Реконструкции Хануки

Еврейская и мировая история. Вопросы философии.
trifon
Ветеран мега-форума
Сообщения: 7190
Зарегистрирован(а): 27 июн 2006, 20:30

Реконструкции Хануки

Сообщение trifon » 28 ноя 2013, 09:44

История чрезвычайно редко даёт точные ответы, и поэтому многие её в принципе не считают наукой. Не добавляет к ней доверия и то, что за соперничеством мнений стоит как правило соперничество идеологий. И что ж тут делать тем, кто историей просто интересуется? Наверное, начать с признания того факта, что навряд ли мы можем сказать точно что-либо о чём-либо. Но плюрализм в исторической науке даёт нам все возможности составить свое представление о событиях прошлого.
Сейчас дни Хануки. Сюжет в общих чертах известен всем. Известны и основные интерпретации.
Для официозной истории это один из немногочисленных примеров успешной национально-освободительной борьбы евреев. Психологически, это опровержение стереотипа галутного еврея-“ботаника” и пример для подражания. Хотя в древности никакого такого стереотипа не существовало. Евреи скорее ценились как хорошие воины: их охотно нанимали, а в доптолемеевской Элефантине слово “еврей” (реже “аморей”, но и тогда имелись в виду евреи) означало особого рода этно-военную принадлежность. Если вы вспомните царских казаков или габсбургских кроатов, то вы поймете, что имеется в виду.
С религиозной точки зрения Ханука (оставим в стороне чудеса) - это история гонений на религию отцов в самом гнусном средневековом стиле, закончившаяся победой хранителей традиций над западниками-ассимилянтами. Аналогии с современностью напрашивются сами собой. Нынешняя глобализация и триумф западной культуры в цивилизованном мире чрезвычайно напоминают эпоху эллинизма. Нынешние евреи мобильны и востребованны практически на равных с “греками”, тогдашними и нынешними. Жизнь в диаспоре, где господствует другая культура, прогрессивная и привлекательная, но пропитанная чуждой религией - это ежедневный challenge для религиозного еврея. И неизбежно приходит момент, когда жизнь евреев в Эрец Исраэль приобретает всё больше атрибутов этой самой прогрессивной, но чужеродной культуры.
И тогда, и сейчас.
Обе эти позиции оставляют немало вопросов, которые надо бы задать, ну и дать разные (конечно же идеологически мотивированные) ответы. Зачем оно надо? Чтобы составить своё представление.
Продолжение следует. Бли недер:)
========
Кто есть кто:
Царские чиновники и военачальники
Гелиодор, "брат" царя, неудачно проинспектировавший Храм
Аполлоний, наместник Келесирии-Финикии (надо уточнить, что в гл. 3 и 4. упоминаются два разных Аполлония, занимавших этот пост)
Андроник, видный сановник, подкупленный Менелаеем и убивший Онию, казнён Антиохом
Сострат, командир гарнизона в Иерусалиме при Менелае
Птолемей, ещё один сановник, подкупленный Менелаеем, выгородил его во время суда после бунта в Иерусалиме.

Традициоаналисты
Ония III, первосвященник

Эллинисты и/или просто полит. соперники традиционалистов
Шимон из колена Биньямина (или из священнической смены Билга), попечитель Храма, подстрекатель Гелиодора и соперник Онии
Ясон, брат Онии, позже первосвященник
Менелай, брат Шимона, позже первосвященник
Лисимах, ещё один их брат, святотатец и грабитель Храма, был убит во время волнений в Иерусалиме.
Последний раз редактировалось trifon 17 дек 2013, 13:42, всего редактировалось 2 раза.

trifon
Ветеран мега-форума
Сообщения: 7190
Зарегистрирован(а): 27 июн 2006, 20:30

Re: Реконструкции Хануки

Сообщение trifon » 28 ноя 2013, 15:16

Сначала хронология, ~60 лет,от Антиоха III, при котором Иудея перешла к Селевкидам, до смерти Антиоха Эпифана (ханукального злодея). Она дשна просто ради общей картины, ведь за это же время Рим превратился в средиземноморского гегемона, ослабив государства диадохов-наследников Александра и уничтожив его родину, Македонское царство.
223 воцарение Антиоха III Великого.
222-216 мятежи в западных сатрапиях его империи, их подавление.
219-217 Четвёртая Сирийская война (Антиох III против Птолемея IV).
218—201 Вторая Пуническая война (Рим против Карфагена, в результате Карфаген теряет влияние).
200—197 Вторая Македонская война (Рим против Филиппа V, закончилась поражением Македонии и провозглашением “свободы” Греции).
212—205 Восточный поход Антиоха (Парфия, Бактрия, Индия).
204 Восшествие на престол Птолемея V (род. 209).
203/2 Союз Филиппа и Антиоха, направленный против Птолемея V.
202—195 Пятая Сирийская война (Антиох III против Птолемея V).
202, 201 Иерусалим был дважды занят Антиохом.
200 Иерусалим окончательно переходит к Антиоху. Подтверждено самоуправление евреев согласно Торы.
198 Поражение египтян при Панионе, Сирия и Финикия (включающие Иудею) переходят к Антипоху.
192-188 Сирийская война (Рим против Антиоха III, закончилась поражением Антиоха).
187 Смерть Антиоха III, Селевк IV.
~ 178 Попытка Гелиодора (?) изъять средтсва из Иерусалимского Храма.
~ 178-175 Борьба между Симоном и первосвященником Онией III за влияние в Иерусалиме.
175 Смерть Селевка IV, Антиох IV Эпифан.
175 Ясон, поборник эллинизма, с помощью Антиоха сменяет своего брата Онию на посту первосвященника. Возможное основание греческого полиса Антиохии в Иерусалиме.
172 Менелай брат Симона (также сторонник эллинизма) становится первосвященником. Ясон удаляется в изгнание.
171 Убийство Онии III.
171-168 Третья Македонская война (Рим против царя Персея, закончилась утратой македонской государственности).
168 Антиох направляется в Египет, но остановлен вмешательством римлян, победивших тогда Персея в битве при Пидне.
168 Слухи о смерти Антиоха в Египте. Смещенный первосвященник Ясон занимает Иерусалим, кроме крепости.
167 Антиох приходит в Иерусалим, Ясон бежит. Начало гонений на евреев, превращение Храма в языческий.
166-160 Восстание Маккавеев.
166 Иуда наносит несколько поражений полководцам Антиоха.
165 Антиох уходит на Восток, оставив Лисия своим наместником в Иудее. Иуда продолжает побеждать, в т. ч. и самого Лисия.
164 Восстановление Храма. Переговоры Лисия с Иудой. Евреям возвращены Храм и самоуправление согласно Торы, что подтверждено Антиохом и римскими послами.
164 Смерть Антиоха Эпифана.

trifon
Ветеран мега-форума
Сообщения: 7190
Зарегистрирован(а): 27 июн 2006, 20:30

Re: Реконструкции Хануки

Сообщение trifon » 28 ноя 2013, 16:28

Об источниках. Их немного. Это (в порядке значимости для предмета) Вторая, Первая и Четвёртая книги Маккавеев, несколько абзацев из обеих книг Иосифа Флавия, а также Книга пророка Даниэля. Все остальные источники не имеют самостоятельного значения.
Поскольку все источники – литературные, то их достоверность не стопроцентно обязательна, в т. ч. оспариваются (или подтверждаются) процитированные официальные документы, обычно путем сравнения с обнаруженными археологами надписями. За неимением лучшего, в основном, ищут (не)соответствия с известной по другим местам практикой эллинистических (желательно селевкидских, желательно близких по времени) правителей. Само повествование также анализируется подобно библейскому на предмет бродячих сюжетов, заимствований, соответствия другим источникам и т. п.

trifon
Ветеран мега-форума
Сообщения: 7190
Зарегистрирован(а): 27 июн 2006, 20:30

Re: Реконструкции Хануки

Сообщение trifon » 29 ноя 2013, 08:24

О том, как Иерусалим перешел в руки Антиоха III, написано в книге 12 Иудейских древностей http://www.vehi.net/istoriya/israil/fla ... ti/12.html , глава 3 согласно делению в этом издании. По части достоверности этого места у Иосифа у всех историков консенсус, все описанное укладывается в стандартную политику царей с подвластными городами и народами, историки здесь скорее дополняют друг друга.
О политике по отношению к евреям и их законодательству (т. е. Торе) все считают нужным добавить, что она оставалась неизменной при всех властителях: персидских царях царей, Александре, Птолемеях и Селевкидах. Коротко она состояла в следующем: государство получает требуемое (во все времена это налоги и солдаты), евреи живут по Торе, цари оказывают уважение Храму и священникам (в т. ч. путем пожертвований).
В случае с Антиохом Великим, “иудеи покорились ему добровольно, приняли его в свой город, доставили всему его войску и слонам его обильные жизненные припасы и охотно помогли ему в осаде оставленного Скопасом в иерусалимской крепости гарнизона.” В Иерусалиме, как и в любом другом месте, существовали представители знати, связанные с сильными мира сего. Эти связи при случае могли обернуться выгодой как им лично, так и их отечеству. Время было неспкойное, города часто переходили из рук в руки, и такие люди (с переменным успехом) обеспечивали условия, а при небоходимости, хоть какое-то прощение за измену (ведь царям всегда надо было на кого-то опираться).
Антиох Великий (Иосиф приводит его административную переписку)
- подтвердил подчинение евреев законодательству Торы
- позволил рассеянным по стране евреям вернуться в город
- финансировал восстановление разрушений в Храме и городской стене
- обеспечил необходимое для жертвоприношений
- освободил иерусалимцев на три года от налогов
- снизил им “пока не опрвятся от убытков” налоги на треть
- приказал отпустить попавших в рабство с возвратом имущества
- запретил ввозить в город некошерное мясо (штрафы за нарушение в пользу коаним)

В то время в Иерусалиме доминируют по крайненй мере две семьи: Тобиады (בית טוביה) и первосвященники Ониады (בית חוניו). Первые были связаны с Птолемеями (описано в той же 12-й книге древностей), вторых связывают с Селевкидами, в таком случае именно Ониады обеспечили вышеописанные награды за переход на сторону Антиоха.

Мрако Бес
Замшелый консерватор
Замшелый консерватор
Сообщения: 73234
Зарегистрирован(а): 26 ноя 2001, 02:00
Откуда: Сад расходящихся Петек

Re: Реконструкции Хануки

Сообщение Мрако Бес » 29 ноя 2013, 09:14

самое главное состояит в том что Ханука это не праздник военной победы,а чуда,когда светильник горел не один день,а восемь
It's Yuuuuge

https://www.youtube.com/watch?v=EEA33bAXyNM


Путь Самурая — это смерть.

Аватара пользователя
Efi
Ветеран мега-форума
Сообщения: 74925
Зарегистрирован(а): 20 июл 2003, 02:49
Откуда: Ариэль

Re: Реконструкции Хануки

Сообщение Efi » 29 ноя 2013, 09:17

:)
Мрако Бес писал(а):самое главное состояит в том что Ханука это не праздник военной победы,а чуда,когда светильник горел не один день,а восемь

А было ли чудо в действительности? На что ли дрейдл ты посмотрел (свивон)? Так это для детей, как молочные реки и кисельные берега. :13:

Мрако Бес
Замшелый консерватор
Замшелый консерватор
Сообщения: 73234
Зарегистрирован(а): 26 ноя 2001, 02:00
Откуда: Сад расходящихся Петек

Re: Реконструкции Хануки

Сообщение Мрако Бес » 29 ноя 2013, 09:21

написано же :13: Или ты думаешь что там был потайная цистерна с маслом соединённая трубами с менорой? :27:
It's Yuuuuge

https://www.youtube.com/watch?v=EEA33bAXyNM


Путь Самурая — это смерть.

trifon
Ветеран мега-форума
Сообщения: 7190
Зарегистрирован(а): 27 июн 2006, 20:30

Re: Реконструкции Хануки

Сообщение trifon » 29 ноя 2013, 10:50

Ханука - это празднование восстановления Храма (что мы воспеваем в Маоз Цур? Ханукат а-мизбеах).
Ну а с подобныни чудесами особых проблем нет, см. сановозжигание огня на христианскую Пасху.

Мрако Бес
Замшелый консерватор
Замшелый консерватор
Сообщения: 73234
Зарегистрирован(а): 26 ноя 2001, 02:00
Откуда: Сад расходящихся Петек

Re: Реконструкции Хануки

Сообщение Мрако Бес » 29 ноя 2013, 11:00

а разве на Хануку было самовозгорание? :27:
It's Yuuuuge

https://www.youtube.com/watch?v=EEA33bAXyNM


Путь Самурая — это смерть.

Аватара пользователя
leango_quasigomonoid
Ветеран мега-форума
Сообщения: 9795
Зарегистрирован(а): 03 июл 2004, 14:47
Откуда: ..От дум.. от дури.. и от дам.. Да жалко, что ли - все отдам !

Re: Реконструкции Хануки

Сообщение leango_quasigomonoid » 29 ноя 2013, 14:59

Efi писал(а)::)

А было ли чудо в действительности? ... :13:


- Я уже как-то прокашляло тут.. Но это уже было давно, поэтому позвольте прокашлять од паам:

"..Когда горит свеча на хануку - о чем мы думаем с тобой ? "

- Кто о чем.. Послушай песню Моисеича, поразмысли себе.. а потом прочти что думаю я..


http://www.playcast.ru/view/3808027/75d ... VCLc.gmail


..И сегодня даже, после всяких там киотов и мудаков типа варианта соуса керри - ханука в Израиле с точностью до дня совпадает с приходом сезона прохладной погоды..

Так что включение по одному обогревателей было обусловлено чисто практической необходимостью. Индейка на вертеле - это как представляет хануку рядовой американец.. которому презик еще не заморочил голова отпусканием на волю его индейки.. Магометанин не знает, что для этого предназначаются козлы.. Ну да ихний алла узнает своих !

Наши люди, так я понимаю, больше нажимали на пончики, жареные в масле и политые медом или финиковым соком.. Ну, при тех физических нагрузках - оно им было не в укор.. Да и индейских кур в наших палестинах тогда еще не водилось..

..А про ханукальное чудо - рассказать тебе?

..Дело в том, что довольно слабая светимость непрогоревших частиц углерода обычного пламени, типа пламени фитиля - может быть усилена в несколько раз внесением в пламя частиц окислов металлов..

Вымочить фитиль в растворе солей кальция и калия (ну и высушить, разумеется) - и света будет больше в 4 - 5 раз !

На пороге эры электричества этот вопрос сильно был изучен неким Ауэром, например, но не только..

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0% ... 0%BA%D0%B0

- и учоные установили, что сила света газовых рожков может быть усилена до 18 крат! Это если применять смесь солей редких земель.. И довольно изощренную технологию изготовления калильных сеточек.. Лучший результат дает смесь 99% соли тория и 1% церия.
..Что касается науки - тут я мог бы рассказать много.. о запасании энергии пламени атомами тория и переносе энергии к атомам церия, которые и высвечивают эту энергию, вплоть до того, что КПД в смысле той энергии, которая идет в свет - но это уже не газовые рожки, увы, а т.н. штифт Нернста - доходит до 18% !!!.. И это при КПД лампочки Эдди Ильича, как мы все помним из школы - всего 5%!

..Всего типа пяти десятков лет тому, на наших глазах произошло, как пролетарии умственного труда всех стран, но в основном немецкой страны, отнюдь не объединяясь, придумали газоразрядные лампочки, с КПД до 25 - 30 процентов.. Сын Шломо бен Якова Маршака преуспел в этом на нашей доисторической Родине..
..Ну а нынче уж вооще всякий стыд потеряли служители храма науки - светодиоды имеют КПД до 90 - 95 процентов, туды иху мать.. В обоих этих типах источников света используется то же самое явление - передача энергии от одних атомов и молекул другим.. только в светодиодах оно происходит в маааленьких твердых телах.. как учили нас еще Азбель с Канером.. Мир их прахам, зихроно-у-враха !
..Да и экран, в который ты сейчас пялисси - тоже на эфтом явлении стоит..

..Впрочем, это все уже давно не коррелирует с индейкой.. Даже уже и в Америке.. Ну и угораздило же антиподов выбрать демагога..

Он-то, ясное дело, может и без индейки встренуть холода..


..Для сравнения прокашляю здесь, что КПД обычной лампочки времен Первого Храма, сиречь светильника с фитилем - в лучшем случае около полупроцента..
Так что нес ханукия действительно гадоль - вполне материалистическое нес, и головы нам не дури, князь тьмы !

Ты скажешь - а откуда знали эти доисторические евреи про редкие земли.. - Хм.. предки были не дурнее нас..

И я могу подозревать, что такие вещи знали много раньше, еще египетские жрецы.. они формул не умели писать, но будучи ребятами любознательными, много чего подмечали.. И электрические батареи умели делать (сообразив все прелести параллельного и последовательного соединения), и в камнях вытравливать разные там пиктограммы, и пилить камни веревочкой, смоченной в уксусе, подсыпая песок, между прочими своими занятиями.. Или поручая сей монотонный труд этим наглым рабам - евреям..

Так что при известной доле любознательности вполне могли вымочить и фитилек в этой кислой жидкости - и до и после пиления глыб известняка..
А скорее всего, были на протяжении веков и веков пирамидстроя неоднократные случаи - просто брали для светильника обрывки этой самой веревочки для пиления !
Ну, и сообразить перепробовать разные типы песка.. а и зачерпнуть как-то раз типа ториевого песка.. возле Эйлата..

- Вы же не какие-нибудь, а ЛЮДИ ! От обезьяны произошедшие ! Да и сама жисть требовала таких исследований.. - пилить камни - это вам не клавку дрючить, хевры.. Тяжело.. И все хочуть шоб полегше было.. Тут уж чего только ни перепробуешь..

..Вот тут и остался этот эффект у некоторых евреев в голова.. даже, скорее всего, в своем доме использовали - типа фокусов для детишек, в светлый праздник хануки господней (ты же не сомневаешься, что тепло в доме нужно было и задолго до нашествия этих наглых язычников..) но глобального значения этот фокус не имел - масло было дешево, и заводиться со всей этой химией не было смысла.. просто ставили светильников поболе..

..А вот когда оказались святые отцы - левиты перед проблемой кашрута.. вот тут и вспомнил кто-то из них.. может быть даже из своего дома и фитили нужные притаранил.. Одновременно расщепив веровочку, используя самонаименьшую прядь..

Но без лишнего в те времена паблисити.. Вот так оно и образовалось - чудо ханукальное..

:chanuka: - С праздником хануки, и с совпавшим нынче днем благодарности пилигримам ! :chanuka:
Последний раз редактировалось leango_quasigomonoid 30 ноя 2013, 09:20, всего редактировалось 1 раз.
Полной ясности не бывает. Действовать приходится в условиях частичной неопределенности.
Если у задачи есть решение - так чего ж тут думать.. Нужно искать решения, которых ещё нет..

Мрако Бес
Замшелый консерватор
Замшелый консерватор
Сообщения: 73234
Зарегистрирован(а): 26 ноя 2001, 02:00
Откуда: Сад расходящихся Петек

Re: Реконструкции Хануки

Сообщение Мрако Бес » 29 ноя 2013, 19:06

а,знаю,знаю-наши предки просто запустили холодный термояд :sm1:
It's Yuuuuge

https://www.youtube.com/watch?v=EEA33bAXyNM


Путь Самурая — это смерть.

Аватара пользователя
leango_quasigomonoid
Ветеран мега-форума
Сообщения: 9795
Зарегистрирован(а): 03 июл 2004, 14:47
Откуда: ..От дум.. от дури.. и от дам.. Да жалко, что ли - все отдам !

Re: Реконструкции Хануки

Сообщение leango_quasigomonoid » 30 ноя 2013, 09:22

Мрако Бес писал(а):а,знаю,знаю-наши предки просто запустили холодный термояд :sm1:


- Не извольте беспокоиться, Мрако Бес, чьи угодно - но уж только не Ваши !

Ваши, как можно узнать, применяя обычную индукцию, уже тогда, кроме где-то увиденной торпеды и кратких комментов, чаще всего никак не связанных с темой комментируемого топика ничего ни в руках, ни в головах - не держали.. :sm1:

..Но вот выступливые были - это да.. Типа нынешнего молодого Каменева.. Главное - шоб последнее слово за ними осталось.. Даже если это очевидный оксюморон вырвался ! :sm1:

:chanuka: Праздник.
Ломят в избу дети -
и не зная ничего -
все орут, что наши сети -
мол, поймали термояд !

- Наши дети - лучшие на свете !
Прелесть что за дети !
Полной ясности не бывает. Действовать приходится в условиях частичной неопределенности.
Если у задачи есть решение - так чего ж тут думать.. Нужно искать решения, которых ещё нет..

trifon
Ветеран мега-форума
Сообщения: 7190
Зарегистрирован(а): 27 июн 2006, 20:30

Re: Реконструкции Хануки

Сообщение trifon » 30 ноя 2013, 09:58

Пора уже начать собственно об эллинизации. Здесь основной источник – это Вторая Книга Маккавеев. В отличии от первой, написанной на иврите и сохранившейся в греческом переводе, эта книга была написана на греческом ипредставляет собой изложение не сохранившейся книги некоего Ясона, еврея из Кирены. Если автор первой книги – официальный историк Хасмонеев, подчёркивающий роль Мататьягу, то центральная фигура у Ясона – это Иуда Маккавей. Ясон из Кирены скорее всего был современником событий.
[Меня лично, среди прочего,очень занимает вопрос, а в чём собственно состояла эллинизация или эллинизаторство митъявним. Фигура Ясона, про-маккавейского и анти-эллинистского историка, позволяет отметить, что дело не в греческих именах и не в использовании греческого языка.]
Собственно повествование 2-й книги начинается с рассказа о чуде в Храме (глава 3 http://www.km.ru/node/658609). Бог предотвращает изъятие сокровищ из храма царским сановником Гелиодором (24-29): страшный всадник и два юноши избивают его до полусмерти. Все комментаторы отмечают типично эллинистический характер этой истории, т.е. сам Бог не избежал некоторого влияния греческой культуры. Кто бы ни были этот всадник и эти юноши, они вели себя подобно Аполлону и Артемиде, защищавшими вместе с греческим воинством святилище в Дельфах от галатов в 3-м в. до н. э. или богине Афине из Илиона (б. Троя), выступившей на защиту Кизика в 79 г. (Эти примеры приводит Бикерман.)
Найденная т. н. стела Гелиодора подтверждает его историчность и очень высокое положение.
http://www.library.upenn.edu/cajs/fello ... ption.html (оцените сходство с адм. емэйлами, которые тоже любят нисходящий форвардинг)
Более того, это декрет Селевка IV как раз занимается религиозными делами в Келесирии-Финикии, провинции, к которой относилась Иудея. Ответсвенным за эти дела назначен некий Олимпиодор, который и мог заниматься изъятием из Храма, но в рассказе был повышен до гораздо более значительного Гелиодора. Так считает Джон Ма. Он же подтверждает, что подобные инспекции в храмах (в рамках патронажа, т. к. царь выступал очень щедрым жертвователем) характерны для селевкидской администрации в других регионах.

trifon
Ветеран мега-форума
Сообщения: 7190
Зарегистрирован(а): 27 июн 2006, 20:30

Re: Реконструкции Хануки

Сообщение trifon » 01 дек 2013, 09:46

Не все исследователи полагают, что в плане Божественного 2 Макк. следует в основном греческой структуре, т. к. она часто совпадает и с классической танахической. Приведу цитату из последнего комментария к книге (Р. Шварц):
Нет нужды выбирать между двумя этими моделями [танахической и греческой], точно так же, как нет нет нужды выбирать, касательно специфических “общих мест”, между еврейскими и греческими “предшественниками”. На самом деле наш автор не был библейским автором. Но это был еврейский автор. Более того, он был одним из тех счастливых людей, которые могли синтезировать две идентичности... Мы назовём этот синтез “еврейско-эллинистическим”, но для нашего автора это был просто “иудаизм”, являвшийся легитимным и достойным способом быть греком .

Тут надо пояснить, что Шварц имеет в виду под “быть греком” (в тексте там сноска). Дело в том, что в птолеемевском Египте, “эллин” означало не только и не столько этническую принадлежность, но и официальный юридический и даже фискальный статус свободного человека (в отличие от коренного населения), к этой категории относились и египетские евреи.

trifon
Ветеран мега-форума
Сообщения: 7190
Зарегистрирован(а): 27 июн 2006, 20:30

Re: Реконструкции Хануки

Сообщение trifon » 01 дек 2013, 10:04

В 3-й главе 2 Макк. немало сказано и о делах земных. А именно о политическом соперничестве между неким Симоном из колена Биньямина, попечителем Храма и первосвященником Онией. Шимон “имел разногласия с первосвященником по поводу надзора за рынками в городе” (синодальный перевод опускает эту деталь). Учёные считают, что Шимон имел виды на должность агоранома (надзирателя за рынками), дающую большое влияние. В подобных спорах во всех эллинистических царствах стороны всегда ищут поддержку царей или высокопоставленных чиновников. Шимон обратился к управителю Келесирии-Финикии Аполлонию и рассказал ему об излишках в Храмовой сокровищнице. Так Гелиодор оказался в Храме. Но после случившегося Гелиодор , раскаялся, принял Бога и стал ярым сторнником Онии, который вместе с другими коаним молился и приносил жертвы сначала выздоровление, затем за искупление. Таким образом, царь Селевк так же принял сторону Онии. Так продолжалось до смерти Селевка.
Так как книга не даёт и не может дать никаких намёков на то, почему Гелиодор стал таким сторонником Онии, то особых гипотез по этому поводу никто не выдвигает.

trifon
Ветеран мега-форума
Сообщения: 7190
Зарегистрирован(а): 27 июн 2006, 20:30

Re: Реконструкции Хануки

Сообщение trifon » 01 дек 2013, 15:31

==Тут далеко не игра престолов, но всё же по мере надобности я буду добавлять в первый пост действущих лиц, чтоб не писать каждый раз, кто есть кто. ==


Глава 4. Напряжение между Онией и Шимоном, однако, лишь увеличивалось. Мало, что Шимон обвинял Онию в подстрекательстве Гелиодора, и объявлял его заговорщиком, но дошло до того, что “через одного из доверенных людей Симона стали совершаться убийства”. Ония же, видя, что соперничество становится опасным, а Аполлоний усугубляет злодейство Шимона, лично отправился к царю. При этом автор книги отмечает то ли в оправдательном тоне, то ли по контрасту с жалобами Шимона: Ония “отправился к царю не как обвинитель сограждан, но имея в виду пользу каждого [т.е. как частного лица] и всего народа”
О каких-либо результатах визита Онии к царю и о том, закончилась ли на этом смута в Иерусалиме, ничего не сказано. Автор приступает непосредственно к описанию эллинистов и эллинизации в Иерусалиме. После смерти Селевка воцаряется Антиох Эпифан, и брат Онии Ясон (aka Йеошуа) добивается первосвященства оригинальным путём: “обещав царю при свидании триста шестьдесят талантов серебра и с некоторых доходов восемьдесят талантов. Сверх того, обещал и еще подписать сто пятьдесят талантов, если предоставлено ему будет властью его устроить училище для телесного упражнения юношей и писать Иерусалимлян Антиохиянами.”
До тех пор цари не вмешивались в назначение первосвященников, подтверждая, очевидно, наследование титула от отца к сыну в роде Ониадов. Сейчас же царь поддержал одну из сторон во внутренней политической борьбе, дав высшую власть её представителю. Ну и мы пришли к первому вопросу, по которому нет консенсуса, хотя подавляющее большинство стоит за одну трактовку: что, собственно, означает “писать Иерусалимлян Антиохиянами”?

trifon
Ветеран мега-форума
Сообщения: 7190
Зарегистрирован(а): 27 июн 2006, 20:30

Re: Реконструкции Хануки

Сообщение trifon » 02 дек 2013, 14:09

Уточнение
Шимон обвинял Онию в подстрекательстве Гелиодора, и объявлял его заговорщиком

Это вариант обвинений перед евреями (заговорщик против города, с которым у автора всегда отождествляется Храм). Греческий текст позволяет перевести и как обвинения перед властями
Шимон обвинял Онию в атаке на Гелиодора, и объявлял его заговорщиком

Возможно даже, что Шимон обвинял Онию в инсценировке Божественного наказания Гелиодора.

trifon
Ветеран мега-форума
Сообщения: 7190
Зарегистрирован(а): 27 июн 2006, 20:30

Re: Реконструкции Хануки

Сообщение trifon » 02 дек 2013, 14:26

Но переходим к полису Антиохия в Иерусалиме. Я попытался найти, кто из современных исследователей отрицает его основание Ясоном (формально - Антиохом) в 175 г. до н. э., и не нашёл никого. Но есть очень весомый противник - Бикерман в своей книге "Бог Маккавеев" (1937), которая считается самой важной его книгой и до сих пор во многом актуальной, хотя и не в части его интерпретации “антиохийцев в Иерусалиме”. Саму книгу в сети найти не удалось, так что моё представление о ней основано только на цитатах, критике, обзорах и т. п.
Короче, сегодня все считают, что это был полис. Полис, от которого не осталось никаких остатков (что вполне объяснимо), одно лишь упоминание в главе 4 2-й Кн. Маккавеев. Упоминается учреждение гимнасия, который (как в последнее время доказано надписями) являлся не только неотъемлемым атрибутом эллинистического полиса, но и своего рода триггером для его основания, которое могло быть возможным лишь с разрешения царя. Была введена эфебия – подготовка юношей к исполнению гражданского долга.
Итак, что означало основание полиса в Иерусалиме? Прежде всего – другой статус в империи Селевкидов, и как следствие – иное (местное) законодательство. Субъектами селевкидской “федерации” были города (poleis) и народы (ethne). Евреи в Иудее, согласно дарованным Антиохом Великим привилегиям, были этносом, управляемым по законам отцов (Тора). Также был обозначен статус Храма и первосвященника. Евреи же, жившие в диаспоре, подчинялись местному законодательству полисов и народов, среди которых они жили. Поскольку религия была тесно вплетена в жизнь полиса и у жителей (не только граждан!) были культовые обязанности, то обычно евреям давались привилегии, позволявшие им избегать явного идолопоклонства, соблюдать кашрут и шаббат.
[Некоторое представление о “вплетённости” языческого обряда в повседневную гражданскую жизнь и об отношении к этому евреев и местного населения вам даст (леавдиль) сирена и минута молчания в Дни памяти в Израиле. Представьте себе гораздо более явное идолопоклонство на государсвенном уровне по гораздо более частым поводам.]
Но полис Антиохия в Иерусалиме был всё же не совершенно греческим. В гражданской общине видное место занимал первосвященник, служба в Храме шла своим порядком, и автор 2-й книги Маккавеев не говорит о каких либо нарушениях, разве что коаним стали заниматься спортом во вред службе.
Объём гражданской общины, законодательство полиса и его тип управления (демократия или олигархия) из текста неясны. За то, что это была скорее всего олигархия, говорит 1) наличие геруссии (совет старейшин, по-латински “сенат”) и 2) вообще отсутствие true демократий в эллинистический период.

trifon
Ветеран мега-форума
Сообщения: 7190
Зарегистрирован(а): 27 июн 2006, 20:30

Re: Реконструкции Хануки

Сообщение trifon » 03 дек 2013, 13:32

О законодательстве полиса в Иерусалиме на первом этапе (т. е. до начала гонений) нет никаких данных. Поскольку, как уже говорилось, Храм функционировал и никаких нарушений еврейского закона в тот период 2-я Кн. Маккавеев не фиксирует, то как правило считают, что этот полис управлялся по еврейским законам (в понимании эллинистов). Касательно тех, кто вошёл в состав граждан, я встретился только с олигархическим вариантом: участие в гимнасии предполагало плату, кроме этого, считают, что эллинизировались в основном элиты. Это мнение исходит от Чериковера, которого в основном берут за основу популярные книги, такие, как “Евреи, Бог и история”. Хотя оценки и акценты в этих книгах часто резко смещены, и многие (весьма смелые) предположения Чериковера просто даются без каких-либо комментариев, как “факты”.
Если Антиохия в Иерусалиме была полисом (“город-государство”), то предшествующий ей Иерусалим был своего рода “городом-храмом” или “храмом-государством”: для автора 2-й Кн. Маккавеев город как правило синоним Храма. (В последнее время очень много общего находят у Иерусалима и Вавилона в персидский и эллинистический период.) Конечно, надо учесть, что термин “государство” по отношению к Антиохии и Иерусалиму весьма отличается от современного и не подразумевает суверенитета в совр. понимании.
Итак, скорее всего Ясон со товарищи установили в Иерусалиме эллинистическую форму правления. После этого обычно задаются двумя вопросами: насколько широко они были представлены и насколько далеко зашли?

trifon
Ветеран мега-форума
Сообщения: 7190
Зарегистрирован(а): 27 июн 2006, 20:30

Re: Реконструкции Хануки

Сообщение trifon » 04 дек 2013, 15:08

Поскольку 2 Макк., гл. 3 и особенно 4 – это единственный источник по предполагаемому полису Антиохия в Иерусалиме, то хорошо бы просто привести соответствующие фрагменты. Даю синодальный перевод с дополнениями и исправлениями там, где они нужны (по академическому переводу на английский). Ясон был первосвященником 3 года, вот что (повторю, и только это!) дошло до нас об этом периоде:
(7) Но когда умер Селевк и получил царство Антиох, по прозванию Епифан, Ясон, брат Онии незаконно узурпировал первосвященство, (8) обещав царю при свидании триста шестьдесят талантов серебра и с некоторых доходов восемьдесят талантов. (9) Сверх того, обещал и еще подписать сто пятьдесят талантов, если предоставлено ему будет его собственной властью основать гимнасий и эфебий и зарегистрировать [т. е. внести в некие списки] жителей Иерусалима как антиохийцев. (10) Когда царь дал согласие и он получил власть, тотчас начал склонять одноплеменников/единоверцев своих к эллинским нравам.(11) […] нарушая законные учреждения, он вводил противные закону обычаи.(12) Намеренно под самою крепостью построил он гимнасий, заставляя лучших из юношей/эфебов носить петасы*.(13) И был тогда такой апогей эллинизма и нашествие чужеземных нравов из- вследствие непомерного нечестия Ясона, этого безбожника, а не первосвященника, (14) что священники перестали быть ревностными к служению жертвеннику и, презирая храм и не радея о жертвах, спешили принимать участие в противных закону играх палестры по призыву бросаемого диска. (15) Ни во что ставили они отцовские ценности; только эллинские почести признавали наилучшими.(16) За то и постигли их трудные времена, и те самые, чьими нравами они восхищались и хотели во всем уподобиться, стали их врагами и мучителями; (17) ибо нечестиво поступать против Божественных законов невозможно безнаказанно, как показывает наступающее за тем время.
(18) Когда праздновались в Тире пятилетние игры и царь присутствовал там,(19) тогда нечестивый Ясон послал туда зрителями антиохийцев из Иерусалима, чтобы доставить триста драхм серебра на жертву Гераклу. Но сами принесшие просили не употреблять их на жертву, считая это неприличным, а назначить на другие расходы: (20) итак, им посланы эти деньги в жертву Геркулесу от имени посылавшего, а принесшими они обращены на устройство гребных судов.
(21) отправившись в Иоппию [Яффо], [Aнтиох] пришел в Иерусалим.(22) Великолепно принятый Ясоном и городом, он вошел при светильниках и восклицаниях и оттуда отправился с войском в Финикию.

------
* петас — шляпа с полями различной формы; был и атрибутом Гермеса как вестника богов
показать
Изображение

Имея перед собой текст, будет легче понять, откуда и что взялось в различных вариантах реконструкции событий. Интересных вариантов оказалось больше, чем я думал, а времени на их изложение – меньше, так что план уложиться в 8 ханукальных дней не сработал. :39:


Вернуться в «История и философия»




  Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 52 гостя