети, школы и все другие системы СМИ и культуры. Иерусалим стал центральной темой. Иерусалим во всех культурных мероприятиях, в окрестных деревнях Иерусалим – везде красной нитью проходит тема «Как нам защитить Иерусалим от евреев?».
«Всевозможные истории, которые они рассказывают, могут запугать человека. В двух влиятельных газетах ПА появились сообщения о том, что израильские поселенцы в клетках доставили в Иерусалим каких-то гигантских крыс и выпустили их в арабских кварталах и в Старом городе. Это совершенное необыкновенные крысы, обладающие сверхъестественными свойствами. Они такие огромные, что их боятся кошки, и они не поддаются воздействию яда (из литературы известно, что крупные крысы, действительно, не боятся кошек, а после ядерных испытаний на атолле Бикини выжили только крысы, что, разумеется, не имеет никакого отношения к еврейским поселенцам – прим.ред.). Эти крысы размножаются и превращаются в настоящее проклятье. Израильтянин может сделать все, что угодно, даже вывести новую породу крыс, которая поражает только арабов».
«Когда эта пропаганда идет постоянно, непрерывно, то она уже воспринимается как истина (приме геббельсовской пропаганды в чистом виде – прим.ред.). Проблема заключается в том, что подстрекательство и демонизация евреев в последние годы приобрела такой размах, что можно поверить чему угодно, - говорит доктор Итамар Маркус. – Они уверены, что мы хотим убить их, ликвидировать, украсть их землю, отравить их. Этих историй настолько много, и они повторяются так часто, что в них уже можно поверить».
«Новой стала тема Иерусалима, но то, что мы опасный и плохой народ, с изъяном и червоточиной, это давно не новость».
По мнению Итамара Маркуса, поводом для появления многочисленных подстрекательских материалов стали переговоры о разделе Иерусалима и строительство забора безопасности, который очень мешает иерусалимским арабам. Но есть и еще одна причина. Поскольку совершать теракты из Иудеи и Самарии стало очень трудно, возникла необходимость в стимуляции террора среди тех лиц, которые живут в самом Иерусалиме или в пределах «зеленой черты». Движущей силой терактов является ненависть. Следовательно, эту ненависть нужно культивировать.
Далее Итамар Маркус сказал, что пропаганда ФАТХа и ХАМАСа почти не отличается друг от друга. «На телевидении ПА появилось очень много передач, в которых подчеркивается религиозная основа конфликта. Например женщина-парламентарий от ФАТХа, выступая по телевидению, говорила о том, что конфликт с Израилем – это религиозная война, и эта война будет продолжаться до воскрешения мертвых. Это постоянный, экзистенциальный конфликт, который не закончится никогда. Тут не может быть никакого соглашения, потому что это религиозный конфликт во славу Аллаха».
«Эта идеология исходит не из учебников ХАМАСа, а ФАТХа, и с этим заявлением выступила законодательница от ФАТХа. Муфтий Иерусалима, назначенный на эту должность ФАТХом, также сказал, что это религиозный конфликт, который будет продолжаться до воскрешения мертвых. Возможно, из-за усиления влияния ХАМАСа не только в секторе Газы, но и в Иудее и Самарии многие местные жители считают, что они должны выполнить волю Аллаха и уничтожить еврейского государство. ФАТХ движется в том же направлении и подчеркивает это (он никогда с этого направления и не сходил, суда по Хартии ООП – прим.ред.). Во всяком случае, нельзя хакрывать глаза на то, что позиции ФАТХА сейчас сближаются с ХАМАСом, и они гораздо более близки, чем в прошлом».