. В российском Хогвартсе, знаменитой 57-й школе, где учатся дети министров, академиков и просто будущие гении, скандал, гадкий, соблазнительный, с педофильским душком. Я его не комментировала, потому что не совсем было понятно, что, все-таки, происходит. Но, в общем, стало приблизительно ясно, что да, действительно, учитель истории, имя которого все знают (называть я его не буду), систематически пользовал учениц. Изнасилованием это не было, но, все-таки, это было ровно тем, что в XIX веке называлось таким уже, знаете, полузабытым, даже стершимся словом «растление малолетних вкупе со злоупотреблением харизмой и учительской властью».
Еще раз, это нельзя было списать на обычный школьный роман. И для кого-то из девушек, конечно, это было мимолетное увлечение. Кто-то, действительно, получил тяжелейшую психологическую травму. Кто-то потом начал вести бурную личную жизнь, и когда эта жизнь подкатилась под откос, стал думать «А, в чем же причина?» и вспомнил: «А! Вот это дело было в учителе».
Одна из учениц до сих пор защищает его горой. Всё продолжалось очень долго, не один десяток лет. Руководство школы закрывало глаза. Сейчас обвиняет тех, кто вынес сор из избы, в организованной кампании травли лучшей школы России.
Конечно, в России бывает и не такое. Вот, пару лет назад выяснилось, что некто Василий Мидцев, руководитель клуба «Юные орлята флота» растлевал вгрупповую мальчиков прямо в президентской каюте атомного крейсера «Петр Великий». Но резонанс у 57-й школы получился не в пример больше. Ну, потому что, во-первых, есть прогосударственная, типа, пресса (LifeNews). Вот, они креативный класс какие. Ну и к тому же сам креативный класс интересуется своими историями гораздо больше, чем чужими, и креативному классу, ну, все-таки, больше интересно то, что происходит в 57-й школе, чем, скажем, то, что в горных районах Дагестана девушкам обрезают клитор.
Вот, первый вопрос: да как же такое могло случиться в российском Хогвартсе? Ответ: человеческая природа устроена так, что в самых благополучных коллективах может завестись что-то такое.
Вообще будьте уверены, что в России много мест, где всё устроено гораздо хуже, и масса компаний, где начальник пользует секретарш, считает, что это в порядке, и никогда это не вызовет скандала. Вот, я вообще рискну сказать, что хорошие общества – это не те, где такого не происходит, а хорошо устроенные общества, правильно устроенные общества – это такие, где именно это рано или поздно выплывет наружу, потому что, еще раз повторяю, огромное количество мест в России, где гораздо хуже и наружу не выплывает.
И, вот, я заметила очень большую поляризацию интеллигенции по вопросу того, что случилось в 57-й школе. И занимаются полярные позиции: «Вот, как же вы могли, руководство терпеть, чтобы учитель так злоупотреблял? Это, ведь, не то, чтобы один студент со своим студентом – там же, вот, авторитет взрослого, там харизма». Ну и на противоположном конце фразы типа: «Ну вот, она сама дала, а теперь разваливает школу».
И вот я как-то с тревогой заметила, что я не могу встать ни на ту, ни на другую сторону, и позиция каждой стороны мне в чем-то представляется очень тревожной.
Вот, давно и не мной замечено, что в России элита живет в Европе, а всё остальное население в Азии. И вот в этом смысле скандал в 57-й – это очень хорошее этому подтверждение, потому что, как я уже сказала, в 99% российских компаний никогда не вспыхнет скандала из-за сексуального использования секретарш. А, вот, скандал в 57-й – он, действительно, типологически похож, знаете, вот на все эти модные феминистские скандалы, которые гуляют по США и Европе.
- показать
- Причем, зачастую эти скандалы – они за гранью добра и зла, ну, как например, студентка, которую бросил мальчик, через 8 месяцев заявляет, что он ее изнасиловал. А когда этого мальчика не выгоняют из университета, берет матрас и ходит с этим матрасом по университетскому кампусу, и оказывается, что это ее такой не просто перформанс, а это ее дипломный проект. Скажем, самовыражение и протест против насилия.
Понятно, что скандал в 57-й школе устроен совершенно по другому способу – это не вот эта студентка, повод есть, есть серьезнейший повод, потому что учитель вел себя мерзко, именно мерзко. Выгнать его надо было давно.
Но, вот, меня пугает в том числе и сходство. А сходство заключается в том, что всё происходящее есть оборотная сторона одного из самых важных завоеваний XX века – сексуальной свободы. И еще есть очень важная такая вещь, что свободное общество отличается от несвободного в том числе и тем, что оно не регулирует частную жизнь людей, особенно половую. И как следствие оно не предусматривает уголовных наказаний за то, что есть мерзость, но не является уголовным преступлением.
Вот, я прежде всего хотела бы отойти назад, не брать вот это дело в фокус и напомнить, что то, что происходило между вот этим учителем истории и его ученицами, было немыслимо ни в одном традиционном обществе, потому что в абсолютном большинстве традиционных обществ добрачный секс с девственницей является строжайшим табу. За такой секс убивали на дуэли, протыкали шпагой, кастрировали. И, собственно, вот этих девушек охраняли так, что одним из частных следствий этой охранительной политики обычно было отсутствие образования. Вот, точно было известно, что если ее не образовывать, а держать в тереме, она ни с каким учителем не переспит.
Ю.Латынина: Любая конструктивная деятельность вот этим мракобесным слоем воспринимается как антипутинская
QТвитнуть
И я хочу напомнить, что за искусственное ограничение сексуальности общества платили гигантскую цену. Вот, например, в обществе Азанде был такой институт мальчиков-жен. Значительная часть женщин племени находилась в гареме вождя, за остальных надо было платить огромный выкуп. Секс без свадьбы означал верную смерть. Ну, вот, воины и женились на мальчиках. Если воин вел себя хорошо с мальчиком, семья даже потом могла ему сделать скидку на девушку.
Собственно, вообще развитие гомосексуализма у древних греков, германцев и самураев – оно всё связано с высокой ценой девственницы. Естественно, еще другую страшную цену платили влюбленные. Вот, все истории от бедной Лизы, утопившейся в пруду, до Тристана и Изольды, до Анны Карениной, которая бросилась под поезд, это всё рассказы о влюбленных парах, на секс которых общество наложило табу.
И вот это табу в середине, даже ближе к концу XX века было снято. И заметим, что мы ничего не слышали очень долго об отрицательных последствиях его снятия. Вот, 60-е годы, беспорядочный секс был безусловным благом, завоеванием цивилизации. Леваки всех мастей защищали кого угодно – жертв капитализма, жертв расизма, колониализма, но вот им не приходило в голову защищать женщин от мужчин.
И, вот, недавно прям на наших глазах маятник качнулся дальше, и на Западе на смену жертвам капитализма пришли жертвы сексизма. При этом жертвы сексизма современный феминизм под ними ни в коем случае не подразумевает сомалиек, которым вырезают клитор. А жертвой сексизма с точки зрения современного феминистского дискурса – это дамы, которые сначала сами переспали с мужчиной, а потом обнаружили, что это нанесло им непоправимую душевную травму на всю жизнь.
Вот здесь я бы еще раз хотела подчеркнуть, я ни в коем случае не защищаю этого недоделанного Дон Жуана, который пользовался своим положением как это делают в бесчисленных офисах начальники, считающие там, что в обязанности секретарши входит спать с подчиненными. Понятно, какую травму может это нанести неокрепшей психике. И да, руководство школы не право, что оно его не уволило давно. Хотя, к сожалению, это очень понятно, что, вот, когда заводится червяк в любом хорошем коллективе, то никогда непонятно, где проходит грань.
Но я прежде всего о другом. Я о том, что свобода в личных отношениях является главным завоеванием второй половины XX века. Она практически не существовала в истории человечества. И, к сожалению, она подразумевает, когда она дана, что куча народу будет злоупотреблять этой свободой. И, вот, всё равно эта свобода – она бесконечно лучше времени, когда Анна Каренина бросалась под поезд, а бедная Лиза топилась в озере.
И при всей мерзости поступков этого учителя парадокс в том, что стыдить за них можно (ну, собственно, его сейчас застыдили и он ушел), но наказывать уголовно за них нельзя, разумеется, если там не было прямого преступления закона. А там не было преступления закона – девочки все были уже достаточно взрослые.
Нельзя делать, как это начинают сейчас делать в той же Америке. Вот так устроена жизнь. Жизнь устроена несправедливо. Не за все мерзкие поступки можно наказать, не за все душевные травмы, причиненные человеку, можно наказать. Потому что ужас заключается в том, что как только человечество начинает наказывать за поступки, которые калечат душу, то тут начинаются такие злоупотребления и такая инквизиция, которые хуже самих поступков. И отчасти мы это видим, как ни странно, на Западе, вот, в том же самом карикатурном виде, когда девица, брошенная мальчиком, решает, что он ее изнасиловал.
И нам с этим особенно надо быть осторожным, потому что у нас в России, извините, тут же, когда начинаются такие жалобы, тут же придет уполномоченный по правам ребенка Анна Кузнецова и скажет, что 57-ю школу надо превратить в монастырь, потому что секс до брака по данным новой науки теософии плохо влияет на корпускулярно-волновые свойства матки, и так далее, и тому подобное.
http://echo.msk.ru/programs/code/1835354-echo/