Реконструкции Хануки

Еврейская и мировая история. Вопросы философии.
trifon
Ветеран мега-форума
Сообщения: 7190
Зарегистрирован(а): 27 июн 2006, 20:30

Re: Реконструкции Хануки

Сообщение trifon » 04 дек 2013, 16:21

Добавлю три строчки из 1-й книги Маккавеев по поводу (явно не называемого) Ясона:
Некоторые из народа изъявили желание и отправились к царю; и он дал им право исполнять установления народов.Они построили в Иерусалиме гимнасий по обычаю народов и сделали себя необрезанными, и отступили от Святого завета, и соединились с народами, и продались, чтобы делать зло.

trifon
Ветеран мега-форума
Сообщения: 7190
Зарегистрирован(а): 27 июн 2006, 20:30

Re: Реконструкции Хануки

Сообщение trifon » 04 дек 2013, 16:37

Приступаем к реконструкциям событий. Пока что те копипасты, которые легко найти и не надо переводить. Проблема в том, что это или учебники, или популярные книги, т. е. нет аргументации. Плюс её отсутствия в том, что можно цитировать более-менее сжато.

Сначала Даймонт, "Евреи, бог и история" как победитель конкурса на самую смелую гипотезу – статуи богов в Святая Святых Храма!
Ясон за 12 месяцев добился того, чего Птолемеи и Селевкиды не могли добиться в течение 100 лет. При его активном содействии языческие обычаи проникли в пределы самого Храма. В Святая Святых Храма были установлены статуи греческих богов, а еврейские священники, одетые в греческие туники, совершали в их честь греческие обряды. Атлетические соревнования обнаженных еврейских юношей стали обычным зрелищем во дворе Храма. Еврейские посланцы присутствовали на языческих празднествах.

Гринберг, "История еврейского народа в эпоху Второго Храма" – интересная интерпретация делегации антиохийцев из Иерусалима в Тир. В плане характера эллинистической реформы следует Чериковеру.
Первосвященник Хоньо III был готов бороться за сохранение традиционного порядка в Иерусалиме, а его брат Ясон пытался осуществить коренные перемены в Иудее. Ясона, как и дом Товии, больше интересовали обще-палестинские проблемы, чем вопросы одной лишь Иудеи. Он задавался целью включить Иерусалим, уклад жизни которого он принялся изменять, в эллинистическое общество царств Селевкидов. Так, например, от имени Иерусалима он послал сумму денег на служение богу Тира Геркулесу /Мелькарту/.
….
Придя к власти, Антиох IV стал активно вмешиваться в дела Иудеи. По его распоряжению Хоньо III был смещен с должности первосвященника и на этот пост назначен его брат Ясон. С одобрения царя Ясон провел в Иерусалиме ряд реформ политического и общественного характера, в результате которых город должен был превратиться в полис и получить название Антиохия. Такое изменение предусматривало активное проникновение эллинистических общественных и культурных учреждений в жизнь еврейской столицы.
Первостепенное место среди этих учреждений занимал гимнасий - безошибочный признак каждого эллинского города и центр его культурной жизни. Нет никаких оснований полагать, что Ясон ввел в Иерусалиме культ языческих богов; однако, само наличие гимнасия глубоко оскорбляло чувства евреев, верных своей религии, поскольку атмосфера гимнасия была по своей сущности греческой и языческой, связанной с культом Гермеса и Геркулеса.
Вскоре гимнасий потеснил Храм, служивший ранее центром общественной жизни Иерусалима, Вторая книга Маккавеев с горечью повествует о том, как священники оставляли службу в Храме, чтобы присутствовать на играх в гимнасий.

Рот, "История евреев с древнейших времен по шестидневную войну"
Иудея, где раболепствующая часть населения поддерживала царскую политику, не осталась в стороне от процесса. Все было сделано для того, чтобы превратить Иерусалим в греческий город. Дома строились в эллинистическом стиле. Рядом с цитаделью был устроен гимнасий, где - мерзость в глазах евреев! - нагие юноши занимались спортом. Ради модного увлечения священники пропускали службу в Храме. Обычными стали греческие имена, старые еврейские переделывались на греческий манер. Однако для царя, ощущавшего религиозный сепаратизм евреев, эллинизация казалась еще недостаточно быстрой и глубокой.

harishon
Ветеран мега-форума
Сообщения: 7488
Зарегистрирован(а): 27 окт 2007, 01:28
Откуда: Land of Fruits and Nuts, New Venezuela

Re: Реконструкции Хануки

Сообщение harishon » 06 дек 2013, 21:38

Мрако Бес писал(а):самое главное состояит в том что Ханука это не праздник военной победы,а чуда,когда светильник горел не один день,а восемь


разве? see sidur
״אז אידן מאכן ניט ביי זיך קיין ״קידוש״, (קדושים תהיו) דאן מאכן איבער זיי די גויים ,הבדלה״
ר׳ חיים וואלאזשינער ז״ל
"Когда евреи не делают себя "Киддуш"(святыми будьте), то гои переделывают их в "hавдалу""
Р. Хаим Воложинер

trifon
Ветеран мега-форума
Сообщения: 7190
Зарегистрирован(а): 27 июн 2006, 20:30

Re: Реконструкции Хануки

Сообщение trifon » 07 дек 2013, 09:21

Чериковер, “Эллинистическая цивилизация и евреи”.
Полностью главу можно прочесть здесь: http://jhist.org/lesson06/cherikover_05.htm. Я же дам его изложение тезисно. Поскольку Ч. – один из столпов, кратко здесь не получится. Отмечу, что как историк, он очень напоминает марксиста.
1. Ч. ставит в центр противостояние (условно про-птолемеевских)Товиадов и (условно про-селевкидских) Ониадов. Поэтому, нет выбора, процитирую с купюрами его пересказ Иосифа Флавия (Древности, кн. 12, гл. 4):
Первосвященник Ония II отказался платить большую дань Птолемею . Царь ответ угрожал, что если Ония не будет платить, то он разделит еврейскую территорию на клерухии и пошлет в Иерусалим войска в качестве военных поселенцев. Ония отказался уступить и подтвердил свое прежнее решение. Тогда Иосиф, юный сын Товии и сестры Онии, созвал народ на собрание в Храме и получил согласие стть посланцем царю для достижения компромисса. Представившись царю в качестве вождя (простата) евреев, он преуспел не только в смягчении царского гнева, но также сумел на откуп сбор налогов в Сирии. В результатет он стал одним из богатейших людей своего поколения и оставил свое богатство многочисленным сыновьям. Один из них, умный и энергичный Гиркан был любим отцом и вызывал чувство ревности у братьев, которое превратилось со временем в ненависть. Однажды Гиркан был послан отцом в Египет, чтобы поздравить царя с рождением сына и получил благоволение царя, но вместе с тем, он потратил много денег из тех источников, которые были у отца в Египте. В результате после возвращения в Иерусалим между Гирканом, отцом и братьями произошла ссора, заставившая Гиркана бежать за Иордан. Там он построил мощную крепость, в которой предавался многочисленным удовольствиям жизни, а со временем использованную им для борьбы с арабами. Эта война не нравилась сирийскому правительству, хотя при Селевке IV не делалось ничего для ее предотвращения. Однако после начала царствования Антиоха Эпифана Гиркан увидел, что не может противостоять новому царю и совершил самоубийство. Его собственность перешла к Антиоху.

2. Ч. считает, что за эллинистами (Шимон, Ясон) стояли Товиады – очень богатая и влиятельная семья, утратившая при Селевкидах в пользу первосвященников – Ониадов пост простата (представителя народа перед царём) и стремящаяся его вернуть. Ч. подчёркивает экономическую важность Храма, считая его одновременно заменой гос. казны и подобием банка.
Обладатели капиталов не могут оставаться безразличными к той или иной политической системе, но должны пытаться получить контроль над политическим курсом, стараясь придать ему желаемое им направление. Таким же образом обстояло дело и в случае с Товиадами, а их первым шагом в этом направлении был захват сильной позиции в руководстве Храма.

Такую позицию занимал Симон, обратившийся к Аполлонию, после чего Гелиодор попытался изъять излишки из Храма. Ч. считает, что Ония III перешёл на сторону Птолемеев, на что указывает хранение в Храме денег Гиркана, врага Антиоха, о котором Ония похвально отзывается (2 Мак. 3:11). После инцидента с Гелиодором, по мнению Ч., Симон доносит на него царю (а не клевещет перед евреями), из-за чего Ония является к Селевку. Оправдательный тон этого фрагмента 2 Мак. Ч. объясняет обвинениями в адрес Онии, что он собирался вернуться с царским войском и уничтожить своих врагов. Но Селевк умирает.
3. Приведу пассаж Ч. общего характера, представлющий всех (без исключения) действующих лиц типическими эллинистическими индивидуалистами (такими изобилует тогдашняя история греческих полисов), и объясняет приверженность к гречской культуре прежде всего политикой:
Однако надо подчеркнуть, что эллинистический период был революционным периодом, который сломал по всему миру установленные рамки племени, полиса и семьи, ставя на их место волю сильной личности. Поэтому мы и в Иудее замечаем нарушение семейных традиций тем или другим членом семьи. Так, Гиркан порывает со своим отцом и братьями; как мы уже видели, подобная братоубийственная борьба разгоралась и в роде Онии. Политическая ориентация также перестала быть постоянной в каждой отдельно взятой семье. В то время как Товиады в целом были привержены Сирии, Гиркан сохранял верность Египту, и хотя Симон Праведник сотрудничал с Селевкидами, его сын Ония III придерживался проптолемеевской ориентации. Таким образом, семейные традиции заменились на противоречащие им личные амбиции, а персональный успех в жизни часто зависел не от поддержки родственников, но от талантов и свойств характера человека.
Это обобщение может быть равным образом применимо к культурным симпатиям и антипатиям. Хотя источники ничего нам не говорят об эллинистическом движении до 175 г. до н. э., все же ясно, что эллинистическая реформа не возникла внезапно и ей предшествовал более или менее долгий период, в течение которого греческая культура укоренялась среди населения Иудеи и Иерусалима. Мы уже наблюдали начало этого процесса в доме Товии и его сына Иосифа. Неудивительно, что эти двое, коснувшиеся большого мира за пределами Палестины, увлеклись греческой цивилизацией, поскольку это была цивилизация людей, управлявших миром. По причине своего богатства сыновья Иосифа часто общались с неевреями и продолжали благоприятствовать эллинистической традиции. Эта приверженность к греческой культуре хорошо соответствовала их проселевкидской ориентации, поскольку Селевкиды видели в греческом элементе своего царства сильнейшую опору господства перед туземным населением. Таким образом, тяга к власти и устойчивая культурная ориентация слились в одно у Товиадов и их сторонников, и это слияние наложило свою печать на весь ход событий в 70-х и начале 60-х гг. II в. до н. э. в Иудее и Иерусалиме.

4. После этого – о частностях. Чериковер считает, что Ясон, брат Онии, выступил марионеткой Товиадов и в Иерусалиме был основан полис, гражданами которого стали богатые евреи. Как и все сторонники версии полиса Ч. подчеркивает наличие гимнасия и эфебия – неотъемлимых атрибутов, и торжественную встречу Антиоха, формального основателя. Касательно традиционных религиозных обычаев Ч. пишет:
Действительно ли превращение теократии в полис повлекло за собой отмену еврейской религии или, по крайней мере, далеко идущую модификацию культа? Источники дают отрицательный ответ на эти вопросы. Объективным фактом является то, что автор Второй книги Маккавеев, нашедший острые слова обличения Ясона как инициатора реформы и виновника введения языческих обычаев в Иерусалиме, не высказал ни малейшего упрека в его адрес за осквернение еврейской религии, а это ясно показывает, что основания для подобных упреков отсутствовали. Отмена прежнего порядка, основанного на Законе Моисея, не означала автоматической отмены самого Закона.
Реформа провозглашала только одно: теперь в полисе сообщество граждан, организованное как городской демос, стало таким же верховным арбитром и законодателем в религиозных делах, как и во всех других. Демос действительно обладал властью отменить Закон Моисея, однако новый порядок не обязывал поступить таким образом. Введение чужих обычаев, таких как атлетические игры и физические упражнения, были чужды народному духу. Тем не менее. они не носили характера религиозного осквернения в точном смысле слова, поскольку Законы Моисея никогда не запрещали их ясно и недвусмысленно.
Петас действительно являлся головным убором бога Гермеса, но весьма сомнительно, что статуя этого божества или статуя другого греческого бога находилась в здании гимнасия, как это было принято в Греции. Но даже в противном случае такое нарушение заповеди "не делай себе кумира и никакого изображения..." не было все же настоящим язычеством, поскольку статуи находились в гимнасии (т. е. не в месте, освященном местной религиозной традицией) и не имели специального культового значения.
Что же касается самого священного места, то не надо думать о каких-либо изменениях там. Даже греки уважали местных божеств и почитали их жертвами и подношениями, тем более это относится к эллинизированным людям Востока. Эллинизация восточных богов нигде не была причиной изменения местных культовых обычаев. Бог Израиля никогда не был идентифицирован с каким-либо другим божеством и не получил греческого имени. Сообщение о его отождествлении с Зевсом Олимпийским появляется только в связи с гонениями Антиоха. Напротив, сам рассказ, изображающий это как великое и ужасное изменение, представляет собой надежное свидетельство того, что при Ясоне ничего подобного не имело места.

trifon
Ветеран мега-форума
Сообщения: 7190
Зарегистрирован(а): 27 июн 2006, 20:30

Re: Реконструкции Хануки

Сообщение trifon » 07 дек 2013, 12:21

5. O причинах - по Чериковеру, прежде всего политических и экономических - основания полиса Антиохия в Иерусалиме.
Для получения [статуса полиса] должна была быть отменена прежняя конституция, базирующаяся на "законах предков". "Законы предков" на языке селевкидских царей - а евреи при переговорах с ними вынуждены были использовать их понятия, т. е. терминологию селевкидской бюрократии, - включали в себя не только подтверждение Закона Моисея (смысл которого был незнаком царю). Они подразумевали несколько политически очень важных условий, в частности, организацию еврейского народа как этноса.

Превращение Иерусалима в Антиохию означало прежде всего переход еврейского сообщества из одной политической категории в другую: от этноса к полису. Некоторые ученые в удивлении задавались вопросом: почему необходимо было платить деньги греческому царю, и из всех царей Антиоху Эпифану для получения разрешения эллинизировать евреев и для строительства в Иерусалиме места для физических упражнений. Для этого, конечно, не было необходимости во взятках, однако речь шла о другом. Установление греческих институтов было ничем иным, как внешним аспектом превращения этноса в полис и это, будучи увязанным с изменением статуса еврейского народа по отношению к центральной власти в Антиохии, несомненно требовало одобрения правительства.

Привилегии, которые должны были выпасть на долю Иерусалима в результате реформ, являлись многообразными и различными. "Города" занимали особое положение в империи Селевкидов, резко отличавшееся от положения "народов", поскольку города-полисы служили опорой центральной власти в его противостоянии туземному населению. В качестве союзников этой власти они пользовались городским самоуправлением, имели право чеканить бронзовые монеты, что представляло собой очень важное преимущество для развития местной торговли.

Более того, благодаря своей общей эллинской основе, города любого государства и те, которые находились за его пределами, были связаны друг с другом узами дружбы, выражавшейся в участии в общекультурных мероприятиях, таких как атлетические празднества, а также в торговле, развивавшейся как между городами, так и между различными странами. Напротив, этнос представлял собой народ, отличный от других и живший своей традиционной жизнью по "законам предков", вдали от главной дороги мировой культуры и без всякой надежды добиться экономического процветания. Это составляло подлинную сущность лозунга "давайте заключим соглашение с неевреями", который надо понимать - войдем в сообщество эллинских народов в качестве равноправного члена для обладания всеми привилегиями, которые статус греческого полиса предоставлял всем обладающим им.


Эту версию Чериковера, как самую развёрнутую, я возьму за основу, а далее буду приводить отличия и дополнения к ней у других исследователей. Но прежде, чем закончить с её изложением, добавлю его версию происхождения семьи Шимона. Во 2 Мак, 3 сказано, что он происходит из колена Биньямина. Но Шимон был попечителем Храма а его братья Менелай и Алким впоследствии стали первосвященниками, т. е. они должны были быть коэнами. Поэтому, он предлагает читать [священическая] стража Билга, объясняя эту замену интерпретацией позднейшим копиистом слова phyle (гр. племя и стража) и заменой им "Билга" на знакомое колено "Биньямин". Это чтение принято многими.

trifon
Ветеран мега-форума
Сообщения: 7190
Зарегистрирован(а): 27 июн 2006, 20:30

Re: Реконструкции Хануки

Сообщение trifon » 09 дек 2013, 13:33

Бикерман, “Бог Маккавеев”. Эта книга была последней написанной евреем книгой, изданной в нацистской Германии (1937). Сам Б. уже давно жил в Париже. В сети, к сожалению, не найти ни немецкого оригинала, ни перевода на английский. До сих пор эта книга признаётся революционной, в плане трактовки эллинизма среди евреев диаспоры и в самой ЭИ.
По нашей теме. Бикерман считает, что в Иерусалиме была образована некая греческого типа корпорация с центром в гимнасии, которая называла себя “антиохянами”. Подобные корпорации существовали во многих эллинистических полисах и назывались политевмами или демосами. К примеру, евреи Александрии составляли политевму.
В религиозном плане, Б. проводит параллель между эллинистами этого периода и маскилим в Европе Нового времени.


Книга Мартина Хенгеля “Иудаизм и эллинизм: исследования их столкновения в раннеэллинистический период ” заслуживает упоминания как третья базовая (после Бикермана и Чериковера) работа в этой области. Хотя Хенгель не занимается реконструкцией событий 175-164 гг. до н. э., там сказано много нового в общей концепции эллинизм vs. иудаизм.

Efi
Ветеран мега-форума
Сообщения: 74925
Зарегистрирован(а): 20 июл 2003, 02:49
Откуда: Ариэль

Re: Реконструкции Хануки

Сообщение Efi » 09 дек 2013, 16:02

В 1929 - 1933 гг. Элиас Бикерман работал в Берлинском университете преподавателем истории, а в 1933 г. уехал во Францию, где также занимался научной деятельностью и преподаванием. В годы войны Бикерман, как и многие еврейские интеллектуалы, оказался в Америке. В течение многих лет Бикерман преподавал античную историю в Колумбийском университете и в Еврейском Теологическом семинаре. Летом Элиас Бикерман обычно приезжал отдыхать в Израиль, где и умер 31 августа 1981 г.


http://jhist.org/lesson06/bikerman_28.htm

trifon
Ветеран мега-форума
Сообщения: 7190
Зарегистрирован(а): 27 июн 2006, 20:30

Re: Реконструкции Хануки

Сообщение trifon » 11 дек 2013, 13:57

Джон Ма, сегодня крупнейший специалист по Селевкидам с уклоном в их административную практику, так же считает, что в Иерусалиме был основан полис, опираясь на недавно найденную в малой Азии надпись, где пергамский царь Эвмен дарует права полиса общине Ториайона. Сходство с Антиохий в Иерусалиме: местная инициатива, поддержанная царем, и роль гимнасия как центра формирования гражданской общины.
Он объясняет визит Гелиодора в Храм тем, что местные святилища были под прямым контролем селевкидской администрации, финансирующей эти святилища. В пользу этого говорит назначение Олимпиодора ответственным за местные святыни в Келесирии-Финикии (упоминавшаяся стела из Музея Израиля). Подобным образом поступали и персидские цари, которых копировали Селевкиды. Как подтверждение приводится трёхъязычная ахеминидская надпись из Ксанфа (М.Азия).
Что запомнилось из разных статей по поводу полиса Антиохия и гимнасия в Иерусалиме:
- противопоставление иудаизма и эллинизма совершенно вне рамок религии, а только лишь культуры и традиции; упор на “отеческие (или предков) законы и обычаи”, “отеческий почёт” во 2-й Мак.; совсем другой обвинительный пафос автора 2 Мак. в адрес эллинистов по сравнению с пророком Исайей, клеймящим идолопоклонников (немыслимость ассиризма или вавилониозма у Исайи)
- не особо обоснованная (потому и не помню, как именно) попытка представить гимнасий в Иерусалиме как в той или иной степени еврейский вариант гимнасия
Но по общему смыслу этого этапа эллинистической реформы не нашёл никого из исследователей, кто считал бы, что полис (или политевма) с гимнасием были покушением на основы религии. Весь гнев автора 2 Мак. на Ясона связан именно с внедрением чуждых обычаев, при том, что риторика обвинений более чем серьёзная и как раз религиозная: он безбожник [ἀσεβής], нечистый (дословно запятнанный кровью, т. е. טמא [μιαρός]).
Тут, имхо, есть некая перекличка с современным (религиозным) пониманием обычая (מנהג).

Далее будет о политической борьбе уже в лагере эллинистов, и последовавших гонениях Антиоха, совершенно не стыкующихся с эллинистическим политеистическим мультикультурализмом. Как разные исследователи разрешают это противоречие.

trifon
Ветеран мега-форума
Сообщения: 7190
Зарегистрирован(а): 27 июн 2006, 20:30

Re: Реконструкции Хануки

Сообщение trifon » 17 дек 2013, 13:37

Желающие могут обратиться к полному тексту:
http://ecclesiopedia.com/index.php?titl ... B0%D0%BA.4
http://ecclesiopedia.com/index.php?titl ... B0%D0%BA.5
Т. к. там многа букафф, то изложу сколь можно сжато и с учётом академического перевода
(книга здесь: http://books.google.co.il/books?id=BNxQ ... &q&f=false)
Напомню, что именной указатель – в первом посте
[2 Мак 4:23-50]
На третьем году правления Ясона им был отправлен по денежным и иным делам к царю Менелай, брат Шимона. Менелай подольстился к царю, показав себя при этом влиятельным лицом, предложил ещё 300 талантов, и таким образом сам стал первосвященником. Ясон убежал к аммонитянам. Менелай не обеспечил обещанные деньги и был вызван к царю вместе с Состратом, командиром местного гарнизона (они оба отвечали за налоги). Царь был занят в связи с бунтом в Киликии (М. Азия), их принял Андроник, “один из почетных сановников”. Для взятки ему Менелай похитил и продал золотые храмовые сосуды, о чём узнал и сообщил Ония. Подкупленный Менелаем Андроник убивает Онию, укрывшемуся в Дафне близ Антиохии.О чём было донесено вернувшемуся Антиоху. Андроник был позорно казнён.
В Иерусалиме вместо Менелая за главного остался его брат Лисимах. Он совершил “многие святотатства”, в т. ч. также похитил из Храма золотые сосуды. Народ поднялся против Лисимаха, в результате он погиб. Царь судил Менелая и других по этому делу в Тире. Менелай подкупил другого сановника, Птолемея, который говорил за него с царём. В результате казнены были противники Менелая. После этого Менелай стал ещё более тиранствовать.
2] Mак 5:1-21]
Антиох отправился с походом в Египет. Над городом 40 дней видели всадников-копьеносцев в золотых одеждах. Прошли слухи о смерти Антиоха в Египте. Ясон возвращается с войском и захватывает Иерусалим, кроме крепости. Менелай с гарнизоном укрываются в ней. Ясон устраивает резню в городе. Но он “не достигает начальства”, и опять удаляется к аммонитянам, затем в Египет, затем в Спарту, где и умирает “неоплаканным” , не удостоившись “ни погребения, ни отеческого гроба“.
Антиох, полагая, что Иудея от него отстаёт, захватывает город и тоже устраивает резню. “В продолжение трех дней погибло восемьдесят тысяч: сорок тысяч пало от руки убийц, и не меньше убитых было продано.” Антиох грабит Храм. Но так как “Господь на краткое время прогневался за грехи обитающих в городе”, с Антиохом ничего не случилось.
Тут вынужден пока прерваться.

trifon
Ветеран мега-форума
Сообщения: 7190
Зарегистрирован(а): 27 июн 2006, 20:30

Re: Реконструкции Хануки

Сообщение trifon » 23 дек 2013, 14:08

Окончание главы пятой:
Назначенцы Антиоха (2 Мак 5:22-26):
В Иерусалиме – Филипп, “родом Фригиец”
Над самаритянами – Андроника и Менелая
Аполлоний во главе двадцати тысяч учинил резню в одну из Суббот.
[5:27] А Иуда Маккавей, десятый в роде своем, удалился в пустыню и жил со своими приверженцами в горах по подобию зверей, питаясь травами, чтобы не сделаться причастным осквернения.

Главы 6-7 рассказывают собственно о гонениях
http://ecclesiopedia.com/index.php?titl ... B0%D0%BA.7
http://ecclesiopedia.com/index.php?titl ... B0%D0%BA.6
[6:1] Спустя немного времени царь послал некоего Герона (или старца, что означает это имя), афинянина, принуждать Иудеев отступить от законов отеческих и не жить по законам Божиим, [2] а также осквернить храм Иерусалимский и наименовать его храмом Юпитера Олимпийского, а храм в Гаризине, так как обитатели того места пришельцы,- храмом Юпитера Странноприимного. Тяжело и невыносимо было для народа наступившее бедствие.[3]Храм наполнился любодейством и бесчинием от язычников, которые, обращаясь с блудницами, смешивались с женщинами в самых священных притворах и вносили внутрь вещи недозволенные.[4]И жертвенник наполнился непотребными, запрещенными законом вещами.[5]Нельзя было ни хранить субботы, ни соблюдать отеческих праздников, ни даже называться Иудеем. [6]С тяжким принуждением водили их каждый месяц в день рождения царя на идольские жертвы, а на празднике Диониса принуждали Иудеев в плющевых венках идти в торжественном ходе в честь Диониса.[7] По предложению Птолемея вышел декрет, призывавший соседние грческие города так же действовать против Иудеев и заставлять их есть жертвенное мясо,[8]а не соглашавшихся переходить к Еллинским обычаям убивали. Тогда-то можно было видеть настоящее бедствие.

Далее, до конца седьмой главы повествуется о мучениках. Под запретом были: соблюдение Субботы, кашрута, обрезания. Навязывалось участие в жертвоприношениях, подразумевавшее и поедание этого мяса.

Tаково изложение Антиоховых гонений во 2-й Книге Маккавеев.

trifon
Ветеран мега-форума
Сообщения: 7190
Зарегистрирован(а): 27 июн 2006, 20:30

Re: Реконструкции Хануки

Сообщение trifon » 24 дек 2013, 11:42

Изложение 1-й Книги Маккавеев, глава 1
http://ecclesiopedia.com/index.php?titl ... B0%D0%BA.1
(20-40)
По пути из Египта Антиох входит в Иерусалим с сильной армией и грабит Храм. Грабёж сопровождался резнёй. Ещё через два года “начальник податей с большою толпой” коварно захватывает город во время Субботы, грабит, убивает множество народу, разрушает дома и стены, уводит людей в рабство, забирает скот. Тогда же строят крепость в Иерусалиме (т. н. Акра) и оскверняют Храм. Жители города разбегаются.
[41] Царь Антиох написал всему царству своему, чтобы все были одним народом [42] и чтобы каждый оставил свой закон. И согласились все народы по слову царя. [43]И многие из Израиля приняли идолослужение его и принесли жертвы идолам, и осквернили субботу. [44] Царь послал через вестников грамоты в Иерусалим и в города Иудейские, чтобы они следовали узаконениям, чужим для сей земли, [45]и чтобы не допускались всесожжения и жертвоприношения, и возлияние в святилище, чтобы ругались над субботами и праздниками [46] и оскверняли святилище и святых, [47] чтобы строили жертвенники, храмы и капища идольские, и приносили в жертву свиные мяса и скотов нечистых, [48]и оставляли сыновей своих необрезанными, и оскверняли души их всякою нечистотою и мерзостью, [49] для того, чтобы забыли закон и изменили все постановления. [50] А если кто не сделает по слову царя, да будет предан смерти.

(51-60) Антиох навязывает языческие жертвоприношения, устанавливая жертвенники в Храме и по всей стране, запрещает держать дома Тору (найденные свитки сжигаются), запрещает соблюдение Торы под страхом смерти.

====
Этим практически исчерпываются источники по Антиоховым гонениям. Некоторые мелкие дополнения можно получить из не считающегося очень надёжным изложения событий у Иосифа Флавия, и довольно туманной книги пророка Даниэля. Эти источники процитирую, если понадобится в дальнейшем.

trifon
Ветеран мега-форума
Сообщения: 7190
Зарегистрирован(а): 27 июн 2006, 20:30

Re: Реконструкции Хануки

Сообщение trifon » 24 дек 2013, 12:20

Прежде, чем перейти непосредственно к гонениям Антиоха, надо бы уяснить два момента:
1. Сколько раз и когда Антиох посещал Иерусалим (1 и 2 Маккавеев расходятся по этому вопросу)
и
2. Как понимать эпизод с захватом Иерусалима Ясоном? Он сражался с Менелаем, отнявшим у него первосвященство, загнал его в крепость, после чего учинил резню (автор 2 Мак с сочувствием относится к жертвам). Потом Ясон “не достигает начальства” и удаляется. При этом Антиох почему-то считает, что Иудея от него отложилась и захватывает Иерусалим.

trifon
Ветеран мега-форума
Сообщения: 7190
Зарегистрирован(а): 27 июн 2006, 20:30

Re: Реконструкции Хануки

Сообщение trifon » 24 дек 2013, 16:52

Что установлено бесспорно: Антиох дважды ходил в Египет: в 169-м и 168-м годах. На обратном пути из Египта он ограбил Иерусалим . Вопрос, после какого похода? 1 Мак указывает год – 143 Селевкидской эры (это однозначно 170/169), а 2 Мак 5:1 говорит:
Около этого времени Антиох предпринял другой поход в Египет.

После чего сообщается о якобы смерти А., экспедиции Ясона, захвате и разграблении города.
Даниэль11:28-31 говорит о двух походах Антиоха и об осквернении Храма после второго из них:
28 И отправится он [царь Севера=Антиох] в землю свою с великим богатством и враждебным намерением против святаго завета, и он исполнит его, и возвратится в свою землю.
29 В назначенное время опять пойдет он на юг [т. е. на царство Юга=Египет]; но последний поход не такой будет, как прежний,
30 ибо в одно время с ним придут корабли Киттимские; и он упадет духом, и возвратится, и озлобится на святый завет, и исполнит свое намерение, и опять войдет в соглашение с отступниками от святаго завета.
31 И поставлена будет им часть войска, которая осквернит святилище могущества, и прекратит ежедневную жертву, и поставит мерзость запустения.

Традиционно, в случае расхождения между 1-й и 2-й кн. Маккавеев историки (хотя и не все) более склонны доверять 1-й. В таком случае, рассказ 2 Мак относят к 169 г., т. е. после первого похода А. в Египет. При этом некоторые, вслед за Даниэлем считают, что всего было два визита.

Касательно экспедиции Ясона полная неразбериха, в которую внёс свой вклад и Иосиф Флавий: у него Ясон (Иегошуа) - традиционалист, законно заместивший умершего брата по малолетсву наследника - Онии IV, Менелай у Иосифа тоже их брат (так он/его источник, очевидно, решает проблему коэнства?), при этом еврейское имя Менелая - Ония. У Иосифа Менелай, сместив Ясона, устраивает гимнасий и т. д., после чего Ясон атакует Иерусалим.
Очевидно одно - имел место внутригражданский конфликт, в котором видят три (пересекающиеся) оси противостояния:
1) эллинисты vs. традиционалисты
2) про-птолемеевские vs. про-селевкидские симпатии
3) Ониады vs. Тобиады
Ясона как правило делают про-птолемеевским (как его семья) деятелем. Иногда по этой причине ему приписывают перемену взглядов на эллинизм, иногда даже просто отрицают его роль в эллинизации. В этом случае надо частично или полностью отвергнуть сообщения 2 Мак о Ясоне и следовать Иосифу, что нелегко, т. к. два брата Онии - это абсурд. Чериковер предлагает другую версию, которую дам потом.

trifon
Ветеран мега-форума
Сообщения: 7190
Зарегистрирован(а): 27 июн 2006, 20:30

Re: Реконструкции Хануки

Сообщение trifon » 25 дек 2013, 11:16

Понятно, что поскольку оба вопроса (визиты Антиоха в Иерусалим и гражданский конфликт Ясон-Менелай) связаны между собой, то отвечают на них одновременно.
Чериковер следует 1 Мак: в 169-м А. прибыл в Иерусалим. Иерусалим был дружественнен Антиоху, но тот по нехватке средств ограбил Храм. Как сказано у Иосифа, Против Апиона, 2:83:
Впрочем, Антиох разграбил храм без всякого сколько-нибудь благовидного предлога; он пошел на это из-за нехватки денег, хотя и не был нашим врагом. И когда он напал на нас — своих союзников и друзей — ничего достойного осмеяния он там не обнаружил.

Напомню, что согласно Ч., Иерусалим был тогда полисом Антиохия. Ограбление, как и прежде (см. убийство Лисимаха), вызвало недовольство масс. Анти-Селевкидксие настроения в тогдашней ситуации означали про-Птолемеевские. После слухов о смерти А. про-птолемеевский (но при этом эллинист) Ясон захватывает Иерусалим. В 2 Мак 1:8 сказано:
Они [Ясон и “соумышленники его”] сожгли ворота и пролили невинную кровь.

Ч. считает, что сожгли ворота Храма, и что поэтому граждане возмутились против Я., многие были убиты (2 Мак 1:8, 2 Мак 5:6), но в итоге Ясон Был побеждён и бежал. Менелай со товарищи остались запертыми в крепости, а Иерусалим перешёл в руки восставших. Антиох же штурмом взял город, после чего был восстановлен полис Антиохия с Менелаем во главе. После ухода Антиоха, по мнению Ч., восстание вспыхнуло с новой силой, и Менелай опять потерял город. Этим он объясняет экспедицию Аполлония и захват города в Субботу. (Исходя в т. ч. из этого, он так же считает, что восстанием руководило течение хасидеев, о которых позже). После этого захвата начинаются жестокие гонения Антиоха.

trifon
Ветеран мега-форума
Сообщения: 7190
Зарегистрирован(а): 27 июн 2006, 20:30

Re: Реконструкции Хануки

Сообщение trifon » 25 дек 2013, 11:42

Забыл добавить, что умалчивание этих народных волнений (а они у Ч. имеют и классовую окраску) в 1 Кн. Маккавеев он объясняет тем, что это официальная история, призванная зафиксировать руководящую и направляющую роль партии династии. Автор же 2 Мак заинтересован прежде всего Храмом и возвеличением роли Иуды Маккавея.

trifon
Ветеран мега-форума
Сообщения: 7190
Зарегистрирован(а): 27 июн 2006, 20:30

Re: Реконструкции Хануки

Сообщение trifon » 27 янв 2014, 11:02

Далее, собственно об антиоховых гонениях. В сравнении со средневековыми преследованиями евреев на религиозной почве в них вроде нет ничего необычного. Но в языческом мире вообще и в ахеменидской и во многом её перенявшей селевкидской практиках в частности ничего подобного прежде не случалось. Во всех книгах и статьях на эту тему перечисляются существовавшие на момент написания объяснения, поэтому наиболее распространённые из их достаточно легко привести (понятно, что возможны различные сочетания двух и более пунктов):
1) характер и психиатрические отклонения Антиоха;
2) его цивилизаторский пыл;
3) его желание культурно унифицировать своих подданных из чисто практических соображений;
4) (прямой или побочный) результат подавления беспорядков в Иерусалиме во время 2-й египетской экспедиции Антиоха (тут есть несколько более или менее различающихся/взаимодополняемых объяснений)
Как более экзотические гипотезу, можно привести стремление Антиоха (более десяти лет бывшего заложником в Риме) насадить римские, а не греческие порядки (а в предшествующей римской истории есть пример религиозных гонений, не помню, то ли на некоторые культы Диониса, то ли на орфические, то ли на пифагорейцев).
По моему мнению, наилучшим способом для желающих что-то прояснить тут для себя было бы полное цитирование приводимых исследователями источников (в этом случае их немногочисленность обращается во благо) + по необходимости краткое изложение аргументации. Замечу, что антисемитизм Антиоха даже не рассматривается в качестве варианта, что, в общем понятно, учитывая хотя бы только свидетельства 2-й кн. Маккавеев.
Хочется также ещё раз подчеркнуть вклад Бикермана и Чериковера. Если первый постоянно упоминается в качестве новатора, давшего новый импульс, то второй цитируется пореже, при том, что его чёткая (хотя, в общем тривиальная) аргументация, постоянно повторяется. Конечно, она будет вкратце повторена и здесь, но чем слушать перепевы Рабиновича, желающие могут прочесть сами тут.
Чериковер (слева) и Бикерман.
Изображение

trifon
Ветеран мега-форума
Сообщения: 7190
Зарегистрирован(а): 27 июн 2006, 20:30

Re: Реконструкции Хануки

Сообщение trifon » 27 янв 2014, 11:58

1. (Предполагаемый) сумасбродный характер Антиоха.
Главный источник - Полибий, книга 26. Отрывок приведён полностью, отточия – это не сокращения текста, а лакуны: книга дошла только в цитируемых др. авторами отрывках. Рим и соискание должностей упоминаются в контексте юности Антиоха, бывшего там заложником. Остальные отрывки малого стоят, т .к. или пересказывают этот, или указывают в основном на обычную для эллинистических царей мегаломанию.
...Названный Эпифаном и потом за беспутное поведение переименованный в Эпимана [сумасшедшего], Антиох <...> иногда без ведома придворных своих скрывался из дворца и бродил там и сям по городу на виду у всех в сопровождении одного-двух товарищей. Наичаще можно было видеть его у серебряных и золотых дел мастеров, как он болтал с резчиками и иными рабочими и расспрашивал их об их мастерстве. Потом он заводил знакомства и разговоры с первым встречным из простонародья и бражничал с беднейшими из чужеземцев. Если, бывало, прослышит, что где-нибудь собрались молодые люди на пирушку, он без всякого предупреждения является к ним в шумном сообществе, с чашей в руке и с музыкой; собравшиеся в смущении от такой неожиданности поднимались с мест и убегали. Тоже нередко случалось, что он снимал с себя царское одеяние и в тоге соискателя на должность эдила или народного трибуна обходил рынок, пожимал руки одним, обнимал других, убеждая подавать голоса за него. По избрании на должность он, согласно обычаю римлян, садился в кресло из слоновой кости, выслушивал споры, какие происходили на рынке, и решал дела с большим вниманием и усердием. Такого рода действиями царь приводил людей рассудительных в большое недоумение: одни видели в нем человека простодушного, другие безумца, ибо таков он был и в подарках: одним дарил козьи игральные косточки, другим финики, третьим золото. Кроме того, при случайных встречах с людьми, которых раньше никогда не видел, он неожиданно предлагал подарки. Однако в жертвенных приношениях городам или в способах чествования богов он превосходил всех царей. В этом можно убедиться по святилищу Зевса Олимпийского в Афинах или по изображениям у делийского жертвенника. Антиох ходил мыться в народные бани, когда они бывали переполнены простонародьем, и велел вносить за собой кувшины с драгоценнейшими маслами.
Однажды в бане кто-то сказал ему: «Хорошо вам, цари, что вы умащаете себя такими ароматными маслами». Ни слова не сказал на это Антиох; только на другой день подошел к тому месту, где мылся человек, обратившийся с такими словами, и велел вылить ему на голову наибольший кувшин превосходнейшего масла, называющегося стактою. Все купальщики при виде этого кинулись туда же, чтобы натереть себя маслом, но среди смеха падали на скользком полу. Скользил и смеялся и сам царь

Контраргументация очень проста и состоит главным образом в том, что правление Антиоха было весьма осмысленным проявлением хищнической царской идеологии, типичной Realpolitik в условиях упадка селевкидской державы и гегемонии Рима. Его постоянные взаимоотношения с еврейскими приверженцами (бывшими в массе своей священниками, что понятно, т . к. они составляли аристократию) и жестокая реакция на убийство Онии III (унизительная казнь весьма высокопоставленного сановника) свидетельствуют о том, что у него не было никакого “бзика” ни по отношению к евреям, ни по отношению к иудаизму.

trifon
Ветеран мега-форума
Сообщения: 7190
Зарегистрирован(а): 27 июн 2006, 20:30

Re: Реконструкции Хануки

Сообщение trifon » 27 янв 2014, 14:38

2. Антиох – воинствующий эллинизатор и цивилизатор.
Антиох несомненно был большим эллинофилом:
Полибий, 29:24.13:
Ибо разница между двумя царствами [Египтом Птолемея и Сирией Антиоха] при сличении получилась огромная: вообще редки были проявления дружбы со стороны [царства]Антиоха к эллинам, в прежнее конечно время, ибо щедрость последнего царя [Антиоха Эпифана] была хорошо известна эллинам

Ливий, 41:20.5-10:
Однако в двух важных и достойнейших делах дух его[Антиоха] был поистине царственным — в дарах городам и в почитании богов. (6) Мегалополитанцам в Аркадии он пообещал окружить их город стеной и на большую ее часть дал денег; в Тегее решил построить великолепный мраморный театр; (7) в Кизике в пританее — общественном здании, где на государственный счет кормятся удостоенные такой чести, — он обставил один стол золотой посудой; родосцам он подарил не диво какое-нибудь, а самые разные вещи, в которых они нуждались. (8) О его щедрости к богам свидетельствует храм Юпитера Олимпийского в Афинах, хоть и недостроенный, но единственный на земле достойный этого бога; (9) и Делос он разукрасил замечательными алтарями и множеством изваяний, и в Антиохии возвел великолепный храм Юпитера Капитолийского, не только с наборным вызолоченным потолком, но и стенами, сплошь обитыми золоченым листом. Он обещал и другое многое во многих местах и не завершил только по краткости царствования. (10) Также и пышностью зрелищ всякого рода он превзошел всех прежних царей; иные устраивались по местным обычаям и со множеством греческих искусников


Внутри своей империи он также поддерживал существующие полисы и основывал новые. Например, им был основан полис в Вавилоне (очевидно, сходно с иерусалимской схемой), о чём упоминается в клинописных вавилонских хрониках. Сохранился так же фрагмент греческой надписи из этого полиса, где Антиох назван основателем и благодетелем (т. е. туда он тоже нечто жертвовал и/или давал некие льготы).

Кратко контраргументация: эллинизация заключалась в основании полисов в восточных городах безо всякого касательства к религии. Контрпримеры: в период правления А. храмы в Вавилоне и Уруке нормально функционировали и не были обращены в храмы греческих божеств.

trifon
Ветеран мега-форума
Сообщения: 7190
Зарегистрирован(а): 27 июн 2006, 20:30

Re: Реконструкции Хануки

Сообщение trifon » 29 янв 2014, 14:15

3. Попытка унификации
1 Мак. 1.41
Царь Антиох написал всему царству своему, чтобы все были одним народом, и чтобы каждый оставил свой закон. И согласились все народы по слову царя.
“Народ” здесь - laos, слово, имеющее оттенок связи по общему названию, не в политическом смысле (demos для греков = граждан полисов, ethnos для остальных) или по происхождению (ethnos). Хотя мы знаем, что оригинал книги был на иврите.
Поскольку Тора - в т. ч. и закон, то понятен и смысл преследований – нарушение второй части приказания царя.
Проблематичность состоит прежде всего в свидетельствах нормальной жизни народов и храмов на пространстве империи Селевкидов в тот период. Кроме того, совершенно непонятно, какими законами должны были быть заменены прежние, исконные.
Как вариант унификации, предлагается навязывание Антиохом собственного культа в качестве Зевса Олимпийского. Антиох был большим поклонником этого божества, как видно из цитируемого выше Ливия (помощь Афинам в украшении храма З. О.), из 2-й книги Маккавеев (учреждение храма З. О. вместо иудейского Храма в Иерусалиме) и его монет (З. О. на реверсах, наряду с традиционными Аполлоном и слоновьей головой). Есть ещё несколько храмов З. О. в М. Азии, не обязательно впрочем, они были заложены Антиохом. Специалисты-сторонники этой версии находят черты царя в облике Зевса на монетах Антиоха. Некий намёк на подобную реформу в стиле Эхнатона видят в кн. Даниила, 11:36-38
И будет поступать царь тот [северный, т. е. сирийский] по своему произволу, и вознесется и возвеличится выше всякого божества, и о Боге богов станет говорить хульное и будет иметь успех, доколе не совершится гнев: ибо, что предопределено, то исполнится. И о богах отцов своих он не помыслит, и ни желания жен, ни даже божества никакого не уважит; ибо возвеличит себя выше всех.
Но богу крепостей на месте его будет он воздавать честь, и этого бога, которого не знали отцы его, он будет чествовать золотом и серебром, и дорогими камнями, и разными драгоценностями


Противники гипотезы утверждают, что нет никаких других данных о подобных языческо-монотеистических устремлениях Антиоха, что никакой философской и т. п. почвы для них ещё не было + всё то же свидетельство нормального функционирования других храмов.


Вернуться в «История и философия»




  Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 9 гостей