Зa чтo этo Мaрине тaкoе нaкaзaние?

Еврейская и мировая история. Вопросы философии.
Shoshana
Ветеран мега-форума
Сообщения: 2554
Зарегистрирован(а): 29 окт 2002, 00:16

Re: Зa чтo этo Мaрине тaкoе нaкaзaние?

Сообщение Shoshana » 28 авг 2013, 07:18

Когда меня – где-нибудь в общественном месте – явно обижают, мое первое слово, прежде, чем я подумала:
– Я пожалуюсь Ленину!
И никогда – хоть бы меня четвертовали – Троцкому!
– Плохой, да свой!»

«Моя любовь в политике – Пуришкевич. Ибо над его речами, воззваниями, возгласами, воплями я сразу смеюсь и плачу». И даже любимая дочь Аля (Ариадна) не хочет быть еврейкой: «Аля – кому-то, в ответ на вопрос о ее фамилии: – О нет, нет, у меня только 1/2 дедушки был еврей».

«Г-жа Гольдман, соседка снизу, от времени до времени присылает детям огромные миски супа – и сегодня одолжила мне 3-ю тысячу. У самой трое детей. Маленького роста, нежна, затерта жизнью: нянькой, детьми, властным мужем, правильными обедами и ужинами. Помогает мне – кажется – тайком от мужа, которого, как еврея и удачника, я – у которой все в доме, кроме души, замерзло и ничего в доме, кроме книг, – нет – не могу не раздражать… Еще Р. С. Тумаркин, брат г-жи Цейтлин, у которой я бывала на литературных вечерах. Дает деньги, спички. Добр, участлив. И это все»

«Как жалко, что люди не знают меня, когда я одна. Если б знали – любили. Но никогда не узнают, потому что такая я – именно оттого, что одна. С ними у меня обезьянья гибкость (только в обратную сторону, повторяю н а о б о р о т движение). Пример: с любящими евреев – ненавижу евреев, с ненавидящими – обожаю – и все искренне – до слез! – Любовь по оттолкновению».
http://www.e-slovo.ru/178/10pol1.htm

Аватара пользователя
אלי
Ветеран мега-форума
Сообщения: 12326
Зарегистрирован(а): 23 окт 2010, 22:21
Откуда: Бейт Шемеш
Контактная информация:

Re: Зa чтo этo Мaрине тaкoе нaкaзaние?

Сообщение אלי » 29 авг 2013, 23:44

Есть один мидраш, в котором рассказывается, как изнеженная дочь богатого иерусалимского еврея, в 16 лет за какой то надобностью вышла на улицу - и хотя до нужного место постелили ковровую дорожку, по дороге взяла и умерла.

Вобщем, (Пиркей Авот 2, 4) «Не суди ближнего, пока не окажешься на его месте».

Детоубийцей на суду. Стою - немилая, несмелая.

Dvoira
Участник форума
Сообщения: 149
Зарегистрирован(а): 07 апр 2013, 13:10

Re: Зa чтo этo Мaрине тaкoе нaкaзaние?

Сообщение Dvoira » 30 авг 2013, 11:11

Ну не на любом месте можно оказаться. Физическая изнеженность или "тонкая душевная организация" это одна история, а эгоцентризм как жизненный принцип - другая. "Мои службы" помните? Можно ли поверить что это пишет женщина, оказавшаяся в бедственном положении с двумя маленькими детьми на руках? Еще есть интересное эссе "О благодарности", которое объясняет ее забывчивость в отношении тех добрых дел, которые для нее делали другие. А "Дом у Старого Пимена"? Можно принять все за чистую монету если не помнить, что тот большой, светлый и радостный дом, в котором жила ее семья, был приданным первой жены ее отца и дочери того самого скупого старика, который ей так отвратителен.

Аватара пользователя
אלי
Ветеран мега-форума
Сообщения: 12326
Зарегистрирован(а): 23 окт 2010, 22:21
Откуда: Бейт Шемеш
Контактная информация:

Re: Зa чтo этo Мaрине тaкoе нaкaзaние?

Сообщение אלי » 30 авг 2013, 13:26

Dvoira,

"Мои службы" помню. Речь идет о богатой женщине, располагающей капиталом в 100 тыс царских рублей (одни проценты - больше 300 руб/мес, притом что прожить нормально можно было и на 40 - 60) - и "служба"?

Вот кстати хороший ответ:

Вопрос Спросить раввина
Не суди ближнего, пока не побывал на его месте?
Темы: Реувен Куклин, Идолопоклонство
Шалом, дорогие учителя!
Вопрос вот какой: мудрецы говорят, что не судить ближнего, пока не побывал на его месте.
Но даже если и ситуация может случиться с тобой подобная, то как быть с индивидуальными наклонностями? И выходит, что, побывав в подобных условиях, разрешается судить своего ближнего?
Тимофиев Владимир, Ивано-Франковск, Украина
Отвечает Рав Реувен Куклин
Рав Реувен Куклин
Уважаемый Владимир!
Несомненно, высказывание мудрецов (Пиркей Авот 2, 4) «Не суди ближнего, пока не окажешься на его месте» подразумевает не только географическое местонахождение человека или его положение в обществе, но и его склонности, свойства и т.д.
Приведу пример из Талмуда (Сангедрин 102 б):
Рав Аши изучал с учениками последнюю часть трактата Сангедрин. На следующий день он хотел изучить с ними мишну, в которой говорится о троих еврейских царях, у которых нет доли в будущем мире (Сангедрин 10, мишна 2). О своём намерении он сообщил ученикам так: «Завтра мы будем учить [мишну] о наших друзьях (хаверим — мудрецах, «коллегах»)». Поскольку царь Менаше также был мудрецом, рав Аши воспользовался словом, выражающим уважительное отношение.
Ночью явился Менаше раву Аши и сказал ему: «Ты меня называешь другом (мудрецом)? Посмотрим, знаешь ли ты с какой стороны надо отрезать хлеб для благословения А-моци (Благословен… выводящий хлеб из земли)?»
Маараль (раби Йеуда-Лива бар Бецалель из Праги) в Хидушей Агадот объясняет, что Менаше хотел иносказательно задать раву Аши глубокий вопрос об устройстве мира.
Признался ему рав Аши, что действительно не знает.
«Если ты не знаешь даже, с какой стороны отрезать хлеб, как же ты называешь меня своим другом?»
Попросил рав Аши: «Научи меня, пожалуйста, и завтра я преподам своим ученикам эту алаху от твоего имени».
Научил его Менаше этой алахе.
Спросил рав Аши: «Если ты настолько мудр, как же предался идолопоклонству?»
Ответил Менаше: «Если бы ты жил в моё время, ты бы, подобрав своё одеяние, бежал за мною».
Менаше имел в виду, что в его время йецер (влечение) к идолопоклонству был настолько силён, что если бы рав Аши жил в том поколении, он не смог бы устоять перед этим влечением (в трактате Йома 69 б рассказывается, как мужи Великого Собрания уничтожили дурное влечение).
Маараль в Хидушей Агадот объясняет, в чём различие между мудрецом, совершившим нарушение, поскольку дурное влечение оказалось сильнее его, и глупцом. Мудрец хочет, чтобы произошло что-то, что удержит его от греха, поскольку понимает, что грех — это зло; глупец же считает, что грех сам по себе хорош, поэтому хочет, чтобы ничто не мешало ему грешить. Поэтому Менаше сказал раву Аши, что тот бежал бы поклоняться идолам, подобрав одеяние, что означает: мудрость рава Аши меньше мудрости Менаше, поэтому рав Аши не захотел бы, чтобы полы его одеяния мешали ему совершить грех.
Сообщает Гмара, что на следующий день рав Аши начал свой урок словами: «Сегодня мы будем учить [мишну] о наших учителях».
Отсюда можно понять, насколько осторожным следует быть, рассуждая о других — ведь мы не можем знать, как бы сами повели себя, если бы наше дурное влечение было столь же сильным, как их.
С уважением, Реувен Куклин

http://toldot.ru/urava/ask/urava_5399.html


Вернуться в «История и философия»




  Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 23 гостя