Израиль - вчера, сегодня, завтра - главная страница
карта сайта  карта сайта   о проекте Мегаполис  кто мы   e-mail  почта  
Израиль - вчера, сегодня, завтра - Главная страница
 

Виртуальная реальность - философский аспект.
Автор Сообщение Выбрать
Levy
СообщениеДобавлено: 16 Мар 2002 08:27    Заголовок сообщения: Виртуальная реальность - философский аспект.

Что есть виртуальная реальность, каую роль она играет в современном мире – ответы на эти вопросы не так просты, как кажется на первый взгляд.

Virtual – наличный, имеющийся в распоряжении. Программист свободно оперирует виртуальной машиной. Эту виртуальную машину с заказанными параметрами генерирует ему некая большая машина, примерно так, как Солярис братьев Стругацких генерировал некую призрачную реальность, основанную на подсознании астронавтов.
Технический аспект виртуальной реальности стал частью нашей жизни. В развитых странах каждая семья имеет по 2-3 компютера, подсоединённых ко Всемирной Паутине. Виртуальная реальность изменила наш образ жизни. И дело не только и не столько в том, что мы тратим часть своего времени «путешествуя по киберпространству» - меняются наши психо-социологические установки и стереотипы.

Изменилась структура взаимоотношений Я и Мир, Я и Другие. В системе Я и Мир индивидуум чувствует волю окружающего мира, стреамящегося подавить волю человека и привести его в рамки определённых стандартов. Конфликтное восприятие человеком своей незначительности, называемое Сартром «невротическим восприятием», приводит к развитию чувства потерянности, одиночества, безнадежности. Эти чувства усугубляются осознанием своей достаточно жёсткой детерминации человека в определённом социальном слое. Это приводит к ослаблению социальных связей человека с Миром и росту психологической напряжённости и разобщённости. Напряжённость, называемая «экзистенциальным страхом», широко используемым в философии и литературе. (См. напр. «Затворники Альтоны» Альбера Камю).

Основываясь на феноменологии Ясперса, экзистенциализм приходит к парадоксальному выводу – с развитием технических средств коммуникации, СМИ, чувство одиночества, потерянности ещё больше усугубляется. Картину довершает осознание бессилия что-либо изменить в этом грустном мире.

Но вот, в жизнь человека врывается нечто механически-дружественное, на первый взгляд, неопасное, предоставляющее, пусть, даже, иллюзорную возможность реализовать себя, заявить о своём существовании и, пожалуй, главное, внушающее надежду на то, что кто-то в мире откликнется, узнает о тебе, выслушает тебя. И человек, полагая, что ему есть, что сказать людям, начинает творить – создаёт вебсайты, входит во всевозможные чат-румы, форумы, рассылает электронные письма, создаёт, если может, вирусы, как средство самовыражения. На экране терминала он видит отклик – кто-то спорит с ним, кто-то соглашается. Если реальный мир был глух к его призывам, то виртуальный мир даёт ему возмоьность самореализации. Человек входит в виртуальный мир, творит в нём, заявляет о себе, пытается повысить свою значимость, осознать себя чем-то бОльшим, чем песчинка в безбрежном людском море.. Он воображает себя Демиургом, творящим свой собственный Микрокосмос. Все больше людей чувствуют себя в киберпространстве более комфортно, чем в реальной жизни.

Наша психика постепенном меняется. В ней всё болше места занимают образы и события виртуального мира, заставляя потесниться отражения реального мира.

Какова же природа виртуальной реальности? Мы живём в материальном мире, подчинённом некоей Логике Сущего, выраженной в физических закономерностях. Если экстрагировать эту Логику из материального мира и представить её, как некую самодовлеющую сущность, то приходим к понятию Абсолютной Идеи в гегелевском понимании. В нашем мышлении мир Абсолютного Разума преобразуется в некие абстрактные модели и конструкции. На основании этих абстракций мы создаём свой собственный мир – во-первых, мир человеческих отношений, моральных норм и т.д., а во-вторых – технический мир, который, будучи создан, начинает существовать независимо от воли индивида. Таким образом, виртуальная реальность есть техническая реализация наших представлений об идеальном мире абстракций. Как известно, информация – нематериальная субстанция, материальны только её носители. Отсюда вытекает, что построенная нами виртуальная реальность есть некий промежуточный объект между идеальным миром и материальной средой. И, как любой промежуточный субстрат, виртуальная реальность обладает чертами своих «родителей» - с одной стороны она нематериальна, ибо это мир нематериальной информации, с другой стороны – виртуальная реальность материальна, ибо реализована она в материальных вычислительных средах и коммуникационных сетях.

Итак, появление новой мировой сущности – виртуальной реальности, видимо, приведёт к возникновению нового способа мышления, а, значит, и существования в трёх мирах – идеальном, материальном и виртуальном.

Ваше мнение, господа?
 
.
raffal
СообщениеДобавлено: 16 Мар 2002 09:38    Заголовок сообщения:

Браво!
В "Статьи" на Мегаполисе!
.
Shi
СообщениеДобавлено: 16 Мар 2002 21:50    Заголовок сообщения:

Как человек ,уважительно относящийся к чужому полету мысли, но подобным дарос не обладающий, я отношусь к виртуальной реальности с лозунгом "Глубина..Я -не твой"(с)
Для меня - это еще один способ коммуникации как телефон или письмо. Причем более удобный с одной стороны, так как расширяет аудиторию, с которой ты можешь одновременно контактировать, и неудобный с другой, потому что ,в принципе, отсутствует интонационный ответ. Например, врать по телефону труднее, чем по интернету.

Интернет-это довольно полезный инструмент для поддержания психического здоровья. Например, г-дин А служит в конторе мелким клерком, но по вечерам, в чате, он представляется летчиком и вызывает у окружающих уважение и восхищение. То есть, человек , "проигрывает" эту роль в виртуале, получает психологическое удовлетворение и счастливый на следующий день отправляется на свой скучный труд. Может ли А в реальной жизни стать летчиком? Нет. Несчастен ли он от этого? Да. Дает ли ему виртуальное пространство иллюзию этого счастья? Да.
Хм. Отсюда напрашивается вывод, что сеть можно использовать как легкий наркотик(?) kard.gifkard.gif Т


Пойду я лучше в тенис поиграю. icon_pain03.gif
.
ben Isaak
СообщениеДобавлено: 16 Мар 2002 21:57    Заголовок сообщения:

Shi писал(а):

Отсюда напрашивается вывод, что сеть можно использовать как легкий наркотик(?) kard.gifkard.gif Т


Можно как лёгкий, а можно как тяжёлый. icon_pain18.gif Известны преценденты. icon_pain03.gif

Я отношусь к виртуалу как к неотъемлимой составляющей реальной жизни, но это, наверное, и заметно!? icon_pain25.gif
.
Shi
СообщениеДобавлено: 17 Мар 2002 02:15    Заголовок сообщения:

"Интернет аддикшн" тоже лечится (успокаивающе поглаживает Зеева по плечу) icon_med.gif

Для экономии места поглаживания беру обратно в этом же посте.

Не знаю,как старожили, те кто начинал еще в легендарном ФИДО, но для новых апологетов интернета прослеживаются следующие тенденции. Первые полтора-два года жизнь у компьютера, бурные виртуалльные романы или виртуальные посиделки или виртуальная проба пера на различные темы. Потом, кто-то уже научился выключать компьютер и забывать о виртуале,переходя в реальную жизнь...Кто-то прочно "подсел " на интернет и для него это стало более реальной жизнью...Кто- то выключил интернет практически насовсем не найдя в нем ничегошеньки для себя.
.
ben Isaak
СообщениеДобавлено: 17 Мар 2002 02:19    Заголовок сообщения:

Shi писал(а):

"Интернет аддикшн" тоже лечится (успокаивающе поглаживает Зеева по плечу) icon_med.gif


Не замечая надписи на поглаживаемом: "Руками не трогать! Высокое напряжение!" icon_horror.gif
.
raffal
СообщениеДобавлено: 17 Мар 2002 11:26    Заголовок сообщения:

Shi:
Не знаю,как старожили, те кто начинал еще в легендарном ФИДО, ..
"Вот так я и попал в легенду, дети мои" icon_biggrin.gif
.
ПупсикЪ
СообщениеДобавлено: 17 Мар 2002 16:06    Заголовок сообщения:

"...примерно так, как Солярис братьев Стругацких генерировал некую призрачную реальность, основанную на подсознании астронавтов"

xa-xa. icon_med.gif
.
Kinder
СообщениеДобавлено: 17 Мар 2002 16:34    Заголовок сообщения:

ПупсикЪ, ну Лем.... ну, ошиблись маленько... Зачем же так злорадствоапть? icon_pain03.gif

А вот рассматривать интернет можно только как часть Виртуальной Реальности. Причем маааленькую... Или вообще ставить интернет особняком (имхо) от ВР....
.
Meshulash
СообщениеДобавлено: 17 Мар 2002 20:01    Заголовок сообщения:

Леви!
Сильно. Спасибо.

Два «плода раздумий».

Сначала культурологический.

Вы, как мне кажется, совершенно правы, утверждая, что «виртуальная реальность есть техническая реализация наших представлений об идеальном мире абстракций».

Но «виртуальная реальность» это, к счастью, не только и не столько то, что обеспечивается сетью. Человек, как только он вышел из пещер, начал жить в «виртуальной реальности». Это реальность культуры. Где-то я прочел, что культура началась с заповеди «не убий». Речь шла о сохранении жизни бесполезных по старости или болезни членов группы. То есть, как только материальные соображения стали регулироваться чем-то абстрактым, какими-то предписаниями, напрямую не подкрепленными физическими соображениями, то возникла культура, виртуальная реальность. Об этом у Лотмана, Пятигорского, Мамардашвили, цированного Вами Хейзинги, очень хорошо у Шпенглера и у Вейнингера. В основе этой реальности, конечно, язык (см. напр. у Гумбольта или Потебни). Язык в общем смысле, как знаковая система.

То, что обеспечивается сетью, это, нам мой взгляд, реакция на стадию развития культуры. В доинтернетовскую эпоху «виртуальная реальность» базировалась на искусстве, а динамика ее обеспечивалась перепиской, газетами, журналами, книгами и выставками. Это с одной стороны, обеспечивало отбор текстов, а с другой, ограничивало доступ к выражению. Тем самым создавались долговременные произведения, база для модерна и нынешнего постмодерна.

По сути, постмодерн, если верить культурологам (Козловски, например), – это вторичная культура, основанная на цитировании. Постмодернистское произведение это мозаика цитат, цитаты в другом контексте. Если модерн оперировал не реальными объектами, а культурными героями не меняя их контекст, то постмодерн, оперируя теми же героями, контекст меняет.

И вот здесь как раз вступает в силу гегелевская «Феноменология духа». Вернее, эта феноменология работала и до постмодерна, но здесь сила этой Абстрактной Идеи проявляется наиболее явно. Набор цитат, готовых штампов и фраз, икон и идей складывается с то, что требует Идея. Здесь и сейчас, быстро, не на века и не для всех. Маленькая картинка для узкого круга. Гегелевкий Дух, двигаясь сам, согласно своей динамики, рождает новые картинки и эти картинки немедленно складываются. И умирают с изменением состояния Духа. Рождаются следующие.

Но для фиксации этих состояний нужна материя. Когда писал Ребрандт или ваял Роден движения Духа могли ждать. Материя менялась медленно, но Дух ждал. И картины живут веками. Теперь Дух не ждет, нужно сейчас, иначе он поменяется, а том окажется не дописанным. Не нужно новое, нужно успеть. И сеть дала эту мягкую материю. Бысро пишем, быстро, из готовых фонтов, цитат и иконок, создаем нечто нетленное, немедленно рассылаем. И все, следующее. Нет времени ждать, как Ньютон, сорок лет, а потом робко публиковать. У нас через час устареет, а вечером исчезнет. Поэтому – к следующей мозаике.

И родился «человек кликающий» (с) Нестеренко.

Теперь плод психологический, поменьше.

Вы, как мне кажется, правы. Действительно, «изменилась структура взаимоотношений Я и Мир, Я и Другие. В системе Я и Мир индивидуум чувствует волю окружающего мира, стреамящегося подавить волю человека и привести его в рамки определённых стандартов.» И, вероятно, справедливо замечание Шай, что «интернет-это довольно полезный инструмент для поддержания психического здоровья», дающий иллюзию счастья. Но, думаю, природа этого глубже.

Виртуальный мир, это мир, отражающий реальный. Не совпадающий с ним, конечно, но все же на уровне абстракций, Вы правы, его заменяющий. И в этом мире можно вполне сносно жить. Но мир этот, в отличие от мира реального, а также мира СМИ, абстрактный, но однонаправленных, вступает в диалог, спорит и соглашается. Или не соглашается. Но главное, реагирует. Это уже не отношение «Я и Оно» (с) Фрейд и даже не «Я и Мы» (с) Ницше или «Я и Вы». Это «Я и Ты» (с) Бубер. Человек говорит с миром как с равным и мир с ним как с равным. Это не отношение Демиурга и Микрокосма, это отношение пророка и Б-га, праведника и Вс-вышнего. Не просто молящегося, но «праведника, поливающего уксусом луну» (с) Шангал. Они говорят как равные. И нет уже дела до того, что один большой и абстрактный, а второй маленький и конкретный. Общаются.
.
Levy
СообщениеДобавлено: 17 Мар 2002 21:25    Заголовок сообщения:

Shi, Вы подошли к ещё одной ипостаси виртуальной, а вернее "мегафорумной" реальности. Это стимулирование творчества. Посмотрите на этот фонтан выдумок, юмора в нашем знаменитом сериале. Откровенно говоря (только Вам, больше никому) я от себя такой прыти не ожидал.

Meshulash, в Вашем посте есть зародыш, как минимум, для трёх новых тем. Во-первых, язык - не только знаковая система, но и отражение культуры, истории и, даже, экономики народа. Посмотрите на изменения русского языка в последние 10 лет. Не является ли наплыв блатных и англицированных слов выражением экономоческого и морального упадка нации?
Во-вторых, постмодернизм, как вторичная культура, в некотором роде, субкультура, питающаяся идеями первичной культуры, поэтому, на мой взгляд, неспособная на открытия. Помните, мы обсуждали инсталляции? Они, по-моему, есть элемент этого самого постмодернизма.
И в-третьих, та, в общем, верная мысль, что ВР родилась с появлением у человека воображения и задатков абстрактного мышления. В сущности, искусство, математика - части виртуальной реальности. Условно, можно считать, что с появлением Сети появилась разновидность ВР - интерактивная ВР, хотя задатки этого существовали и раньше.
.
raffal
СообщениеДобавлено: 17 Мар 2002 21:35    Заголовок сообщения:

Ok
.
Meshulash
СообщениеДобавлено: 17 Мар 2002 21:39    Заголовок сообщения:

raffal писал(а):

Levy:
Посмотрите на изменения русского языка в последние 10 лет. Не является ли наплыв блатных и англицированных слов выражением экономоческого и морального упадка нации?
icon_horror.gif Не возражения ради, а чтобы понять - каким образом вышеупомянутые изменения в лексике могут свидетельствовать об упадке ? - вообще-то русскому языку всегда была свойственна способность легко заимствовать лексикон из любого другого.

Раффаль!
Очень прошу, оставьте здесь. Я подготовлю тему о языке, там и поговорим. Здесь не об этом.
.
Zakan
СообщениеДобавлено: 18 Мар 2002 00:54    Заголовок сообщения:

Вот только не надо драматизировать.

Я тоже хотел сказать, что виртуальная реальность появилась с первым наскальным рисунком!
И ничего, выжили! icon_biggrin.gif

Кроме того, как посмотреть на НЕвиртуальную реальность - некоторые считают, что на самом деле неизвестно, так ли уж она невиртуальна... Более того, существуют мнения, что и никакого самого дела тоже нету.

Лично я не солипсист и склоняюсь к тому, что какие-то там дела, видимо, объективно есть, но вот какое из дел считать самым, это, господа, вопрос веры, так как принципиально непроверяемо.

Отослал бы интересующихся к трем прекрасным иллюстрациям.

Станислав Лем - "Из воспоминаний Ийона Тихого I - Странные ящики профессора Коркорана"
Пелевин - "Чапаев и Пустота"
Герман Гессе - "Игра в бисер" - а именно в самом конце романа, где собственные сочинения Йозефа Кнехта, - "Индийское жизнеописание"

Все это есть прямо в Сети - библиотека Мошкова например.
.
Перец
СообщениеДобавлено: 26 Мар 2002 00:41    Заголовок сообщения:

Эта тема тупиковая, поскольку само ее название парадоксально - виртуальная реальность. В нашем понимании значение слова "виртуальный" можно обозначить русским "воображаемый". То есть то, что нельзя потрогать, а можно только вообразить, выстроить умственную модель и на ее основе делать умозаключения и производить действия, способные повлиять на реальность. То, что создание виртуальных моделей производится нынче посредством реального инвентаря, не должно вводить нас в заблуждение - если виртуальность с реальностью и пересекаются в какой-то точке, то уж точно не в этой, а также не в точке влияния виртуальных моделей на реальную жизнь.

Но виртуальной реальности как целостного понятия быть не может - иначе одно из этих слов просто лишается смысла.

Могут быть отдельные пересечения, но это - совсем другое дело и совсем другая тема.
.
Levy
СообщениеДобавлено: 26 Мар 2002 08:06    Заголовок сообщения:

Перец писал(а):

Эта тема тупиковая, поскольку само ее название парадоксально - виртуальная реальность. То есть то, что нельзя потрогать, а можно только вообразить, выстроить умственную модель и на ее основе делать умозаключения и производить действия, способные повлиять на реальность.

Перец, Вы понимаете реальность, как чисто материальный мир, набор материальных предметов, которые можно потрогать. При такой узости действительно, понятие "виртуальная реальность" для Вас теряет смысл. Общепринятая же точка зрения состоит в том, что в понятие реальности входит мир идей и абстракций. Интеграл так же реален, как и велосипед. О реальности именно в таком понимании здесь и идёт речь.
.
Программист
СообщениеДобавлено: 26 Мар 2002 11:03    Заголовок сообщения: Виртуальная реальность

Здравствуйте, уважаемые форумчане!
Это мое первое сообщение на форуме, прошу не сердиться, если попадет не туда. Я хочу поддержать разговор о виртуальной реальности и языке, где уже услышал много интересных и близких мыслей.
Вопросы и замечания по теме:
Что есть интернет: приближение к мечте о воплощенных идеях, об идеальном, свободном мире культуры или насмешка над этими идеями? Мировая помойка?!
Информация, по-моему - материя интернета (а душа - содержание). Только вот информация очень странная материя. От того, что ею владеют разные люди количество информации не уменьшается. Вообще, информация не уменьшается от использования, в отличие от материи яблока, хлеба бензина...
Но что бесспорно: интернет приближает нас к "Освобождению труда" - о чем не только Маркс с Плехановым пеклись. Работа по интернету так свободна, как не могли помыслить социалисты прошлого.
Интернет, конечно, переворотв культуре, превосходящий искусство книгопечатания. И во многом противоположный. Массовые тиражи, ставшие возможными после Гутенбрега адресованы никому конкретно.
Ахматова первой объявила "После гутенбреговскую эру", самиздат, распространяемый всегда конкретному адресату, предвосхитил интернет, побеждающий безадресное изделие масс-культуры.
Интернет, и шире, компьютерные новации, по значительности схожи с изобретением алфавита (взамен иероглифов). Но это движение в другом направлении - компьютер вместо буквенной передачи информации переходит к пиктограммам и смайлики скоро вытеснят слова, подтверждая теорию об эмоциональном происхождении речи.
Буду рад вашим комментариям к этим несколько сумбурным заметкам.
.
ПупсикЪ
СообщениеДобавлено: 26 Мар 2002 11:45    Заголовок сообщения:

Пoрaзительнo - кaк я зaметил, сaмые бессoдержaтельные и нелепые темы с жaрoм oбсaсывaют мaргинaлы сo всех вooбрaзимых крaев.
Применительнo к дaннoй теме я имею в виду две кaтегoрии кoмпьютерных пoльзoвaтелей: oпытные чaйники и кoнченые хaкеры.

Пoмнится, кoгдa-тo пoхoжие речи велись пo пoвoду изoбретения сaмoлетa, телегрaфa, рaдиo, телевизoрa, телефoнa, фaксa...

Из всех этих изoбретений Интернет мoжнo упoдoбить в чем-тo телефoну и сaмoлету.
Тaк вoт я спрaшивaю: сиьнo нaс изменил сaмoлет? A телефoн?

Будьте прoще, грaждaне. Интернет нaс не изменит рaдикaльнo. Лет через десять o нем будут вспoминaть нaряду с телефoнoм и сaмoлетoм - в тех же тoнaх и с теми же пoнятиями.
.
ПупсикЪ
СообщениеДобавлено: 26 Мар 2002 12:00    Заголовок сообщения:

Levy писал(а):

Перец писал(а):

Эта тема тупиковая, поскольку само ее название парадоксально - виртуальная реальность. То есть то, что нельзя потрогать, а можно только вообразить, выстроить умственную модель и на ее основе делать умозаключения и производить действия, способные повлиять на реальность.

Перец, Вы понимаете реальность, как чисто материальный мир, набор материальных предметов, которые можно потрогать. При такой узости действительно, понятие "виртуальная реальность" для Вас теряет смысл. Общепринятая же точка зрения состоит в том, что в понятие реальности входит мир идей и абстракций. Интеграл так же реален, как и велосипед. О реальности именно в таком понимании здесь и идёт речь.

Кем oбщепринятaя-тo?

Если уж вы хoтите oбсуждaть филoсoфские вoпрoсы, тo следует прoвести четкoе рaзгрaничение: или мы беседуем o филoсoфии приклaднoй, тo есть o сути МAТЕРИAЛЬНЫХ, oсязaемых вещей и явлений, пoдсудных зaкoнaм физики, химии и мaтемaтики - или же мы зaнимaемся чистoй схoлaстикoй, умoзрительными пoстрoениями и прoчим слoвoблудием.

Если мы имеем в виду приклaдную филoсoфию, тo дa - мoжнo гoвoрить oб oбщепринятых пoлoжениях, дoкaзуемых в тoй или инoй степени нaучными метoдaми.

Если мы гoвoрим o схoлaстике - "oбщепринятoсть" теряет всякий смысл, ибo ее истиннoсть/лoжнoсть в принципе недoкaзуемa. Тo есть, любoе мнение будет легитимным и oдинaкoвo неверным или верным. Тo есть oбсуждaть нечегo.
.
Zakan
СообщениеДобавлено: 27 Мар 2002 01:18    Заголовок сообщения:

Цитата:
Так называемая объективная реальность есть тяжкий бред, вызванный недостатком алкоголя в крови.

не помню, кто


Перец писал(а):

Эта тема тупиковая, поскольку само ее название парадоксально - виртуальная реальность. В нашем понимании значение слова "виртуальный" можно обозначить русским "воображаемый". То есть то, что нельзя потрогать, а можно только вообразить, выстроить умственную модель и на ее основе делать умозаключения и производить действия, способные повлиять на реальность. То, что создание виртуальных моделей производится нынче посредством реального инвентаря, не должно вводить нас в заблуждение - если виртуальность с реальностью и пересекаются в какой-то точке, то уж точно не в этой, а также не в точке влияния виртуальных моделей на реальную жизнь.

Но виртуальной реальности как целостного понятия быть не может - иначе одно из этих слов просто лишается смысла.

Могут быть отдельные пересечения, но это - совсем другое дело и совсем другая тема.


Оставьте компьютеры.
К примеру, система бухгалтерского учета - это реальность?
Шкафы с документами - их можно потрогать. Из-за такого, а не иного расположения черных закорючек на бумаге человек может пойти в тюрьму или повеситься.
Однако эта реальность виртуальна, но не потому, что она "воображаема". Материально шкафы (или диски) - вот они. А потому, что она не расшифровывается, не воспринимается правильно без субъекта - носителя кода расшифровки. Без бухгалтера, то есть.
Собственно, ключевое слово здесь - информация.

Любая информация виртуальна. И слово "воображаемая" здесь абсолютно не подходит. В данном случае "виртуальный" - это тот, который может "быть" и "не быть" одновременно, в зависимости от подхода, в зависимости, наконец, от того, наблюдает ли его кто-нибудь и владеет ли он кодом для понимания. Кому-то просто зарубки от топора, а кому-то это иероглиф.

Очень хорошая параллель с квантовой теорией.
Понятие виртуальных частиц, как и многие понятия там, было введено для удобства математического описания неких материальных объектов. И, как почти со всеми такими искусственно введенными понятиями, впоследствии оказалось, что и этому понятию соответствуют свои материальные объекты. Только вот о них нельзя сказать - "есть" они, или их "нету", потому что эти простые слова там не подходят.


В более узком смысле слова "виртуальная реальность" - имитация впечатлений от реального мира средствами компьютерного воздействия на органы чувств, причем часто имитация интерактивная.

Оставьте неграмотным журналистам эти сенсации для пенсионеров.
Ничего особенно нового и уж тем более - ничего особенно страшного.

Несколько технически более наворочено, конечно, но такой имитацией занимался с древнейших времен любой шаман, любой музыкант, актер, певец, художник. (И самогонщик.)

Интерактивная имитация? Пожалуйста. Ребенок играет. Человек поет. Ах, непосредственно на ЦНС? Пожалуйста. Другой человек мексиканских грибов принял.
Нет ничего нового под солнцем...[/b][/quote]
.
Meshulash
СообщениеДобавлено: 27 Мар 2002 12:01    Заголовок сообщения: Виртуальная реальность

Программист писал(а):

Информация, по-моему - материя интернета (а душа - содержание). Только вот информация очень странная материя. От того, что ею владеют разные люди количество информации не уменьшается. Вообще, информация не уменьшается от использования, в отличие от материи яблока, хлеба бензина...

Да. Есть даже закон сохранения информации. В философии его, кажется, Чефранов его вывел.
По этому поводу есть шутка. Пусть у тебя есть одно яблоко и у меня есть одно яблоко. Ты даешь мне свое яблоко, а я тебе - свое. Сколько яблок у каждого из нас? По одному.
А теперь, пусть у тебя есть мысль и у меня есть мысль. Я сообщаю тебе свою мысль, а ты мне - свою. Сколько мыслей у каждого уз нас? По две.
Цитата:

Но что бесспорно: интернет приближает нас к "Освобождению труда" - о чем не только Маркс с Плехановым пеклись. Работа по интернету так свободна, как не могли помыслить социалисты прошлого.

Не уверен. Думаю также можно сказать о любом писании текстов.
Цитата:

Интернет, конечно, переворотв культуре, превосходящий искусство книгопечатания. И во многом противоположный. Массовые тиражи, ставшие возможными после Гутенбрега адресованы никому конкретно.
Ахматова первой объявила "После гутенбреговскую эру", самиздат, распространяемый всегда конкретному адресату, предвосхитил интернет, побеждающий безадресное изделие масс-культуры.

Изумительная мысль! Спасибо за идею. Действительно, ведь массовая публикация вместо адресованных эпистол, это прямой аналог сетевого общения. Тогда, пожалуй, стоит пересмотреть то, что я написал ранее. Я подумаю, еще раз спасибо.
Цитата:

Интернет, и шире, компьютерные новации, по значительности схожи с изобретением алфавита (взамен иероглифов). Но это движение в другом направлении - компьютер вместо буквенной передачи информации переходит к пиктограммам и смайлики скоро вытеснят слова, подтверждая теорию об эмоциональном происхождении речи.

На мой взгляд, не так. Смайлики и прочее функционируют по тем же законам, что и, любая другая знаковая система. Дорожные знаки несут функцию управления движением транспорта, смайлики - направляют понимание эмоций. Но структурно они, на мой взгляд, похожи.
Насчет эмоционального происхождения речи - не знаю. Если имеется ввиду только речь, есть масса теорий, от звукоподражания до эмоциональных криков. Если же имеется ввиду язык вообще, то, я думаю, эмоции здесь не причем.
.
Meshulash
СообщениеДобавлено: 27 Мар 2002 12:12    Заголовок сообщения:

ПупсикЪ писал(а):

Пoмнится, кoгдa-тo пoхoжие речи велись пo пoвoду изoбретения сaмoлетa, телегрaфa, рaдиo, телевизoрa, телефoнa, фaксa...
Из всех этих изoбретений Интернет мoжнo упoдoбить в чем-тo телефoну и сaмoлету.
Тaк вoт я спрaшивaю: сиьнo нaс изменил сaмoлет? A телефoн?
Будьте прoще, грaждaне. Интернет нaс не изменит рaдикaльнo. Лет через десять o нем будут вспoминaть нaряду с телефoнoм и сaмoлетoм - в тех же тoнaх и с теми же пoнятиями.

Думаю здесь речь идет не о новом техническом изобретении, а о новом способе неадрессованного распространения текстов в широком смысле. Телефон, телеграф, факс и т.п. - это адресованная передача текста. Радио, телевидение - неадрессованная.
Программист точно, как мне кажется, заметил аналогию между интернетом и книгопечатанием.
Но в интернете на первое место выходит реакция сетевого сообщества. Радио и телевидение - однонаправлены. Интернет же предполагает реакцию. Происходит диалог человека и сети. Так же как, суть, в советском самиздате (опять спасибо Программисту). Написал чего то, размножил, распространил и собирай отзывы. От друзей и от э-э... органов.
А то. что интернет нас не изменит, на мой взгляд, очевидно. "Сколько волка не корми..." Как был сапиенс, так и останется. Кто меньше, кто больше, конечно.
.
Meshulash
СообщениеДобавлено: 27 Мар 2002 12:24    Заголовок сообщения:

Перец писал(а):

Эта тема тупиковая, поскольку само ее название парадоксально - виртуальная реальность. В нашем понимании значение слова "виртуальный" можно обозначить русским "воображаемый". То есть то, что нельзя потрогать, а можно только вообразить, выстроить умственную модель и на ее основе делать умозаключения и производить действия, способные повлиять на реальность. То, что создание виртуальных моделей производится нынче посредством реального инвентаря, не должно вводить нас в заблуждение - если виртуальность с реальностью и пересекаются в какой-то точке, то уж точно не в этой, а также не в точке влияния виртуальных моделей на реальную жизнь.

Но виртуальной реальности как целостного понятия быть не может - иначе одно из этих слов просто лишается смысла.

Могут быть отдельные пересечения, но это - совсем другое дело и совсем другая тема.

Все верно. Только замечу, что в большинстве случаев мы таки живем в виртуальной реальности. Кто для обычного грамотного чловека более реален, воображаемые Онегин и Раскольников или совершенно конкретные Василий Пупкин и Петр Тяпкин, о коих где-нибудь в церковной книге записано?
Но это отдельно. Думаю, Ваши замечания больше относятся к более общему вопросу о мифологическом сущестовании. Я попробую подготовить тему о мифе, опираясь на "Диалектику мифа" Лосева.
.
Программист
СообщениеДобавлено: 27 Мар 2002 13:46    Заголовок сообщения: Виртуальная реальность

Спасибо откликнувшимся!
Теперь несколько реплик по поводу.

Всякое ли написание текстов ведет к освобождению труда? (В социально-экономическом смысле). Очевидно, только оплачиваемое. Раньше это было уделом признанных литераторов. Они разъезжали по свету и сдавали тексты в редакции. Теперь на это способен любой талантливый программист, а программистов много больше чем талантливых литераторов. Социально-экономическая значимость свободного труда возросла. Интернет освобождает трудовую деятельность от пространственной разделенности: работодатель может быть на другом континенте. Интернет освобождает труд от внешней дисциплины: был бы результат, а как ты его добился работодатель и не знает. Наконец, есть почтенная мысль, на ней сходятся К.Маркс, Бродский и Римский Папа - труд не должен быть товаром. (В нем слишком много личностного, а продавать личность нельзя) Товаром может быть результат труда. И это тоже достигается в интернет-экономике. Если не прав - поправьте.

"Интернет нас не изменит радикально?"
А что изменит? И кого это "нас"? Кого-то изменит, а кого-то нет. Есть люди, которые не замечают никаких изменений? Кстати, что может нас изменить и изменяло род людской: электричество, атомная бомба, паровой двигатель? А отдельную личность?

Уклад общества меняется. Интернет же символ крепнущего единства людского. Когда-то единство это было только грезой или мистическим чувством. Ныне оно постепенно воплощается. Впрочем, соединяя род людской, интернет вполне может разрушить семью.

По-моему сама гипотеза о возможности материи, неуменьшающейся от использования, заслуживает внимания. А может, есть материя, увеличивающаяся от использования? О законе сохранения информации, извините не слышал. Не поясните?
.
Машенька
СообщениеДобавлено: 27 Мар 2002 15:17    Заголовок сообщения: Виртуальная реальность

Программист писал(а):

Всякое ли написание текстов ведет к освобождению труда? (В социально-экономическом смысле).
(даже не реплика, а просто так) Не думаю, что всякое написание текста - это освободжение от труда, скорее - труд, т.к. свершается бессмысленное шевеление пальцами... но ненаписание текста - это тоже труд. Иногда непосильный....
(с выходом в свет, Программист) war.gif neon.gif blue.gif
.
Glenview
СообщениеДобавлено: 27 Мар 2002 18:12    Заголовок сообщения: Виртуальная реальность

Программист писал(а):

А может, есть материя, увеличивающаяся от использования? О законе сохранения информации, извините не слышал. Не поясните?


Не является ли Талмуд "развившийся" из Торы одним из примеров этого?
.
Программист
СообщениеДобавлено: 28 Мар 2002 09:12    Заголовок сообщения: Виртуальная реальность

Машенька писал(а):

... но ненаписание текста - это тоже труд. Иногда непосильный....
(с выходом в свет, Программист) war.gif neon.gif blue.gif

Спасибо p1.gif p5.gif p6.gif !!!
Мы тут обсуждаем не творчество, а всего лишь оплаченный труд. Но - если хочется писать, почему не писать?! gle10.gif
.
Программист
СообщениеДобавлено: 28 Мар 2002 09:26    Заголовок сообщения: Виртуальная реальность

Glenview писал(а):


Не является ли Талмуд "развившийся" из Торы одним из примеров этого?


Почему нет.
Я никак не могу отделаться от убежденности, что несмотря на все научные определения информация и ее антипод энтропия - субъективные понятия. К этому подводят меня вопросы:
Где больше порядка на армейском плацу или на балетной сцене?
Где больше порядка (информации) в двухтомнике из одной буквы "ь", или в "Войне и Мире"?
Очевидно у майора, любителя балета и любителя литературы будут разные ответы.
То есть самое нелепое на наш взгляд скопление знаков или частиц может оказаться чудесной фразой еще неведомого языка.

Говоря о материи, возрастающей от использования (намек на которую я вижу в информации) я ищу вазу слив, число коих увеличивается от поедания. Или все-так сие возможно лишь в интернете?
.
Levy
СообщениеДобавлено: 29 Мар 2002 07:36    Заголовок сообщения: Виртуальная реальность

Программист писал(а):

Я никак не могу отделаться от убежденности, что несмотря на все научные определения информация и ее антипод энтропия - субъективные понятия. К этому подводят меня вопросы:
Где больше порядка на армейском плацу или на балетной сцене?
Где больше порядка (информации) в двухтомнике из одной буквы "ь", или в "Войне и Мире"?
Говоря о материи, возрастающей от использования (намек на которую я вижу в информации) я ищу вазу слив, число коих увеличивается от поедания. Или все-так сие возможно лишь в интернете?


Программист:
Сначала ответы на Ваши вопросы. Энтропия не является антиподом информации - это свойство материи (см. Второй закон термодинамики) и информации. Формула энтропии одинакова и там и тут. Энтропия объективна так же, как и материя и информация. Не мы её придумали, мы только её открыли.
Плац и балет примерно одинаковые низкоэнтропийные системы, ибо отрепетированы, подчинены ритму, число степеней свободы элементов ограничено.
Материя, в макро-мире, не изменяется, она подчинена закону сохранения материи-энергии и достаточно точно. Другое дело, в теории кварков этот закон нарушается, но это, как скорость сближения двух поездов в макро-физике и двух лучей света в эйнштейновской физике.
Информация не является материей, ибо по отношению к ней не работают материальные законы, в частности, закон сохранения. Предположим, Вы поместили на сайте потрясающее сообщение. Каждый человек, вошедший на Ваш сайт, получает порцию информации одинакового объёма. Информация размножается и на её размножение тратится только её материальный носитель - энергия. Откуда берутся всё новые и новые порции информации, идущие всё новым и новым потребителям? Не знаю, информация нематериальна, а законов, регулирующих нематериальный мир, мы не знаем.

А теперь подойдём к этому делу формально. Пусть n - основание системы счисления. В компютере n=2, в нашей "арабской" математике n=10, у халдеев было n=7. В русском разговорном языке n=33. Пусть мы оперируем "словами" длиной m n-ичных разрядов. Если слова все постоянной длины, то общий объём доступных нам различных "слов" V=n**m. Здесь ** - возведение в степень. Если слова переменной длины, то:
V=n**m + n**(m-1) +...+ n + 1.
Это и есть наш тезаурус - набор слов или понятий языка. (NOTE: Понатие "тезаурус" в интеллектуальной деятельности намного сложнее). Вероятность встретить в тексте слово равна 1/V. Поскольку энтропия зависит от логарифма этой вероятности, то можно сказать, что формальные языки (скажем, алгоритмические) имеют более низкую энтропию, чем разговорные. В применении к информации энтропия не является степенью хаоса. Я бы это назвал разнообразием, гибкостью, изощрённостью языка.
Ну, про языки - это мы поговорим в другой теме.
.
Часовой пояс: GMT +3:00




Powered by phpBB 2 © 2001, 2002 phpBB Group