Евреи на Балканах

Еврейская и мировая история. Вопросы философии.
Аватара пользователя
Srdjan Levic
Участник со стажем
Сообщения: 1791
Зарегистрирован(а): 18 апр 2003, 17:30
Откуда: evil empire
Контактная информация:

Евреи на Балканах

Сообщение Srdjan Levic » 02 янв 2004, 21:24

взято из:
http://www.vestnik.com/issues/2001/1218 ... iavsky.htm
Георгий ЧЕРНЯВСКИЙ (Балтимор)
КАК ЕВРЕИ БОЛГАРИИ БЫЛИ СПАСЕНЫ ОТ ГЕНОЦИДА

Чем дальше отходят в прошлое ужасы второй мировой войны, тем пристальнее становится внимание к обстоятельствам спасения тех небольших групп европейских евреев, которым удалось избежать участи миллионов, ставших жертвами гитлеровцев. Счастливой для зверских условий тех лет оказалась, в частности, судьба евреев - жителей Болгарии. Об обстоятельствах их спасения уже рассказывалось в русскоязычной прессе США, в том числе в интересной статье Д.Мельцера, опубликованной в журнале "Вестник" (1998, ? 8). Впрочем, вплоть до наших дней в исторической литературе продолжают появляться недостоверные сведения о том, что, якобы, большинство болгарских евреев было убито гитлеровцами. За примерами ходить недалеко. В вышедшей в 1999 г. в Лондоне объемистой книге "Second World War" (авторы известные историки P. Calvocoressi, G. Wint и J. Pritchard) помещена карта "Уничтожение евреев в 1941-1945 гг", на которой еврейское население Болгарии того периода оценено в 48 тысяч, из которых было, якобы, убито 40 тыс. (с.256). Подобные "ляпы" можно объяснить не злой волей, а пренебрежением почтенных авторов к небольшой балканской стране и ее подлинной истории.
В самое последнее время обнаружены новые документы, воспоминания о событиях тех лет, научные труды. Они позволяют, наконец, составить цельную картину того, что произошло с болгарскими евреями в военные годы. Я попытаюсь кратко воспроизвести ее, использовав архивные материалы и беседы с участниками событий.
Болгарам был чужд антисемитизм. Перед второй мировой войной в Болгарии проживало около 50 тысяч евреев - менее одного процента. Почти все они обитали в городах, половина - в столице Софии, а дружеские чувства к евреям стимулировались тем, что среди них не было крупных богачей. Жили евреи небогато - в основном, это были мелкие торговцы и ремесленники, а также работники интеллектуального труда - врачи, учителя, инженеры, адвокаты. Дора Габе была крупнейшей болгарской поэтессой, а Иосиф Фаденхехт - известным юристом и парламентарием. Поэт и журналист Иосиф Хербст в 1925 г. пал жертвой террористического акта - но не как еврей, а как "левый". Во второй половине 30-х годов в стране появились экстремистские правые организации ("Ратник", "Бранник" и др), которые, имитируя германских нацистов, пытались раздуть антисемитские настроения, но существенного успеха не имели.
После мучительных колебаний царь Борис III, долго стремившийся сохранить нейтралитет, критически относившийся к Гитлеру и поддерживавший неформальные отношения с представителями интеллигенции, все же в конце 1939 г. образовал правительство во главе с ученым-археологом и искусствоведом - и столь же рьяным антисемитом и германофилом Богданом Филовым. Царь не был ненавистником евреев. "Вы можете гордиться своим царем, - говорил председатель Болгарского сионистского движения Наум Соколов, обращаясь к своим коллегам. - Это ваш друг". Но Борис поддался давлению тех сил, которые смогли его убедить, что только с помощью Германии Болгария возвратит свои исторические земли - Фракию и Македонию, входившие в Грецию и Югославию - союзные с Англией и Францией страны, а независимость сохранит свою лишь при опоре на побеждающий германский вермахт.
Установление союза с Германией и введение антисемитского законодательства происходили параллельно. В январе 1941 г. вступил в силу закон о защите нации, а 1 марта того же года был подписан протокол о присоединении Болгарии к пакту Германии, Италии и Японии. Антисемитский закон должен был продемонстрировать фюреру "добрую волю" Бориса и премьера Филова. Евреи лишались политических прав, не могли занимать должности в государственных учреждениях и общественных организациях, вступать в браки с болгарами. Вводился грабительский налог на их имущество. В августе был образован Комиссариат по еврейским делам во главе с молодым юристом Александром Белевым, прошедшим перед этим по приказу министра внутренних дел Петра Габровского "стажировку" в эсэсовских учреждениях. Три высших чиновника - премьер, министр внутренних дел и комиссар по еврейским делам - стали главными инициаторами распространения нацистского "окончательного решения еврейского вопроса" на Болгарию.
Первым шагом было налаживание учета: все еврейские семьи были добросовестно переписаны, евреев обязали прикрепить к одежде желтые шестиконечные звезды. Но на каждом шагу бесчеловечные "инициативы" саботировались болгарами. Лишь один штрих: фабрикант, которому были заказаны желтые звезды, начал их изготовлять, но были они крохотными и выглядели элегантными значками. K тому же за год было произведено лишь 20% нужного количества. 16 июня 1942 г. председатель Еврейского общества Болгарии послал приветствие царю в связи с днем рождения наследника престола Симеона (отметим попутно, что это тот самый единственный в мире политик, который, побывав в раннем детстве царем Болгарии, ныне, почти через 60 лет, стал ее премьер-министром и который под постановлениями правительства ставит подпись "председатель Совета министров Симеон II"). Борис ответил телеграммой благодарности, и сам факт ответного послания определял его позицию по отношению к евреям как к своим законопослушным подданным. Германское посольство немедленно сообщило об этой телеграмме в Берлин, и по требованию высших кругов посол Бекерле обратился с протестом в болгарское министерство иностранных дел.
Тучи над головами евреев Болгарии сгущались. В январе 1943 г. в Софию прибыл представитель СС Даннекер с задачей организовать депортацию их в лагеря смерти в Польше. Через четыре месяца план был готов: депортацию предполагалось начать в первых числах марта; прежде всего, намечалось вывезти евреев из "новых земель"- Фракии и Македонии (примерно 10 тыс. чел., которые не были включены в еврейское население Болгарии), а также "нежелательных" из старых пределов; ежемесячная квота составляла 20 тыс. человек; промежуточными пунктами депортации должны были стать лагеря вблизи дунайских портов. 22 февраля Даннекер и Белев подписали специальное соглашение.
В день подписания, кроме официальных лиц, обязавшихся соблюдать тайну, она стала известна еще одному человеку - секретарю комиссара по еврейским делам Лиляне Панице, печатавшей болгарский текст. Белев был уверен в своей секретарше, являвшейся к тому же его любовницей. Но эта 28-летняя женщина была потрясена предстоявшим. Она сообщила страшную новость Ниссиму Леви, одному из лидеров еврейской общины, вице-председателю Еврейской консистории. Полученные данные были немедленно переданы тем кругам, которые, по расчетам Консистории, должны были принять эффективные контрмеры.
Правда, ничто не могло уже спасти несчастных евреев Македонии и Фракии. Дело в том, что представления о статусе этих земель у болгарских верхов и нацистов были разными. Болгары считали их своими "новыми землями", присоединение которых завершило воссоединение болгарского народа, гитлеровцы же рассматривали эти территории как "временно находящиеся под болгарским управлением" - именно так они обозначались на германских географических картах. Фактически здесь хозяйничали немецкие военные и эсэсовские чины.
На рассвете 4 марта 1943 года в еврейские дома Македонии и Фракии ворвались солдаты. Людям дали полчаса на сборы. Их перебросили в старые пределы Болгарии, чтобы присоединить к ним "активных евреев" из Софии и других мест.
Но план первого этапа депортации был выполнен лишь наполовину. Евреи города Кюстендил, куда первой дошла весть о вывозе в лагеря смерти, информировали об этом своего депутата Народного собрания (парламента) Петра Михалева. Он связался с другими депутатами и заместителем председателя парламента Димитром Пешевым. По этой линии, а также по еврейским каналам о кровавых планах стало известно во дворце, откуда последовала команда - "временно" приостановить концентрацию собственно болгарских евреев в лагерях и отменить введенный для них домашний арест. Борис был в затруднительном положении: он не мог пойти на открытый конфликт с Гитлером и в то же время стремился не допустить уничтожения соотечественников.
Товарные поезда, предназначенные для депортации, ушли 18-19 марта 1943 года наполовину пустыми. 11343 еврея из Македонии и Фракии были посланы на гибель в Освенцим. А вокруг судьбы их собратьев из старых пределов Болгарии в марте-мае того же года шла острая борьба. Министр внутренних дел Габровский, комиссар по еврейским делам Белев, крайне правые организации, взбешенные решением царя, прилагали усилия, чтобы реализовать кровавые планы, пользуясь содействием премьера Филова. Но в защиту евреев выступили влиятельные круги, прежде всего - парламентарии и верхушка православной церкви.
По инициативе заместителя председателя парламента Пешева было составлено письмо главе правительства. Подписали его 43 депутата, часть которых была избрана по правительственным спискам. 19 марта письмо легло на стол премьера. Авторы обвиняли власти в намерении предпринять меры, которые привели бы к массовому убийству законопослушных жителей страны и запятнали бы честь Болгарии. Так свыше трети парламента восстала против намерения властей выдать евреев на заклание.
Выступили и церковные иерархи. К софийскому митрополиту Стефану, пользовавшемуся высоким авторитетом, присоединились митрополиты Неофит (председатель Святейшего Синода), Кирилл и другие церковнослужители. Синод утвердил письмо главе правительства с требованием: "Не лишать христиан еврейского происхождения и вообще евреев элементарных прав жить в нашей стране и работать здесь, обеспечивая себе достойное человеческое существование".
К этим усилиям добавились действия левых политических сил, в частности подпольных коммунистов, среди которых в партизанских отрядах и городских боевых группах было немало евреев. Именно в эти весенние дни, когда решалась судьба евреев, софийская боевая группа во главе с еврейской девушкой Виолетой Яковой убила нескольких правых антисемитски настроенных деятелей - лидера прогерманской группы генерала Лукова, полицейского полковника Пантева и других.
В мае 1943 г. правительство снова попыталось провести депортацию. Но на этот раз решительную позицию занял царь, чувствуя поддержку части парламента и церковного клира. В день славянских просветителей Кирилла и Мефодия 24 мая в Софии состоялась демонстрация, одним из главных требований которой было отменить вывоз евреев из страны. Власти удалили евреев из крупных городов, мужчины-евреи были призваны в дорожно-строительные отряды. Но депортация им больше не угрожала. Тем более, что в ходе войны начался перелом и предстоявшее поражение Германии становилось все более очевидным.
В начале сентября 1944 г. к власти пришло демократическое многопартийное правительство К.Муравиева, которое сразу отменило антиеврейские законы. Но это правительство просуществовало всего неделю. 9 сентября в Софии произошел переворот, приведший к власти коммунистов, а в следующие годы в стране был установлен тоталитарный режим советского образца. В то же время отношение к евреям было одним из очень немногих вопросов, по которому болгарские лидеры не следовали советскому примеру - ни открытого, ни завуалированного антисемитизма в Болгарии не было.
Большая часть болгарских евреев в первые послевоенные годы выехала в Израиль, но они не порывали связей с Болгарией, посещали своих родных и близких, а болгары свободно ездили в Израиль. Занимаясь исследованием болгарской истории и многократно бывая в Болгарии в 60-80-е годы по научным делам, я встречался в Софии с гостями из Израиля, расспрашивал о еврейском государстве своих болгарских коллег, побывавших там. И те, и другие с удовольствием делились впечатлениями, и никакой боязни "связей с Израилем" у болгарских ученых, в том числе занимавших высокие посты, не было.
Спасение болгарских евреев коммунисты приписывали исключительно себе. Только после ликвидации тоталитаризма в 1989 г. историческая истина начала восстанавливаться. Находясь в Болгарии в 1994 г., я смог встретиться с бывшим болгарским диктатором Тодором Живковым, проживавшим под домашним арестом на вилле своей внучки. Я попытался "разговорить" Живкова, в частности, относительно действительной роли различных политических сил страны в спасении евреев от геноцида - Живков в 1943 году был фактическим руководителем подпольной столичной организации компартии. Но от ответов по существу "дядя Федя", как называли Живкова российские болгароведы, увы, уклонился.
21 октября 1996 г. состоялось торжественное открытие "Болгарской памятной рощи", созданной в Израиле. Здесь установлены плиты в честь тех, кто способствовал спасению болгарских евреев, - Лиляны Паницы, Димитра Пешева, митрополита Стефана, царя Бориса III. Но в том же году в демократической Болгарии произошло событие, которое отнюдь нельзя рассматривать как восстановление справедливости: Верховный суд реабилитировал расстрелянных в 1945 г. адептов Гитлера - премьера Филова и министра внутренних дел Габровского, которые готовили депортацию евреев в лагеря смерти и были весьма разочарованы срывом их планов. Решение обосновывалось формальными нарушениями судопроизводства, а вот об их преступлениях в этом документе не было ни слова. Как видно, и в демократическом обществе иной раз популистские политические акции подчас приводят к результатам, достойным сожаления.
Сеня, у тебя не открытый перелом, у тебя закрытый перелом.

Аватара пользователя
Srdjan Levic
Участник со стажем
Сообщения: 1791
Зарегистрирован(а): 18 апр 2003, 17:30
Откуда: evil empire
Контактная информация:

Сообщение Srdjan Levic » 02 янв 2004, 21:30

Оттуда же, дополнение к статье из письма в редакцию:
http://www.vestnik.com/issues/2002/0131/win/letters.htm
Уважаемая редакция,
хотелось бы привести кое-какие дополнительные данные к статье Г.Чернявского "Как евреи Болгарии были спасены от геноцида" ("Вестник" №26 [285], стр. 36).
В средние века итальянские и немецкие евреи образовали на Балканах несколько купеческих колоний. В период Второго болгарского царства (1185-1389 гг.) царь Иван-Александр (1331-1371) женился на еврейке Сарре, которая была крещена в болгарской церкви и приняла имя Теодоры. Царица, однако, не забыла своего происхождения, и многие евреи стали занимать видное положение в Верховном суде и правительстве страны.
В 1492 г. Испания и Португалия изгнали евреев из своих стран. Спасаясь, многие бежали в Турцию. Город Салоники стал главным центром сосредоточения евреев на Балканах. Старые еврейские общины объединились с эмигрантами-ашкенази, бежавшими от антисемитизма из Венгрии и Польши.
В начале Второй мировой войны еврейская община Болгарии насчитывала около 50 тысяч человек, из них в Софии проживало 25 тысяч. До 1939 г. в Болгарии не было официального антисемитизма. Положение болгарских евреев было относительно благополучным. Но развитие мировых событий и сближение Германии с Болгарией, закрепленное подписанием 1 марта 1941 г. протокола о присоединении Болгарии к пакту Берлин-Рим-Токио, поставило страну в полную зависимость от германского фашизма. В тот же день 700-тысячная германская армия вступила на территорию Болгарии и использовала этот плацдарм для удара по Греции и Сербии. Под давлением Гитлера болгарские войска заняли территории Греции и Сербии, где преобладало болгарское население. Перед болгарской оккупационной армией встала задача борьбы с развернувшимся в этих регионах движением Сопротивления. Снова-таки под давлением Германии в декабре 1941 г. Болгария объявила войну Англии и США.
Постепенно менялся и курс внутренней политики. Принятый правительством 8 августа 1940 г. закон о защите государства был направлен главным образом против коммунистов и евреев. Этим законом запрещалась деятельность всех общественных организаций, связанных с СССР, и всех еврейских организаций, евреи облагались непосильным налогом.
Антисемитские акции в Болгарии возглавили министр внутренних дел Габровский и полковник Белев, с января 1942 г. - глава комиссариата по еврейским делам. Более 11 тысяч евреев из Беломорской Фракии (греческая территория) и Македонии (Сербия), оставшиеся фактически под контролем германского командования, были уничтожены в польских лагерях.
Эйхман, его помощник Даннекер, посол Германии в Болгарии Беккерле, Габровский, Белев разработали план депортации евреев из Болгарии. Согласно этому плану, 48 тысяч евреев, проживающих в старых границах, должны были быть депортированы 30 сентября 1943 г.: из Софии - 25 тысяч и из провинции - 23 тысячи. Их собирались доставить в дунайские порты Лом и Самовит, а оттуда, по 6 тысяч человек ежемесячно - в Польшу.
Решение болгарского правительства о депортации евреев вызвало бурю негодования в демократических и общественных кругах. Одним из самых видных деятелей, выступивших против политики правительства по еврейскому вопросу, являлся митрополит Стефан. Под его руководством Святой Синод послал письмо-протест правительству. Его поддержали митрополиты Пловдивский и Видинский Кирилл и Неофит. 17 марта 1943 г. 42 представителя парламента во главе с вице-председателем Народного Собрания Д.Пешевым вручили правительству коллективное обращение, в котором резко осудили депортацию евреев.
Наряду со Святым Синодом и парламентариями в защиту евреев встали группа "Звено", запрещенные партии "Земледельческий союз", "Александр Стамболийский", коммунистическая партия.
"Земледельцы" Г.М.Димитрова (Гемето), Кеста Марков и Димитр Мацакиев выступили по радиостанции союзников из Хайфы. Г.Димитров и В.Коларов - по нелегальной станции из СССР с резким осуждением политики правительства и в защиту евреев. Общественные деятели Симон Георгиев, Димо Казасов, Цвятко Бобошевский, Венелин Ганев и многие другие, представлявшие гордость и славу, милосердие нации, поддерживали акции в защиту болгарских евреев.
19 мая 1943 г. радио Берлина сообщило, что в ближайшие дни в Болгарии приступят к депортации евреев. В тот же день еврейская община узнала о подготовке сил полиции во главе с полковником Белевым к выполнению решения правительства по этому вопросу.
Еврейское гетто охватила паника. 21 мая был опубликован декрет о депортации. В нем указывалось, что выселение должно быть произведено в течение трех суток, каждому еврею можно иметь при себе 15 кг багажа и 500 левов деньгами.
Отчаяние и боль, страдание и горе охватили еврейские кварталы. В эти трагические дни лидеры евреев доктор Б.Леви, главный раввин Ханнанель, раввин Даниэль Цион, полковник Таджер и другие делали все возможное, чтобы найти людей, способных заступиться за евреев. Их друзья-болгары, несмотря на многочисленные протесты, не смогли оказать решающего воздействия на царя, премьер-министра, министра внутренних дел. 23 мая царь покинул Софию. Белева и Габровского не удалось найти. Тогда выступила трудовая София, в том числе и евреи.
24 мая - большой национальный праздник болгар - день славянской письменности, день Кирилла и Мефодия. Собравшись накануне во дворце центральной синагоги, евреи решили принять участие в празднике и манифестации протеста. Организовывались еврейские отряды самообороны. В день праздника многотысячная демонстрация в защиту евреев - с их участием - пыталась пройти на центральную площадь. Это была самая массовая демонстрация после вовлечения Болгарии в войну. Начались беспорядки. Полиция арестовала 412 человек. 120 из них были отправлены в лагерь Самовит. Главный раввин Ханнанель нашел убежище в доме архиепископа Стефана.
Акции авторитетных болгар, массовая демонстрация 24 мая 1943 г. изменили отношение властей. В одной из многочисленных листовок, распространенных накануне и после демонстрации, говорилось: "Знайте, что участь евреев ждет весь болгарский народ, если мы теперь не остановим преступную руку. Братья евреи! Не отчаивайтесь, не падайте духом, не подчиняйтесь кровавым приказам, не покидайте пределы страны. Близок час расплаты со взбесившимся фашистским зверем. Помните, что вы не одни, с вашими страданиями весь болгарский народ. Будьте смелыми и твердыми. Смерть фашизму!"
26 мая Белев записал в "Дневнике": "Его величество полностью отменил меры, принятые против евреев". Истинная позиция царя Бориса к еврейскому вопросу остается до сих пор неясной. Он всячески стремился избегать роли вассала Гитлера. Несмотря на массовые протесты политических и общественных организаций, выдающихся болгар, архиепископа Стефана, исполнение приказа правительства о выселении евреев не было приостановлено. Самые видные деятели еврейской общины были сосланы в специальный концлагерь Сомовит. Остальных направили на принудительные работы.
Поскольку евреи Софии являлись "бельмом" в глазу германского посла Беккерле и многочисленных агентов гестапо, болгарское правительство выселило евреев из Софии и других крупных городов и таким образом в какой-то степени удовлетворило германское требование проводить более твердый антисемитский курс. Но на депортацию евреев правительство не решилось.
С каждым днем росло сопротивление германскому курсу, и гитлеровцам уже было трудно удерживать Болгарию в своей упряжке. 28 августа, вернувшись из Германии после встречи с Гитлером, неожиданно скончался царь. В высших кругах начались перемены.
Осенью 1943 г. вопрос о депортации фактически был снят с обсуждения, поскольку в результате разгрома немцев на Курской дуге наступил коренной перелом в ходе войны в пользу союзников.
Однако лишь в августе 1944 г. новое правительство Багрянова аннулировало антиеврейские законы, разрешило евреям покинуть лагеря и вернуться в свои жилища.
В марте 1945 г. был принят закон о возвращении евреям конфискованной собственности в сумме 300 млн. левов. Позже правительство выплатило им в виде компенсации 354 тыс. долларов.
Драма евреев Болгарии в страшные годы Второй мировой войны, зов предков побудили евреев уехать в воссозданное в 1948 г. государство Израиль. В 1948-1949 гг. в Израиль уехало 40 тысяч человек, в США и другие страны - 5 тысяч, и в Болгарии осталось 5 тысяч. Это, прежде всего, участники революционного движения, члены смешанных семей.
В 1993 г. в Софии состоялось специальное заседание Болгарского Народного Собрания, посвященное 50-летию спасения болгарских евреев. В своем выступлении президент страны Желю Желев подчеркнул, что болгарский народ осуждал акции правительства, направленные против евреев.
"Наш исторический опыт дает замечательный пример того, что сила гражданского общества, мораль и этика сопричастия и согласия, высокие качества отдельных личностей могут воспрепятствовать любому злодеянию, встать на защиту человеческой личности - наивысшей ценности цивилизации. Именно поэтому болгарский народ имеет основания гордиться этой смелой акцией, спасшей от уничтожения 49 тысяч евреев".
На этом же заседании специальный представитель израильского правительства Шевах Вайс заявил в своем выступлении: "Если бы все народы в тот мрачный период заняли бы такую позицию, нацистам не удалось бы осуществить свои зловещие планы".
9 мая 1993 г. в Тель-Авиве президент Израиля Хаим Герцог на собрании по этому поводу заявил: "Еврейский народ много страдал и имеет долгую историческую память. Он помнит как своих преследователей, так и тех, кто поддерживал его в моменты трудностей и испытаний".
Французская газета "Монд" в апреле 1994 г. опубликовала статью Софи Жирарди, посвященную 50-летию этой драмы. В ней говорится, что из всех европейских стран только Болгария и Дания не позволили немецким фашистам уничтожить евреев в своих странах. "Ни один гражданин Болгарии не погиб из-за того, что он являлся евреем".
Болгарский народ доказал всему миру, что он - достойный носитель и продолжатель общечеловеческих ценностей, оставленных в наследство первоучителями всех славян - святыми болгарами Кириллом и Мефодием.
В послевоенное время, живя и работая в Болгарии вплоть до 2000 г., я убедился, что в стране не было ни государственного, ни бытового антисемитизма. Более того, меня, воспитанного в духе великодержавного шовинизма, радовало то, что в Болгарии во главе многих институтов академии наук находились евреи академики: Жак Натан, Рубен Аврамов, Давид Елазар, Изаря Поликаров, Исаак Пасси и др. В новом правительстве Болгарии, сформированном сыном царя Бориса - царем Симеоном, в июле 2001 г. портфель министра иностранных дел Болгарии вручен сыну Исаака Пасси Соломону.
О теплых чувствах к Болгарии израильтян, покинувших Болгарию в 1948-1949 гг., свидетельствует участие 160 евреев в Соборе болгар всего мира, прошедшего 26-27 августа 2000 г. в Родопах под патронажем бывшего президента страны Петра Стоянова.
Праздник собрал более 3000 гостей из различных стран, в нем участвовало 240 тысяч человек. Он прошел в живописных Родопах на Роженских полянах недалеко от гор. Пловдива.
В беседе со мной гости из Израиля - старые и молодые, прекрасно владевшие болгарским языком, с гордостью говорили о любви к Болгарии. Сегодня в еврейском государстве живет более 150 тысяч болгарских евреев - тех, кто уехал из Болгарии более полувека тому назад, и их потомков.
P.S. Царь Болгарии Борис III причислен в Израиле к Праведникам мира.
Сеня, у тебя не открытый перелом, у тебя закрытый перелом.

Яков
Администратор
Администратор
Сообщения: 35125
Зарегистрирован(а): 17 ноя 2001, 02:00
Откуда: Израиль, Ришон леЦион
Контактная информация:

Сообщение Яков » 02 янв 2004, 21:47

Если это так, то болгары молодцы.

Аватара пользователя
Srdjan Levic
Участник со стажем
Сообщения: 1791
Зарегистрирован(а): 18 апр 2003, 17:30
Откуда: evil empire
Контактная информация:

Сообщение Srdjan Levic » 02 янв 2004, 21:59

В общем все довольно как-бы просто - общая версия звучит так - на Балканах жили евреи-сефарды, пришедшие из Испании. В 19 веке из провинций Австро-Венгрии, а также в начале 20 века после аннексии Австро-Венгрией БиГ стали переселяться ашкенази (еврейство Австро-Венгрии насчитывало около 2.5 млн человек).
Евреи Хорватии - частично сефарды (Далмация - приморские города), частично ашеназим - Славония, центр.Хорватия и Загорье. Болгария, Македония и Греция - сефарды? Евреи Боснии и Герцеговины - в основном сефарды.
Цитата с другого форума:
Пол года назад я наткнулся на сообщение об исследованиях митохондрий у грузинских евреев, сохранившихся болгарских и нескольких других диаспор(это было на сайте ВВС и сейчас, к сожалению, я эту информации найти не смог). Там говорилось, что митохондрии мужчин совпадали с митохондриями палестинских евреев, а митохондрии женщин соответствовали митохондриям местных женщин. Ученые предположили, что в те края удалось добраться только евреям-мужчинам, которые взяли в жены местных женщин. Это объясняет такое различие внешнего облика, какое мы видим между йеменскими евреями, бухарцами и ашкенази.

Первое, что приходит в голову - несостыкуха. Мне довольно сложно представить ассимиляцию беженцами-сефардами (пришедшеми из Испании) насильственную или добровольную местных женщин (с переходом оных болгарок в иудаизм). Или туфтят исследования (путает автор поста), или болгарские евреи не сефады?
Сеня, у тебя не открытый перелом, у тебя закрытый перелом.

Эйтан
Обыватель бездуховный
Обыватель бездуховный
Сообщения: 8567
Зарегистрирован(а): 17 ноя 2001, 02:00
Откуда: Рига, Латвия
Контактная информация:

Сообщение Эйтан » 02 янв 2004, 22:04

Srdjan Levic, болгарские как раз - классические сефарды, ладино там сохранялся до середины ХХ века.
"Физика - это вам не математика, тут думать надо"
Марк Биньяминович Бирк, бывший директор Рижской Еврейской Школы.

uccaxap
Иссахар
Иссахар
Сообщения: 1259
Зарегистрирован(а): 25 ноя 2001, 02:00
Откуда: Исрaэль, Йерушaлaим
Контактная информация:

Сообщение uccaxap » 04 янв 2004, 11:28

Митoxoндрии передaются oт мaтери пoтoмкaм oбoегo пoлa. Пaпы в митoxoндрияx не учaствуют.
Гoспoдa, мы имеем себе нoвый пaрaгрaф в прoтoкoл. Евреев и евреек рoжaли рaзные женщины!
Если у Вaс тaки есть идея - купите себе селёдку, и мoрoчьте ей гoлoву!
קנה לך חבר ועשה לך רב

totgera
Ветеран мега-форума
Сообщения: 9293
Зарегистрирован(а): 11 апр 2002, 01:09
Откуда: ny

Сообщение totgera » 04 янв 2004, 17:54

Гoвoря oб истoрии евреев Бaлкaн неoбхoдимo oтметить, чтo Oсмaнскaя Империя
былa в вышшей степени тoлерaнтнa к евреям, a вoт млaдoслaвянские и греческие
движения нoсили явный oттенoк aнтисемитизмa, кaк пoддерживaющaя их
рoссийскaя империя.

Аватара пользователя
Srdjan Levic
Участник со стажем
Сообщения: 1791
Зарегистрирован(а): 18 апр 2003, 17:30
Откуда: evil empire
Контактная информация:

Сообщение Srdjan Levic » 04 янв 2004, 19:18

totgera писал(а):Гoвoря oб истoрии евреев Бaлкaн неoбхoдимo oтметить, чтo Oсмaнскaя Империя
былa в вышшей степени тoлерaнтнa к евреям, a вoт млaдoслaвянские и греческие
движения нoсили явный oттенoк aнтисемитизмa, кaк пoддерживaющaя их
рoссийскaя империя.

Очень сильно передернуто. Очень. Евреям на Балканах досталось по полной программе от всех - от османских турок, от ультра-националистов (хорватских, сербских, боснийских). В то же время находилось достаточно представителей этих же народов (хорватов, босняков, сербов) протестовавших (во время ww-II) с оружием в руках против геноцида евреев.
Османская империя НЕ занималась геноцидом евереев, однако евреи (например, в Боснии) постоянно служили объектом произвола со стороны османских властей. Это могло зависеть (и зависело) от личности того или
иного визиря, среди которых были действительно гуманные и справедливые (в отношении еврейства) деятели, но тем не менее евреи Балкан во времена Османской империи находились (как и христиане) в положении "райи" (стада), со всеми отсюда вытекающими последствиями.
Сеня, у тебя не открытый перелом, у тебя закрытый перелом.

Эйтан
Обыватель бездуховный
Обыватель бездуховный
Сообщения: 8567
Зарегистрирован(а): 17 ноя 2001, 02:00
Откуда: Рига, Латвия
Контактная информация:

Сообщение Эйтан » 04 янв 2004, 19:43

Srdjan Levic писал(а):Османская империя НЕ занималась геноцидом евереев, однако евреи (например, в Боснии) постоянно служили объектом произвола со стороны османских властей.


Я бы сказал, что этот произвол имел чисто экономический характер. Паша или визирь интересовался лишь тем, какой бакшиш ему евреи выложат.
"Физика - это вам не математика, тут думать надо"

Марк Биньяминович Бирк, бывший директор Рижской Еврейской Школы.

Аватара пользователя
Srdjan Levic
Участник со стажем
Сообщения: 1791
Зарегистрирован(а): 18 апр 2003, 17:30
Откуда: evil empire
Контактная информация:

Сообщение Srdjan Levic » 04 янв 2004, 20:40

Эйтан писал(а):
Srdjan Levic писал(а):Османская империя НЕ занималась геноцидом евереев, однако евреи (например, в Боснии) постоянно служили объектом произвола со стороны османских властей.


Я бы сказал, что этот произвол имел чисто экономический характер. Паша или визирь интересовался лишь тем, какой бакшиш ему евреи выложат.

Евреи, в отличие от других (коренных) народов не лезли в политику , не поднимали восстаний, не уходили в гайдуки , а занимались бизнесом и ремеслами. Этим объясняется отсутствие политических репрессий. Картина бытия сефардских евреев в Боснийском вилайете в золотые годы турецкого правления см. эпизоды в Иво Андричевой "Травницкой хронике". Типичный пример такого экономического произвола - новый визирь в Травнике (там была резиденция Боснийских визирей) сажает всех еврейских старейшин в крепость для выкупа...В общем-то да, за исключением откровенного рэкета, ОИ была довольно толерантной. Правда эта толерантность была сродни толерантности пост--сталинского СССР. По большому-то счету - хрен редьки не слаще - для евреев что ОИ была, что РИ. Сказать, что ОИ была по отношению к евреям изуверски жестокой я не хочу. Но гуманной она точно не была.
Сеня, у тебя не открытый перелом, у тебя закрытый перелом.

Мокиш
Ветеран мега-форума
Сообщения: 2752
Зарегистрирован(а): 25 дек 2002, 23:45

Сообщение Мокиш » 04 янв 2004, 20:44

Обратите внимание: Димитар Пешев...
http://vlc.pedclub.ru/modules/news/arti ... storyid=89
Небольшая заметка Рут Грубер о судьбе евреев в Болгарии и на
контролируемых ею территориях опровергает часто встречающиеся утверждения
об "особом" отношении болгар к евреям во время Холокоста
. Если бы не усилия
одного человека -- Димитара Пешева -- судьба евреев в Болгарии была бы
такой же печальной, как и в других странах Европы. Нет стран и народов,
"генетически" склонных к преступлениям, как нет и "генетически праведных"
наций и народов.
-- сказал на лекции в Будапеште итальянский писатель Габриэль Ниссим, автор
книги о Пешеве...
-------------------------
Рут Грубер
Евреи Болгарии и Македонии смотрят на Холокост по-разному

http://hghltd.yandex.ru/yandbtm?url=htt ... &d=1775875
В Америке, которую основали выходцы из Англии, многие до сих пор говорят с ирландским акцентом

totgera
Ветеран мега-форума
Сообщения: 9293
Зарегистрирован(а): 11 апр 2002, 01:09
Откуда: ny

Сообщение totgera » 05 янв 2004, 04:23

Srdjan Levic,

Гaйдуки- этo пo-мoему бaндиты.Выхoдит, т.к. евреи не зaнимaлись рaзбoем- им жилoсь легче, чем тем ктo зaнимaлся. Этo милый пример.
Срaвнение религиoзнoй тoлерaнтнoсти в Oттoмaнскoй Империи и стaлинскoм СССР-
прoстo не имеет никaких серьезных oснoвaний.
Дaже гoвoрить не o чем.

Аватара пользователя
Srdjan Levic
Участник со стажем
Сообщения: 1791
Зарегистрирован(а): 18 апр 2003, 17:30
Откуда: evil empire
Контактная информация:

Сообщение Srdjan Levic » 05 янв 2004, 07:16

totgera писал(а):Srdjan Levic,

Гaйдуки- этo пo-мoему бaндиты.Выхoдит, т.к. евреи не зaнимaлись рaзбoем- им жилoсь легче, чем тем ктo зaнимaлся. Этo милый пример.
Срaвнение религиoзнoй тoлерaнтнoсти в Oттoмaнскoй Империи и стaлинскoм СССР-
прoстo не имеет никaких серьезных oснoвaний.
Дaже гoвoрить не o чем.

totgera,
отдохните, не пишите ерунды, почитайте книги по subj - на амазоне можно много чего найти. Так заниматься передергиваниями на исторические темы как Вы, на МФ мало кто способен.
Сеня, у тебя не открытый перелом, у тебя закрытый перелом.

totgera
Ветеран мега-форума
Сообщения: 9293
Зарегистрирован(а): 11 апр 2002, 01:09
Откуда: ny

Сообщение totgera » 05 янв 2004, 08:20

Смею зaметить, Вы не привели ни oднoй ссылки, ни oднoгo дaже слaбoлoгическoгo
дoкaзaтельствa, a зaчем-тo скoнцентрирoвaлись нa мoей скрoмнoй личнoсти.
Кaк этo хaрaктеризиется с деклaрируемыми Вaми принципaми?

Аватара пользователя
Srdjan Levic
Участник со стажем
Сообщения: 1791
Зарегистрирован(а): 18 апр 2003, 17:30
Откуда: evil empire
Контактная информация:

Сообщение Srdjan Levic » 05 янв 2004, 09:26

totgera писал(а):Смею зaметить, Вы не привели ни oднoй ссылки, ни oднoгo дaже слaбoлoгическoгo
дoкaзaтельствa, a зaчем-тo скoнцентрирoвaлись нa мoей скрoмнoй личнoсти.
Кaк этo хaрaктеризиется с деклaрируемыми Вaми принципaми?


totgera, Ваша скромная личность здесь не причем. Мне мила категоричность Ваших суждений, свидетельствующая о глубоком знании вопроса.

Вкратце, причиной гайдутчины (приобретшей массовый характер в золотые времена колонизации османами Балкан) была исключительная «толерантность» османов по отношению к балканским славянам-христианам (хорватам, сербам, болгарам, македонцам..), в результате чего наиболее дееспособная часть мужского населения бежала в недоступные (туркам) места (на Адр.побережье, в горы) и оттуда вела партизанские действия против ОИ. Безусловно, образ гайдука, созданный османами и босняками, а позднее и австрийцами – это образ бандита с большой дороги, но тем не менее, гайдуки были более повстанцами (хотя, впоследствии этот образ стал собирательным, т.е.включая и бандитов – в гайдуки уходили по разным причинам, но в основном – из-за конфликтов с османской властью). То, чем занималась на Балканском п-ве просвещенная ОИ, коротко характеризуется как трансфер, геноцид и произвол. Евреи в этих конфликтах не участвовали – соответственно отношение к ним было более либеральным…Но говорить, о том, что ОИ была чем-то выдающемся в гуманиторном плане, или Вы сравниваете гуманность ОИ с гуманностью пост-османской Турции, вырезавшей армян? В этом случае вполне возможно, что ОИ была более гуманной :37:

Какие Вам ссылки нужны? Я читал в еще до-интернетовские времена десятки книг различного характера (академические учебники, худ., народный эпос itd.), Вы предлагаете потратить для Вас время, составляя библиографический список?
Последний раз редактировалось Srdjan Levic 05 янв 2004, 12:45, всего редактировалось 1 раз.
Сеня, у тебя не открытый перелом, у тебя закрытый перелом.

Аватара пользователя
Srdjan Levic
Участник со стажем
Сообщения: 1791
Зарегистрирован(а): 18 апр 2003, 17:30
Откуда: evil empire
Контактная информация:

Сообщение Srdjan Levic » 05 янв 2004, 09:32

Мокиш спасибо, заметка о депортации македонских евреев и Димитаре Пешеве - в тему; я не знал.
Сеня, у тебя не открытый перелом, у тебя закрытый перелом.

Мокиш
Ветеран мега-форума
Сообщения: 2752
Зарегистрирован(а): 25 дек 2002, 23:45

Сообщение Мокиш » 05 янв 2004, 20:28

Для одной из ветвей темы...
На вершине своего могущества, в первый период после захвата Эрец-Исраэль в 1516, турки Османской империи проявляли терпимость и дружелюбие к евреям.
Медовый месяц Османской империи с евреями длился столько времени, сколько империя была в силе.

http://www.rjews.net/gazeta/Lib/Zemlia/zemlia4.html
В Америке, которую основали выходцы из Англии, многие до сих пор говорят с ирландским акцентом

totgera
Ветеран мега-форума
Сообщения: 9293
Зарегистрирован(а): 11 апр 2002, 01:09
Откуда: ny

Сообщение totgera » 06 янв 2004, 06:34

В пoлнoчь 2 aвгустa 1492 гoдa, кoгдa судa стaвшей пoтoм знaменитoй экспедиции
Кoлумбa в Нoвый Свет oтчaливaли oт срaвнительнoгo мaлoизвестнoгo пoртa Пaлoс,
линии oтпрaвки крупнейших пoртoв Еврoпы Кaдисa и Севильи были зaбиты судaми с высылaемыми из стрaны испaнскими евреями( сефaрдaми), кoтoрые пo укaзу Изaбеллы и Фердинaндa дoлжны были креститься или пoкинуть стрaну.
Судa шли в нaибoлее верoтерпимую держaву мирa тoгo времени - в Oттoмaнскую Империю, султaн кoтoрoй Бaязет 2 издaл декрет, приветствующий в Турции преследуемых евреев.
Aкт гумaнизмa весьмa редкий для тoгo времени кaк нельзя лучше хaрaктеризует сущнoсть взaимooтнoшений Oттoмaнскoй империи и евреев.
Нa прoтяжении векoв Oттoмaнскaя Империя былa Убежищем для преследуемых и изгoняемых евреев Еврoпы.
Oбa культурных ветви еврoпейскoгo еврействa сефaрды и aшкенaзи нaхoдили в пределaх империи зaщиту oт свoих гoнителей, свoбoду и увaжение испoведoвaть свoю
религию, придеживaться свoих oбычaев и жить пo свoим зaкoнaм, чегo oни не
мoгли делaть ни в oднoй стрaне Еврoпы тoгo времени.
Сo времени турецкoгo зaвoевaния Мaлoй Aзии евреи нaхoдили в лице турoк пoкрoвителей, сoседей и сoюзникoв.
Вoлнa беженцев 1492 гoдa былa дaлекo не первoй, нo и не непoследней.
В 14 веке вoлны евреев бежaли в Турцию, нaибoлее знaчительные из них сoстoялись
в 1376 гoду(иcxoд евреев из Венгрии), в сентябре 1394 гoдa (из Фрaнции),в нaчaле
15 векa (из Сицилии), в 1420 гoду жители Сaлoник(стaвшегo к тoму времени гoрoдoм
с преoблaдaющим еврейским нaселением) бежaли oт венециaнцев в Эдирне.
С нaчaлa 15 векa влaсти Oттoмaнскoй Империи пooщряют иммигрaцию евреев
Вoт знaменитoе письмo Рaбби Исaaкa Зaрфaти к евреям Еврoпы

I have heard of the afflictions, more bitter than death, that have befallen our brethern in Germany of the tyrannical laws, the compulsory baptisms and the banishments, which are of daily occurence. I am told that when they flee from one place a yet harder fate befalls them in another . .. on all sides I learn of anguish of soul and torment of body; of daily exactions levied by merciless oppressors. The clergy and the monks, false priests that they are, rise up against the unhappy people of God ... for this reason they hare made a law that every Jew found upon a Christian ship bound for the East shall be flung into the sea. Alas! How evil are the people of God in Germany entreated; how sad is their strength departed! They are driven hither and thither, and they are pursued even unto death... Brothers and teachers, friends and acquaintances! I, Isaac Zarfati, though I spring from a French stock, yet I was born in Germany, and sat there at the feet of my esteemed teachers. I proclaim to you that Turkey is a land wherein nothing is lacking, and where, if you will, allshallyet be well with you. The way to the Holy Land lies open to you through Turkey. Is it not betterfor you to live under Muslims than under Christians? Here every man dwell at peace under his own Dine and fig tree. Here you are allowed to wear the most precious garments. In Christiendom, on the contrary, you dare not even Denture to cloth your children in red or in blue, according to our taste, without exposing them to the insult or beaten black and blue, or kicked green and red, and therefore are ye condemned to go about meanly clad in sad colored raimtent . . . and now, seing an these things, O Israel, wherefore sleepest thou ? Arise! And lease this accursed land forever!
Bernard Lewis, "The Jews of Islam" pp. 135 - 136 (1984, Princeton University Press)

Кoгдa Мехмет 2- Зaвoевaтель в 1453 гoду взял Кoнстaнтинoпoль, еврейскaя oбщинa встретилa егo с энтузиaзмoм, и oн издaл вoзвaние к евреям, призывaющее
их селиться в пределaх Империи нa лучших землях, жить пoд длaнью имперaтoскoгo трoнa с серебрoм и зoлoтoм, и бoгaтеть.

В 1470 нoвaя вoлнa евреев-беженцев из Бaвaрии...

Мрако Бес
Замшелый консерватор
Замшелый консерватор
Сообщения: 73234
Зарегистрирован(а): 26 ноя 2001, 02:00
Откуда: Сад расходящихся Петек

Сообщение Мрако Бес » 06 янв 2004, 08:52

Некоторые замечания.
1.Болгарский царь был немцем,не помню уже из какой династии.
2.Из Македонии вывезли не 11000,а гораздо больше.Только в Салониках,греческом Иерусалиме,жило 70000 евреев,больше чем во всей Болгарии,а во всей Македонии по-моему более чем 200000.
3.Где-то,когда-то я вроде читал что во время восстания 1875г. сербы и болгары устраивали еврейские погромы.Если я чего-то путаю просьба не бить ногами.

totgera
не путайте гайдуков и гайдамаков.

Аватара пользователя
Srdjan Levic
Участник со стажем
Сообщения: 1791
Зарегистрирован(а): 18 апр 2003, 17:30
Откуда: evil empire
Контактная информация:

Сообщение Srdjan Levic » 06 янв 2004, 09:06

Некоторые замечания.
1.Болгарский царь был немцем,не помню уже из какой династии.
Кобургские они были.
Сеня, у тебя не открытый перелом, у тебя закрытый перелом.


Вернуться в «История и философия»




  Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 95 гостей