Иаков и Израиль - одно и то же лицо?

Еврейская и мировая история. Вопросы философии.
Аватара пользователя
Борис Бердичевский
Ветеран интернета
Сообщения: 29353
Зарегистрирован(а): 17 ноя 2001, 02:00
Откуда: Израиль, Беэр-Шева, которой ~3700 лет
Контактная информация:

Re: Иаков и Израиль - одно и то же лицо?

Сообщение Борис Бердичевский » 23 ноя 2013, 19:36

С возвращением, Аналемма-Вебмедик! :sm1:
Меня зовут Барух Борис. Ани маамин бэ эмуна шлема...
Про «палестинцев»: «Они ревность Мою вызывали небогом... Я в них ревность вызову ненародом»
Мы -- здесь, они -- там! Мы здесь, в Израиле, они там, в арабских странах! | http://www.borisba.com

trifon
Ветеран мега-форума
Сообщения: 7190
Зарегистрирован(а): 27 июн 2006, 20:30

Re: Иаков и Израиль - одно и то же лицо?

Сообщение trifon » 23 ноя 2013, 21:05

Крупин,
ваши тексты вроде написаны одним человекоми за несколько дней. однако неувязок полным-полно. так что вам как-то не к лицу к Торе в этом плане предъявлять претензии :37:

Крупин
Участник форума
Сообщения: 103
Зарегистрирован(а): 24 окт 2013, 06:53

Re: Иаков и Израиль - одно и то же лицо?

Сообщение Крупин » 24 ноя 2013, 18:52

Гипотетически историческая подоплёка могла быть такой: гиксосское племя Иаков, отступившее в Ханаан под натиском египтян, подчинило земледельческий союз Израиль, обложив его данью, сделавшись сословием господ и введя обряд обрезания, приобретённый в Египте. Но пришельцы быстро ассимилировались с местным населением, поскольку были меньшинством к тому же исповедующим такую же западносемитскую религию. Но след этих событий сохранился в устных сказаниях.
Позже египтяне вторглись уже и в Ханаан, подчинив "гибридный" Израиль. Освобождение отегипетского ига принесло вторжение народов моря (хотя набеги египтян продолжались и позже). Таким образом, до плена было известно об изгнании из Египта некоторой части израильтян, египетском рабстве (хотя не в самом Египте, а в своём Ханаане) и освобождении.
В период плена в связи с утратой письменных источников и отрыва от исторической родины исторические воспоминания исказились, идеи переплелись. Рабство стало восприниматься не у себя в Ханаане, а на чужбине - в Египте (это было созвучно вавилонским пленникам), а освобождением от рабства стал не уход египтян из Палестины, а наоборот, бегство израильтян (с иаковитами) из Египта. Поначалу попробовали так и описывать события, но обнаружилось, что такое излишество чересчур обременительно - всё равно народы настолько слились и перемешались, что выделение иаковитов потеряло смысл. И на довольно продвинутой стадии повествования произвели усекновение племени иаков, слив Иакова с Израилем в один персонаж.

harishon
Ветеран мега-форума
Сообщения: 7488
Зарегистрирован(а): 27 окт 2007, 01:28
Откуда: Land of Fruits and Nuts, New Venezuela

Re: Иаков и Израиль - одно и то же лицо?

Сообщение harishon » 24 ноя 2013, 23:20

Крупин писал(а):Слабак какой-то, ничем непримечательный, физически совсем не богатырь (слепой отец наощупь не отличил его от Исава, хотя козью шкуру приложил.


не совсем ясно, охотник, человек поля Эйсав тоже слабак?
״אז אידן מאכן ניט ביי זיך קיין ״קידוש״, (קדושים תהיו) דאן מאכן איבער זיי די גויים ,הבדלה״
ר׳ חיים וואלאזשינער ז״ל
"Когда евреи не делают себя "Киддуш"(святыми будьте), то гои переделывают их в "hавдалу""
Р. Хаим Воложинер

harishon
Ветеран мега-форума
Сообщения: 7488
Зарегистрирован(а): 27 окт 2007, 01:28
Откуда: Land of Fruits and Nuts, New Venezuela

Re: Иаков и Израиль - одно и то же лицо?

Сообщение harishon » 24 ноя 2013, 23:26

Крупин писал(а):как прекрасны шатры твои Иаков, жилища твои Израиль» говорит, что Иаков был вождём кочевников, а Израиль – вождём оседлого народа и они были союзниками.


т.е. шатры это не жилища? в оригинале "ма тову оhалеха Яаков, мишкенатеха Йисраель"
мишкан- жилище, так же называли переносной храм- шатер Откровения.

https://www.google.com/search?q=%D0%BC% ... 66&bih=600

для тролля вы слабоваты. вам надо бы подучится малеха.
״אז אידן מאכן ניט ביי זיך קיין ״קידוש״, (קדושים תהיו) דאן מאכן איבער זיי די גויים ,הבדלה״
ר׳ חיים וואלאזשינער ז״ל
"Когда евреи не делают себя "Киддуш"(святыми будьте), то гои переделывают их в "hавдалу""
Р. Хаим Воложинер

harishon
Ветеран мега-форума
Сообщения: 7488
Зарегистрирован(а): 27 окт 2007, 01:28
Откуда: Land of Fruits and Nuts, New Venezuela

Re: Иаков и Израиль - одно и то же лицо?

Сообщение harishon » 24 ноя 2013, 23:27

Мрако Бес писал(а): самый любимый Иосиф от Ривки


Рохел :low:
״אז אידן מאכן ניט ביי זיך קיין ״קידוש״, (קדושים תהיו) דאן מאכן איבער זיי די גויים ,הבדלה״
ר׳ חיים וואלאזשינער ז״ל
"Когда евреи не делают себя "Киддуш"(святыми будьте), то гои переделывают их в "hавдалу""
Р. Хаим Воложинер

Мрако Бес
Замшелый консерватор
Замшелый консерватор
Сообщения: 73234
Зарегистрирован(а): 26 ноя 2001, 02:00
Откуда: Сад расходящихся Петек

Re: Иаков и Израиль - одно и то же лицо?

Сообщение Мрако Бес » 26 ноя 2013, 21:00

сказывается моё незнание иврита :(
It's Yuuuuge

https://www.youtube.com/watch?v=EEA33bAXyNM


Путь Самурая — это смерть.

Аватара пользователя
Efi
Ветеран мега-форума
Сообщения: 74925
Зарегистрирован(а): 20 июл 2003, 02:49
Откуда: Ариэль

Re: Иаков и Израиль - одно и то же лицо?

Сообщение Efi » 27 ноя 2013, 00:39

Борис Бердичевский писал(а):Перечитал. Развелось "комментаторов" Торы, от "выводов" которых уши вянут. Только человек, далёкий от умения думать головой, может воспринять эти глупости как истину. :sm1: :37:

:27: думать головой... а чем еще можно думать?

Мрако Бес
Замшелый консерватор
Замшелый консерватор
Сообщения: 73234
Зарегистрирован(а): 26 ноя 2001, 02:00
Откуда: Сад расходящихся Петек

Re: Иаков и Израиль - одно и то же лицо?

Сообщение Мрако Бес » 27 ноя 2013, 04:02

Efi писал(а): думать головой... а чем еще можно думать?



молчу,молчу,молчу
It's Yuuuuge

https://www.youtube.com/watch?v=EEA33bAXyNM


Путь Самурая — это смерть.

Крупин
Участник форума
Сообщения: 103
Зарегистрирован(а): 24 окт 2013, 06:53

Re: Иаков и Израиль - одно и то же лицо?

Сообщение Крупин » 07 дек 2013, 21:31

Написал статейку по вопросу определения времени написания "исторических" книг Библии. Имеет отношение к теме:

http://www.proza.ru/2013/12/07/2102

Аватара пользователя
Efi
Ветеран мега-форума
Сообщения: 74925
Зарегистрирован(а): 20 июл 2003, 02:49
Откуда: Ариэль

Re: Иаков и Израиль - одно и то же лицо?

Сообщение Efi » 08 дек 2013, 11:32

63. И принес Соломон в мирную жертву, которую принес он Господу, двадцать две тысячи крупного скота и сто двадцать тысяч мелкого скота. Так освятили храм Господу царь и все сыны Израилевы.
И в самом деле, разве мог автор исходного текста про строительство храма расписать его как величайшее чудо мировой архитектуры, облицованное золотом как изнутри, так и снаружи, если современники видели храм воочию собственными глазами. А вот после разрушения храма Навуходоноссором можно было уже сочинять всяческие небылицы.
Всё вышеизложенное разрешает противоречивость "молитвы" царя Давида из 7 главы Второй книги царств. Вот стих 23:
Вторая книга царств, глава 7:23. И кто подобен народу Твоему, Израилю, единственному народу на земле, для которого приходил Бог, чтобы приобрести его Себе в народ и прославить Свое имя и совершить великое и страшное пред народом Твоим, который Ты приобрел Себе от Египтян, изгнав народы и богов их?
Из этого стиха, вроде бы, следует, что Давид (вернее автор 7-го дорождественского века, писавший судебно-царские книги) ничего не знает об Исходе из Египта, Моисее и патриархах, поскольку связывает начало божьего покровительства над еврейским народом вовсе не с гипотетическим Исходом из Египта, а напротив, с реальным уходом египтян из Палестины, происшедшем века за полтора до давидова правления вследствие нашествия народов моря. Однако, следующие стихив начале той же 7 главы как будто бы показывают обратное - отличное знакомство Давида (вернее, опять же, автора) с традиционной историей Исхода:
Вторая книга царств, глава 7:
5. пойди, скажи рабу Моему Давиду: так говорит Господь: ты ли построишь Мне дом для Моего обитания,
6. когда Я не жил в доме с того времени, как вывел сынов Израилевых из Египта, и до сего дня, но переходил в шатре и в скинии?
7. Где Я ни ходил со всеми сынами Израиля, говорил ли Я хотя слово какому-либо из колен, которому Я назначил пасти народ Мой Израиля: "почему не построите Мне кедрового дома"?
Однако, присутствие в этой цитате "сынов Израилевых" предательски выдаёт руку позднего редактора. Так что на самом деле вплоть до самого плена у евреев и в самом деле не было никаких легенд об Исходе, моисее и патриархов - всё это более позднее сочинение пленного и послепленного периода.
Все, неоднократно встречающиеся в книгах судей-царей Исходы, Моисеи и патриархи - поздние вставки, которые выявляются либо наличием рядом с ними "сынов Израиля", либо смысловым контекстом, либо однообразной штампованностью. Например, часто встречается замызганное клише "бог Авраама, Исаака, Иакова", которое поздние фальсификаторы навставляли в текст, чтобы создать иллюзию знакомства допленных евреев с Моисеем, Авраамом, Исааком и Иаковом-Израилем. На самом деле все эти персонажи - литературные герои, не имеющие реальных прототипов.
Всё вроде бы получилось гладко и складно. Но имеется один, казалось бы, убийственный аргумент, в мгновение ока разрушающий авторские умозаключения - Книга Закона Моисеева, "найденная" в соломоновом храме в 621 г. до н.э. в царствование Иосии. Сама по себе эта книга, конечно, жреческий подлог, но ведь она свидетельствует о допленной известности Моисея.
Это, казалось бы, безвыходное противоречие разрешается, тем не менее, весьма просто. Книга, "найденная" при Иосии была не законом Моисея, а законом царя Давида (несохранившемся). Ведь тогда в допленную эру Давид был необычайно авторитетен, поскольку его династия (на момент Иосии) правила в Иерусалиме уже 4 столетия - фантастически невероятный срок для тех бурных времён. Современникам Иосии столь длительный династический период казался вмешательством покровительствующего династии могучего Бога, заключившего с царём-основателем вечный завет. Этим обстоятельством и воспользовались жрецы соломонова храма, сочинившие "Давидов" закон.
Но всего через три десятилетия после "находки" Иерусалим и Храм были разрушены халдеями, уведшими евреев в Вавилонский плен и последний давидид умер на чужбине. Миф о вечном завете, а с ним и авторитет царя Давида оказались сильно дискредитированы, зато на сцену вышел "оживший" в народном сознании сказочный Моисей. За десятилетия или даже столетия жрецы плавно перетянули закон с давида на Моисея, сочинив сначала параллельный моисеев закон - книгу Второзаконие, одни статьи которого совершенно не противоречили закону Давида, а другие дополняли его. Некоторое время оба закона сосуществовали , но о давидовом законе поминали всё реже и реже, а потом и вовсе "утеряли" за ненадобностью, а закон, найденный в Храме приписали Моисею.
И наконец, откуда взялся термин "сыны Израиля"? На каком-то этапе создания Пятикнижия в нём появился персонаж Израиль - отец родоначальников двенадцати израильских колен (племён). Через некоторое время сынами этого патриарха Израиля (Иакова) стали именовать всех его гипотетических потомков, а не только непосредственно сыновей. Скорее всего это произошло уже после возвращения из евреев на родину из семидесятилетнего вавилонского пленения.

Аватара пользователя
Efi
Ветеран мега-форума
Сообщения: 74925
Зарегистрирован(а): 20 июл 2003, 02:49
Откуда: Ариэль

Re: Иаков и Израиль - одно и то же лицо?

Сообщение Efi » 08 дек 2013, 11:38

Так что на самом деле вплоть до самого плена у евреев и в самом деле не было никаких легенд об Исходе, моисее и патриархов - всё это более позднее сочинение пленного и послепленного периода.
Все, неоднократно встречающиеся в книгах судей-царей Исходы, Моисеи и патриархи - поздние вставки, которые выявляются либо наличием рядом с ними "сынов Израиля", либо смысловым контекстом, либо однообразной штампованностью. Например, часто встречается замызганное клише "бог Авраама, Исаака, Иакова", которое поздние фальсификаторы навставляли в текст, чтобы создать иллюзию знакомства допленных евреев с Моисеем, Авраамом, Исааком и Иаковом-Израилем. На самом деле все эти персонажи - литературные герои, не имеющие реальных прототипов.
Всё вроде бы получилось гладко и складно.

Аватара пользователя
Efi
Ветеран мега-форума
Сообщения: 74925
Зарегистрирован(а): 20 июл 2003, 02:49
Откуда: Ариэль

Re: Иаков и Израиль - одно и то же лицо?

Сообщение Efi » 08 дек 2013, 11:38

Например, часто встречается замызганное клише "бог Авраама, Исаака, Иакова", которое поздние фальсификаторы навставляли в текст, чтобы создать иллюзию знакомства допленных евреев с Моисеем, Авраамом, Исааком и Иаковом-Израилем. На самом деле все эти персонажи - литературные герои, не имеющие реальных прототипов.

Аватара пользователя
Efi
Ветеран мега-форума
Сообщения: 74925
Зарегистрирован(а): 20 июл 2003, 02:49
Откуда: Ариэль

Re: Иаков и Израиль - одно и то же лицо?

Сообщение Efi » 08 дек 2013, 11:48

Всё это интересно, но кто-то (кроме религиозных людей) разве спорит с тем , что
все эти персонажи - литературные герои, не имеющие реальных прототипов.

С точки зрения науки о Библии на этом форуме было показано (например, Игалем), что Тора была собрана из разных источников и написана в предпленный, пленный и послепленный период истории евреев, то есть через полтысячи лет после событий. Это уже заметно с текста самых первых глав Торы, где фразы могут выдавать знакомство с арамейским языком Вавилонии или обрываться посередине, вроде арамейского "тмутун" (умрете, вместо тамуту), или "и сказал Каин Авелю..." и не дописано, что именно сказал. Тем не менее, это величайшее литературное произведение на языке иврит, которое легло в основу всей дальнейшей ивритской словесности, и переведено на все языки мира и, естественно, что в переводах всё более-менее сглажено. А религиозники только сердятся на ученых, ведь им вера в сверхестественное не позволяет сомневаться ни в чем том, что по их мнению, якобы, с Неба спущено в готовом виде.

Крупин
Участник форума
Сообщения: 103
Зарегистрирован(а): 24 окт 2013, 06:53

Re: Иаков и Израиль - одно и то же лицо?

Сообщение Крупин » 08 дек 2013, 14:29

Efi писал(а):Всё это интересно, но кто-то (кроме религиозных людей) разве спорит с тем , что
все эти персонажи - литературные герои, не имеющие реальных прототипов.

С точки зрения науки о Библии на этом форуме было показано (например, Игалем), что Тора была собрана из разных источников и написана в предпленный, пленный и послепленный период истории евреев, то есть через полтысячи лет после событий. Это уже заметно с текста самых первых глав Торы, где фразы могут выдавать знакомство с арамейским языком Вавилонии или обрываться посередине, вроде арамейского "тмутун" (умрете, вместо тамуту), или "и сказал Каин Авелю..." и не дописано, что именно сказал. Тем не менее, это величайшее литературное произведение на языке иврит, которое легло в основу всей дальнейшей ивритской словесности, и переведено на все языки мира и, естественно, что в переводах всё более-менее сглажено. А религиозники только сердятся на ученых, ведь им вера в сверхестественное не позволяет сомневаться ни в чем том, что по их мнению, якобы, с Неба спущено в готовом виде.

Моё мнение о том, с чего началась Тора, изложено в темах (другого форума):
http://forum.israelinfo.ru/viewtopic.php?f=73&t=49791
http://forum.israelinfo.ru/viewtopic.php?f=73&t=51313
(Skeptic)
А также http://vk.com/wall-3073135_58306?offset=160
где я писал с аккаунта сына - Савелия (я Сергей)
По поводу Торы - моё сообщение от 7 ноя в 17:51

Аватара пользователя
Efi
Ветеран мега-форума
Сообщения: 74925
Зарегистрирован(а): 20 июл 2003, 02:49
Откуда: Ариэль

Re: Иаков и Израиль - одно и то же лицо?

Сообщение Efi » 09 дек 2013, 03:36

Крупин писал(а):Гипотетически историческая подоплёка могла быть такой: гиксосское племя Иаков, отступившее в Ханаан под натиском египтян, подчинило земледельческий союз Израиль, обложив его данью, сделавшись сословием господ и введя обряд обрезания, приобретённый в Египте. Но пришельцы быстро ассимилировались с местным населением, поскольку были меньшинством к тому же исповедующим такую же западносемитскую религию. Но след этих событий сохранился в устных сказаниях.
Мне понравилось как один из вариантов. Гиксосы в Египте точно были, а происходили из Передней Азии, и значит, говорили на аморейском языке, предшественнике иврита, что подтверждают многочисленные артефакты из раскопок древних городов, таких как Угарит. И след сохранила Библия. Обряд обрезания, действительно, был приобретён в Египте.

Крупин
Участник форума
Сообщения: 103
Зарегистрирован(а): 24 окт 2013, 06:53

Re: Иаков и Израиль - одно и то же лицо?

Сообщение Крупин » 09 дек 2013, 06:59

В истории с Иаковым-Израилем очень много противоречий. Например, со вторым сном Иосифа про поклонение ему Солнца, Луны и одиннадцати звёзд. Отец, узнав про этот сон говорит:
Бытие 37:10 И он рассказал отцу своему и братьям своим; и побранил его отец его и сказал ему: что это за сон, который ты видел? неужели я и твоя мать, и твои братья придем поклониться тебе до земли?

Но уже к этому моменту мать Иосифа - Рахиль была мертва (умерла при родах Вениамина). Может быть в исходном варианте поклониться должны были отец - Иаков, дядя - Израиль и двоюродные братья - сыновья Израиля?
К тому же, если остальные братья вначале были лишь двоюродными, это делало их грех в отношении Иосифа не столь мерзостным. А в итоге получилось, что они имели намерение повторить преступление проклятого Каина, убившего родного брата.

Крупин
Участник форума
Сообщения: 103
Зарегистрирован(а): 24 окт 2013, 06:53

Re: Иаков и Израиль - одно и то же лицо?

Сообщение Крупин » 09 дек 2013, 07:22

Очень запутанная история со смертью Иакова-Израиля. Он как бы умирает трижды. Сначала, в конце главы 47 книги бытие:
Бытие 47:
29 И пришло время Израилю умереть, и призвал он сына своего Иосифа и сказал ему: если я нашел благоволение в очах твоих, положи руку твою под стегно мое и клянись, что ты окажешь мне милость и правду, не похоронишь меня в Египте,
30 дабы мне лечь с отцами моими; вынесешь меня из Египта и похоронишь меня в их гробнице. Иосиф сказал: сделаю по слову твоему.
31 И сказал: клянись мне. И клялся ему. И поклонился Израиль на возглавие постели.

Нелепо здесь то, что отец спрашивает сына, нашёл ли он благоволение в сыновьих очах и просит его поклясться на половых органах, будто тот чужой (так Авраам, например, приказывал поклясться рабу). Как отец он должен был просто указать сыну и это имело силу военного приказа.
Далее тут же в начале следующей 48 главы говорится:
Бытие 48:
1 После того Иосифу сказали: вот, отец твой болен. И он взял с собою двух сынов своих, Манассию и Ефрема [и пошел к Иакову].
2 Иакова известили и сказали: вот, сын твой Иосиф идет к тебе. Израиль собрал силы свои и сел на постели.

Только что Иосиф прощался с умирающим отцом, а тут ему говорят, что отец пока только болен.
Далее, отец "отбирает" у Иосифа двух его сыновей: Ефрема и Манассию и благословляет младшего Ефрема правой рукой, а старшего - Манассию - левой, не считаясь с желанием Иосифа. И наконец, благословляет самого Иосифа.
21 И сказал Израиль Иосифу: вот, я умираю; и Бог будет с вами и возвратит вас в землю отцов ваших;
22 я даю тебе, преимущественно пред братьями твоими, один участок, который я взял из рук Аморреев мечом моим и луком моим.

Однако, несуразица этих двух смертей легко объяснима, если в первом случае умирает дядя - Израиль, а во втором - отец, Иаков. Поклясться на члене попросил не отец, а дядя, который как бы был немножко виновен, что его сыновья продали Иосифа в рабство. Отец же - Иаков не выспрашивал никакого согласия - делал что хотел.
Наконец, в следующей 49-й главе Иаков-Израиль ещё раз собирает всех сыновей и благословляет их:
1 И призвал Иаков сыновей своих и сказал: соберитесь, и я возвещу вам, что будет с вами в грядущие дни;
2 сойдитесь и послушайте, сыны Иакова, послушайте Израиля, отца вашего.

На самом деле первоначально это Израиль собрал своих (родных) сынов (без Иосифа, с которым он простился отдельно). В конечном же варианте в этом прощании присутствует и Иосиф.

Pif
Участник со стажем
Сообщения: 644
Зарегистрирован(а): 16 авг 2004, 19:21

Re: Иаков и Израиль - одно и то же лицо?

Сообщение Pif » 09 дек 2013, 08:39

Крупин,
Вы слишком увлеклись анализом текста. Не забывайте, что есть еще и синтез. Вы разобрали книгу на "поленья" и за этими "деревьями" не видите "леса". Попробуйте понять, что стиль древней литературы сильно отличается от современного изложения, и взглянуть на эту книгу как на цельное произведение. А то ведь можно доказать, что и "Войну и мир" составили из нескольких разных источников (причем разноязычных!): один источник "княжеский", другой "андреевский", третий - "болконский", а четвертый - "французский": ведь одного из главных героев там называют то "князь Андрей", то просто "Андрей", а то "Болконский". Ну, и понятно, что один из редакторов был выходцем из Франции - вот и прилепил текст на родном языке (что, кстати, доказывает происхождение русских от древних франков, разве не так? ;) ).
"Tорат Моше" - пособие по изучению письменной Tоры
http://rmbm.brinkster.net/tanakh/toratmoshe.aspx

Odnako
Демагог и мракобес
Сообщения: 4501
Зарегистрирован(а): 27 авг 2003, 03:22
Откуда: из Касриловки, но сейчас в Тель-Авиве

Re: Иаков и Израиль - одно и то же лицо?

Сообщение Odnako » 16 дек 2013, 03:27

Странно, чтобы за три страницы не заметить пустобреха-провокатора? :13:
Ведь дело же не в неточностях и сбивчивости его утверждений...
Почитайте внимательно - к чему ведёт этот провокатор.


Вернуться в «История и философия»




  Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 41 гость