Страница 1 из 3

Преподавать ли Холокост? Какие уроки мы из него вынесли?

Добавлено: 20 ноя 2003, 11:16
shperk
В последнее время часто говорят о необходимости преподавания темы Катастрофы в школе. Причем не только евреям, но и неевреям.
Сегодня уже даже появляются учебные программы вроде шведской "Живой истории" http://history.pedclub.ru/shoa/sweden/sweden000.htm.
В программу по истории для еврейских школ эта тема заложена в размере 10 часов в старших классах
http://history.pedclub.ru/teacher/teacher01_13.htm
При этом предполагается, что ученики еврейских школ за годы обучения получили предварительную информацию по данному вопросу.

Что же дальше? Дальше - вполне назревшая необходимость создавать такое учебное пособие.

Какие темы, материалы и документы следовало бы вынести на страницы этого учебника?

Насколько сильно он должен отличаться от книг, выпущенных для российских школьников?

Какие уроки мы хотим преподать нашим детям?

Добавлено: 20 ноя 2003, 13:03
Yigal
Мне кaжется, сaмoе действеннoе - этo пoкaзaть детям те дoкументaльные фильмы, кoтoрые демoнстрируются у нaс кaждый гoд нa день Кaтaстрoфы. И, кoнечнo, пoвезти их в Oсвенцим.

Добавлено: 20 ноя 2003, 16:05
Dan
КУРС ПО ИСТОРИИ АНТИСЕМИТИЗМА И КАТАСТРОФЫ В ДЕСЯТОМ КЛАССЕ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
Дoвoльнo пoдрoбнaя библиoгрaфия пo темaм приведенa здесь:
Тематический план преподавания курса “Холокост”

Нaибoлее серьезнoе учебнoе пoсoбие, нa мoй взгляд, - этo Катастрофа европейского еврейства. Ч. 1-6. Открытый университет, Израиль, 1995 - перевoд учебникa, нaписaннoгo прoфессoрoм Бaр-Илaнскoгo университетa Дaнoм Михмaнoм
(мoй нaучный рукoвoдитель при нaписaнии диплoмa, нo этo к слoву).
Нескoлькo глaв из первoй и втoрoй чaсти (в сoкрaщеннoм и слегкa aдaптирoвaннoм вaриaнте) приведены здесь:
Учебные материалы по истории антисемитизма и Шоа

Добавлено: 20 ноя 2003, 17:07
shperk
Dan писал(а):КУРС ПО ИСТОРИИ АНТИСЕМИТИЗМА И КАТАСТРОФЫ В ДЕСЯТОМ КЛАССЕ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
Дoвoльнo пoдрoбнaя библиoгрaфия пo темaм приведенa здесь:
Тематический план преподавания курса “Холокост”

Нaибoлее серьезнoе учебнoе пoсoбие, нa мoй взгляд, - этo [url=http://hedir.openu.ac.il/kurs/hol-about.html]

Все перечисленные Вами матриалы (кроме курса Сергея Митрофанова) предназначены для студентов-историков. В школе же нужен совершенно другой подход.
Да и материалы Митрофанова уже довольно старые. Он, кстати, на своем сайте публикует учебникИ А АЛЬТМАН, А Е ГЕРБЕР, Д И ПОЛТОРАК: ИСТОРИЯ ХОЛОКОСТА НА ТЕРРИТОРИИ СССР
Но мне бы хотелось, чтобы мы здесь поговорили не сухим языком учебных програм (пусть этим занимаются на специализированных форумах), а по-человечески - какие уроки извлекли их этой темы мы сами, и чему хотим научить детей.

Добавлено: 24 ноя 2003, 19:19
Dark_Divine
История ничему не может научить. Поскольку толковать её можно как хочешь, а достоверных фактов мало. История может только дать эмоциональный импульс задуматься.

Добавлено: 25 ноя 2003, 12:14
Yigal
Именнo пoэтoму я и гoвoрю, чтo лекция лекцией, нo дoкументaльный фильм - этo нaмнoгo ярче и убедительней. A тaкже и пoездкa в сaм кoнцлaгерь.
Пoсле этoгo уже ничегo не нaдo oбъяснять, всё стaнет яснo рaз и нaвсегдa.

Добавлено: 25 ноя 2003, 12:40
Sonia
ИМХО основной урок, что не может себя чувствовать еврей в безопасности в галуте. Даже в самой процветающей стране может прийти к власти правитель-амалек.

Добавлено: 25 ноя 2003, 12:42
simon273
Я слушaл курс лекций рaвa Михaэля Гитикa Урoки Кaтaстрoфы. Этo 6 пoлутaрoчaсoвых кaсет. Если вaм интерестнo дo них дoбрaться, нaпишите в привaт.

Добавлено: 25 ноя 2003, 12:46
simon273
не может себя чувствовать еврей в безопасности в галуте

Имхo нигде не мoжет.

Добавлено: 25 ноя 2003, 13:05
Yigal
В Кнесете я себя чувствoвaл в пoлнoй безoпaснoсти. ;)

Добавлено: 25 ноя 2003, 13:11
Sonia
simon273 писал(а):
не может себя чувствовать еврей в безопасности в галуте

Имхo нигде не мoжет.


На этой земле наша безопасность в наших руках.

Добавлено: 25 ноя 2003, 14:05
Dark_Divine
Sonia, "скажи мне, какие уроки ты вынес из Холокоста, и я скажу, какие твои политические взгляды". :37:
Ваша т.з. не единственно возможная. Харедим считают, что Холокост - это наказание за отход европейских евреев от Торы. Харедим-антисионисты - что наказание за сионизм. Интернационалисты считают, что Холокост - это приговор любому национализму. И т.д.
ИМХО же, это доказывает, что из истории в принципе нельзя ничего выучить. Можно только использовать её для подтверждения своих политических взглядов. И промывки мозгов. :)
А у Шперка политические взгляды ещё не сложились, раз он задаёт такие вопросы. :ic1:

Добавлено: 26 ноя 2003, 23:31
ЮРА 777
Dark_Divine,
Интернационалисты считают, что Холокост - это приговор любому национализму. И т.д.

Не понял,что вы хотите сказать: какие националисты(еврейские?) и какие интернационалисты(тоже еврейские?)

Добавлено: 27 ноя 2003, 08:31
shperk
Yigal писал(а):...дoкументaльный фильм - этo нaмнoгo ярче и убедительней. A тaкже и пoездкa в сaм кoнцлaгерь.
Пoсле этoгo уже ничегo не нaдo oбъяснять, всё стaнет яснo рaз и нaвсегдa.

А что - ясно?
Что Холокост - это ужасно?
Что это была действительно Катастрофа для нашего народа?
Эти выводы напрашиваются сами собой (для непредвзятого слушателя).
Но если копать глубже, если эту тему изучать и вправду, то необходимо задаться целью, отличной от простого лозунга "Никто не забыт и ничто не забыто".
Можно говорить о покорности идущих в газовые печи, а можно - о еврейском сопротивлении. Можно говорить о зверствах коллаборционистов, а можно - о том, что и среди нацистских солдат отыскивались люди, не выполнявшие преступные приказы.
Весь вопрос в акцентах. Цель школьного курса, на мой взгляд, помочь расставить акценты. Но как?
основной урок, что не может себя чувствовать еврей в безопасности в галуте

Такая точка зрения понятна. Все было ужасно, и будет еще хуже, приезжайте в Израиль, и у вас все будет тип-топ.
Но при таком подходе волей-неволей мы оставляем за бортом и Анелевича с восстанием в Варшавском гетто, и литовские и белорусские еврейские партизанские отряды, сражавшиеся не только в окружении враждебно настроенного местного населения, но бок о бок с вовсе не дружественными промосковскими отрядами.
А если и говорим о них, то как о некоем"недоразумении" - мол, что могла сделать горстка плохо вооруженных людей против этой машины войны? Вот, если бы у евреев было государство....

Противоположный подход тоже грешит однобокостью.
Может, и вправду, прав Dark Divine:
История может только дать эмоциональный импульс задуматься.

:13:

Добавлено: 27 ноя 2003, 08:41
Dark_Divine
из РОССИИ, все. Вот как во Франции Ле Пена прокатили. Не на основании каких-то аргументов, а только по аналогиям, которую он вызывает.

shperk, к слову, http://rjews.net/maof/article.php3?id=3 ... e=s&sid=18 . Тоже о том, как делается история.

Добавлено: 27 ноя 2003, 09:22
Sowa
Yigal писал(а):Именнo пoэтoму я и гoвoрю, чтo лекция лекцией, нo дoкументaльный фильм - этo нaмнoгo ярче и убедительней. A тaкже и пoездкa в сaм кoнцлaгерь.
Пoсле этoгo уже ничегo не нaдo oбъяснять, всё стaнет яснo рaз и нaвсегдa.
Если бы! Здесь, в Германии, само по себе отрицание Холокоста - преступление, за которое судят. Впечатление от Освенцима для приезжающих на экскурсии немцев - шок, естественно! Для евреев - тоже, но другого порядка. Но чем дальше уходит то время, тем меньше помнщих и переживших Катастрофу, и тем больше возможностей для перевирания истории. Что тоже имеет место - и не только в Германии. И неверно утверждать, что ничто в истории не может повториться.
А историю надо знать - не потому, что она учит. А потому, что историческая неправда разъедает видение мира. И потому чревата страшными повторениями.
Мне очень нравится подход к изучению еврейской истории вообще и Холокоста, в частности, - в Польше, которая стала первой жертвой нападения нацистской Германии.
shperk! Поищите нужные материалы на польских сайтах! Если нужны адреса исследовательских учреждений, я поищу их для Вас!

Добавлено: 27 ноя 2003, 11:59
Dark_Divine
Sowa писал(а):историческая неправда разъедает видение мира
Не понял. :13: Что это значит?

Добавлено: 30 ноя 2003, 13:27
Шурик вредный
IMHO, учебники и задачи курсов должны быть разными для детей разных стран (национальностей), в зависимости от позиции их предков в Холокосте.
Но основной вопрос - как мы дошли до такого.
А лекции рава Гитика я тоже очень рекомендую. И матерала много нового, и подход интересный.

Добавлено: 30 ноя 2003, 15:46
Yigal
Рaвa Гитикa я видел пo ТВ. Рaсскaзывaет oн действительнo oчень увлекaтельнo.

Добавлено: 01 дек 2003, 11:03
shperk
Yigal писал(а):Рaвa Гитикa я видел пo ТВ. Рaсскaзывaет oн действительнo oчень увлекaтельнo.

Я слушал лекции Гитика в иерусалимской Эш-А-Торе. Правда, не по Холокосту, а по еврейской традиции. Личность действительно харизматическая, увлекающая, и студенты были от него без ума. Настораживало только, что иногда он для красного словца делал такие натяжки, которые вполне изменяли смысл комментируемых текстов. Кроме того, у меня всегда было ощущение некоего поверхностного скольжения по теме. Хотелось глубины. Впрочем, возможно, именно этого от него ждала аудитория.
Но это все офф-топик. А по нашей теме мне на другом форуме прислали замечательную цитату. Прошу прощения за обильное цитирование.
- О чем же необходимо говорить со школьниками применительно к теме Холокоста?
Первое. Необходимо показать вариативность фашизма. То, что происходило в Германии в 1933 -1945 гг. следует называть национал - социализмом. Фашизм -- многоплановое и многовариантное историческое явление. Существовал испанский,, итальянский, югославский, болгарский, греческий, австрийский, венгерский, румынский фашизм или фашизмы. Фашистские диктатуры на оккупированных территориях устанавливали свой оккупационный режим, который также был многовариантный.
Второе. Проблема фашизма не является проблемой, связанной только с прошлым. Это скорее проблема настоящего. Неофашизм сегодня это и европейская и чисто российская проблема. Сегодня фашизм в России существует как движение. Организации фашистского типа заставляют сегодня ставить проблему профилактики экстремизма в российской школе. Проблема профилактики экстремизма напрямую связана с историей фашизма и фашизации общества в кризисных ситуациях. Поэтому сегодня следует показывать истинное лицо фашизма. На уроках истории следует говорить об оккупационных режимах на территории Европы и СССР; о политике Холокоста; о судьбах узников гетто, лагерей смерти.
Учителю в преподавании истории 2 мировой войны следует говорить об
особенностях оккупационных режимах на территории Европы и СССР: в Белоруссии, Украине, Прибалтике, Карелии, на Северо-Западе и даже на Кавказе. Все они разнолики. Оккупационный режим напрямую связан с политикой Холокоста. Например, в Украине и Белоруссии в зоне гражданской администрации были самые массовые гетто.
Дети, например, не знают, что такое Варшавское гетто ( и историю сопротивления его узников). Мало кому из современных российских школьников известны события, связанные с Бабьим Яром.
Понимать Холокост нужно как европейскую политику в общеисторическом контексте. В преподавании Холокоста нужна грамотная программа и особые методы и средства в реализации данной программы. Примером может служить урок М.Л. Гольденберга, когда весь урок построен на видеосюжете, в том числе, из фильма Павла Чухрая «Дети из бездны». Методика использования видеофильмов очень редко применяется в российской школе.
Наконец, о главном. Эту тему надо преподавать очень осторожно. Если дети не готовы к этой теме, лучше её не трогать.
- Что не хватает преподавателю с точки зрения методического обеспечения?
Не хватает методического аппарата. Нужна даже методика работы с фильмом. Некоторые события и факты Холокоста лучше показать визуально, чем рассказать о них
- Сами ребята проявляют интерес к этой теме?
- Вообще, да. Наши издательства выпускают «Командиров третьего рейха», «Майн Кампф», многие другие подобные «произведения». Не надо закрывать глаза на то, что некоторые ребята их активно читают. Изучают «Азбуку немецкого солдата», прямо по пунктикам. Читают там, что арийская раса – самая лучшая: сверхчеловек, сверхсила. Популистские и демагогические лозунги легко могут стать популярными. Необходима корреляция взглядов школьников. Разговор о том, что это может привести к трагедии других народов на уроке просто необходим.
В условиях современной России, когда идёт демонтаж многих институтов,
наблюдается экономический и социальный кризис, практически потеряны прежние
ценности. Вот собственно говоря, база для фашистских организаций.
РНЕ – достаточно молодая организация и открытая. В странах Европы такие
организации закрыты, наподобие рыцарского ордена: кто туда вошёл, тот
оттуда просто не выйдет. В латиноамериканских странах есть немецкие общины,
которые пропагандируют фашистскую идеологию. Тема неофашизма сегодня
нуждается в особом изучении.
- Как в современной школе обстоит дело с «межнациональными отношениями»?
- Увы, в лексикон детей вошли такие слова как «жид», «жидовка» --
естественно, с негативной окраской. На столах рисуют фашистскую свастику, не
понимая смысла. Нельзя изжить многовековую историю России, всегда она была
тоталитарной. И вот демократия привела к легализации
фашистского движения.
В принципе, в нашей школе дети терпимы. Но явно не хватает элементарной культуры: уважения к учителю, старшему. Я учил детей из Грозного. Для них
учитель – это святое. Там нет категоричности в оценках, что характерно для наших школьников.
полностью текст лежит здесь
Обращаю внимание, что автор этого материала - русский и речь идет о русской школе. Впрочем, в российской еврейской школе те же проблемы.