Еврейская жизнь в Риге в 80-е годы. Что произошло сейчас?

Нации и народности, религиозные и светские, бедные и богатые. Алия в Израиль
Аватара пользователя
Саша З.
Сообщения: 18568
Зарегистрирован(а): 17 ноя 2001, 02:00
Откуда: Израиль
Контактная информация:

Еврейская жизнь в Риге в 80-е годы. Что произошло сейчас?

Сообщение Саша З. » 24 ноя 2013, 09:39

Перед тем, как уехать в отпуск, хочу поделиться некотрыми воспоминаниями 25-30-летней давности. Я тогда был студентом, потом молодым инженером в Риге. Среди евреев СССР Рига была известна как либеральный город, в котором власти не так свирепствовали, как в других городах.

По советским понятиям еврейская жизнь в Риге процветала. Уже в 60-е годы у евреев была война с милицией, когда власти пытались уничтожить памятник погибшим в Румбуле евреям. Евреи выиграли. В Риге с 60-х годов активно преподавался иврит, подпольно разумеется. Действовал семинар "Рижские чтения по иудаике", посещавшийся отказниками и еврейскими активистами, желавшими приобщиться к традиции. Как ни странно, уже тогда были молодые евреи, соблюдавшие все мицвот. Хочу напомнить, что один из самых известных русскоязычных религиозных евреев, профессор Бранновер, выходец из Риги. Рижские евреи принимали самое активное участие в нашумевшем "самолетном деле".

Любимым праздником рижских евреев была Симхат Тора. Сотни молодых евреев приходили в синагогу, и плясали хору в ее дворе. И вот что интересно - в синагоге допускалось полное смешение полов. Юноши и девушки танцевали в кругу. Пели 7.40, Хаву Нагилу, пели советские песни на свои собственные слова. "Жизнь невозможно повернуть назад, евреев ни на миг не остановишь....". Потом нас прорабатывали на комсомольских собраниях, а через год все повторялось.

Самое интересное началось во второй половине 80-х. При Горбачеве евреям удалось отвоевать отобранное властями здание, в котором до войны располагался еврейский театр. Там было создано Латвийское общество еврейской культуры, прообраз будущей общины. Как всегда, начались внутриеврейские раздоры. Группа молодых сионистов начала яростную борьбу против правления, состоявшего в основном из пожилых людей с видным положением, членов партии. Шел спор о том, какй язык следует преподавать - иврит или идиш. Сейчас я конечно вспоминаю об этом с улыбкой, а тогда я был одним из активных участников.

Самое интересное - на этой волне наметилась тенденция к "возвращению с тшувой" многих молодых евреев. Меня тоже не обошел стороной этот процесс, я начал соблюдать элементарный кашрут, постился в Судный день и 9-го ава, и даже начал было соблюдать субботу, но потом понял - это не мое. На том и остановился. А многие мои друзья пошли гораздо дальше, и стали полностью соблюдающими евреями.

К чему я веду? А вот к чему. Не было ни малейшего противостояния между немногочисленными религиозными евреями и совершенно светскими. Любой человек, желающий в любом виде приобщиться к еврейству, принимался с радостью. На упомянутом семинаре по иудаике я прочел лекцию о Шестидневной войне - дело было как раз в ее двадцатилетие, летом 1987-го года. Эта тема считалась столь же еврейской, как и прочтенная у нас лекция известного раввина Зеева Мешкова (умнейший кстати мужик!). Никто не ставил своей целью возвращение евреев к религии, гораздо важнее считалось преподавание иврита, а также приобщение к еврейской культуре. Примерно то же самое происходило и в других центрах еврейской жизни СССР - в Москве, Питере, Киеве. Когда в конце 80-х годов снизилось напряжение между СССР и Израилем, стал возможным культурный обмен между странами. В Москву приехали Дуду Фишер и Яфа Яркони, я был на их концерте. Все еврейские активисты, включая религиозных, бросились на их выступление, и никому не мешало пение женщины. Наоборот, все были в восторге от возможности послушать вживую легендарную певицу, голос которой еще за несколько лет до этого с трудом пробивался через ГБ-шные глушилки на волнах "Коль Исраэль".

Прошли годы. Нас разнесло кого куда. Кто-то остался в Риге, кто-то оказался в Америке, Канаде, даже Германии, но большинство все же в Израиле. С некоторыми из тогдашних религиозных друзей я сохраняю связь до сих пор, один из них, житель Кирьят Арбы, один из моих ближайших друзей. С другими пути разошлись. Впрочем, то же самое касается и светских. Но вот что интересно - когда мы встречаемся, никто не пытается вернуть меня с тшувой, не считает меня "дософобом", и многие из них, также как и я, с ностальгией вспоминают те счастливые годы юности.

Что любопытно - споры о религии ведутся как правило с людьми, которые "вернулись к ответу" уже здесь, в Израиле. Ни разу мне не приходилось вести такие разговоры к теми из "старой гвардии", кто был, подобно мне, еврейским активистом еще в той жизни.

Что же произошло? Откуда взялись нетерпимость, взаимная неприязнь, порой - даже презрение к "сионистам", убеждение в абсолютном превосходстве в своем образе жизни? Как человек, уже больше половины своей жизни проведший в непосредственном контакте с религиозными евреями, я этого не понимаю.
Последний раз редактировалось Саша З. 22 янв 2014, 13:48, всего редактировалось 2 раза.
Фотография сама по себе меня не интересует. Я просто хочу захватить кусочек реальности.

Анри Картье-Брессон, французский фотограф

Захар Беркут
Ветеран мега-форума
Сообщения: 8955
Зарегистрирован(а): 21 мар 2012, 11:18

Re: Еврейская жизнь в Риге в 80-е годы. Что произошло сейчас

Сообщение Захар Беркут » 24 ноя 2013, 09:59

Саша З.,
Ответ прост. Те неофиты,обвиняющие Вас в "дософобии" скорее всего бывшие комсомольские или партийные активисты.
-И вновь продолжается бой
-И сердцу тревожно в груди...
"Борітеся - поборете, вам Бог помагає
-За вас правда,за вас сила і воля святая."
Т.Г.Шевченко

Willy
Ветеран мега-форума
Сообщения: 14913
Зарегистрирован(а): 25 мар 2002, 13:24
Откуда: Israel

Re: Еврейская жизнь в Риге в 80-е годы. Что произошло сейчас

Сообщение Willy » 24 ноя 2013, 10:05

Подозреваю, что в Риге вновь обращенные датиим еще не знали толком всех прелестей иудаизма, здесь подучились да и стесняться перестали, что их обвинят в мракобесии и неинтеллигентности, отсюда и результат.

Кстати мне родственники рассказывали как в самом конце 80-х их дочка поехала в зимний еврейский лагерь. Детей поразило когда их мадрих проходя мимо церкви начал плевать в ее сторону, а потом запретил детям праздновать Новый год. Так что не все было столь уж радужно и интеллигентно и в союзе тех времен.

Аватара пользователя
Efi
Ветеран мега-форума
Сообщения: 74925
Зарегистрирован(а): 20 июл 2003, 02:49
Откуда: Ариэль

Re: Еврейская жизнь в Риге в 80-е годы. Что произошло сейчас

Сообщение Efi » 24 ноя 2013, 13:00

Детей поразило когда их мадрих проходя мимо церкви начал плевать в ее сторону

Подумаешь! Меня в детстве моя любимая бабушка в Москве тоже учила плевать в сторону церкви, когда мы гуляли. Значит, и ее так учили в детстве в Одессе. Потому что церковь - это "тумъа". ;)
טומאה/тумъа – «нечисть, нечистота, скверна, грех»

Аватара пользователя
Decabrist
Пестель
Сообщения: 15484
Зарегистрирован(а): 18 ноя 2001, 02:00
Откуда: Северней oт Бaкa-Aль-Гaрбиa

Re: Еврейская жизнь в Риге в 80-е годы. Что произошло сейчас

Сообщение Decabrist » 24 ноя 2013, 13:28

Кaждый съел свoю пoрцию и, кoму oнa пoнрaвилaсь, стaл есть ее ежедневнo
Внимание(!) сообщение заговорено, модерирование данного сообщения приведёт к половому бессилию и неизлечимым венерическим заболеваниям

«Рейтинг — могучее послание тупых тупым» М.М.Жвaнецкий

alefbet
Участник со стажем
Сообщения: 848
Зарегистрирован(а): 30 дек 2009, 19:44

Re: Еврейская жизнь в Риге в 80-е годы. Что произошло сейчас

Сообщение alefbet » 24 ноя 2013, 14:03

Саша З. писал(а):Что же произошло? Откуда взялись нетерпимость, взаимная неприязнь, порой - даже презрение к "сионистам", убеждение в абсолютном превосходстве в своем образе жизни? Как человек, уже больше половины своей жизни проведший в непосредственном контакте с религиозными евреями, я этого не понимаю.
рассказав о своей юности Вы сами же признались, что пробовали соблюдать, но перестали. Вы имели импульс, но его не хватило. Точно так же и те, кто сделал тшуву в зрелом возрасте. их религиозный "возраст" - младенцы. у детей, в силу их неопытности, мир делится на "мы" и "они". "кто не с нами, тот против нас". это естесственно! они подрастут и поумнеют. вот только для одних это займёт немного времени, у других побольше. обычно неофиты-евреи - сверхрадикалы. радикальнее их только геры, пожалуй.
"Этническая ассимиляция невозможна при сохранении иудейской веры; иудейская, же вера рушится при этнической ассимиляции." ("200 лет вместе")
http://www.youtube.com/watch?v=OqctC1y1XY0
http://www.youtube.com/watch?v=RjQdpqlmGdw

Захар Беркут
Ветеран мега-форума
Сообщения: 8955
Зарегистрирован(а): 21 мар 2012, 11:18

Re: Еврейская жизнь в Риге в 80-е годы. Что произошло сейчас

Сообщение Захар Беркут » 24 ноя 2013, 14:19

alefbet,
Я знаком с некоторыми герами в Израиле.
а) Молодые ребята,прошедшие гиюр в ЦАХАЛе
б) Жены евреев,как правило коренных израильтян,прошедшие гиюр ради мужа и его семьи.
Радикальных ортодоксов среди них не встречал.
"Борітеся - поборете, вам Бог помагає
-За вас правда,за вас сила і воля святая."
Т.Г.Шевченко

alefbet
Участник со стажем
Сообщения: 848
Зарегистрирован(а): 30 дек 2009, 19:44

Re: Еврейская жизнь в Риге в 80-е годы. Что произошло сейчас

Сообщение alefbet » 24 ноя 2013, 15:16

я знаком с некоторыми баалей-тшува и герим, но правда не в Израиле.
они отличаются бескомпромисностью суждений и резкостью в оценках. по-их мнению, если кто-то рядом молится по-другому, то он - враг.
"Этническая ассимиляция невозможна при сохранении иудейской веры; иудейская, же вера рушится при этнической ассимиляции." ("200 лет вместе")
http://www.youtube.com/watch?v=OqctC1y1XY0
http://www.youtube.com/watch?v=RjQdpqlmGdw

qwerty
Ветеран мега-форума
Сообщения: 12080
Зарегистрирован(а): 22 июл 2002, 11:34
Откуда: Israel

Re: Еврейская жизнь в Риге в 80-е годы. Что произошло сейчас

Сообщение qwerty » 24 ноя 2013, 15:20

Не было ни малейшего противостояния между немногочисленными религиозными евреями и совершенно светскими.


Не в Риге, а в СПб, но всё равно: между нами тогда не было денег и вопроса их дележа. На праздниках все пили на свои. А вот если бы в синагоге собрали на выпивку со всех, а потом наливали бы только соблюдающим - появилось бы и противостояние.

Totev
Ветеран мега-форума
Сообщения: 27986
Зарегистрирован(а): 30 мар 2002, 15:27
Откуда: Canada

Re: Еврейская жизнь в Риге в 80-е годы. Что произошло сейчас

Сообщение Totev » 24 ноя 2013, 15:21

Efi писал(а):Подумаешь! Меня в детстве моя любимая бабушка в Москве тоже учила плевать в сторону церкви, когда мы гуляли


А моя любимая бабушка НЕ учила меня плевать в сторону синагоги. :sm1:
“Democracy Dies in Darkness”

Аватара пользователя
Efi
Ветеран мега-форума
Сообщения: 74925
Зарегистрирован(а): 20 июл 2003, 02:49
Откуда: Ариэль

Re: Еврейская жизнь в Риге в 80-е годы. Что произошло сейчас

Сообщение Efi » 24 ноя 2013, 15:27

Totev,
а у вас, наверное, турското робство наложило отпечаток: ведь евреи были на стороне турок и их болгары боялись. Русский историк Татищев написал в своей истории, что евреи служили монголам и собирали ясак с русского населения "с присущей им жестокостью", Татищев В.Н. «История Российская с самых древнейших времён, неусыпными трудами через тридцать лет собранная и описанная покойным тайным советником и астраханским губернатором Васильем Никитичем Татищевым» — крупный исторический труд русского историка Василия Татищева, одно из важнейших произведений русской историографии второй четверти XVIII века, значительный этап в её переходе от средневекового летописного к критическому стилю повествования.

Totev
Ветеран мега-форума
Сообщения: 27986
Зарегистрирован(а): 30 мар 2002, 15:27
Откуда: Canada

Re: Еврейская жизнь в Риге в 80-е годы. Что произошло сейчас

Сообщение Totev » 24 ноя 2013, 15:51

Efi, Плохо вас бабушка учила. Плевать в сторону чужого храма некрасиво.

Да и сдачу можешь получит. Увидит тебя такой же верующий, только православный, может и в харю дать.
“Democracy Dies in Darkness”

Yigal
Yigal
Yigal
Сообщения: 33117
Зарегистрирован(а): 18 ноя 2001, 02:00
Откуда: Aшкелoн

Re: Еврейская жизнь в Риге в 80-е годы. Что произошло сейчас

Сообщение Yigal » 24 ноя 2013, 16:16

Саша З. писал(а):Что любопытно - споры о религии ведутся как правило с людьми, которые "вернулись к ответу" уже здесь, в Израиле. Ни разу мне не приходилось вести такие разговоры к теми из "старой гвардии", кто был, подобно мне, еврейским активистом еще в то жизни.

Что же произошло? Откуда взялись нетерпимость, взаимная неприязнь, порой - даже презрение к "сионистам", убеждение в абсолютном превосходстве в своем образе жизни? Как человек, уже больше половины своей жизни проведший в непосредственном контакте с религиозными евреями, я этого не понимаю.


Oтвет лежит нa пoверхнoсти - этo пережитки тoтaлитaрнoгo oбществa. Ктo не с нaми - тoт прoтив нaс. Бинaрнoе мышление.
Религиoзный - "хoрoшo", нерелигиoзный - "плoхo", "дoсoфoб", "aнтисемит".

Сугубo кoммунистический пoдхoд, кoгдa несoглaсие с сoбеседникoм oзнaчaет, чтo oппoнет - "врaг", егo нужнo предaть oбструкции любыми метoдaми и любыми спoсoбaми.

Этo не зaвисит oт религии, степени религиoзнoсти или oт чегo-тo другoгo. Этo зaвисит oт степени нетерпимoсти, узoсти кругoзoрa и неумения вести цивилизoвaнную дискуссию.

Крoме тoгo, oчень рaздрaжaет, кoгдa aргументoв нет, нo чтo-тo дoкaзaть стрaшнo хoчется. (:

Аватара пользователя
Efi
Ветеран мега-форума
Сообщения: 74925
Зарегистрирован(а): 20 июл 2003, 02:49
Откуда: Ариэль

Re: Еврейская жизнь в Риге в 80-е годы. Что произошло сейчас

Сообщение Efi » 25 ноя 2013, 06:50

Totev писал(а):Efi, Плохо вас бабушка учила. Плевать в сторону чужого храма некрасиво.

Да и сдачу можешь получить. Увидит тебя такой же верующий, только православный, может и в харю дать.

;) Православные не увидят, потому что в гарнизоне, где я рос и в школу ходил, не было ни церкви, ни православных. Бабушка же была у меня светская, которую дед попытался обратить в христианство, но, конечно, ему не удалось. Да и бессмысленно: сколько евреек ни обращай, они всё равно остаются еврейками по национальности (метрика)! Национальности возникли в СССР в 1932 году по пожеланию Сталина. Народный комиссар иностранных дел ЛИТВИНОВ в анкете написал "русский" - заставили переписать. Ведь был он Максим Валлах из Белостока, еврей.
Макси́м Макси́мович Литви́нов (настоящее имя — Меер-Генох Моисеевич Ва́ллах, 5 (17 июля) 1876 года, г. Белосток Гродненской губернии, Российская империя — 31 декабря 1951 года, Москва, СССР) — революционер, советский дипломат и государственный деятель.

Захар Беркут
Ветеран мега-форума
Сообщения: 8955
Зарегистрирован(а): 21 мар 2012, 11:18

Re: Еврейская жизнь в Риге в 80-е годы. Что произошло сейчас

Сообщение Захар Беркут » 25 ноя 2013, 08:39

Efi,
Вы лучше про еврейскую жизнь в Ленинграде 80-х расскажите,вот как Саша про Ригу рассказал. Про питерских сионистов,отказников.
Пусть неофиты прочитают.
"Борітеся - поборете, вам Бог помагає
-За вас правда,за вас сила і воля святая."
Т.Г.Шевченко

Аватара пользователя
Efi
Ветеран мега-форума
Сообщения: 74925
Зарегистрирован(а): 20 июл 2003, 02:49
Откуда: Ариэль

Re: Еврейская жизнь в Риге в 80-е годы. Что произошло сейчас

Сообщение Efi » 25 ноя 2013, 11:21

Захар Беркут, это очень трудно сделать. В Ленинграде было много интересного. Вот нашел:
ЛОЕК - Ленинградское общество еврейской культуры. Первая, неудачная попытка зарегистрировать общество с похожим названием была сделана весной 1982 года. Скорее, это была демонстративная акция, чтобы доказать Западу невозможность легального существования в СССР даже самой лояльной еврейской организации. В 1989 году еврейские активисты в течение полугода добивались регистрации общества. В сентябре общество было зарегистрировано. Примечательно, что в ДК им. Кирова ЛОЕКу отвели комнату, соседнюю с той, в которой находилась одна из русских националистических организаций. Первым председателем ЛОЕК в 1989 году был избран ученый-востоковед И.Ш. Шифман. После его смерти председателем ЛОЕК был Б. Кельман. Когда же в 1990 году руководство в ЛОЕКе захватили сторонники "евсековской" деятельности, самые активные и дееспособные организации и активисты покинули ЛОЕК.

Я знал Илью Шифмана и Бориса Кельмана. Только Шифман скоропостижно скончался, а Кельман улетел в Штаты. А в 1990 я тоже покинул ЛОЕК и ничего про "евсековскую" деятельность не знаю. Я занялся произраильской деятельностью, и вскоре убыл с семьей в Израиль.
Вот семья, которая оказала на меня самое большое влияние: Лев Ефимович и Гита Менделевна.
КЕЭ, том Доп.2, кол. 281
ВИ́ЛЬСКЕР Лейб Хаимович (Арье; литературный псевдоним Л. Шумский; 1919, Шумск, Волынская губерния, ныне Тернопольская область, Украина, – 1988, Ленинград), семитолог, гебраист. Родился в семье служащего; живя на территории Польши (до 1939 г.), получил традиционное еврейское образование. В 1940–45 гг. служил в Красной армии (в 1941–42 гг. на фронте). В 1950 г. окончил восточный факультет Ленинградского университета и стал научным сотрудником отдела зарубежного Востока, впоследствии заведовал отделением литературы на семитских языках в Государственной публичной библиотеке имени М. Е. Салтыкова-Щедрина (ГПБ). Переводил с иврита и с сирийского языка, большей частью совместно с А. Беловым. В 1970 г. защитил кандидатскую диссертацию, изданную в том же году («Исследование самаритянского языка», М.). Вильскер — автор свыше ста научных работ по семитской эпиграфике, языкознанию, лексикографии, источниковедению (в том числе статья «Еврейско-арабские словари в самаритянском собрании ГПБ имени М. Е. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде», 1963; монография «Самаритянский язык», М., 1974; библиография «Каталог самаритянских рукописей ГПБ имени М. Е. Салтыкова-Щедрина», 1992). С 1979 г., выйдя на пенсию, Вильскер занялся изучением еврейских рукописей так называемого второго собрания А. Фирковича, хранящегося в ГПБ. В этот период он открыл неизвестные стихотворения еврейских поэтов средневековья, в частности, произведения Иехуды ха-Леви: 22 стихотворения (опубликовал на иврите с переводом на идиш элегию на еврейский погром в Толедо в 1109 г.? /«Неизвестные стихотворения Иехуды ха-Леви», «Советиш Геймланд», 1982, №2/), новые редакции стихотворений («198 стихотворений Иехуды ха-Леви в неизвестной редакции», «Советиш Геймланд», 1983, №6), письмо Моше Ибн Эзре (был известен только конец письма, «Подарок Иехуды ха-Леви», «Советиш Геймланд», 1985, №1).

Жена Вильскера, Глускина Гита (родилась в 1922 г.), семитолог, гебраист. Родилась в семье главного раввина Минска, а затем раввина Ленинградской хоральной синагоги М. Глускина (1878–1936). В 1949 г. окончила восточный факультет Ленинградского университета. С 1951 г. — научный сотрудник Института востоковедения АН СССР, в 1953–54 и 1957–90 гг. — преподаватель (с 1972 г. — доцент) восточного факультета Ленинградского университета. В 1968 г. защитила кандидатскую диссертацию о неизданной рукописи «Тахкемони» Иехуды Алхаризи, обнаруженной в ГПБ. Она опубликовала неизвестную редакцию 50-й макамы «Тахкемони». Глускина — автор работ по грамматике сирийского языка и другим проблемам семитологии. С 1991 г. в Израиле.

Willy
Ветеран мега-форума
Сообщения: 14913
Зарегистрирован(а): 25 мар 2002, 13:24
Откуда: Israel

Re: Еврейская жизнь в Риге в 80-е годы. Что произошло сейчас

Сообщение Willy » 25 ноя 2013, 11:42

Я помню еврейскую жизнь в Москве в конце 70-х в стиле
Любимым праздником рижских евреев была Симхат Тора. Сотни молодых евреев приходили в синагогу, и плясали хору в ее дворе. И вот что интересно - в синагоге допускалось полное смешение полов. Юноши и девушки танцевали в кругу. Пели 7.40, Хаву Нагилу, пели советские песни на свои собственные слова. "Жизнь невозможно повернуть назад, евреев ни на миг не остановишь....". Потом нас прорабатывали на комсомольских собраниях, а через год все повторялось.


В синагоге на Архипова в районе площади Ногина (ныне Китай-город) на Симхат-тора было просто столпотворение, с песнями, танцами, огромным количеством молодых парней и девушек и большим числом "евреев" в штатском. Возле синагоги ребята знакомились с девушками, поскольку Москва - большая и найти в ней еврея, если ты не учился в МИИТе или Губкинском, было крайне непросто. Ну а потом уже после синагоги банкет продолжался у кого-нибудь на квартире, с большим количеством спиртного музыкой и всякими прочими неприличностями. Весело было, нечего сказать, и девушки были симпатичные и весьма раскованные :) , вспомнить очень приятно.

Аватара пользователя
Decabrist
Пестель
Сообщения: 15484
Зарегистрирован(а): 18 ноя 2001, 02:00
Откуда: Северней oт Бaкa-Aль-Гaрбиa

Re: Еврейская жизнь в Риге в 80-е годы. Что произошло сейчас

Сообщение Decabrist » 25 ноя 2013, 12:32

Нa Aрхипoвa сидели люди в здaнии нaпрoтив, пo виду НИИ, и в редaкции гaзеты "Сoветский Спoрт". Им и хoдить не нaдo былo нa мoрoз и нa жaру. A в тoлпе снoвaли шoдхaнты и зaключaли свoи сделки
Меня тaм в 1986 "выпaсли" и oбщaлись сo мнoй уже дoмa, зa пoлтoры тысячи килoметрoв, нo, пoскoльку, уже Гoрбaчев был у влaсти, тo кaк-тo сoшлo нa нет
Последний раз редактировалось Decabrist 25 ноя 2013, 13:43, всего редактировалось 1 раз.
Внимание(!) сообщение заговорено, модерирование данного сообщения приведёт к половому бессилию и неизлечимым венерическим заболеваниям

«Рейтинг — могучее послание тупых тупым» М.М.Жвaнецкий

Захар Беркут
Ветеран мега-форума
Сообщения: 8955
Зарегистрирован(а): 21 мар 2012, 11:18

Re: Еврейская жизнь в Риге в 80-е годы. Что произошло сейчас

Сообщение Захар Беркут » 25 ноя 2013, 12:45

Интересно было почитать Лилин рассказ о еврейской жизни в советском Узбекистане,именно в Ташкенте,Бориса Б. о еврейской жизни в Баку. А также других,ныне религиозных участников.
Мне бухарские евреи рассказывали,что они посещали синагогу,соблюдали минимальный кашрут,делали мальчикам обрезание,даже члены КПСС у себя дома всегда оставались евреями.
"Борітеся - поборете, вам Бог помагає
-За вас правда,за вас сила і воля святая."
Т.Г.Шевченко

qwerty
Ветеран мега-форума
Сообщения: 12080
Зарегистрирован(а): 22 июл 2002, 11:34
Откуда: Israel

Re: Еврейская жизнь в Риге в 80-е годы. Что произошло сейчас

Сообщение qwerty » 25 ноя 2013, 13:46

Вы лучше про еврейскую жизнь в Ленинграде 80-х расскажите,вот как Саша про Ригу рассказал. Про питерских сионистов,отказников.


Я расскажу эпизод. Отправился я с корифанами в синагогу приобщиться. Без шапок (это к вопросу об уровне нашего знания иудаизма в тот период :-)).
В синагоге подходит к нам чел и говорит - или наденьте шапки или уходите. Ну мы, как истинные носители питерской культуры ответили ему - да ты ваще кто такой, с традиционным для питерской интеллигенции намёком на в табло. Присутствующие вокруг нам объяснили, что к чему - и мы отвалили домой учить матчасть иудаизма. Потом уже приходили в шапках и т.д.
Ещё один прикол - на праздники с нами приходил потусоваться один чиста русский чувак. На вопрос - зачем - ответил: здесь люди интересные.
Публика действительно была интересная и самая разная - от старичков, которые ещё умели молиться до фарцы и тех, кого позже стали называть криминальными структурами.


Вернуться в «Израиль»




  Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Crossword и 72 гостя