Дов Конторер, "Вести", 28 сентября 2000г. [/url]
Тихая революция
Новая программа преподавания истории была утверждена в 1995 году. Ее концептуальной основой послужили рекомендации комиссии минпроса, созданной четырьмя годами раньше при правительстве Ицхака Шамира. Можно лишь удивляться тому, почему правый кабинет назначил председателем этой комиссии профессора Иерусалимского университета Моше Цимермана – одного из идеологов израильской ультралевой интеллигенции антисионистского толка. Позже господин Цимерман снискал скандальную известность своим заявлением о том, что он не видит никакой разницы между детьми поселенцев в Хевроне и безусыми головорезами из "гитлерюгенд", но его политические пристрастия не составляли тайны и в 1991 году.
Рекомендованная профессором Цимерманом программа преподавания истории для шестых-девятых классов пришла на смену старой учебной программе 1975 года, которая – при всех своих недостатках – служила естественным отражением сионистского нарратива, определявшего политическое самосознание израильского общества до относительно недавнего времени. Что же до новой программы, то она осуществила кардинальное смещение акцентов, в результате которого современная еврейская история стала преподаваться в принципиально ином объеме и под новым идеологическим ракурсом.
По собственному признанию профессора Цимермана, "история еврейского народа и Государства Израиль не занимает центрального места в рекомендованной нами педагогической схеме" ("Гаарец", 15 февраля 1994 года).
Как уже было отмечено, рекомендации комиссии Цимермана получили официальное одобрение в 1995 году, после чего на их основании было составлено несколько новых учебников. В плане преподавания современной истории основное значение имеет учебная программа для девятого класса, охватывающая период с 1918 года до середины 90-х годов. В качестве основного пособия по изучению указанного периода минпросом была рекомендована книга Дани Яакоби "Переменчивый мир" ("Олам шель тмурот"), выпущенная в 1999 году на основе концептуальных разработок комиссии Цимермана.
...
Разоблачители
Детальное сравнение учебных пособий было произведено группой специалистов исследовательского центра "Шалем", созданного в Иерусалиме в начале 90-х годов. Руководимый доктором Йорамом Хазони, этот центр поставил своей задачей внедрение ценностей либерального консерватизма в израильское общественное сознание, дезориентированное агрессивной левой пропагандой
...
Шестидневная война.
Здесь составитель "Переменчивого мира" умудрился умолчать даже о блокаде Тиранского пролива и об изгнании наблюдателей ООН с территории Синая, то есть о главных причинах военного столкновения.
По сути дела, Дани Яакоби близок к тому, чтобы представить Израиль агрессором и главным виновником Шестидневной войны. Игнорируя такие факторы эскалации, как создание ООП (1965), сирийские работы по отводу истоков Иордана (1966), артиллерийские обстрелы поселений Иорданской долины и создание объединенного египетско-сирийского командования, к которому позже присоединился король Хусейн, автор нового учебника начинает исторический анализ с воздушного сражения, в ходе которого израильские ВВС сбили шесть сирийских МИГов (апрель 1967 года). Вслед за тем он мельком упоминает о сосредоточении египетских войск на территории Синая и о произведенной в Израиле мобилизации резервистов, а также о безуспешных попытках добиться дипломатического урегулирования конфликта.
Яакоби обходит молчанием кровопролитные сражения в Иерусалиме и освобождение Старого города, ограничиваясь сухим перечнем территорий, оказавшихся под израильским контролем в результате Шестидневной войны. Вместо знаменитой фотографии Ицхака Рабина, Моше Даяна и Узи Наркиса у Львиных ворот Старого города в новом учебнике помещен снимок израильского бронетранспортера в аэропорту "Каландия". Символику освобождения вытеснил символ оккупации: за спиной у агрессора отчетливо виднеется вывеска на арабском языке. Трудно не предположить, что именно это сочетание показалось соблазнительным автору и редакторам "Переменчивого мира".
…Палестинский террор? Освобождение заложников в "Энтебе"? Читатель, наверное, угадал, что на такие мелочи господин Яакоби внимания не обращает.
Судьба российского еврейства.
На фоне выявленных тенденций к десионизации израильской истории данная тема особенного значения не имеет, но для читателей "Вестей" она представляет самостоятельный интерес. В прежнем пособии ("Восхождение великих держав") кратко, но достаточно ясно рассказывалось о евсекции, о разгроме еврейских общин и подавлении национально-культурной жизни в СССР, о запрете на преподавание иврита, о жестоких репрессиях против раввинов и сионистов. Упоминалось о разгроме культуры на языке идиш и о постепенной ликвидации созданных самими властями еврейских структур.
Автор нового учебника ставит отчетливое ударение на надеждах, сопровождавших победу большевиков, и с не характерной для него обстоятельностью упоминает о декрете 1919 года, запретившем пропаганду антисемитизма. О создании евсекции Яакоби повествует совершенно нейтральным тоном, об антиеврейских репрессиях не упоминает вовсе, в результате чего у читателя создается превратное впечатление о коммунистической диктатуре и ее отношении к евреям. Впрочем, в сравнении с прочими перекосами "Переменчивого мира" данное обстоятельство представляется сущей безделицей.
...
Ответная акция
Было бы преувеличением сказать, что публикация данного исследования произвела эффект разорвавшейся бомбы, но пару тематических блоков для израильского телевидения она все-таки обеспечила. Пригласили в студию историков и педагогов, посудачили, выслушали обе стороны - и перешли к следующей теме.
Газета "Гаарец", почитающая себя трибуной израильской интеллигенции, публиковать материал, предоставленный центром "Шалем", не стала. Вместо этого со страниц престижного издания были вылиты ушаты грязи на Йорама Хазони, его коллег и единомышленников. Обошлись бы, наверное, и без этого, но выпущенная д-ром Хазони книга "Еврейское государство: борьба за душу Израиля" ("The Jewish State: The Struggle for Israel's Soul") и его статья в аналитическом журнале "Нью Репаблик" не на шутку встревожили американское еврейство.
Травлю молодого ученого возглавил Акива Эльдар, бывший в прошлом корреспондентом "Гаарец" в США и знающий цену политическому влиянию еврейского истеблишмента в этой стране. Свою статью, опубликованную 14 сентября, он озаглавил "Учитель и наставник д-ра Хазони". Помещенная под заголовком фотография Меира Кахане сразу же объясняет, кого имеет в виду маститый израильский журналист.
У кого дети школьного возраста, эта книга еще в "силе"?