Эстетика или ценности?
Модератор: Саша З.
- Саша З.
- Сообщения: 18568
- Зарегистрирован(а): 17 ноя 2001, 02:00
- Откуда: Израиль
- Контактная информация:
Эстетика или ценности?
В путешествиях люди интересуются твумя видами творений: творениями природы и творениями рук человеческих. С природой все ясно - природа существует сама по себе, никаких ценностей выражать не может, любование красивым закатом, водопадом, горным пейзажем, морским прибоем, зеленым лугом доставляет чисто эстетическое наслаждение, и ниак не связано с мировоззрением человека, его личностью.
Но вот знакомство с тем, что создало людьми, может носить и другой характер. Тут возможны два подхода. Один - эстетический. Здание, площадь, собор, облик города в целом, либо произведение искусства - картина, скульптура и т.д. могут нравиться и сами по себе, без всякой связи с выражаемыми ценностями. Второй подход, который мне гораздо ближе, ставит на первое место ценности, которое рассматриваемый объект выражает.
Меня в первую очередь интересует: а зачем было построено тот или иное здание? Зачем была написана эта картина? С чем ассоциируется эта площадь? Только когда я получаю ответ на эти вопросы, я могу выразить свое отношение и к мастерству тех, кто создал тот или иное творение - архитекторов, скульпторов, художников, дизайнеров и т.д.
Даю примеры. Я люблю готику, особенно немецкую. Почему? Да потому, что дерзновенные, рвущиеся в небеса линии готических шпилей словно предвещают новую эру, предвосхищают закат средневековья, расцвет торговли, росто городов. И почему я не перевариваю барокко? Да потому, что барокко - это ответ католической церкви на Реформацию, попытка повернуть историю вспять, это классический пример манипуляции сознанием. Барокко - тупиковая ветвь в истории человечества.
Подход, при котором ценности предшествуют чистой эстетике, кажется мне гораздо более правильным. Иногда он имеет и практическое приложение: скажем, я не собираюсь в Вену. Она мне не понравится - знаю об этом заранее. Слишком многое там напоминает о Габсбургах - душителях свободы народов Центральной Европы.
Но вот знакомство с тем, что создало людьми, может носить и другой характер. Тут возможны два подхода. Один - эстетический. Здание, площадь, собор, облик города в целом, либо произведение искусства - картина, скульптура и т.д. могут нравиться и сами по себе, без всякой связи с выражаемыми ценностями. Второй подход, который мне гораздо ближе, ставит на первое место ценности, которое рассматриваемый объект выражает.
Меня в первую очередь интересует: а зачем было построено тот или иное здание? Зачем была написана эта картина? С чем ассоциируется эта площадь? Только когда я получаю ответ на эти вопросы, я могу выразить свое отношение и к мастерству тех, кто создал тот или иное творение - архитекторов, скульпторов, художников, дизайнеров и т.д.
Даю примеры. Я люблю готику, особенно немецкую. Почему? Да потому, что дерзновенные, рвущиеся в небеса линии готических шпилей словно предвещают новую эру, предвосхищают закат средневековья, расцвет торговли, росто городов. И почему я не перевариваю барокко? Да потому, что барокко - это ответ католической церкви на Реформацию, попытка повернуть историю вспять, это классический пример манипуляции сознанием. Барокко - тупиковая ветвь в истории человечества.
Подход, при котором ценности предшествуют чистой эстетике, кажется мне гораздо более правильным. Иногда он имеет и практическое приложение: скажем, я не собираюсь в Вену. Она мне не понравится - знаю об этом заранее. Слишком многое там напоминает о Габсбургах - душителях свободы народов Центральной Европы.
- Srdjan Levic
- Участник со стажем
- Сообщения: 1791
- Зарегистрирован(а): 18 апр 2003, 17:30
- Откуда: evil empire
- Контактная информация:
я чуть пивом не поперхнулся. Лично мне нравится и готика и барокко.
Вена - замечательный город. Я уважаю Габсбургов - как довольно таки цивилизованную монархичемскую династию и тот след, который она оставила в истории, при всех (подчеркиваю - всех) ее слабостях, пороках и недостатках. Прага, Загреб, Любляна - мои любимые места, мне как-то сложно представить историю и культуру этих городов и стран без Габсбургов. Да и без барокко
PS:
Кр.того, к вопросу о ценностях - евреи были полноправными гражданами Австро-Венгрии, сейчас уже не помню с какого года - в этой монархии антисемитизма не было в принципе.
Вена - замечательный город. Я уважаю Габсбургов - как довольно таки цивилизованную монархичемскую династию и тот след, который она оставила в истории, при всех (подчеркиваю - всех) ее слабостях, пороках и недостатках. Прага, Загреб, Любляна - мои любимые места, мне как-то сложно представить историю и культуру этих городов и стран без Габсбургов. Да и без барокко
PS:
Кр.того, к вопросу о ценностях - евреи были полноправными гражданами Австро-Венгрии, сейчас уже не помню с какого года - в этой монархии антисемитизма не было в принципе.
Последний раз редактировалось Srdjan Levic 18 янв 2004, 16:55, всего редактировалось 1 раз.
Сеня, у тебя не открытый перелом, у тебя закрытый перелом.
Re: Эстетика или ценности?
Саша З. писал(а): Второй подход, который мне гораздо ближе, ставит на первое место ценности, которое рассматриваемый объект выражает.
Меня в первую очередь интересует: а зачем было построено тот или иное здание? Зачем была написана эта картина? С чем ассоциируется эта площадь? Только когда я получаю ответ на эти вопросы, я могу выразить свое отношение и к мастерству тех, кто создал тот или иное творение - архитекторов, скульпторов, художников, дизайнеров и т.д.
Зачем, говорите?
Ну, со зданиями проще. Они строятся либо для жилья, либо для общественного использования.
С картинами и скульптурами сложнее. Не всегда можно получить ответ на вопрос зачем, например, Леонардо Мону Лизу нарисовал. Значит, если Вам это не известно, то и отношения к этой картине не может быть никакого? Подход, прямо скажем, очень партийный.
Саша З. писал(а): И почему я не перевариваю барокко? Да потому, что барокко - это ответ католической церкви на Реформацию, попытка повернуть историю вспять, это классический пример манипуляции сознанием. Барокко - тупиковая ветвь в истории человечества.
Интересно, Вы и реформацию в иудаизме приветствуете с такой же горячностью? И если нет, то почему в христианстве да, а в иудаизме нет? Хотите повернуть историю вспять?
Саша З. писал(а):Иногда он имеет и практическое приложение: скажем, я не собираюсь в Вену. Она мне не понравится - знаю об этом заранее. Слишком многое там напоминает о Габсбургах - душителях свободы народов Центральной Европы.
Да-да, а Пушкин был революционный поэт, потому что написал "Октябрь уж наступил..."
Торжество разума в том и состоит, чтобы уживаться с людьми, не имеющими его.
Вольтер
Вольтер
-
- Либеральный консерватор
- Сообщения: 3048
- Зарегистрирован(а): 16 фев 2002, 12:40
- Откуда: Хайфа, Израиль
- Контактная информация:
Я, пoжaлуй, близoк к тoму, чтoбы пoлнoстью сoглaситься с aпoллoгетaми сoветскoй влaсти. Всегo 70 лет прaвили бoльшевики, a психoлoгия людей изменилaсь неузнaвaемo. Клaссoвo-пaртийные принцип в искусстве уже в крoви.
Иногда я оглядываю офис, вижу, как все непрерывно стучат по клавиатуре, и начинаю сомневаться, занимается ли работой кто нибудь вообще (c)
- Саша З.
- Сообщения: 18568
- Зарегистрирован(а): 17 ноя 2001, 02:00
- Откуда: Израиль
- Контактная информация:
Джaз хoрoш, ибo этo музыкa угнетенных негрoв, a гaлстук - пережитoк буржуaзнoгo прoшлoгo
Именно поэтому я и люблю джаз, и не ношу галстук .
Tanusha:
С картинами и скульптурами сложнее. Не всегда можно получить ответ на вопрос зачем, например, Леонардо Мону Лизу нарисовал. Значит, если Вам это не известно, то и отношения к этой картине не может быть никакого?
Очень часто знание помогает абсолютно по-другому воспрнять произведение искусства. Но дело даже не в знании. Настоящий мастер сумеет преподать свое творение так, что оно само говорит за себя. Пример: Бетховен. Его мятежная, бурная музыка настолько далека от куртуазных придворных менуэтов, что по одной ней можно догадаться, что Бетховен был антимонархистом и ненавидел старый феодальный порядок. А оперы Верди за версту выдают итальянского патриота.
Да, скажите, если выяснится, что понравившаяся Вам мелодия - это нацистский марш, разве Вы не перемените к ней свое отношение?
Бoльшинствo кaртин-шедеврoв нaписaны пo зaкaзу бoгaтoгo зaкaзчикa, чтoбы висеть в oпределеннoм месте и укрaшaть или прoслaвлять.
Верно. Писали скажем стражников города так, чтобы народ в их лице власть уважал. А Рембрандт свой "Ночной дозор" по-другому написал.
- Srdjan Levic
- Участник со стажем
- Сообщения: 1791
- Зарегистрирован(а): 18 апр 2003, 17:30
- Откуда: evil empire
- Контактная информация:
- Sonia
- Начальник
- Сообщения: 5292
- Зарегистрирован(а): 12 апр 2002, 20:56
- Откуда: Маале-Адуммим, Израиль
- Контактная информация:
Саша З., а я, как человек, не знающий истории и исторической подоплеки, просто наслаждаюсь эстетикой и мастерством. Какая, к черту, разница, какая там политика. Мне что теперь не любить Петрова-Водкина за его красного коня? Или Маяковского?
И какая мне разница - писал Моцарт свой реквием на заказ или для души? Ты еще задай "любимый" вопрос В. Высоцкого: "А что он хотел сказать этим?" - что хотел, то и сказал!
И какая мне разница - писал Моцарт свой реквием на заказ или для души? Ты еще задай "любимый" вопрос В. Высоцкого: "А что он хотел сказать этим?" - что хотел, то и сказал!
-
- Обыватель бездуховный
- Сообщения: 8567
- Зарегистрирован(а): 17 ноя 2001, 02:00
- Откуда: Рига, Латвия
- Контактная информация:
Tanusha писал(а):Слоновой, и у нас Шмуэль Флатто-Шарон собирается открыть музей эротики. Искусство любви, так сказать...
Если там будет такая тоска, как в копенгагенском (амстердамского не видел), то овчинка выделки не стоит.
"Физика - это вам не математика, тут думать надо"
Марк Биньяминович Бирк, бывший директор Рижской Еврейской Школы.
Марк Биньяминович Бирк, бывший директор Рижской Еврейской Школы.
Вернуться в «Клуб путешествий»
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 40 гостей