Упомянем некоторые из достижений «науки лопаты» на древней священной земле Ханаанейской. Так, в 1902 году англичанин Макалистер принялся за раскопки холма Телль-Джезер и в течение семи лет искал в нем ветхозаветный Гезер, город, следы которого не сохранились нигде. В Гезере было обнаружено несколько культурных слоев, начиная от времен каменного века и до начала нашей эры. Только в пятом слое появляются предметы из бронзы (например, бронзовая змея); изделия из железа обнаружены в третьем слое.
Раскопки Мегиддо (Телль-эль-Мутуселим), расположенного близ военной и караванной дороги из Сирии в Египет, начатые в 1903 году немецким инженером-топографом Г. Шумахером и продолженные с 1923 года учеными Чикагского университета, выявили двадцать расположенных друг над другом культурных слоев, восходящих к самым ранним периодам истории человечества. На земле Мегиддо возникали, расцветали и погибали целые города. Самые древние поселения в Мегиддо достигли своего расцвета в эпоху энеолита. В слое Х1Х (первая фаза раннего бронзового века) был открыт храм, состоящий из двух «широких комнат» с пьедесталами для статуй божества (напротив входа). Огромный двор вымощен плоскими камнями, на которых выгравированы изображения различных животных и человека, играющего на лире. План этого храмового комплекса подобен плану энеолитического храма в Эн Геди, что документирует связь (преемственность) религиозных традиций обоих исторических периодов
В 1926-1927 годах патер Андреас Мадер, директор Восточного института Германского общества в Иерусалиме, провел пробные раскопки у Хеврона.
В 1907 году Эрнст Зеллин, вместе с группой немецких и австрийских археологов и архитекторов, приступил к раскопкам развалин Иерихона у Телль эс-Султана на правобережье Иордана. Далее его изучение проводили английские археологи – в 1930-1936 годах Д.Гарстанг впервые достиг древнейших слоев телля. Самые же результативные исследования, превратившие Иерихон в одно из значительнейших археологических открытий ХХ века, были проведены в 1952-1958 годах Кэтлин Кеньон.
Исследования Олбрайта (четыре сезона) выявили поселение Бет-Эль (ныне арабское селение Бейтин, к северу от Иерусалима), существовавшее с четвертого тыс. до н.э., с храмом конца третьего тыс. до н.э., в котором обнаружены следы жертвоприношений и цилиндры с изображениями ханаанейских божеств Ваала и Астарты (древнесемитическое божество).
Американские археологи раскопали (с 1953 года) поселение Дотан (ныне Тель-ль-Дотан) близ Самарии, просуществовавшее от эпохи ранней бронзы и до эллинистического периода.
Археологические изыскания 1962-1963 гг. позволили найти ханаанскую крепость, город Арад (современный Телль-Арад). Поселение, охватывавшее площадь в 1 га, относится к раннеханаанейскому периоду (3000-2700 гг. до н.э.). Население города, как это видно по остаткам пшеницы, найденным в руинах зданий, занималось земледелием.
В марте 1928 года плуг сирийского крестьянина наткнулся на каменную плиту, оказавшуюся сводом гробницы. На следующий год французская служба древностей направила туда археологическую экспедицию под руководством Клода Шеффера. Раскопки холма Рас-эш-Шамра, под которым обнаружили город Угарит, продолжались непрерывно с 1920 по 1939 год; были возобновлены в 1948 году по окончании II мировой войны и продолжаются в настоящее время.
Ханаан
Ханаан
http://lah.ru/konspekt/back/hanaan.htm
Re: Ханаан
Раскопали табличку на угаритском:
"Вари козленка в молоке..."
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/h ... %D7%91.JPG
"Вари козленка в молоке..."
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/h ... %D7%91.JPG
Re: Ханаан
Эль (ʾĒl - семитское "Бог"), Ил, Илу (аккад. Иль-Аммуррум — Бог амореев или просто Амуррум) — верховный бог сутиев-амореев. Почитался также и некоторыми народами Ханаана, возможно, под влиянием нашествия амореев и ассимиляции. В частности, отождествляется с верховным богом Угарита Илу.
Re: Ханаан
"טב[ח גד] בחלב אננח בחמאת"
Краткий перевод: אננח - это синоним גדי! А я видел перевод: "ягненок":
"На огне семь раз отроки варят козленка в молоке, ягненка в масле".
"טבחו גדי בחלב, אננח (=שם נרדף לגדי) בחמאה" (כתב אוגריתית, משמאל לימין
Краткий перевод: אננח - это синоним גדי! А я видел перевод: "ягненок":
"На огне семь раз отроки варят козленка в молоке, ягненка в масле".
Re: Ханаан
А это, случайно, не возраст ягненка? По аналогии - кукуруза молочно-восковой спелости. И что означает 7 раз варят?Efi писал(а):;) "טב[ח גד] בחלב אננח בחמאת""טבחו גדי בחלב, אננח (=שם נרדף לגדי) בחמאה" (כתב אוגריתית, משמאל לימין
Краткий перевод: אננח - это синоним גדי! А я видел перевод: "ягненок":
"На огне семь раз отроки варят козленка в молоке, ягненка в масле".
Re: Ханаан
Я оригинал про семь раз еще не нашел, ищу. И отроков.
Re: Ханаан
По-видимому, речь о КТU 1.23:
и перевод "козлёнок в молоке" уже вроде отвергнут. вот книга, смотрите с. 51 (там транскрипт и другой перевод), объясняют на с. 52-53
http://books.google.co.il/books?id=mcqO ... &q&f=false
и перевод "козлёнок в молоке" уже вроде отвергнут. вот книга, смотрите с. 51 (там транскрипт и другой перевод), объясняют на с. 52-53
http://books.google.co.il/books?id=mcqO ... &q&f=false
Re: Ханаан
כתובת באוגריתית שנמצאה באוגרית. "טב[ח גד] בחלב אננח בחמאת" (על פי הצעתו של ח. א. גינזברג). אזכור למנהג כנעני קדום של בישול גדי בחלב במסגרת פולחנית. מקורו של איסור בשר בחלב על פי מספר חוקרי ההקשר בין המקרא לתרבויות המזרח הקרוב העתיק (קאסוטו וגינזברג).
Re: Ханаан
Efi писал(а):טב[ח•גד]•בחלב•אננ[?]ח•בחמאת" "טבחו גדי בחלב, אננח (=שם נרדף לגדי) בחמאה" (כתב אוגריתית, משמאל לימין)
האתר באוגרית בו נמצאו הלוחות
על פי חוקר המקרא והשירה האוגריתית, פרופ' משה דוד קאסוטו, גילויים של לוחות אוגרית הכתובים בכתב היתדות האוגריתי אושש את ההשערה של הרמב"ם אודות קיומו של מנהג אלילי הכורך בישול בשר בחלב. באחד הלוחות הקרוי "לוח לידת האלים", ובו שירה הפותחת במילים: "אלמ נעממ ויסממ" ("האלים הטובים היפים"), נאמר על פי אחת ההצעות לקריאת הטקסט שבו, "טב[ח גד] בחלב אננ[?]ח בחמאת", שפירושו הוא "טב[חו גדי] בחלב, אננח (שם נרדף לגדי) בחמאה. ניתן לראות בפסוק שירי זה תקבולת המציינת נוהג של "טביחת" בשר גדי בחלב ובחמאה:
מדובר הוא כנראה בטקס פולחני שהיה מכוון למשוך את ברכת הפריון לאדמה, ומתוך כך מתברר גם הקשר שבכתובים המקראיים בין הבאת הביכורים ובין האיסור הנ"ל: "רֵאשִׁית בִּכּוּרֵי אַדְמָתְךָ תָּבִיא בֵּית יְהוָה אֱלֹהֶיךָ" להביע לו את תודתך על תבואת האדמה אשר הוא נותן לך, אבל הישמר לך פן תעשה כמעשה ארץ כנען, ולפיכך
לֹא תְבַשֵּׁל גְּדִי בַּחֲלֵב אִמּוֹ
Re: Ханаан
Efi писал(а):Раскопали табличку на угаритском:
"Вари козленка в молоке..."
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/h ... %D7%91.JPG
Трифон, в предложенном Вами тексте не со всем могу согласиться.
"Оn the fire seven times"
"And on the basin seven times"
кажутся мне возможными, но почему d и dm - это times?
"The boys with a good voice" - откуда? gzr скорее морковь, чем отрок. Далее, зачем g - я не понял. tb - может быть хороший, но и может быть началом глагола ТАВАХ טבח - зарезать. Козленка зарезать более естественно, чем кориандр, хотя gd , конечно, кориандр. Но gdi там тоже могло быть.
"Сoriander in milk, mint in curd" - не понимаю, зачем кориандр в молоке, козленок в молоке - лучше!
Я предпочитаю козленка в молоке. То, что там написано "в молоке" - бесспорно, и молоко я люблю.
Теперь мята. Конечно, ананах очень напоминает нашу нану - נענה. Но она и вкус козленка не испортит. Как и вкус масла. Хэм-а - всё же масло, а не curds.
Re: Ханаан
Efi, там подробно всё описано, начиная с 52 и далее, почему gzrm, и почему gd не козлёнок , по странице - полторы на строчку текста
Re: Ханаан
trifon,
у меня страницы 44 и далее не отображаются по Вашей сноске.
у меня страницы 44 и далее не отображаются по Вашей сноске.
Re: Ханаан
Так тоже не получилось что либо увидеть.
Re: Ханаан
спасибо, теперь всё читаю.
Выходит, что в
может быть и не молоко ХАЛАВ , а животный жир ХЭЛЕВ.
Выходит, что в
חֲלֵבלֹא תְבַשֵּׁל גְּדִי בַּחֲלֵב אִמּוֹ
может быть и не молоко ХАЛАВ , а животный жир ХЭЛЕВ.
Re: Ханаан
בספר בראשית, שם מסופר על אברהם שהגיש למלאכים שבאו לבקרו חלב ובשר יחד.
וַיִּקַּח חֶמְאָה וְחָלָב וּבֶן הַבָּקָר אֲשֶׁר עָשָׂה, וַיִּתֵּן לִפְנֵיהֶם, וְהוּא עֹמֵד עֲלֵיהֶם תַּחַת הָעֵץ וַיֹּאכֵלוּ:
Как Вам нравится?
– ספר בראשית, י"ח ח'
וַיִּקַּח חֶמְאָה וְחָלָב וּבֶן הַבָּקָר אֲשֶׁר עָשָׂה, וַיִּתֵּן לִפְנֵיהֶם, וְהוּא עֹמֵד עֲלֵיהֶם תַּחַת הָעֵץ וַיֹּאכֵלוּ:
Как Вам нравится?
– ספר בראשית, י"ח ח'
Вернуться в «История и философия»
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 55 гостей